Кировец. 1989 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » * Р Е П О Р Т А Ж С З А С Е Д А Н И Я С Е К Ц И И С О В Е Т А Т Р У Д О В О Г О К О Л Л Е К Т И В А Совет тр удового коллектива стал реальностью нашей жиз ни, тем новым явлением, что рождено перестройкой, предо ставлением хозяйственной са мостоятельности предприятиям (объединениям). Другой воп рос — в какой степени отвеча ет такое формирование духу времени, сколь высок его авто ритет в трудовом коллективе, какова его реальная власть в сфере производства и не толь ко здесь, как оно конкретно работает по тому, или иному направлению. Вопросы эти не праздные. Что греха таить — деятель ность СТК не стала пока до стоянием широкой гласности для основной массы трудящих ся. В определенной степени 'этот упрек можно отнести и на счет прессы, скудно, чаще все го официозно освещающей ра боту выборного органа рабоче го коллектива. Сообщения типа «состоялось заседание, на кото ром принято соответствующее постановление» мало о чем го ворят рабочим, не отражают и толики насыщенной деятель ности СТК, если так можно выразиться, его «лица». Не отсюда ли сложившееся у определенной части трудя щихся убеждение, что от СТК мало проку, что это еще одна организация, где келейно ре шаются жизненноважные для предприятия вопросы? Так какоЪ же он, наш завод ской СТК? Боевой, грудью ставший на защиту интересов рабочих, близко к сердцу при нимающий все те проблемы, которых немало в нашем объ единении и способный решать их, или же он беззуб и амор фен и действует по указке администрации? Мы предлагаем сегод н я гракторозаводчанам подробный репортаж с одного из заседа ний совета трудового коллек тива, его технической секции. И пусть рабочие завода сами делают выводы о том, насколь ко ответственно решают их представители в этом органе те или иные вопросы, кто есть кто в СТК. I Это было уже второе засе дание по очень важному на сегодняшний день вопросу для объединения, на которых об суждались мероприятия, а точ нее, целая программа по со вершенствованию ремонт н о й службы. На первой встрече были •рассмотрены предло ж е н и я работников ремонтных служб объединения, где прозвучали самые разные точки зрения по этому вопросу. На данное же заседание бы ли приглашены механики, энергетики, заместители на чальников цехов по техчасти от 28 подразделений, ведущие специалисты объединения. Открывая заседание, предсе датель технической секции, член СТК, иамацныник техбюро ремонтно - механического цеха А. М. Филатов сказал: — Сегодня мы собрались вто рично по одному и тому же вопросу, Нам предстоит обсу дить и 'принять проект-поста новление «Пути совершенство вания ремонтной службы объ единения», с дальнейшим ут верждением его на СТК- Что бы мне хотелось сказать, пред варяя заседание — не вижу в зале очень много лиц из числа приглашенных на него на фир менном бланке совета. Мы пригласили главных. специа листов зарода, заместителей генерального и технического директора, представите л е й профкома и комитета комсомо ла объединения, всего 82 че ловека. Пришло же чуть менее 30 и лишь 8 человек позвони ли, чтобы предупредить о сво ем отсутствии по уважитель ным причинам. Как же вое это понимать? Комментарий журналиста: Прямо скажем, факт неува жительного отношения многих руководителей завода и его об щественных организаций к СТК заслуживает серьезного разговора и должной оценки. А еще мне представляется, что такое возможно лишь потому, что «не поставили» себя на должный уровень члены сове та, не показали себя пока ав торитетной силой, способной строго спросить с тех, кто с ней не привык считаться . . Не об этом ли говорит и то, что и рабочие объединения еще очень редко идут за по мощью в эту организацию, со всеми бедами, проблемами и /предложениями торопятся уже по привычным адресам — к генеральному или техническому директору, в партком или профком. И те же главные специалисты по первому звон ку « на крыльях» бы полетели К к ш н н м а н ш н н в названные кабинеты, а вот фирменный бланк СТК подоб ной резвости им не прибавля ет. Поэтому над прозвучавшим недоуменным вопросом А. М. Филатова в первую очередь должны задуматься сами чле ны совета, его председатель В. II. Тархов. Продолжая заседание после малоприятной процедуры пер сональной переклички явив шихся, А. М. Филатов говорит: — Я просил, чтобы сегодня все пришли на заседание секции с конкретными предложениями по данному вопросу. Те, что прозвучали на первом, зафик сированы и мы их тоже обсу дим, Кто сейчас хочет выска заться? На трибуну выходит стар ший мастер РИМ автоматного цеха А. В. Чепыгов: —Прежде чем придти на за седание секции 0,1 К, мы посо ветовались в своем коллективе и считаем, что для совершен ствования ремонтной службы завода необходимо положи тельно решить следующие воп росы. Первое: пересмотреть сис тему оплаты труда ремонтни ков. Конкретное же" наше предложение — до. 40 процен тов увеличить размер премии работникам.'этой службы. Второе: сэкономленный фонд ■заработной платы не изымать из служб, а оставлять его в ней, как материальный резерв для поощрения хороших работ ников. Далее А. В. Чепыгов к чис лу факторов, которые, на его взгляд, помогут поднять на более высокий уровень дея тельность ремонтных служб, назвал необходимость увеличе ния до 300 граммов выдачу им мыла и других моющих средств, спецобуви. А. М. Филатов: — Мы ваши ’ предложения принимаем для дальнейшего обсуждения хотя, если гово рить откровенно,' последние из них притянуты за уши к очень важному для завода вопросу. Предлагаю участникам засе дания обсудить и мои предло жения. Они таковы. Считаю необходимым сде лать неограниченной заработную плату работающим пенсионе рам в ремонтных службах объ единения. Второе. К нам сей час поступает оборудование высокой категории ремонтной сложности, в частности, гид равлическое. Нам очень нужны квалифицированные кадры ре монт ников-гидравликов, Однако .ни в одном техническом спра вочнике вообще не указывает ся такая специальность. Усло вия их труда очень трудные, даже вредные. Поэтому необ ходимо решить дсе вопросы по оплате цх труда, отпусков, прочего стимулирования за сложность такой работы. Сей час мы ничем не можем при. влечь опытных специалистов на эти участки, никто сюда не идет. Предлагаю также организо вать на заводе бригаду ава рийной ремонтной службы, особенно для механических цехов. На мой взгляд, она должна состоять из опытней ших специалистов и выполнять роль своеобразной скорой по мощи в экстренных ситуациях. Считаю, что такая служба нам очень нужна, она поможет оперативно устранять аварий, ные ситуации. Следующее предложение — решить вопрос количественного конечно же, учить и учить классных работников. Площади под такие станки в цехе найти можно, особенно если отказаться от старья. Возможно, такую ремонтную базу завода резонно подкре пить и тем, чтобы вновь вер нуть цех опытного производст ва как цех нестандартного оборудования. Необходимость в этом большая. Ведь сейчас РМЦ наполовину занят изго товлением именно нестандарт ного оборудования. Как одну из форм совер шенствования ремонтной служ бы есть необходимость обсу дить и такое предложение — утвердить 8-ми разрядную сет ку для слесарей-ремонтников. Получается странная вещь — работу такой категории слож ности в том же РМЦ, напри мер, слесари выполняют, а по толок при оплате труда — шестой разряд. Введение вось миразрядной сетки, считаю, станет хорошим стимулом для профессионального роста кад ров ремонтной службы, закре пит квалифицированных спе циалистов. Среди тех предложений, ко- С моста слово1просих на чальник отдела социального развития завода П. Т. Лаза рев: — Хотелось бы выяснить следующее: прозвучала мысль, что если главный механик по лучит возможность решать жи лищные вопросы для своей службы, будучи централизован ным отделом, то откуда он квартиры «получать» будет? Очередь-то на заводе общая. Видимо, необходимо предостав лять большую возможность тем или иным подразделениям строить для себя дсАм хозспо собом. А. М. Филатов: — Возможен и такой вари ант. Строится же у нас дом для медработников. Почему для службы механика такая возможность должна быть за казана? Сейчас же главный механик лишен полномочий дать квартиру хорошему слеет- рю, допустим!, третьего трак торного цеха, потому что он ст01И|т в общей цеховой очере ди. Централизация службы по может этот барьер сломать. — Позвольте мне высказать А К П О М О Ч Ь и качественного состава ре монтных служб. Сейчас нам’ катастрофически их не хвата ет. Отсюда' и процветает спе куляция в оплате труда, из-за дефицита кадров ремонтников им незаслуженно присваивают ся более высокие разряды. Как говорится, на безрыбьи и рак — рыба. Но толку от таких ремонтников,, как правило, никакого. Каковы-, на мой взгляд, ва рианты решения этого вопро са? Можно организовать спе циальные курсы при отделе технимеакопо! обучения, набрать недостающие кадры из числа толковых производственников. Служба механика знает таких людей, которые не только хо рошо работают, но и прекрас но разбираются в оборудова нии, порой не хуже ремонтни ка устраняют в нем неполадки. Это уже почти готовые кадры, а как их привлечь в ремонт ную службу — это надо обсу дить. Давайте совместно поду маем. В Японии, например, слесарей-ремонтников набира ют из лучших производствен ников с последующим обучени ем и очень хорошо оплачивают их труд. Пора решительно ло мать стереотип, что для рабо ты в ремонтных службах сго дится кто угодно. Представляется целесообраз ным создать в объединении централизованную службу от дела главного механика. Что это даст? Во-первых, возмож ность маневрировать кадрами. Мы же видим сейчас, что в од ном цехе ремонтная служба сильная, в другом — на ладан дышит. Может ли главный ме ханик за счет перестановок каюто уравновесить эти служ- / бы? Нет, потому что находят ся они «под пятой» начальни ков цехов и только им подчи нены. Кроме того, появится воз можность у службы механика решать вопросы с жильем для своих работников, разрядить цеховые очереди — ведь это будет самостоятельный, цент рализованный отдел. . Вам, вероятно, надо серьез но подумать и над тем, чтобы создать на базе РМЦ мощную ремонтную службу. Сегодня цех такому назначению не со ответствует, даже высококлас сных специалистов и то можно пересчитать по пальцам, не го воря уже об оборудований, ко торое хуже всякой критики. Мы зачастую не можем * эле ментарный «червяк» выточить с необходимой точностью. На до решительно менять в РМЦ станковый парк, укомплекто вать его станками с ЧПУ и, торые прозвучали на перв заседании и поступают из служб подразделений для се годняшнего обсуждения, назо ву следующие. Предлагается по отделу главного энергетика создать собственную ремонтную базу. Электроцех и близко не отве чает такому назначению. Энер гетики, получая запчасти че рез заводской отдел снабже ния, зачастую не знают, что на заводе имеется, а чего — нет. К тому же немало време ни теряется на оформление всевозможных бумаг. Есть предложение перевести ремонт ные службы на сдельную оп лату труда. Вопрос не простой, но над ним надо подумать по скольку уравниловка не спо собствует хорошей работе ре монтников. Кто и когда решил что они просто не имеют права получать более 200 рублей, даже если сделали для цеха и ■завода огромное дело? А ведь мы сейчас живем по таким устаревшим критериям — и эту дискриминацию в оплате 'труда необходимо пересмот реть, противопоставить ей неч то' больше отвечающее и духу времени,' и ситуации на заводе с ремонтными службами. Надо пересмотреть и систему оплаты мастерского состава. Все вы знаете, что такое быть масте ром ремонтной службы. Это и огромная ответственность, и компетентность, и работа по рой без выходных. Но можно ли удержать толковых специа листов в этой должности на 180 рублей? Мы теряем кадры. Экономя на зарплате классных масте ров, завод ничего не выигрыва ет, несет лишь убытки. Не хлебом единым жив че ловек, надо и о престиже про фессии подумать серьезно. Есть предложение вернуть на завод День ремонтника, дать работникам этой службы почувствовать, что их труд в объединении ценят высоко. Последний раз мы отмечали такой праздний три года на зад — и потихоньку «похоро нили» эту добрую традицию. Как неуважительное отноше ние к службе, мак к уему-то второстепениному надо расце нивать .и постоянные отвлече ния ее кадров на иные, не свойственные им работы. Это уже стало у нас нехорошей традицией и вот ее бы «похо ронить» действительно давно пора. Вот, прШ'фно, тот круг воп росов, который предлагается сейчас обсудить. «свои соображения, — просит слово и. обязанности главно го механика объединения В.М. Перов. — Мы сегодня1говорим о наболевших проблемах ре монтной службы', которые воз никли не сегодня, просто они сейчас .так обострились, «при жали» завод, что дальше уже закрывать на них глаза, не возможно. Мы подошли к кри тической ситуации. Задумаем ся над таким фактом: лишь за последние три месяца из цехов рассчиталось около ста рабо чих службы механика. Куда же они бегут? В первую очередь во все возможные кооперативы. На ших ремонтников можно встре тить во многих из них. причем ушли и уходят с завода преж де всего хорошие, толковые специалисты. Причина — ог ромная разница в зарплате на заводе и в кооперативе.' Дискриминация в зарплате между высококвалифициро ванным слееарем-ремонтником и станочником приводит к па дению престижа профессии, возрастающей текучести кад ров. Этот «отлив» специалис-■ тов из завода надо решитель но остановить, пока еще не поздно. Какая «мудрая» голова при. думала считать наладчиков и ремонтников второстепенн о й службой и почему мй до сих пор не решимся признать эго не только ошибочным, но и вредным? Ведь эти. специалис ты дают жизнь всему заводу, благодаря их толковым голо вам и умелым рукам функцио нирует производство. Н -вдруг оказывается, что'они «вспомо гательные», а соответственно и низко оплачивается их нелег кий труд. Что ж мы' теперь удивляем ся тому, что ремонтные служ бы завода ослаблены, как ни когда ранее? Огромная разница в оплате труда между производственни ком и ремонтником — это ведь официальные призмами Чуть ли неполноценности последних и этому явлению надо положить конец. За умение технически мыслить, за умелые руки — себе же в убыток экономить на таких людях. Это же золотой фонд завода, без них любое производство мертвое. Вопрос из зала задает на-, пальник планово-экономическо го отдела В. Н. Сенкевич: — Хорошо, а за счет чего увеличивать зарплату ремонт никам? Вы над этим задумы вались? I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz