Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц* Не так давно к нам на завод поступило сообщение: зару бежные фирмы начали серий ный выпуск интегрального трак тора—принципиально новой ма шины, позволяющей за один проход по полю осуществлять сразу несколько операций. И я в который уж раз спро сил себя: а когда же появится наш интегральный трактор, так остро необходимый сейчас для села? Вопрос, впрочем, чисто риторический. Ответ-то я знаю! Если ре конструкция у нас будет и дальше вестись теми же тем пами и методами, как сейчас, если сохранится старый стиль в планировании и подготовке производства, то ждать интег ральный трактор придется дол го. Арифметика тут простая. Для разработки нового проекта и документации на дальнейшее строительство мощностей пот ребуется как минимум д в а - три года. Строить их, по рас четам Гипротракторосельхоз- маша, будем лет восемь. И вот, когда наконец принципиально новая, многоцелевая машина для села начнет сходить с за водского конвейера, мы обна ружим, что отстали с ней на много лет. А ведь еще десять лет назад липецкие конструкторы первыми в мире создали трактор интег ральной схемы. Что же было дальше? Даль ше—палки в колеса интеграль ного трактора. В начале вось мидесятых годов два КБ — Минского и Липецкого трак торных заводов — остро со перничали в создании мощных универсально-пропашных ма шин для села. Минчане отра батывали классическую схему компоновки трактора, мы — интегральную. Спор (не «на равных») закончился в 1983 году: государственная комис сия под давлением Госагропро- ма и Минсельхозмаша отдала предпочтение минской модели. Что тут сказать? Музыку за казывает тот, кто платит, кому дано право выбора. Нам оста валось лишь убрать свои чер- жи и принять от минчан кон структорскую документацию на их МТЗ-142. Но если кто-то ду мает, что мы безболезненно восприняли «отставку» своего трактора, — это далеко не так. Тогда напрашивается вопрос: почему отступили? Он — са мый болезненный. Не буду лу кавить — таковы были тогдаш ние жесткие правила игры, пришлось им подчиниться. Госагропром и родное мини стерство немало постарались, чтобы убедить нас в преиму ществах минской модели. Вер дикт был вынесен следующий: наш ЛТЗ-145 по ряду парамет ров уступает минскому МТЗ- 142. К числу его преимуществ госкомиссия относила большую энергонасыщенность, лучшую впксываемость в междурядья, меньшую материалоемкость. Не па последнем месте был аргу мент о том, что широкий спрос на тракторы типа минской мо дели за рубежом даст нам ва люту. С чем и против кого «драть ся» после такого заключения? Мы-то знали, что, проигрывая, быть может, в каких-то дета лях, наша машина все-таки оп ределяет принципиально новый уровень, приоритет и перспек тиву в мировом тракторострое нии. Но нас убедили (или мы дали себя убедить), что инте ресам государства на тот мо мент больше соответствовал минский трактор. Решение о производстве минской модели восприняли как задачу особой государственной важности. Если сегодня оно признано ошибочным и нас упрекают в том, что рано «сложили ору жие», отреклись от своего де тища, то хочу спросить: а что мы могли сделать, если ведом ства не только нам свое реше ние навязали, но и ввели в за диться. Но чувство тревоги не покидает меня. Сметная стоимость строитель но-монтажных работ по всем объектам реконструкции завода — 152 миллиона рублей, об щие затраты -г 430 миллио нов. Уже израсходовано около 73,5 миллиона рублей. И вот теперь выясняется: не знаем, под что же конкретно ведем реконструкцию... Обращусь к документам. Первый из них датирован ноябрем прошлого года. Это — записка первого заместителя Председателя Совета Минист ров СССР В. С. Мураховского и заместителя Председателя Совета Министров СССР И. С. Силаева Николаю Ивановичу Рыжкову. В ней сказано: исхо дя из потребностей сельского хо зяйства страны, целесообразно имеем, кто и когда начнет вы пускать — пока неизвестно. Есть двигатель с водяным ох лаждением, разработанный КБ Минского моторного завода. Но он «не вписывается» в конст рукцию нашего трактора. Иные у него параметры, и попытка соединить трактор с этим дви гателем не удалась. Во всяком случае, пока. Что же получается? Множе ство инстанций, от нашего скромного КБ до высших ор ганов управления, много лет занималось проблемой нового, современного трактора. И при шли вот к такому результату. Есть трактор, но нет к нему двигателя. Есть другой двига тель, но для него нужен и другой трактор. С учетом того, что переори ентироваться вынуждены на хо Т РА К Т О РО М Н Е СД ВИ Н ЕШ Ь? К о г д а н а с е л е п о я в и т с я н о в а я , и н т е г р а л ь н а я т е х н и к а ? От вет н а о д н у г а з е т н у ю п у б л и к а ц и ю блуждение правительство?.. Верно пишут и «Труд» («Не ради славы», 5 октября 1988 года), и буквально через день «Советская Россия» («Талант в интеграле»): тогда, в 1983/84 году, в высших сферах управ ления отраслью взяли верх не интересы дела, а ведомствен ные интересы и амбиции. По пытки бороться с ведомствами ни к чему не привели, мы толь ко шишек набили. А когда вышло правительственное ре шение о переориентации Ли пецкого завода, все дебаты за кончились. Мы начали реконструкцию. Снесли старые корпуса, сами ютимся на площади, втрое меньшей, чем положено по норме, но какую махину под нимаем! Один только тракторо сборочный корпус в полтора раза больше всего действующе го производства. И что особен но важно: реконструкция пред приятия и развитие социальной сферы начались одновременно. Это оказалось мощным стиму лом для ускорения дела. До статочно сказать, что к созда нию рабочей документации на строительство новых объектов мы приступили до утвержде ния проекта, что позволило на четыре года ускорить реконст рукцию завода, сэкономить око ло 200 миллионов рублей. При этом действующее производст во работало, не сбавляя оборо тов. Более того, на базе выпу скающегося Т-40 наши конст рукторы создали новую маши ну, пользующуюся спросом и у нас в стране, и за рубежом. Таким коллективом можно гор организовать производство трактора интегральной схемы на Липецком заводе — вместо готовящегося к производству трактора МТЗ-142. Вот она, первая «ласточка», вызволившая из пятилетнего небытия наш интегральный трактор. Долгожданное призна ние того, что решение госко- миссии в 1983 году было не верным. Далее в записке справедливо указывалось, что реконструк ция завода — еще на началь ной стадии и можно без осо бых потерь перестроить прог рамму создания мощностей для нового трактора. Вот только вопрос — какого именно? Он не случаен, ибо уже в декабре, на совещании у И. С. Силаева, Минсельхоз- машу (а значит, и нам, заво ду) было поручено' прекратить работы по производству МТЗ- 142, усилив конструкторские, технологические службы для подготовки производства трак тора интегральной схемы. А чуть позже, в марте 1988 года, последовало уточнение: трак тора ЛТЗ-155. Но дело в том, что этого трактора у нас нет. Что такое ЛТЗ-155? Это все тот же ин тегральный трактор образца 1983 года, но только с двига телем не воздушного, а водя ного охлаждения. Когда мы го товили исходную, 145-ю мо дель, Владимирский- трактор ный завод сделал для нее от личный двигатель. Но посколь ку сам трактор «не пошел», то и конструкторские работы по двигателю пришлось свернуть. Значит, его мы сейчас не ду, из 73,5 миллиона рублей, вложенных в стройку, около 16 миллионов окажутся затрачен ными впустую. Сейчас мы вы нуждены отказаться от догово ров на поставку оборудования, принимать экстренные меры для переделки проекта, хотя, если честно признаться, еще са ми не знаем, что от нас требу ется. Какой будет интегральный трактор? С воздушным охлаж дением? Тогда надо срочно ис кать, кто изготовит двигатель. С водяным? Тогда нужно пере делывать конструкцию тракто ра. Загвоздка с двигателем не единственная. В тупик зашло и решение вопроса о том, кто бу - ' дет поставлять литейные заго товки. До сих пор тут ясности нет, а ведь без литья никакой трактор не сойдет с конвейера. Где же найти такой «трак тор», чтобы сдвинуть это все с мертвой точки? И вот сейчас вместо актив ного решения вопросов на всех наших «фронтах» началось как бы затишье. Принятое в свое время правительством решение включить подготовку производ ства минского трактора на нашем предприятии в число строек особой государственной важности дало реконструкции хороший импульс. Решение пре кратить подготовку вывело нас в разряд рядовых строек. Стоит ли удивляться, что ре конструкция сбавила темпы? Так нужен или не нужен нам интегральный трактор? Конечно, нужен, и выход из ситуации видится только один. Необходимо новое правитель ственное решение о включении реконструкции завода в число важнейших строек с четкой ориентацией на интегральный трактор. Пока решаются проб лемы с двигателем, заготовка ми и прочие, мы можем и дол жны действовать на других направлениях. Разве интеграль ный трактор не потребует строительства тех же коробок зданий, объектов энергообеспе чения, той же, наконец, со циальной сферы? Почему же мы тут остановились? Чтобы снова потом нагонять? Полученный нами урок с ос воением интегрального тракто ра горек и поучителен. Кто ви новат в понесенных нами ма териальных и нравственных по терях? Как видим, многие. И министерство, и Госагропром, и Совмин. Конечно же, лично с себя и с завода я тоже вину не снимаю. Так надо же всем делать выводы! Надо думать, серьезно и от ветственно решать', как возме стить все эти потери. Утрачен ный приоритет еще можно вос становить. Ведь тот интеграль ный трактор, который выпус кают сегодня за рубежом, все еще серьезно, по многим пара метрам уступает нашей моде ли, созданной в 1983 году. Значит, не все потеряно. И главное, что нам нужно сей час, — это четкая, конкретная программа действий, подкреп ленная соответствующими ре шениями на самом высоком уровне. Надо поставить кон кретные задачи перед проек тировщиками и строителями. Оказать заводу помощь в ре шении вопросов материального обеспечения. И дело, уверен, сдвинется с места. Н. ЗАГОРСКИЙ, генеральный директор производственного объеди нения «Липецкий трак торный завод». От редакции: Итак, судьба "многоцелевого интегрального трактора по-прежнему остается неясной. Взгляд на причины, задержавшие наш выход на приоритетные позиции в этой области, может быть разным. Публикация статьи Н. Загор ского вовсе не означает, что редакция во всем разделяет его точку зрения. Наше мнение изложено в упомянутом им вы ступлении «Труда», где позиция Н. Загорского в 1 9 8 3 году, когда решалась судьба интегрального трактора, была подвер гнута критике. Он просил дать возможность ответить через газету, — мы предоставили ему слово... Но что вполне, думается, очевидно — это то,, что пробле му интегрального трактора надо решать. Всем, от кого это зависит, — и как можно быстрее. («Труд», 10 ноября 1988 г.). З е л е н ы й — ц . вет в ы ж и в Эстонское зеленое движение, отличающееся массовостью, ставит своей целью предотвра щение экологической катастро фы, формирование природосбе регающего образа жизни. На карте Эстонии немало «болевых» точек. Это и тепло вые электростанции в Нарве, и сланцехимическое производство в Кохтла-Ярве, и Маарду- ский химзавод, и целлюлозно- бумажный комбинат, оказав шийся уже практически в цен тре Таллина. Разговоры о не обходимости совершенствова ния технологии, перепрофили рования, а то и закрытия неко торых производств шли деся тилетиями, не принося никаких результатов. а Н И Я Движение собирает, система тизирует и анализирует инфор мацию о среде обитания, соз дает банк данных, а при необ ходимости осуществляет на блюдения за состоянием среды собственными силами. Данные эти придаются широкой глас ности через средства массовой информации. Пресса как бы стала коллек тивным членом движения, в свою очередь вовлекая в него все новые силы. Изменился и характер подачи материалов. Уже не удивляют данные о многократном превышении до пустимых норм содержания тех или иных вредных веществ в воздухе, воде, • пищевых, про дуктах. Взята на- вооружение * статистика заболеваемости и инвалидности в различных ре гионах, которая напрямую свя зана с нарушениями природо охранного законодательства различными предприятиями и организациями. Деятельность зеленого дви жения проявляется в различных формах от массовых собраний до посадки деревьев, органи зуемой в своем микрорайоне местной опорной группой. Прошел период организа ционного становления. Проде ланную работу положительно оценили партийные органы рес публики. На снимке: самая дешевая в регионе электроэнергия При балтийской ГРЭС в Нарве дается и ценой здоровья мест ного населения. Фотохронике ТАСС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz