Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

Кировец. 1988 г. (г. Липецк)

стр . 2 « К И Р О В Е Ц » В просвещении народа, вооружении его богатства­ ми культуры, выработанными человечеством, партия всегда видела важнейшее условие успеха всей своей революционно - преобразующей деятельности, КПСС выдвигает на первый план программу коренного улучшения дела образования и воспитания, вывода советской школы на самые передовые рубежи. Ее осуществление — важнейшая общепартийная, общена­ родная задача. Из материалов февральского (1988 г) Пленума ЦК КПСС. ЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ. • К Т О П О М О Ж Е Т И Х Н А Й Т И ? Н А Ш И И Н Т Е Р В Ь Ю Ч Е М Прошел месяц со дня февральского Пленума ЦК КПСС, обсудившего ход реформы советской школы. Что намечают сделать для совершенствования учебного и воспитательного процесса в школах тракторозаводского жилого района? Па­ нова роль шефов — тружеников цехов и отделов тракторно­ го завода — в проведении реформы? С такими вопросами наш корреспондент С. Чеботарев об­ ратился к представителям трех крупнейших школ района. Как помочь их найти уча­ щимся СПТУ? Реформа профтехобразова­ ния, проводимая в стране, имеет цель не только повы­ шение уровня профессиональ­ ной подготовки, совершенство­ вание воспитательного процес­ са, но и активизацию обтцест-. венно-политической практики учащихся: Ведь не секрет, что приходят к нам ребята из школы, зачастую, не умеющие работать с первоисточниками, не знающие как провести ком­ сомольское собрание, подгото­ вить' политинформацию... Вот почему общественно - полити­ ческой практике учащихся пришлось уделить особое вни­ мание. , К рекомендуемому плану ра­ боты в этом направлении мы отнеслись лишь как к направ­ ляющей идее и. в значительной степени «перекроили» е г о практическую часть. Взять к примеру предлагаемую на пер­ вом курсе тему з а н я т и я : 'Подготовить план проведения беседы в учебной группе». Со­ гласитесь, очень . неопределен­ ная формулировка, ничем не выделяющая занятие из массы текущей работы. Если бук ­ вально выполнить это требо­ вание плана, то многие важ­ ные вопросы могут, оказаться вне поля зрения. Вот почему в планах практикума и по­ явились изменения. Внося их, мы хотели привлечь к работе ами.ч учащихся, что повлияло бы на развитие их активнос­ ти, способствовало бы разви­ тию начал самоуправления. При взгляд е на этот снимок трудн о у д ер ж а т ь ся от улы бки : д ет и тр ак тор острои тел ей в ер ­ ны с еб е — их можно у зн а ть у ж е по одном у и н т ер е с у к т е х ­ ни к е , по св ой ск ом у отнош ению к м аш ин ам , д ел у р ук и х отцов и м а т ер ей . Не сл уч ай н о , мно ­ г и е и з р ебят с м алы х л ет оп ­ р ед еляю т для себя выбор м е ­ ста работы — трак торны й з а ­ вод. Фото Д. Дробышева. Так появился пункт: «Если бы директором был я». Еще. Ан­ кетирование учащихся под­ твердило необходимость изуче­ ния жизненного пути -основа­ теля нашего государства, тог ­ да в плане появилось практи­ ческое занятие: «Жизнь и дея- ятельность В. И. Ленина». В период перестройки очень серьезное внимание в стране уделяется экономическому вос­ питанию трудящихся. Не про­ шли мимо этой темы и мы. А так как наше предприятие перешло на новые условия хозяйствования, мы стали ор­ ганизовывать лекции именно по этой теме. . За каждой группой закрепили рабочие бригады базового предприя­ тия и представители шефов чи­ тали учащимся лекции о хоз­ расчете и самофинансировании Приходили к нам с . завода Н. Ф. Уварова — заместитель начальника планового отдела А. Д. Двуречснекий — секре­ тарь партийного бюро станко­ инструментального завода и другие. Многое для активизации об­ щественно-политической прак­ тики дают встречи с ветерана­ ми партии; комсомола, партий­ ными, советскими работниками. В общем работа оказалась интересной, нужной, требую­ щей творчества. Она внесла оживление в жизнь коллектива училища. С. ПЕРЕВЕДЕНЦЕВ, заместитель директора СПТУ-23 по учебно- воспитательной работе. — Каких нам трудов стоило заключить договор с пятым тракторным цехом, чтобы на­ ши десятиклассники грудились на рабочих местах на произ­ водстве — это вообще вопрос отдельный, — отрубил П. Е. Нечаенко — организатор об­ щественно - полезного труда школы № 10. — Ведь по идее, если в девятом классе этих ре­ бят обучал профессии слесаря отдел технического обучения завода, он должен позаботить­ ся и о практике. Решать этот вопрос пришлось школе. В но­ ябре прошлою года договор с нашими шефами был, наконец, оформлен: 14 ребят раз в не­ делю по четыре часа стали ра­ ботать в цехе. Отношение к школьникам, скажу прямо, было не ахти-какое — мастера нарядов не вели, сколько уче­ ник сделал деталей за свой рабочий день никто не под­ считывал. А когда подошло время платить ребятам, циф­ ры взяли, что называется, с потолка. И получили наши уче­ ники по 6—7 рублей за полго­ да работы. Я хотел было ра­ зобраться в ситуации, но на­ чальник цеха мне ответил, что производственное объединение переходит на хозрасчет, денег лишних нет. Если же рассматривать эту ситуацию с точки зрения пос­ ледствий, то проступают два Трудно п ер еоц ени ть в о спи ­ та тел ьн о е зн ач ени е для ребят их п о стоянн ого общ ения с пр ед ст ави т елям и старш и х п о ­ к ол ений . На снимне: во время встр ечи в етеран а войны и т р у ­ да Виктора Павловича Попова г уч еникам и ср едн ей школы № 3 1 . Таки е в стр ечи пр ово ­ дят ся и в д р у ги х ш колах ж и ­ лого рай он а трак тор острои те ­ л ей . аспекта. Первый — воспита­ тельный. Было уже доказано, что система воспитания, построен­ ная на слове и абстрактном груде, создает лишь иллюзию воспитательного воздействия. Уже никто не оспаригает мысль- Маркса о необходимости сое­ динения учения с трудом. «При разумном общественном строе, — писал он, — каждый ребе­ нок с 9-летнего возраста дол­ жен стать производительным работником...» По вот уже пятый год школьной реформе, а дух праздности все царствует в школе. Все еще не найдено ме­ сто для груда школьников в экономике страны. В последнее время трудовое воспитание в школе пытались отождествить с профессиональ­ ной подготовкой будущих ра­ бочих кадров. Это не дало ре­ зультатов. Февральский^ Пле­ нум ЦК КПСС снял со школы эту обязанность. Но при этом подчеркнул, что школа должна стать трудовой на деле, а не на словах. В каких формах это будет осуществлено — решать надо на месте, исходя из своих условий. Хорошо налажена у вас работа ребят в учебно­ производственном комбинате? Продолжайте обучать школь­ ников нужным району специ­ Лариса Анатольевна Ерзина —организатор внеклассной ра­ боты школы № 10: — Мы изучили материалы Пленума; целиком согласны с его выводами, и теперь ста­ раемся сделать все от нас за­ висящее, чтобы поставить рабо­ ту с учащимися на новую вы­ соту. Мне трудно судить о всех изменениях в учебном процессе нашей школы, по­ скольку непосредственного уча­ стия в уроках я не принимаю, НО II ИЗ ТОГО, ЧТО Я ЗНЭЮ, Д у -_ маю можно получить представ­ ление о переменах. Так, у нас вводятся новые, передовые формы обучения. Хорошо заре­ комендовал себя групповой ме­ тод обучения. Эта форма работы привилась у старшеклассников на уроках математики, физики и других и пользуется популярностью среди учеников и Педагогов. Целенаправленно проводим мы и трудовое воспитание. На недавней ярмарке солидарнб- альностям. С увлечением тру­ дятся' ученики .в школьных ма­ стерских, выполняют заказы предприятий? Значит, здесь прижилась такая форма. Как же с этим обстоят дела у нас в жилом районе? И. П. Селищев — инспектор по тру­ довому обучению Октябрьского районо сказал так: — Тяжелое положение как с профильным обучением ' 7—8 классов, так и с профессио­ нальной подготовкой 9—10-х. На 1987—88 учебный год от­ дел технического обучения ЛТЗ и СПТУ-23 не решили вопрос профильного обучения седьмых классов из-за отсут­ ствия помещения. В основном, ребята обучаются в школьных мастерских, которые оборудо­ ваны плохо. Я уже не говорю о том, что ни в одной школе нет станка с числовым прог­ раммным управлением. Даже токарно-винторезные станки № 2 не везде есть в достаточ­ ном количестве, между тем промышленность давно выпус­ кает новую — шестую — их модель. Ученики седьмых классов школ №№ 16, 61, 64, восьмых классов 17-й и 45-й школ ез­ дят на занятия в УПК город­ ского отдела народного обра­ зования и Левобережно г о района. В 1986, 1987 годах на базе учебных мастере к и х СПТУ-23 обучались 475 уча­ щихся восьмых классов про­ фессиям токаря, фрезеровщи­ ка, слесаря. В этом же учеб­ ном году в училище обучают­ ся меньше двухсот. А как нужны станочники заводу! Нет помещения для практи­ ческого обучения восьмикласс­ сти во Дворце культуры проф- созов успехом пользовались, например, почтовые ящики, из­ готовленные руками наших ре­ бят. Их покупали с удовольст­ вием. Но наши возможности невелики. Необходим, по мое­ му, районный учебно-производ­ ственный комбинат. Сейчас наши десятиклассни­ ки трудятся на заводе. Но кад­ ровые рабочие им, как прави­ ло, мало доверяют, вот почему ребята не очень стараются проявить себя. Но связи наши с заводом крепнут. С помощью шефов например, оснащался матема­ тический кабинет, где стало возможным заниматься инфор­ матикой. Для большей нагляд­ ности они изготовили для шко­ лы увеличенную в несколько раз модель микрокалькулятора. Развиваются и другие связи с шефами. Так, что сдвиги к луч­ шему есть н будут. Надо толь­ ко ответственнее относиться к своим обязанностям, побольше ников профессиям слесаря, контролера ОТК, повара, для теоретических занятий для де- вочек-девягиклассниц но про­ фессиям воспитателя детских дошкольных учреждений, пова­ ра-кондитера. Что же касается 9—10 клас­ сов, то договоров о трудовом обучении между школами и ПО «ЛТЗ» (кроме 25-й и 31-й школ) нет. На предприятии нет учебных цехов, учебных участков в цехах. А это зна­ чит, что, если и получит под­ росток в седьмом, восьмом классе теоретические знания по какой-либо специальности, го освоить практические навыки ему негде. Строительство УПК и учеб­ ного цеха на заводе — две са­ мые жгучие проблемы, трудо­ вого обучения. А чем же все эта оборачивается для завода? Эго уже второй аспект ситуа­ ции, о которой говорилось в начале. На заводе между тем за эту проблему берутся очень нерешительно, видимо не зада­ ваясь вопросом: кто же будет работать в новых возведенных и оснащенных но последнему слову техники цехах? Так, может хозрасчет не враг, а друг школьной рефор­ мы? Ведь он во главу угла ставит техническое переосна­ щение предприятий, решение кадровой проблемы, активиза­ цию человеческого фактора. Хозрасчет заставит посчитать: что выгоднее экономически — тратить деньги на обучение и воспитание молодых кадров или брать с улицы кого попа­ ло? Р. ЛЕВЫКИНА. Фото Д. Дробышева. Р Е ФО Р МА : ОПЫТ И. П Р О Б Л Е М Ы ...Д вклад обернется б о г а т с т в о м

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz