Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » О ТРАКТОРЕ И ГЛАСНОСТИ Проблемы производства интегрального трактора неоднократ но рассматривались на страницах нашей газеты. Высказыва лись разные точки зрения, мнения. Напомним, что недавно на эту тему были опубликованы статьи главного конструктора интегрального трактора А. С. Дурманова, генерального дирек тора объединения Н. Г. Загорского. Сегодня мы предлагаем вниманию читателей статью секре таря парткома завода Н. Н. Гугнина. Помнится, народная муд рость гласит: семь раз отмерь, а потом... Жаль, йто сегодня это проверенное жизнью пра вило многими в условиях глас ности и плюрализма мнений оказалось забыто. Вооружившись модной идеей или звонкой фразой, заинтере совав читателя детективной нс- сторией с тайником в гараже, или хлестким ярлыком, броса ются некоторые «прорабы» пе рестройки в рукопашную с ее, зачастую выдуманными, врага ми и не видят, что последние находятся на той же стороне баррикады, не задумываются о здравом смысле, реальных воз можностях и общественном ре зонансе, брошенных ими в го рячке дискуссии обвинений или предложений. Не могу похва стать солидным партийным стажем, но критику считаю обоюдоострым оружием и хо чу сказать, что пользоваться им даже в условиях плюрализ ма надо осторожно, вооружив шись осведомленностью об обсуждаемом предмете. Не скрою, с удивлением прочитал в областной газете «Ленинское знамя» от 10 ноября с. г. вы сказывания М. Паршина о проблемах ЛТЗ, 6 которыми, как сказали в редакции, ав тор знаком лишь из газетных публикаций. Да. В последнее время в пе чати, как центральной, так и местной, активно начали рас сматриваться проблемы рекон струкции Липецкого тракторно го завода. Причем рассмат риваться, на мой взгляд, че ресчур однобоко. Речь постоян но ведется только об одном из объектов производства — трак торе ЛТЗ-155. Считаю, что это не совсем правильный подход. ЛТЗ — действующее производ ство и конечная цель реконст рукции, как и начатой по ини циативе партии перестройки — человек. Своей трудной полу вековой историей, напряженной и самоотверженной работой 20- тысячный трудовой коллектив завода заслужил право на улучшение условий труда и быта. Созданные в тяжелое предвоенное время и годы военного лихолетья основные фонды стали тормозом даль нейшего развития производст ва, т. к. площадь, занимаемая единицей оборудования, сегодня уже в 2 раза меньше установ ленной нормы, современное оборудование перестало прохо дить по габаритам цехов, тес нота заводской площадки не позволяет решить вопросы складирования продукции и комплектующих, быта и отды ха работающих. Обострились проблемы и по другую сторону проходной. Очень остро встали вопросы жилья — на очереди стоит более 5 тысяч тракторо- заводчан, причем первоочеред ники — с 1964—66 годов. Мно гие жители поселка ЛТЗ не обеспечены коммунальными удобствами, хотя ежегодно на соцкультбыт тратилось 2—3 млн. рублей средств предприя тия. Отставали от требований жизни медицинское и торговое обслуживание, народное обра зование, возможности органи зованного отдыха и досуга. Для того, чтобы решить на званные вопросы, по расчетам специалистов нужно около 200 млн. рублей капиталовложений или по 20 млн. рублей ежегод но. Изыскать такие финансовые возможности может позволить либо устойчиво работающее производство с высоким уров нем рентабельности, либо госу дарственные ассигнования под расширение производства и вы пуск нового трактора. Решение партии и правительства дало заводу такую возможность. Начатая в 1983 году рекон струкция завода позволила по строить поликлинику на 1600 посещений, среднюю школу № 62, снести «позор» нашего города — времянки и комму налки, улучшить условия про живания 1112 семьям. В этом году, мы надеемся, будет за- конечно строительство прист ройки к больнице на 160 коек, аптеки, общежития на стадио не. Строятся терапевтический и хирургический корпуса, при вводе которых больничный ком плекс медсанчасти завода бу дет самым крупным в городе, овощная база на 3 тыс. т. овощей, гостиница на 210 мест, жилой комплекс по ул. Ком мунистической. Ленинградским проектным институтом «Лйн- гипрогор» составлена эскизная прорисовка и в настоящее вре мя идет проектирование совре менного микрорайона «Заре чье», о котором уже в печати говорилось и жителями которо го, мы уверены, захотят стать многие липчане. Но этот мик рорайон потребует 160 млн. рублей, найти другой источник покрытия которых в условиях хозрасчета непросто. Исходя из этого, а также руководствуясь решением пар тии и здравым смыслом, кото рый говорил за то, чтобы на чав с МТЗ-142, перейти на вы пуск МТЗ-142А — модернизи рованной машины с равновели кими колесами (над которой собственно последнее время и работали наши конструкторы), а затем уже на интегральный трактор ЛТЗ-145. Такова была стратегия. Создаваемые произ водственные мощности позво ляли сделать это не умозри тельно, а реально. Не надо за бывать, что самое первое решение было принято не се годня, а в условиях осужден ного застойного периода. Тогда вопросы решались без учета общественного мнения, более категорично, и от того «да или нет» МТЗ-142 на ЛТЗ, зависе ла не судьба минской модели — ее все равно начали бы вы пускать, т. к. это было предре шено. Зависела судьба коллек тива тракторостроителей. С учетом этого, можно спросить т. И. Лесникова, выступившего в «Ленинском знамени» от 23 ноября с редакционной статьей «Самостоятельность», что могли противопоставить трудовой кол лектив и заводская партийная организация политике Мини стерства сельскохозяйственного и тракторного машиностроения кроме такой тактики? К сожа лению, ответа на этот вопрос ни одна из газет, столь рьяно выступавших защитниками ли пецкого трактора до сих пор не дала. Иными словами — другого пути у завода не было и вы бор был предопределен с уче том развития города и обла сти. Б противном случае —тех корпусов, которые уже сегодня в 3 раза превышают по площа ди действующее производство и гарантируют будущее завода, не то, что могло не быть, а однозначно скажем — не было бы. Не было бы и оборудова ния, комплектацию которого мы закончим в 1990 году, т. к. мощности отечественного стан костроения будут задействова ны всю следующую пятилетку созданием парка оборудования автомобильного гиганта вЕла- буге, предшественнику которо го с гром ким и м е н е м КАМТРАК, кстати, ЛТЗ пере шел дорогу в родном мини стерстве. А значит — не могло бы быть сегодня и речи об ЛТЗ-155, так как имеющиеся на заводе мощности не позво ляют даже фантазировать на эту тему. Во всех публикациях с оди наковой настойчивостью и тен денциозностью руководство и партком ЛТЗ показываются в роли ярых консерваторов и противников родного детища — интегрального трактора. И ни в одной - не показана их роль в ускорении реконструкции, так же как и, ставшая камнем прет кновения в решении принци пиальных вопросов доработки интегрального трактора и под готовки его производства,'проб лема двигателя. Да, как это ни парадоксально — к трактору, о котором не жалея красок и эпитетов писали центральные газеты, не оказалось двигателя. Разработанный владимирскими конструкторами дизель воздуш ного охлаждения Д181Т успеш но прошел в 1983 году испыта ния, но вместе с трактором не получил путевки в жизнь. Его постигла такая же печальная участь. Забытый как и ЛТЗ-145, он морально устарел, не соответствует современным требованиям ни по расходу топлива, ни по угару масла, по ряду других параметров. Но это была бы половина беды, так как все это устранимо. Главное — в отрасли нет мощ ностей для постановки, даже доработанного в сжатые сроки, двигателя на производство. Строительство нового мотор ного завода (в случае выделе ния соответствующих капиталь ных вложений) позволяло по лучить первый трактор ЛТЗ- 155 не раньше XIV пятилетки. Согласитесь, перспектива дале ко не радужная ни для селян, ни для заводчан. В этой связи, чтобы оконча тельно не загубить трактор го ворильней об его преимущест вах, было принято решение вы пустить на испытания ЛТЗ-155 с двигателем водяного охлаж дения Д260Т. Попытки конст рукторов выполнить эту работу кончились неудачей. За про шедшие 7 месяцев нами был обсуждены ряд вариантов, в т. ч. с участием зарубежных партнеров. И только букваль но на днях был найден прием- лимый — дизель водяного ох лаждения СМД 17Н, выпускае мый Харьковским моторным заводом «Серп и молот». Да и то, этот вариант стал возмо жен лишь в связи с тем, что снимается с производства ком байн «Нива» и освобождаются производственные мощности. Конечно, необходима конструк тивная доводка двигателя, до работка трактора. Но главное — двигатель есть и проблема нашла свое трудное разреше ние. На повестке дня сегодня — вернуть реконструкции ЛТЗ ут раченные темпы и подготовить к 1 кварталу 1989 года опыт ные образцы для испытаний. Обе эти проблемы постоянно в поле внимания партийного ко митета, коммунистов подразде лений завода. Сегодня очень важно не только словом, но и делом поддержать усилия трак торозаводцам в решении стоя щих перед ними проблем. Тог да интегральный трактор с ли пецкой маркой реально увидит потребителя не позднее 1990— 1991 года, в зависимости от ожидаемого решения партии и правительства. Убежден, что областная пар тийная конференция найдет возможность строго спросить со строительных организаций города и, в первую очередь, трестов «Промстрой» и «Жил- строй», курирующих их орга нов за сорванные планы рекон струкции. В этом сегодня глав ный тормоз на пути создания мощного отечественного про пашного трактора. Потерянного времени не вернешь, снятых по этой причине ассигнований—то же. Н. ГУГНИН, секретарь парткома завода. Бригада маляров экспортно го участка, которой руководит Александра Ивановна Буркова, считается одним из лучших коллективов в тракторосбороч ном цехе. На снимке: бригадир А. И. Буркова (в кабине трак тора), В. В. Товаркова, Р. Е. Фендрикова, А. Н. Горохова. Фото Д. Дробышева. НА РОДСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ КОМБАЙНЫ ВМЕСТО РАКЕТ На «Ростсельмаш» прибыло 210 тонн проката, изготовлен ного на «Запорожстали» с до бавлением металла ракет, за кончивших свою службу. Первый вагон листового про ката поступил на автоматиче ские линии прессово-раскрой ного цеха. Здесь из них «вы кроили» заготовки, которые превратятся затем в молотиль ный аппарат, подмоторную ра му, другие агрегаты комбайна. Стальные листы, в состав ко торых вошел металл демонти рованных ракет, будут исполь зованы для производства не скольких сот самых мирных машин — новых зерноубороч ных комбайнов «Дон-1500» и СК-5 «Нива». „ Ст альн ой к он ь “ сельск ог о умельца Владимир Григорьевич Куз нецов из колхоза имени Круп ской Добринского района мог бы посоперничать в мастерстве и с легендарным тульским Лев шой. Списанный двигатель от автомобиля ЗИЛ да коробка передач от ГАЗ-53 — вот и все заводские агрегаты, что ис пользовал он при создании своего мини-трактора. Все ос тальное сделано руками умель ца. Машина стала незаменимым помощником в подсобном хо зяйстве. Она способна перево зить со скоростью 30 километ ров в час до тонны грузов, а небольшие габариты и эконо мичность позволяют использо вать ее в работе на огороде. Общественное мнение крепко связало весь круг противопо жарных проблем с пожарной охраной. И хотя нет недостат ка в документах, где указыва ется, что за пожарную безо пасность отвечает руководитель являете халатность в соблюде нии правил пожарной безопас ности. Работники пожарной охраны неоднократно предлагали руко водителям механосборочного производства выделить посто тории сборочно-сдаточного це ха. В кладовой лакокрасочных материалов предприятия в на рушение существующих правил пожарной безопасности ведутся краекопрнготовнтельные рабо участвуют в предупреждении пожаров. Есть на заводе и другие не достатки. Например, в произ водственных и административ но-бытовых корпусах наруша ются правила курения, проти • С Л О В О - С Л У Ж Б Е „01“ К Ч Е М У П Р И В О Д И Т Х А Л А Т Н О С Т Ь предприятия, цеха, отдела, все же не все должностные лица осознали важность работы по предупреждению пожаров. Взять механосборочное про изводство. Здесь с 1983 года за нарушение правил привле чено к административной от ветственности более сорока че ловек. Но, несмотря на это, отдельные руководители и главные специалисты производ ства соответствующих выводов не сделали, по-прежнему про янное место для размещения автотранспорта, но в этом до сих пор по-настоящему так и ничего не сделано. Если в ве сенне-летний период эта про блема была частично решена, то с наступлением холодов транспорт, как и прежде, пре дусмотрено размещать у въезд ных ворот и в проездах цехов. Длительное время не решается вопрос с хранением сгораемой тары под запасные части. Еже месячно в огромном количест ве она скапливается на терри ты, количество хранимых мате риалов здесь превышает трех сменную норму. Прошло два года с того времени, когда государствен ная комиссия приняла в эк сплуатацию установку автома тического пожаротушения, а договор с Колязинским участ ком «Спецавтоматика» на тех ническое обслуживание не за ключен. Пожарно-технические комиссии завода и цехов боль ше существуют на бумаге, чем вопожарное оборудование и инвентарь часто используются для хозяйственных нужд. Не редки случаи, когда из-за не своевременного выде л е н и я транспорта производственные отходы остаются невывезенны- ми. Подобная безответствен ность привела к тому, что из года в год на заводе происхо дят пожары и технологическое аварии. А. ГОРБУНОВ, инспектор ВПЧ-13. 4 1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz