Кировец. 1989 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » ' — т и т л,л и. 11 'в. н аа димаеивияеиари ТЕЛЕТАЙП ОДНОГО ФАКТА Комплексная программа по экологии разработана в ПО «Павлодарский тракторный за. под'». Полним ходом, идет ра бота по оздоровлению окружа ющей среды. Недавно с по мощью вертолетов здесь про ведена 'уникальная операция: на трубах литейного цеха уста новлены громадные Нскрога- снлки. Общее I пенный отдел кадров создан в объединении «Курган- сельмаш»-. Он будет изучать и устранять причины текучести кадров, потерь рабочего вре мени, содействовать распрост ранению передового опыта, за ботиться о создании резерва руководящих кадров и их под готовке. • Одиннадцать молодых трак. тороэааодцев, поступивших в высшие учебные заведения, бу дут получать стипендию от завода в размере от 30 .до 50 процентов оклада. Окончив ву зы, заводукис стипендиаты вновь вернутся на Волгоград ский тракторный. Рабочий комитет но борьбе за социальную справедливость начал действовать на Онеж ском тракторном заводе. В форме астрогон конструктивно го диалога прошла его встреча с представителями админнстра. щ и и руководителями общест венных организаций объедине ння. Комитет предложил свою программу действий, направ ленную на оздоровление завод- скоп •экономики. Крепнут связи чебоксарских гра.кторсстроителей с зарубеж ными партнерами. Немало ино. странных специалистов прохо дит -теоретическую и нракти ческую подготовку на заводе. Только что закончила обучение методам эксплуатации тяжелых промышленных тракторов груп па механизаторов из Чехосло вакии. В нынешнем году на учебу в Чебоксары приедут специалисты1 из Венгрии и Бол гарии, ГДР ш Кубы. Участок по выпуску новых товаров народного потребления — поршней к атомо б и л ю «Москвич» создан на Тамбов ском заводе подшипни кю в скольжения. Налажен серий ный выпуск дефицитной про дукции. • Семинар экскурсоводов-рб- щеч пенников на тему «Завод ге.одни н.завтрз» прошел на Онежском тракторном. Создан ная на предприятии группа, об щественных экскурсоводов ак тивно участвует' в пропаганде передового опыта, • Мини-плуги начал продавать селянам Одесский завод сель- скохозя йстиенн о г о машино строения. Они агрегат пру готея с мотоблока-ми’ н предназначены для арендаторов н владельцев приусадебных участков. Уже в этом году их будет выпущено «коло 8 тысяч. Тульские умельцы с комбай нового завода объединились в заводском клубе са.модеятель. ного технического творчества. Сконструированный имя стенд для измерения объем-а памяти тех, -кто готовится стать прог раммистом или операто ром ЭВМ, недавно демонстрировал ся на ВДНХ в павильоне «Ма шиностроение». ПРЕСС-ЦЕНТР, О б щ и й Многонациональный кол- лектин студентов овладевает знаниями по различным спе циальностям в Ленинградском технологическом цистит у т е имени Ленсовета. Русские, у к раинцы, азроайджанцы, армя не, эстонцы, аварцы, лезгины, осетины, литовцы, молдава не — представители 45 на ций и народностей Советского Союза учатся в аудиториях и лабораториях института. Мно гие из них направлены на учебу в город Ленина со строящихся н действующих производств, заводов. Вместе с лениградцами и посланцы почти всех республик страны осваивают новейшие достиже ния в области химической на уки н технологии, изучают применение средств вычисли тельной техники, в составе творческих бригад доводят до Человек не может жить без общения- Это аксиома. Почти все человеческие- занятия так иди иначе связаны иди предно- лыгааот общение. Без него не возможна работа и полноценный отдых. По подсчетам социолог) около 10 ть.с. раз в год житель города вступает в контакты с другими людьми: в очередях, транспорте, кинотеатрах и на стадионах. И несмотря на это, оолее ао процентов городского населения постоянно испыты вает чувство одиночества; у 0 процентов — нет ни друзей, ни приятелей, с которыми они могли бы проводить свободное время. Одикедеетво порождает страх, «дефицит общения», по- .рождает тревогу. И человек «кричит»: «Высокий, интерес ный, 30 лет. Ищу спутницу жизни». «Высокая, .интереснщ$, лет. 1отона уехать к буду щему супругу в любую точку страны». Когда совсем плохо, люди звонят «03». Но «03» поможет только, если плохо физически. Социальной скорой помощи практически по-оа ,гэдг. 'I ыеячым людей «телефон доверия» отве чает короткими гудками, И тогда на помощь приходит «лекарство». Вычтить, напиться —только не мучиться от боли п страха» только не страдать, какова бы гии была причина этого страда ним. Доступно, I Гросго. Это неважно, что дей- стви.шо только гьа короткий срок, п неважно, что за собой повлечет. Важно «сейчас», а ■юе «потам». Из-за неприятностей прибе гает к помощи алкоголя 6 про центов городского населения. Эта цифра сильно занижена потому, что многие опрашивае- XIые скрывают прайду. А вот еще один пример ил люзии общения. В подвале до ма собралась группа подрост ков. Они никогда те снимают металлических брасетов, носят одинаковые прически. За ме таллическими браслетами — пустота. Надо убить пустоту, убить медленно тянущееся вре мл, развеять скуку. Вот и по является то же «лекарство» в стеклянной упаковке. Но и за столом взрослых ча стенько невесело без алкоголя. Тревожно поглядывает на часы один, уже заранее предупреж дает, что он скоро уйдет — другой, мучительными паузами прерывается вялая застольная беседа» Это день рождения» Но люди собрались здесь тоже по формальному признаку — они родственники. Не прийти нель зя, присутствовать скучно,- Ддя трго чтобы веселей, что бы разговориться, пьют: по промышленных «кондиции» технологические новинки, уча ствуют в работе студсоветов и научных объединений. На снимке: студент из Ар мении Роберт Майлян (второй справа) знакомит со своим праздникам — 72 процента го рожан; по семейным праздни кам — 63 процента. Часто и встречи с друзьями проходят с выпивкой, чтобы была хотя бы иллюзия обще ния. Во время встреч с друзья ми выпивают 45 процентов го рожан. Сначала алкогольради обще ния, а потом пеза,метко и об щение ради алтотоля. •Во время социологического опроса состоялся такой разго вор в г. Волгодонске Ростов ской области с рабочим «Атом- ■маша»: — Вы оказали, что у вас нет ни друзей, ни приятелей, с которыми вы могли бы про водить ваше свободное время. А были ли они у вас раньше? — Раньше были. — А почему иге тогда «х нет сейчас? — Я бросил пить, Употребление алкоголя . и наркотиков зависит от многих причин. Не последнюю роль играет и социальная .изоляция, человеческая отчужденность! Часто наркоманы называют эти. факторы, в числе причин, побудивших их принимать нар котики. Эти люди не находят способа достичь контакта с другими ЛЮДЬМИ (И уходят из реального п иллюзорный мир. Социальная болезнь переходит в физическую. Нужно вызы вать «03». Однако общение людей час то становится зависимым л от более, на первый взгляд, безобидных факторов. Запол няя социологическую анкету -по бюджету времени, на вопрос, кто присутствовал при осуще ствлении тех или иных заня тий, люди не раз отвечали: «телевизор». Респонденты часто рассказы вали, что одновременно смот рели телевизор и разговарива ли. Причем просмотр телепере дач был основным занятием, а беседа — второе т е п е н иы м. Можно помолчать, можно го ворить обрывками фраз, ведь собеседнику ясно, что одновре менно трудно говорить и смот реть. Легче найти тему или скорее повод для беседы — что смотрим, то и обсуждаем. Так создается иллюзия обще ния. Просмотр телепередач эани. мает первое место по количе ству затраченного на него вре мени среди других занятий в свободное время. Сейчас к «пожирателю вре мени» — телевизору присоеди нился видеомагнитофон, около курсовым проектом однокурс ников (слева направо) — Ар сена Анташьяна, Киру Ва сильеву, Светлану Двоянову, Сусанну Старцеву. Фото И. Куртова. (Фотохроника ТАОС). которого тоже Можно общать ся. А рядом самозабвенно слу шают и «исповедуют» рок-му зыку группы молодых. Соли дарный вид деятельности, как его называют социологи, — слушание музыки, т. е вид деятельности, при котором не требуется и даже нежелатель. но присутствие других людей, осуществляется в группе. М у зыка, всегда служившая ду ховному обогащению челове ка, вдруг получает свою новую роль — контактного допинга. Никаких усилий... только вновь общение без общения и... пол ная зависимость от рока... Иногда взаимодействие лк>. ден детерминируется гораздо более простыми вещами, на пример, внешним видом. Ти пичную картину такого рода можно .наблюдать в ряде не формальных объединений, где все чаще и чаще символиче ские атрибуты заменяют смыс. ловую сторону общения. «Что же делать?» Этот веч ный вопрос был задай, пусть не в такой форме, тем, кто. за нимается организацией досуга. «Строить новые дома культу ры, кинотеатры, клубы», — от ветили почти 80 процентов культработников. Строить, конечно, надо, но ведь... Не ходит н клубы, дома культуры 59,5 процента насе ления; 84,5 процента горожан проводит свое свободное время дома. Дома культуры будут пу стовать до тех пор, пока их посетители не почувствуют там себя участниками, а не зрите лями. Группы подростков бу дут ютиться в подвалах, по тому что в подвалах они «как дома», а в огромных дворцах, порой, так торжественно, что хочется перейти на шепот. На общение как главную потребность людей не ориенти руются пи культурные, ,ни спортивные учреждении, ни ор ганизации шубного типа. От сюда привязанность их к от дельным «мероприятиям» и финансовым планам. В резуль тате общение обедняется, пре вращается часто в обмен слу хами1 и пересудами. А ведь Дворцы культуры, стадионы и клубы должны, в .первую оче редь, стать местами общения, повышать интеллектуальный уровень. Итак, общественные органи зации на общение не ориенти рованы, а потребность челове ка в нем остается. И единст венный выход из создавшегося положения —• организовыва т ь это общение самостоятельно. Индивидуально • организо- " ». стр, 8 САХАР- 89 Основательно готовился к новому сезону коллектив Лебе дянского сахарного завода. Го сударственная комиссия оцепи ла ремонт на хорошо. С при поднятым настроением люди вступают в новый сезон. По явились действенные стимулы труда. Так, нынче весь сахар, полученный за счет сокраще ния потерь свеклы при хране нии и переработке, остается в распоряжении предприятия. Экономисты подсчитали, что это почти 300 тонн. Открывает ся возможность продавать про дукцию рабочим и специали стам завода, предприятиям пи щевой промышленности, менять сахар на дефицитные товары, в также материалы для реконст рукции цехов. До конца сен тября хозяйства поставят са хароварам 1ООО тонн сырья» Се зон переработки свеклы наби рает темпы. ванное общение в сфере досу га, безусловно, необходимо, од нако оно имеет часто и даже слишком часто негативные по следствия. А сейчас в культур ных учреждениях пока главен ствуют виды общения, где че ловек выступает в роли слу шателя, зрителя, а не активно го участника. Ведь чтобы быть таковым, нужно чем-то всерьез и регу лярно заниматься. Так, .напри мер, общаются самодеятельные художники, авиамоделисты. Пассивность в проведении досуга прочно вошла в созна ние людей. Даже в сознание многих организаторов. И, веро ятно, поэтому дома и Дворцы культуры большей частью вы полняют функцию кинотеатров. А досуговая пассивность неиз- бежно влечет за собой пассив ность социальную. Неумение отдыхать означает неумение общаться. Кому не хочется хоть раз сняться в кино, пусть даже любительском, или почувство вать себя художником, твор цом? И когда, как не в сво бодное время, самовыражать. ся, развиваться? По данным социалогических исследований, не умеют: рисо вать, лепить, резать по дереву — 77 процентов; петь — 56 процентов; танцевать — 39 процентов населения. 41,6 про цента опрошенных социолога ми людей признались, что не умеют общаться. Обучение активному прове дению досуга также важно, как обучение профессионально му мастерству. Но чтобы ус пешно обучать общению, надо знать законы, по которым это общение происходит. Нужно быть специалистом. И вряд ли массовик-затей ник с помощью громкого голо са в веселых шуток сможет «разговорить» между собой не- скольких стоящих около него человек. Его учили забавлять ц он забавляет. Забавляет на детском утреннике, на танцпло щадке, забавляет на вечерах «Кому за 30». А людям, при шедшим на такие вечера, не до забавы. У них сложные проблемы. Им тяжело при яр ком свете дворцовых люстр. Здесь нужен не затейник, а психолог. Досуговое общение слишком сложное и ответствен ное дело, чтобы его можно бы ло доверить только культпрос ветработникам. Жесткое экономическое сти мулирование этого вида обслу живании, конкуренция со сто роны досуговых кооперативов, возможно, также дадут поло жительные результаты. Клуб должен стать местом общения и люди должны знать об этом. А пока... На вопрос: «Где бы вы больше всего хотели общаться с друзьями?» более 80 процен тов опрошенных ответили: «до- ма». С. ЯМПОЛЬСКАЯ, социолог ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И Л Л Ю З И Я О Б Щ Е Н И Я
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz