Кировец. 1989 г. (г. Липецк)

Кировец. 1989 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр . 3 Сл о в о — г о с п р и е м к е Почему-то принято считать, что качественная продукция — это готовое изделие, деталь, которые полностью соответст­ вуют технической документа ­ ции и обеспечивают свои эк ­ сплуатационные характеристи­ ки в течение гарантийного сро­ ка. И что зависит это качест­ во в первую очередь от соблю­ дения технологических процес­ сов. Конечно, согласиться с этим можно, но на сегодня этого мало, так как страна по­ ставила перед машиностроите­ лями ответственную задачу — в кратчайший срок выйти на мировой уровень в вопросах надежности, долговечности и широких эксплуатационных воз­ можностей отечественной тех. ники. К сожалению, качес т в о сельскохозяйственной техники и в первую очередь тракторов вызывает еще ряд нареканий. Вот почему с введением госу ­ дарственной приемки продук ­ ции ставилась цель — помочь производству выйти на новый качественный уровень за счет перехода на новую организа­ цию самого производства. Ведь давно уже стало ясно всем, что только при высоком ур о в - . целенаправленной и проводится непосредственно с производст­ венными подразделениями це­ хов и ремонтными службами завода. Нет необходимости предста­ вителям госприемки вникать в комплектность и работоспособ­ ность отдельных узлов, меха­ низмов станков или прессов. Главное, чтобы оборудование, прошедшее планово-предупре­ дительный ремонт или нахо­ дящееся в действующем произ­ водстве, обеспечивало точность и стабильность размеров дета­ лей (или заготовок, если это заготовительное или металлур­ гическое оборудование). К со­ жалению, действовавшая до сих пор система планово-пре­ дупредительного ремонта, а также контроль за качеством ремонта и точностью оборудо­ вания носили формальный ха­ рактер Весь капитальный и средний ремонт сводился и сво­ дится практически к профилак­ тике отдельных узлов и меха­ низмов станка или пресса, за­ мене масла и в лучшем случае — покраске оборудования. Ко ­ роче говоря, там, где должен проводиться комплексный ре­ монт, проводится лишь профи- листов, в четвертом и автомат­ ном — 15 процентов, в цехах третьем тракторном и прессо­ вом 25 процентов, а во втором тракторном цехе не достает почти половины ремонтников. Как можно требовать в таких условиях от ремонтных служб качественного ремонта и вы­ полнения плана в полном объе­ ме, когда сил у механиков ед­ ва хватает на расшивку «уз­ ких» мест, устранение аварий­ ных поломок оборудования. Немаловажной проблемой яв­ ляется экономическая незаинте­ ресованность в своевременном и качеством выполнении плано­ во-предупредительного ремонта. Так, механик цеха $а выполне­ ние плана этого ремонта полу­ чает только 5 процентов от общей суммы премии, положен­ ной ему при выполнении всех остальных показателей. 20 же процентов премии ему могут начислить за поддержание обо­ рудования в рабочем состоя­ нии, то есть за выполнение аварийных работ. Из этого, естествено, механики делают соответствующий вывод, выби­ рая из двух зол меньшее. Но, на мой взгляд, и руководство ремонтными службами, в част­ ности, заместитель техническо­ го директора В. И. Кукин и • главный механик В. И Низу- ЧТО ЗАДАЕТ УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА не н стабильном качестве мы можем рассчитывать на конку ­ рентоспособность наших изде­ лий на мировом рынке, н толь­ ко тогда мы сможем хоть как- то восполнить те материальные и моральные потери, которые несли и несут труженики сель­ ского хозяйства из-за низкого качества техники. От чего зависит качество из­ делия и, в частности, детища нашего завода — Т-40? Назо­ ву, на мой взгляд, основные и самые существенные факторы. Это состояние и качество тех­ нической документации, совер­ шенство и стабильность тех­ процессов, профессиональное мастерство наладчиков и ста­ ночников, четкая система конт ­ роля соблюдения технологии и качества изделия на всех уров ­ нях и т. д. Нельзя наряду с этим ныпускать из поля зре­ ния обеспеченность контроль ­ ным и измерительным инстру­ ментом, надежность, точность и стабильность работы оборудо­ вания н оснастки. Кроме того, есть ряд других факторов, которые не в мень­ шей мере влияют на качество узлов и рабочих механизмов трактора. К ним можно отне­ сти и качество полуфабрика­ тов, узлов и комплектующих йзделий, получаемых со сторо­ ны, и технологичность деталей в производстве, и уровень ме­ ханизации и автоматизации производства. Но в конечном счете основу качественного из­ делия или детали определяет их точность, то есть соответст­ вие заданным техническим па­ раметрам. Обеспечить же высокую точ­ ность должно технологическое оборудование и оснастка, кото ­ рые называют основными фон­ дами предприятия. Следова­ тельно, от состояния условий содержания, эксплуатации и восстановления этих фондов и зависит их точность, а значит и качество производимых дета­ лей. С 1 апреля текущего года в механообрабатывающих цехах завода введена госприемка на капитальный и средний ремонт оборудования основного произ­ водства, а также на контроль за соблюдением норм техноло­ гической точности на действую­ щем оборудовании. Правда, контроль за соблюдением гра ­ фиков проверок оборудования на технологическую точность осуществлялся представителя­ ми госприемки и раньше Но сейчас эта работа стала более лактическад работа. А план профилактики или так назы­ ваемый мелкий ремонт обору­ дования (хотя бы основного производства) по существу де­ лается только на бумаге. Справедливости ради нужно сказать, что не во всех цехах с ремонтом оборудования дела обстоят'одинаково. Так, в чет­ вертом, пятом тракторных, ав­ томатном цехах механики и ад­ министрация с должной ответ­ ственностью относятся к пла­ ново-предупредительному ре­ монту. Хуже положение в тракторных №№ 1 и 3, прессо­ вом цехах. И совсем плохо осуществляется ремонт обору­ дования в тракторном цехе № 2. Да и откуда взяться высокому качеству ремонта, если на за­ воде нет четкого регламента ремонтных работ с учетом мо­ рального и физического . износа оборудования, ремонтной слож ­ ности станка или пресса. А раз нет обязательного перечня ра­ бот, которые должны выпол­ няться независимо от того, вы­ шли ли из строя узел, деталь станка или нет, то ремонт про­ изводится по субъективной оценке, даваемой механиком, а то и просто слесарем-ремонт- ником. Кроме того, и из того, что намечается сделать, выпол­ няется в большинстве случаев только половина. Причин здесь много: отсутствие материалов и комплектующих изделий, ис­ пользуемых при ремонте обо­ рудования, нехватка ремонтно­ го персонала, низкая квалифи­ кация рабочих служб механи­ ка'. В ремонтно - механических мастерских механического пере­ дела — самый старый станоч­ ный парк Некоторые станки уже в два—три раза выработа­ ли свой ресурс, поэтому их невозможно восстановить. И все же за неимением лучшего механики цехов вынуждены выжимать из списанного и ус­ таревшего оборудования невоз­ можное. Несовершенна система опла­ ты и стимулирования труда ра­ ботающих в цеховых ремонтно­ механических мастерских. За редким исключением, они нахо­ дятся на правах бедных родст­ венников. А отсюда и неста­ бильность кадров, частая сме­ няемость механиков ц'ехов. Практически во всех цехах службы механика укомплекто ­ ваны не полностью Например, в первом тракторном цехе до полной укомплектованности не хватает 20 процентов специа­ кин забывают о том, что от реализации планово-предупре­ дительного ремонта оборудова­ ния зависит качество продук ­ ции. Может быть поэтому здесь "так много огрехов. Из-за отсутствия станков- дублеров ремонтные работы на заводе вынуждены проводить в выходные дни. А что можно сделать за два дня, например, с многошпиндельным полуавто­ матом или с 600-тонным прес­ сом? Резервных же мощностей нет как- во втором и третьем тракторных, гак и в четвертом и пятом тракторных цехах В то же время за период с 1985 но первое полугодие этого го ­ да на капитальный и средний ремонт предприятием израсхо­ довано около 10 млн. рублей. Очень медленно ведется об­ новление парка технологическо­ го оборудования. Так, за шесть месяцев текущего года по ме­ ханическому переделу обновйЬ- но 1,5 процента от общего парка оборудования. В то же время возраст 49 процентов этого парка в основном произ­ водстве превышает 15 лег. От­ сюда и конечный результат: 22 процента оборудования из числа проверенного в июле не соответствует нормам техноло­ гической точности. Особенно плохо в этом отношении в пер­ вом, втором и пятом трактор ­ ных,прессовом цехах. Так, в прессовом цехе не соответствует нужной точности 66 процентов оборудования. Характерен этот недостаток для более чем по­ ловины оборудования и во вто­ ром тракторном цехе. Всего же за 7 месяцев этого года из 788 единиц проверенного оборудо­ вания 144 оказались с откло ­ нением, то есть практически каждый пятый станок дает не­ точную деталь. Вместе с тем в том же прессовом цехе за пер­ вое полугодие не внедрено ни одного нового станка, агрегата, хотя половина из всего обору­ дования действует уже более 20 лет. Вывод один: на заводе сла­ бо учитывается взаимосвязь восстановления и обновления основных фондов с качеством конечной продукции, со ста­ бильной работой завода, что и приводит к плачевным резуль­ татам. Поэтому крайне необхо­ димо принятие кардинальных мер по устранению имеющихся недостатков. А. ТАРАСОВ, представитель госприемки. В О П Р О С - О Т В Е Т КТО ТАКОЙ БЮРОКРАТ? Сейчас в печати да и в оби­ ходе часто встречаются выра­ жения «бюрократическая ма­ шина», «бюрократизм» и т. д. Расскажите, откуда пошло по ­ нятие бюрократ, «ак отличить бюрократа от других людей— ведь ненароком человека мож. но и оскорбить. А. Григорьев. Термин «бюрократ» в перево­ де с французского означает «бюро», канцелярия и с грече­ ского — сила, власть, господ­ ство. Впервые научное понимание природы и существа бюрокра­ тии дал К. Маркс в работе «К критике гегелевской философии права». Он показал, что бюро­ кратия — это «особое, замкну- общество». Она должна «защищать мнимую всеобщ­ ность особого интереса, коопе­ ративный дух, чтобы спасти мнимую особенность всеобщего интереса, свой собственный дух». Надо отметить, что человек не является бюрократом от природы. Бюрократом его де- •лает определенная «система»— та система отношений и со­ циальных связей, в которую он включен. Если скажем, систе­ ма управлении оторвана от людей, це стоит на защите их интересов, а является стражем своих обособленных интересов, каких-либо привилегий своим работникам, то самый некорыс­ толюбивый и болеющий за свое дело специалист, попав в «се­ ти» такой системы, либо ста­ новится ее пленником, а в дан ­ ном случае — бюрократом, ли­ бо отторгается системой. Под­ черкнем, как человек он может обладать прекрасными челове­ ческими качествами, а как «вин­ тик» механизма, отдельный представитель той самой «кан­ целярии» — он бюрократ. Бюрократизму свойственно многообразие форм своего про­ явления. Это — нарушение коллегиальных принципов уп ­ равления, нежелание брать на .себя ответственность за реше­ ние каких-либо вопросов, без­ душное отношение к людям, круговая порука, использова­ ние служебного положения в личных целях, нанесение ущер­ ба общественным интере­ сам и др. В обстановке застоя, парали­ зованности демократических ин­ ститутов бюрократизм .разросся до опасных пределов, стал тор ­ мозом общественного развития. Его «вирусом» заражены прак ­ тически все социальные орга ­ низации (политические, эконо ­ мические, идеологические и т. д.). Все это сковывает ныне инициативу, живое творчество масс как в народном хозяйст­ ве, где осуществляется эконо­ мическая реформа, так и в со­ циальной сфере, в обществен­ но-политической жизни, в ду ­ ховно-нравственной области. Бюрократизм распространил­ ся и в партии. В результате первичные партийные организа- зации, рядовые коммунисты в значительной мере потеряли реальные возможности влиять на содержание деятельности КПСС, ее руководящих коми­ тетов Ослабла роль выборных органов, деформировались их взаимоотношения с партийным аппаратом в сторону усиления последнего. Вот почему КПСС на своей X IX конференции приняла спе­ циальную резолюцию «О борь­ бе с бюрократизмом». Ее пос­ ледовательная реализация при­ звана поставить заслон таким уродливым бюрократическим проявлениям, как диктат, ад­ министративный произвол в экономике и других . сферах, равнодушие к запросам люден, Успех борьбы с бюрократиз­ мом зависит от активности, принципиальности, настойчиво­ сти всех и каждого. И если кто-либо остается в стороне от перестройки, придерживается принципа «моя хата е краю», пассивно наблюдает за проис­ ходящими в стране процесса­ ми, тот непроизвольно стано­ вится жертвой бюрократиче­ ской машины. Не случайно В. И. Ленин писал: «Если мы хотим бороться с бюрократиз­ мом, то мы должны привлечь к этому низы». А ПЛ ОТНИКОВ , кандидат исторических наук. Забота о человеке—оклад в нерестройку “ Ш 1 1 ..................... ............. ........ Ленинград. Закончен рабочий день и большинство женщин многотысячного коллектива производственного объединения «Светлана» идут домой, а не бегут но магазинам, ка к многие труженицы других предприятий. Экономить свободное время светлановцам помогает торговый комплекс, созданный на территории объединения. Здесь-есть промтоварный магазин торговый фирмы «Фрун ­ зенская», сеть распространения цродуктОвых заказов гастро­ нома «Центральный», фирменный магазин «Светлана», овощ­ ной базар, магазин и уличные лотки кулинарии, а также аптека. , Издрежки за содержание помещений, транспортные расхо­ ды, труд продавцов объединение оплачивает из своего фонда соцкультбыта. Большинство торговых точек позволяет во время обеден­ ных перерывов, а также до и после работы быстро приобрес­ ти товары первой необходимости. Еежемесячный товарооборот торгового комплекса составля­ ет более 300 Тысяч рублей. ' На снимке: овощной' базар на территории «Светланы». Фото М. Блохина (Фотохроника ТАСС)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz