Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » Продолжение. Начало на I, 2 стр. ч / решений партии в жизнь. Нужно В'полной мере возродить атмосферу открытости, дискуссий, кри тики и самокритики, партийного товарищества и дисциплины, коллективизма и личной ответствен ности. Именно в таком направлении сейчас идут процессы в жизни партийных организаций. Их надо всемерно поддерживать и развивать. В партии и обществе широко обсуждаются во просы качественного состава партийных рядов, выполнения коммунистами их авангардной роли. В этой связи высказывается мнение, что практи ка регулирования роста партийных рядов путем, «разнарядки» противоречит реальным потребно стям развития самой партии и всего общества. По общему мнению, .должны быть решительно повышены требования к вступающим в партию с тем, чтобы в ее ряды приходили действительно достойные люди с высокими политическими, мо ральными и деловыми качествами, убежденные борцы за программные цели партии. Следует обязательно учитывать при приеме в партию мнение трудового коллектива. Рассмотреть на конференции вопрос о целесо образности проведения в период, оставшийся до очередного съезда КПСС, общественно-политиче ской аттестации коммунистов как эффективного средства самоочищения и укрепления партии. Об суждение работы коммунистов на открытых со браниях партийных организаций послужит повы шению их активности, личного вклада в обще ственную жизнь своих коллективов, в дело пере стройки. В свете опыта, накопленного после январского (1987 г.) Пленума Ц К КПСС, следует внести из менения в порядок формирования выборных пар тийных органов. Необходимо сделать нормой под линную состязательность, широкое обсуждение кандидатур и тайное голосование. При этом во главу угла должны ставиться идейные, нравст венные и деловые качества работника, его поли тический авторитет, активная позиция в борьбе за перестройку, а не занимаемая должность. Коммунисты вправе выдвигать при выборах во все партийные комитеты больше кандидатов, чем имеется мандатов. Такой порядок выдвижения, обсуждения и из брания членов партийных комитетов и секретарей можно было бы распространить и на процесс формирования партийных органов — от райко мов и горкомов партии до ЦК компартий союз ных республик и Ц К КПСС. Установить для всех партийных комитетов, на чиная с районного и городского, единый срок полномочий — 5 лет. При этом следует ограни чить занятие выборных должностей в КПСС дву мя выборными сроками подряд. Избрание на тре тий срок подряд может быть только по инициа тиве коммунистов и требует предварительного решения о допущении к выборам. Такое решение принимается не менее 3Д голосов членов партий ного комитета путем тайного голосования. Особая ответственность в утверждении партии как политического авангарда ложится на Цент ральный Комитет КПСС. Он должен всемерно развивать и укреплять принципы коллегиальности в своей работе с тем, чтобы основные вопросы, связанные с осуществлением политического кур са партии, решались при участии всех членов Ц К и на основе широкого обсуждения. Предсто ит рассмотреть на конференции возможные пред ложения о новых формах коллегиальной работы членов Ц К в период между Пленумами. Все это в конечном счете должно быть направлено на по вышение роли Центрального Комитета партии. Для обеспечения постоянного притока свежих сил предусмотреть возможность частичного об новления состава Ц К в период между съездами. Причем решения на этот счет должны прини- матьсся квалифицированным большинством при тайном голосовании. С учетом повышения роли партии как полити ческого авангарда, разделения функций партий ных комитетов и государственных, хозяйственных органов предпринять необходимые изменения в структуре и составе партийного аппарата. Дол жен проводиться в жизнь принцип строгого под чинения и подотчетности аппарата выборным партийным органам, вестись решительная борьба с бюрократизмом и комчванством, с неоправдан ным засекречиванием партийной жизни. В условиях демократизации нуждается в серь езном обновлении кадровая политика партии. Из живает себя формально-номенклатурный подход к подбору и расстановке кадров. Основным мето дом работы партийных комитетов должны стать организация подготовки и переподготовки кад ров, их воспитание и рекомендация на руководя щие посты как коммунистов, так и беспартийных. Окончательное решение кадровых вопросов долж но определяться результатами выборов. Целесообразно рассмотреть на конференции во прос о совершенствовании контрольно-ревизион ной работы в партии. Сейчас действуют Цент ральная Ревизионная Комиссия КПСС и Комитет Партийного Контроля при Ц К КПСС. Вносится предложение иметь впредь один орган, который избирался бы съездом партии и контролировал соблюдение коммунистами требований партийной дисциплины. Устава КПСС, финансово-хозяйствен ную деятельность партийных органов. Целью всех этих предложений должны стать последовательное соблюдение демократических принципов внутрипартийной жизни, повышение боевитости партии и ее способности возглавить, процессы революционного обновления советского общества, задавать тон перестройке. стр, 3 ; ----■!!■В .1 6. Главное направление демократизации наше го общества и государства — восстановление в полном объеме роли и полномочий Советов на родных депутатов как полновластных органов народного представительства. В. И. Ленин открыл в Советах, рожденных опытом революций в России, политическую фор му, отвечающую природе социализма. Являясь одновременно представительными органами вла сти и массовыми организациями населения, Сове ты органично сочетают в себе начала государст венности и самоуправления. Обладая огромным демократическим потенциалом, они продемонстри ровали свою жизнеспособность и подтвердили правоту ленинского открытия. Вместе с тем мы видим серьезные недостатки в деятельности Советов, неудовлетворенность тру дящихся их работой. В результате известных де формаций права и полномочия представительных органов оказались урезанными, сохраняется не оправданная опека над ними со стороны партий ных комитетов. Министерства и ведомства во многих случаях решают вопросы хозяйственного и социального развития через их голову. Испол нительные комитеты и их аппарат нередко узур пируют функции Советов, оставляя на долю де путатов лишь санкционирование фактически пред решенных вопросов. Необходимо кардинально из менить такое положение, вернуть Советам реаль ные властные полномочия, передав на их рас смотрение и решение все без исключения конк ретные вопросы государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни. Следует существенно расширить материально финансовые возможности местных Советов. Обе спечить формирование доходов местных бюджетов на основе долгосрочных нормативов, имея в ви ду при этом расширение поступлений прежде всего в бюджеты низовых Советов от предприя тий и хозяйственных организаций, расположен ных на соответствующей территории. Должна быть установлена полная ответственность и са мостоятельность местных органов власти в реше нии вопросов развития территорий с широким ис пользованием хозрасчетных, договорных и иных методов взаимоотношений с предприятиями и ор ганизациями независимо от подчиненности. Н уж но настойчиво изживать вмешательство вышесто ящих органов власти и управления в решение во просов, относящихся к компетенции Нижестоящих местных Советов, а также многочисленные не нужные согласования. Особое значение приобретает правильная по становка отношений местных Советов с советами трудовых коллективов. При этом следует исхо дить из того, что Совет народных депутатов выступает координатором разработки и выполне ния планов социального развития предприятий, колхозов, совхозов, углубления демократических начал управления производством, защитником интересов населения от того, что В. И. Ленин называл чрезмерным «ведомственным усердием». Изменение функций Советов, необходимость бо лее тщательного и компетентного рассмотрения вопросов потребуют увеличения продолжительно сти их сессий. Предусмотреть, что часть депута тов на весь выборный период или периодически должна освобождаться от служебных и произ водственных обязанностей для работы в Советах, постоянных комиссиях и избирательных округах. Максимально расширить гласность и откры тость деятельности Советов. Их заседания долж ны быть доступны для свободного посещения гражданами, представителями средств массовой информации, а результаты работы — системати чески доводиться до сведения избирателей, насе ления. Утвердить подлинное верховенство Советов над исполнительными органами. Установить, что ра ботники органов управления, подотчетных Сове ту, не могут быть одновременно его депутатами. Распространить это правило на лиц, входящих в состав Советов Министров республик и, за ред кими исключениями, на членов союзного прави тельства, а также на судей государственных ар битров и прокуроров. Назначение должностных лиц органов управления должно осуществляться Советами, как правило, после соответствующих заключений постоянных комиссий. Предусмотреть создание в местных Советах (кроме сельских и поселковых) президиумов Со ветов, которые взяли бы на себя заботу об ор ганизации депутатской деятельности, координа цию работы постоянных комиссий и депутатских групп, а в период между сессиями — контроль за работой исполкомов. При этом целесообразно сосредоточить функции исполкомов на хозяйст венно-управленческой, исполнительской деятель ности. В целях обеспечения лучшей преемственности и результативности в работе депутатов установить единый срок полномочий всех Советов народных депутатов страны — пять лет. Передача Советам всей полноты власти снизу доверху предполагает и кардинальное повышение роли высшего органа власти страны. В его струк туре и деятельности должен быть полностью уч тен накопленный опыт функционирования совет ской политической системы, включая и сложив шуюся при В. И. Ленине практику работы съез дов Советов и Ц И К СССР. Здесь возможны раз ные варианты и предложения. Часть из них уже высказывалась в ходе ведущейся сейчас дискус сии: об увеличении продолжительности работы сессий высшего органа власти; о четком разделе нии полномочий и преодолении функциональной обезлнченности палат; об избрании части депу татов непосредственно от общественных органи заций, входящих в политическую систему 'нашего общества, и т. д. Серьезной гарантией против нарушения ленин ских принципов государственной жизни должно стать введение правила, согласно которому ни одно лицо не может занимать выборные государ ственные должности больше, чем два срока под ряд, то есть десять лет. Избрание на третий срок подряд может быть по инициативе депутатов и требует предварительного решения о допущении к выборам. Такое решение принимается не менее 3/ 4 голосов депутатов Совета при тайном голосо вании.. Следует строго выполнять предписание. Консти туции СССР о том, что один и тот же гражда нин не может быть одновременно депутатом бо лее чем двух Советов. С учетом необходимости решительного повыше ния роли Советов следует осуществить реформу избирательной системы. Цель ее — обеспечить свободное выдвижение кандидатов в депутаты, их широкое и всестороннее обсуждение на собра ниях трудящихся и в средствах массовой инфор мации. Выборы должны быть естественным результа том волеизъявления избирателей, отдающих пред почтение принципиальным, знающим дело, энер гичным людям, способным достойно представлять трудящихся в органах Советской власти, выра жать весь спектр их социальных, национальных В профессиональных интересов. В новых условиях возрастает роль Советского правительства как высшего исполнительно-распо рядительного органа государственной власти в осуществлении внутренней и внешней политики, управлении страной, разработке - и реализации планов и перспективных программ экономическо го, социального и культурного развития. Должное внимание на конференции следует уделить перестройке системы государственного управления с учетом происходящей в обществе демократизации и радикальной экономической реформы. Основным содержанием деятельности государственных органов должно стать создание экономических и организационно-правовых усло вий для эффективной работы всех организаций и учреждений. В сооответствие с этими функциями надо привести структуру аппарата и его числен ность, ликвидировав излишние звенья. В целях искоренения командно-нажимных методов, бюро кратизма, волокиты должен осуществляться строгий контроль за деятельностью органов уп равления со стороны Советов, народного контро ля, общественности. Этим же целям призваны . служить широкая гласность, открытость в рабо те управленческого аппарата. В условиях перестройки и демократизации со ветского общества необходимо в полной мере воплотить ленинские идеи организации контроля, придать ему действенный характер, сделать ору дием прямого и непосредственного участия рабо чих, крестьян, интеллигенции, представителей всех слоев нашего общества в решении государ ственных и общественных дел. В этой связи представляется целесообразным создание единой, подчиненной выборным органам власти системы общественно-государственного контроля. Опираясь на свои группы в трудовых коллективах и территориальных единицах, такая организация могла бы внести большой вклад в выполнение задач, стоящих сейчас перед нашим народом. 7. В рамках перестройки политической системы следует рассмотреть и принять назревшие меры по дальнейшему развитию советской федерации. Выдающиеся результаты проведения ленинской национальной политики за 70 послеоктябрьских лет общеизвестны. Проделана огромная, истори ческой важности работа по преодолению межна циональной розни, утверждению права наций на самоопределение, возрождению и развитию национальных культур, ускорению прогресса ра нее отсталых национальных окраин. Сложился и успешно действует целостный народно-хозяйствен ный комплекс — материальный фундамент един ства советских народов. Вместе с тем жизнь показывает, что требуется постоянное внимание к вопросам межнацнональ. ных отношений, развитию каждой нации и на родности. Основой для решения этих вопросов являются политический курс, сочетающий удов летворение интересов всех наций с их сближени ем и взаимопомощью, интернационалистская иде ология, несовместимая с национализмом и шови низмом. В настоящее время неизмеримо увеличился экономический, культурный, кадровый потенциал всех советских республик и автономий, происхо дит закономерный рост национального самосо знания. Ключ к дальнейшему развитию наций и одновременно к упрочению дружбы между ни ми, сплоченности советского общества — в орга ническом соединении самостоятельности союзных и автономных республик, других национальных образований с их ответственностью за общесоюз ные государственные интересы. В этом — наша сила и залог процветания как страны в целом, так и каждой нации и народности в отдельности. Децентрализация и максимальная передача на места многих управленческих функций в полной мере относятся ко всем формам нашей нацио нальной государственности и автономии. Здесь требуется неукоснительное выполнение положений Конституции СССР и советских законов, гаран тирующих права союзных и автономных респуб лик, автономных областей и округов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz