Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр, 3 Л И С Т А Я П О Ж Е Л Т Е В Ш И Е С Т Р А Н И Ц Ы СТРОКИ В ИСТОРИИ З А ВОД А «От имени руководства Минсельхозмаша СССР в связи с присуждением призового места во Всесоюзном конкурсе газеты «Комсомольская правда» в честь 70-летия ВЛКСМ «Приз призна ния» комсомольско-молодежному коллективу отдела главного конструктора под руководством Фролова за разработку трактора Т-40АМ-1 и большой вклад в повышение технического уровня сельскохозяйственной техники, примите сердечные поздравления и пожелания новых творческих успехов на благо нашей Родины. Выражаю уверенность, что липецкие тракторостроители будут и впредь в авангарде социали стического соревнования за дальнейшее повышение качества и надежности выпускаемой техники, внесут достойный вклад в реализацию Продовольственной программы СССР и выполнение реше ний XXVII съезда КПСС». Первый заместитель министра КАЛИНИН. М о с к в а , п р а в и т е л ь с т в е н н а я . . . Перед нами все 45 подшивок заводской многотиражки, пер вый номер которой вышел в пору военного лихолетья — 7 ноября 1943 года, — когда тракторный завод делал свои первые шаги. Газета с самого начала брала верный курс, рас сказывая о делах и людях молодого коллектива, передо виках Н новаторах производст ва. На пожелтевших от времени страницах «Кировца» можно было прочитать об успехах Красной Армии, о комсомоль ско-молодежных бригадах, за дачах завода в преддверии Ве ликой Победы. И в последую щие, уже послевоенные, годы производственная тема не схо дила со страниц газеты. Хотя бы коротко рассказать о героях очерков, зарисовок, корреспонденций тех лет про сто невозможно. Сотни имен и фамилий. Многих из них уже нет в живых. Другие — здрав ствуют по сей день, кто-то еще работает, большинство — поль зуются заслуженным отдыхом. Эти люди внесли заметный личный вклад в становление тракторного производства не теряют-и сейчас связи с род ным заводом. Расскажем о не которых из них. Часто на страницах газеты 40-х годов мы встречаем имя бригадира слесарей-монтажни- ников Василия Иванищева, ко торый лишь совсем недавно ушел на пенсию. Его патриоти ческому почину — работать за тех, кто ушел на фронт — по следовали 74 бригады с общей численностью около 700 моло дых рабочих. 17 ноября 1943 года газета «Кировец» писала: «Бригада слесарей-монтажников В. Ива нищева задание за 7 дней тру довой вахты выполнила на 282 процента»... _Это очень скромный человек, кавалер ордена Ленина, полу чил широкую известность на , заводе. Он являлся инициато ром многих начинаний, о нем подробно и очень тепло рас сказал в своих книгах липец кий писатель В. Чернов. Не менее заметной фигурой в те далекие годы являлся, ны не уже покойный, Сергей Алек сандрович Батраков. В 1950 го ду в одной из корреспонден ций о нем говорилось: «Знат ный токарь-скоростник С. А. Батраков годовую норму за вершил еще в мае, перевыпол няя сменную в три и больше раза. Вся продукция новатора сдавалась только отличного ка чества». 4 декабря 1950 года коллек тив завода оказал токарю ин струментального цеха С. А. Батракову, когда ему минуло 38 лет, большое доверие, из брав его депутатом Верховного Совета СССР, Герой многих газетных публикаций стал го сударственным деятелем. За высокие результаты ско ростного резания металла С. А. Батраков получил почетное звание лауреата Государствен ной премии. За активное уча стие в Великой Отечественной войне он был удостоен ордена Красной Звезды и многих ме далей. Коли речь зашла о рабочих НАШ Д РУГ И'з всех газет самая близкая ■ длй меня — наша многоти ражка. Почему? Да потому, что из нее я подробно узнаю о жизни предприятия, успехах людей, которых я знаю, и с ко торыми вот уже тридцать лет в одном строю. Приятно, что в многотираж ке освещаются все стороны жизни завода, постоянно рас сказывается о людях труда, которыми гордится наш орде ноносный коллектив. Технический прогресс, сорев нование. выполнение социаль ной программы,, деятельность общественных организаций — все это находит отражение в высокой квалификации, нельзя не упомянуть имя Александра Петровича Боброва. «Ветеран - инструменталь щик, — сообщала газета, — был удостоен высокой награды Родины—ордена Ленина. А. П. Бобров — первый среди трак торостроителей, получивших звание Героя Социалистическо го Труда»... Об этом знатном тракторо-- строителе, коммунисте, доста точно сказать, что он за дол гий период работы в инстру ментальном производстве тока- рСм-лекальщиком выполнял са мые сложные и ответственные задания, его продукция всегда была только отличной. Бывший главный конструк тор завода Борис Евграфович Архангельский в ноябрьском номере «Кировца» за 1973 год писал: «Я с особой теплотой вспо минаю своих товарищей, неуто мимых тружеников А. С. Ба лаева, Л. Я. Бекрицкого, С. В. Гречкивского». Александр Степанович Ба лаев оставил яркий след в .ис тории заводского коллектива. С его именем тесно 1 связано рождение и развитие собствен ного моторостроения. Алек сандр Степанович многие годы был заместителем главного конструктора, умел создавать такие тракторные двигатели, которые были не только про стыми, но и долговечными. Он автор изобретения коленчатого вала без противовесов с цент робежной очисткой масла, что получило всеобщее признание специалистов. Двигатель воз-- душного охлаждения трактора Т-40 отчасти и его детище. В составе 1-й ударной ар мии офицер Бадаев прошел са мые трудные, первые годы вой ны, удостоен многих - боевых орденов и медалей. Кто не знает на заводе Гри гория Васильевича Демедюка? Наша газета писала о его тру довых успехах, по крайней ме ре, десятки раз. В ноябре 1983 года в газете о нем сообща лось: «Здесь, на родном заводе, к нему пришла рабочая слава, здесь он стал Героем Социа листического Труда». Григорий Васильевич — за служенный рационализатор РСФСР, Почетный гражданин города Липецка, Почетный тракторостроитель, участник Великой Отечественной войны. Только в этом году он ушел на заслуженный отдых. Перелистывая страницы «Ки ровца», часто встречаешь име на замечательных людей, полу чивших широкое признание в коллективе. Это —• знатный литейщик В. И. Иванов, кадро вые рабочие П. М. Антонщук и Н. П. Леонов, умелый орга низатор производства В. М. Долгов, бригадир первой на за воде бригады коммунистическо го труда — кузнец А. В. Щер батых, который и сейчас еще продолжает работать, Герой Советского Союза Н. Ф. Жу ковский, бывший летчик един ственного заводского самолета Ю. С. Мирное. Список героев публикаций можно продолжать и продолжать... И СОВЕТЧИК «Кировце». Есть что почер пнуть из газеты садоводам, огородникам, любителям рыб ной ловли. Нельзя не сказать и вот о чем. Надо больше работать над действенностью материалов. А то критики в газете вроде бы много, а о принятых мерах сообщается не’ всегда. Конечно, тут не все зависит от редак ции. Ведь еще не мрлр тех, кто замалчивает критику. Поэтому очень важно, чтобы в отноше нии их принимались строгие меры. И. ФАТЕЕВ, заместитель начальника отдела заводоуправления. Не скроем, публиковать та кую телеграмму не только ле стно, но и приятно. И мы вновь порадовались за ребят, которые не ударили в грязь лицом на крупнейшем смотре молодых творческих сил стра ны, достойно представили ли пецкую марку. Но чтобы быть до конца объективными и что бы не возникло кривотолков, в первую очередь в коллективе самих конструкторов, постара емся расставить все точки над «и ». Члены комсомольско-моло дежного коллектива инжене- ров-конструкторов Александра Вуколова, награждены не за разработку трактора с новой каркасной кабиной (над этим работали и работают очень много людей), хотя именно его они и представляли на конкурс «Приза признания». У них была своя, конкретная те ма, которую они защищали — дизайн и условия труда. Что это такое? Объяснить на «пальцах» непросто. Но кто видел опытные образцы трак тора Т-40АМ-1, тот, наверное, не мог не заметить, что он от личается от своего предшест венника, несмотря на легкую узнаваемость, довольно рази тельно. И в первую очередь, совершенным эстетическим ви дом и повышенной комфор табельностью. То есть, ребята сумели так «подать» эту мо дель, что многие ахнули. Ул и ц у Жук о вск о го мож но считать одной из лучших в ж илом районе завода. Начи ная свой р азбег от Д вор ца к ультуры , (р ядо м с к о то рым началось стр о и тельство го сти ницы), она о стано вила его мн о го этаж ными дом ами пер ед лесным массивом . В п р едп р аздн и ч ные дни к о дн ом у из ее новых здан ий , (н ом ер 11 б) одна за др уго й п о дъезж али машины . На них — ш ифо н ьеры , диваны, тр ю м о ... Но во селья! А у лю дей , к то п ер еезж ает в б лаг о устр о енные к вар ти ры , весело е на стр о ен и е. И во к р уг — улыбк и , см ех, п о здр авления. Сп р авля ю т но во селья и улиц а, и почти сто семей тр ак то р о стр о и телей . В новый девяти этаж ный дом въезж али р абочие, служ ащие, м астер а мно гих цехов и о тде лов п р о и зво дствен но го о б ъе динения. Одни из них до ж да лись свой о ч ер еди на п о луч е ние благо сустр о ен н о го ж илья, др уг и е — право на о р дер , благо дар я сво ем у высо к о п р о и зво ди тельн ом у тр уду , о тлич ным до стиж ен и ям в со ц иали сти ч еск ом сор евн овании . Об суж ден и е списк ов оче р едн и к о в , к аж до й к ан ди дату ры п р о ходило в цехах и о тде лах при широ к ой гласно сти . Адм и н и стр ац и я, п р офсою зные Наверное, было бы неспра ведливым не рассказать о чле нах комсомольско-молодежного коллектива, о людях, не жа левших ни сил, ни времени. Приблизивших победу. В него входит 16 человек, из них 10 в возрасте до 30-тн лет. Осталь ных с полным основанием можно назвать ветеранами. И заметим, что такое сочетание дает прекрасные результаты. — Мы, «утарики», — гово рит начальник бюро трактора повышенной проходимости и ведущий по трактору с новой каркасной кабиной Василий Григорьевич Почетаев, — не сколько консервативны. Мы думаем в первую очередь о вещах прозаических: о возмож ностях оборудования, экономии материалов и так далее. А мо лодежь, к счастью, этим пока не обременена. Она должна выдвигать идеи, зачастую очень смелые, а затем уже — наше дело... В отделе мне рассказали, как трудились конструкторы, например, над разработкой но вой формы капота. Инициа тивно, с «огоньком», нередко «прихватывая» выходные, при чем без всяких просьб со сто роны. И не случайно, что чер тежи были выданы в произ водство всего за год — сроки рекордные даже по самым же стким меркам. И капот стал, наконец, «смотреться». Особо к ом и теты , советы тр удо вых к оллек тиво в не до п уск али ни к ак их нарушений зак о нных прав тр удящ и хся. Кто ж е стал но во селом в п р едп р аздн и ч ные дни О к тябр я? Вот, напр имер , семья Алек сея Алек сан др о ви ч а Ла- шенцева из сталели тейн о го цеха. Алек сей Алек сандр о ви ч — сталевар . 27 лет п р о р або тал он в го р яч ем цехе. М но го лет р ядом с ним тр уди тся и его ж ена Надеж да Ник олаевна — машини ст к рана. Получила к вар тир у и стер ж енщ и ц а ста лели тейно го Надеж да М и хай ловна Юш к о ва. Ее тр удо во й стаж начался в 1959 го ду. Из ч етвер то го тр ак то р н о го цеха вселилась в новый дом сверловщица Галина Ко н стан тиновна Ш ишк о ва, о тдельные одн о к омнатные к вар ти ры по лучили бывший рабочий тер ми ч еск о го цеха, а ныне пен сионер , Анатолий Авер ьяно вич Канин и его суп р уга Анна М и хайло вна, води тель- испытатель тр ак то р о сбо р о ч н о го цеха Бо рис Константино вич М ар к ов и мн о гие др уги е, чей тр удово й путь начинался на Лип ец к ом тр ак то р ном мно го лет назад. В обо сно ван ие выдачи о р де ра на к вар тир у тер м и сту К уз нецо ву Алек сан др у Его р о вич у админ и стр ац ия, п р офсою зный хотелось отметить вклад моло дых инженеров Александра Во ронова, Александра Вуколова, Олега Назарова, Александра Масленникова, д и з а й н е р а Дмитрия Фролова. Большую помощь конструк торам оказали рабочие экспе риментального цеха, которые взяли на себя практическое воплощение идеи в жизнь, продемонстрировав не только незаурядное мастерство, дис циплинированность, а и дело вой подход, В работе участвовали ^ м и нистерств, 56 заводов и науч но-производственных объедине ний, десятки комсомольско-мо лодежных коллективов. В фи нале каждое министерство представляло 2—4 КМК. В Минсельхозмаше это были — КМК отдела главного конст руктора предприятия (трактор Т-40АМ-1), КМК конструктор ского отдела механосборочного производства (снегоход) «Трас- са-110), КМК «Гомсельмаш» (минитрактор), КМК «Аксай- кардандеталь» (крестовина для карданных валов со скользя щими втулками). В жюри вхо дило 5 человек. Оценка шла по десятибалльной системе. Прежде всего учитывались два пункта — полезность и эконо мический эффект. Наш трактор получил сорок два балла и стал победителем «Приза приг знания». к оми тет и со вет тр удо во го к оллек тива тер м и ч еск о го цеха зап исали : к вар тир а п р едо став ляется вне о ч ер еди к ак о тлич ник у со ц иали сти ч еск о го со р ев нования мин и стер ства тр ак то р н о го и сельск о хо зяй ствен но го машино стр о ения. За ним со хр ан яется о ч ер едь на р ас шир ение ж илья. По тр уду не то льк о честь, но и социальные льго ты . Улица- Жук о вск о го и ж ильцы ново го дом а п р аздн ую т ново селья. Радо стные, хло п о тли вые, сч астливые. Но не по следн и е. Неск о льк о лет назад улица о стано вила свои дома п ер ед зелено й стеной леса. Остано вила на вр емя, к ак бы п р имер яя себя в заво дск ом ж илом районе и о бдумывая свое б удущ ее. Пр имер ила и р аздви н ула (в п р еделах н о р мы) границы леса. В ее к онце опять ур ч ат мо торы машин , к о то рые везут бло к и , бетон , «р ук а» башенно го к р ана носит к ирпич и панели — идет стр о и тельство первых двух до мов ж ило го к вар тала хо зяй ст венным сп о со бом . В б удущ ем го ду улица вновь начнет спр авлять н о во селья, го степ р е- имно р асп ахнув двер и б лаг о устр о ен ных к вартир для тр ак то р о стр о и телей . В. КОЛОСОВ. На снимке: трудовая смена, Фото Д. Дробышева, ю. комкин. С. ПОРЯДИН. • СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАМ М А -В ДЕЙСТВИИ С Н О В ОСЕ Л Ь ЕМ !
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz