Кировец. 1988 г. (г. Липецк)
стр . 2 « К И Р О В Е Ц » В просвещении народа, вооружении его богатства ми культуры, выработанными человечеством, партия всегда видела важнейшее условие успеха всей своей революционно - преобразующей деятельности, КПСС выдвигает на первый план программу коренного улучшения дела образования и воспитания, вывода советской школы на самые передовые рубежи. Ее осуществление — важнейшая общепартийная, общена родная задача. Из материалов февральского (1988 г) Пленума ЦК КПСС. ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ. • К Т О П О М О Ж Е Т И Х Н А Й Т И ? Н А Ш И И Н Т Е Р В Ь Ю Ч Е М Прошел месяц со дня февральского Пленума ЦК КПСС, обсудившего ход реформы советской школы. Что намечают сделать для совершенствования учебного и воспитательного процесса в школах тракторозаводского жилого района? Па нова роль шефов — тружеников цехов и отделов тракторно го завода — в проведении реформы? С такими вопросами наш корреспондент С. Чеботарев об ратился к представителям трех крупнейших школ района. Как помочь их найти уча щимся СПТУ? Реформа профтехобразова ния, проводимая в стране, имеет цель не только повы шение уровня профессиональ ной подготовки, совершенство вание воспитательного процес са, но и активизацию обтцест-. венно-политической практики учащихся: Ведь не секрет, что приходят к нам ребята из школы, зачастую, не умеющие работать с первоисточниками, не знающие как провести ком сомольское собрание, подгото вить' политинформацию... Вот почему общественно - полити ческой практике учащихся пришлось уделить особое вни мание. , К рекомендуемому плану ра боты в этом направлении мы отнеслись лишь как к направ ляющей идее и. в значительной степени «перекроили» е г о практическую часть. Взять к примеру предлагаемую на пер вом курсе тему з а н я т и я : 'Подготовить план проведения беседы в учебной группе». Со гласитесь, очень . неопределен ная формулировка, ничем не выделяющая занятие из массы текущей работы. Если бук вально выполнить это требо вание плана, то многие важ ные вопросы могут, оказаться вне поля зрения. Вот почему в планах практикума и по явились изменения. Внося их, мы хотели привлечь к работе ами.ч учащихся, что повлияло бы на развитие их активнос ти, способствовало бы разви тию начал самоуправления. При взгляд е на этот снимок трудн о у д ер ж а т ь ся от улы бки : д ет и тр ак тор острои тел ей в ер ны с еб е — их можно у зн а ть у ж е по одном у и н т ер е с у к т е х ни к е , по св ой ск ом у отнош ению к м аш ин ам , д ел у р ук и х отцов и м а т ер ей . Не сл уч ай н о , мно г и е и з р ебят с м алы х л ет оп р ед еляю т для себя выбор м е ста работы — трак торны й з а вод. Фото Д. Дробышева. Так появился пункт: «Если бы директором был я». Еще. Ан кетирование учащихся под твердило необходимость изуче ния жизненного пути -основа теля нашего государства, тог да в плане появилось практи ческое занятие: «Жизнь и дея- ятельность В. И. Ленина». В период перестройки очень серьезное внимание в стране уделяется экономическому вос питанию трудящихся. Не про шли мимо этой темы и мы. А так как наше предприятие перешло на новые условия хозяйствования, мы стали ор ганизовывать лекции именно по этой теме. . За каждой группой закрепили рабочие бригады базового предприя тия и представители шефов чи тали учащимся лекции о хоз расчете и самофинансировании Приходили к нам с . завода Н. Ф. Уварова — заместитель начальника планового отдела А. Д. Двуречснекий — секре тарь партийного бюро станко инструментального завода и другие. Многое для активизации об щественно-политической прак тики дают встречи с ветерана ми партии; комсомола, партий ными, советскими работниками. В общем работа оказалась интересной, нужной, требую щей творчества. Она внесла оживление в жизнь коллектива училища. С. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ, заместитель директора СПТУ-23 по учебно- воспитательной работе. — Каких нам трудов стоило заключить договор с пятым тракторным цехом, чтобы на ши десятиклассники грудились на рабочих местах на произ водстве — это вообще вопрос отдельный, — отрубил П. Е. Нечаенко — организатор об щественно - полезного труда школы № 10. — Ведь по идее, если в девятом классе этих ре бят обучал профессии слесаря отдел технического обучения завода, он должен позаботить ся и о практике. Решать этот вопрос пришлось школе. В но ябре прошлою года договор с нашими шефами был, наконец, оформлен: 14 ребят раз в не делю по четыре часа стали ра ботать в цехе. Отношение к школьникам, скажу прямо, было не ахти-какое — мастера нарядов не вели, сколько уче ник сделал деталей за свой рабочий день никто не под считывал. А когда подошло время платить ребятам, циф ры взяли, что называется, с потолка. И получили наши уче ники по 6—7 рублей за полго да работы. Я хотел было ра зобраться в ситуации, но на чальник цеха мне ответил, что производственное объединение переходит на хозрасчет, денег лишних нет. Если же рассматривать эту ситуацию с точки зрения пос ледствий, то проступают два Трудно п ер еоц ени ть в о спи та тел ьн о е зн ач ени е для ребят их п о стоянн ого общ ения с пр ед ст ави т елям и старш и х п о к ол ений . На снимне: во время встр ечи в етеран а войны и т р у да Виктора Павловича Попова г уч еникам и ср едн ей школы № 3 1 . Таки е в стр ечи пр ово дят ся и в д р у ги х ш колах ж и лого рай он а трак тор острои те л ей . аспекта. Первый — воспита тельный. Было уже доказано, что система воспитания, построен ная на слове и абстрактном груде, создает лишь иллюзию воспитательного воздействия. Уже никто не оспаригает мысль- Маркса о необходимости сое динения учения с трудом. «При разумном общественном строе, — писал он, — каждый ребе нок с 9-летнего возраста дол жен стать производительным работником...» По вот уже пятый год школьной реформе, а дух праздности все царствует в школе. Все еще не найдено ме сто для груда школьников в экономике страны. В последнее время трудовое воспитание в школе пытались отождествить с профессиональ ной подготовкой будущих ра бочих кадров. Это не дало ре зультатов. Февральский^ Пле нум ЦК КПСС снял со школы эту обязанность. Но при этом подчеркнул, что школа должна стать трудовой на деле, а не на словах. В каких формах это будет осуществлено — решать надо на месте, исходя из своих условий. Хорошо налажена у вас работа ребят в учебно производственном комбинате? Продолжайте обучать школь ников нужным району специ Лариса Анатольевна Ерзина —организатор внеклассной ра боты школы № 10: — Мы изучили материалы Пленума; целиком согласны с его выводами, и теперь ста раемся сделать все от нас за висящее, чтобы поставить рабо ту с учащимися на новую вы соту. Мне трудно судить о всех изменениях в учебном процессе нашей школы, по скольку непосредственного уча стия в уроках я не принимаю, НО II ИЗ ТОГО, ЧТО Я ЗНЭЮ, Д у -_ маю можно получить представ ление о переменах. Так, у нас вводятся новые, передовые формы обучения. Хорошо заре комендовал себя групповой ме тод обучения. Эта форма работы привилась у старшеклассников на уроках математики, физики и других и пользуется популярностью среди учеников и Педагогов. Целенаправленно проводим мы и трудовое воспитание. На недавней ярмарке солидарнб- альностям. С увлечением тру дятся' ученики .в школьных ма стерских, выполняют заказы предприятий? Значит, здесь прижилась такая форма. Как же с этим обстоят дела у нас в жилом районе? И. П. Селищев — инспектор по тру довому обучению Октябрьского районо сказал так: — Тяжелое положение как с профильным обучением ' 7—8 классов, так и с профессио нальной подготовкой 9—10-х. На 1987—88 учебный год от дел технического обучения ЛТЗ и СПТУ-23 не решили вопрос профильного обучения седьмых классов из-за отсут ствия помещения. В основном, ребята обучаются в школьных мастерских, которые оборудо ваны плохо. Я уже не говорю о том, что ни в одной школе нет станка с числовым прог раммным управлением. Даже токарно-винторезные станки № 2 не везде есть в достаточ ном количестве, между тем промышленность давно выпус кает новую — шестую — их модель. Ученики седьмых классов школ №№ 16, 61, 64, восьмых классов 17-й и 45-й школ ез дят на занятия в УПК город ского отдела народного обра зования и Левобережно г о района. В 1986, 1987 годах на базе учебных мастере к и х СПТУ-23 обучались 475 уча щихся восьмых классов про фессиям токаря, фрезеровщи ка, слесаря. В этом же учеб ном году в училище обучают ся меньше двухсот. А как нужны станочники заводу! Нет помещения для практи ческого обучения восьмикласс сти во Дворце культуры проф- созов успехом пользовались, например, почтовые ящики, из готовленные руками наших ре бят. Их покупали с удовольст вием. Но наши возможности невелики. Необходим, по мое му, районный учебно-производ ственный комбинат. Сейчас наши десятиклассни ки трудятся на заводе. Но кад ровые рабочие им, как прави ло, мало доверяют, вот почему ребята не очень стараются проявить себя. Но связи наши с заводом крепнут. С помощью шефов например, оснащался матема тический кабинет, где стало возможным заниматься инфор матикой. Для большей нагляд ности они изготовили для шко лы увеличенную в несколько раз модель микрокалькулятора. Развиваются и другие связи с шефами. Так, что сдвиги к луч шему есть н будут. Надо толь ко ответственнее относиться к своим обязанностям, побольше ников профессиям слесаря, контролера ОТК, повара, для теоретических занятий для де- вочек-девягиклассниц но про фессиям воспитателя детских дошкольных учреждений, пова ра-кондитера. Что же касается 9—10 клас сов, то договоров о трудовом обучении между школами и ПО «ЛТЗ» (кроме 25-й и 31-й школ) нет. На предприятии нет учебных цехов, учебных участков в цехах. А это зна чит, что, если и получит под росток в седьмом, восьмом классе теоретические знания по какой-либо специальности, го освоить практические навыки ему негде. Строительство УПК и учеб ного цеха на заводе — две са мые жгучие проблемы, трудо вого обучения. А чем же все эта оборачивается для завода? Эго уже второй аспект ситуа ции, о которой говорилось в начале. На заводе между тем за эту проблему берутся очень нерешительно, видимо не зада ваясь вопросом: кто же будет работать в новых возведенных и оснащенных но последнему слову техники цехах? Так, может хозрасчет не враг, а друг школьной рефор мы? Ведь он во главу угла ставит техническое переосна щение предприятий, решение кадровой проблемы, активиза цию человеческого фактора. Хозрасчет заставит посчитать: что выгоднее экономически — тратить деньги на обучение и воспитание молодых кадров или брать с улицы кого попа ло? Р. ЛЕВЫКИНА. Фото Д. Дробышева. Р Е ФО Р МА : ОПЫТ И. П Р О Б Л Е М Ы ...Д вклад обернется б о г а т с т в о м
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz