Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц» стр. 3 Ж И В Ё Ш Ь , Ш К О Л А ? делать и ло-меньше говорить. Ирина Владимировна Ролду- гина — заместитель директора по учебной и воспитательной работе школы № 62: — В работе с учащимися мы старались и стараемся при менять новые интересные пе дагогические формы — лекции, семинары. Практикуем совме стную работу учеников, когда ребята — разбирают материал в паре, где более сильные по- 'могают слабым. Это приучает школьников к самостоятельно сти. Помогает совершенствованию учебного процесса и завод. Гак, с помощью работников управления капитал ь и о г о строительства во многих клас сах созданы лаборатории для технических средств обучения и хранения химикатов. Плани руется провести работы по до оформлению кабинетов химии и биологии. А шефы из отде ла главного метролога обору довали вычислительными ма шинами кабинет информатики. В скором времени они устано вят в одной из комнат и при обретенные школой лингафон ные кабины, введут в строй дисплейный класс. Нам хоте лось бы и радиофицировать школу, что несомненно плодот ворно сказалось бы на учеб ном процессе. Анна Ивановна Антонова — организатор внеклассной рабо ты школы № 62: — Недавно у пас состоялось совместное партийное собра ние школы и шефствующих це хов Обсуждались, в частности, проблемы нашего сотрудниче ства. Ведь нельзя, чтобы пред приятие смотрело на школу как на пасынка. И надо ска зать заводчане с пониманием отнеслись к своей миссии и к нашим нуждам и заботам. Представители автоматного це ха даже пригласили наш ак тив на партийное собрание. Так же, недавно провели мы собрание с родительской об щественностью, на котором го ворилось о необходимости бо лее серьезно подойти к отно шениям школы и семьи, упро чить этот союз. Мы решили, что будем снабжать информа цией от учебе, поведении детей те предприятия, где работают их родители Тех, у кого ра стут разгильдяи, надо, по-мое му, наказывать, а лучших от цов и матерей всемерно поощ рять. Что же касается организа ции внеклассной работы, то хотя у школы в этом плане возможности и небольшие, мы все же многое делаем в этом направлении. У нас работают хоровой и танцевальный круж ки, Детская городская стан ция юных туристов организо вала у нас свой филиал, на базе школы с ребятами зани мается туризмом один из за водских комсомольцев Борис Кругликов. Скоро мы присту пим к строительству плава тельного бассейна. Панова Зинаида Сергеевна— заместитель директора по учеб ной и воспитательной работе школы № 31: — Основное большинство учителей нашей школы стали работать творчески, опираясь на опыт лучших педагогов района, области. Уроки их от личает разнообразие методов и форм обучения, они активизи руют деятельность учеников во время занятий. Уроки-семина ры, лекции, консультации, за четы, конференции стали у нас традиционными. Как представитель админист рации, хочу отметить, что в целом в коллективе царит ат мосфера творчества, подъема в работе. Не случайно, только в этом году у нас были прове дены 3 семинара для руково дителей школ района, органи заторов внеклассной и вне школьной работы, пионерских вожатых, а также семинар для творчески работающих .учите лей области. Учителя наши и воспитатели стараются изучить личность каждого школьника, его инте ресы, возможности, склонности, действуя под девизом: учить всех и каждого. Проводятся уроки проблемного характера, когда ученики ставятся в по зицию исследователей, на уро ках-зачетах заметную роль иг рают учащиеся-консультанты из числа тех, кто лучше ус воил ту или иную тему. Полу чили широкое применение ре цензирование ответов своих то варищей, взаимоконтроль ре бят. Приобщаются ребята и к уп равленческим делам. Так, идеи педагогики сотрудничества нашли свое отражение в про ведении предварительных пед советов при выставлении оце нок за поведение и прилежа ние. На педсовет приглашают ся ребята—активисты из к аж дого класса и докладывают об оценках своих товарищей, ко торые выставили на классных собраниях. Решения их очень объективны. Хочется отметить, что по- новому работаем и мы — ру ководители школы. Все вопро сы решаем коллективно с об щественными организациями и педагогическим составом. Идет ли речь об оценке труда учи теля, о его поощрении,, заслу шивается ли отчет директора школы или заместителя — все па общих собраниях коллекти ва. Но есть и проблемы. Напри мер, нам хотелось бы видеть на базовом предприятии учеб ный цех для старшеклассни ков, чтобы организовать их об щественно-полезный труд. Хоте лось бы, чтобы родители боль ше уделяли внимания детям. Н Е Д Е Л Я К Н И Г И Э Т О БЫЛ ПРАЗДНИК Недавно в средней школе № 25 прошла Неделя детской и юношеской книги. Главная ее цель — пропаганда книги, тех знаний, которые она не сет. В школе были организованы выставки, обзоры литературы, проведены конференции, бесе ды, День поэзии, посвященный творчеству великого русского поэта А. С. Пушкина. А от крыло эту насыщенную про грамму, ставшую настоящим праздником книги, небольшое театрализованное представле ние, подготовленное школьни ками. Активное участие в меро приятиях приняли учащиеся 1—3 классов (они, кстати, за время весенних каникул вос становили и отремонтировали большое количество книг), а также, учащиеся 4—6 клас сов. Большую помощь в органи зации и проведении недели книги, оказали преподаватели русского языка и литературы Л. К. Шмакова, И. К. Некра сова, учителя начальных клас сов С.' В. Афанасьева, Г. Е. Азанова, 11. И. Варфоломеева Н. БУТАЕВА, библиотекарь средней школы №25. П Р З А В О Д — Ш Н О Л А О т О Х О Д Н Ы Е К Р Ы Т Ь Н А С Т Е Ж Ь Один из важных выводов февральского (1988 года) Пле нума ЦК КПСС — о нецеле сообразности подготовки в шко лах рабочих кадров для на родного хозяйства. Одновре менно было принято решение но развитию сети учебно-про- нзподственных комбинатов, школьных мастерских, учениче ских бригад и участков на про изводстве. Действительно, связь непос редственно с предприятием дает гораздо больший эффект — здесь куда серьезней про фессиональная ориентация и профессиональная подготовка учащихся. Трудно переоценить реальный, зримый эффект тру да школьников, а именно — продукцию, которая важна не только для завода, но в пер вую очередь, для них самих. Сейчас в нашем производст венном объединении пока нет школьных цехов (их создание запланировано на ближайшую перспективу), участков и бри гад, но у нас и нет проблемы с предоставлением рабочих мест учащимся 9—10 классов средних школ тракторозавод ского жилого района №№ 25, 10, 31, 62. Один из учебных дней в неделю они проводят на заводе — 2 часа изучают теорию и 4 часа трудятся не посредственно в цехах. Всего у нас сейчас работают 348 ре бят. Они неплохо зарекомендова ли себя в пятом тракторном цехе, цехе сборки трансмиссий. Руководители этих подразделе ний уже не отмахиваются, как прежде от школьников, с по ниманием относятся к своей, надо сказать, непростой мис сии — наставников и воспита телей молодежи. За свою работу ребята по лучают соответствующее воз награждение. Так, например, за первое полугодие 1988 года — средняя школа № 10 зара ботала — 169 рублей, средняя школа № 25 — 164 рубля,, средняя школа № 62 — 576 рублей. Уже по этим цифрам можно судить о заинтересован ности учеников и, в частности, о посещаемости ими наших це хов. Наиболее отличившимся, мы присваиваем после окончания курса обучения массовые раз ряды по таким рабочим про фессиям, как токарь, фрезе ровщик, слесарь. Безусловно, в работе со школьниками мы накопили определенный опыт, есть и определенные положи тельные результаты, но не стоит полагать, что все у нас идет гладко, без проблем. Они существуют и, причем, весьма серьезные. Мы уже говорили о том, что с трудоустройством учащихся 9—1(1 классов у нас сложно стей не возникает. А вот с за нятостью восьмиклассников у нас есть существенные трудно сти. А ведь их немало — 123 человека. Раньше в мастерских СПТУ-23 они изготавливали слесарный инструмент и ника ких недоразумений с его сбы том не возникало. Но завод срывает им поставки металла, заготовок, что приводит к пе чальным последствиям. На Пленуме говорилось, что школьный труд должен быть целесообразным, общественно полезным. А сделать его та ким может только тесная связь с производством, с потребите лями. Между тем предприя тие весьма осторожно идет на такие контакты. Отговорка од на: у нас жесткий график, у нас конвейер. А наверное, мож но было бы при желании за ключить договор со школами на поставку нам из школьных мастерских, например, крепеж ных изделий и др. Ну, не мо жет справиться с заданием од на школа, давайте поручим егр выполнение двум. Стоит лишь заинтересовать ребят, чтобы они видели конкретные резуль таты своего дела, видели воз можность творчества. Конечно, не просто наладить четкую взаимосвязь по линии школа — завод — школа, но не надо бояться трудностей, затраты окупятся сторицей. Кстати, школьники и сами проявляют активность. Напри мер, учащиеся 6—7 классов средней школы № 10 заключи ли договор с главпочтамтом на поставку посылочных ящи ков. И вот уже в течение двух лет успешно его выпол няют. А пойти можно и дальше. Что мешает нам привлечь школьников к изготовлению то варов народного потребления? Чего мы боимся? Почему бы не доверить им полностью уча сток, а со временем (если опыт себя оправдает) и цех? Буквально на днях нам ста ло известно, что на базе вось милетней школы № 39 будет организован районный учебно производственный комбинат. Базовым предприятием для не го должен стать наш завод. С одной стороны, это безусловно облегчит решение тех задач, которые поставил февральский Пленум, а с другой это нала гает на нас особую ответствен ность. Достаточно сказать, что ко личество наших подшефных вырастет с 658 до 3000 чело век за счет привлечения 7—8-х классов. И конечно, основные трудности с их обучением ля гут на наши плечи. Как быть, например, с мастерами произ водственного обучения? Их чис ло должно увеличиться с 7 до 26 человек. Хотелось, чтобы действенную помощь нам оказал и район ный отдел народного образова ния, чтобы он не был только сторонним наблюдателем в этой большой работе. Районе может, например, приобрести то оборудование, которое не илгеет возможности закупить для учебных целей предприя тие... Нет сомнений, говорилось на Пленуме, что советская школа есть и во все большей степени призвана быть трудовой. То есть, с малых лет должна учить своих питомцев трудить ся коллективно, на деле вос питывать уважение д труду и людям труда, формировать у молодых людей бережное от ношение к народному добру и природе. Осознав и поняв всю важ ность этого решения, главное теперь — воплотить его в жизнь. Т. КОЧЕПАСОВА, исполняющая обязанности заведующей меж школьными производствен ными мастерскими отдела технического обучения. На л и ц а х эти х ребят — скры тое удивл ени е и добрая з а висть к своим св ер стникам , м а стер ски исполняющ им модели тракторов . Но кто зн а ет , не с т ан у т ли они завтра кон стр ук торами или сборщ иками б уд ущ и х новых машин? Фото Д. Дробышева. В Е Л Е Ц , Н А Что может быть приятнее и интереснее для ребят поездки в незнакомый город, имеющий к тому же богатую историю, 'большое будущее? Этот город — Елец, который посетили старшеклассники средней шко лы №62. Экскурсию они со вершили во время каникул. К А Н И К У Л Ы Школьники осмотрели па мятные места Ельца, ознако мились с его достопримеча тельностями. посетили краевед ческий музей. По свидетельству участников экскурсии она имела большое познавательное значение. СОСТОЯЛИСЬ „ В Е СЕ ЛЫЕ С Т А Р Т Ы“ Много радостных минут до ставили шефы-комсомольцы чу гунолитейного, кузнечного це хов, тракторных № I ц (№ 3 ребятам младших классов шко лы №10. С их поАющью здесь было организовано увлекатель ное соревнование на быстроту и ловкость — «Веселые стар- . ты». 1 Оно проходило в форме эс тафеты двух команд, за к аж дую из которых выступали как дети, так и взрослые. Большое оживление вызвали состязание е использованием мячей, колец. Не только учащиеся, но и ше фы азартно болели за свои команды. Подобные совместные сорев нования школьников и работ ников завода становятся тра диционными. С. Р.ЕОРОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz