Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » ЯЙ е т р . 3 — С Т Р А Н И Ц А П Е Р Е Д О В О Г О О П Ы Т А К Н О В О Й Т Е Х Н И К Е — С Н О В Ы М И З Н А Н И Я М И — э т и м п у т е м и д е т к о л л е к В производственном объединении «Челябинский трактор ный завод имени В. И. Ленина» последовательно претворя ется курс партии на интенсификацию народного хозяйства. Разработана комплексная программа технического перево оружения объединения. На XII пятилетку в ходе ее реализа ции предусмотрено внедрение прогрессивного оборудова ния, большого количества станков с числовым программным управлением и типа обрабатывающий центр, роботов, мани пуляторов. Появление новой, более совершенной техники, автоматики, роботов — сажная, но лишь одна сторожа технического пе ревооружения. Кто-то кедь должен эту технику создать, внедрить, отладить. Очевидно одно: какими бы «умными» ни были автоматы, роботы, управлять ими должны сегодняшние рабочие. Значит, уже сейчас необходимо готовиться к это му. Мысль не новая, но, чтобы идея стала достоянием ши роких масс, кто-то должен выступить в роли первопроход ца, увлечь за собой остальных. аТакая нелегкая и необычная задача выпала на долю бригады Александра Карачунова из механического цеха № 2 производства мощных тракторов. О том, как решалась эта задача, рассказывается на этой странице. т и в П О „ Ч е л я б и н с к и й т р а к т о ПУТЕВКА В Ж И З Н Ь П О Ч И Н У Я. СТУЛЬ, доктор философских наук, профессор Челябинского политехнического института. — Производственное объе динение «Челябинский трак торный завод имени В. И. Л е нина» и кафедра обществен ных наук Челябинского поли технического института заклю чили договор о содружестве. Преподаватели - обществоведы обязались изучить опыт соз-. Дания в объединении опере жающей системы подготовки кадров, развить его, помочь в распространении и внедрении. Созданы творческие бригады — в них включаются рабочие- новаторы, партийные работни ки, инженеры, ученые. Сопо ставление взглядов людей раз личных профессий всегда по лезно, так как позволяет ши ре увидеть проблему. Не ошибусь, если скажу: объединение теперь произво дит не только материальные ценности, но и духовные — знания, бно фактически пре вратилось в многопрофильное учебное заведение по подго товке и ■переподготовке кад ров. Технический и технологи ческий . Прогресс требует боль ших расходов на обучение персонала. Однако затрачен ные на образование средства не всегда дают должный эф фект. Лаборатория научной орга низации труда и управления объединения разработала ме тодические рекомендации по распространению почина, соз нательному приобщению к об разованию всех рабочих. Эти рекомендации, несом ненно, верны, но, на наш взгляд, они учитывают глав ным оГ разом лишь интересы и потребности предприятия. И н тересы человека в них. отра жены недостаточно. Ка к же заинтересовать че ловека, чтобы без понуждения он стремился учиться, овладе вать новыми знаниями и уме нием? Ответ подсказывает, в частности, опыт ЗИЛ а. Здесь с каждым рабочим, поступив шим в учебное заведение — на. курсы, в техникум, инсти тут, — администрация цеха заключает своеобразное со глашение. По окончании обу чения рабочему гарантируется продвижение на более инте ресную и творческую, более квалифицированную работу. Такое продвижение, естествен но, сопровождается прибавкой к заработной плате. Думаем, подобные соглашения следова ло бы заключить и на ЧТЗ. В дальнейшем совершенст вовании нуждается и преми альная система. Сейчас, чтобы никого не обидеть, ко всем подходят одинаково: сумма премии маленькая, но выдает ся каждому, независимо от — Ж И Т Ь его вклада в производство, квалификации, тарифной сет ки. А разумнее был бы иной подход: у тебя второй разряд — получи 10 рублей, а у то варища — шестой — в пять- шесть раз больше. Он- посто янно учится, совершенствуется в труде — следует и платить ему по-иному. Вше один стимул — атте стация рабочих, ее следует проводить параллельно с ат тестацией рабочих мест. Как, на мой взгляд, аттестовать рабочего? Прежде всего необ ходимо выяснить, как он тру дится, какие у него возможно сти для повышения эффектив ности и качества труда. А по том порекомендовать человеку, как ему следует повышать квалификацию, куда поступить учиться. Важная задача атте стации — выяснить, каковы ^творческие способности, на клонности работника, ка к они могут быть использованы. Кро ме того, результаты аттеста ции следовало бы увязать с размером получаемой заработ ной платы. Это было бы спра ведливо. Давайте задумаемся над тем, какими возможностями располагает современный ра бочий. Он много знает — средний уровень образования в некоторых трудовых коллек тивах достигает 10 классов. Причем этот уровень неуклон но растет. К тому же рабо чий, как правило, владеет дву мя, а то и тремя профессиями, причем квалификация его оце нивается по шкале тарифной сетки. Знания, умение, опыт, да еще и молодость — это такой сплав, который способен тво рить чудеса. Возможности при менения такого сплава поисти не безграничны, но использу ются они пока еще слабо. Ра бочие могли, бы более актив но работать в составе твор ческих комплексных бригад, но таких коллективов в объе динении относительно мало, всего 130. И объединяют они 440 человек, в основном, ин женеров. Участие рабочих мог ло бы изменить характер дея тельности творческих бригад. Ведь именно с помощью рабо чих можно улучшить качество продукции, решить множество других сложных вопросов. По добные бригады, причем в не малом количестве, должны быть в каждом цбхе. Сколько- нибудь значительную техниче скую или технологическую, ор ганизационную или социаль ную проблему начальник цеха сможет успешно решить лишь после ее проработки комплекс ной бригадой. Творческие кол лективы можно рассматривать и ка к важную форму повыше ния квалификации кадров. Здесь конкретная практическая деятельность сочетается с приобретением новых знаний. А. КАРАЧУНОВ, бригадир механического цеха № 2. ...Года три назад, когда я работал в третьем днзельмо- торном цехе, на нашем участ ке начали внедрять' зарубеж ные программные полуавтома ты «Берннгеры» и отечествен ные станки с ЧПУ. Работа лось на них легко: знай на жимай кнопки, да следи за режимом пока программа от строена. Но случись перена ладка, поломка — жди налад чика. Тогда-то мы и решили: сами будем наладчиками. В парткоме нас поддержали. О т дел технического обучения ор танизоввл для членов бригады специальные курсы. Такой опыт очень пригодился нам в последствии уже во втором механическом цехе. Поначалу работа здесь шла трудно. Новый коллектив, но вое незнакомое оборудование, часто выходившее из строя из- за нашей неопытности. Чем мы располагали? Девять еди ниц нового прогрессивного обо рудования е ЧПУ, в том чис ле, четыре обрабатывающих центра. Казалось бы — все ус ловия для ритмичной работы, но станки с ЧПУ больше сто яли, чем давали план. Спе циалист, звающий электрони ку, в цехе был. один-единст- венный. Он, конечно,' не успе вал вовремя устранять все неполадки. Возник • какой-то тупик: в цех поступала и по ступает наисовременнейш а я техника, а. поставить ее на службу человеку не удается. Требовалась коренная перест ройка, даже не работы, а на шего отношения к современ ным стайкам. И решили сами наметить се бе рубежи повышения квали фикации. Естественно, возник ли новые проблемы. Такая в В. ПОЗДНЕЕВ, главный инженер произ водства мощных тракторов. '— Инициатива б р и г а д ы А. Карачунова родилась в объединении как движение ра бочих коллективов за скорей шее освоение и внедрение но вой, прогрессивной техники. Бригадир правильно ставит вопрос: без поддержки руко водства, инженерно-техниче ских работников цеха и про изводства многого ребятам не ' добиться. Поэтому параллель но с разработкой программы бригадного всеобуча шло об суждение задач инженерно- технических работников по ин женерному обеспечению важ ной инициативы. Достигнуть передовых пози ций в машиностроении мож но, только шагая в ногу со временем. Это истина, сегод ня доказательств не требую щая. Нужно постоянно совер шенствовать продукцию, тех нологию ее производства. Подчеркивая значение челове ческого фактора в развитии производства, мы отмечаем, что в последнее время значи тельно повысились уровень об разования рабочего, его куль тура, информированность. Тем не менее становится особенно очевидным, как много еще предстоит сделать по повыше нию профессионального, ду ховного уровня трудящихся. Многим необходимо переучи ваться, пересматривать устояв шиеся традиции, отношение к делу. Новой технике — нуж ны новые знания, В конце 198$ года родилась инициати ва в бригаде А. Карачунова частности: учеба должна быть целенаправленной, значит, бри гаде следует точно знать, с каким оборудованием она бу дет иметь дело завтра, через год, к концу пятилетки. Д р у гие вопросы: «Я бы хотел учиться, но если все мы пой дем в институт, кто будет ра ботать в период сессии?» «Мы — за учебу, но поддержит ли нас администрация, поможет ли?» «А может и ремонту нужно учиться самим и элек тронике?». Познакомили с нашими пла нами секретаря парткома про изводства А. Куценко. Тот со брал хозяйственных руководи телей цеха и производства на совет. В декабре 1985 года социалистические обязательст ва по повышению идейно-по литического, культурно-техни ческого уровня рабочих чет вертого участка цеха № 2 производства мощных тракто ров были опубликованы в за водской многотиражке. Так наш подин, одобренный в последствии партийным ко митетом объединения и обко мом партии, получил путевку в жизнь. Бригада решила охватить за пятилетие всеми формами уче бы каждого, в том числе на править в вузы 14 человек, в техникумы — 11, на произ водственно-технические курсы — 35, в школу передовых ме тодов труда — 23, на курсы целевого назначения — 18. Что нам это дает? Предпола гается, что к концу -пятилетки все члены бригады будут иметь среднее образование, де сять человек — среднее техни ческое, один — незаконченное высшее, трое — высшее. Реализация бригадного все обуча уже в нынешнем году даст первые плоды: произво- Инженерно-технические ра ботники обязались обучить бригаду Передовым методам труда, подготовить операто ров и наладчиков для управ ления электронной техникой. Для обеспечения бесперебой ных действий электронных си стем мы закрепили за стан ками с ЧПУ специалистов бю ро промэлектроннки. Техноло ги разработали 67 процессов обработки деталей на стан ках с ЧПУ, - значительная часть которых уже внедрена. Особый упор делается на разработку и, внедрение уп равляющих- программ, что до ведет коэффициент сменности оборудования до 1,6, а коэф фициент загрузки до 0,8. «Овладевать знаниями, чтобы овладеть новой техникой». А в 1986-м более 600 бригад поддержали почин комсо мольско-молодежного коллек тива. Рабочие приняли обяза тельства по повышению уров ня своих знаний, профессио нальной подготовки. Намеченные перспекти в ы технического перевооруж ения объединения требуют постоян ной ориентации на новое и усвоение этого нового. Оче видно, что систематическая работа по повышению обра зования и квалификации дол жна опереж ать внедрение но вой техники и технологии. При такой постановке дела будут дополнительно стимулировать ся и процессы научно-техни ческого прогресса. В объеди нении к решению вопросов по опереж ающей непрерыв ной подготовке кадров при ступили еще в прошлом году. р н ы й з а в о д " днтельность труда повысится на 30 процентов, на 16 про центов снизится собестоимость. Слово наше не расходится с делом. Из месяца в месяц не уклонно повышается произво дительность труда. Бригада стабильно наращивает объемы выпуска продукции, заметно снизился брак. Несколько че ловек уже закончили курсы операторов с ЧПУ, все жела ющие поступили в техникумы. Еще один момент: и сами учимся и заботимся о буду щей смене. Поэтому . взяли шефство над группой ребят из СГПТУ № 123, которое гото вит операторов станков с ЧПУ. Конечно, непросто все это, встречается немало сложно стей. С той же учебой, напри мер. Хорошо, что техникум базовый, и партийный комитет помог решить вопрос с орга низацией двухсменного обуче ния. А вот с институтом дело сложнее: с четвертого курса обучение проводится только вечерами. Предполагается, что к тому времени студенты должны уже работать по спе циальности — в отделах. А ведь ребята нашей бригады, если и поступают в институт, то не р-ди спокойной работы в будущем. Они понимают: для .управления сложнейшей техникой нужна инженерная подготовка. Ка к быть? Веро ятно , нужно перестраивать и учебный процесс, приводить его в соответствие с возмож ностями производства. Об этом я уже говорил на дне брига дира, который Уральский Дом научно-технической пропаган ды провел в апреле 1986 го да. Тогда среди участников встречи был и ректор политех нического института Г. П. Вят кин. Он согласился с мнением бригады и вскоре в институте начались индивидуальные за нятия, консультации для сту дентов, совмещающих учебу и работу. По предложению бригады проектируются н изготовляют ся тринадцать наименований комплексных калибров для быстрого и качественного кон троля деталей. Проводятся ра боты ■по снижению металло емкости заготовок, совершен ствованию технологии изготов ления деталей, упорядочению поставок инструмента и заго товок. Словом, бригада получила инженерную гарантию, без ко торой ее почин так и остался бы всего лишь громкой фра зой. За участком, где трудит ся КМ К , закрепили опытного технолога, вместе с ним рабо чие составили программу по повышению культурно-техниче ского уровня, вместе с ним бригадир и мастер контроли руют ход ее выполнения. Была разработана и утверж де на комплексная программа дальнейшего улучшения сов местной работы базовых под разделений и учебных заведе ний. Немеченые программы претворяются в жизнь. Уже сегодня прошли обучение по новейшей технике 932 челове ка, 70 рабочих и специалистов стажировались на заводах-из- готовителях прогрессивного оборудования, 31 инженер прошел переподготовку на спецфакультативе ЧПИ. Про цесс этот непрерывен. Прият но отметить, что коммунисты объединения в первых рядах армии рабочих, поддерживаю щих почин «К новой технике— с новыми знаниями». Страница подготовлена ре дакцией газеты «За трудовую доблесть» производственного объединения «Челябинс к и й тракторный завод имени В. И. Ленина». ПЛ ЮС П ОДДЕР Ж К А НАН ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz