Кировец. 1989 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр . 3 Сл о в о — г о с п р и е м к е Почему-то принято считать, что качественная продукция — это готовое изделие, деталь, которые полностью соответст вуют технической документа ции и обеспечивают свои эк сплуатационные характеристи ки в течение гарантийного сро ка. И что зависит это качест во в первую очередь от соблю дения технологических процес сов. Конечно, согласиться с этим можно, но на сегодня этого мало, так как страна по ставила перед машиностроите лями ответственную задачу — в кратчайший срок выйти на мировой уровень в вопросах надежности, долговечности и широких эксплуатационных воз можностей отечественной тех. ники. К сожалению, качес т в о сельскохозяйственной техники и в первую очередь тракторов вызывает еще ряд нареканий. Вот почему с введением госу дарственной приемки продук ции ставилась цель — помочь производству выйти на новый качественный уровень за счет перехода на новую организа цию самого производства. Ведь давно уже стало ясно всем, что только при высоком ур о в - . целенаправленной и проводится непосредственно с производст венными подразделениями це хов и ремонтными службами завода. Нет необходимости предста вителям госприемки вникать в комплектность и работоспособ ность отдельных узлов, меха низмов станков или прессов. Главное, чтобы оборудование, прошедшее планово-предупре дительный ремонт или нахо дящееся в действующем произ водстве, обеспечивало точность и стабильность размеров дета лей (или заготовок, если это заготовительное или металлур гическое оборудование). К со жалению, действовавшая до сих пор система планово-пре дупредительного ремонта, а также контроль за качеством ремонта и точностью оборудо вания носили формальный ха рактер Весь капитальный и средний ремонт сводился и сво дится практически к профилак тике отдельных узлов и меха низмов станка или пресса, за мене масла и в лучшем случае — покраске оборудования. Ко роче говоря, там, где должен проводиться комплексный ре монт, проводится лишь профи- листов, в четвертом и автомат ном — 15 процентов, в цехах третьем тракторном и прессо вом 25 процентов, а во втором тракторном цехе не достает почти половины ремонтников. Как можно требовать в таких условиях от ремонтных служб качественного ремонта и вы полнения плана в полном объе ме, когда сил у механиков ед ва хватает на расшивку «уз ких» мест, устранение аварий ных поломок оборудования. Немаловажной проблемой яв ляется экономическая незаинте ресованность в своевременном и качеством выполнении плано во-предупредительного ремонта. Так, механик цеха $а выполне ние плана этого ремонта полу чает только 5 процентов от общей суммы премии, положен ной ему при выполнении всех остальных показателей. 20 же процентов премии ему могут начислить за поддержание обо рудования в рабочем состоя нии, то есть за выполнение аварийных работ. Из этого, естествено, механики делают соответствующий вывод, выби рая из двух зол меньшее. Но, на мой взгляд, и руководство ремонтными службами, в част ности, заместитель техническо го директора В. И. Кукин и • главный механик В. И Низу- ЧТО ЗАДАЕТ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА не н стабильном качестве мы можем рассчитывать на конку рентоспособность наших изде лий на мировом рынке, н толь ко тогда мы сможем хоть как- то восполнить те материальные и моральные потери, которые несли и несут труженики сель ского хозяйства из-за низкого качества техники. От чего зависит качество из делия и, в частности, детища нашего завода — Т-40? Назо ву, на мой взгляд, основные и самые существенные факторы. Это состояние и качество тех нической документации, совер шенство и стабильность тех процессов, профессиональное мастерство наладчиков и ста ночников, четкая система конт роля соблюдения технологии и качества изделия на всех уров нях и т. д. Нельзя наряду с этим ныпускать из поля зре ния обеспеченность контроль ным и измерительным инстру ментом, надежность, точность и стабильность работы оборудо вания н оснастки. Кроме того, есть ряд других факторов, которые не в мень шей мере влияют на качество узлов и рабочих механизмов трактора. К ним можно отне сти и качество полуфабрика тов, узлов и комплектующих йзделий, получаемых со сторо ны, и технологичность деталей в производстве, и уровень ме ханизации и автоматизации производства. Но в конечном счете основу качественного из делия или детали определяет их точность, то есть соответст вие заданным техническим па раметрам. Обеспечить же высокую точ ность должно технологическое оборудование и оснастка, кото рые называют основными фон дами предприятия. Следова тельно, от состояния условий содержания, эксплуатации и восстановления этих фондов и зависит их точность, а значит и качество производимых дета лей. С 1 апреля текущего года в механообрабатывающих цехах завода введена госприемка на капитальный и средний ремонт оборудования основного произ водства, а также на контроль за соблюдением норм техноло гической точности на действую щем оборудовании. Правда, контроль за соблюдением гра фиков проверок оборудования на технологическую точность осуществлялся представителя ми госприемки и раньше Но сейчас эта работа стала более лактическад работа. А план профилактики или так назы ваемый мелкий ремонт обору дования (хотя бы основного производства) по существу де лается только на бумаге. Справедливости ради нужно сказать, что не во всех цехах с ремонтом оборудования дела обстоят'одинаково. Так, в чет вертом, пятом тракторных, ав томатном цехах механики и ад министрация с должной ответ ственностью относятся к пла ново-предупредительному ре монту. Хуже положение в тракторных №№ 1 и 3, прессо вом цехах. И совсем плохо осуществляется ремонт обору дования в тракторном цехе № 2. Да и откуда взяться высокому качеству ремонта, если на за воде нет четкого регламента ремонтных работ с учетом мо рального и физического . износа оборудования, ремонтной слож ности станка или пресса. А раз нет обязательного перечня ра бот, которые должны выпол няться независимо от того, вы шли ли из строя узел, деталь станка или нет, то ремонт про изводится по субъективной оценке, даваемой механиком, а то и просто слесарем-ремонт- ником. Кроме того, и из того, что намечается сделать, выпол няется в большинстве случаев только половина. Причин здесь много: отсутствие материалов и комплектующих изделий, ис пользуемых при ремонте обо рудования, нехватка ремонтно го персонала, низкая квалифи кация рабочих служб механи ка'. В ремонтно - механических мастерских механического пере дела — самый старый станоч ный парк Некоторые станки уже в два—три раза выработа ли свой ресурс, поэтому их невозможно восстановить. И все же за неимением лучшего механики цехов вынуждены выжимать из списанного и ус таревшего оборудования невоз можное. Несовершенна система опла ты и стимулирования труда ра ботающих в цеховых ремонтно механических мастерских. За редким исключением, они нахо дятся на правах бедных родст венников. А отсюда и неста бильность кадров, частая сме няемость механиков ц'ехов. Практически во всех цехах службы механика укомплекто ваны не полностью Например, в первом тракторном цехе до полной укомплектованности не хватает 20 процентов специа кин забывают о том, что от реализации планово-предупре дительного ремонта оборудова ния зависит качество продук ции. Может быть поэтому здесь "так много огрехов. Из-за отсутствия станков- дублеров ремонтные работы на заводе вынуждены проводить в выходные дни. А что можно сделать за два дня, например, с многошпиндельным полуавто матом или с 600-тонным прес сом? Резервных же мощностей нет как- во втором и третьем тракторных, гак и в четвертом и пятом тракторных цехах В то же время за период с 1985 но первое полугодие этого го да на капитальный и средний ремонт предприятием израсхо довано около 10 млн. рублей. Очень медленно ведется об новление парка технологическо го оборудования. Так, за шесть месяцев текущего года по ме ханическому переделу обновйЬ- но 1,5 процента от общего парка оборудования. В то же время возраст 49 процентов этого парка в основном произ водстве превышает 15 лег. От сюда и конечный результат: 22 процента оборудования из числа проверенного в июле не соответствует нормам техноло гической точности. Особенно плохо в этом отношении в пер вом, втором и пятом трактор ных,прессовом цехах. Так, в прессовом цехе не соответствует нужной точности 66 процентов оборудования. Характерен этот недостаток для более чем по ловины оборудования и во вто ром тракторном цехе. Всего же за 7 месяцев этого года из 788 единиц проверенного оборудо вания 144 оказались с откло нением, то есть практически каждый пятый станок дает не точную деталь. Вместе с тем в том же прессовом цехе за пер вое полугодие не внедрено ни одного нового станка, агрегата, хотя половина из всего обору дования действует уже более 20 лет. Вывод один: на заводе сла бо учитывается взаимосвязь восстановления и обновления основных фондов с качеством конечной продукции, со ста бильной работой завода, что и приводит к плачевным резуль татам. Поэтому крайне необхо димо принятие кардинальных мер по устранению имеющихся недостатков. А. ТАРАСОВ, представитель госприемки. В О П Р О С - О Т В Е Т КТО ТАКОЙ БЮРОКРАТ? Сейчас в печати да и в оби ходе часто встречаются выра жения «бюрократическая ма шина», «бюрократизм» и т. д. Расскажите, откуда пошло по нятие бюрократ, «ак отличить бюрократа от других людей— ведь ненароком человека мож. но и оскорбить. А. Григорьев. Термин «бюрократ» в перево де с французского означает «бюро», канцелярия и с грече ского — сила, власть, господ ство. Впервые научное понимание природы и существа бюрокра тии дал К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права». Он показал, что бюро кратия — это «особое, замкну- общество». Она должна «защищать мнимую всеобщ ность особого интереса, коопе ративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух». Надо отметить, что человек не является бюрократом от природы. Бюрократом его де- •лает определенная «система»— та система отношений и со циальных связей, в которую он включен. Если скажем, систе ма управлении оторвана от людей, це стоит на защите их интересов, а является стражем своих обособленных интересов, каких-либо привилегий своим работникам, то самый некорыс толюбивый и болеющий за свое дело специалист, попав в «се ти» такой системы, либо ста новится ее пленником, а в дан ном случае — бюрократом, ли бо отторгается системой. Под черкнем, как человек он может обладать прекрасными челове ческими качествами, а как «вин тик» механизма, отдельный представитель той самой «кан целярии» — он бюрократ. Бюрократизму свойственно многообразие форм своего про явления. Это — нарушение коллегиальных принципов уп равления, нежелание брать на .себя ответственность за реше ние каких-либо вопросов, без душное отношение к людям, круговая порука, использова ние служебного положения в личных целях, нанесение ущер ба общественным интере сам и др. В обстановке застоя, парали зованности демократических ин ститутов бюрократизм .разросся до опасных пределов, стал тор мозом общественного развития. Его «вирусом» заражены прак тически все социальные орга низации (политические, эконо мические, идеологические и т. д.). Все это сковывает ныне инициативу, живое творчество масс как в народном хозяйст ве, где осуществляется эконо мическая реформа, так и в со циальной сфере, в обществен но-политической жизни, в ду ховно-нравственной области. Бюрократизм распространил ся и в партии. В результате первичные партийные организа- зации, рядовые коммунисты в значительной мере потеряли реальные возможности влиять на содержание деятельности КПСС, ее руководящих коми тетов Ослабла роль выборных органов, деформировались их взаимоотношения с партийным аппаратом в сторону усиления последнего. Вот почему КПСС на своей X IX конференции приняла спе циальную резолюцию «О борь бе с бюрократизмом». Ее пос ледовательная реализация при звана поставить заслон таким уродливым бюрократическим проявлениям, как диктат, ад министративный произвол в экономике и других . сферах, равнодушие к запросам люден, Успех борьбы с бюрократиз мом зависит от активности, принципиальности, настойчиво сти всех и каждого. И если кто-либо остается в стороне от перестройки, придерживается принципа «моя хата е краю», пассивно наблюдает за проис ходящими в стране процесса ми, тот непроизвольно стано вится жертвой бюрократиче ской машины. Не случайно В. И. Ленин писал: «Если мы хотим бороться с бюрократиз мом, то мы должны привлечь к этому низы». А ПЛ ОТНИКОВ , кандидат исторических наук. Забота о человеке—оклад в нерестройку “ Ш 1 1 ..................... ............. ........ Ленинград. Закончен рабочий день и большинство женщин многотысячного коллектива производственного объединения «Светлана» идут домой, а не бегут но магазинам, ка к многие труженицы других предприятий. Экономить свободное время светлановцам помогает торговый комплекс, созданный на территории объединения. Здесь-есть промтоварный магазин торговый фирмы «Фрун зенская», сеть распространения цродуктОвых заказов гастро нома «Центральный», фирменный магазин «Светлана», овощ ной базар, магазин и уличные лотки кулинарии, а также аптека. , Издрежки за содержание помещений, транспортные расхо ды, труд продавцов объединение оплачивает из своего фонда соцкультбыта. Большинство торговых точек позволяет во время обеден ных перерывов, а также до и после работы быстро приобрес ти товары первой необходимости. Еежемесячный товарооборот торгового комплекса составля ет более 300 Тысяч рублей. ' На снимке: овощной' базар на территории «Светланы». Фото М. Блохина (Фотохроника ТАСС)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz