Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц . сгр. § ИЗ ОБРЕТАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ, ВНЕДРЯЙ н а п е р е д н е м н р а е н а у ч н о - т е х н и ч е с к о г о п р о г р е с с а ПИСЬМО И КОММЕНТАРИЙ К А К Д ЕЛ А , РАЦ И О Н А Л И ЗА ТО Р? Наша газета не раз публи ковала острые материалы о положении дел в объединении с развитием научно-техническо го прогресса, постоянно рас сказывает об узких местах ра ционализаторского и изобре тательского движения, предо ставляет возможность высту пить по этой злободневной те. матике самим новаторам тех нической мысли. И во многих из этих выступ, лений, в частности, звучала мысль о том, что сегодняшний день требует коренных измене ний в работе с рационализато рами, сломать некоторые по бочные «традиции». Такие, на. пример, как соавторство в на грузку (так, кстати, назывался один из критических материа лов «Кировца»), когда рац предложения отвергались под различными предлогами, дер жались под сукном, хотя за ведомо было ясно, что они принесут заводу немалый эко номический эффект. Стоило же рационализатору дать согласие взять в соавторы кого-то из работников ведущих отделов, как его предложение удиви, тельно быстро внедрялось в производство. Возмущало ра ционализаторов и то, как по рой долго рассматриваются их предложения, а то и начина лись неприглядные игры в от футболивание технических предложений из одного отдела в другой. Изменилось ли что-либо се годня в лучшую сторону, ка ков коэффициент полезного действия критических выступ лений газеты? Однозначно ответить на этот вопрос преждевременно, хотя бы потому, что остается дале кой от совершенства работа уполномоченных, да и завод ского БРИЗов, еще не ушло в прошлое ничего не дающее производству планирование сверху количества рацпред ложений. Получает редакция и такие письма, в которых авторы про сят журналистов разобраться и помочь в конкретной ситуации. Вот одно из них. Пишет рабочий тракторосбо. рочного цеха М. С. Качурин; «Я работаю слесарем служ бы механика. В декабре прош лого года подал рацпредложе ние и только сейчас (то есть, спустя почти полгода) получил извещение, что оно отклонено в отделе главного технологги_В отклонении, подписанном т. До. брыннным, сказано, что пред ложенный вариант установки фиксатора увеличивает трудо. емкость и не исключает причи ны брака». Далее М. С. Качурин сооб щает, что за 41 год работы на заводе подал немало рацпред ложений, но все они были от клонены. Отклонены, как счи тает автор, необоснованно. И делает вывод: «Такое отноше ние к рационализатору отби вает всякую творческую актив ность». К этому письму мы еще вер немся, поскольку рабочий тре бует разобраться нам, журна листам, с волокитчиками из отдела главного технолога. Но предварительно попы, таемся ответить на первый и, как представляется, более важный вопрос: наметились ли в объединении сдвиги в луч шую сторону в работе с ра ционализаторами? Да, оживление, более ответ, ственный подход к новаторам заметны. Это подтверждают и беспристрастные цифры. За полугодие подано более полутора тысяч рацпредложе ний, из которых 769 внедрены в производство. Солиден и по лученный экономический эф фект — 602,5 тыс. рублей. — Если учесть, что сегодня уже довольно сложно совер шенствовать что-либо в отра ботанной годами технологии,— говорит инженер заводского БРИЗа Т. В. Татаева, — то можно говорить о том, что в объединении нет застоя в тех ническом творчестве. И с таким выводом нельзя не согласиться. Это значит, что трудовой коллектив распола гает сильным инженерным кор пусом, энергичными, активны ми рационализаторами. И, ко нечно же, это плюс работникам заводского БРИЗа. Теперь о письме М. С. Качу. рнна. Согласитесь, что оно звучит в противовес оптимистическим цифрам. Но, как выяснилось, работ ники отдела главного техноло га не затянули с ответом на поданное М. С. Качуриным рацпредложение. Получив его в декабре, уже через месяц в тракторосборочный цех был дан ответ: предложение не 'представляется ценным. Поче му именно — сказано чуть вы ше. В данном случае можно еде. лать упрек уполномоченному БРИЗа М. Ф. Казакову за то, что он столь же оперативно и, главное, про фессионально не сообщил лич но автору рацпредложения о его судьбе, отнесся к этому несколько формально. — Постараюсь, чтобы по добных накладок больше не было, — заверил Михаил Фо мич. Нам представляется важным, чтобы в работе с заводскими рационализаторами как можно меньше было бы формализма со стороны всех, кто просто обязан помогать им в поисках новых творческих решений. И тогда, наверняка, еще весомее будет отдача, вклад заводских новаторов в совершенствование технического прогресса. Вопрос этот сегодня чрезвы чайно актуальный. Редакция будет постоянно держать эту тему на контроле. С интересом ждем предложений рационали заторов по дальнейшему .совер шенствованию этого движения на предприятиях объединения. М. КОНОПЛЕВ. В ОБЩУЮ КОПИЛКУ с эк о н ом или МЕТАЛЛ В прессовом цехе немало ак тивных рационализаторов, на счету которых десятки тонн сэкономленного для завода ме талла. Но недавно здесь, на участ ке легких прессов Т-40, внед рено рацпредложение «со сто. роны» — его соавторами стали работницы отделов главного технолога и материальных нор мативов Л. Д. Гугнина и Т. М. Давыдова. Ими был предложен эконо мичный раскрой «петли» к дверце трактора. Если раньше эта деталь изготавливалась из цельного металлопроката, то теперь используются отходы металла от • аккумуляторных ящиков. Можно согласиться, что за этим предложением не видно оригинальной инженерной мыс ли. Зато смекалка Л. Д. Гуг- ниной и Т. М. Давыдовой, за которой четко просматривается рачительное отношение к доро гостоящему материалу, позво лит коллективу цеха ежегодно экономить на этой операции 34 тонны металла. А. АНДРИЯНОВА, уп о лн о м о ч ен н ая БРИ З а . РАЗВИВАТЬ АВАНГАРДНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ Именно так формулируется одна из важнейших задач, по ставленная перед специалистами научно-производственного объединения «НИИТавтопром», на базе которого создан тех нологический центр автомобилестроительной отрасли. Здесь прогнозируются и получают дальнейшее развитие современные технологии производства автомобилей на ближайшую и дли тельную перспективу. Генеральным проектировщиком при разработке нового из делия на каком-либо предприятии выступает «НИИТавто пром», а на порядке у него работают институты, заводы, дру гие организации отрасли. При этом значительно сокращаются сроки проектирования — весь цикл работ завершается за 3—4 года вместо десяти, как было раньше. На эффективность и качество проектировочных работ суще ственно повлияло все более широкое использование систем автоматизированного проектирования (САПР), которым ос нащен конструкторский центр объединения. В процессе создания новых технологий специалистами НПО успешно осуществляется сотрудничество и с зарубежными партнерами. По заказу Югославского предприятия «ФАБ» был создан специальный высокоавтоматизированный быстро- переналаживаемый комплекс по сборке-сварке колес грузовых автомобилей. Совместно с Болгарским центральным машиностроительным институтом в короткие сроки специалисты и ученые НПО создали контрольно-измерительный и сортировочный автомат, удостоенный в прошлом году высшей награды на междуна родной пловдивской ярмарке. Разработан целый ряд новых технологических процессов, вызывающих большой интерес за рубежом. За последнее время коллективом «НИИТавтопрома» внед рено в практику 210 новых технологических процессор, среди которых лазерный, электронно-лучевой и плазменный. Это позволило сэкономить около 100 тысяч тонн металла, механи зировать труд нескольких тысяч человек. На снимке: (слева направо) — старший научный сотруд ник С. А. Новиков, заведующий конструкторским отделом металлорежущего оборудования А. С. Терентьев и младший научный сотрудник Д. В. Гуслиц обсуждают размещение вспомогательного оборудования в гибкой производственной системе комплексной механической обработки деталей. • МНЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА А ВСЕМУ ВИНОЙ-ИНЕРТНОСТЬ В выполнении социалистиче. ских обязательств, принятых коллективом объединения на третий год пятилетки, важная роль отводится новаторам про изводства. Хорошо это пони мают в кузнечном, сталелитей ном, модельном, эксперимен тально,м цехах. Но сегодня хо чется повести речь не столь ко о передовиках, сколько об отстающих. Начну с тракторосборочного цеха. За восемь месяцев здесь из 29 рационализаторских предложений, предусмотренных планом, подано лишь четыре, а внедрено и того меньше — 2 рацпредложения. Естествен но, мизепным получился эко номический эффект. Он состав ляет всего 600 рублей. Когда выясняешь причины не выпол нения задания по рационали зации, то бросается в глаза пассивное отношение к техни ческому творчеству как руко водителей цеха, так и масте ров участков. Ссылаясь на за нятость производственными де лами, они не учитывают того, что их решение шло бы быст рей, если бы лучше велась ра бота с рационализаторами. А раз она в запущенном состоя нии, то производственные проблемы остаются. И никого не встревожило это, хотя ру ководство цеха не раз подвер галось острой критике за рав нодушие и инертность к ра ционализации. Может быть по ра проснуться и перейти от спячки к активной работе. Сколько ценных разработок было в прошлом на счету но ваторов автоматного и перво го тракторного цехов. Им при суждались призовые места в соревновании, они награжда лись денежными премиями, Почетными грамотами. Теперь же у выше названных цехов ничего этого нет. Да и какие тут могут награды, если план из квартала в квартал не вы полняется. Так, с начала года за счет внедрения рацпредло жений автоматному цеху необ ходимо було получить более 9 тыс. рублей экономии, фак тически же сэкономлена 1 тыс. рублей. Не лучший результат достигнут и в тракторном це хе № 1, хотя как в нем, так и в автоматном цехе есть все условия для того, чтобы эко номический эффект предложе ний новаторов был выше. Еле теплится рационализа ция в четвертом тракторном цехе, И здесь слабую творче скую активность людей объяс няют объективными причина ми. Но разве в них дело, если руководство цеха и не думает всерьез работать с рационали заторами, нацеливать их на решение насущных проблем производства. В тракторном цехе № 3 в целом благополучно обстоит дело с подачей и внедрением предложений. Экономический же эффект их не может удов летворить. Между прочим он главный показатель в рациона лизации. Сентябрь — решающий ме сяц квартала. Хотелось бы, чтобы руководители цехов и отделов объединения не забы вали об этом. Их долг — ока зать необходимую помощь кол лективам новаторов с тем, чтобы те успешно справились с квартальным планом, помог ли заводу достойно встретить День машиностроителя. Н. КОТЕНЕВ, начальник БРИЗа завода. Й 1 Я 1 П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я К В Н Е Д Р Е Н И Ю Отличные результаты дал творческий поиск новаторов треста «Оргтехстрой» Глав- западуралстроя (г. Пермь). Они внесли ряд конструктивных изменений в оборудова ние малярной станции СО-115. Оо шпаклевочного агрегата снят смеситель, расходная емкост ьувелнчена до 140 л. Этого объема достаточно для работы в течение часа одной удочкой. Над расходной емкостью смонтировано вибросито с конусообразной сеткой. Дополнительно на станции установили накопительную емкость объемом 1,5 м3, под которой работает снятый с агрегата смеситель. Шпаклевка распыляется безвоздуш ным методом с использованием одного рукава и бескомирессорной удочки. Линия для масляной краски заменена окрасочным агрегатом высокого давления — 7000Н. ш » Все эти усовершенствования привели к тому, что теперь малярная станция может работать непрерывно, облегчился труд оператора. Трудозатраты на 100 м2 отделы ваемой поверхности сократились на 1,3 чел.-дн.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz