Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

стр. 4 « К И Р О В Е Ц» Окончание. Начало на 1, 2, 3 стр. В практическом плане есть необходимость ак ­ тивизировать те институты политической систе­ мы, посредством которых должны выявляться и согласовываться национальные интересы. Следует позаботиться, чтобы нации и народно­ сти, не имеющие своих государственных и тер­ риториальных образований, располагали больши­ ми возможностями для выражения и удовлетво­ рения своих потребностей. Ц К КПСС считает, что проблемы, возникаю­ щие в межнациональных отношениях, должны решаться на подлинно демократической основе, в русле перестройки. Коммунисты всех нацио­ нальностей всегда были цементирующей силой, душой великого социалистического союза наро­ дов нашей страны. Эту высокую и ответствен­ ную миссию они призваны осуществлять и впредь. 8. Процесс последовательной демократизации советского общества должен -завершить создание социалистического правового государства как формы организации и функционирования полити­ ческой власти, полностью соответствующей социа­ лизму, социалистической демократии. Его корен­ ная черта — верховенство и торжество закона, выражающего волю народа. На строго правовой основе должны действовать государственные, пар­ тийные органы, общественные организации, тру ­ довые коллективы, все должностные лица и граждане. Дополняя характеристику нашего общенарод­ ного государства понятием «правовое», следует еще раз подчеркнуть, что не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед граж ­ данами. Оно обязано проявлять постоянную за­ боту об укреплении гарантий прав и свобод со­ ветских людей. Это касается дальнейшего расши­ рения и обогащения социальных прав (на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальное обеспечение и т. п.), провозвестником которых в мире стала Страна Советов. Это касается созда­ ния материальных и правовых условий для реа­ лизации конституционных свобод (свобода сло­ ва, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, свобода совести и др.). Это касается и упрочения гарантий личных прав гражданина (неприкосновенность личности, ж и ­ лища, тайна переписки, телефонных переговоров и др.). По всем этим направлениям необходимо про­ двигаться дальше, раскрывая возможности, зало­ женные в природе социалистического общества, и решительно искореняя искажения и деформа­ ции, явившиеся следствием чуждых социалисти­ ческому строю авторитарных методов управления, отхода от ленинских принципов государственной жизни. С этой целью должна быть осуществлена круп ­ ная правовая реформа, направленная на ради­ кальное улучшение работы всех органов, которые обязаны укреплять законность, защищать демо­ кратические принципы государственной жизни, права и -свободы граждан. Среди первоочеред­ ных мероприятий правовой реформы —■ ради­ кальное повышение роли правосудия, строгое со­ блюдение демократических начал судопроизвод­ ства, состязательности и равенства сторон, глас­ ности, презумпции невиновности. Заслуживают внимания предложения увеличить число народ­ ных заседателей при рассмотрении судом наибо­ лее важных дел. В новый режим должна быть переведена рабо­ та прокуратуры — в соответствии с ленинским пониманием она призвана обеспечивать эффек­ тивный надзор за единообразным применением законов, твердо стоять на страже прав и интере­ сов советского гражданина, соблюдения государ­ ственной и общественной дисциплины. Надо до­ биться, чтобы судьи, прокуроры, следователи бы­ ли ограждены от любого давления и вмешатель­ ства в их деятельность. Они должны подчинять­ ся закону и только закону. Укреплению законности должны послужить ре­ шительное повышение ответственности милиции за борьбу с преступностью и нарушениями об­ щественного порядка, расширение возможностей государственного арбитража и усиление активно­ сти адвокатуры. Значительного развития требует правовая служба в народном хозяйстве, органи­ зация юридического всеобуча и воспитания насе­ ления. Предстоит большая работа по совершенствова­ нию и кодификации советского законодательства. Необходимо, с одной стороны, отменить устарев­ шие законы и множество ведомственных инструк ­ ций, которые идут вразрез с требованиями ре­ формы экономической и политической системы, стали частью механизма торможения. С другой стороны, создать комплекс новых законов, отве­ чающих потребностям общества, интересам тру ­ дящихся, их организаций и коллективов. При обновлении законодательства нужно строго при­ держиваться принципа—разрешено, все что не за­ прещено законом. 9. Политическая система социализма не может полнокровно функционировать без опоры на ши­ рокую сеть общественных организаций, через которые выражаются и реализуются интересы различных социальных, профессиональных, воз­ растных групп населения страны. Профсоюзы, комсомол, кооперация, другие об­ щественные организации, научные ассоциации и творческие союзы призваны активно участвовать во всех процессах перестройки и перестраивать­ ся сами, заново осмысливая свое положение и роль, полнее раскрыть в новых условиях свои возможности. В ходе перестройки возникли новые объедине­ ния — женщин и ветеранов, Советский фонд культуры и Детский фонд, многочисленные орга­ ны общественной самодеятельности. Они рожде­ ны патриотическими чувствами трудящихся, их стремлением внести непосредственный вклад в дело революционного преобразования общества, расширить возможности приобщения к ценностям отечественной и мировой культуры, содействовать улучшению жизни нашего народа, охране приро­ ды и исторических памятников. Вместе с тем нельзя не видеть, что в деятель­ ности общественных организаций далеко не из­ житы формализм и бюрократизм. Имеют место и попытки .ограничить их самостоятельность, ко ­ мандовать ими. В ущерб развитию самодеятель­ ных начал допускается огосударствление общест­ венных организаций, продолжается линия на раз­ дувание их штатного аппарата. Самодеятельное, творческое участие самих тру ­ дящихся, развитие инициативы и самоуправления — вот основной путь совершенствования общест­ венных организаций. Наряду с развитием демо­ кратии внутри общественных организаций следу­ ет продумать меры по повышению их роли в по­ литическом процессе. Они должны реально ис­ пользовать право законодательной инициативы, иметь представительство в органах власти, быть партнерами государства в осуществлении соци­ альных программ, в решении проблем жилищно­ го строительства и здравоохранения, труда, со­ циального обеспечения, учебы, отдыха, благоуст­ ройства, торговли, быта и т. д. Возникает необходимость в ближайшее время определить правовую основу деятельности обще­ ственных организаций, добровольных обществ и самодеятельных объединений. Политический кри ­ терий при этом один — заслуживает признания любая общественная деятельность, которая ве­ дется в рамках Конституции и не противоречит интересам развития советского социалистическо­ го общества. 10. Перестройка в СССР стала фактором миро­ вого значения. Обладая внутренней силой прзи- ' тивного воздействия на мир, она нуждалась в такой внешней политике, которая адекватно вы­ ражала бы ее гуманистическую сущность,-требо­ вала демократизации наших международных свя­ зей, иного положения страны во всемирном раз­ делении труда. Критический анализ прошлого показал, что и на нашу внешнюю политику наложили отпечаток догматизм, субъективистский подход. Было допу­ щено ее отставание от фундаментальных измене­ ний в мире, не в полной мере реализовывались но­ вые возможности для снижения напряженности и большего взаимопонимания между народами. Добиваясь военно-стратегического паритета, в прошлом не всегда использовали возможности обеспечить безопасность государства политически­ ми средствами и в результате дали втянуть себя в гонку вооружений, что не могло не сказаться на социально-экономическом развитии страны и на ее международном положении. В основу внешней политики было положено новое мышление, последовательно научное, осво­ божденное от исторически изживших себя стере­ отипов. Оно отразило реалии современного мира — многообразного, противоречивого, с глобаль­ ными угрозами самому существованию человече­ ского рода и вместе с тем с огромным потенциа­ лом сосуществования, сотрудничества, политиче­ ского решения острых проблем. Новое политическое мышление позволило вы­ двинуть ряд крупных идей, захвативших вообра­ жение обеспокоенного мира. Главные среди них: программа поэтапной ликвидации ядерного ору­ жия к 2000 году, система всеобъемлеющей безо­ пасности, свобода выбора, баланс интересов, «об­ щеевропейский дом», перестройка отношений в азиатско-тихоокеанском регионе, оборонная до­ статочность и ненаступательная доктрина, меж ­ дународная экономическая безопасность, укрепле­ ние национальной и региональной безопасности на путях снижения уровня вооружений, готов­ ность к взаимному прекращению присутствия иностранных войск и баз на чужих территориях, меры доверия, идея непосредственного включе­ ния авторитета науки в мировую политику. Таково наше внешнеполитическое, кредо. Мы его провозгласили, не навязывая никому никаких условий и догм, а приглашая всех к совместным размышлениям и поискам, с учетом националь­ ных и общечеловеческих интересов. В области разоружения мы предложили дале­ ко идущие решения, проявили готовность к глу ­ боким компромиссам. Это сделало возможными такие крупные прорывы в мировой политике, как Женева, и особенно, Рейкьявик, давшие реальный ход переговорному процессу и существенно по­ влиявшие на весь международный климат. Коренным образом изменился весь стиль нашей внешнеполитической деятельности. Отличительной чертой его стал диалог. Небывалая насыщенность контактами ыа уровне советского руководства с внешним миром — от глав государств до про­ стых граждан — означала по существу «новое открытие» Советского Союза. А для нас — об­ ратную связь, возможность лучше знать и пони­ мать мир и соответственно строить свою полити­ ку, содействовать формированию по-современно­ му цивилизованных международных отношений. На приоритетном наиравлении — в отношени­ ях с социалистическими странами — мы вместе с друзьями по-товарищески взялись за расчистку наслоений формализма и парадности, на деле связали принципы равноправия, самостоятельно­ сти, невмешательства с объективной реальностью — многообразием национальных форм социали­ стического общества. Наши интернационалистские связи строятся на основе взаимной пользы, ба­ ланса интересов, общей ответственности за судь­ бы и престиж социализма, повышение его роли в мировом развитии. За годы перестройки улучшены или впервые завязаны отношения с большим числом госу­ дарств — соседних и очень отдаленных. И ни с кем они не испорчены. По-новому поставлены взаимоотношения с та ­ нками влиятельными силами, формирующими ми- ' ровой процесс, как коммунистические, социал-де­ мократические, другие политические партии, Дви ­ жение неприсоединения, интеллектуальные круги, олицетворяющие авторитет науки и культуры. События показали, что новое политическое мышление правильно отразило назревшие потреб­ ности и императивы современного мира. Оно воз­ родило надежду, открыло путь к качественному перелому в сознании человечества, увеличивает реальный вес мирового общественного мнения. Включение нового мышления в международ­ ную политику ознаменовалось крупными практи­ ческими результатами —• заключен Договор по РСМД, начался вывод войск из Афганистана на основе женевских соглашений. Определенное улучшение советско-американ­ ских отношений, символом чего стали встречи на высшем уровне, позволяет рассчитывать на прин­ ципиальный поворот к устранению ядерной угро ­ зы. Активно стимулируемый нами многосторон­ ний переговорный процесс приближает запреще­ ние химического оружия, открывает возможность ослабления опасного противостояния между дву ­ мя самыми мощными военными союзами — НАТО и ОВД, сокращения обычных вооружений и вооруженных сил в Европе. Мы не сбрасываем со счетов милитаристскую опасность, таящуюся в природе империализма. Этим определяется советское оборонное строи­ тельство, эффективность которого отныне долж ­ на обеспечиваться преимущественно качественны­ ми параметрами как в отношении техники, так и личного состава. Воздействие реалий современ­ ного мира и возможные модификации ряда объ­ ективных факторов, порождавших войны, позво­ ляют думать, что обеспечение безопасности госу ­ дарств все. больше будет перемещаться из сферы соотношения военных потенциалов в сферу поли­ тики, примата права, общечеловеческой морали в выполнении международных обязательств. Радикальная экономическая реформа и новый подход к внешнеэкономическим связям дали пер­ вые ростки более эффективного включения стра­ ны в мировое хозяйство. По итогам трех лет перестройки на главный вопрос, который больше всего беспокоит наш народ и все народы мира, — удалось ли отодви­ нуть угрозу войны? — можно дать ответ: да, безусловно. Прямая угроза войны с участием крупных держав уменьшилась. Международное положение Советского Союза заметно улучши­ лось, и не за счет наращивания силы, а за счет повышения доверия к нашей стране. Ситуация в мире приобрела большую устойчивость и пред­ сказуемость. Перспектива обуздания гонки воору­ жений со всеми последствиями этого, включая сокращение бремени военных расходов, стала более реальной. Открывается возможность на более широкой, чем раньше, социальной и политической основе противостоять угрозе миру, создавать почву для решения глобальных проблем человечества совме­ стными усилиями мирового сообщества. КПСС будет активно и настойчиво действовать во имя этих целей. * * * Через революционную перестройку, демократи­ зацию жизни в идейно-политической, экономиче­ ской-и социальной областях, через преобразова­ ние политической системы пролегает путь к каче­ ственно новому состоянию советского общества, к новому облику социализма. Нужно возродить во всем глубоком значении принципы научного социализма, в котором чело­ век на деле, а не на словах становится главным фактором материального и духовного развития, его самоцелью. Партия будет строить свою политику, четко ориентируясь на гуманные принципы и цели со­ циализма, и добиваться ее осуществления гуман ­ ными, демократическими средствами. Разумеется, живая действительность, диалектика общественного развития внесут немало нового в сегодняшние представления о путях социалисти­ ческих преобразований, позволят уточнить и обо­ гатить их. По ряду вопросов нужно будет вне­ сти изменения в Конституцию СССР и законода­ тельство, принять некоторые решения на уровне съезда партии. Вынося изложенные соображения на обсужде­ ние, Ц К КПСС рассчитывает на активное уча­ стие в нем коммунистов, всех трудящихся. Это позволит X IX Всесоюзной партийной конферен­ ции принять продуманные решения, реализация которых ускорит решительное продвижение впе­ ред и сделает необратимой революционную пере­ стройку.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz