Кировец. 1989 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » с тр. 3 Н а п р ед п р и я т и я х от расл и ‘ С П Р А Ш И В А Й Т Е — О Т В Е Ч А Е М Каждый понедельник при профкоме Елецкого завода тракторных гидроагрегатов действует «телефон прямой связи». Рабочие могут обра титься сюда по любому вопро су, получить консультацию, высказать предложения. Отве чают им руководители и спе циалисты тех подразделений, в компетенции которых находит ся решение данных проблем. Профсоюзный комитет держит под контролем .исполнение кри тических замечаний, информи рует коллектив через многоти ражную газету о приняты* ме рах. « Б Е Л А Р У С Ь » Н А У Л И Ц А Х К А М П А Л Ы . На . праздничной демонстра ции в столице Уганды — Кампале колонну семейства тракторов возглавил минский «Беларусь». Вел его начальник конструкторского бюро стендо вого оборудования МТЗ А. Бобко, который обучает пер вых механизаторов Уганды. Вот уже несколько месяцев идут в этой стране испытания машин Минского тракторного завода. Держа экзамен в са мых сложных климатических условиях, «Беларуси» успешно состязаются' с английскими, японскими и американскими машинами. «Миллионный трактор — на экспорт» — такую цель поста вило в нынешнем году внешне торговое объединение «Тракто- роэкепорт». Не исключено, что счастливой юбилейной маши ной окажется «Белару с ь». Только в первом квартале ПО «МТЗ» отгрузило зарубежным потребителям более, пяти тысяч машин. Э К З А М Е Н Д Л Я Н А Ч А Л Ь Н И К А Общественная аттеста ц и я всех начальников цехов и от делов прошла в ПО «Минекий моторный за,вод». Ее цель — научение деловых и личност ных качеств руководителей, их компетентности, умения созда вать благоприятный психологи ческий климат в коллективе. Методика аттестации разрабо тана социологами. Результаты деятельности экспертных групп, проводящих аттестацию, дадут возможность улучшить стиль и методы руководства коллекти вом, определить основные на правления подготовки коман диров производства, помогут создать резерв руководящих кадров. П О Д Н А Д Е Ж Н О Й К Р Ы Ш Е Й Бсего несколько часов пона добится сельским кормозагото- нителям для того, чтобы соор,у. днть легкий и надежны# навес для хранения сена. Емкость такого хранилища — 260 куби ческих метров. Конструкция, выпуск которой освоен в ПО «Дальсел'ьмаш», легко собира ется и разбирается. Обходится она намного .дешевле, чем по добные сооружения из дерева, и вдобавок может десятилетия простоять без ремонта. Первая партия сборник хра нилищ уже отправлена в кол хозы И- совхозы Приамурья, а всего до конца года за-вод из готовят для нужд региона сто таких навесов для сена. ПОПРАВЯТ ЛИ ДЕЛА ПОПРАВК И? Сейчас много говорят и пишут о важности последних по правок к Закону о государственном предприятии, о прорыве в правах и возможностях трудовых коллективов. Об этом бе седа с первым заместителем директора Института экономии АН СССР доктором экономических наук. Б. 3. Мильнером. — Борис Захарович, недавно ваш институт проводил обсле дование предприятий, работаю щих на хозрасчете. Что оно показало? — Более 80 процентов опро шенных не бьпли удовлетворе ны содержанием. Закона о гос-, предприятии, полагая., что он не давал- возможности рабо тать на условиях хозрасчета. 47,5 процента руководителей признали, что Закон нуждает ся в серьезных дополнениях (что, собственно, позже и про изошло). 57,4 процента счита ли, что в коренной переделке нуждаются положения, регули рующие отношения предприя тия е государством я выше стоящими органами. Более 80 процентов руководителей, пред приятия которых перешли на полный хозрасчет и самофи- на|НСИ|ров-ание, не считали это соответствующим действитель ности., а указывали на фор. мальноеть такого положения. 45,7 процента опрошенных склонялись к мнению, что вве дены некоторые элементы реального хозрасчета, а около 80 процентов вообще отрицали наличие этих механизмов на их предприятиях. — Если эти данные касают ся всей страны, то понятно, почему буксует перестройка. Ведь получился хозрасчет, да не^ тот. Дискредитирована хо рошая идея. Но сейчас к За кону о госпредприятии приня ты существенные поправки. — Эти поправки, носящие фундаМентальнйй характер, пока полдела: удар пришелся по монополии министерств. Те перь очередь за монополией органов снабжения. Та торгов ля, которую они наивно име нуют «оптовой», — это. преж де всего лимитная система рас. пределения ресурсов .на мес тах. В связи с созданием кон цернов (например, «Энергом.а- ша», «Технохима», «|Ква.нтэм- па) самым неповоротливым оказался, кажется, Госснаб, по вине которого на краю гибели стоят новые, перспективные структуры. Госснаб должен приспосабливаться к ним, а не наоборот. — Насколько, на ваш взгляд, вообще глубоки поправки к Закону о предприятии? Или это снова косметический ре монт устаревающего Закона? Предприятия по-прежнему под диктатом ведомств, и пока еще ни один закон не дал возмож ности использовать им все свои права. — Да, действительно. Пред приятие вроде бы «имеет пра во», но «с разрешения минис терства». Предприятию «дается возможность», ню «по согласо ванию» с вышестоящим орга ном. Поправки к Закону как раз и бьют по этой преслову той «разрешительноети». Дана не декларация, а механизм действия: все, что в .интересах дела, .решается самим пред приятием. Сняты многие «.раз решения», бывшие исключи тельным правом монополий «.верха»; выбор формы1 хозрас чета, выход из объединений, внешние связи... — Какие возможности от крываются для рождения но вых . производственных струк тур? — Объединения добровольно могут преобразовываться в бо лее крупные структуры!: кон церны, ассоциации,, консорциу мы, союзы. При переходе на аренду они могут и- выходить из министерств. Но! Эти струк туры должны находиться в хоз расчетной сфере, они не долж ны быть перекрашенными ми. нистерствамн, даже в умень шенном виде. Знаете, организационные структуры всегда бьпли преро гативой «верха»: тот давал .ка кие-то права, рычаги, однако не трогал то, что могло бы разрушить -иерархию. — Высказываются мнения полностью избавиться от мини, стерской системы... — Как говорили . древние римляне, отличие теории от практики состоит в том, что в теории все возможно... На дан ном этапе, когда новый хозме- народного потреблеиия .и объе ма реализации услуг населе. нотю. ■— Борис Захарович, а ведь эта шкала, судя по всему, опять ведет к нашей извечной уравниловке, боязни дать зара ботать человеку много? — Все дело в том, что эта шкала призвана действовать как раз против уравниловки: стимулировать не всякий и час то бесполезный труд, а (именно тот, который ведет к ликвида ции всякого рода дефицитов. Кто пойдет по этому пуши, тот имеет серьезные льготы. Кроме того, вводится дифференциа. ЦИ'Я ставок в прямой завшой-' мости зарплаты от гой или иной массы необходимых наро ду товаров и услуг. Только так, обеспечивая сба лансированность текущих де нежных доходов и расходов населения, можно одолеть ин фляцию. ПРОДИКТОВАНО ПЕРЕСТРОЙКОЙ ханизм не введен сполна, это может привести к хаосу. |4ам надо, во-первых, «меть только то количество министерств, ко торое необходимо, во-вторых, это должны быть министерства нового типа., с йными функция ми. На сессии их общее коли чество по базовым отраслям промышленности, строительству, транспорту, агропромышленно му и оборонному комплексам сократилось с 52 до 32. Эт#т факт еще мало оценен. Хотя это не менее важный шаг, чем поправки к Закону. Эти два события должны сомкнуться: ослаблена сила министерств и усилена самостоятельность пред приятий. — Вот вы хвалите поправки. Какие же скрытые богатства таятся в них для предприятий? *— Очень важен отказ от планирования соотношен я. я между зарплатой и производи тельностью труда. Эта прин ципиальная вещь. В чем тут дело? Производи тельность труда .можно повы шать, даже не увеличивая вы пуск товарной продукции: за счет изменения цен, двойного счета, по чистой продукции мы считаем или по товарной и т. д. Здесь имеется очень много противоречий: производитель ность растет, а полки в мага зинах пустые. Да и, в сущнос ти говоря, производительность труда — вторичный показатель. Iлавное — это натуральная продукция, ликвидация дефи цита. — А как новое налогообла- жение отразится на выпуске товаров для народа? — Сделана — как чрезвы чайная мера — система нало- гов на рост фонда зарплаты!, Здесь два плюса: прогрессив ная шкала налогов, если зарп лата растет за производствен- но-хозяйств е п и у ю деятель ность, не приводящую к ре альным, (Конкретным конечным результатам, в которых кровно заинтересован потребитель. И резкое сокращение налогов, ес ли фонд зарплаты растет за счет выпуска товаров народно го потребления. С прироста средств, направ ляемых на оплату труда, пред приятия (объединения) упла чивают в государственный бюд жет налог за счет средств фонда оплаты труда (фрнды материального поощрения) по шкале ставок: свыше 3 до 5 процентов — один рубль за каждый рубль прироста опла ты тр/да, свыше 5 до 7 про центов — два рубля!, свыше 7 процентов — три рубля. Ука занный порядок не применяет ся в отношении п р и р о с та средств, направляемых на оп лату труда, вызванного (увели чением производства товаров — Иногда кажется, что на ши предприятия с их застыв шей структурой не восприим чивы к новому, не приемлют своей внутренней перестройки. Дескать, видели все, пережи вем и этот этап. — Действительно, внутрен няя организация предприятия к реформе пока не .повернута. Там еще немало экономистов- трансляторов, а, сейчас нужны экономисты-аналитики. Вместо руководителей - исполнителей нужны деловые, предприимчи вые, инициатив,ные люди. Да лее, у нас на предприятиях нет служб маркетинга. Мьг не знаем-, Пак работать с потреби телем, каково соотношение дол госрочных и текущих потреб ностей, как их соотнести со стратегией самого „ предприятия и какой она должна быть. Не годны и информационные служ бы на предприятиях: они не знают, что делается у потре бителей, за рубежом, у кон курентов. Это целый нетрону тый пласт проблем. Сейчас пе реходный период. Здесь нужна хозяйственная (мудрость, кото рая могла бы преодолеть и ро бость руководителей к первым шагам. — Не окажутся ли предприя. тия в вакууме — они перест роятся, а вокруг все останется в «главковском» исполнении? — Многие функции бывших министерств тоже надо пере вести на хозрасчет, создавая функционалиные хозрасчет,иые объединения. — Вы много раз бывали на крупных западных фирмах. Ка кой опыт приемлем для нас, особенно для борьбы с моно полизмом? — Недавно я был на круп ном английском концерне — «Шелл». Это гигант, у него десятки миллиардов долларов оборота, но его все равно «ель. зя~ считать в полной мере мо нополией. Потому что у него нет жесткого управления свер ху и идет конкуренция .между компаниями внутри самого кон. цериа. Они конкурируют меж-' дуг собой и па мировом рынке. Что же их объединяет в кон церне. Технологические броски., завоевание рынков, комбиниро. вание ресурсов, а также фи нансовые операции. Их объе диняет «холдинг», то есть сов местная финансовая деятель ность при раздельной -произ водственной. Все эти компа нии напрямую связаны со своими потребителями, а на верху этого концерна даже не знают, с кем конкретно, по ка ким вопросам рни сотрудни чают. В нашей стране монополии вновь создаваемых концернов мы можем избежать и гибкой политикой государственных цен, и структурными изменениями, т, е. создать вместо одного -— несколько конкурирующих кон. церлов, л конкурсными усло виями формирования законов, и т. п. К этому следовало бы доба вить и то, что драматическое сокращение числа министерств вынуждает их .строить свою работу по-другому. Появилась огромная свобода для пред приятий: аренда, кооперативы-, добровольные ассоциации... — А как по-другому? — Мы имеем 4500 объеди нений, огромное м-оре мелких предприятий, которыми мы очень плохо и, мало занимаем ся. Кстати, проблема этих пред приятий1— одна из .ключевых. Их 70—75 процентов от обще го числа предприятий, ,а вы пускают они до 10 .процентов от общего объема продукции. 'Они позорно слабо технически оснащены, не имеют своей стра тегии. Поправки к Закону да ют нужную гибкость- мелким производствам: они могут те перь делать в хозяйстве все то, что и крупные структуры.. Сейчас весь м,и,р осознал, что «небольшое — это прек расно», что это «-проверка ини циатив». Посмотрите, в США — 18 мли. мелких предприя тий, из них 7 млн. — это се мейные предприятия и 1.1 млн. имеют численность работающих от 20 человек и - ' выше. Они бурно развиваются-. Здесь очень важны гори зонтальные связи: новые фор мы кооперации, территориаль ные союзы (И товарищества, до говорные отношения, внешне торговые консорциумы.. Кроме того, мелкие предприятия мо гут быть сателлитами (крупных, работая -с ними на долгосроч ных договорах, Развитие мелких предприя. тий — это и проблема заня тости в малых -городах, быст рой реакции на изменение по требительского спроса, легкой ■ Переналадки иа новую, продук цию, удовлетворения тек пот- ребностей, которые не «.улавли ваются» большой индуструей. — Не стоим ли мы перед но- вы-ми рокировками: сначала создавали крупные объедине ния, а теперь ударимся в мел кие? — От крайностей!, кампаней щины мы всегда несли боль шие потери. Нужно разумное, обоснованное сочетание того й другого. Б конечной счете мы долж ны иметь 300—350 концернов в разных отраслях промышлен ности. Многие из них будут межотр аелевыми, территори - альиыми, союзными. Они'будут выпускать, по нашим расчетам. 40—50 процентов всей про- м.ышленной продукции. Сейчас целые отрасли перерастают в концерны.. Например-, промыш ленность строительных мате-. риалов распадается на 4 кон церна, которые, работая на хозрасчете, заменяют министер ства. Концерном становится газовая отрасль, промышлен. кость по производству .удобре ний. На очереди и другие. Экономическая жизнь долж ны быть подкреплена разнооб разными организационн ы м и формами. Здесь все структуры хороши-, лишь бы они вели к ликвидации не понятной ни одному здравому человеку де фицитной экономики,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz