Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
стр. 4 « К И Р О В Е Ц» Окончание. Начало на 1, 2, 3 стр. В практическом плане есть необходимость ак тивизировать те институты политической систе мы, посредством которых должны выявляться и согласовываться национальные интересы. Следует позаботиться, чтобы нации и народно сти, не имеющие своих государственных и тер риториальных образований, располагали больши ми возможностями для выражения и удовлетво рения своих потребностей. Ц К КПСС считает, что проблемы, возникаю щие в межнациональных отношениях, должны решаться на подлинно демократической основе, в русле перестройки. Коммунисты всех нацио нальностей всегда были цементирующей силой, душой великого социалистического союза наро дов нашей страны. Эту высокую и ответствен ную миссию они призваны осуществлять и впредь. 8. Процесс последовательной демократизации советского общества должен -завершить создание социалистического правового государства как формы организации и функционирования полити ческой власти, полностью соответствующей социа лизму, социалистической демократии. Его корен ная черта — верховенство и торжество закона, выражающего волю народа. На строго правовой основе должны действовать государственные, пар тийные органы, общественные организации, тру довые коллективы, все должностные лица и граждане. Дополняя характеристику нашего общенарод ного государства понятием «правовое», следует еще раз подчеркнуть, что не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед граж данами. Оно обязано проявлять постоянную за боту об укреплении гарантий прав и свобод со ветских людей. Это касается дальнейшего расши рения и обогащения социальных прав (на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение и т. п.), провозвестником которых в мире стала Страна Советов. Это касается созда ния материальных и правовых условий для реа лизации конституционных свобод (свобода сло ва, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода совести и др.). Это касается и упрочения гарантий личных прав гражданина (неприкосновенность личности, ж и лища, тайна переписки, телефонных переговоров и др.). По всем этим направлениям необходимо про двигаться дальше, раскрывая возможности, зало женные в природе социалистического общества, и решительно искореняя искажения и деформа ции, явившиеся следствием чуждых социалисти ческому строю авторитарных методов управления, отхода от ленинских принципов государственной жизни. С этой целью должна быть осуществлена круп ная правовая реформа, направленная на ради кальное улучшение работы всех органов, которые обязаны укреплять законность, защищать демо кратические принципы государственной жизни, права и -свободы граждан. Среди первоочеред ных мероприятий правовой реформы —■ ради кальное повышение роли правосудия, строгое со блюдение демократических начал судопроизвод ства, состязательности и равенства сторон, глас ности, презумпции невиновности. Заслуживают внимания предложения увеличить число народ ных заседателей при рассмотрении судом наибо лее важных дел. В новый режим должна быть переведена рабо та прокуратуры — в соответствии с ленинским пониманием она призвана обеспечивать эффек тивный надзор за единообразным применением законов, твердо стоять на страже прав и интере сов советского гражданина, соблюдения государ ственной и общественной дисциплины. Надо до биться, чтобы судьи, прокуроры, следователи бы ли ограждены от любого давления и вмешатель ства в их деятельность. Они должны подчинять ся закону и только закону. Укреплению законности должны послужить ре шительное повышение ответственности милиции за борьбу с преступностью и нарушениями об щественного порядка, расширение возможностей государственного арбитража и усиление активно сти адвокатуры. Значительного развития требует правовая служба в народном хозяйстве, органи зация юридического всеобуча и воспитания насе ления. Предстоит большая работа по совершенствова нию и кодификации советского законодательства. Необходимо, с одной стороны, отменить устарев шие законы и множество ведомственных инструк ций, которые идут вразрез с требованиями ре формы экономической и политической системы, стали частью механизма торможения. С другой стороны, создать комплекс новых законов, отве чающих потребностям общества, интересам тру дящихся, их организаций и коллективов. При обновлении законодательства нужно строго при держиваться принципа—разрешено, все что не за прещено законом. 9. Политическая система социализма не может полнокровно функционировать без опоры на ши рокую сеть общественных организаций, через которые выражаются и реализуются интересы различных социальных, профессиональных, воз растных групп населения страны. Профсоюзы, комсомол, кооперация, другие об щественные организации, научные ассоциации и творческие союзы призваны активно участвовать во всех процессах перестройки и перестраивать ся сами, заново осмысливая свое положение и роль, полнее раскрыть в новых условиях свои возможности. В ходе перестройки возникли новые объедине ния — женщин и ветеранов, Советский фонд культуры и Детский фонд, многочисленные орга ны общественной самодеятельности. Они рожде ны патриотическими чувствами трудящихся, их стремлением внести непосредственный вклад в дело революционного преобразования общества, расширить возможности приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры, содействовать улучшению жизни нашего народа, охране приро ды и исторических памятников. Вместе с тем нельзя не видеть, что в деятель ности общественных организаций далеко не из житы формализм и бюрократизм. Имеют место и попытки .ограничить их самостоятельность, ко мандовать ими. В ущерб развитию самодеятель ных начал допускается огосударствление общест венных организаций, продолжается линия на раз дувание их штатного аппарата. Самодеятельное, творческое участие самих тру дящихся, развитие инициативы и самоуправления — вот основной путь совершенствования общест венных организаций. Наряду с развитием демо кратии внутри общественных организаций следу ет продумать меры по повышению их роли в по литическом процессе. Они должны реально ис пользовать право законодательной инициативы, иметь представительство в органах власти, быть партнерами государства в осуществлении соци альных программ, в решении проблем жилищно го строительства и здравоохранения, труда, со циального обеспечения, учебы, отдыха, благоуст ройства, торговли, быта и т. д. Возникает необходимость в ближайшее время определить правовую основу деятельности обще ственных организаций, добровольных обществ и самодеятельных объединений. Политический кри терий при этом один — заслуживает признания любая общественная деятельность, которая ве дется в рамках Конституции и не противоречит интересам развития советского социалистическо го общества. 10. Перестройка в СССР стала фактором миро вого значения. Обладая внутренней силой прзи- ' тивного воздействия на мир, она нуждалась в такой внешней политике, которая адекватно вы ражала бы ее гуманистическую сущность,-требо вала демократизации наших международных свя зей, иного положения страны во всемирном раз делении труда. Критический анализ прошлого показал, что и на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход. Было допу щено ее отставание от фундаментальных измене ний в мире, не в полной мере реализовывались но вые возможности для снижения напряженности и большего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политически ми средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении. В основу внешней политики было положено новое мышление, последовательно научное, осво божденное от исторически изживших себя стере отипов. Оно отразило реалии современного мира — многообразного, противоречивого, с глобаль ными угрозами самому существованию человече ского рода и вместе с тем с огромным потенциа лом сосуществования, сотрудничества, политиче ского решения острых проблем. Новое политическое мышление позволило вы двинуть ряд крупных идей, захвативших вообра жение обеспокоенного мира. Главные среди них: программа поэтапной ликвидации ядерного ору жия к 2000 году, система всеобъемлеющей безо пасности, свобода выбора, баланс интересов, «об щеевропейский дом», перестройка отношений в азиатско-тихоокеанском регионе, оборонная до статочность и ненаступательная доктрина, меж дународная экономическая безопасность, укрепле ние национальной и региональной безопасности на путях снижения уровня вооружений, готов ность к взаимному прекращению присутствия иностранных войск и баз на чужих территориях, меры доверия, идея непосредственного включе ния авторитета науки в мировую политику. Таково наше внешнеполитическое, кредо. Мы его провозгласили, не навязывая никому никаких условий и догм, а приглашая всех к совместным размышлениям и поискам, с учетом националь ных и общечеловеческих интересов. В области разоружения мы предложили дале ко идущие решения, проявили готовность к глу боким компромиссам. Это сделало возможными такие крупные прорывы в мировой политике, как Женева, и особенно, Рейкьявик, давшие реальный ход переговорному процессу и существенно по влиявшие на весь международный климат. Коренным образом изменился весь стиль нашей внешнеполитической деятельности. Отличительной чертой его стал диалог. Небывалая насыщенность контактами ыа уровне советского руководства с внешним миром — от глав государств до про стых граждан — означала по существу «новое открытие» Советского Союза. А для нас — об ратную связь, возможность лучше знать и пони мать мир и соответственно строить свою полити ку, содействовать формированию по-современно му цивилизованных международных отношений. На приоритетном наиравлении — в отношени ях с социалистическими странами — мы вместе с друзьями по-товарищески взялись за расчистку наслоений формализма и парадности, на деле связали принципы равноправия, самостоятельно сти, невмешательства с объективной реальностью — многообразием национальных форм социали стического общества. Наши интернационалистские связи строятся на основе взаимной пользы, ба ланса интересов, общей ответственности за судь бы и престиж социализма, повышение его роли в мировом развитии. За годы перестройки улучшены или впервые завязаны отношения с большим числом госу дарств — соседних и очень отдаленных. И ни с кем они не испорчены. По-новому поставлены взаимоотношения с та нками влиятельными силами, формирующими ми- ' ровой процесс, как коммунистические, социал-де мократические, другие политические партии, Дви жение неприсоединения, интеллектуальные круги, олицетворяющие авторитет науки и культуры. События показали, что новое политическое мышление правильно отразило назревшие потреб ности и императивы современного мира. Оно воз родило надежду, открыло путь к качественному перелому в сознании человечества, увеличивает реальный вес мирового общественного мнения. Включение нового мышления в международ ную политику ознаменовалось крупными практи ческими результатами —• заключен Договор по РСМД, начался вывод войск из Афганистана на основе женевских соглашений. Определенное улучшение советско-американ ских отношений, символом чего стали встречи на высшем уровне, позволяет рассчитывать на прин ципиальный поворот к устранению ядерной угро зы. Активно стимулируемый нами многосторон ний переговорный процесс приближает запреще ние химического оружия, открывает возможность ослабления опасного противостояния между дву мя самыми мощными военными союзами — НАТО и ОВД, сокращения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. Мы не сбрасываем со счетов милитаристскую опасность, таящуюся в природе империализма. Этим определяется советское оборонное строи тельство, эффективность которого отныне долж на обеспечиваться преимущественно качественны ми параметрами как в отношении техники, так и личного состава. Воздействие реалий современ ного мира и возможные модификации ряда объ ективных факторов, порождавших войны, позво ляют думать, что обеспечение безопасности госу дарств все. больше будет перемещаться из сферы соотношения военных потенциалов в сферу поли тики, примата права, общечеловеческой морали в выполнении международных обязательств. Радикальная экономическая реформа и новый подход к внешнеэкономическим связям дали пер вые ростки более эффективного включения стра ны в мировое хозяйство. По итогам трех лет перестройки на главный вопрос, который больше всего беспокоит наш народ и все народы мира, — удалось ли отодви нуть угрозу войны? — можно дать ответ: да, безусловно. Прямая угроза войны с участием крупных держав уменьшилась. Международное положение Советского Союза заметно улучши лось, и не за счет наращивания силы, а за счет повышения доверия к нашей стране. Ситуация в мире приобрела большую устойчивость и пред сказуемость. Перспектива обуздания гонки воору жений со всеми последствиями этого, включая сокращение бремени военных расходов, стала более реальной. Открывается возможность на более широкой, чем раньше, социальной и политической основе противостоять угрозе миру, создавать почву для решения глобальных проблем человечества совме стными усилиями мирового сообщества. КПСС будет активно и настойчиво действовать во имя этих целей. * * * Через революционную перестройку, демократи зацию жизни в идейно-политической, экономиче ской-и социальной областях, через преобразова ние политической системы пролегает путь к каче ственно новому состоянию советского общества, к новому облику социализма. Нужно возродить во всем глубоком значении принципы научного социализма, в котором чело век на деле, а не на словах становится главным фактором материального и духовного развития, его самоцелью. Партия будет строить свою политику, четко ориентируясь на гуманные принципы и цели со циализма, и добиваться ее осуществления гуман ными, демократическими средствами. Разумеется, живая действительность, диалектика общественного развития внесут немало нового в сегодняшние представления о путях социалисти ческих преобразований, позволят уточнить и обо гатить их. По ряду вопросов нужно будет вне сти изменения в Конституцию СССР и законода тельство, принять некоторые решения на уровне съезда партии. Вынося изложенные соображения на обсужде ние, Ц К КПСС рассчитывает на активное уча стие в нем коммунистов, всех трудящихся. Это позволит X IX Всесоюзной партийной конферен ции принять продуманные решения, реализация которых ускорит решительное продвижение впе ред и сделает необратимой революционную пере стройку.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz