Кировец. 1989 г. (г. Липецк)

Кировец. 1989 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » ' — т и т л,л и. 11 'в. н аа димаеивияеиари ТЕЛЕТАЙП ОДНОГО ФАКТА Комплексная программа по экологии разработана в ПО «Павлодарский тракторный за. под'». Полним ходом, идет ра­ бота по оздоровлению окружа ­ ющей среды. Недавно с по­ мощью вертолетов здесь про­ ведена 'уникальная операция: на трубах литейного цеха уста­ новлены громадные Нскрога- снлки. Общее I пенный отдел кадров создан в объединении «Курган- сельмаш»-. Он будет изучать и устранять причины текучести кадров, потерь рабочего вре­ мени, содействовать распрост­ ранению передового опыта, за­ ботиться о создании резерва руководящих кадров и их под­ готовке. • Одиннадцать молодых трак. тороэааодцев, поступивших в высшие учебные заведения, бу­ дут получать стипендию от завода в размере от 30 .до 50 процентов оклада. Окончив ву­ зы, заводукис стипендиаты вновь вернутся на Волгоград­ ский тракторный. Рабочий комитет но борьбе за социальную справедливость начал действовать на Онеж­ ском тракторном заводе. В форме астрогон конструктивно­ го диалога прошла его встреча с представителями админнстра. щ и и руководителями общест­ венных организаций объедине ння. Комитет предложил свою программу действий, направ­ ленную на оздоровление завод- скоп •экономики. Крепнут связи чебоксарских гра.кторсстроителей с зарубеж­ ными партнерами. Немало ино. странных специалистов прохо­ дит -теоретическую и нракти ческую подготовку на заводе. Только что закончила обучение методам эксплуатации тяжелых промышленных тракторов груп ­ па механизаторов из Чехосло­ вакии. В нынешнем году на учебу в Чебоксары приедут специалисты1 из Венгрии и Бол­ гарии, ГДР ш Кубы. Участок по выпуску новых товаров народного потребления — поршней к атомо б и л ю «Москвич» создан на Тамбов­ ском заводе подшипни кю в скольжения. Налажен серий­ ный выпуск дефицитной про­ дукции. • Семинар экскурсоводов-рб- щеч пенников на тему «Завод ге.одни н.завтрз» прошел на Онежском тракторном. Создан­ ная на предприятии группа, об­ щественных экскурсоводов ак­ тивно участвует' в пропаганде передового опыта, • Мини-плуги начал продавать селянам Одесский завод сель- скохозя йстиенн о г о машино­ строения. Они агрегат пру готея с мотоблока-ми’ н предназначены для арендаторов н владельцев приусадебных участков. Уже в этом году их будет выпущено «коло 8 тысяч. Тульские умельцы с комбай­ нового завода объединились в заводском клубе са.модеятель. ного технического творчества. Сконструированный имя стенд для измерения объем-а памяти тех, -кто готовится стать прог­ раммистом или операто ром ЭВМ, недавно демонстрировал­ ся на ВДНХ в павильоне «Ма­ шиностроение». ПРЕСС-ЦЕНТР, О б щ и й Многонациональный кол- лектин студентов овладевает знаниями по различным спе­ циальностям в Ленинградском технологическом цистит у т е имени Ленсовета. Русские, у к ­ раинцы, азроайджанцы, армя­ не, эстонцы, аварцы, лезгины, осетины, литовцы, молдава­ не — представители 45 на­ ций и народностей Советского Союза учатся в аудиториях и лабораториях института. Мно­ гие из них направлены на учебу в город Ленина со строящихся н действующих производств, заводов. Вместе с лениградцами и посланцы почти всех республик страны осваивают новейшие достиже­ ния в области химической на­ уки н технологии, изучают применение средств вычисли­ тельной техники, в составе творческих бригад доводят до Человек не может жить без общения- Это аксиома. Почти все человеческие- занятия так иди иначе связаны иди предно- лыгааот общение. Без него не­ возможна работа и полноценный отдых. По подсчетам социолог) около 10 ть.с. раз в год житель города вступает в контакты с другими людьми: в очередях, транспорте, кинотеатрах и на стадионах. И несмотря на это, оолее ао процентов городского населения постоянно испыты­ вает чувство одиночества; у 0 процентов — нет ни друзей, ни приятелей, с которыми они могли бы проводить свободное время. Одикедеетво порождает страх, «дефицит общения», по- .рождает тревогу. И человек «кричит»: «Высокий, интерес­ ный, 30 лет. Ищу спутницу жизни». «Высокая, .интереснщ$, лет. 1отона уехать к буду­ щему супругу в любую точку страны». Когда совсем плохо, люди звонят «03». Но «03» поможет только, если плохо физически. Социальной скорой помощи практически по-оа ,гэдг. 'I ыеячым людей «телефон доверия» отве­ чает короткими гудками, И тогда на помощь приходит «лекарство». Вычтить, напиться —только не мучиться от боли п страха» только не страдать, какова бы гии была причина этого страда ним. Доступно, I Гросго. Это неважно, что дей- стви.шо только гьа короткий срок, п неважно, что за собой повлечет. Важно «сейчас», а ■юе «потам». Из-за неприятностей прибе­ гает к помощи алкоголя 6 про­ центов городского населения. Эта цифра сильно занижена потому, что многие опрашивае- XIые скрывают прайду. А вот еще один пример ил­ люзии общения. В подвале до ­ ма собралась группа подрост­ ков. Они никогда те снимают металлических брасетов, носят одинаковые прически. За ме­ таллическими браслетами — пустота. Надо убить пустоту, убить медленно тянущееся вре мл, развеять скуку. Вот и по­ является то же «лекарство» в стеклянной упаковке. Но и за столом взрослых ча­ стенько невесело без алкоголя. Тревожно поглядывает на часы один, уже заранее предупреж­ дает, что он скоро уйдет — другой, мучительными паузами прерывается вялая застольная беседа» Это день рождения» Но люди собрались здесь тоже по формальному признаку — они родственники. Не прийти нель­ зя, присутствовать скучно,- Ддя трго чтобы веселей, что­ бы разговориться, пьют: по промышленных «кондиции» технологические новинки, уча­ ствуют в работе студсоветов и научных объединений. На снимке: студент из Ар­ мении Роберт Майлян (второй справа) знакомит со своим праздникам — 72 процента го­ рожан; по семейным праздни­ кам — 63 процента. Часто и встречи с друзьями проходят с выпивкой, чтобы была хотя бы иллюзия обще­ ния. Во время встреч с друзья­ ми выпивают 45 процентов го­ рожан. Сначала алкогольради обще­ ния, а потом пеза,метко и об­ щение ради алтотоля. •Во время социологического опроса состоялся такой разго­ вор в г. Волгодонске Ростов­ ской области с рабочим «Атом- ■маша»: — Вы оказали, что у вас нет ни друзей, ни приятелей, с которыми вы могли бы про­ водить ваше свободное время. А были ли они у вас раньше? — Раньше были. — А почему иге тогда «х нет сейчас? — Я бросил пить, Употребление алкоголя . и наркотиков зависит от многих причин. Не последнюю роль играет и социальная .изоляция, человеческая отчужденность! Часто наркоманы называют эти. факторы, в числе причин, побудивших их принимать нар­ котики. Эти люди не находят способа достичь контакта с другими ЛЮДЬМИ (И уходят из реального п иллюзорный мир. Социальная болезнь переходит в физическую. Нужно вызы­ вать «03». Однако общение людей час­ то становится зависимым л от более, на первый взгляд, безобидных факторов. Запол­ няя социологическую анкету -по бюджету времени, на вопрос, кто присутствовал при осуще­ ствлении тех или иных заня­ тий, люди не раз отвечали: «телевизор». Респонденты часто рассказы­ вали, что одновременно смот­ рели телевизор и разговарива­ ли. Причем просмотр телепере­ дач был основным занятием, а беседа — второе т е п е н иы м. Можно помолчать, можно го ­ ворить обрывками фраз, ведь собеседнику ясно, что одновре­ менно трудно говорить и смот­ реть. Легче найти тему или скорее повод для беседы — что смотрим, то и обсуждаем. Так создается иллюзия обще­ ния. Просмотр телепередач эани. мает первое место по количе­ ству затраченного на него вре­ мени среди других занятий в свободное время. Сейчас к «пожирателю вре­ мени» — телевизору присоеди­ нился видеомагнитофон, около курсовым проектом однокурс­ ников (слева направо) — Ар­ сена Анташьяна, Киру Ва­ сильеву, Светлану Двоянову, Сусанну Старцеву. Фото И. Куртова. (Фотохроника ТАОС). которого тоже Можно общать­ ся. А рядом самозабвенно слу­ шают и «исповедуют» рок-му ­ зыку группы молодых. Соли­ дарный вид деятельности, как его называют социологи, — слушание музыки, т. е вид деятельности, при котором не требуется и даже нежелатель. но присутствие других людей, осуществляется в группе. М у ­ зыка, всегда служившая ду ­ ховному обогащению челове­ ка, вдруг получает свою новую роль — контактного допинга. Никаких усилий... только вновь общение без общения и... пол­ ная зависимость от рока... Иногда взаимодействие лк>. ден детерминируется гораздо более простыми вещами, на­ пример, внешним видом. Ти­ пичную картину такого рода можно .наблюдать в ряде не­ формальных объединений, где все чаще и чаще символиче­ ские атрибуты заменяют смыс. ловую сторону общения. «Что же делать?» Этот веч­ ный вопрос был задай, пусть не в такой форме, тем, кто. за ­ нимается организацией досуга. «Строить новые дома культу ­ ры, кинотеатры, клубы», — от­ ветили почти 80 процентов культработников. Строить, конечно, надо, но ведь... Не ходит н клубы, дома культуры 59,5 процента насе­ ления; 84,5 процента горожан проводит свое свободное время дома. Дома культуры будут пу­ стовать до тех пор, пока их посетители не почувствуют там себя участниками, а не зрите­ лями. Группы подростков бу ­ дут ютиться в подвалах, по­ тому что в подвалах они «как дома», а в огромных дворцах, порой, так торжественно, что хочется перейти на шепот. На общение как главную потребность людей не ориенти­ руются пи культурные, ,ни спортивные учреждении, ни ор­ ганизации шубного типа. От ­ сюда привязанность их к от­ дельным «мероприятиям» и финансовым планам. В резуль­ тате общение обедняется, пре­ вращается часто в обмен слу­ хами1 и пересудами. А ведь Дворцы культуры, стадионы и клубы должны, в .первую оче­ редь, стать местами общения, повышать интеллектуальный уровень. Итак, общественные органи­ зации на общение не ориенти­ рованы, а потребность челове­ ка в нем остается. И единст­ венный выход из создавшегося положения —• организовыва т ь это общение самостоятельно. Индивидуально • организо- " ». стр, 8 САХАР- 89 Основательно готовился к новому сезону коллектив Лебе­ дянского сахарного завода. Го­ сударственная комиссия оцепи­ ла ремонт на хорошо. С при­ поднятым настроением люди вступают в новый сезон. По ­ явились действенные стимулы труда. Так, нынче весь сахар, полученный за счет сокраще­ ния потерь свеклы при хране­ нии и переработке, остается в распоряжении предприятия. Экономисты подсчитали, что это почти 300 тонн. Открывает­ ся возможность продавать про­ дукцию рабочим и специали­ стам завода, предприятиям пи ­ щевой промышленности, менять сахар на дефицитные товары, в также материалы для реконст­ рукции цехов. До конца сен­ тября хозяйства поставят са­ хароварам 1ООО тонн сырья» Се­ зон переработки свеклы наби­ рает темпы. ванное общение в сфере досу­ га, безусловно, необходимо, од­ нако оно имеет часто и даже слишком часто негативные по­ следствия. А сейчас в культур­ ных учреждениях пока главен­ ствуют виды общения, где че­ ловек выступает в роли слу­ шателя, зрителя, а не активно­ го участника. Ведь чтобы быть таковым, нужно чем-то всерьез и регу­ лярно заниматься. Так, .напри­ мер, общаются самодеятельные художники, авиамоделисты. Пассивность в проведении досуга прочно вошла в созна­ ние людей. Даже в сознание многих организаторов. И, веро­ ятно, поэтому дома и Дворцы культуры большей частью вы­ полняют функцию кинотеатров. А досуговая пассивность неиз- бежно влечет за собой пассив­ ность социальную. Неумение отдыхать означает неумение общаться. Кому не хочется хоть раз сняться в кино, пусть даже любительском, или почувство­ вать себя художником, твор­ цом? И когда, как не в сво бодное время, самовыражать. ся, развиваться? По данным социалогических исследований, не умеют: рисо­ вать, лепить, резать по дереву — 77 процентов; петь — 56 процентов; танцевать — 39 процентов населения. 41,6 про­ цента опрошенных социолога­ ми людей признались, что не умеют общаться. Обучение активному прове­ дению досуга также важно, как обучение профессионально­ му мастерству. Но чтобы ус ­ пешно обучать общению, надо знать законы, по которым это общение происходит. Нужно быть специалистом. И вряд ли массовик-затей­ ник с помощью громкого голо­ са в веселых шуток сможет «разговорить» между собой не- скольких стоящих около него человек. Его учили забавлять ц он забавляет. Забавляет на детском утреннике, на танцпло­ щадке, забавляет на вечерах «Кому за 30». А людям, при­ шедшим на такие вечера, не до забавы. У них сложные проблемы. Им тяжело при яр­ ком свете дворцовых люстр. Здесь нужен не затейник, а психолог. Досуговое общение слишком сложное и ответствен­ ное дело, чтобы его можно бы ­ ло доверить только культпрос­ ветработникам. Жесткое экономическое сти­ мулирование этого вида обслу­ живании, конкуренция со сто­ роны досуговых кооперативов, возможно, также дадут поло­ жительные результаты. Клуб должен стать местом общения и люди должны знать об этом. А пока... На вопрос: «Где бы вы больше всего хотели общаться с друзьями?» более 80 процен­ тов опрошенных ответили: «до- ма». С. ЯМПОЛЬСКАЯ, социолог ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ И Л Л Ю З И Я О Б Щ Е Н И Я

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz