Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 К У РС ВЫСШ ЕЕ КАЧЕСТВО ЛИШ Ь ПРИ ОДНОМ УСЛОВИИ Проблема качества. На современном эта пе она является одной из важнейших для нашего народного хозяйства, «Без высоко го качества, сегодня невозможно ускорение научно-технического прогресса», — указал в докладе XXVII съезду КПСС Генераль ный секретарь ЦК. КПСС М. С. Горбачев; В июле 1986 г. было опубликовано по становление ЦК КПСС и Совета Минист ров СССР «О мерах по коренному повы шению качества продукции», где нашли практическую реализацию установки XXVII съезда ДПСС на всемерное углубление ин тенсификации экономики, успешное реше ние социальных задач, на. решительную борьбу за качество продукции. Такое отношение к проблеме качества не. случайно. В самом.деле, курс на уско рение научно-технического. прогресса по- .сгво сырья, ставил на повестку дня создание новых поколений техники. А она, эта техника, может эффективно использоваться лишь при одном условии — высоком качестве ее изготовления. Далее. Низкое качество изделий — это напрасно затраченное сырье, материалы, людской, труд. Это — штрафы за поставку некачественной продукции, санкции за вы пуск нестандартных изделий. Это огром ные непроизводительные расходы на ре монт изделий-неудачников, на выпуск до полнительны* тиражей одноименной про дукции, дублирующей преждевременно вы шедшую из строя. А как, какой мерой учесть моральный ущерб, вполне справед ливые нарекания и недовольство, возника ющие при «контактах» с некачественными изделиями, будь то капризный в эксплуа тации станок, грузовик, экскаватор? Данные проверок госнадзора позволили выявить наиболее характерные и распро- них — нарушение технологической и про изводственной дисциплины. До 90 процентов (!) технологических операций и процессов умудряются нару шать предприятия — чемпионы по браку. Откуда уж тут быть качеству... Интерес ней всего, что в подобных случаях жест кие меры — экономические санкции, вве дение особого режима на предприятии и т. п. нередко 'дают быстрый эффект. За считанные недели до 80 процентов пред- прпятнй-нарушителей резко улучшают ра боту. Вывод один: такого рода сбои — плод беспечного, халатного, безответствен ного отношения к делу. С этим должна вестись беспощадная борьба. Весьма распространенными причинами брака являются низкий уровень технологии на предприятии, неудовлетворительное каче- матерналои, неритмичная по- ший опыт новаторов и передовиков. А на современном этапе новые возможности от крыло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР — по вопросам качества. Постановление уделило особое внимание стадии разработки: именно на этом этапе закладываются качественные характеристи ки будущего изделия. Внимание хозяйст венных руководителей на всех уровнях — от предприятия до министерства — ак центируется на широком внедрении новей ших видов оборудования. Высокое качест во, заложенное в ходе разработки, долж но быть сохранено и приумножено на всех стадиях, вплоть до финишных операций. Решение проблемы качества, подчеркива ется в постановлении, прямая обязанность каждого коллектива. Объединения и пред приятия теперь будут нести полную ответ ственность за качество своей продукции. Показатели качества станут определять размер фондов материального стимулиро вания. Творческое отношение к делу, рост про фессионального мастерства, развитие ини циативы — этим факторам придается осо бое значение. На предприятиях организу ются группы качества, рабочие и специали сты охватываются всеобучем по вопросам качества. Укрепляется служба качества. Руковод ство ею возлагается на. заместителя гене рального директора объединения по каче ству. Возрастает роль ОТК, это звено ук репляется организационно и материально. Одновременно создаются вневедомственные органы контроля принципиально нового типа — непосредственно подчиненная Гос стандарту Государственная Приемка. Главной задачей — обеспечению высше го мирового уровня качества продукции ставка их смежниками. Для оперативного подчинена отныне и вся деятельность Гос- решения такого рода вопросов в последнее стандарта; разработка 'ГОСТов с перепек- а ,,„ соответствующих тйвНыми требованиями, координация рабо- время был принят ряд постановлении, предусмотренные в них ме ры и средства следует использовать кол лективам предприятий в полном объеме, проявляя должную инициативу и настой чивость. Перечень источников брака этим не ис черпывается. Важно, однако, иное. В це лом ряде случаев подобные вопросы ус пешно решают в рабочем порядке, не до водя дело до сбоев, не допуская отклоне ний от порядка, от технологии. Минский тракторный завод, рижский ВЭФ, .«Серп и молот», Тираспольская швейная фабрика имени 40-летия ВЛКСМ... Предприятия — правофланговые качества имеются во всех все необходимое для успешного решения проблемы качества: высокоразвитая про- лективами задач ектно-конструкторская и производственная ты министерств и ведомств по достижению стабильных показателей качества и надеж ности, в том числе методическое руковод ство разработкой программы «Качество» на всех уровнях, организация системы ис пытаний продукции, ее аттестации, обеспе чение народного хозяйства высокоточной измерительной техникой. ...Государственные меры в масштабах народного хозяйства, и творческая инициа тива масс, энтузиазм передовиков и инди видуальная ответственность на каждом ра бочем месте — значителен арсенал средств борьбы за качество. Долг каждого руково дителя, каждого работника — умело ис пользовать эти возможности при выполне нии поставленных перед трудовыми кол- страненные причины брака. Первая среди база, квалифицированные кадры, ценней- заместитель председателя Госстандарта. ПРОСТОР ИНИЦИАТИВЕ - РАЗРАБОТЧИКА Формирование технического уровня качества продукции начинается, как известно, на стадии исследований и проек тирования. Между тем, харак тер проведения проектно-кон структорских и технологиче ских разработок до сих1йор не всегда способствовал этому. Ныне, с выходом постанов ления ЦК КПСС и Совета Министров СССР по вопросам качества, положение ка.рди- МЕТРОЛОГИЯ- РЕ Ш ЕНИЮ ПРОБЛ ЕМЫ Повышение роли Госстан-. дарта в работе по качеству продукции потребовало со средоточить внимание на со вершенствовании метрологи ческого обслуживания народ ного хозяйства. С этой целью намечены следующие рубежи: повышение точности госу дарственных эталонов, образ цовых и рабочих средств из мерения; повышение производитель ности поверочно-аттестацион ных и измерительных работ; снижение трудоемкости из мерительных операций; сокращение сроков метро логического обспужива н и я средств измерений; повышение коэффициента использования образц о в ы х средств измерений и повероч ного оборудования — с 20— 30 до 60—70 процентов; обеспечение поверки прибо ров преимущественно на ме стах их применения. нальным образом меняется. Так, для обеспечения разра ботчиков необходимыми сведе ниями о новейших достижени ях и тенденциях в ' науке и технике в стране и за рубе жом, создается эффективная информационная система. При разработке изделий промыш ленного назначения и товаров народного потребления преду смотрено широкое использова ние автоматизированного про ектирования, моделирования, художественного конструиро вания. На уровне опытных об разцов эти изделия будут про ходить всесторонние испыта ния. Совершенствуется норматив но-техническое обеспеч е н и е промышленности. Действую щая нормативно-техническая документация (НТД) приво дится в соответствие с новы ми задачами, упорядочивается фонд НТД. В ГОСТы вносятся измене ния, позволяющие избавить конструктора от жесткой рег ламентации, резко снизить по ток документов в процессе проектирования. Ряд ГОСТов переведен в категорию реко мендательных документов. Под контролем стандарта оставле ны лишь старт и финиш раз работки, все остальные ее эта пы целиком зависят от иници ативы разработчика; обеспечи вается полный простор его творческой деятельности. Предусмотрено, однако, что за. качественные показатели будущего изделия полную от ветственность несут разработ чики. Разработки, не соответ ствующие по своим показате- ~лям высшему мировому уров ню, не подлежат передаче в производство. . В. ЗИМНИК, главный специалист Госстандарта. Качество — забота общая. Проводимые государством меры должны опираться на активную поддержку трудящихся: борьба за качество в современных условиях ста новится массовым общественным движе нием. Одной из наиболее действенных форм участия трудовых коллективов в этом дви жении призваны стать группы качества, создаваемые в соответствии с постановле нием ЦК КПСС и Совета Министров СССР, опубликованным 2.07.86, на участ ках, в цехах, отделах и других подразде лениях предприятий. Состав групп качества обсуждается на общем собрании коллектива, а затем ут верждается совместным решением админи страции и профсоюзного комитета. Члена ми этих групп становятся наиболее квали фицированные, инициативные и авторитет ные рабочие, инженерно-технические работ ники и служащие, обладающие организа торскими способностями н новаторским подходом к делу. К числу основных задач групп качества, в частности, относятся: анализ и выявле ние недостатков, влияющих на качество продукции (узкие места производства); изучение соответствующей информации, Т Р У П П Е ДАНО ПРАВО а также передового опыта и достижений; обучение по специальным программам (ис пользование новейшей техники, прогрессив ных методов контроля и т. д.); разработка предложений по совершенст вованию организации производства и по вышению качества продукции. Группы качества, имеют право требовать Ц ЕЛЬ— ВЫСШИЙ МИРОВОЙ УРОВЕНЬ Систематическое совершен ствование стандартов и техни ческих условий, определяющих технический уровень и качество изделий, — важнейшая задача, решаемая сегодня объединен ными усилиями промышленно сти и Госстандарта. Головные и базовые органи зации по стандартизации ми нистерств и ведомств в сжа тые сроки пересматривают дей ствующие государствен н ы е стандарты на, продукцию, при водя их требования в соответ ствие с высшими мировыми достижениями и прогрессивны ми международными стандар тами. Это позволит в 12-й пя тилетке повысить надежность вновь осваиваемой техники в- 1,5—2 раза, снизить металло емкость машин на 12—18, а энергоемкость— на 7—12 про центов. Повышается роль стандар тов общих технических требо ваний на группы однородной продукции. По заложенным в них ступенчатым перспектив ным показателям и дифферен цированным срокам введения («ступени качества»), на пла новой -основе будет совершен ствоваться выпускаемая про дукция. Для продукции особо важ ных и сложных .видов — энер гетическое оборудование, про мышленные роботы, гибкие' производственные системы и т. д. — создаются программы комплексной стандартизации (И КС ) . Вводимый в действие в установленные сроки комп лекс документов такой ПКС обеспечивает на всех этапах надежную взаимосвязь качест венных показателей конечной продукции, комплектующих, сырья и материалов. На, приоритетных направле ниях научно-технического про гресса, где темпы развития техники особенно высоки, пре дусмотрен метод ускоренной разработки стандартов рабо чими группами. За 2—4 меся ца, к примеру, входящими в состав таких групп специали стами Госстандарта, промыш ленности и заказчика были разработаны основополагаю щие стандарты на цветные те-‘ левизоры и кинескопы к ним, стандарт на персональны е ЭВМ. Стандартизация наших дней позволяет вскрывать резервы оптимального, более эффектив ного решения сложных народ нохозяйственных проблем, в первую очередь — проблемы качества. С. АТАМАСЬ, главный специалист Госстандарта. от администрации и общественных органи заций оперативного рассмотрения выдвига емых предложений и участвовать в их внедрении. Руководители предприятий (структурных подразделений) несут полную ответствен ность за обеспечение условий для творче ской работы групп качества, обучение вхо дящих в эти группы работников. За достижения в области повышения ка чества и эффективности производства для членов групп качества, помимо действую щей на предприятии системы материально го стимулирования, могут устанавливаться специальные премии и надбавки. Деятельность групп качества широко ос вещается средствами информации и на глядной агитации. ' В. БЕЛОБРАГИН, начальник управления Госстандарта, В. ХОХЛОВ, начальник отдела Госкомтруда СССР. И. ИСАЕВ, Н А Ш Е С П Р А В О Ч Н О Е Б Ю Р О # ВНИИ стандартизации организовал для работников промышленности консультаци онный пункт по вопросам по вышения качества продукции. Приемные дни: среда, четверг — с 10 до 16 часов, пятница — с 10 до 13 часов, телефон 253-50-46. Адрес: 123856, Мо сква, Электрический улок, 3, ВНИИС. пере- можно получить 253-01-44. по телефону # Оперативную справку о деятельности групп качества Эту ст раницу подготовил для нашей газеты пресс-центр Госстандарта.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz