Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » Продолжение. Начало на I, 2 стр. ч / решений партии в жизнь. Нужно В'полной мере возродить атмосферу открытости, дискуссий, кри ­ тики и самокритики, партийного товарищества и дисциплины, коллективизма и личной ответствен­ ности. Именно в таком направлении сейчас идут процессы в жизни партийных организаций. Их надо всемерно поддерживать и развивать. В партии и обществе широко обсуждаются во­ просы качественного состава партийных рядов, выполнения коммунистами их авангардной роли. В этой связи высказывается мнение, что практи­ ка регулирования роста партийных рядов путем, «разнарядки» противоречит реальным потребно­ стям развития самой партии и всего общества. По общему мнению, .должны быть решительно повышены требования к вступающим в партию с тем, чтобы в ее ряды приходили действительно достойные люди с высокими политическими, мо­ ральными и деловыми качествами, убежденные борцы за программные цели партии. Следует обязательно учитывать при приеме в партию мнение трудового коллектива. Рассмотреть на конференции вопрос о целесо­ образности проведения в период, оставшийся до очередного съезда КПСС, общественно-политиче­ ской аттестации коммунистов как эффективного средства самоочищения и укрепления партии. Об ­ суждение работы коммунистов на открытых со­ браниях партийных организаций послужит повы­ шению их активности, личного вклада в обще­ ственную жизнь своих коллективов, в дело пере­ стройки. В свете опыта, накопленного после январского (1987 г.) Пленума Ц К КПСС, следует внести из­ менения в порядок формирования выборных пар­ тийных органов. Необходимо сделать нормой под­ линную состязательность, широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование. При этом во главу угла должны ставиться идейные, нравст­ венные и деловые качества работника, его поли­ тический авторитет, активная позиция в борьбе за перестройку, а не занимаемая должность. Коммунисты вправе выдвигать при выборах во все партийные комитеты больше кандидатов, чем имеется мандатов. Такой порядок выдвижения, обсуждения и из­ брания членов партийных комитетов и секретарей можно было бы распространить и на процесс формирования партийных органов — от райко­ мов и горкомов партии до ЦК компартий союз­ ных республик и Ц К КПСС. Установить для всех партийных комитетов, на­ чиная с районного и городского, единый срок полномочий — 5 лет. При этом следует ограни­ чить занятие выборных должностей в КПСС дву ­ мя выборными сроками подряд. Избрание на тре­ тий срок подряд может быть только по инициа­ тиве коммунистов и требует предварительного решения о допущении к выборам. Такое решение принимается не менее 3Д голосов членов партий­ ного комитета путем тайного голосования. Особая ответственность в утверждении партии как политического авангарда ложится на Цент­ ральный Комитет КПСС. Он должен всемерно развивать и укреплять принципы коллегиальности в своей работе с тем, чтобы основные вопросы, связанные с осуществлением политического кур ­ са партии, решались при участии всех членов Ц К и на основе широкого обсуждения. Предсто­ ит рассмотреть на конференции возможные пред­ ложения о новых формах коллегиальной работы членов Ц К в период между Пленумами. Все это в конечном счете должно быть направлено на по­ вышение роли Центрального Комитета партии. Для обеспечения постоянного притока свежих сил предусмотреть возможность частичного об­ новления состава Ц К в период между съездами. Причем решения на этот счет должны прини- матьсся квалифицированным большинством при тайном голосовании. С учетом повышения роли партии как полити­ ческого авангарда, разделения функций партий­ ных комитетов и государственных, хозяйственных органов предпринять необходимые изменения в структуре и составе партийного аппарата. Дол ­ жен проводиться в жизнь принцип строгого под­ чинения и подотчетности аппарата выборным партийным органам, вестись решительная борьба с бюрократизмом и комчванством, с неоправдан­ ным засекречиванием партийной жизни. В условиях демократизации нуждается в серь­ езном обновлении кадровая политика партии. Из ­ живает себя формально-номенклатурный подход к подбору и расстановке кадров. Основным мето­ дом работы партийных комитетов должны стать организация подготовки и переподготовки кад ­ ров, их воспитание и рекомендация на руководя­ щие посты как коммунистов, так и беспартийных. Окончательное решение кадровых вопросов долж ­ но определяться результатами выборов. Целесообразно рассмотреть на конференции во­ прос о совершенствовании контрольно-ревизион­ ной работы в партии. Сейчас действуют Цент­ ральная Ревизионная Комиссия КПСС и Комитет Партийного Контроля при Ц К КПСС. Вносится предложение иметь впредь один орган, который избирался бы съездом партии и контролировал соблюдение коммунистами требований партийной дисциплины. Устава КПСС, финансово-хозяйствен­ ную деятельность партийных органов. Целью всех этих предложений должны стать последовательное соблюдение демократических принципов внутрипартийной жизни, повышение боевитости партии и ее способности возглавить, процессы революционного обновления советского общества, задавать тон перестройке. стр, 3 ; ----■!!■В .1 6. Главное направление демократизации наше­ го общества и государства — восстановление в полном объеме роли и полномочий Советов на­ родных депутатов как полновластных органов народного представительства. В. И. Ленин открыл в Советах, рожденных опытом революций в России, политическую фор­ му, отвечающую природе социализма. Являясь одновременно представительными органами вла­ сти и массовыми организациями населения, Сове­ ты органично сочетают в себе начала государст­ венности и самоуправления. Обладая огромным демократическим потенциалом, они продемонстри­ ровали свою жизнеспособность и подтвердили правоту ленинского открытия. Вместе с тем мы видим серьезные недостатки в деятельности Советов, неудовлетворенность тру ­ дящихся их работой. В результате известных де­ формаций права и полномочия представительных органов оказались урезанными, сохраняется не­ оправданная опека над ними со стороны партий­ ных комитетов. Министерства и ведомства во многих случаях решают вопросы хозяйственного и социального развития через их голову. Испол­ нительные комитеты и их аппарат нередко узур ­ пируют функции Советов, оставляя на долю де­ путатов лишь санкционирование фактически пред­ решенных вопросов. Необходимо кардинально из­ менить такое положение, вернуть Советам реаль­ ные властные полномочия, передав на их рас­ смотрение и решение все без исключения конк ­ ретные вопросы государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. Следует существенно расширить материально­ финансовые возможности местных Советов. Обе­ спечить формирование доходов местных бюджетов на основе долгосрочных нормативов, имея в ви­ ду при этом расширение поступлений прежде всего в бюджеты низовых Советов от предприя­ тий и хозяйственных организаций, расположен­ ных на соответствующей территории. Должна быть установлена полная ответственность и са­ мостоятельность местных органов власти в реше­ нии вопросов развития территорий с широким ис­ пользованием хозрасчетных, договорных и иных методов взаимоотношений с предприятиями и ор­ ганизациями независимо от подчиненности. Н уж ­ но настойчиво изживать вмешательство вышесто­ ящих органов власти и управления в решение во­ просов, относящихся к компетенции Нижестоящих местных Советов, а также многочисленные не­ нужные согласования. Особое значение приобретает правильная по­ становка отношений местных Советов с советами трудовых коллективов. При этом следует исхо­ дить из того, что Совет народных депутатов выступает координатором разработки и выполне­ ния планов социального развития предприятий, колхозов, совхозов, углубления демократических начал управления производством, защитником интересов населения от того, что В. И. Ленин называл чрезмерным «ведомственным усердием». Изменение функций Советов, необходимость бо­ лее тщательного и компетентного рассмотрения вопросов потребуют увеличения продолжительно­ сти их сессий. Предусмотреть, что часть депута­ тов на весь выборный период или периодически должна освобождаться от служебных и произ­ водственных обязанностей для работы в Советах, постоянных комиссиях и избирательных округах. Максимально расширить гласность и откры ­ тость деятельности Советов. Их заседания долж ­ ны быть доступны для свободного посещения гражданами, представителями средств массовой информации, а результаты работы — системати­ чески доводиться до сведения избирателей, насе­ ления. Утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами. Установить, что ра­ ботники органов управления, подотчетных Сове­ ту, не могут быть одновременно его депутатами. Распространить это правило на лиц, входящих в состав Советов Министров республик и, за ред­ кими исключениями, на членов союзного прави­ тельства, а также на судей государственных ар­ битров и прокуроров. Назначение должностных лиц органов управления должно осуществляться Советами, как правило, после соответствующих заключений постоянных комиссий. Предусмотреть создание в местных Советах (кроме сельских и поселковых) президиумов Со­ ветов, которые взяли бы на себя заботу об ор­ ганизации депутатской деятельности, координа­ цию работы постоянных комиссий и депутатских групп, а в период между сессиями — контроль за работой исполкомов. При этом целесообразно сосредоточить функции исполкомов на хозяйст­ венно-управленческой, исполнительской деятель­ ности. В целях обеспечения лучшей преемственности и результативности в работе депутатов установить единый срок полномочий всех Советов народных депутатов страны — пять лет. Передача Советам всей полноты власти снизу доверху предполагает и кардинальное повышение роли высшего органа власти страны. В его струк ­ туре и деятельности должен быть полностью уч ­ тен накопленный опыт функционирования совет­ ской политической системы, включая и сложив­ шуюся при В. И. Ленине практику работы съез­ дов Советов и Ц И К СССР. Здесь возможны раз­ ные варианты и предложения. Часть из них уже высказывалась в ходе ведущейся сейчас дискус­ сии: об увеличении продолжительности работы сессий высшего органа власти; о четком разделе­ нии полномочий и преодолении функциональной обезлнченности палат; об избрании части депу­ татов непосредственно от общественных органи­ заций, входящих в политическую систему 'нашего общества, и т. д. Серьезной гарантией против нарушения ленин­ ских принципов государственной жизни должно стать введение правила, согласно которому ни одно лицо не может занимать выборные государ­ ственные должности больше, чем два срока под­ ряд, то есть десять лет. Избрание на третий срок подряд может быть по инициативе депутатов и требует предварительного решения о допущении к выборам. Такое решение принимается не менее 3/ 4 голосов депутатов Совета при тайном голосо­ вании.. Следует строго выполнять предписание. Консти­ туции СССР о том, что один и тот же гражда ­ нин не может быть одновременно депутатом бо­ лее чем двух Советов. С учетом необходимости решительного повыше­ ния роли Советов следует осуществить реформу избирательной системы. Цель ее — обеспечить свободное выдвижение кандидатов в депутаты, их широкое и всестороннее обсуждение на собра­ ниях трудящихся и в средствах массовой инфор­ мации. Выборы должны быть естественным результа­ том волеизъявления избирателей, отдающих пред­ почтение принципиальным, знающим дело, энер­ гичным людям, способным достойно представлять трудящихся в органах Советской власти, выра­ жать весь спектр их социальных, национальных В профессиональных интересов. В новых условиях возрастает роль Советского правительства как высшего исполнительно-распо­ рядительного органа государственной власти в осуществлении внутренней и внешней политики, управлении страной, разработке - и реализации планов и перспективных программ экономическо­ го, социального и культурного развития. Должное внимание на конференции следует уделить перестройке системы государственного управления с учетом происходящей в обществе демократизации и радикальной экономической реформы. Основным содержанием деятельности государственных органов должно стать создание экономических и организационно-правовых усло­ вий для эффективной работы всех организаций и учреждений. В сооответствие с этими функциями надо привести структуру аппарата и его числен­ ность, ликвидировав излишние звенья. В целях искоренения командно-нажимных методов, бюро­ кратизма, волокиты должен осуществляться строгий контроль за деятельностью органов уп ­ равления со стороны Советов, народного контро­ ля, общественности. Этим же целям призваны . служить широкая гласность, открытость в рабо­ те управленческого аппарата. В условиях перестройки и демократизации со­ ветского общества необходимо в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенный характер, сделать ору ­ дием прямого и непосредственного участия рабо­ чих, крестьян, интеллигенции, представителей всех слоев нашего общества в решении государ­ ственных и общественных дел. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно-государственного контроля. Опираясь на свои группы в трудовых коллективах и территориальных единицах, такая организация могла бы внести большой вклад в выполнение задач, стоящих сейчас перед нашим народом. 7. В рамках перестройки политической системы следует рассмотреть и принять назревшие меры по дальнейшему развитию советской федерации. Выдающиеся результаты проведения ленинской национальной политики за 70 послеоктябрьских лет общеизвестны. Проделана огромная, истори­ ческой важности работа по преодолению межна­ циональной розни, утверждению права наций на самоопределение, возрождению и развитию национальных культур, ускорению прогресса ра­ нее отсталых национальных окраин. Сложился и успешно действует целостный народно-хозяйствен­ ный комплекс — материальный фундамент един­ ства советских народов. Вместе с тем жизнь показывает, что требуется постоянное внимание к вопросам межнацнональ. ных отношений, развитию каждой нации и на­ родности. Основой для решения этих вопросов являются политический курс, сочетающий удов­ летворение интересов всех наций с их сближени­ ем и взаимопомощью, интернационалистская иде­ ология, несовместимая с национализмом и шови­ низмом. В настоящее время неизмеримо увеличился экономический, культурный, кадровый потенциал всех советских республик и автономий, происхо­ дит закономерный рост национального самосо­ знания. Ключ к дальнейшему развитию наций и одновременно к упрочению дружбы между ни­ ми, сплоченности советского общества — в орга­ ническом соединении самостоятельности союзных и автономных республик, других национальных образований с их ответственностью за общесоюз­ ные государственные интересы. В этом — наша сила и залог процветания как страны в целом, так и каждой нации и народности в отдельности. Децентрализация и максимальная передача на места многих управленческих функций в полной мере относятся ко всем формам нашей нацио­ нальной государственности и автономии. Здесь требуется неукоснительное выполнение положений Конституции СССР и советских законов, гаран­ тирующих права союзных и автономных респуб­ лик, автономных областей и округов.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz