Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » О ТРАКТОРЕ И ГЛАСНОСТИ Проблемы производства интегрального трактора неоднократ­ но рассматривались на страницах нашей газеты. Высказыва­ лись разные точки зрения, мнения. Напомним, что недавно на эту тему были опубликованы статьи главного конструктора интегрального трактора А. С. Дурманова, генерального дирек­ тора объединения Н. Г. Загорского. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью секре­ таря парткома завода Н. Н. Гугнина. Помнится, народная муд­ рость гласит: семь раз отмерь, а потом... Жаль, йто сегодня это проверенное жизнью пра­ вило многими в условиях глас­ ности и плюрализма мнений оказалось забыто. Вооружившись модной идеей или звонкой фразой, заинтере­ совав читателя детективной нс- сторией с тайником в гараже, или хлестким ярлыком, броса­ ются некоторые «прорабы» пе­ рестройки в рукопашную с ее, зачастую выдуманными, врага­ ми и не видят, что последние находятся на той же стороне баррикады, не задумываются о здравом смысле, реальных воз­ можностях и общественном ре­ зонансе, брошенных ими в го­ рячке дискуссии обвинений или предложений. Не могу похва­ стать солидным партийным стажем, но критику считаю обоюдоострым оружием и хо­ чу сказать, что пользоваться им даже в условиях плюрализ­ ма надо осторожно, вооружив­ шись осведомленностью об обсуждаемом предмете. Не скрою, с удивлением прочитал в областной газете «Ленинское знамя» от 10 ноября с. г. вы­ сказывания М. Паршина о проблемах ЛТЗ, 6 которыми, как сказали в редакции, ав­ тор знаком лишь из газетных публикаций. Да. В последнее время в пе­ чати, как центральной, так и местной, активно начали рас­ сматриваться проблемы рекон­ струкции Липецкого тракторно­ го завода. Причем рассмат­ риваться, на мой взгляд, че­ ресчур однобоко. Речь постоян­ но ведется только об одном из объектов производства — трак­ торе ЛТЗ-155. Считаю, что это не совсем правильный подход. ЛТЗ — действующее производ­ ство и конечная цель реконст­ рукции, как и начатой по ини­ циативе партии перестройки — человек. Своей трудной полу­ вековой историей, напряженной и самоотверженной работой 20- тысячный трудовой коллектив завода заслужил право на улучшение условий труда и быта. Созданные в тяжелое предвоенное время и годы военного лихолетья основные фонды стали тормозом даль­ нейшего развития производст­ ва, т. к. площадь, занимаемая единицей оборудования, сегодня уже в 2 раза меньше установ­ ленной нормы, современное оборудование перестало прохо­ дить по габаритам цехов, тес­ нота заводской площадки не позволяет решить вопросы складирования продукции и комплектующих, быта и отды­ ха работающих. Обострились проблемы и по другую сторону проходной. Очень остро встали вопросы жилья — на очереди стоит более 5 тысяч тракторо- заводчан, причем первоочеред ники — с 1964—66 годов. Мно­ гие жители поселка ЛТЗ не обеспечены коммунальными удобствами, хотя ежегодно на соцкультбыт тратилось 2—3 млн. рублей средств предприя­ тия. Отставали от требований жизни медицинское и торговое обслуживание, народное обра­ зование, возможности органи­ зованного отдыха и досуга. Для того, чтобы решить на­ званные вопросы, по расчетам специалистов нужно около 200 млн. рублей капиталовложений или по 20 млн. рублей ежегод­ но. Изыскать такие финансовые возможности может позволить либо устойчиво работающее производство с высоким уров­ нем рентабельности, либо госу­ дарственные ассигнования под расширение производства и вы­ пуск нового трактора. Решение партии и правительства дало заводу такую возможность. Начатая в 1983 году рекон­ струкция завода позволила по­ строить поликлинику на 1600 посещений, среднюю школу № 62, снести «позор» нашего города — времянки и комму­ налки, улучшить условия про­ живания 1112 семьям. В этом году, мы надеемся, будет за- конечно строительство прист­ ройки к больнице на 160 коек, аптеки, общежития на стадио­ не. Строятся терапевтический и хирургический корпуса, при вводе которых больничный ком­ плекс медсанчасти завода бу­ дет самым крупным в городе, овощная база на 3 тыс. т. овощей, гостиница на 210 мест, жилой комплекс по ул. Ком­ мунистической. Ленинградским проектным институтом «Лйн- гипрогор» составлена эскизная прорисовка и в настоящее вре­ мя идет проектирование совре­ менного микрорайона «Заре­ чье», о котором уже в печати говорилось и жителями которо­ го, мы уверены, захотят стать многие липчане. Но этот мик­ рорайон потребует 160 млн. рублей, найти другой источник покрытия которых в условиях хозрасчета непросто. Исходя из этого, а также руководствуясь решением пар­ тии и здравым смыслом, кото­ рый говорил за то, чтобы на­ чав с МТЗ-142, перейти на вы­ пуск МТЗ-142А — модернизи­ рованной машины с равновели­ кими колесами (над которой собственно последнее время и работали наши конструкторы), а затем уже на интегральный трактор ЛТЗ-145. Такова была стратегия. Создаваемые произ­ водственные мощности позво­ ляли сделать это не умозри­ тельно, а реально. Не надо за ­ бывать, что самое первое решение было принято не се­ годня, а в условиях осужден­ ного застойного периода. Тогда вопросы решались без учета общественного мнения, более категорично, и от того «да или нет» МТЗ-142 на ЛТЗ, зависе­ ла не судьба минской модели — ее все равно начали бы вы­ пускать, т. к. это было предре­ шено. Зависела судьба коллек­ тива тракторостроителей. С учетом этого, можно спросить т. И. Лесникова, выступившего в «Ленинском знамени» от 23 ноября с редакционной статьей «Самостоятельность», что могли противопоставить трудовой кол­ лектив и заводская партийная организация политике Мини­ стерства сельскохозяйственного и тракторного машиностроения кроме такой тактики? К сожа­ лению, ответа на этот вопрос ни одна из газет, столь рьяно выступавших защитниками ли­ пецкого трактора до сих пор не дала. Иными словами — другого пути у завода не было и вы­ бор был предопределен с уче­ том развития города и обла­ сти. Б противном случае —тех корпусов, которые уже сегодня в 3 раза превышают по площа­ ди действующее производство и гарантируют будущее завода, не то, что могло не быть, а однозначно скажем — не было бы. Не было бы и оборудова­ ния, комплектацию которого мы закончим в 1990 году, т. к. мощности отечественного стан­ костроения будут задействова­ ны всю следующую пятилетку созданием парка оборудования автомобильного гиганта вЕла- буге, предшественнику которо­ го с гром ким и м е н е м КАМТРАК, кстати, ЛТЗ пере­ шел дорогу в родном мини­ стерстве. А значит — не могло бы быть сегодня и речи об ЛТЗ-155, так как имеющиеся на заводе мощности не позво­ ляют даже фантазировать на эту тему. Во всех публикациях с оди­ наковой настойчивостью и тен­ денциозностью руководство и партком ЛТЗ показываются в роли ярых консерваторов и противников родного детища — интегрального трактора. И ни в одной - не показана их роль в ускорении реконструкции, так же как и, ставшая камнем прет­ кновения в решении принци­ пиальных вопросов доработки интегрального трактора и под­ готовки его производства,'проб­ лема двигателя. Да, как это ни парадоксально — к трактору, о котором не жалея красок и эпитетов писали центральные газеты, не оказалось двигателя. Разработанный владимирскими конструкторами дизель воздуш­ ного охлаждения Д181Т успеш­ но прошел в 1983 году испыта­ ния, но вместе с трактором не получил путевки в жизнь. Его постигла такая же печальная участь. Забытый как и ЛТЗ-145, он морально устарел, не соответствует современным требованиям ни по расходу топлива, ни по угару масла, по ряду других параметров. Но это была бы половина беды, так как все это устранимо. Главное — в отрасли нет мощ­ ностей для постановки, даже доработанного в сжатые сроки, двигателя на производство. Строительство нового мотор­ ного завода (в случае выделе­ ния соответствующих капиталь­ ных вложений) позволяло по­ лучить первый трактор ЛТЗ- 155 не раньше XIV пятилетки. Согласитесь, перспектива дале­ ко не радужная ни для селян, ни для заводчан. В этой связи, чтобы оконча­ тельно не загубить трактор го­ ворильней об его преимущест­ вах, было принято решение вы­ пустить на испытания ЛТЗ-155 с двигателем водяного охлаж­ дения Д260Т. Попытки конст­ рукторов выполнить эту работу кончились неудачей. За про­ шедшие 7 месяцев нами был обсуждены ряд вариантов, в т. ч. с участием зарубежных партнеров. И только букваль­ но на днях был найден прием- лимый — дизель водяного ох­ лаждения СМД 17Н, выпускае­ мый Харьковским моторным заводом «Серп и молот». Да и то, этот вариант стал возмо­ жен лишь в связи с тем, что снимается с производства ком­ байн «Нива» и освобождаются производственные мощности. Конечно, необходима конструк­ тивная доводка двигателя, до­ работка трактора. Но главное — двигатель есть и проблема нашла свое трудное разреше­ ние. На повестке дня сегодня — вернуть реконструкции ЛТЗ ут­ раченные темпы и подготовить к 1 кварталу 1989 года опыт­ ные образцы для испытаний. Обе эти проблемы постоянно в поле внимания партийного ко­ митета, коммунистов подразде­ лений завода. Сегодня очень важно не только словом, но и делом поддержать усилия трак­ торозаводцам в решении стоя­ щих перед ними проблем. Тог­ да интегральный трактор с ли­ пецкой маркой реально увидит потребителя не позднее 1990— 1991 года, в зависимости от ожидаемого решения партии и правительства. Убежден, что областная пар­ тийная конференция найдет возможность строго спросить со строительных организаций города и, в первую очередь, трестов «Промстрой» и «Жил- строй», курирующих их орга­ нов за сорванные планы рекон­ струкции. В этом сегодня глав­ ный тормоз на пути создания мощного отечественного про­ пашного трактора. Потерянного времени не вернешь, снятых по этой причине ассигнований—то­ же. Н. ГУГНИН, секретарь парткома завода. Бригада маляров экспортно­ го участка, которой руководит Александра Ивановна Буркова, считается одним из лучших коллективов в тракторосбороч­ ном цехе. На снимке: бригадир А. И. Буркова (в кабине трак­ тора), В. В. Товаркова, Р. Е. Фендрикова, А. Н. Горохова. Фото Д. Дробышева. НА РОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КОМБАЙНЫ ВМЕСТО РАКЕТ На «Ростсельмаш» прибыло 210 тонн проката, изготовлен­ ного на «Запорожстали» с до­ бавлением металла ракет, за­ кончивших свою службу. Первый вагон листового про­ ката поступил на автоматиче­ ские линии прессово-раскрой­ ного цеха. Здесь из них «вы­ кроили» заготовки, которые превратятся затем в молотиль­ ный аппарат, подмоторную ра­ му, другие агрегаты комбайна. Стальные листы, в состав ко­ торых вошел металл демонти­ рованных ракет, будут исполь­ зованы для производства не­ скольких сот самых мирных машин — новых зерноубороч­ ных комбайнов «Дон-1500» и СК-5 «Нива». „ Ст альн ой к он ь “ сельск ог о умельца Владимир Григорьевич Куз­ нецов из колхоза имени Круп­ ской Добринского района мог бы посоперничать в мастерстве и с легендарным тульским Лев­ шой. Списанный двигатель от автомобиля ЗИЛ да коробка передач от ГАЗ-53 — вот и все заводские агрегаты, что ис­ пользовал он при создании своего мини-трактора. Все ос­ тальное сделано руками умель­ ца. Машина стала незаменимым помощником в подсобном хо­ зяйстве. Она способна перево­ зить со скоростью 30 километ­ ров в час до тонны грузов, а небольшие габариты и эконо­ мичность позволяют использо­ вать ее в работе на огороде. Общественное мнение крепко связало весь круг противопо­ жарных проблем с пожарной охраной. И хотя нет недостат­ ка в документах, где указыва­ ется, что за пожарную безо­ пасность отвечает руководитель являете халатность в соблюде­ нии правил пожарной безопас­ ности. Работники пожарной охраны неоднократно предлагали руко­ водителям механосборочного производства выделить посто­ тории сборочно-сдаточного це­ ха. В кладовой лакокрасочных материалов предприятия в на­ рушение существующих правил пожарной безопасности ведутся краекопрнготовнтельные рабо­ участвуют в предупреждении пожаров. Есть на заводе и другие не­ достатки. Например, в произ­ водственных и административ­ но-бытовых корпусах наруша­ ются правила курения, проти­ • С Л О В О - С Л У Ж Б Е „01“ К Ч Е М У П Р И В О Д И Т Х А Л А Т Н О С Т Ь предприятия, цеха, отдела, все же не все должностные лица осознали важность работы по предупреждению пожаров. Взять механосборочное про­ изводство. Здесь с 1983 года за нарушение правил привле­ чено к административной от­ ветственности более сорока че­ ловек. Но, несмотря на это, отдельные руководители и главные специалисты производ­ ства соответствующих выводов не сделали, по-прежнему про­ янное место для размещения автотранспорта, но в этом до сих пор по-настоящему так и ничего не сделано. Если в ве­ сенне-летний период эта про­ блема была частично решена, то с наступлением холодов транспорт, как и прежде, пре­ дусмотрено размещать у въезд­ ных ворот и в проездах цехов. Длительное время не решается вопрос с хранением сгораемой тары под запасные части. Еже­ месячно в огромном количест­ ве она скапливается на терри­ ты, количество хранимых мате­ риалов здесь превышает трех­ сменную норму. Прошло два года с того времени, когда государствен­ ная комиссия приняла в эк­ сплуатацию установку автома­ тического пожаротушения, а договор с Колязинским участ­ ком «Спецавтоматика» на тех­ ническое обслуживание не за ­ ключен. Пожарно-технические комиссии завода и цехов боль­ ше существуют на бумаге, чем вопожарное оборудование и инвентарь часто используются для хозяйственных нужд. Не­ редки случаи, когда из-за не­ своевременного выде л е н и я транспорта производственные отходы остаются невывезенны- ми. Подобная безответствен­ ность привела к тому, что из года в год на заводе происхо­ дят пожары и технологическое аварии. А. ГОРБУНОВ, инспектор ВПЧ-13. 4 1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz