Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
етр, 2 « К И Р О В Е Ц » ■В НАШ И ЗНАНИЯ, ОПЫ Т И ЭНЕРГИЮ — УСК ОРЕНИЮ ^ В январе состоялось расширенное заседание коллегии Мин- ? сельхозмаша СССР, на котором рассматривался вопрос «Об | <итогах работы отрасли сельскохозяйственного и тракторного' ^машиностроения в 1987 году и задачах по выполнению пла вна 1988 года». С докладом на эту тему выступил министр А. А. Ежев- < !ский, который дал глубокий анализ деятельности нредприя- ■ гни отрасли в минувшем году и наметил задачи на нынеш- < ; ний. Сегодня мы предлагаем вниманию читателя сокращенный ; вариант выступления министра. Д л л л л л /ч л л . \ VААЛААЛ/ХГ У\ \ЛААЛАЛ/\АЛ/\/\АЛЛЛЛ/^ Наша • коллегия проходит в ответственный период па рубе же второго и третьего года пятилетки. В ходе реализации решении XXVII съезда КПСС в стране набирают темпы про цессы перестройки, осуществ ляется реформа экономики, углубляются процессы демо кратизации. В отрасли завер шается формирование новой генеральной схемы, означаю щей полный 1переход к двух- звеиной системе управления. 13 центральном аппарате мини стерства укреплены подразде ления, определяющие ускоре ние ■научно - технического прогресса, внедрение экономи ческих методов управления, сокращается численность рабо тающих на 40 процентов. Соз даны 14 государственных про изводственных объединений, в которых сосредоточено около бО процентов объема произ водства отрасли. С 1 января предприятия ми нистерства работают в усло виях действия Закона о Госу дарственном предприятии (объ единении), самофинансирова ния и самоокупаемости. Разворачивая подготовку к достойной встрече XIX Всесо юзной партийной конференции, сегодня необходимо тщательно проанализировать итоги рабо ты отрасли в 1987 году, с тем чтобы с первых дней нынеш него года не допустить сбоев, в полной мере реализовать в каждом трудовом коллективе преимущества работы в усло виях хозрасчета и хозяйствен ной самостоятельности. Итак, как же мы сработали в минувшем году? Министерством выпол и ен план 1987 года по объему производства товарной про дукции на 100 процентов, реа лизации — на. 99 процентов и производительности труда на 98,7 процентов. В.месте с тем из-за неудов летворительной подгото в к-и производства и низкого уров ня его организации в услови ях введения госприемки план года не выполнили 45 объеди нен.?.! и предприятии. Ими не додано продукции более чем на 230 млн. рублей. 74 пред приятия не выполнили’ план по реализации продукции и 59— по росту производительности труда. Крайне неудовлетворительно работал ряд предприятий под отрасли сельхозмашинострое ния для растениеводства. С большим напряжением ра ботала подотрасль тракторо- моторостроеннн и гидравлики. План производства тракторов выполнен только на 98 про центов, недодано около 28 тыс. тракторов. Кто сегодня сдерживает рит мичную работу предприятий? Эт.о заводы моторостроения, гидравлики и отдельные пред приятия Управления производ ства запасных частей и сер висного обслуживания. Из шести моторных заводов план выполнил только Минский мо торный завод. Плохо обстоит дело и с вы полнением заданий по произ- • водству запасных ч а с т е й . План года не выполнен по 550 . наименованиям, из них 90 осо бо учитываемых. Дело чести трудовых кол лективов, объединений и пред приятий поправить положение, выполнить поставленную ЦК КПСС задачу — обеспечить своевременную и в полном объеме поставку селу техники и запасных частей для успеш ного проведения весенних по левых п уборочных работ 1988 года. Особо следует сказать о та ком разделе плана как товары народного потребления, зада ние -.но их производству новы полнено на 127 млн. рублей. Выпуск товаров народного по требления на рубль фонда за работной платы в целом по отрасли ■крайне низок и со ставляем всего 27 копеек. Но на ряде предприятий этот по казатель еще ниже. Основная причина неудов летворительных результатов работы в 1987 году состоит в том, что в аппарате министер ства, на многих предприятиях еще продолжают преобладать отжившие преимуществен и о административные методы хо зяйствования. Экономика все еще ориентируется главным образом на объемные показа тели, на затратные принципы, медленно повышается эффек тивность производства. Главная задача создания но вого экономического механиз ма предприятий — это повы шение их самостоятельности, усиление ответствешшости за результаты хозяйствования на основе. полного . хозрасчета и широкого самоуправления. , Не министерство теперь определя ет и предписывает в приказ ном порядке всю производст венную программу, а само предприятие; которому дано право самостоятельно состав лять н утверждать свой пяти летий план. Но прав не бывает без обя занностей! Предприятие нс должно быть нахлебником у государства/ Более того, за счет средств, зарабатываемых в результате своей деятельнос ти, оно должно и себя содер жать, и делать определенные отчисления в госбюджет. Отсюда и необходимость ра боты предприятия на принци пах полного хозрасчета и са мофинансирования. Все ли к этому, готовы? Думаю, что нет. Ведь в результате недо выполнения плана, удорожа ния себестоимости, штрафов, к примеру, ПО «Харьковский тракторный завод» недополучит 45 млн. рублей прибыли, Крас ноярское объединение по зер ноуборочным комбайнам — 20 млн. рублей, «Сызраньсель маш» — 6,8 млн. рублей, а ПО «Павлодарский трактор ный завод» вместо запланиро ванной прибыли в сумме 39,2 млн. рублей получит убыток 9,6 млн. рублей. Позволительно спросить у руководителей этих предприя тий — как они собираются формировать фонды развития, фонды поощрения, выполнять социальную программу? За счет каких средств? Вот во что выливается бесхозяйствен ность, неудовлетворительное выполнение плановых заданий. Значительные потери прибы ли допускаются и в связи с уплатой по штрафным санкци ям. Они составили 116 млн. рублей, из которых почти по ловина уплачена за недопо ставку продукции по догово рам. На 100 процентов выполнили договорные обязатель с т в а только 140 предприятий из 252. Этот показатель снизился в .целом по отрасли по срав нению с 1986 годом и состав ляет 96,9 процента. Как это влияет на финансо вое состояние предприятий? Вот только один пример. ПО «Кургансельмаш» выполнит л план поставки продукции по договорам на 59,4 процента, недопоставив се на 31 млн. рублей. В результате убытки за счет штрафов составили 2,7 млн. рублен. На эти средства можно было . бы построить че тыре детских еада. Необходи-. мо всем учиться срабатывать деньги. Повышение производитель ности труда, снижение себе стоимости продукции, ее тру доемкости, внедрение ресурсо оберегающих технологий, про грессивных технологических процессов, обновление продук ции, повышение ее качества' и надежности — вот широкое поле деятельности для "инициа тивы руководителей предприя тий, работающих в новых ус ловиях. Нельзя не сказать о необхо димости коренной перестройки работы экономических служб. В Министерстве в связи с этим создано Главное экомомнчст скос управление, куда вошли подразделения финансовых и юридических служб, труда и заработной платы, бухгалте рии. Все должны научиться но настоящему считать деньги. Каждый директор завода, ин ститута должен ежемесячно рассматривать итоги финансо во - экономической деятель ности коллектива, а по резуль татам работы каждого кварта ла проводить балансовые ко миссии. Экономика, принципы хозяй ственного расчета, должны се годня пронизывать все сферы деятельности предприятий. Это основа основ работы в совре менник условиях., К 1990 году отрасль должна выпускать 80 процентов важ нейших видов продукции, со ответствующей мировому тех ническому уровню. Однако в 1987 . году, хотя ,и выполнено установленное на год задание, пока резкого прорыва в этом отношении не произошло. Ис пытания показывают, что тех нический уровень машин, их надежность и качество повы шаются медленно,_ Обновление выпускае м о и техники также нередко задер живается. Главная причина такого положения -— незаинте ресованность в обновлении техники как ПО и предприя тий, так и научных институ тов, КБ. Проявляют бесконт рольность в этом деле и руко водители Главного научно - технического управления. Мы просто не имеем права подво дить сельских тружеников, ожидающих новую высокопро изводительную технику. Новые условия .хозяйствова ния диктуют необходимость на ращивания темпов повышения технического уровня производ ства. Крайне отрицатель и о влияют на экономику недо статки в вопросах внедрения прогрессивной техники, отступ ления от техпроцессов. Наибольший доход предприя тия могут получить лишь при постоянном обновлении произ водства на базе внедрения быстро переналаживаемых но вейших технологий. А это*"*в свою очередь возможно толь ко при постоянном развитии п совершенствовании инструмен тального призводства, собст венного станкостроения, АСУ ТП, САПР, внедрения новей шего оборудования в основ ном производстве. В целом по отрасли склады вается неблагополучное поло жение по производству инстру мента и технологичской осна стки. План 1987 года выпол нен на 98,1 процента. Несмот ря на значительный дефицит, в инструментальной продук ции, многие ПО и предприя тия загружают инструменталь ные заводы и цехи изготовле нием узлов и деталей для ос новного производства. Это по рочная практика, неоднократ но осуждаемая, однако до сих пор она применяется на «Тульском комбайновом заво де», «Павлодарском трактор ном заводе», Елецком заводе тракторных агрегатов. Круиные недостатки имеются в металлургическом производ стве. Па автоматических лини ях и комплексах изготавлива лось только 27 процентов литья и 4,5 — поковок. Из-за низкого уровня технологичес кой дисциплины и несовершен ства- технологических процес сов 200 тыс. тонн, или б про центов отливок отошло в брак. 11а предприятиях допуска ются срывы по внедрению ме- Iаллосбсрегающих технологи ческих процессов. Б структуре министерства образовано повое Главное тех нологическое управление. Мы возлагаем па него надежды, что эти «узкие».места в отрас ли будут расшиты. , Более эффективно должен разворачиваю работу отрасле вой институт экономики и ин формации. Отрасль остро нуж дается н научных разработках, имеющих прикладное значение, по внедрению хозрасчета. на предприятиях, новых экономи ческих отношений и методов управления. Необходимо так ж е совершенствовать всю сис тему научно - технической ин формации, освещения работы отрасли, ее проблем в печати, на телевидении, заводских многотиражках. Активнее надо изучать и распространять фор мы н методы работы,' появив шиеся в новых условиях, по казывать как используются права и возможности Закона о социалистическом предприя тии в трудовых коллективах отрасли. Искать крупицы пе редового опыта, помога т ь внедрять его. Несмотря на введение гос- приемки, во многих 110 и предприятиях отрасли остается тревожным положение с каче ством продукции. Введение госприемки ни в коей мере не должно означать ослабления работы отделов • технического контроля. Именно они вместе с техническими службами должны быть организаторами всей работы по повышению качества выпускаемой продук ции. Ведь нельзя же мириться с тем, что удельный вес продук ции высшей категории качест ва составляет всего лишь 36 процентов. В конечном счете, это определяет и-честь завод ской марки и авторитет отрас ли. Теперь о капитальном строи тельстве. План по капиталь ным вложениям и строитель но - монтажным работам за 1987 год в целом по мини стерству выполнен на 87 и 98 процентов. По жилищному строительству план капиталь ных вложений выполнен лишь на 97 процентов’, по' строи тельству объектов просвеще ния — на 76 процентов, здра воохранения—на 86 процентов. Перевыполнен план по вводу школ, по вводу поликлиник и больниц выполнение составля ет НЮ процентов. План ввода в действие ос новных фондов за счет госу дарственных капитальных вло жений выполнен па 84 процен та. Из 77 объектов, предусмот ренных к вводу в 1987 году, сданы только 67. Следует об ратить особое внимание на срыв плана освоения средств, выделенных на техническое перевооружение и реконструк цию предприятий. Недоосвоено 86 млн. рублей. Основными причинами неудовлетворитель ного выполнения плана капи тальных вложений и строитель-, но-монтажных работ явились проявленная безответствен ность со стороны руководите лей в выполнении планов ка питального строительства, не оперативное решение вопросов, сдерживающих ход работ, не достаточное взаимодействие с подрядными строительны м и организациями, слабая помощь со стороны заводов в строи тельстве объектов жилья и соцкультбыта. , Совместно с ПК профсоюза в отрасли утверждены на А11 пятилетку комплексные I про граммы социального развития трудовых коллективов, охраны труда- н сатштарно - оздоро вительных мероприятий, разви тия подсобных сельских хо зяйств, системы платных услуг населению. 11есмотря на выполнение плана по вводу в эксплуата цию жилых домов в целом по отрасли, на многих предприя тиях строительство жилья осу ществлялось в е удовлетвори тельно и был сорван ввод жи лых домов в эксплуатацию. 11)111 остром дефиците жилья недопустимо медленно и без должной настойчивости прини маются меры по строительству жилых домов хозяйственным способом. Вопросами социаль ного развития коллективов на до постоянно заниматься ру ководителям предприятий, ста вить их во главу угла своей работы. Закон о социалистическом предприятии резко расширяет принципы самостоятельности объединений и предприятий, нацеливает их на наивысшие конечные результаты, устанав ливает прямую зависимость уровня доходов коллективов от эффективности работы. Главное сейчас заключается в том, что принципы хозрасчета п самофинансирования были доведены, что называется, до низов — до бригад, участков, цехов, до каждого рабочего ■места. Вот почему трудящиеся должны стать активными уча стниками кардинальной эконо; мнческой реформы. В отрасли проведены выбо ры генеральных директоров ГПО, 35 руководителей объ единений, предприятий и орга низаций, около 200 — началь ников цехов, свыше 2000 на чальников участков и масте ров. 11 этот процесс будет продолжаться . Как уже отмечалось, от расль с 1 января т. Г. работа ет по повой генеральной схеме управления. По отраслевому принципу уже образовано 14 государственных объединений. Являясь единым производст венно - хозяйственным комп лексом, ГПО одновремен н о расширяет возможности входя щих в него предприятий, объ единений и организаций в про изводственном и социальном развитии, сохраняя их само стоятельность и ответствен ность на основе Закона СССР о Государственном предприя тии (объединении). Организа: цня перестройки отраслевого управления состоит в четком разграничении: за что отвечает 1110, ПО и предприятие, а за что — министерство. В центральном аппарате ми нистерства упразднено 11 главных управлений но руко водству подотраслями и 1'лав- станкомехпром, создана строй ная система управления, пре дусматривающая решение всех вопросов, связанных с рабо- л ой каждой подотрасли, позво ляющая сохранить существо вавшую ранее специализацию. При переходе на новую ге неральную схему управления нам всем необходимо в корне перестроить стиль и методы своей работы Работникам ми нистерства следует уйти от мелочной опеки предприятий, сосредоточив внимание на важнейших направлениях, пер спективах развития отрасли. А руководителям предприятий необходимо проявлять настой чивость, самостоятельное т ь, социалистическую предприим чивость, динамизм в решении возникающих вопросов, дово дить любое дело до конца. При таком подходе новые принципы хозяйствования рас кроют себя наиболее. полно, станут эффективным рычагом укрепления экономики отрасли. (Материал подготовлен отделом пропаганды ЦНИИТЭтракторосель- хозмаш). -А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz