Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц» стр. 3 Ж И В Ё Ш Ь , Ш К О Л А ? делать и ло-меньше говорить. Ирина Владимировна Ролду- гина — заместитель директора по учебной и воспитательной работе школы № 62: — В работе с учащимися мы старались и стараемся при­ менять новые интересные пе­ дагогические формы — лекции, семинары. Практикуем совме­ стную работу учеников, когда ребята — разбирают материал в паре, где более сильные по- 'могают слабым. Это приучает школьников к самостоятельно­ сти. Помогает совершенствованию учебного процесса и завод. Гак, с помощью работников управления капитал ь и о г о строительства во многих клас­ сах созданы лаборатории для технических средств обучения и хранения химикатов. Плани­ руется провести работы по до­ оформлению кабинетов химии и биологии. А шефы из отде­ ла главного метролога обору­ довали вычислительными ма­ шинами кабинет информатики. В скором времени они устано­ вят в одной из комнат и при­ обретенные школой лингафон­ ные кабины, введут в строй дисплейный класс. Нам хоте­ лось бы и радиофицировать школу, что несомненно плодот­ ворно сказалось бы на учеб­ ном процессе. Анна Ивановна Антонова — организатор внеклассной рабо­ ты школы № 62: — Недавно у пас состоялось совместное партийное собра­ ние школы и шефствующих це­ хов Обсуждались, в частности, проблемы нашего сотрудниче­ ства. Ведь нельзя, чтобы пред­ приятие смотрело на школу как на пасынка. И надо ска­ зать заводчане с пониманием отнеслись к своей миссии и к нашим нуждам и заботам. Представители автоматного це­ ха даже пригласили наш ак­ тив на партийное собрание. Так же, недавно провели мы собрание с родительской об­ щественностью, на котором го­ ворилось о необходимости бо­ лее серьезно подойти к отно­ шениям школы и семьи, упро­ чить этот союз. Мы решили, что будем снабжать информа­ цией от учебе, поведении детей те предприятия, где работают их родители Тех, у кого ра­ стут разгильдяи, надо, по-мое­ му, наказывать, а лучших от­ цов и матерей всемерно поощ­ рять. Что же касается организа­ ции внеклассной работы, то хотя у школы в этом плане возможности и небольшие, мы все же многое делаем в этом направлении. У нас работают хоровой и танцевальный круж ­ ки, Детская городская стан­ ция юных туристов организо­ вала у нас свой филиал, на базе школы с ребятами зани­ мается туризмом один из за­ водских комсомольцев Борис Кругликов. Скоро мы присту­ пим к строительству плава­ тельного бассейна. Панова Зинаида Сергеевна— заместитель директора по учеб­ ной и воспитательной работе школы № 31: — Основное большинство учителей нашей школы стали работать творчески, опираясь на опыт лучших педагогов района, области. Уроки их от­ личает разнообразие методов и форм обучения, они активизи­ руют деятельность учеников во время занятий. Уроки-семина­ ры, лекции, консультации, за­ четы, конференции стали у нас традиционными. Как представитель админист­ рации, хочу отметить, что в целом в коллективе царит ат­ мосфера творчества, подъема в работе. Не случайно, только в этом году у нас были прове­ дены 3 семинара для руково­ дителей школ района, органи­ заторов внеклассной и вне­ школьной работы, пионерских вожатых, а также семинар для творчески работающих .учите­ лей области. Учителя наши и воспитатели стараются изучить личность каждого школьника, его инте­ ресы, возможности, склонности, действуя под девизом: учить всех и каждого. Проводятся уроки проблемного характера, когда ученики ставятся в по­ зицию исследователей, на уро­ ках-зачетах заметную роль иг рают учащиеся-консультанты из числа тех, кто лучше ус­ воил ту или иную тему. Полу­ чили широкое применение ре­ цензирование ответов своих то ­ варищей, взаимоконтроль ре­ бят. Приобщаются ребята и к уп ­ равленческим делам. Так, идеи педагогики сотрудничества нашли свое отражение в про­ ведении предварительных пед­ советов при выставлении оце­ нок за поведение и прилежа­ ние. На педсовет приглашают­ ся ребята—активисты из к аж ­ дого класса и докладывают об оценках своих товарищей, ко­ торые выставили на классных собраниях. Решения их очень объективны. Хочется отметить, что по- новому работаем и мы — ру ­ ководители школы. Все вопро­ сы решаем коллективно с об­ щественными организациями и педагогическим составом. Идет ли речь об оценке труда учи­ теля, о его поощрении,, заслу­ шивается ли отчет директора школы или заместителя — все па общих собраниях коллекти­ ва. Но есть и проблемы. Напри­ мер, нам хотелось бы видеть на базовом предприятии учеб­ ный цех для старшеклассни­ ков, чтобы организовать их об­ щественно-полезный труд. Хоте­ лось бы, чтобы родители боль­ ше уделяли внимания детям. Н Е Д Е Л Я К Н И Г И Э Т О БЫЛ ПРАЗДНИК Недавно в средней школе № 25 прошла Неделя детской и юношеской книги. Главная ее цель — пропаганда книги, тех знаний, которые она не­ сет. В школе были организованы выставки, обзоры литературы, проведены конференции, бесе­ ды, День поэзии, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. А от­ крыло эту насыщенную про­ грамму, ставшую настоящим праздником книги, небольшое театрализованное представле­ ние, подготовленное школьни­ ками. Активное участие в меро­ приятиях приняли учащиеся 1—3 классов (они, кстати, за время весенних каникул вос­ становили и отремонтировали большое количество книг), а также, учащиеся 4—6 клас­ сов. Большую помощь в органи­ зации и проведении недели книги, оказали преподаватели русского языка и литературы Л. К. Шмакова, И. К. Некра­ сова, учителя начальных клас­ сов С.' В. Афанасьева, Г. Е. Азанова, 11. И. Варфоломеева Н. БУТАЕВА, библиотекарь средней школы №25. П Р З А В О Д — Ш Н О Л А О т О Х О Д Н Ы Е К Р Ы Т Ь Н А С Т Е Ж Ь Один из важных выводов февральского (1988 года) Пле­ нума ЦК КПСС — о нецеле­ сообразности подготовки в шко­ лах рабочих кадров для на­ родного хозяйства. Одновре­ менно было принято решение но развитию сети учебно-про- нзподственных комбинатов, школьных мастерских, учениче­ ских бригад и участков на про­ изводстве. Действительно, связь непос­ редственно с предприятием дает гораздо больший эффект — здесь куда серьезней про­ фессиональная ориентация и профессиональная подготовка учащихся. Трудно переоценить реальный, зримый эффект тру­ да школьников, а именно — продукцию, которая важна не только для завода, но в пер­ вую очередь, для них самих. Сейчас в нашем производст­ венном объединении пока нет школьных цехов (их создание запланировано на ближайшую перспективу), участков и бри­ гад, но у нас и нет проблемы с предоставлением рабочих мест учащимся 9—10 классов средних школ тракторозавод­ ского жилого района №№ 25, 10, 31, 62. Один из учебных дней в неделю они проводят на заводе — 2 часа изучают теорию и 4 часа трудятся не­ посредственно в цехах. Всего у нас сейчас работают 348 ре­ бят. Они неплохо зарекомендова­ ли себя в пятом тракторном цехе, цехе сборки трансмиссий. Руководители этих подразделе­ ний уже не отмахиваются, как прежде от школьников, с по­ ниманием относятся к своей, надо сказать, непростой мис­ сии — наставников и воспита­ телей молодежи. За свою работу ребята по­ лучают соответствующее воз­ награждение. Так, например, за первое полугодие 1988 года — средняя школа № 10 зара­ ботала — 169 рублей, средняя школа № 25 — 164 рубля,, средняя школа № 62 — 576 рублей. Уже по этим цифрам можно судить о заинтересован­ ности учеников и, в частности, о посещаемости ими наших це­ хов. Наиболее отличившимся, мы присваиваем после окончания курса обучения массовые раз­ ряды по таким рабочим про­ фессиям, как токарь, фрезе­ ровщик, слесарь. Безусловно, в работе со школьниками мы накопили определенный опыт, есть и определенные положи­ тельные результаты, но не стоит полагать, что все у нас идет гладко, без проблем. Они существуют и, причем, весьма серьезные. Мы уже говорили о том, что с трудоустройством учащихся 9—1(1 классов у нас сложно­ стей не возникает. А вот с за­ нятостью восьмиклассников у нас есть существенные трудно­ сти. А ведь их немало — 123 человека. Раньше в мастерских СПТУ-23 они изготавливали слесарный инструмент и ника­ ких недоразумений с его сбы­ том не возникало. Но завод срывает им поставки металла, заготовок, что приводит к пе­ чальным последствиям. На Пленуме говорилось, что школьный труд должен быть целесообразным, общественно­ полезным. А сделать его та­ ким может только тесная связь с производством, с потребите­ лями. Между тем предприя­ тие весьма осторожно идет на такие контакты. Отговорка од­ на: у нас жесткий график, у нас конвейер. А наверное, мож­ но было бы при желании за­ ключить договор со школами на поставку нам из школьных мастерских, например, крепеж­ ных изделий и др. Ну, не мо­ жет справиться с заданием од­ на школа, давайте поручим егр выполнение двум. Стоит лишь заинтересовать ребят, чтобы они видели конкретные резуль­ таты своего дела, видели воз­ можность творчества. Конечно, не просто наладить четкую взаимосвязь по линии школа — завод — школа, но не надо бояться трудностей, затраты окупятся сторицей. Кстати, школьники и сами проявляют активность. Напри­ мер, учащиеся 6—7 классов средней школы № 10 заключи­ ли договор с главпочтамтом на поставку посылочных ящи­ ков. И вот уже в течение двух лет успешно его выпол­ няют. А пойти можно и дальше. Что мешает нам привлечь школьников к изготовлению то­ варов народного потребления? Чего мы боимся? Почему бы не доверить им полностью уча­ сток, а со временем (если опыт себя оправдает) и цех? Буквально на днях нам ста­ ло известно, что на базе вось­ милетней школы № 39 будет организован районный учебно­ производственный комбинат. Базовым предприятием для не­ го должен стать наш завод. С одной стороны, это безусловно облегчит решение тех задач, которые поставил февральский Пленум, а с другой это нала­ гает на нас особую ответствен­ ность. Достаточно сказать, что ко ­ личество наших подшефных вырастет с 658 до 3000 чело­ век за счет привлечения 7—8-х классов. И конечно, основные трудности с их обучением ля­ гут на наши плечи. Как быть, например, с мастерами произ­ водственного обучения? Их чис­ ло должно увеличиться с 7 до 26 человек. Хотелось, чтобы действенную помощь нам оказал и район­ ный отдел народного образова­ ния, чтобы он не был только сторонним наблюдателем в этой большой работе. Районе может, например, приобрести то оборудование, которое не илгеет возможности закупить для учебных целей предприя­ тие... Нет сомнений, говорилось на Пленуме, что советская школа есть и во все большей степени призвана быть трудовой. То есть, с малых лет должна учить своих питомцев трудить­ ся коллективно, на деле вос­ питывать уважение д труду и людям труда, формировать у молодых людей бережное от­ ношение к народному добру и природе. Осознав и поняв всю важ ­ ность этого решения, главное теперь — воплотить его в жизнь. Т. КОЧЕПАСОВА, исполняющая обязанности заведующей меж­ школьными производствен­ ными мастерскими отдела технического обучения. На л и ц а х эти х ребят — скры тое удивл ени е и добрая з а ­ висть к своим св ер стникам , м а стер ски исполняющ им модели тракторов . Но кто зн а ет , не с т ан у т ли они завтра кон стр ук ­ торами или сборщ иками б уд ущ и х новых машин? Фото Д. Дробышева. В Е Л Е Ц , Н А Что может быть приятнее и интереснее для ребят поездки в незнакомый город, имеющий к тому же богатую историю, 'большое будущее? Этот город — Елец, который посетили старшеклассники средней шко­ лы №62. Экскурсию они со­ вершили во время каникул. К А Н И К У Л Ы Школьники осмотрели па­ мятные места Ельца, ознако­ мились с его достопримеча­ тельностями. посетили краевед­ ческий музей. По свидетельству участников экскурсии она имела большое познавательное значение. СОСТОЯЛИСЬ „ В Е СЕ ЛЫЕ С Т А Р Т Ы“ Много радостных минут до­ ставили шефы-комсомольцы чу­ гунолитейного, кузнечного це­ хов, тракторных № I ц (№ 3 ребятам младших классов шко­ лы №10. С их поАющью здесь было организовано увлекатель­ ное соревнование на быстроту и ловкость — «Веселые стар- . ты». 1 Оно проходило в форме эс­ тафеты двух команд, за к аж ­ дую из которых выступали как дети, так и взрослые. Большое оживление вызвали состязание е использованием мячей, колец. Не только учащиеся, но и ше­ фы азартно болели за свои команды. Подобные совместные сорев­ нования школьников и работ­ ников завода становятся тра­ диционными. С. Р.ЕОРОВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz