Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
I стр. 2 « К И Р О В Е Ц » Продолжение. Начало на 1 стр. Не выполняются задания по росту национально го дохода, ресурсосбережению. Медленнее, чем намечалось, развивается машиностроение. По- прежнему недостает высококачественных изделий электронной промышленности, прогрессивных кон струкционных материалов. Особенно нетерпимы срывы заданий по опере жающему росту производства предметов потреб ления. Остаются трудности в продовольственном снабжении населения. Не выполнены задания по увеличению производства и повышению качества товаров народного потребления, росту товарообо рота. Товарно-денежное неравновесие, дефицит государственного бюджета негативно воздейству ют на текущее- производство и ход самой рефор мы. Возможности, открывшиеся с началом проведе ния реформы, используются явно недостаточно. На конференции предстоит глубоко разобраться в причинах этого. Очевидно, при всех трудностях перехода с одной системы хозяйствования на дру гую многое здесь кроется в консервативном, от сталом мышлении части наших хозяйственников и целых коллективов, в стремлении цепляться за привычные приемы и методы, жить и работать по старинке. Нельзя не видеть, что меры по реализации эко номической реформы в значительной степени па рализуются бюрократической позицией ряда ми нистерств и ведомств, хозяйственных органов. Во многих случаях под видом госзаказа, экономи ческих нормативов и других новых методов уп равления сохраняется по существу прежний ад министративный диктат. Перестройка на уровне отраслевых министерств явно отстает от пере стройки на предприятиях. В этой связи надо бес компромиссно осудить действия, которые извра щают суть экономической реформы, прямо или косвенно подрывают Закон о предприятии. Жизнь выдвигает и такой серьезный вопрос, как развитие экономической состязательности в качестве противоядия против монополизма, за стоя и консерватизма. С учетом нынешнего положения должна быть проанализирована и оценена деятельность Гос плана СССР, Госснаба СССР, Минфина СССР, отраслевых министерств и ведомств союзного значения, хозяйственных органов республики, предприятий и организаций. Это особенно важно в связи с предстоящим переводом предприятий всех отраслей на хозрасчет и самофинансирова ние. Извлекая уроки из начального этапа пере стройки, необходимо ускорить решение проблем, от которых зависит полная реализация принци пов экономической реформы. Быстрее осущест вить переход на оптовую торговлю средствами производства, меры по совершенствованию кре дитно-финансовой системы, тщательно подгото вить и своевременно провести реформу цен и це нообразования. Без этого невозможны введение действительно полного хозрасчета предприятий, подлинная самостоятельность трудовых коллек тивов, развитие кооперативного движения, повы шение эффективности экономики и в конечном счете рост благосостояния народа. При этом следует подчеркнуть, что пересмотр розничных цен должен быть осуществлен без ущерба для жизненного уровня населения. Сильная социальная политика — один из глав ных ' приоритетов в деятельности партии. Вот по чему при разработке тринадцатого пятилетнего плана надо во главу угла поставить социальную направленность экономического развития. Пре имущество должно быть отдано удовлетворению в максимально короткий срок потребностей со ветских людей в полноценных продуктах пита ния. Рядом с этим должны стоять вопросы на сыщения рынка товарами народного потребления в нужном ассортименте и высокого качества, соз дания современной сферы услуг. Необходимо предусмотреть дальнейшее наращивание темпов жилищного строительства, обеспечить реализацию принятых программ улучшения здравоохранения и народного образования. Одна из первостепенных забот — активизация усилий по охране природной среды, осуществле ние комплекса мер по кардинальному улучшению экологической обстановки в стране. Среди задач производственного характера на первом месте стоит, как это и было решено X XV I I съездом КПСС, программа ускоренного развития базовых отраслей машиностроения, электроники, приборостроения и станкостроения. Необходимо решительнее браться, начиная уже с будущего года, за коренные изменения структур ной политики в области производимой продукции и капиталовложений при обязательном проведе нии в жизнь линии на строжайшую экономию и ресурсосбережение. Реальность достижения рубежей, намеченных в двенадцатом пятилетием плане, и в целом подъ ема нашей экономической и социальной сферы на новый качественный уровень подтверждается тем, что в стране уже существуют многие сотни и ты сячи трудовых коллективов, сумевших в новых условиях хозяйствования значительно поднять производительность труда, выйти на мировой уровень качества продукции. У нас есть не толь ко отдельные предприятия и объединения, но и отрасли, идущие по всем показателям в задан ном ритме. Есть области и республики, где на основе лучшего хозяйствования достигнут более высокий, чем в среднем по стране, уровень обес печения продовольствием, удовлетворения по требностей населения в товарах и услугах. Сле довать примеру передовиков, использовать их опыт, изживать иждивенчество, проявлять собст венную инициативу — такова первейшая задача хозяйственных кадров, всех трудовых коллекти вов. 3. Перестройка предполагает всесторонее разви тие и максимальное использование интеллекту ального., духовного потенциала, заключенного в развитии науки, образования и культуры. Основой экономической и социальной страте гии партии является ускорение научно-техниче ского прогресса, и прежде всего овладение дости жениями его современного этапа, связанного с развитием авангардных технологий — микро электроники, робототехники, приборостроения, информатики, биотехнологии, с созданием матери алов с заранее заданными свойствами и т. д. В развитии науки и техники наметились пози тивные перемены, повысилась требовательность к техническому уровню продукции, сократились сроки освоения новых прогрессивных изделий. Бо лее гибкой стала сеть научно-технических орга низаций, появились принципиально новые струк турные формирования — межотраслевые научно- технические комплексы, инженерные центры, вре менные коллективы для решения целевых задач. В стране создано свыше 500 научно-производст венных объединений. Увеличились капитальные вложения на укрепление опытно-эксперименталь ной базы науки. Немаловажное значение имеет и начавшееся органическое включение научных ор ганизаций в систему хозрасчетных отношений. В то же время существенных изменений в на учно-техническом прогрессе не произошло. Пока еще не найдены эффективные механизмы вклю чения интересов трудовых коллективов в это важ ное дело. Продолжает отставать материальная база науки. Многие руководители не освободи лись от привычки жить одним днем, целиком полагаясь в этих вопросах на вышестоящие ор ганы. Генеральное направление воздействия на науч но-технический прогресс пролегает через перест ройку хозяйственного механизма. Именно он дол жен нацеливать на непрерывное совершенствова ние производства, поддержание качества продук ции на современном мировом уровне. Жизнь требует более решительных мер в со вершенствовании управления научно-техническим прогрессом, преодолении ведомственных барьеров. Одной из новых организационных форм являются межотраслевые объединения, которые выведены из непосредственного подчинения соответствую щих министерств. Благодаря этому создаются и возможности взаимоувязанно осуществить цикл: научные исследования — техника и технология — инвестиции — производство — сбыт — обслу живание. Трудовые коллективы смогут быстрее, без проволочек и ведомственных согласований обновлять оборудование й технологию. Проблемы научно-технического прогресса долж ны рассматриваться в общем контексте социаль ного развития. Отсутствие социальной эксперти зы крупномасштабных проектов может приносить большие экологические и человеческие издерж ки: Надо свести их к минимуму, а то и полно стью исключить. Новые задачи, вставшие перед обществом на современном этапе, значительно повышают роль науки во всех процессах перестройки. Общество подошло к такому рубежу, когда требуется су щественный прорыв на всех направлениях естест венных, технических и общественных наук. Воз растающий вклад в это признана внести Акаде мия наук СССР. Сегодня социализм не может успешно разви ваться без опоры на научно-технический про гресс. В свою очередь этот прогресс, соединенный с социализмом, становится могучим рычагом со циального обновления общества, его движения вперед. Гуманистические принципы нашей политики на правлены на обеспечение духовного прогресса об щества, подъем образования и культуры народа. За истекшие три года уделялось существенное внимание развитию образования на разных его ступенях и уровнях. Вопросы перестройки систе мы народного образования были рассмотрены на февральском (1988 г.) Пленуме Ц К КПСС. На ша высшая и средняя школа во многом отстала от потребностей жизни, научно-технического и культурного прогресса. Необходимы энергичные усилия всего общества, чтобы обеспечить качест венные перемены в ее развитии. В ходе перестройки создаются все более бла гоприятные условия для развития советской куяь-- туры, интеллектуального и нравственного совер шенствования людей, выявления талантов и да рований, воспитания гражданских качеств лично сти. Весомый вклад в решение этих задач вносит интеллигенция. Значительно оживилась работа ранее существовавших и вновь созданных объе динений и творческих союзов. С особой силой встал вопрос об ответственности художника за судьбы страны. 4. Курс КПСС на перестройку, на ускорение социально-экономического развития страны с са мого начала связывался с демократизацией со ветского общества, с утверждением социалисти ческого самоуправления народа. Перемены, про исшедшие в этом плане, невозможно переоценить. Благодаря правдивости, гласности, развитию кри тики и самокритики резко повысился общий то нус политической жизни страны, развертываются демократические процессы в управлении произ водством, начато наступление на устаревшие структуры и застойные явления. Но все же то, что сделано до сих пор, — это лишь подступ к решению огромной по значимости и сложности задачи глубокой и всесторонней демократизации партии и общества. Объективный анализ достигнутого за три года в экономике, социальной сфере и культуре, ос мысление проблем, возникших в ходе перестрой ки, подвели к выводу о необходимости реформы политической системы советского общества. Цель ее — реально включить широкие массы трудя щихся в управление всеми государственными и общественными делами, завершить формирование социалистического правового государства. При этом речь идет об укреплении и развитии основополагающих принципов социалистической государственности, рожденной Октябрьской рево люцией. Эти принципы, и прежде всего власть народа, в авангарде которого идет партия ком мунистов, являются непременным условием даль нейшего развития нашей Родины по пути соци ального прогресса. В результате перестройки по литическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с по следствиями культа личности, .командно-админи стративными методами управления, бюрократиз мом, отчуждением трудящихся от власти, отступ лением от ленинских норм партийной и государ ственной жизни. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с уче том меняющихся условий внутренней и между народной жизни. 5. В свете перестройки по-новому предстает. роль КПСС как руководящей и организующей силы в советском обществе. ЦК КПСС исходит из ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся. Партия, основываясь на марксистско-ленинском учении, призвана раз рабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, фор мировать идеологию социалистического обновле ния, вести политическую и организаторскую рабо ту в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководст вом партия так и действовала. Однако после его смерти начался отход от ленинских принципов, была свернута традиционная для партии свобо да дискуссий, нарушены начала коллегиальности и внутрипартийной демократии. Эта порочная практика и той или иной мере сохранялась и в застойные годы. Отсутствие ограничений на за нятие выборных должностей привело к наруше нию естественного процесса обновления кадров часть руководящих работников стала восприни мать свои посты как пожизненные, привыкла считать себя непогрешимой, злоупотребляла вла стью, невнимательно относилась к рядовым пар тийцам, к трудящимся. Сложившаяся ситуация тяжело сказалась на деятельности Ц К КПСС, правительства, партий ных организаций на местах, на активности ком мунистов. Партийные органы стали все больше брать на себя непосредственное решение текущих задач хозяйственного и административного уп равления, подменяя Советы и другие государст венные органы. Это отрицательно отразилось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влия ния, обостряло многие проблемы общественного развития. Партия нашла в себе силы мужественно и са мокритично оценить создавшееся положение. На чав перестройку, она шаг за шагом преобразует самое себя, обновляет внутрипартийную жизнь. Неотложная задача — создать такие политиче ские механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленин ских принципов партнйнного руководства обще ством. Учитывая мнения, высказанные на партийных собраниях, в трудовых коллективах и в печати, ЦК КПСС считает целесообразным рассмотреть на конференции следующие предложения. В полной мере восстановить ленинское понима ние принципа демократического централизма, согласно которому должны обеспечиваться свобо да дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решения боль шинством. В отношениях партии с государством исходить из ленинских принципов четкого разграничения их функций. Все партийные организации обязаны действовать в рамках Конституции СССР и со ветских законов. Должно быть исключено приня тие постановлений партийных комитетов, содер жащих прямые указания государственным, хозяй ственным органам и общественным организациям. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государст венной власти, во всех сферах жизни общества. Исходя из задач КПСС как политического аван гарда и глубоких изменений, происходящих в обществе, следует серьезно перестроить деятель ность первичных парторганизаций. Оставаясь по литическим ядром каждого коллектива, они не должны подменять трудовые коллективы и их органы в выполнении функций, предусмотренных законами о государственном предприятии, о ко операции, другими законодательными актами. Действуя прежде всего через коммунистов и ра ботая с людьми, партийные организации должны добиваться того, чтобы каждый коллектив в пол ной мере выполнял возложенные на него функ ции, осуществлял свои демократические права. Под этим углом зрения должна быть переос мыслена роль- партийных собраний, партийных комитетов, каждого коммуниста в проведении Продолжение на 3 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz