Кировец. 1989 г. (г. Липецк)

Кировец. 1989 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » * Р Е П О Р Т А Ж С З А С Е Д А Н И Я С Е К Ц И И С О В Е Т А Т Р У Д О В О Г О К О Л Л Е К Т И В А Совет тр удового коллектива стал реальностью нашей жиз ­ ни, тем новым явлением, что рождено перестройкой, предо­ ставлением хозяйственной са­ мостоятельности предприятиям (объединениям). Другой воп­ рос — в какой степени отвеча­ ет такое формирование духу времени, сколь высок его авто­ ритет в трудовом коллективе, какова его реальная власть в сфере производства и не толь­ ко здесь, как оно конкретно работает по тому, или иному направлению. Вопросы эти не праздные. Что греха таить — деятель­ ность СТК не стала пока до­ стоянием широкой гласности для основной массы трудящих­ ся. В определенной степени 'этот упрек можно отнести и на счет прессы, скудно, чаще все­ го официозно освещающей ра­ боту выборного органа рабоче­ го коллектива. Сообщения типа «состоялось заседание, на кото­ ром принято соответствующее постановление» мало о чем го­ ворят рабочим, не отражают и толики насыщенной деятель­ ности СТК, если так можно выразиться, его «лица». Не отсюда ли сложившееся у определенной части трудя­ щихся убеждение, что от СТК мало проку, что это еще одна организация, где келейно ре­ шаются жизненноважные для предприятия вопросы? Так какоЪ же он, наш завод­ ской СТК? Боевой, грудью ставший на защиту интересов рабочих, близко к сердцу при­ нимающий все те проблемы, которых немало в нашем объ­ единении и способный решать их, или же он беззуб и амор­ фен и действует по указке администрации? Мы предлагаем сегод н я гракторозаводчанам подробный репортаж с одного из заседа­ ний совета трудового коллек­ тива, его технической секции. И пусть рабочие завода сами делают выводы о том, насколь­ ко ответственно решают их представители в этом органе те или иные вопросы, кто есть кто в СТК. I Это было уже второе засе­ дание по очень важному на сегодняшний день вопросу для объединения, на которых об­ суждались мероприятия, а точ­ нее, целая программа по со­ вершенствованию ремонт н о й службы. На первой встрече были •рассмотрены предло ж е н и я работников ремонтных служб объединения, где прозвучали самые разные точки зрения по этому вопросу. На данное же заседание бы­ ли приглашены механики, энергетики, заместители на­ чальников цехов по техчасти от 28 подразделений, ведущие специалисты объединения. Открывая заседание, предсе­ датель технической секции, член СТК, иамацныник техбюро ремонтно - механического цеха А. М. Филатов сказал: — Сегодня мы собрались вто­ рично по одному и тому же вопросу, Нам предстоит обсу­ дить и 'принять проект-поста­ новление «Пути совершенство­ вания ремонтной службы объ­ единения», с дальнейшим ут ­ верждением его на СТК- Что бы мне хотелось сказать, пред­ варяя заседание — не вижу в зале очень много лиц из числа приглашенных на него на фир­ менном бланке совета. Мы пригласили главных. специа­ листов зарода, заместителей генерального и технического директора, представите л е й профкома и комитета комсомо­ ла объединения, всего 82 че­ ловека. Пришло же чуть менее 30 и лишь 8 человек позвони­ ли, чтобы предупредить о сво­ ем отсутствии по уважитель­ ным причинам. Как же вое это понимать? Комментарий журналиста: Прямо скажем, факт неува­ жительного отношения многих руководителей завода и его об­ щественных организаций к СТК заслуживает серьезного разговора и должной оценки. А еще мне представляется, что такое возможно лишь потому, что «не поставили» себя на должный уровень члены сове­ та, не показали себя пока ав­ торитетной силой, способной строго спросить с тех, кто с ней не привык считаться . . Не об этом ли говорит и то, что и рабочие объединения еще очень редко идут за по­ мощью в эту организацию, со всеми бедами, проблемами и /предложениями торопятся уже по привычным адресам — к генеральному или техническому директору, в партком или профком. И те же главные специалисты по первому звон­ ку « на крыльях» бы полетели К к ш н н м а н ш н н в названные кабинеты, а вот фирменный бланк СТК подоб­ ной резвости им не прибавля­ ет. Поэтому над прозвучавшим недоуменным вопросом А. М. Филатова в первую очередь должны задуматься сами чле­ ны совета, его председатель В. II. Тархов. Продолжая заседание после малоприятной процедуры пер­ сональной переклички явив­ шихся, А. М. Филатов говорит: — Я просил, чтобы сегодня все пришли на заседание секции с конкретными предложениями по данному вопросу. Те, что прозвучали на первом, зафик­ сированы и мы их тоже обсу­ дим, Кто сейчас хочет выска­ заться? На трибуну выходит стар­ ший мастер РИМ автоматного цеха А. В. Чепыгов: —Прежде чем придти на за­ седание секции 0,1 К, мы посо­ ветовались в своем коллективе и считаем, что для совершен­ ствования ремонтной службы завода необходимо положи­ тельно решить следующие воп­ росы. Первое: пересмотреть сис­ тему оплаты труда ремонтни­ ков. Конкретное же" наше предложение — до. 40 процен­ тов увеличить размер премии работникам.'этой службы. Второе: сэкономленный фонд ■заработной платы не изымать из служб, а оставлять его в ней, как материальный резерв для поощрения хороших работ­ ников. Далее А. В. Чепыгов к чис­ лу факторов, которые, на его взгляд, помогут поднять на более высокий уровень дея­ тельность ремонтных служб, назвал необходимость увеличе­ ния до 300 граммов выдачу им мыла и других моющих средств, спецобуви. А. М. Филатов: — Мы ваши ’ предложения принимаем для дальнейшего обсуждения хотя, если гово­ рить откровенно,' последние из них притянуты за уши к очень важному для завода вопросу. Предлагаю участникам засе­ дания обсудить и мои предло­ жения. Они таковы. Считаю необходимым сде­ лать неограниченной заработную плату работающим пенсионе­ рам в ремонтных службах объ­ единения. Второе. К нам сей­ час поступает оборудование высокой категории ремонтной сложности, в частности, гид­ равлическое. Нам очень нужны квалифицированные кадры ре­ монт ников-гидравликов, Однако .ни в одном техническом спра­ вочнике вообще не указывает­ ся такая специальность. Усло­ вия их труда очень трудные, даже вредные. Поэтому необ­ ходимо решить дсе вопросы по оплате цх труда, отпусков, прочего стимулирования за сложность такой работы. Сей­ час мы ничем не можем при. влечь опытных специалистов на эти участки, никто сюда не идет. Предлагаю также организо­ вать на заводе бригаду ава­ рийной ремонтной службы, особенно для механических цехов. На мой взгляд, она должна состоять из опытней­ ших специалистов и выполнять роль своеобразной скорой по­ мощи в экстренных ситуациях. Считаю, что такая служба нам очень нужна, она поможет оперативно устранять аварий, ные ситуации. Следующее предложение — решить вопрос количественного конечно же, учить и учить классных работников. Площади под такие станки в цехе найти можно, особенно если отказаться от старья. Возможно, такую ремонтную базу завода резонно подкре­ пить и тем, чтобы вновь вер­ нуть цех опытного производст­ ва как цех нестандартного оборудования. Необходимость в этом большая. Ведь сейчас РМЦ наполовину занят изго­ товлением именно нестандарт­ ного оборудования. Как одну из форм совер­ шенствования ремонтной служ ­ бы есть необходимость обсу­ дить и такое предложение — утвердить 8-ми разрядную сет­ ку для слесарей-ремонтников. Получается странная вещь — работу такой категории слож­ ности в том же РМЦ, напри­ мер, слесари выполняют, а по­ толок при оплате труда — шестой разряд. Введение вось­ миразрядной сетки, считаю, станет хорошим стимулом для профессионального роста кад­ ров ремонтной службы, закре­ пит квалифицированных спе­ циалистов. Среди тех предложений, ко- С моста слово1просих на­ чальник отдела социального развития завода П. Т. Лаза­ рев: — Хотелось бы выяснить следующее: прозвучала мысль, что если главный механик по­ лучит возможность решать жи ­ лищные вопросы для своей службы, будучи централизован­ ным отделом, то откуда он квартиры «получать» будет? Очередь-то на заводе общая. Видимо, необходимо предостав­ лять большую возможность тем или иным подразделениям строить для себя дсАм хозспо­ собом. А. М. Филатов: — Возможен и такой вари­ ант. Строится же у нас дом для медработников. Почему для службы механика такая возможность должна быть за­ казана? Сейчас же главный механик лишен полномочий дать квартиру хорошему слеет- рю, допустим!, третьего трак ­ торного цеха, потому что он ст01И|т в общей цеховой очере­ ди. Централизация службы по­ может этот барьер сломать. — Позвольте мне высказать А К П О М О Ч Ь и качественного состава ре­ монтных служб. Сейчас нам’ катастрофически их не хвата­ ет. Отсюда' и процветает спе­ куляция в оплате труда, из-за дефицита кадров ремонтников им незаслуженно присваивают­ ся более высокие разряды. Как говорится, на безрыбьи и рак — рыба. Но толку от таких ремонтников,, как правило, никакого. Каковы-, на мой взгляд, ва­ рианты решения этого вопро­ са? Можно организовать спе­ циальные курсы при отделе технимеакопо! обучения, набрать недостающие кадры из числа толковых производственников. Служба механика знает таких людей, которые не только хо­ рошо работают, но и прекрас­ но разбираются в оборудова­ нии, порой не хуже ремонтни­ ка устраняют в нем неполадки. Это уже почти готовые кадры, а как их привлечь в ремонт­ ную службу — это надо обсу­ дить. Давайте совместно поду­ маем. В Японии, например, слесарей-ремонтников набира­ ют из лучших производствен­ ников с последующим обучени­ ем и очень хорошо оплачивают их труд. Пора решительно ло­ мать стереотип, что для рабо­ ты в ремонтных службах сго­ дится кто угодно. Представляется целесообраз­ ным создать в объединении централизованную службу от­ дела главного механика. Что это даст? Во-первых, возмож­ ность маневрировать кадрами. Мы же видим сейчас, что в од­ ном цехе ремонтная служба сильная, в другом — на ладан дышит. Может ли главный ме­ ханик за счет перестановок каюто уравновесить эти служ- / бы? Нет, потому что находят­ ся они «под пятой» начальни­ ков цехов и только им подчи­ нены. Кроме того, появится воз­ можность у службы механика решать вопросы с жильем для своих работников, разрядить цеховые очереди — ведь это будет самостоятельный, цент­ рализованный отдел. . Вам, вероятно, надо серьез­ но подумать и над тем, чтобы создать на базе РМЦ мощную ремонтную службу. Сегодня цех такому назначению не со­ ответствует, даже высококлас­ сных специалистов и то можно пересчитать по пальцам, не го­ воря уже об оборудований, ко ­ торое хуже всякой критики. Мы зачастую не можем * эле­ ментарный «червяк» выточить с необходимой точностью. На­ до решительно менять в РМЦ станковый парк, укомплекто­ вать его станками с ЧПУ и, торые прозвучали на перв заседании и поступают из служб подразделений для се­ годняшнего обсуждения, назо­ ву следующие. Предлагается по отделу главного энергетика создать собственную ремонтную базу. Электроцех и близко не отве­ чает такому назначению. Энер­ гетики, получая запчасти че­ рез заводской отдел снабже­ ния, зачастую не знают, что на заводе имеется, а чего — нет. К тому же немало време­ ни теряется на оформление всевозможных бумаг. Есть предложение перевести ремонт­ ные службы на сдельную оп­ лату труда. Вопрос не простой, но над ним надо подумать по­ скольку уравниловка не спо­ собствует хорошей работе ре­ монтников. Кто и когда решил что они просто не имеют права получать более 200 рублей, даже если сделали для цеха и ■завода огромное дело? А ведь мы сейчас живем по таким устаревшим критериям — и эту дискриминацию в оплате 'труда необходимо пересмот­ реть, противопоставить ей неч­ то' больше отвечающее и духу времени,' и ситуации на заводе с ремонтными службами. Надо пересмотреть и систему оплаты мастерского состава. Все вы знаете, что такое быть масте­ ром ремонтной службы. Это и огромная ответственность, и компетентность, и работа по­ рой без выходных. Но можно ли удержать толковых специа­ листов в этой должности на 180 рублей? Мы теряем кадры. Экономя на зарплате классных масте­ ров, завод ничего не выигрыва­ ет, несет лишь убытки. Не хлебом единым жив че­ ловек, надо и о престиже про­ фессии подумать серьезно. Есть предложение вернуть на завод День ремонтника, дать работникам этой службы почувствовать, что их труд в объединении ценят высоко. Последний раз мы отмечали такой праздний три года на­ зад — и потихоньку «похоро­ нили» эту добрую традицию. Как неуважительное отноше­ ние к службе, мак к уему-то второстепениному надо расце­ нивать .и постоянные отвлече­ ния ее кадров на иные, не­ свойственные им работы. Это уже стало у нас нехорошей традицией и вот ее бы «похо­ ронить» действительно давно пора. Вот, прШ'фно, тот круг воп­ росов, который предлагается сейчас обсудить. «свои соображения, — просит слово и. обязанности главно­ го механика объединения В.М. Перов. — Мы сегодня1говорим о наболевших проблемах ре­ монтной службы', которые воз­ никли не сегодня, просто они сейчас .так обострились, «при­ жали» завод, что дальше уже закрывать на них глаза, не­ возможно. Мы подошли к кри­ тической ситуации. Задумаем­ ся над таким фактом: лишь за последние три месяца из цехов рассчиталось около ста рабо­ чих службы механика. Куда же они бегут? В первую очередь во все­ возможные кооперативы. На­ ших ремонтников можно встре­ тить во многих из них. причем ушли и уходят с завода преж­ де всего хорошие, толковые специалисты. Причина — ог ­ ромная разница в зарплате на заводе и в кооперативе.' Дискриминация в зарплате между высококвалифициро­ ванным слееарем-ремонтником и станочником приводит к па­ дению престижа профессии, возрастающей текучести кад­ ров. Этот «отлив» специалис-■ тов из завода надо решитель­ но остановить, пока еще не поздно. Какая «мудрая» голова при. думала считать наладчиков и ремонтников второстепенн о й службой и почему мй до сих пор не решимся признать эго не только ошибочным, но и вредным? Ведь эти. специалис­ ты дают жизнь всему заводу, благодаря их толковым голо­ вам и умелым рукам функцио­ нирует производство. Н -вдруг оказывается, что'они «вспомо­ гательные», а соответственно и низко оплачивается их нелег­ кий труд. Что ж мы' теперь удивляем­ ся тому, что ремонтные служ ­ бы завода ослаблены, как ни­ когда ранее? Огромная разница в оплате труда между производственни­ ком и ремонтником — это ведь официальные призмами Чуть ли неполноценности последних и этому явлению надо положить конец. За умение технически мыслить, за умелые руки — себе же в убыток экономить на таких людях. Это же золотой фонд завода, без них любое производство мертвое. Вопрос из зала задает на-, пальник планово-экономическо­ го отдела В. Н. Сенкевич: — Хорошо, а за счет чего увеличивать зарплату ремонт­ никам? Вы над этим задумы­ вались? I

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz