Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 8 С Л О В О ОБ Э Н Т У З И А С Т Е «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?» I Задал себе однажды такой вопрос токарь-универсал экс периментального цеха Игорь Кнутов. Долгое время комсомоль ское бюро отдела главного конструктора и эксперимен тального цеха не могло най ти производственного вожато го, который взял бы на себя организацию более тесных связей с подшефными — средней школой №31. Вернее, люди, ответственные за этот участок работы были, но те, кому поручалось явно не про стое дело, вскоре или пыта лись освободиться от хлопот ных обязанностей, ссылаясь на отсутствие способностей, вре мени или вели работу спустя рукава. Когда в очередной раз на повестку дня стал вопрос о выдвижении новой кандидату ры, слово взял токарь Игорь Кнутов. — Давайте попробую я... Сейчас, отвечая на вопрос, что же побудило его взять ответственность на себя, он надолго задумывается: — Ну как вам сказать, — говорит Игорь, — не хотелось бы, чтобы это прозвучало вы сокопарно, но, по-моему, каж дый должен задавать себе вопрос: если не я, то, кто же? Видимо, немалую роль в при нятии этого решения сыграло и одно обстоятельство — пе ред тем, как поступить в среднее профессионально-тех ническое училище № 23, Игорь учился в этой школе. Уважал ее преподавателей, был зна ком с учениками, да и о школьных проблемах знал не по-наслышке. Помнили здесь и его. Однако встретили здесь вопросом, который не сколько озадачил: — А что вы знаете, что умеете? Действительно, что он мог предложить школьникам, еще не зная, что от него ждали. Хотя стратегия была опреде лена: познакомить ребят по ближе с предприятием, сде лать связи не формальными, а настоящими, принося щ и м и реальную пользу, оказать на сколько возможно материаль ную помощь в организации учебного процесса. Не просто? Да... В эти дни он часто обращал ся с мыслями к своему неда лекому школьному прошлому, пытался себя поставить на ме сто тех, кто постигает сейчас школьную науку. У него само го после окончания восьмого класса не было сомнений в правильности выбора профес сии. * Решил стать настоящим мастеровым, выбрав увлека тельную специальность токаря- универсала. Может быть по этому и учился легко, без на пряжения, словно перечитывая страницы любимой книги. С экспериментальным цехом по знакомился во время произ водственной практики. Понра вилось, ведь тянуло не к рутин ному труду (лишь бы зарплата шла!), а к творчеству. Училище закончил с повы шенным разрядом и прямой дорогой на завод. Затем — армия и возвращение. За от личные успехи в боевой и по литической подготовке Игорю Кнутову дали направление для зачисления на подготовитель ное отделение Липецкого по литехнического института. Но проучившись два месяца, по нял: «не мое» — и вернулся на прежнее место. Без сожа ления... Что и говорить, не примечательная яркими собы тиями биография. Но есть в ней то, что не может не привлекать — вер ность своему делу, любовь к нему. Но, наверное, главное все-таки в том, что Игорь ста рается помочь определиться тем, у кого сейчас, пожалуй самый трудный период в жиз ни — период исканий, сомне ний, тем, кому еще только предстоит выбирать свою до рогу... — Главное заинтересовать ребят, — говорит И. Кнутов. Вот и во время экскурсии на чал с того, что показал школь никам отдел автоматизирован ных систем управления произ водством, затем — как рабо тают компьютеры в отделе главного конструктора, отве тил на вопросы ребят. Они в свою очередь пригласили ше фов на дискотеку. Так, понем ногу завязываются крепкие, дружеские взаимоотношения. Но, безусловно, не все так хорошо, как хотелось бы. Как привлечь школьников на за вод? Нужно сделать так, счи тает _И. Кнутов, чтобы они больше о нем узнали, почув ствовали атмосферу труда, вкус к работе. Возможно ли это? Конечно... По мнению производственного вожатого нужно организовать больше встреч рабочих цеха, инженеров отдела с учащими ся, приглашать их поработать во время летних каникул, да и в самой школе можно ор ганизовать немало интересных кружков. Понимая, что в оди ночку эти проблемы не ре шить, Игорь, пытается пробу дить инициативу у молодых экспериментальщиков. На от четно-выборном комсомоль ском собрании он не мог не задать вопроса, который его беспокоит: — Так, кто же у нас шеф, я или цех? Звучит он далеко не рито рически, особенно после про шедшего недавно Пленума ЦК КПСС, подчеркнувшего всю важность дальнейшего разви тия связей между производст венными коллективами и шко лой. Здесь есть над чем по думать, ведь такие связи мо гут наладить только инициа тивные, неравнодушные люди, готовые взять ответственность на себя. С. ПОРЯДИн. Н ИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БЫВАТЬ ' ФАШИЗМУ И ВОЙНЕ I I апр еля пр огр е с си вн о е ч елов еч ество отм етило М еж дунар одны й д ен ь о св о б ож д е ния у зн ик ов ф аш и ст ски х кон ц ен тр аци он ны х л а г ер ей . Имен но в тот д ен ь .победной в е с ной 1 9 4 5 года ветер свободы р а с п а х н у л ворота Б у х ен в ал ь д а . О ставш иеся в ж ивы х в о с ст а в шие зак лю ч енны е одного из самы х больш их «л а г ер ей см ер т и » подняли над ним красный флаг . Этого момента не д о ж дали сь около 6 0 ты сяч ан ти фаш и стов из р а зны х стран , зам уч ен ны х зд е сь наци ст ским и п а л а ч ам и . . . •Н ав сегда о стал а сь в с ер д ц а х лю д ей память о ж ер тв а х ф аш и зм а . М емориальный комп л ек с , со зданны й в ГДР на м е ст е бывш его гитлеровского к онцл аг ер я бли з города В ей мара , стал символом стойко сти борцов против ф аш и стской тир анн и вечным призы вом к б ди т ел ьн о сти , обращ енным ко всем ж ив ущ им на зем л е . На снимке: по колюч ей пр оволок е ограды был п р оп у щен эл ек три ч е ский ток . Ф отохроника ТАСС. УГОЛОК ЗДОРОВЬЯ Чем глубже дыхание, тем тяжелее болен человек. Чем его дыхание более поверхност но, тем он здоровеее и вынос ливее, — считает врач из Но восибирска Константин Бутен ко, разработавший универсаль ный метод лечения целого ря да распространенных заболева ний с помощью поверхностного дыхания. Вначале простой тест. Сде лайте 30 глубоких вдохов за 30 секунд. Вы почувствовали слабость, ' внезапную потли вость, головокружение. Ничего удивительного в этом нет. Про сто вы растроили работу «ды хательного маятника», наруши ли баланс кислорода и углекис лого газа в организме. В ре зультате вам не стало хватать не кислорода, как мы все при выкли в таких-случаях считать, а углекислого газа. Вентили руя легкие, вы, до предела на сытив кровь кислородом,одно временно избыточно удалили двуокись углерода из альвеол и легких. Как следствие — ухудшение общего состояния. Именно на эту закономер ность около 30 лет назад об ратил внимание врач Констан тин Бутейко. Возглавляя лабо раторию функциональных ме тодов в новосибирском 'Ака демгородке, он в ходе много летних экспериментов доказал, что глубокое дыхание вредно. Оно вызывает чрезмерное уда ление из организма углекисло ты,а это, в свою очередь, ве дет к спазмам бронхов и сосу дов головного мозга, конечно стей, кишечника, желчных пу тей, сосуды сужаются, а зна чит, и кислорода к клеткам по ступает меньше. В клетках из меняются биохимические реак ции, нарушается обмен ве ществ. Таким образом, хрони ческое «переедание» кислорода ведет к кислородной недоста точности. «Парадокс заключается в том, — говорит К . Бутейко,— что, когда задыхающийся аст матик жадно глотает воздух, то этим он лишь усугубляет свое состояние. Хочется еще больше дышать, легкие рабо тают подобно кузнечным ме хам, сердце стучит, как мотор на полных оборотах, а кисло рода все больше не хватает. Стоит только задержать дыха ние, и мгновенно приходит об легчение. Срабатывает защит ная реакция: не дожидаясь очередного вдоха, организм реагирует на задержку расши рением кровеносных сосудов, с тем, чтобы доставить к орга нам, как можно больше крови и обеспечить их минимумом кислорода». Нормальное дыхание, делает вывод ученый,—это не только вдох ради очередной порции кислорода, но и разумная пау за на выдохе, необходимая для экономии углекислого газа, от которого мы спешим избавить ся, считая его вредным. К. Бутейко эксперименталь но доказал, что в крови здоро вых людей углекислого газа со держится намного больше, чем у больных, скажем, бронхиаль ной астмой, колитом, язвой желудка или перенесших ин фаркт, инсульт. Следовательно, чтобы избавить человека .от недуга, необходимо лишь на учить его экономить углекис лый газ в своем брганизме. Сделать это позволяет поверх ностное дыхание. «УЧИТЕСЬ... НЕ ДЫШАТЬ» С помощью «настройки» ды хания удается поднять на но ги даже хронически больных людей. При этом не требуется ни дефицитных лекарств, ли дорогостоящей аппаратуры. Пе ред началом лечения по мето ду Бутейко каждый больной проходит через так называе мую глубоко дыхательную про бу, позволяющую па основе ко свенных показателей судить о содержании углекислого газа в крови. Тест прост, и любой че ловек может воспользоваться им. По секундной стрелке задер жите дыхание после нормаль ного выхода насколько сможе те, до неприятного ощущения. Если ваша пауза до следующе- щего вдоха не превышает 3—5 секунд, вы тяжело больны. 30 секунд — это еще глубоко ды шащий человек, а значит, счи тает К. Бутейко, не совсем здоровый. Абсолютно здоровый человек может без усилии не дышать в течение 60 секунд. Задержка в 2—3 минуты и бо лее — показатель сверхвынос ливости организма. Бутейко предупреждает, что задержка дыхания — это еще не лече ние, а средство самоконтроля. Суть же самого лечения за ключается в постепенном умень шении глубины дыхания. По мере удлинения задержки кровь и ткани все лучше насыщают ся кислородом и углекислым газом, восстанавливается кис лотно-щелочное равновесие, нормализуются обменные про цессы, крепнет иммунная защи та — болезнь отступает. — Астмой болела я больше десяти лет. — рассказывает ин женер из Ленинграда, приехав шая в Новосибирск в Инсти тут клинической и эксперимен- кнлограммов и заодно все бо- тальной медицины СО АМН СССР для лечения по методу К. Бутейко. — Лекарства не помогали, к тому же целый «букет» сопутствующих болез ней, одно перечисление кото рых в медицинской карте заня ло две страницы. Последнее время даже не могла двигать ся. И уже разуверилась, что буду снова ходить, смогу ра ботать. С тех пор сбросила 10 наши эмоции. Волнение усили вает, углубляет дыхание. Во время стрессов избыточная вен тиляция может привести к на столько сильным спазмам сосу дов головного мозга, что чело век теряет сознание. Чаще все го, конечно, у здоровых людей реакция на гнпервеитиляцию более умеренная: учащенное сердцебиение, легкое 'голово кружение,. слабость, замедле- З А Д Е Р Ж И Т Е Д Ы Х А Н И Е , Э Т О П О Л Е З Н О лячки. Ог астмы остались од ни воспоминания». Лечиться по методу Бутейко нелегко. Это большой труд и для больного, и для врача. Кроме осознания причин свое го недуга, желания выздоро веть от больного требуется не малая сила воли и терпение. Первые дни лечения больные буквально обливаются потом, силясь перебороть желание глубоко вздохнуть. Порой по догнать дыхание к норме уда ется лишь с помощью спе циальных корсетов. Интересно, что больным не прописывают постельный ре жим, хотя с точки зрения тра диционной медицины большин ство больных, находящихся в клинике на лечении, инвалиды. Па первый прием к врачу их привозят, посколько сами они передвигаться не могут. *Но уже на второй-третий день по сле начала лечения больные со вершают ежедневные прогулки на свежем воздухе, даже в мо роз, когда дышать особенно трудно, занимаются гимнасти кой бегом трусцой. И в этом ничего сверхестественного нет. Физические нагрузки, активная работа мышц активизируют обмен веществ и в конечном счете, так же как и поверхно стное дыхание, помогают нако пить углекислый газ. Еда ог раничивается, предпочтение от дается растительной и нежир ной пище, обязателен отказ от алкоголя и курения, которые существенно углубляют дыха ние. Сон на животе на жест кой постели, дыхание через нос. Метод Бутейко легко и ес- стественно сочетается со всеми общепризнанными рекоменда циями по укреплению здоровья, в нем учтены все факторы ри ска, названные Всемирной ор ганизацией здравоохранения. Среди других обязательных условий лечения — водные за каливающие процедуры, сауна и аутогенная тренировка, поз воляющая сохранить психоло гическое равновесие. А это осо бенно важно. Как оказалось, дыхание очень отзывчиво на ние реакции, ослабление вни мания. Для летчика, водолаза, циркового акробата, космонав та, наконец, водителя, это мо жет быть весьма опасно. И не в глубоком ли дыхании, не умении вовремя погасить недо‘- статок углекислоты причина многих загадочных катастроф? Каждому водителю, альпи нисту, летчику... небесполезно знать уровень углекислоты в .своем организме, — считает К. Бутейко. — Ведь ее дефи цит может проявиться именно в тот момент, когда нужно иметь ясную голову. Человек, владеющий поверхностным ды ханием, сохраняет самооблада ние в самой сложной обста новке», — заключает ученый. Не случайно, методом К. Бу- « тейко, кроме лечащих врачей, заинтересовались физиологи, невропатологи, психиатры, спе циалисты по авиационной, кос мической, спортивной и под водной медицине, лечебной физкультуре и гигиене труда. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ИДЕИ Люди недавно интуитивно понимали значение неглубоко го дыхания. Взять хотя бы традиционное тугое пеленание новорожденных, распростра ненное у многих народов. Ведь по существу — это не что иное, как неосознанное приуче ние детей к «легкому» дыха нию, предохранение от многих болезней, которые могут раз виться в зрелом возрасте. Ды хательной гимнастике принад лежит ведущее место в народ ной медицине многих народов. Заслуга Константина Бутей ко заключается в том, что он впервые научно обосновал роль углекислого газа в орга низме. О методе ученого не раз сообщалось д научной и попу лярной литературе, в прессе. В 1988 году в Швеции вышла книжка «Революция дыхания», посвященная этому методу. Эффективность метода прове рялась в клиниках Новосибир ска, Москвы и Ленинграда. За 30 лет К. Бутейко и его уче никами вылечены десятки ты сяч больных. Окончание на 4 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz