Кировец. 1989 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » ОТ К РОВЕН Н ЫЙ РАЗГОВОР С П Р Е Д С Т А В И Т Е Л Е М Г О С П Р И Е М К И Наш корреспондент вс!ре 1 ился с представителем госприем- ки Василием Ивановичем Шацких и лопросил его ответить на ряд вопросов, интересующих читателей «Кировца». В. И. Шацких не раз поднимал ь нашей газете злободневные воп росы. В свое время он был у истоков внедрения научной ор ганизации труда на заводе, и, судя по всему, не потерял вкус к любому новому делу, каковым, несомненно, является госприемка. Корр.: — В последнее время на заводе, да и не только на нашем, много говорят о якобы, «изжившей» себя госприемке. Чем вызваны эти разговоры? В. И. Шацких: — У меня, наверное, такое свойство: «дур ные» слухи доходят чуть ли не в последнюю очередь. Совсем недавно мне был задан вопрос: Правда ли, что госприемку па заводе собираются за крыть?» Задал вопрос не ра бочий, а инженер. Стал иссле довать: откуда пошли такие разговоры. И прямо говорю, что они от некомпетентности людей, отсутствия должной гласности. Корр.: — Ну, а как Вы счи- чатете: помогает госприемка . решать коллективу объедине ния стоящие задачи? В. И. Шацких: — Во всяком случае она не мешает. Другое дело — хорошо это или пло хо? Наверное, и то и другое. Хорошо, что все эти два года, пока объединение работает в условиях госприемки, коллектив выходил победителем во Все союзном социалистическом со ревновании. Плохо, что, на мой взгляд, медленно решаются вопросы повышения качества. Во всяком случае медленнее, чем хотелось бы. Корр: — Почему же возни кает негативное восприятие госприемки? В. И. ШАЦКИХ: — Я бы так вопрос не ставил. Лучше так: кому мешает госприемка? 11 ответил. В первую очередь — бракоделам. Во-вторую — тем организаторам производст ва, которые свое неумение ра ботать хотят компенсировать за Счет качества. В третью — тем техническим специалистам, которые «забыли» выполнять свои функции. Всем остальным > категориям работников гос'- приемка не мешает и мешать не может. Корр.: — Как Вы полагаете: нашел свое место орган гос- приемкн в объединении? В. И. Шацких: —■Пожалуй, да. Хотя с каких позиций на это посмотреть. А позиций здесь предостаточно. Это — и пози ция нашего главка — управле ния госприемкой в Госстандар те СССР, и позиция министер ства, и позиция руководства объединения, и п о з и ц и я руководителя органа, и позиции представителей гос приемки. Последнее я говорю во множественном числе. Ведь не у всех представителей пози ции идентичны. Плюрализм мнений у нас существует, как и везде. Что же касается непооредст- . венно становления органа, то процесс этот продолжается и еще, наверное, будет какое-то время продолжаться. Дело, коим мы заняты, новое в стра не, проблем возникает много. . Корр.: — В чем же, на Ваш взгляд, состоят проблемы? Есть ли среди них решенные? В. И. Шацких: — Суть ос новных проблем, как я уже сказал-, в отсутствии прецен- дентов. Ведь ни в нашей стра не, ни в других такого рода вневедомственного контроля ка чества продукции еще не было. Каков должен быть механизм его действия? Какова страте гия и тактика на каждом этапе? Это—одна сторона дела. Вторая — явная неготовность наших предприятий к такому своеоб разному скачку, резкому пово роту в сторону качества. Ду мали мы об этом, скажем, 3— 4 года назад? Если где-то и думали, то как о «голубой меч те». Везде царил «его величе ство» вал. Больше, больше. Любой ценой. И вдруг — на уровень мировых стандартов! При этом не снижая темпов. Это же похоже на китайский скачок, только наоборот. Ну, а предприятия, их осна щенность, кадры, мышление? Все ведь осталось. Как же вдруг всему переродиться? Та кого не бывает. И вот с уче том такой дилемиой обстанов ки, я полагаю, что одну из (проблем' в своем органе мы решили, а именно — идти к цели (неуклонному повышению качества продукции) не путем скачка, а поэтапно. Чем мы и занимаемся в силу своей ком петентности и предоставленных прав. Правда, тут же возникла еще одна проблема — наша правовая беззащитность. Корр.: — В чем она и от кого? В. И. Шацких. — А от всех. От своего вышестоящего руко водства — за неполное исполь зование предоставленных прав, от коллектива объединения — за использование этих прав, хо тя бы, частичное. Корр. — Но, ведь органы госприемки созданы по реше нию ЦК КПСС и Совмина СССР, следовательно, этими высокими инстанциями вы и можете быть защищены. В. И. Шацких. — Это чисто предположительно. Когда, ска жем, возникает неразрешимая конфликтная ситуация? Когда пойдут в «дело» принципы! А в повседневной работе — шиш ки с обеих сторон. Правда, ар битром здесь может и (дол жен!) выступить партийный ко митет завода. Но, как мне ка жется, на объективность и тут рассчитывать не приходиться. Я что-то не припомню за пос ледний год случая, когда бы наш партком заинтересовался вопросом: как орган госприем ки осуществляет свои функции в объединении, все-ли идет нормально во взаимоотноше ниях руководителей органа и объединения? Корр.: — А что, в этом есть необходимость? В. И. Шацких: — Да как сказать? Пожалуй, один-то раз в год надо бы расчищать на капливающиеся завалы, чтобы не вырастали они в Кавказ ские горы, как однажды выска зался про бра« в цехе сборки трансмиссий один товарищ. Противоборство сторон идет ежедневно (между госприем кой и объединением), а дело то оби\ее и нужно двигать его к намеченной цели не мизер ными шажками, а оптимально возможными. И здесь партком мог бы сыграть свою положи тельную роль. Но... наверное у него есть дела поважнее, чем повышение качества продукции. Не имея информации, я не бу ду столь категоричен. Возмож но, я и ошибаюсь... Корр.: — Вы сейчас вырази лись, что делаете общее дело, тогда как у многих сущест вует представление о качестве как антиподе количеству, как Вы на это смотрите? В. И. Шацких: — Философ ски, Ведь одно понятие не ис ключает другого. Разве нельзя делать много и качественно? Или делать некачественно, но мало? Другое дело к чему мы стремимся и какими путями. Тут и «гнездятся» нюансы. На словах и в мыслях мы все и всё правильно понимаем, А как получается на практике? А на практике не всегда желаемое совмещается с возможным. Ска жем, на данном этапе на заво де нет и пятидесяти процентов технической возможности, не снижая количества, резко повы сить качество. А кто же не хо чет повысить качество нашей продукции? Уверен, что таких людей на 'заводе нет. Производители рады бы де лать продукцию качественной, а есть ли для этого условия? Взять наше объединение. Обо рудование физически ,и мораль но устаревшее, производствен ных площадей до норм не хва тает и т. д. и т. п. Все 'это последствия пресловутой коман дно-бюрократической системы застойного периода. Да й сам трактор по техническому уров ню далеко не соответствует международным образцам. Хо тя в стране на него спрос еще есть. Впрочем, как ему не быть, если машины этого класса вы пускаются только у нас. Вот мы и пользуемся преимущест вами монополиста. Но времена меняются. Недаром наша пар тия так резко поставила воп рос «О коренном повышении качества продукции». А каче ство — это не только плохая окраска или незаиручейнаи гайка. Эта — конструкция, це лый комплекс потребительских свойств, да еще при оптималь ной экономике. Что же касается госприемки, то и она поставлена, на мой взгляд, не в лучшие условия. По нашим правилам, если есть какое-то отступление от НТД, приостанови приемку или про изводство. А что дальше? Сра зу же появятся условия для исправления дефекта? А если этот дефект уже заложен в техническую документацию? А если требуется новый станок, а его нет и не скоро будет? Ни каких допусков на это РД не имеет, за малым исключением. Вот и конфликт, вот и колли зии. Либо сознательно прини май продукцию с отступления ми от ГОСТа, либо иди на' сделку со своей совестью. И в любом случае работник ГПП может оказаться нецравьпм: или перед своим высшим органом или перед коллективом рабо чих. Приходится искать «золо тую середину». А это не всег да легко и просто, тут воз можны ошибки. Отсюда и не гативные оценки роли гос приемки, о которых уже шла речь. Корр.: — Ну и как вы выхо дите из таких ситуаций? В. И. Шацких: — Каждый по своему. У нас ведь тоже есть своя «иерархия». Окажем, я, рядовой представитель, что- то «притормозил», не прини маю, но у меня есть руководи тель группы. Он может ска зать: «ничего страшного, давай эту партию принимай, а на бу дущее — предупредим!» А ес ли и старший не согласится — есть еще руководитель органа, который, иногда, все берет на себя: и гнев и милость брако делов. Корр.: — Приходится слы шать такие разговоры от ра бочих сборочных цехов: «сна чала мы почувствовали, что появилась в заводе сила, ко торая наведет порядок ,с каче ством, а сейчас спустя год— опять пошло все по-старому: давай, давай лишь бы слепи лось». В. И. Шацких: — Действи тельно, на первых порах мы пытались сделать заслон нека чественной продукции. Заодно «лечили» работников ОТК от формализма, безпринципности. Короче, мы показали как нуж но контролировать изделия. За ставили администрацию . объе динения укрепить штаты ОТК, считаться с ними. Но в то же время мы и сами учились ос ваивать свои функции, а их у нас более 60. И вот по мере ос воения этих функций, мы ста ли отходить от одной из них — непосредственной приемки продукции, переключаясь на другие. Например, контроль за соблюдением технологичес ких процессов, за проверкой обору дования на технологическую точность, за проверкой мерите- ля. Цепочка потянулась к ис токам возникновения дефектов, а это и конструкции, и техно логия, и оснастка и т. д. Пришлось менять тактику, делать коррективы в структу ре органа, в расстановке кад ров. Естественно, непосредст венный контроль за продук цией несколько ослаб. Отсюда и разговоры о которых Вы упо мянули. По этому поводу я не могу не сказать вот-о чем. К сожа лению, о нашей работе (о ее содержании) люди осведомле ны очень мало. Кто тут вино ват — я не знаю. Может быть мы .работники ГПП, может быть общественные о.рганиза- циии, а может руководители объединения. Отсюда, (от не знания нашего дела) и деле- тантскне рассуждения . типа: «Куда смотрит госприемка?» «Нужна ли госприемка заво ду?» «От госприемки ничего не улучшилось». Мне как-то приходилось че рез вашу газету отвечать на один из таких вопросов. Пом нится, была публикация под заголовком «.Куда смотрит гос приемка?» Так вот, не хочется повторяться, но скажу снова: в самый корень смотрит гос приемка. В завтрашний день заводчан! Сейчас у нас выде лена целая группа квалифици рованных работников, которая осуществляет контроль качест ва у самих истоков: при раз работке НТД нового трактора, чтобы не было там столько ляпсусов, которые зародились, жили, и еще какое-то время будут жить в .выпускаемых ма шинах всех модификаций. Корр.: — Все, что Вы сказа ли, видимо, будет интересно для наших читателей. Послед ний вопрос: «Как лично Вы по лагаете: улучшилось ли качест во наших тракторов за два го да работы объединения в ус ловиях госприемки? В. И. Шацких — Ответить на этот вопрос «с ходу» я по жалуй, не могу, для этого нужно иметь, как теперь гово рят, «банк данных». Если су дить по тому, что в течение всего этого периода мы, ра ботники ГПП, регулярно полу чаем премии »— то да, конеч но, улучшилось. Ибо премии нам выдают только при усло вии снижения рекламаций и расхода средств на их устра нение. Ну, а если по-серьезно му, то могу сказать только по своему участку работы. Про шел год с того времени, как я пытаюсь осуществлять свои функции по продукции, изго товленной для ЛТЗ «неста бильными» поставщиками и, как говорят, продукция стала посту пать лучшего качества. Да это видно и по имеющимся у ме ня данным. Хотя в этих уч,- реждениях, будем говорит от кровенно, к работе в условиях госприемки не готовились, на деясь на «авось». Но этот «авось» уже не всегда сраба тывает, приходится кое-кому «покрутиться», чтобы поступае- мая на завод продукция «мои-' тировалась» на конвейере. Корр.: — Благодарю Вас за интересную беседу. Не хотели бы Вы что-то сказать нашим читателям без наводящих воп росов? В. И. Шацких: — Боюсь, что я и так много натоворил тако го, за что мне «достанется на орехи» как от своих коллег, так и от заводчан, однако, предложением воспользуюсь. «Благодаря» некоторым неком петентным публикациям в сред ствах массовой информации нет-мет да и появляются нега тивные рассуждения о гос приемке. Идет какая-то тен денциозная волна: о госприем- ке либо ничего, либо только от рицательное. Я писал об этом в «Правду». Причем вопрос ставил так. Кому выгодно ре визовать, постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о вве дении вневедомственного конт роля и почему намечается та кая тенденция? Мне ответили, что публикации будут, в том числе и отражающие мое мне ние. А оно таково. Хоть и запоз дал я. но меры предпринимае мые партией и правительством ПО коренному повышению каче ства — правильные и они бу дут действовать до тех пор, пока мы хоть чуть-чуть при близимся к международному уровню. Другое дело в пред назначении госприемки. Воз можно, ее функции будут уточ нены, все вещи будут названы, своими именами. Ведь, если не лукавить, то госприемка на данном этапе своих функций не выполняет в полном соот ветствии с руководящими до кументами. Если бы было не так, то большинство предприя тий страны должны быть оста новлены на коренную реконст рукцию и техническое перево оружение. Так предписывают на'м руководящие документы. Но жизнь вносит корректи вы. И уже сейчас в большин стве своем органы госприемки выполняют функции управле ния качеством продукции. Пра вильно сделано, что им даны большие права, к ним, пожа луй, добавить и еще большую ответственность за принимае мые решения. А выступают против гос приемки только те и только там, где с качеством из рук вон плохо, ибо оно является дополнительным препятствием в работе в условиях хозяйст венной реформы. И особенно это касается про- нзводителей-'монополистов, ог ражденных, пока, госзаказом Однако, дальновидные руково дители охотно сотрудничают с органами госприемки, исполь зуя бесплатно (предприятию содержание их ничего не стоит) их потенциал и интеллект. Раз ве нелогично рассуждение: вы явить все свои слабости — значит наполовину их побе дить. В связи с такими соображе ниями меня лично поражает позиция нашего партийного ко митета, который в течение дли тельного времени не находит нужным обсудить вопрос о вы полнении постановления «О ко ренном повышении качества продукции». Ну, хорошо, мы «варимся» в своем соку, пытаемся найти оптимальные пути я методы, стратегию и тактику внедрения в жизнь этого постановления. А чтд, парткому это безраз лично? Наверно, так. А, впрочем, может быть в «бумагах» что-то есть, только до нас не доходило? В заключение хочу подчер кнуть, что я выразил свое личное мнение, которое, может быть, и не совпадает с мне нием моих коллег, особенно— руководителей. Благодарю за предоставлен ную возможность высказать «наболевшее». Корр.: — А я благодарю Вас, Василий Иванович, за от кровенную беседу. Возможно своим откровением Вы побуди те других заинтересованных лиц прийти к нам в редакцию с наболевшими вопросами н также откровенно поделиться ими с читателями. Успехов Вам в работе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz