Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц* Не так давно к нам на завод поступило сообщение: зару­ бежные фирмы начали серий­ ный выпуск интегрального трак­ тора—принципиально новой ма­ шины, позволяющей за один проход по полю осуществлять сразу несколько операций. И я в который уж раз спро­ сил себя: а когда же появится наш интегральный трактор, так остро необходимый сейчас для села? Вопрос, впрочем, чисто риторический. Ответ-то я знаю! Если ре­ конструкция у нас будет и дальше вестись теми же тем­ пами и методами, как сейчас, если сохранится старый стиль в планировании и подготовке производства, то ждать интег­ ральный трактор придется дол­ го. Арифметика тут простая. Для разработки нового проекта и документации на дальнейшее строительство мощностей пот­ ребуется как минимум д в а - три года. Строить их, по рас­ четам Гипротракторосельхоз- маша, будем лет восемь. И вот, когда наконец принципиально новая, многоцелевая машина для села начнет сходить с за ­ водского конвейера, мы обна­ ружим, что отстали с ней на много лет. А ведь еще десять лет назад липецкие конструкторы первыми в мире создали трактор интег­ ральной схемы. Что же было дальше? Даль­ ше—палки в колеса интеграль­ ного трактора. В начале вось­ мидесятых годов два КБ — Минского и Липецкого трак­ торных заводов — остро со­ перничали в создании мощных универсально-пропашных ма­ шин для села. Минчане отра­ батывали классическую схему компоновки трактора, мы — интегральную. Спор (не «на равных») закончился в 1983 году: государственная комис­ сия под давлением Госагропро- ма и Минсельхозмаша отдала предпочтение минской модели. Что тут сказать? Музыку за ­ казывает тот, кто платит, кому дано право выбора. Нам оста­ валось лишь убрать свои чер- жи и принять от минчан кон­ структорскую документацию на их МТЗ-142. Но если кто-то ду­ мает, что мы безболезненно восприняли «отставку» своего трактора, — это далеко не так. Тогда напрашивается вопрос: почему отступили? Он — са­ мый болезненный. Не буду лу­ кавить — таковы были тогдаш­ ние жесткие правила игры, пришлось им подчиниться. Госагропром и родное мини­ стерство немало постарались, чтобы убедить нас в преиму­ ществах минской модели. Вер­ дикт был вынесен следующий: наш ЛТЗ-145 по ряду парамет­ ров уступает минскому МТЗ- 142. К числу его преимуществ госкомиссия относила большую энергонасыщенность, лучшую впксываемость в междурядья, меньшую материалоемкость. Не па последнем месте был аргу­ мент о том, что широкий спрос на тракторы типа минской мо­ дели за рубежом даст нам ва­ люту. С чем и против кого «драть­ ся» после такого заключения? Мы-то знали, что, проигрывая, быть может, в каких-то дета­ лях, наша машина все-таки оп­ ределяет принципиально новый уровень, приоритет и перспек­ тиву в мировом тракторострое­ нии. Но нас убедили (или мы дали себя убедить), что инте­ ресам государства на тот мо­ мент больше соответствовал минский трактор. Решение о производстве минской модели восприняли как задачу особой государственной важности. Если сегодня оно признано ошибочным и нас упрекают в том, что рано «сложили ору­ жие», отреклись от своего де­ тища, то хочу спросить: а что мы могли сделать, если ведом­ ства не только нам свое реше­ ние навязали, но и ввели в за ­ диться. Но чувство тревоги не покидает меня. Сметная стоимость строитель­ но-монтажных работ по всем объектам реконструкции завода — 152 миллиона рублей, об­ щие затраты -г 430 миллио­ нов. Уже израсходовано около 73,5 миллиона рублей. И вот теперь выясняется: не знаем, под что же конкретно ведем реконструкцию... Обращусь к документам. Первый из них датирован ноябрем прошлого года. Это — записка первого заместителя Председателя Совета Минист­ ров СССР В. С. Мураховского и заместителя Председателя Совета Министров СССР И. С. Силаева Николаю Ивановичу Рыжкову. В ней сказано: исхо­ дя из потребностей сельского хо­ зяйства страны, целесообразно имеем, кто и когда начнет вы­ пускать — пока неизвестно. Есть двигатель с водяным ох­ лаждением, разработанный КБ Минского моторного завода. Но он «не вписывается» в конст­ рукцию нашего трактора. Иные у него параметры, и попытка соединить трактор с этим дви­ гателем не удалась. Во всяком случае, пока. Что же получается? Множе­ ство инстанций, от нашего скромного КБ до высших ор­ ганов управления, много лет занималось проблемой нового, современного трактора. И при­ шли вот к такому результату. Есть трактор, но нет к нему двигателя. Есть другой двига­ тель, но для него нужен и другой трактор. С учетом того, что переори­ ентироваться вынуждены на хо­ Т РА К Т О РО М Н Е СД ВИ Н ЕШ Ь? К о г д а н а с е л е п о я в и т с я н о в а я , и н т е г р а л ь н а я т е х н и к а ? От вет н а о д н у г а з е т н у ю п у б л и к а ц и ю блуждение правительство?.. Верно пишут и «Труд» («Не ради славы», 5 октября 1988 года), и буквально через день «Советская Россия» («Талант в интеграле»): тогда, в 1983/84 году, в высших сферах управ­ ления отраслью взяли верх не интересы дела, а ведомствен­ ные интересы и амбиции. По­ пытки бороться с ведомствами ни к чему не привели, мы толь­ ко шишек набили. А когда вышло правительственное ре­ шение о переориентации Ли­ пецкого завода, все дебаты за ­ кончились. Мы начали реконструкцию. Снесли старые корпуса, сами ютимся на площади, втрое меньшей, чем положено по норме, но какую махину под­ нимаем! Один только тракторо­ сборочный корпус в полтора раза больше всего действующе­ го производства. И что особен­ но важно: реконструкция пред­ приятия и развитие социальной сферы начались одновременно. Это оказалось мощным стиму­ лом для ускорения дела. До ­ статочно сказать, что к созда­ нию рабочей документации на строительство новых объектов мы приступили до утвержде­ ния проекта, что позволило на четыре года ускорить реконст­ рукцию завода, сэкономить око­ ло 200 миллионов рублей. При этом действующее производст­ во работало, не сбавляя оборо­ тов. Более того, на базе выпу­ скающегося Т-40 наши конст­ рукторы создали новую маши­ ну, пользующуюся спросом и у нас в стране, и за рубежом. Таким коллективом можно гор­ организовать производство трактора интегральной схемы на Липецком заводе — вместо готовящегося к производству трактора МТЗ-142. Вот она, первая «ласточка», вызволившая из пятилетнего небытия наш интегральный трактор. Долгожданное призна­ ние того, что решение госко- миссии в 1983 году было не­ верным. Далее в записке справедливо указывалось, что реконструк­ ция завода — еще на началь­ ной стадии и можно без осо­ бых потерь перестроить прог­ рамму создания мощностей для нового трактора. Вот только вопрос — какого именно? Он не случаен, ибо уже в декабре, на совещании у И. С. Силаева, Минсельхоз- машу (а значит, и нам, заво­ ду) было поручено' прекратить работы по производству МТЗ- 142, усилив конструкторские, технологические службы для подготовки производства трак­ тора интегральной схемы. А чуть позже, в марте 1988 года, последовало уточнение: трак­ тора ЛТЗ-155. Но дело в том, что этого трактора у нас нет. Что такое ЛТЗ-155? Это все тот же ин­ тегральный трактор образца 1983 года, но только с двига­ телем не воздушного, а водя­ ного охлаждения. Когда мы го­ товили исходную, 145-ю мо­ дель, Владимирский- трактор­ ный завод сделал для нее от­ личный двигатель. Но посколь­ ку сам трактор «не пошел», то и конструкторские работы по двигателю пришлось свернуть. Значит, его мы сейчас не ду, из 73,5 миллиона рублей, вложенных в стройку, около 16 миллионов окажутся затрачен­ ными впустую. Сейчас мы вы­ нуждены отказаться от догово­ ров на поставку оборудования, принимать экстренные меры для переделки проекта, хотя, если честно признаться, еще са­ ми не знаем, что от нас требу­ ется. Какой будет интегральный трактор? С воздушным охлаж­ дением? Тогда надо срочно ис­ кать, кто изготовит двигатель. С водяным? Тогда нужно пере­ делывать конструкцию тракто­ ра. Загвоздка с двигателем не единственная. В тупик зашло и решение вопроса о том, кто бу - ' дет поставлять литейные заго­ товки. До сих пор тут ясности нет, а ведь без литья никакой трактор не сойдет с конвейера. Где же найти такой «трак­ тор», чтобы сдвинуть это все с мертвой точки? И вот сейчас вместо актив­ ного решения вопросов на всех наших «фронтах» началось как бы затишье. Принятое в свое время правительством решение включить подготовку производ­ ства минского трактора на нашем предприятии в число строек особой государственной важности дало реконструкции хороший импульс. Решение пре­ кратить подготовку вывело нас в разряд рядовых строек. Стоит ли удивляться, что ре­ конструкция сбавила темпы? Так нужен или не нужен нам интегральный трактор? Конечно, нужен, и выход из ситуации видится только один. Необходимо новое правитель­ ственное решение о включении реконструкции завода в число важнейших строек с четкой ориентацией на интегральный трактор. Пока решаются проб­ лемы с двигателем, заготовка­ ми и прочие, мы можем и дол­ жны действовать на других направлениях. Разве интеграль­ ный трактор не потребует строительства тех же коробок зданий, объектов энергообеспе­ чения, той же, наконец, со­ циальной сферы? Почему же мы тут остановились? Чтобы снова потом нагонять? Полученный нами урок с ос­ воением интегрального тракто­ ра горек и поучителен. Кто ви­ новат в понесенных нами ма­ териальных и нравственных по­ терях? Как видим, многие. И министерство, и Госагропром, и Совмин. Конечно же, лично с себя и с завода я тоже вину не снимаю. Так надо же всем делать выводы! Надо думать, серьезно и от­ ветственно решать', как возме­ стить все эти потери. Утрачен­ ный приоритет еще можно вос­ становить. Ведь тот интеграль­ ный трактор, который выпус­ кают сегодня за рубежом, все еще серьезно, по многим пара­ метрам уступает нашей моде­ ли, созданной в 1983 году. Значит, не все потеряно. И главное, что нам нужно сей­ час, — это четкая, конкретная программа действий, подкреп­ ленная соответствующими ре­ шениями на самом высоком уровне. Надо поставить кон­ кретные задачи перед проек­ тировщиками и строителями. Оказать заводу помощь в ре­ шении вопросов материального обеспечения. И дело, уверен, сдвинется с места. Н. ЗАГОРСКИЙ, генеральный директор производственного объеди­ нения «Липецкий трак­ торный завод». От редакции: Итак, судьба "многоцелевого интегрального трактора по-прежнему остается неясной. Взгляд на причины, задержавшие наш выход на приоритетные позиции в этой области, может быть разным. Публикация статьи Н. Загор ­ ского вовсе не означает, что редакция во всем разделяет его точку зрения. Наше мнение изложено в упомянутом им вы­ ступлении «Труда», где позиция Н. Загорского в 1 9 8 3 году, когда решалась судьба интегрального трактора, была подвер ­ гнута критике. Он просил дать возможность ответить через газету, — мы предоставили ему слово... Но что вполне, думается, очевидно — это то,, что пробле ­ му интегрального трактора надо решать. Всем, от кого это зависит, — и как можно быстрее. («Труд», 10 ноября 1988 г.). З е л е н ы й — ц . вет в ы ж и в Эстонское зеленое движение, отличающееся массовостью, ставит своей целью предотвра­ щение экологической катастро­ фы, формирование природосбе­ регающего образа жизни. На карте Эстонии немало «болевых» точек. Это и тепло­ вые электростанции в Нарве, и сланцехимическое производство в Кохтла-Ярве, и Маарду- ский химзавод, и целлюлозно- бумажный комбинат, оказав­ шийся уже практически в цен­ тре Таллина. Разговоры о не­ обходимости совершенствова­ ния технологии, перепрофили­ рования, а то и закрытия неко­ торых производств шли деся­ тилетиями, не принося никаких результатов. а Н И Я Движение собирает, система­ тизирует и анализирует инфор­ мацию о среде обитания, соз­ дает банк данных, а при необ­ ходимости осуществляет на­ блюдения за состоянием среды собственными силами. Данные эти придаются широкой глас­ ности через средства массовой информации. Пресса как бы стала коллек­ тивным членом движения, в свою очередь вовлекая в него все новые силы. Изменился и характер подачи материалов. Уже не удивляют данные о многократном превышении до­ пустимых норм содержания тех или иных вредных веществ в воздухе, воде, • пищевых, про­ дуктах. Взята на- вооружение * статистика заболеваемости и инвалидности в различных ре­ гионах, которая напрямую свя­ зана с нарушениями природо­ охранного законодательства различными предприятиями и организациями. Деятельность зеленого дви­ жения проявляется в различных формах от массовых собраний до посадки деревьев, органи­ зуемой в своем микрорайоне местной опорной группой. Прошел период организа­ ционного становления. Проде­ ланную работу положительно оценили партийные органы рес­ публики. На снимке: самая дешевая в регионе электроэнергия При­ балтийской ГРЭС в Нарве дается и ценой здоровья мест­ ного населения. Фотохронике ТАСС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz