Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 8 С Л О В О ОБ Э Н Т У З И А С Т Е «ЕСЛИ НЕ Я, ТО КТО ЖЕ?» I Задал себе однажды такой вопрос токарь-универсал экс­ периментального цеха Игорь Кнутов. Долгое время комсомоль­ ское бюро отдела главного конструктора и эксперимен­ тального цеха не могло най­ ти производственного вожато­ го, который взял бы на себя организацию более тесных связей с подшефными — средней школой №31. Вернее, люди, ответственные за этот участок работы были, но те, кому поручалось явно не про­ стое дело, вскоре или пыта­ лись освободиться от хлопот­ ных обязанностей, ссылаясь на отсутствие способностей, вре­ мени или вели работу спустя рукава. Когда в очередной раз на повестку дня стал вопрос о выдвижении новой кандидату­ ры, слово взял токарь Игорь Кнутов. — Давайте попробую я... Сейчас, отвечая на вопрос, что же побудило его взять ответственность на себя, он надолго задумывается: — Ну как вам сказать, — говорит Игорь, — не хотелось бы, чтобы это прозвучало вы­ сокопарно, но, по-моему, каж­ дый должен задавать себе вопрос: если не я, то, кто же? Видимо, немалую роль в при­ нятии этого решения сыграло и одно обстоятельство — пе­ ред тем, как поступить в среднее профессионально-тех­ ническое училище № 23, Игорь учился в этой школе. Уважал ее преподавателей, был зна­ ком с учениками, да и о школьных проблемах знал не по-наслышке. Помнили здесь и его. Однако встретили здесь вопросом, который не­ сколько озадачил: — А что вы знаете, что умеете? Действительно, что он мог предложить школьникам, еще не зная, что от него ждали. Хотя стратегия была опреде­ лена: познакомить ребят по­ ближе с предприятием, сде­ лать связи не формальными, а настоящими, принося щ и м и реальную пользу, оказать на­ сколько возможно материаль­ ную помощь в организации учебного процесса. Не просто? Да... В эти дни он часто обращал­ ся с мыслями к своему неда­ лекому школьному прошлому, пытался себя поставить на ме­ сто тех, кто постигает сейчас школьную науку. У него само­ го после окончания восьмого класса не было сомнений в правильности выбора профес­ сии. * Решил стать настоящим мастеровым, выбрав увлека­ тельную специальность токаря- универсала. Может быть по­ этому и учился легко, без на­ пряжения, словно перечитывая страницы любимой книги. С экспериментальным цехом по­ знакомился во время произ­ водственной практики. Понра­ вилось, ведь тянуло не к рутин­ ному труду (лишь бы зарплата шла!), а к творчеству. Училище закончил с повы­ шенным разрядом и прямой дорогой на завод. Затем — армия и возвращение. За от­ личные успехи в боевой и по­ литической подготовке Игорю Кнутову дали направление для зачисления на подготовитель­ ное отделение Липецкого по­ литехнического института. Но проучившись два месяца, по­ нял: «не мое» — и вернулся на прежнее место. Без сожа­ ления... Что и говорить, не примечательная яркими собы­ тиями биография. Но есть в ней то, что не может не привлекать — вер­ ность своему делу, любовь к нему. Но, наверное, главное все-таки в том, что Игорь ста­ рается помочь определиться тем, у кого сейчас, пожалуй самый трудный период в жиз­ ни — период исканий, сомне­ ний, тем, кому еще только предстоит выбирать свою до­ рогу... — Главное заинтересовать ребят, — говорит И. Кнутов. Вот и во время экскурсии на­ чал с того, что показал школь­ никам отдел автоматизирован­ ных систем управления произ­ водством, затем — как рабо­ тают компьютеры в отделе главного конструктора, отве­ тил на вопросы ребят. Они в свою очередь пригласили ше­ фов на дискотеку. Так, понем­ ногу завязываются крепкие, дружеские взаимоотношения. Но, безусловно, не все так хорошо, как хотелось бы. Как привлечь школьников на за­ вод? Нужно сделать так, счи­ тает _И. Кнутов, чтобы они больше о нем узнали, почув­ ствовали атмосферу труда, вкус к работе. Возможно ли это? Конечно... По мнению производственного вожатого нужно организовать больше встреч рабочих цеха, инженеров отдела с учащими­ ся, приглашать их поработать во время летних каникул, да и в самой школе можно ор ­ ганизовать немало интересных кружков. Понимая, что в оди­ ночку эти проблемы не ре­ шить, Игорь, пытается пробу­ дить инициативу у молодых экспериментальщиков. На от­ четно-выборном комсомоль­ ском собрании он не мог не задать вопроса, который его беспокоит: — Так, кто же у нас шеф, я или цех? Звучит он далеко не рито­ рически, особенно после про­ шедшего недавно Пленума ЦК КПСС, подчеркнувшего всю важность дальнейшего разви­ тия связей между производст­ венными коллективами и шко­ лой. Здесь есть над чем по­ думать, ведь такие связи мо­ гут наладить только инициа­ тивные, неравнодушные люди, готовые взять ответственность на себя. С. ПОРЯДИн. Н ИКОГДА БОЛЬШЕ НЕ БЫВАТЬ ' ФАШИЗМУ И ВОЙНЕ I I апр еля пр огр е с си вн о е ч елов еч ество отм етило М еж ­ дунар одны й д ен ь о св о б ож д е ­ ния у зн ик ов ф аш и ст ски х кон ­ ц ен тр аци он ны х л а г ер ей . Имен ­ но в тот д ен ь .победной в е с ­ ной 1 9 4 5 года ветер свободы р а с п а х н у л ворота Б у х ен в ал ь д а . О ставш иеся в ж ивы х в о с ст а в ­ шие зак лю ч енны е одного из самы х больш их «л а г ер ей см ер ­ т и » подняли над ним красный флаг . Этого момента не д о ж ­ дали сь около 6 0 ты сяч ан ти ­ фаш и стов из р а зны х стран , зам уч ен ны х зд е сь наци ст ским и п а л а ч ам и . . . •Н ав сегда о стал а сь в с ер д ­ ц а х лю д ей память о ж ер тв а х ф аш и зм а . М емориальный комп ­ л ек с , со зданны й в ГДР на м е ­ ст е бывш его гитлеровского к онцл аг ер я бли з города В ей ­ мара , стал символом стойко ­ сти борцов против ф аш и стской тир анн и вечным призы вом к б ди т ел ьн о сти , обращ енным ко всем ж ив ущ им на зем л е . На снимке: по колюч ей пр оволок е ограды был п р оп у ­ щен эл ек три ч е ский ток . Ф отохроника ТАСС. УГОЛОК ЗДОРОВЬЯ Чем глубже дыхание, тем тяжелее болен человек. Чем его дыхание более поверхност­ но, тем он здоровеее и вынос­ ливее, — считает врач из Но­ восибирска Константин Бутен­ ко, разработавший универсаль­ ный метод лечения целого ря­ да распространенных заболева­ ний с помощью поверхностного дыхания. Вначале простой тест. Сде­ лайте 30 глубоких вдохов за 30 секунд. Вы почувствовали слабость, ' внезапную потли­ вость, головокружение. Ничего удивительного в этом нет. Про­ сто вы растроили работу «ды­ хательного маятника», наруши­ ли баланс кислорода и углекис­ лого газа в организме. В ре­ зультате вам не стало хватать не кислорода, как мы все при­ выкли в таких-случаях считать, а углекислого газа. Вентили­ руя легкие, вы, до предела на­ сытив кровь кислородом,одно­ временно избыточно удалили двуокись углерода из альвеол и легких. Как следствие — ухудшение общего состояния. Именно на эту закономер­ ность около 30 лет назад об­ ратил внимание врач Констан­ тин Бутейко. Возглавляя лабо­ раторию функциональных ме­ тодов в новосибирском 'Ака ­ демгородке, он в ходе много­ летних экспериментов доказал, что глубокое дыхание вредно. Оно вызывает чрезмерное уда­ ление из организма углекисло­ ты,а это, в свою очередь, ве­ дет к спазмам бронхов и сосу­ дов головного мозга, конечно­ стей, кишечника, желчных пу ­ тей, сосуды сужаются, а зна­ чит, и кислорода к клеткам по­ ступает меньше. В клетках из­ меняются биохимические реак­ ции, нарушается обмен ве­ ществ. Таким образом, хрони­ ческое «переедание» кислорода ведет к кислородной недоста­ точности. «Парадокс заключается в том, — говорит К . Бутейко,— что, когда задыхающийся аст­ матик жадно глотает воздух, то этим он лишь усугубляет свое состояние. Хочется еще больше дышать, легкие рабо­ тают подобно кузнечным ме­ хам, сердце стучит, как мотор на полных оборотах, а кисло­ рода все больше не хватает. Стоит только задержать дыха­ ние, и мгновенно приходит об­ легчение. Срабатывает защит­ ная реакция: не дожидаясь очередного вдоха, организм реагирует на задержку расши­ рением кровеносных сосудов, с тем, чтобы доставить к орга­ нам, как можно больше крови и обеспечить их минимумом кислорода». Нормальное дыхание, делает вывод ученый,—это не только вдох ради очередной порции кислорода, но и разумная пау­ за на выдохе, необходимая для экономии углекислого газа, от которого мы спешим избавить­ ся, считая его вредным. К. Бутейко эксперименталь­ но доказал, что в крови здоро­ вых людей углекислого газа со­ держится намного больше, чем у больных, скажем, бронхиаль­ ной астмой, колитом, язвой желудка или перенесших ин­ фаркт, инсульт. Следовательно, чтобы избавить человека .от недуга, необходимо лишь на­ учить его экономить углекис­ лый газ в своем брганизме. Сделать это позволяет поверх­ ностное дыхание. «УЧИТЕСЬ... НЕ ДЫШАТЬ» С помощью «настройки» ды­ хания удается поднять на но­ ги даже хронически больных людей. При этом не требуется ни дефицитных лекарств, ли дорогостоящей аппаратуры. Пе­ ред началом лечения по мето­ ду Бутейко каждый больной проходит через так называе­ мую глубоко дыхательную про­ бу, позволяющую па основе ко­ свенных показателей судить о содержании углекислого газа в крови. Тест прост, и любой че­ ловек может воспользоваться им. По секундной стрелке задер­ жите дыхание после нормаль­ ного выхода насколько сможе­ те, до неприятного ощущения. Если ваша пауза до следующе- щего вдоха не превышает 3—5 секунд, вы тяжело больны. 30 секунд — это еще глубоко ды­ шащий человек, а значит, счи­ тает К. Бутейко, не совсем здоровый. Абсолютно здоровый человек может без усилии не дышать в течение 60 секунд. Задержка в 2—3 минуты и бо­ лее — показатель сверхвынос­ ливости организма. Бутейко предупреждает, что задержка дыхания — это еще не лече­ ние, а средство самоконтроля. Суть же самого лечения за­ ключается в постепенном умень­ шении глубины дыхания. По мере удлинения задержки кровь и ткани все лучше насыщают­ ся кислородом и углекислым газом, восстанавливается кис­ лотно-щелочное равновесие, нормализуются обменные про­ цессы, крепнет иммунная защи­ та — болезнь отступает. — Астмой болела я больше десяти лет. — рассказывает ин­ женер из Ленинграда, приехав­ шая в Новосибирск в Инсти­ тут клинической и эксперимен- кнлограммов и заодно все бо- тальной медицины СО АМН СССР для лечения по методу К. Бутейко. — Лекарства не помогали, к тому же целый «букет» сопутствующих болез­ ней, одно перечисление кото­ рых в медицинской карте заня­ ло две страницы. Последнее время даже не могла двигать­ ся. И уже разуверилась, что буду снова ходить, смогу ра­ ботать. С тех пор сбросила 10 наши эмоции. Волнение усили­ вает, углубляет дыхание. Во время стрессов избыточная вен­ тиляция может привести к на­ столько сильным спазмам сосу­ дов головного мозга, что чело­ век теряет сознание. Чаще все­ го, конечно, у здоровых людей реакция на гнпервеитиляцию более умеренная: учащенное сердцебиение, легкое 'голово­ кружение,. слабость, замедле- З А Д Е Р Ж И Т Е Д Ы Х А Н И Е , Э Т О П О Л Е З Н О лячки. Ог астмы остались од­ ни воспоминания». Лечиться по методу Бутейко нелегко. Это большой труд и для больного, и для врача. Кроме осознания причин свое­ го недуга, желания выздоро­ веть от больного требуется не­ малая сила воли и терпение. Первые дни лечения больные буквально обливаются потом, силясь перебороть желание глубоко вздохнуть. Порой по­ догнать дыхание к норме уда­ ется лишь с помощью спе­ циальных корсетов. Интересно, что больным не прописывают постельный ре­ жим, хотя с точки зрения тра­ диционной медицины большин­ ство больных, находящихся в клинике на лечении, инвалиды. Па первый прием к врачу их привозят, посколько сами они передвигаться не могут. *Но уже на второй-третий день по­ сле начала лечения больные со­ вершают ежедневные прогулки на свежем воздухе, даже в мо­ роз, когда дышать особенно трудно, занимаются гимнасти­ кой бегом трусцой. И в этом ничего сверхестественного нет. Физические нагрузки, активная работа мышц активизируют обмен веществ и в конечном счете, так же как и поверхно­ стное дыхание, помогают нако­ пить углекислый газ. Еда ог ­ раничивается, предпочтение от­ дается растительной и нежир­ ной пище, обязателен отказ от алкоголя и курения, которые существенно углубляют дыха­ ние. Сон на животе на жест­ кой постели, дыхание через нос. Метод Бутейко легко и ес- стественно сочетается со всеми общепризнанными рекоменда­ циями по укреплению здоровья, в нем учтены все факторы ри­ ска, названные Всемирной ор­ ганизацией здравоохранения. Среди других обязательных условий лечения — водные за­ каливающие процедуры, сауна и аутогенная тренировка, поз­ воляющая сохранить психоло­ гическое равновесие. А это осо­ бенно важно. Как оказалось, дыхание очень отзывчиво на ние реакции, ослабление вни­ мания. Для летчика, водолаза, циркового акробата, космонав­ та, наконец, водителя, это мо­ жет быть весьма опасно. И не в глубоком ли дыхании, не­ умении вовремя погасить недо‘- статок углекислоты причина многих загадочных катастроф? Каждому водителю, альпи­ нисту, летчику... небесполезно знать уровень углекислоты в .своем организме, — считает К. Бутейко. — Ведь ее дефи­ цит может проявиться именно в тот момент, когда нужно иметь ясную голову. Человек, владеющий поверхностным ды­ ханием, сохраняет самооблада­ ние в самой сложной обста­ новке», — заключает ученый. Не случайно, методом К. Бу- « тейко, кроме лечащих врачей, заинтересовались физиологи, невропатологи, психиатры, спе­ циалисты по авиационной, кос­ мической, спортивной и под­ водной медицине, лечебной физкультуре и гигиене труда. НОВАЯ ЖИЗНЬ СТАРОЙ ИДЕИ Люди недавно интуитивно понимали значение неглубоко­ го дыхания. Взять хотя бы традиционное тугое пеленание новорожденных, распростра­ ненное у многих народов. Ведь по существу — это не что иное, как неосознанное приуче­ ние детей к «легкому» дыха­ нию, предохранение от многих болезней, которые могут раз­ виться в зрелом возрасте. Ды ­ хательной гимнастике принад­ лежит ведущее место в народ­ ной медицине многих народов. Заслуга Константина Бутей­ ко заключается в том, что он впервые научно обосновал роль углекислого газа в орга­ низме. О методе ученого не раз сообщалось д научной и попу­ лярной литературе, в прессе. В 1988 году в Швеции вышла книжка «Революция дыхания», посвященная этому методу. Эффективность метода прове­ рялась в клиниках Новосибир­ ска, Москвы и Ленинграда. За 30 лет К. Бутейко и его уче­ никами вылечены десятки ты­ сяч больных. Окончание на 4 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz