Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » ЯЙ е т р . 3 — С Т Р А Н И Ц А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А К Н О В О Й Т Е Х Н И К Е — С Н О В Ы М И З Н А Н И Я М И — э т и м п у т е м и д е т к о л л е к В производственном объединении «Челябинский трактор ­ ный завод имени В. И. Ленина» последовательно претворя ­ ется курс партии на интенсификацию народного хозяйства. Разработана комплексная программа технического перево ­ оружения объединения. На XII пятилетку в ходе ее реализа­ ции предусмотрено внедрение прогрессивного оборудова ­ ния, большого количества станков с числовым программным управлением и типа обрабатывающий центр, роботов, мани­ пуляторов. Появление новой, более совершенной техники, автоматики, роботов — сажная, но лишь одна сторожа технического пе ­ ревооружения. Кто-то кедь должен эту технику создать, внедрить, отладить. Очевидно одно: какими бы «умными» ни были автоматы, роботы, управлять ими должны сегодняшние рабочие. Значит, уже сейчас необходимо готовиться к это­ му. Мысль не новая, но, чтобы идея стала достоянием ши­ роких масс, кто-то должен выступить в роли первопроход ­ ца, увлечь за собой остальных. аТакая нелегкая и необычная задача выпала на долю бригады Александра Карачунова из механического цеха № 2 производства мощных тракторов. О том, как решалась эта задача, рассказывается на этой странице. т и в П О „ Ч е л я б и н с к и й т р а к т о ПУТЕВКА В Ж И З Н Ь П О Ч И Н У Я. СТУЛЬ, доктор философских наук, профессор Челябинского политехнического института. — Производственное объе­ динение «Челябинский трак ­ торный завод имени В. И. Л е ­ нина» и кафедра обществен­ ных наук Челябинского поли­ технического института заклю ­ чили договор о содружестве. Преподаватели - обществоведы обязались изучить опыт соз-. Дания в объединении опере­ жающей системы подготовки кадров, развить его, помочь в распространении и внедрении. Созданы творческие бригады — в них включаются рабочие- новаторы, партийные работни­ ки, инженеры, ученые. Сопо­ ставление взглядов людей раз­ личных профессий всегда по­ лезно, так как позволяет ши­ ре увидеть проблему. Не ошибусь, если скажу: объединение теперь произво­ дит не только материальные ценности, но и духовные — знания, бно фактически пре­ вратилось в многопрофильное учебное заведение по подго­ товке и ■переподготовке кад ­ ров. Технический и технологи­ ческий . Прогресс требует боль­ ших расходов на обучение персонала. Однако затрачен­ ные на образование средства не всегда дают должный эф­ фект. Лаборатория научной орга­ низации труда и управления объединения разработала ме­ тодические рекомендации по распространению почина, соз­ нательному приобщению к об­ разованию всех рабочих. Эти рекомендации, несом­ ненно, верны, но, на наш взгляд, они учитывают глав­ ным оГ разом лишь интересы и потребности предприятия. И н ­ тересы человека в них. отра­ жены недостаточно. Ка к же заинтересовать че­ ловека, чтобы без понуждения он стремился учиться, овладе­ вать новыми знаниями и уме­ нием? Ответ подсказывает, в частности, опыт ЗИЛ а. Здесь с каждым рабочим, поступив ­ шим в учебное заведение — на. курсы, в техникум, инсти­ тут, — администрация цеха заключает своеобразное со­ глашение. По окончании обу­ чения рабочему гарантируется продвижение на более инте­ ресную и творческую, более квалифицированную работу. Такое продвижение, естествен­ но, сопровождается прибавкой к заработной плате. Думаем, подобные соглашения следова­ ло бы заключить и на ЧТЗ. В дальнейшем совершенст­ вовании нуждается и преми­ альная система. Сейчас, чтобы никого не обидеть, ко всем подходят одинаково: сумма премии маленькая, но выдает­ ся каждому, независимо от — Ж И Т Ь его вклада в производство, квалификации, тарифной сет­ ки. А разумнее был бы иной подход: у тебя второй разряд — получи 10 рублей, а у то ­ варища — шестой — в пять- шесть раз больше. Он- посто­ янно учится, совершенствуется в труде — следует и платить ему по-иному. Вше один стимул — атте­ стация рабочих, ее следует проводить параллельно с ат­ тестацией рабочих мест. Как, на мой взгляд, аттестовать рабочего? Прежде всего необ­ ходимо выяснить, как он тру ­ дится, какие у него возможно­ сти для повышения эффектив­ ности и качества труда. А по­ том порекомендовать человеку, как ему следует повышать квалификацию, куда поступить учиться. Важная задача атте­ стации — выяснить, каковы ^творческие способности, на­ клонности работника, ка к они могут быть использованы. Кро ­ ме того, результаты аттеста­ ции следовало бы увязать с размером получаемой заработ­ ной платы. Это было бы спра­ ведливо. Давайте задумаемся над тем, какими возможностями располагает современный ра­ бочий. Он много знает — средний уровень образования в некоторых трудовых коллек ­ тивах достигает 10 классов. Причем этот уровень неуклон­ но растет. К тому же рабо­ чий, как правило, владеет дву ­ мя, а то и тремя профессиями, причем квалификация его оце­ нивается по шкале тарифной сетки. Знания, умение, опыт, да еще и молодость — это такой сплав, который способен тво­ рить чудеса. Возможности при­ менения такого сплава поисти­ не безграничны, но использу­ ются они пока еще слабо. Ра­ бочие могли, бы более актив ­ но работать в составе твор­ ческих комплексных бригад, но таких коллективов в объе­ динении относительно мало, всего 130. И объединяют они 440 человек, в основном, ин­ женеров. Участие рабочих мог­ ло бы изменить характер дея­ тельности творческих бригад. Ведь именно с помощью рабо­ чих можно улучшить качество продукции, решить множество других сложных вопросов. По ­ добные бригады, причем в не­ малом количестве, должны быть в каждом цбхе. Сколько- нибудь значительную техниче­ скую или технологическую, ор­ ганизационную или социаль­ ную проблему начальник цеха сможет успешно решить лишь после ее проработки комплекс­ ной бригадой. Творческие кол ­ лективы можно рассматривать и ка к важную форму повыше­ ния квалификации кадров. Здесь конкретная практическая деятельность сочетается с приобретением новых знаний. А. КАРАЧУНОВ, бригадир механического цеха № 2. ...Года три назад, когда я работал в третьем днзельмо- торном цехе, на нашем участ­ ке начали внедрять' зарубеж ­ ные программные полуавтома­ ты «Берннгеры» и отечествен­ ные станки с ЧПУ. Работа­ лось на них легко: знай на­ жимай кнопки, да следи за режимом пока программа от­ строена. Но случись перена­ ладка, поломка — жди налад­ чика. Тогда-то мы и решили: сами будем наладчиками. В парткоме нас поддержали. О т ­ дел технического обучения ор­ танизоввл для членов бригады специальные курсы. Такой опыт очень пригодился нам в последствии уже во втором механическом цехе. Поначалу работа здесь шла трудно. Новый коллектив, но­ вое незнакомое оборудование, часто выходившее из строя из- за нашей неопытности. Чем мы располагали? Девять еди­ ниц нового прогрессивного обо­ рудования е ЧПУ, в том чис­ ле, четыре обрабатывающих центра. Казалось бы — все ус ­ ловия для ритмичной работы, но станки с ЧПУ больше сто­ яли, чем давали план. Спе­ циалист, звающий электрони­ ку, в цехе был. один-единст- венный. Он, конечно,' не успе­ вал вовремя устранять все неполадки. Возник • какой-то тупик: в цех поступала и по­ ступает наисовременнейш а я техника, а. поставить ее на службу человеку не удается. Требовалась коренная перест­ ройка, даже не работы, а на­ шего отношения к современ­ ным стайкам. И решили сами наметить се­ бе рубежи повышения квали ­ фикации. Естественно, возник­ ли новые проблемы. Такая в В. ПОЗДНЕЕВ, главный инженер произ­ водства мощных тракторов. '— Инициатива б р и г а д ы А. Карачунова родилась в объединении как движение ра­ бочих коллективов за скорей­ шее освоение и внедрение но­ вой, прогрессивной техники. Бригадир правильно ставит вопрос: без поддержки руко ­ водства, инженерно-техниче­ ских работников цеха и про­ изводства многого ребятам не ' добиться. Поэтому параллель­ но с разработкой программы бригадного всеобуча шло об­ суждение задач инженерно- технических работников по ин­ женерному обеспечению важ ­ ной инициативы. Достигнуть передовых пози­ ций в машиностроении мож ­ но, только шагая в ногу со временем. Это истина, сегод­ ня доказательств не требую­ щая. Нужно постоянно совер­ шенствовать продукцию, тех­ нологию ее производства. Подчеркивая значение челове­ ческого фактора в развитии производства, мы отмечаем, что в последнее время значи­ тельно повысились уровень об­ разования рабочего, его куль­ тура, информированность. Тем не менее становится особенно очевидным, как много еще предстоит сделать по повыше­ нию профессионального, ду­ ховного уровня трудящихся. Многим необходимо переучи­ ваться, пересматривать устояв­ шиеся традиции, отношение к делу. Новой технике — нуж ­ ны новые знания, В конце 198$ года родилась инициати­ ва в бригаде А. Карачунова частности: учеба должна быть целенаправленной, значит, бри­ гаде следует точно знать, с каким оборудованием она бу ­ дет иметь дело завтра, через год, к концу пятилетки. Д р у ­ гие вопросы: «Я бы хотел учиться, но если все мы пой­ дем в институт, кто будет ра­ ботать в период сессии?» «Мы — за учебу, но поддержит ли нас администрация, поможет ли?» «А может и ремонту нужно учиться самим и элек­ тронике?». Познакомили с нашими пла­ нами секретаря парткома про­ изводства А. Куценко. Тот со­ брал хозяйственных руководи ­ телей цеха и производства на совет. В декабре 1985 года социалистические обязательст­ ва по повышению идейно-по­ литического, культурно-техни­ ческого уровня рабочих чет­ вертого участка цеха № 2 производства мощных тракто ­ ров были опубликованы в за­ водской многотиражке. Так наш подин, одобренный в последствии партийным ко ­ митетом объединения и обко­ мом партии, получил путевку в жизнь. Бригада решила охватить за пятилетие всеми формами уче­ бы каждого, в том числе на­ править в вузы 14 человек, в техникумы — 11, на произ­ водственно-технические курсы — 35, в школу передовых ме­ тодов труда — 23, на курсы целевого назначения — 18. Что нам это дает? Предпола­ гается, что к концу -пятилетки все члены бригады будут иметь среднее образование, де­ сять человек — среднее техни­ ческое, один — незаконченное высшее, трое — высшее. Реализация бригадного все­ обуча уже в нынешнем году даст первые плоды: произво- Инженерно-технические ра­ ботники обязались обучить бригаду Передовым методам труда, подготовить операто­ ров и наладчиков для управ ­ ления электронной техникой. Для обеспечения бесперебой­ ных действий электронных си­ стем мы закрепили за стан­ ками с ЧПУ специалистов бю­ ро промэлектроннки. Техноло­ ги разработали 67 процессов обработки деталей на стан­ ках с ЧПУ, - значительная часть которых уже внедрена. Особый упор делается на разработку и, внедрение уп ­ равляющих- программ, что до­ ведет коэффициент сменности оборудования до 1,6, а коэф­ фициент загрузки до 0,8. «Овладевать знаниями, чтобы овладеть новой техникой». А в 1986-м более 600 бригад поддержали почин комсо­ мольско-молодежного коллек­ тива. Рабочие приняли обяза­ тельства по повышению уров­ ня своих знаний, профессио­ нальной подготовки. Намеченные перспекти в ы технического перевооруж ения объединения требуют постоян­ ной ориентации на новое и усвоение этого нового. Оче­ видно, что систематическая работа по повышению обра­ зования и квалификации дол­ жна опереж ать внедрение но­ вой техники и технологии. При такой постановке дела будут дополнительно стимулировать­ ся и процессы научно-техни­ ческого прогресса. В объеди­ нении к решению вопросов по опереж ающей непрерыв­ ной подготовке кадров при­ ступили еще в прошлом году. р н ы й з а в о д " днтельность труда повысится на 30 процентов, на 16 про­ центов снизится собестоимость. Слово наше не расходится с делом. Из месяца в месяц не­ уклонно повышается произво­ дительность труда. Бригада стабильно наращивает объемы выпуска продукции, заметно снизился брак. Несколько че­ ловек уже закончили курсы операторов с ЧПУ, все жела ­ ющие поступили в техникумы. Еще один момент: и сами учимся и заботимся о буду ­ щей смене. Поэтому . взяли шефство над группой ребят из СГПТУ № 123, которое гото ­ вит операторов станков с ЧПУ. Конечно, непросто все это, встречается немало сложно ­ стей. С той же учебой, напри­ мер. Хорошо, что техникум базовый, и партийный комитет помог решить вопрос с орга­ низацией двухсменного обуче­ ния. А вот с институтом дело сложнее: с четвертого курса обучение проводится только вечерами. Предполагается, что к тому времени студенты должны уже работать по спе­ циальности — в отделах. А ведь ребята нашей бригады, если и поступают в институт, то не р-ди спокойной работы в будущем. Они понимают: для .управления сложнейшей техникой нужна инженерная подготовка. Ка к быть? Веро­ ятно , нужно перестраивать и учебный процесс, приводить его в соответствие с возмож­ ностями производства. Об этом я уже говорил на дне брига­ дира, который Уральский Дом научно-технической пропаган­ ды провел в апреле 1986 го ­ да. Тогда среди участников встречи был и ректор политех­ нического института Г. П. Вят ­ кин. Он согласился с мнением бригады и вскоре в институте начались индивидуальные за­ нятия, консультации для сту ­ дентов, совмещающих учебу и работу. По предложению бригады проектируются н изготовляют­ ся тринадцать наименований комплексных калибров для быстрого и качественного кон ­ троля деталей. Проводятся ра­ боты ■по снижению металло­ емкости заготовок, совершен­ ствованию технологии изготов­ ления деталей, упорядочению поставок инструмента и заго ­ товок. Словом, бригада получила инженерную гарантию, без ко ­ торой ее почин так и остался бы всего лишь громкой фра­ зой. За участком, где трудит ­ ся КМ К , закрепили опытного технолога, вместе с ним рабо­ чие составили программу по повышению культурно-техниче­ ского уровня, вместе с ним бригадир и мастер контроли­ руют ход ее выполнения. Была разработана и утверж де­ на комплексная программа дальнейшего улучшения сов­ местной работы базовых под­ разделений и учебных заведе­ ний. Немеченые программы претворяются в жизнь. Уже сегодня прошли обучение по новейшей технике 932 челове­ ка, 70 рабочих и специалистов стажировались на заводах-из- готовителях прогрессивного оборудования, 31 инженер прошел переподготовку на спецфакультативе ЧПИ. Про­ цесс этот непрерывен. Прият­ но отметить, что коммунисты объединения в первых рядах армии рабочих, поддерживаю­ щих почин «К новой технике— с новыми знаниями». Страница подготовлена ре ­ дакцией газеты «За трудовую доблесть» производственного объединения «Челябинс к и й тракторный завод имени В. И. Ленина». ПЛ ЮС П ОДДЕР Ж К А НАН ЛИЧНОЕ ДЕЛО

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz