Кировец. 1989 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е ц» стр. 8 выявляют «узкие» места на стройке, но они повторяются вновь и вновь. — На мой взгляд, — гово рит старший инженер УКСа ИЛ. С. Третьякова, — в тресте «Жилстрой» к проектным чер тежам терапевтического кор пуса отнеслись небрежно. То и дело строители просят что-то отменить в проекте, что-то за менить. Вот и получается мас са переделок. Опытный специалист-строи тель УКСа завода правд. Вот, к примеру, центральный тепло, вой пункт (ЦТП). Это энерге тическое «сердце» не только терапевтического корпуса, но всех медицинских учреждений уже действующих. ЦТП — сложное сооружение — дол жен быть выполнен в красном кирпиче. Но строители настаи вают выложить ЦТП из сили катного. А затем применить специальную штукатурку. Ра ди чего такая перетряска проекта? Делается с отступлением от проекта и пищеблок. Кстати, работы здесь не ведутся в пол. ном объеме. На каждом оперативном со вещании заходит речь о рент- генкабинете и комнатах интен сивной терапии. Первоначаль но рентгенкабинет предполага лось сдать под монтаж обору, дования еще 30 октября. Про шло более полутора месяцев, а трест «Липецкремсгроймонтаж» (управляющий Г. С. Гуркин) все еще не может доложить о завершении работ. Такое же положение и с тремя теплыми переходами. Правда, готовыми они должны быть еще три ме сяца назад. «Распоряжение по строитель ству терапевтического отделе ния на декабрь 1989 г.». Под писан этот документ замести телями генерального директора Н. Г. Шамардиным, А. И. Объедковым и руководителями генподрядной и субподрядных организаций. Такие распоря жения на стройке появляются ежемесячно. В них определяют ся объемы рабор, количество людей. Но вся беда в том, что генподрядчик, поставивший свою подпись, забывает не только об ответственности, но и о сроках выполнения объе мов, указанных в распоряже нии. Вот, например, до 8 декабря строительное управление № 3 треста «Жилстрой», «Сантех- монтаж-1», «Промвентиляция» были обязаны замонолитить перекрытие, установить стояки, обложить вентиляционные ко роба. Не сделали. Не сдали строители третьего управления к 5 декабря четвертую шахту для лифта, а отделстроевцы не сумели к 10 декабря закон чить отделку шахт. И так из месяца в месяц. Светлым пятном в мрачной картине строительства выде ляется управление ЦСантех- монтаж- 1 », которому поруча лось подать тепло в здание к 5 декабря. Оно выполнило рас поряжение. Но сейчас полу чается, что теплом, поданным в здание, отапливаются улицы (вспомните оконные проемы без застекленных рам). Уста новить всю столярку в тера певтическом отделении должно управление № 5 треста «Жил строй» (главный инженер А. Н. Карасев). Должно, но не спе шит закрывать оконные прое мы, как пустые глазницы. В декабре на корпусе пла нируется освоить 366 тысяч рублей, иметь работающих 388 человек. И вот здесь хочется сказать, что наше производст венное объединение по-делово му, добросовестно отнеслось к заданию выделить в помощь с 1 роителям заводских рабочих. На оперативках не раз отме чались организаторские способ ности заместителя начальника отдела кадров М. И. Горбуно ва, что нельзя сказать о руко водителях строительных орга. низаций. И еще одно житейское на блюдение в здании. Две моло дые работницы нашего пред приятия шпаклевали двери. У одной шпаклевка упала на сапоги. Работавшие рядом де вушки-маляры заметили: — Вытирай скорее, потом поздно будет, засохнет. У нас тут как в глухом лесу или пустыне тряпку не найдешь, а о керосине и думать забыли, руки дома оттираем. И этого требует стройка. В. КОЛОСОВ. На снимке — один из ак тивнейших рационализаторов предприятия заместитель на чальника сталелитейного цеха Виктор Васильевич Ермаков. Его творческие разработки от личаются высокой эффектив ностью. Фото В. Карабанова. V ИЗОБР ЕТАТЕЛ Ь - Л ИЦО СУВЕРЕННОЕ БЕСЕДА С ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ ГОСКОМ ИЗОБРЕТЕНИЙ И. С. НАЯШКОВЫМ — Прошло несколько меся цев после публикации проекта Закона об изобретательской деятельности в СССР. В ходе его обсуждения высказано не мало замечаний и предложе ний, которые, надо полагать, будут учтены при доработке этого документа. И все же. Иван Семенович, почему так долго и без участия широкой изобретательской общественно сти готовился проект, ведь разговоры о нем идут уже не сколько лет? Кто аккумули рует, изучает и обобщает по ступающие поправки, замеча. имя и предложения? — Впервые предложение о создании такого Закона про звучало на совещании в ЦК КПСС по вопросам ускорения научно-технического прогресса, которое состоялось в,нюне 1985 года. Сразу же началась рабо та. Была создана комиссия на представителей Госкомизобре- тений, Минюста и ГКНТ (.{ССР.мИ вскоре/после XXVII съезда партии проект Закона был подготовлен. В результате обсуждения было решено, и я считаю это правильным, отло жить его до принятия Закона о государственном предприятии (объединении). [П о с л е это го, во второй половине 1987 го да, проект был серьезно пере работан с учетом его положе ний и в декабре того :же года был направлен в правительст во. Отработка документа про должалась в течение прошлого года рабочей группой Прези диума Совета Министров ССОР, возглавлял которую ака демик Е. П. Велихов. Я никак не могу принять уп рек в келейности этой работы. В ней участвовали представи тели министерств и ведомств, ВОИР, многие видные ученые, изобретатели н рационализато ры, правоведы, производетшен. ннки. А в отношении процеду ры дальнейшей работы сооб щу, что все поступающие и публикуемые в печати лредло-- жения и замечания изучаются и анализируются в Институте государства и права АН СССР; их обобщает и принимает ре шение по каждому из них ра бочая группа Совета Мииист. ров (СССР. На следующем эта пе работа перемещается в соответствующие депутатские комиссии Верховного Совета СССР. — Ход обсуждения проекта Закона показал, что широкие круги изобретателей, в целом приветствуя его и одобряя многие его положения, ряд статей и формулировок оспа ривают. А как лично вы оце ниваете проект? — Проект нового Закона в решении некоторых вопросов, на мой взгляд, да)же идет дальше по сравнению с анало гичными законами других вы сокоразвитых стран. Это каса ется и форм собственности на изобретения, и экономического стимулирования технического прогресса, и защиты прав ав торов. Если же говорить о главном, коренном намеченном измене нии, то изобретения в нем рас сматриваются как товар, вклю ченный в систему социалисти ческого рынка. Это новое1 ка чество, до сих пор этого не было, А этой мыслью прониза ны все статьи проекта. Ин теллектуальный товар теперь можно будет продавать и по купать как любую продукцию — станок, .материал, техноло гию. Так давно делается во всем мире. .А у нас до сих пор изобретение принадлежало .всем — и в то же время никому, Я бы еще отметил следую щее. Вот уже десятки лет изо. бретательская деятельность регламентируется у нас в стране актами хотя и высших, но исполнительных и распоря дительных органов( постанов лениями и положениями, исхо дящими от Совета Министров ССОР или утвержденных им). Теперь же эта; регламентация впервые поднимается на выс ший в государстве уровень — Закона. — В ходе обсуждения нема лое число изобретателей и про. изводственников высказали мнение, что в предлагаемом проекте Закона слабо, недоста точно эффективно решается ос новной вопрос — у предприя тий все так же, как прежде, мало будет стимулов внедрять новшества. Заставляют быстро осваивать новшества толькр какие-то чрезвычайные проис шествия и бедствия вроде чер- нобольской аварии, землетря сения в Армении или, напри мер, внезапного прекращения поставок импортного сырья. В обычных условиях предприятия предпочитают набирать при быль не эа счет внедрения новшеств, а втихую повышая цены на свою продукцию... Меры, намеченные 39-й статьей проекта, трудовые кол лективы даже не почувствуют, считают сторонники этой точки зрения. Нужны более ощути мые льготы, но связать их сле дует прямо с выводом продук ции на мировой уровень. — Думаю, что эти опасения недостаточно обоснованны. В процессе подготовки проекта были обследованы- более двад цати предприятий Москвы1 и других городов, механизм 39-й статьи был «наложен» на от четные данные за (1987 год. Мы убедились, что эффект -бу дет ощутимый: доля прибыли, которую предприятия могли бы получать от использования изо бретений, составляла- от б до 20 процентов общей прибыли. И вся эта доля по проекту Закона может оставаться на предприятиях в течение первых трех лет, без отчислений в бюджет. — У многих экономистов и изобретателей складывается (впечатление, что законопроект стимулирует создание главным образом «мелочовки», локаль ных новшеств, частичных усо вершенствований производства, которые до сих пор и состав ляют основную долю внедре ния. Ведь все вознаграждение за изобретения по-прежнему жестко привязывается только к его использованию. Но ведь крупные, революционные идеи глобального характера чаще всего «обрастают мясом» и реализуются спустя годы, воп лощаясь потом в сотнях и ты сячах менее крупных изобре тений. Идеи Циолковского бы ли гениальны, но реализовал их Королев спустя десятиле тия. И Циолковский по этому Закону не получил бы ни ко пейки. Нужен, видимо, меха низм защиты и оценки и таких идей? — Согласно 'законопроекту .охрана распространяется на те 'технические решения, создате ли которых вправе рассчиты вать на прибыль. Но. -проект, -на мой взгляд, дает -возмож ности экономического стимули рования и таких пионерных, уникальных изобретений, о -ко торых вы говорите. 'Есть в нем и возможности, скажем, для предприятия премировать изо бретателя за' иную -полезность от его новшества, не связан ную с экономическим эффек том. Предусмотрены- меры и морального стимулирования. Есть, наконец, механизм реги страции -научных открытий, поощряющий достижение высо ких результатов в фундамен тальных исследованиях. Так что я не вижу здесь затруд нений, — У нас -в стране эксперти за не признает изобретениями почти половину заявок. Но те перь, согласно статье 19-й проекта, предлагается все без исключения заявки после -пред, варительной, чисто формальной, экспертизы публиковать в том числе и те, что потом будут отвергнуты. Насколько это оправданно? — (В этом вопросе проект Закона идет навстречу широ кой изобретательской общест венности. Да, будут бросовые ' затраты -на -публикацию, по явится информационный «-шум», в том числе и в компьютерных банках данных. -Но зато и доб рокачественная информация будет публиковаться оператив но, не через год, а через два месяца. Да инженерная об щественность получит возмож ность сама отделить зерна- от -плевел. Это будет своего рода общественная- экспертиза, — Весьма болезненный для изобретателей вопрос — о ка честве и объективности экспер тизы, о реальных возможно стях пересмотра ее решений, далеко не -всегда бесспорных. Сегодня контрольный совет Госкомизобретений подтверж дает практически все отказные решения экспертизы, это ве домственный орган. Не разум нее ли сделать такой орган межведомственным -и -независи мым, например, -в структуре ВЦСПС? Кстати, о ВОИР, ав торитетной профсоюзной орга низации, как и о созданной не давно Всесоюзной ассоциации патентоведов, в проекте Зако на нет ни слова. А -ведь они по логике вещей обязательно должны участвовать в работе апелляционного совета и па тентных судов. — Я отвечу так на этот воп рос. Охрана изобретений, вся процедура -их защиты, -регист рации, разрешения (конфликтов, использования — это -часть го. сударственной деятельности. Государство пока не может пе редать эти функции- общест венной организации, даже та кой авторитетной, как ВЦСПС или ВОИР в его рамках, -по скольку -именно государство -гарантирует охрану патенто владельца. Вы, видимо, -правы в том, что в проекте уделено мало внимания общественным, в том числе профсоюзным, ор. ганизац-иям. -На то и всенарод ное обсуждение, чтобы общи ми усилиями исправить -недо статки. Согласен, -что контрольный совет допускает еще ошибки, и мы их -стараемся исправлять. Но я бы отметил одно -прин ципиальное новшество. По мое-му мнению, -большим дости. мнением проекта Закона явля ется создание специализиро ванных патентных судов. Па тентный суд независим, он назначается Верховным /Сове том СССР. Для -нас это дей ствительно новый и ирай-не не обходимый -институт, — В проекте Закона не от ражены -некоторые льготы в налогообложении вознаграж дения, которые действуют сей час. Например, до сих пор не облагалось подоходным -нало гом вознаграждение изобрета. телю в сумме до тысячи руб лей. В тексте -проекта этой записи теперь нет. А ведь предлагалось увеличить сумму, не подлежащую налогу. Это шаг назад? И о моральном поощрении новаторов: не на до ли через Закон облегчить его немыслимо громоздкую процедуру? Например, чтобы ходатайствовать о присвоении почетного звания, надо собрать огромное количество бумаг, подтверждающих -промышлен ное использование каждого изобретения. А если их десят ки и сотни, — на это уйдут месяцы, если не годы. Потом пройти массу согласующих ин станций — профком, партком, совет ВОИР, райком, горком, обком, министерство... — Льготы в налогообложе нии не будут отменены -ни в коем случае. Наоборот. Сей час готовится -новый закон о налогах, в котором, насколько я знай, предполагается ввести единый прогрессивный -налог для всех категорий трудящих ся, в том числе -и творческих работников. Если же говорить о том, что отражено в -обсуждаемом про. екте Закона, то и в нем есть принципиальные изменения в материальном стимулировании. До -сих пор оно было ограни чено 20 тысячами рублей за самое эффективное изобрете ние. Законопроект отменяет этот «потолок». Что касается- морального поощрения из-обретателей, — здесь еще есть масса -бюрокра тических рогаток. Будем общи, ми усилиями изживать их. Беседу вел О. МИХЕЕВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz