Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц . сгр. § ИЗ ОБРЕТАЙ, СОВЕРШЕНСТВУЙ, ВНЕДРЯЙ н а п е р е д н е м н р а е н а у ч н о - т е х н и ч е с к о г о п р о г р е с с а ПИСЬМО И КОММЕНТАРИЙ К А К Д ЕЛ А , РАЦ И О Н А Л И ЗА ТО Р? Наша газета не раз публи­ ковала острые материалы о положении дел в объединении с развитием научно-техническо­ го прогресса, постоянно рас­ сказывает об узких местах ра­ ционализаторского и изобре­ тательского движения, предо­ ставляет возможность высту­ пить по этой злободневной те. матике самим новаторам тех­ нической мысли. И во многих из этих выступ, лений, в частности, звучала мысль о том, что сегодняшний день требует коренных измене­ ний в работе с рационализато­ рами, сломать некоторые по­ бочные «традиции». Такие, на. пример, как соавторство в на­ грузку (так, кстати, назывался один из критических материа­ лов «Кировца»), когда рац­ предложения отвергались под различными предлогами, дер­ жались под сукном, хотя за ­ ведомо было ясно, что они принесут заводу немалый эко­ номический эффект. Стоило же рационализатору дать согласие взять в соавторы кого-то из работников ведущих отделов, как его предложение удиви, тельно быстро внедрялось в производство. Возмущало ра­ ционализаторов и то, как по­ рой долго рассматриваются их предложения, а то и начина­ лись неприглядные игры в от­ футболивание технических предложений из одного отдела в другой. Изменилось ли что-либо се­ годня в лучшую сторону, ка ­ ков коэффициент полезного действия критических выступ­ лений газеты? Однозначно ответить на этот вопрос преждевременно, хотя бы потому, что остается дале­ кой от совершенства работа уполномоченных, да и завод­ ского БРИЗов, еще не ушло в прошлое ничего не дающее производству планирование сверху количества рацпред­ ложений. Получает редакция и такие письма, в которых авторы про­ сят журналистов разобраться и помочь в конкретной ситуации. Вот одно из них. Пишет рабочий тракторосбо. рочного цеха М. С. Качурин; «Я работаю слесарем служ­ бы механика. В декабре прош­ лого года подал рацпредложе­ ние и только сейчас (то есть, спустя почти полгода) получил извещение, что оно отклонено в отделе главного технологги_В отклонении, подписанном т. До. брыннным, сказано, что пред­ ложенный вариант установки фиксатора увеличивает трудо. емкость и не исключает причи­ ны брака». Далее М. С. Качурин сооб­ щает, что за 41 год работы на заводе подал немало рацпред­ ложений, но все они были от­ клонены. Отклонены, как счи­ тает автор, необоснованно. И делает вывод: «Такое отноше­ ние к рационализатору отби­ вает всякую творческую актив­ ность». К этому письму мы еще вер­ немся, поскольку рабочий тре­ бует разобраться нам, журна­ листам, с волокитчиками из отдела главного технолога. Но предварительно попы, таемся ответить на первый и, как представляется, более важный вопрос: наметились ли в объединении сдвиги в луч­ шую сторону в работе с ра­ ционализаторами? Да, оживление, более ответ, ственный подход к новаторам заметны. Это подтверждают и беспристрастные цифры. За полугодие подано более полутора тысяч рацпредложе­ ний, из которых 769 внедрены в производство. Солиден и по­ лученный экономический эф­ фект — 602,5 тыс. рублей. — Если учесть, что сегодня уже довольно сложно совер­ шенствовать что-либо в отра­ ботанной годами технологии,— говорит инженер заводского БРИЗа Т. В. Татаева, — то можно говорить о том, что в объединении нет застоя в тех­ ническом творчестве. И с таким выводом нельзя не согласиться. Это значит, что трудовой коллектив распола­ гает сильным инженерным кор­ пусом, энергичными, активны­ ми рационализаторами. И, ко­ нечно же, это плюс работникам заводского БРИЗа. Теперь о письме М. С. Качу. рнна. Согласитесь, что оно звучит в противовес оптимистическим цифрам. Но, как выяснилось, работ­ ники отдела главного техноло­ га не затянули с ответом на поданное М. С. Качуриным рацпредложение. Получив его в декабре, уже через месяц в тракторосборочный цех был дан ответ: предложение не 'представляется ценным. Поче­ му именно — сказано чуть вы­ ше. В данном случае можно еде. лать упрек уполномоченному БРИЗа М. Ф. Казакову за то, что он столь же оперативно и, главное, про­ фессионально не сообщил лич­ но автору рацпредложения о его судьбе, отнесся к этому несколько формально. — Постараюсь, чтобы по­ добных накладок больше не было, — заверил Михаил Фо­ мич. Нам представляется важным, чтобы в работе с заводскими рационализаторами как можно меньше было бы формализма со стороны всех, кто просто обязан помогать им в поисках новых творческих решений. И тогда, наверняка, еще весомее будет отдача, вклад заводских новаторов в совершенствование технического прогресса. Вопрос этот сегодня чрезвы­ чайно актуальный. Редакция будет постоянно держать эту тему на контроле. С интересом ждем предложений рационали­ заторов по дальнейшему .совер­ шенствованию этого движения на предприятиях объединения. М. КОНОПЛЕВ. В ОБЩУЮ КОПИЛКУ с эк о н ом или МЕТАЛЛ В прессовом цехе немало ак­ тивных рационализаторов, на счету которых десятки тонн сэкономленного для завода ме­ талла. Но недавно здесь, на участ­ ке легких прессов Т-40, внед­ рено рацпредложение «со сто. роны» — его соавторами стали работницы отделов главного технолога и материальных нор­ мативов Л. Д. Гугнина и Т. М. Давыдова. Ими был предложен эконо­ мичный раскрой «петли» к дверце трактора. Если раньше эта деталь изготавливалась из цельного металлопроката, то теперь используются отходы металла от • аккумуляторных ящиков. Можно согласиться, что за этим предложением не видно оригинальной инженерной мыс­ ли. Зато смекалка Л. Д. Гуг- ниной и Т. М. Давыдовой, за которой четко просматривается рачительное отношение к доро­ гостоящему материалу, позво­ лит коллективу цеха ежегодно экономить на этой операции 34 тонны металла. А. АНДРИЯНОВА, уп о лн о м о ч ен н ая БРИ З а . РАЗВИВАТЬ АВАНГАРДНУЮ ТЕХНОЛОГИЮ Именно так формулируется одна из важнейших задач, по­ ставленная перед специалистами научно-производственного объединения «НИИТавтопром», на базе которого создан тех­ нологический центр автомобилестроительной отрасли. Здесь прогнозируются и получают дальнейшее развитие современные технологии производства автомобилей на ближайшую и дли­ тельную перспективу. Генеральным проектировщиком при разработке нового из­ делия на каком-либо предприятии выступает «НИИТавто­ пром», а на порядке у него работают институты, заводы, дру­ гие организации отрасли. При этом значительно сокращаются сроки проектирования — весь цикл работ завершается за 3—4 года вместо десяти, как было раньше. На эффективность и качество проектировочных работ суще­ ственно повлияло все более широкое использование систем автоматизированного проектирования (САПР), которым ос­ нащен конструкторский центр объединения. В процессе создания новых технологий специалистами НПО успешно осуществляется сотрудничество и с зарубежными партнерами. По заказу Югославского предприятия «ФАБ» был создан специальный высокоавтоматизированный быстро- переналаживаемый комплекс по сборке-сварке колес грузовых автомобилей. Совместно с Болгарским центральным машиностроительным институтом в короткие сроки специалисты и ученые НПО создали контрольно-измерительный и сортировочный автомат, удостоенный в прошлом году высшей награды на междуна­ родной пловдивской ярмарке. Разработан целый ряд новых технологических процессов, вызывающих большой интерес за рубежом. За последнее время коллективом «НИИТавтопрома» внед­ рено в практику 210 новых технологических процессор, среди которых лазерный, электронно-лучевой и плазменный. Это позволило сэкономить около 100 тысяч тонн металла, механи­ зировать труд нескольких тысяч человек. На снимке: (слева направо) — старший научный сотруд­ ник С. А. Новиков, заведующий конструкторским отделом металлорежущего оборудования А. С. Терентьев и младший научный сотрудник Д. В. Гуслиц обсуждают размещение вспомогательного оборудования в гибкой производственной системе комплексной механической обработки деталей. • МНЕНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННОГО ЛИЦА А ВСЕМУ ВИНОЙ-ИНЕРТНОСТЬ В выполнении социалистиче. ских обязательств, принятых коллективом объединения на третий год пятилетки, важная роль отводится новаторам про­ изводства. Хорошо это пони­ мают в кузнечном, сталелитей­ ном, модельном, эксперимен­ тально,м цехах. Но сегодня хо­ чется повести речь не столь­ ко о передовиках, сколько об отстающих. Начну с тракторосборочного цеха. За восемь месяцев здесь из 29 рационализаторских предложений, предусмотренных планом, подано лишь четыре, а внедрено и того меньше — 2 рацпредложения. Естествен­ но, мизепным получился эко­ номический эффект. Он состав­ ляет всего 600 рублей. Когда выясняешь причины не выпол­ нения задания по рационали­ зации, то бросается в глаза пассивное отношение к техни­ ческому творчеству как руко­ водителей цеха, так и масте­ ров участков. Ссылаясь на за­ нятость производственными де­ лами, они не учитывают того, что их решение шло бы быст­ рей, если бы лучше велась ра­ бота с рационализаторами. А раз она в запущенном состоя­ нии, то производственные проблемы остаются. И никого не встревожило это, хотя ру­ ководство цеха не раз подвер­ галось острой критике за рав­ нодушие и инертность к ра­ ционализации. Может быть по­ ра проснуться и перейти от спячки к активной работе. Сколько ценных разработок было в прошлом на счету но­ ваторов автоматного и перво­ го тракторного цехов. Им при­ суждались призовые места в соревновании, они награжда­ лись денежными премиями, Почетными грамотами. Теперь же у выше названных цехов ничего этого нет. Да и какие тут могут награды, если план из квартала в квартал не вы­ полняется. Так, с начала года за счет внедрения рацпредло­ жений автоматному цеху необ­ ходимо було получить более 9 тыс. рублей экономии, фак­ тически же сэкономлена 1 тыс. рублей. Не лучший результат достигнут и в тракторном це­ хе № 1, хотя как в нем, так и в автоматном цехе есть все условия для того, чтобы эко­ номический эффект предложе­ ний новаторов был выше. Еле теплится рационализа­ ция в четвертом тракторном цехе, И здесь слабую творче­ скую активность людей объяс­ няют объективными причина­ ми. Но разве в них дело, если руководство цеха и не думает всерьез работать с рационали­ заторами, нацеливать их на решение насущных проблем производства. В тракторном цехе № 3 в целом благополучно обстоит дело с подачей и внедрением предложений. Экономический же эффект их не может удов­ летворить. Между прочим он главный показатель в рациона­ лизации. Сентябрь — решающий ме­ сяц квартала. Хотелось бы, чтобы руководители цехов и отделов объединения не забы­ вали об этом. Их долг — ока­ зать необходимую помощь кол­ лективам новаторов с тем, чтобы те успешно справились с квартальным планом, помог­ ли заводу достойно встретить День машиностроителя. Н. КОТЕНЕВ, начальник БРИЗа завода. Й 1 Я 1 П Р Е Д Л А Г А Е Т С Я К В Н Е Д Р Е Н И Ю Отличные результаты дал творческий поиск новаторов треста «Оргтехстрой» Глав- западуралстроя (г. Пермь). Они внесли ряд конструктивных изменений в оборудова­ ние малярной станции СО-115. Оо шпаклевочного агрегата снят смеситель, расходная емкост ьувелнчена до 140 л. Этого объема достаточно для работы в течение часа одной удочкой. Над расходной емкостью смонтировано вибросито с конусообразной сеткой. Дополнительно на станции установили накопительную емкость объемом 1,5 м3, под которой работает снятый с агрегата смеситель. Шпаклевка распыляется безвоздуш­ ным методом с использованием одного рукава и бескомирессорной удочки. Линия для масляной краски заменена окрасочным агрегатом высокого давления — 7000Н. ш » Все эти усовершенствования привели к тому, что теперь малярная станция может работать непрерывно, облегчился труд оператора. Трудозатраты на 100 м2 отделы­ ваемой поверхности сократились на 1,3 чел.-дн.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz