Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

I стр. 2 « К И Р О В Е Ц » Продолжение. Начало на 1 стр. Не выполняются задания по росту национально­ го дохода, ресурсосбережению. Медленнее, чем намечалось, развивается машиностроение. По- прежнему недостает высококачественных изделий электронной промышленности, прогрессивных кон ­ струкционных материалов. Особенно нетерпимы срывы заданий по опере­ жающему росту производства предметов потреб­ ления. Остаются трудности в продовольственном снабжении населения. Не выполнены задания по увеличению производства и повышению качества товаров народного потребления, росту товарообо­ рота. Товарно-денежное неравновесие, дефицит государственного бюджета негативно воздейству­ ют на текущее- производство и ход самой рефор­ мы. Возможности, открывшиеся с началом проведе­ ния реформы, используются явно недостаточно. На конференции предстоит глубоко разобраться в причинах этого. Очевидно, при всех трудностях перехода с одной системы хозяйствования на дру ­ гую многое здесь кроется в консервативном, от ­ сталом мышлении части наших хозяйственников и целых коллективов, в стремлении цепляться за привычные приемы и методы, жить и работать по старинке. Нельзя не видеть, что меры по реализации эко­ номической реформы в значительной степени па­ рализуются бюрократической позицией ряда ми­ нистерств и ведомств, хозяйственных органов. Во многих случаях под видом госзаказа, экономи­ ческих нормативов и других новых методов уп ­ равления сохраняется по существу прежний ад­ министративный диктат. Перестройка на уровне отраслевых министерств явно отстает от пере­ стройки на предприятиях. В этой связи надо бес­ компромиссно осудить действия, которые извра­ щают суть экономической реформы, прямо или косвенно подрывают Закон о предприятии. Жизнь выдвигает и такой серьезный вопрос, как развитие экономической состязательности в качестве противоядия против монополизма, за­ стоя и консерватизма. С учетом нынешнего положения должна быть проанализирована и оценена деятельность Гос­ плана СССР, Госснаба СССР, Минфина СССР, отраслевых министерств и ведомств союзного значения, хозяйственных органов республики, предприятий и организаций. Это особенно важно в связи с предстоящим переводом предприятий всех отраслей на хозрасчет и самофинансирова­ ние. Извлекая уроки из начального этапа пере­ стройки, необходимо ускорить решение проблем, от которых зависит полная реализация принци­ пов экономической реформы. Быстрее осущест­ вить переход на оптовую торговлю средствами производства, меры по совершенствованию кре­ дитно-финансовой системы, тщательно подгото­ вить и своевременно провести реформу цен и це­ нообразования. Без этого невозможны введение действительно полного хозрасчета предприятий, подлинная самостоятельность трудовых коллек­ тивов, развитие кооперативного движения, повы­ шение эффективности экономики и в конечном счете рост благосостояния народа. При этом следует подчеркнуть, что пересмотр розничных цен должен быть осуществлен без ущерба для жизненного уровня населения. Сильная социальная политика — один из глав­ ных ' приоритетов в деятельности партии. Вот по­ чему при разработке тринадцатого пятилетнего плана надо во главу угла поставить социальную направленность экономического развития. Пре­ имущество должно быть отдано удовлетворению в максимально короткий срок потребностей со­ ветских людей в полноценных продуктах пита­ ния. Рядом с этим должны стоять вопросы на­ сыщения рынка товарами народного потребления в нужном ассортименте и высокого качества, соз­ дания современной сферы услуг. Необходимо предусмотреть дальнейшее наращивание темпов жилищного строительства, обеспечить реализацию принятых программ улучшения здравоохранения и народного образования. Одна из первостепенных забот — активизация усилий по охране природной среды, осуществле­ ние комплекса мер по кардинальному улучшению экологической обстановки в стране. Среди задач производственного характера на первом месте стоит, как это и было решено X XV I I съездом КПСС, программа ускоренного развития базовых отраслей машиностроения, электроники, приборостроения и станкостроения. Необходимо решительнее браться, начиная уже с будущего года, за коренные изменения структур ­ ной политики в области производимой продукции и капиталовложений при обязательном проведе­ нии в жизнь линии на строжайшую экономию и ресурсосбережение. Реальность достижения рубежей, намеченных в двенадцатом пятилетием плане, и в целом подъ­ ема нашей экономической и социальной сферы на новый качественный уровень подтверждается тем, что в стране уже существуют многие сотни и ты ­ сячи трудовых коллективов, сумевших в новых условиях хозяйствования значительно поднять производительность труда, выйти на мировой уровень качества продукции. У нас есть не толь­ ко отдельные предприятия и объединения, но и отрасли, идущие по всем показателям в задан­ ном ритме. Есть области и республики, где на основе лучшего хозяйствования достигнут более высокий, чем в среднем по стране, уровень обес­ печения продовольствием, удовлетворения по­ требностей населения в товарах и услугах. Сле­ довать примеру передовиков, использовать их опыт, изживать иждивенчество, проявлять собст­ венную инициативу — такова первейшая задача хозяйственных кадров, всех трудовых коллекти­ вов. 3. Перестройка предполагает всесторонее разви­ тие и максимальное использование интеллекту­ ального., духовного потенциала, заключенного в развитии науки, образования и культуры. Основой экономической и социальной страте­ гии партии является ускорение научно-техниче­ ского прогресса, и прежде всего овладение дости­ жениями его современного этапа, связанного с развитием авангардных технологий — микро­ электроники, робототехники, приборостроения, информатики, биотехнологии, с созданием матери­ алов с заранее заданными свойствами и т. д. В развитии науки и техники наметились пози­ тивные перемены, повысилась требовательность к техническому уровню продукции, сократились сроки освоения новых прогрессивных изделий. Бо­ лее гибкой стала сеть научно-технических орга­ низаций, появились принципиально новые струк ­ турные формирования — межотраслевые научно- технические комплексы, инженерные центры, вре­ менные коллективы для решения целевых задач. В стране создано свыше 500 научно-производст­ венных объединений. Увеличились капитальные вложения на укрепление опытно-эксперименталь­ ной базы науки. Немаловажное значение имеет и начавшееся органическое включение научных ор­ ганизаций в систему хозрасчетных отношений. В то же время существенных изменений в на­ учно-техническом прогрессе не произошло. Пока еще не найдены эффективные механизмы вклю­ чения интересов трудовых коллективов в это важ ­ ное дело. Продолжает отставать материальная база науки. Многие руководители не освободи­ лись от привычки жить одним днем, целиком полагаясь в этих вопросах на вышестоящие ор­ ганы. Генеральное направление воздействия на науч­ но-технический прогресс пролегает через перест­ ройку хозяйственного механизма. Именно он дол­ жен нацеливать на непрерывное совершенствова­ ние производства, поддержание качества продук­ ции на современном мировом уровне. Жизнь требует более решительных мер в со­ вершенствовании управления научно-техническим прогрессом, преодолении ведомственных барьеров. Одной из новых организационных форм являются межотраслевые объединения, которые выведены из непосредственного подчинения соответствую­ щих министерств. Благодаря этому создаются и возможности взаимоувязанно осуществить цикл: научные исследования — техника и технология — инвестиции — производство — сбыт — обслу­ живание. Трудовые коллективы смогут быстрее, без проволочек и ведомственных согласований обновлять оборудование й технологию. Проблемы научно-технического прогресса долж ­ ны рассматриваться в общем контексте социаль­ ного развития. Отсутствие социальной эксперти­ зы крупномасштабных проектов может приносить большие экологические и человеческие издерж­ ки: Надо свести их к минимуму, а то и полно­ стью исключить. Новые задачи, вставшие перед обществом на современном этапе, значительно повышают роль науки во всех процессах перестройки. Общество подошло к такому рубежу, когда требуется су­ щественный прорыв на всех направлениях естест­ венных, технических и общественных наук. Воз­ растающий вклад в это признана внести Акаде­ мия наук СССР. Сегодня социализм не может успешно разви­ ваться без опоры на научно-технический про­ гресс. В свою очередь этот прогресс, соединенный с социализмом, становится могучим рычагом со­ циального обновления общества, его движения вперед. Гуманистические принципы нашей политики на­ правлены на обеспечение духовного прогресса об­ щества, подъем образования и культуры народа. За истекшие три года уделялось существенное внимание развитию образования на разных его ступенях и уровнях. Вопросы перестройки систе­ мы народного образования были рассмотрены на февральском (1988 г.) Пленуме Ц К КПСС. На ­ ша высшая и средняя школа во многом отстала от потребностей жизни, научно-технического и культурного прогресса. Необходимы энергичные усилия всего общества, чтобы обеспечить качест­ венные перемены в ее развитии. В ходе перестройки создаются все более бла­ гоприятные условия для развития советской куяь-- туры, интеллектуального и нравственного совер­ шенствования людей, выявления талантов и да­ рований, воспитания гражданских качеств лично­ сти. Весомый вклад в решение этих задач вносит интеллигенция. Значительно оживилась работа ранее существовавших и вновь созданных объе­ динений и творческих союзов. С особой силой встал вопрос об ответственности художника за судьбы страны. 4. Курс КПСС на перестройку, на ускорение социально-экономического развития страны с са­ мого начала связывался с демократизацией со­ ветского общества, с утверждением социалисти­ ческого самоуправления народа. Перемены, про­ исшедшие в этом плане, невозможно переоценить. Благодаря правдивости, гласности, развитию кри ­ тики и самокритики резко повысился общий то ­ нус политической жизни страны, развертываются демократические процессы в управлении произ­ водством, начато наступление на устаревшие структуры и застойные явления. Но все же то, что сделано до сих пор, — это лишь подступ к решению огромной по значимости и сложности задачи глубокой и всесторонней демократизации партии и общества. Объективный анализ достигнутого за три года в экономике, социальной сфере и культуре, ос­ мысление проблем, возникших в ходе перестрой­ ки, подвели к выводу о необходимости реформы политической системы советского общества. Цель ее — реально включить широкие массы трудя ­ щихся в управление всеми государственными и общественными делами, завершить формирование социалистического правового государства. При этом речь идет об укреплении и развитии основополагающих принципов социалистической государственности, рожденной Октябрьской рево­ люцией. Эти принципы, и прежде всего власть народа, в авангарде которого идет партия ком ­ мунистов, являются непременным условием даль­ нейшего развития нашей Родины по пути соци­ ального прогресса. В результате перестройки по­ литическая система советского общества должна быть освобождена от всего, что связано с по­ следствиями культа личности, .командно-админи­ стративными методами управления, бюрократиз­ мом, отчуждением трудящихся от власти, отступ­ лением от ленинских норм партийной и государ­ ственной жизни. Она должна стать динамичной, способной к своевременному обновлению с уче­ том меняющихся условий внутренней и между­ народной жизни. 5. В свете перестройки по-новому предстает. роль КПСС как руководящей и организующей силы в советском обществе. ЦК КПСС исходит из ленинской концепции партии как политического авангарда рабочего класса, всех трудящихся. Партия, основываясь на марксистско-ленинском учении, призвана раз­ рабатывать теорию и стратегию общественного развития, внутреннюю и внешнюю политику, фор­ мировать идеологию социалистического обновле­ ния, вести политическую и организаторскую рабо­ ту в массах, воспитание и расстановку кадров. При жизни В. И. Ленина и под его руководст­ вом партия так и действовала. Однако после его смерти начался отход от ленинских принципов, была свернута традиционная для партии свобо­ да дискуссий, нарушены начала коллегиальности и внутрипартийной демократии. Эта порочная практика и той или иной мере сохранялась и в застойные годы. Отсутствие ограничений на за ­ нятие выборных должностей привело к наруше­ нию естественного процесса обновления кадров часть руководящих работников стала восприни­ мать свои посты как пожизненные, привыкла считать себя непогрешимой, злоупотребляла вла­ стью, невнимательно относилась к рядовым пар­ тийцам, к трудящимся. Сложившаяся ситуация тяжело сказалась на деятельности Ц К КПСС, правительства, партий­ ных организаций на местах, на активности ком­ мунистов. Партийные органы стали все больше брать на себя непосредственное решение текущих задач хозяйственного и административного уп ­ равления, подменяя Советы и другие государст­ венные органы. Это отрицательно отразилось на осуществлении основных функций партии, вело к ослаблению ее политического и идейного влия­ ния, обостряло многие проблемы общественного развития. Партия нашла в себе силы мужественно и са­ мокритично оценить создавшееся положение. На ­ чав перестройку, она шаг за шагом преобразует самое себя, обновляет внутрипартийную жизнь. Неотложная задача — создать такие политиче­ ские механизмы и гарантии, которые исключили бы в будущем возможность нарушения ленин­ ских принципов партнйнного руководства обще­ ством. Учитывая мнения, высказанные на партийных собраниях, в трудовых коллективах и в печати, ЦК КПСС считает целесообразным рассмотреть на конференции следующие предложения. В полной мере восстановить ленинское понима­ ние принципа демократического централизма, согласно которому должны обеспечиваться свобо­ да дискуссий на стадии обсуждения вопросов и единство действий после принятия решения боль­ шинством. В отношениях партии с государством исходить из ленинских принципов четкого разграничения их функций. Все партийные организации обязаны действовать в рамках Конституции СССР и со­ ветских законов. Должно быть исключено приня­ тие постановлений партийных комитетов, содер­ жащих прямые указания государственным, хозяй­ ственным органам и общественным организациям. Свой политический курс КПСС проводит через коммунистов, работающих в органах государст­ венной власти, во всех сферах жизни общества. Исходя из задач КПСС как политического аван­ гарда и глубоких изменений, происходящих в обществе, следует серьезно перестроить деятель­ ность первичных парторганизаций. Оставаясь по­ литическим ядром каждого коллектива, они не должны подменять трудовые коллективы и их органы в выполнении функций, предусмотренных законами о государственном предприятии, о ко ­ операции, другими законодательными актами. Действуя прежде всего через коммунистов и ра­ ботая с людьми, партийные организации должны добиваться того, чтобы каждый коллектив в пол­ ной мере выполнял возложенные на него функ­ ции, осуществлял свои демократические права. Под этим углом зрения должна быть переос­ мыслена роль- партийных собраний, партийных комитетов, каждого коммуниста в проведении Продолжение на 3 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz