Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » ПОЛ ИТИКУ ДИКТУЕТ ПОТРЕ БИТЕЛЬ Прошедшим летом в семи городах страны: Москве, Киеве, Минсне, Ро­ стове-на-Дону, Новосибирске, Таш­ кенте и Хабаровске прошли межот­ раслевые выставки-ярмарки технини для села. Они вскрыли множество проблем, существующих в отноше­ ниях между производителями сель­ скохозяйственных машин и их пот ­ ребителями. Об уроках Московской выставки-ярмарки и пойдет речь в этом материале. На сессии Верховного Совета СССР в перерыве между заседания­ ми к министру сельскохозяйственного и тракторного машиностроения А. Ржевскому подошел человек сред­ них лет и начал взволнованно гово ­ рить о том, что в его хозяйстве большое поголовье скота, что доярки от каждой коровы надаивают в сред­ нем по пять тысяч килограммов мо­ лока в год, могли бы и больше, да все упирается в проблему кормов: нет, их хватает — под кормовую свеклу выделены лучшие земли, но убирать урожай приходится вручную, а это тяжело и дорого... — . Когда же Минсельхозмаш нач­ нет делать сверклоуборочные ком ­ байны? — таким вопросом закончил свой монолог председатель одного из колхозов Новосибирской области. — Да мы их уже давно выпус­ каем, — ответил министр, — и не одного, а нескольких типов: К.С-6Б, РКМ-6-03, М К К -6 — выбирайте лю ­ бой... Этот случай можно было бы отне­ сти к разряду курьезных, если бы за ним не была большая проблема: ма ­ шины не доходят до потребителя только потому, что тот не имеет Представления об их существовании. Значит реклама — этот двигатель торговли и прогресса — не срабаты­ вает, останавливаясь где-то на пол- п у т и . Но как бы ни велико было значе­ ние рекламы, суть все же не в ней. Главное — в самой системе взаимо­ отношений машиностроителей с кол ­ хозами н совхозами. Сейчас ясно, что сложившаяся за долгие годы за­ стоя ситуация, когда аграрники бра­ ли не то, что им хочется, а то, что дают, и были, как говорится, и это­ му рады, и привела ко многим пере­ косам. Академик А. Аганбегян приводит такой пример: тракторов в нашей стране производится в четыре с по- ловнной раза больше, чем в США, хотя объем продукции растениевод­ ства у нас в полтора раза меньше, чем в Штатах. А в расчете на трак ­ тор прицепных и навесных орудий выпускается вдвое меньше, чем в других развитых странах. Нелепость? Конечно. Ведь мощность многих трак ­ торов не Используется и на полови* п у л С переходом агропромышленного комплекса па новые экономические методы хозяйствования казавшаяся незыблемой система отношений сель­ скохозяйственных предприятий с ма­ шиностроителями затрещала по швам. Колхозы и совхозы научились считать свои деньги и уже не хотят (и правильно делают) платить за технику, которая нм не нужна или которая может пригодиться лишь в отдаленном будущем. Затраченные деньги уже сегодня должны вклю ­ читься в экономический оборот хо ­ зяйства, способствуя увеличению при ­ были. Чем же заменить — вернее — как укрепить на новой основе нарушен­ ную связь главных партнеров по реа­ лизации Продовольственной програм ­ мы страны? Четкий и ясный ответ на этот вопрос дал июньский (1987 г.) Пленум Ц К КПСС, на котором о т­ мечалось, что «чем быстрее мы бу ­ дем переходить на прямые связи, на оптовую торговлю, тем быстрее бу ­ дем избавляться от дефицита и от излишних запасов материальных цен­ ностей». И далее Михаил Сергеевич Горбачев приводит в качестве при­ мера конкретный факт: «Сейчас, да ­ же в самом начале перехода колхо ­ зов и совхозов на новые принципы хозрасчета, заметно сокращаются их заказы на сельскохозяйственную тех ­ нику и другие ресурсы. Например, на будущий год заказы на комбайны сокращаются примерно на 30 про ­ центов. Уменьшаются заказы на от ­ дельные виды тракторов и другой сельскохозяйственной техники, преж ­ де всего устаревшей и малопроизво­ дительной». Да, времена, когда колхозы и сов- • хозы покупали все, что им предлага­ ли, проходят. Это ясно почувствова­ ли основные производители сельско­ хозяйственной техники: Минсельхоз- маш и Минлегпищемаш СССР. Пе­ рестройка настоятельно потребовала подчинить производство интересам сельчан, чутко и оперативно реаги­ ровать па их спрос и пожелания. Машиностроительные ведомства ста ­ ли активно искать новые формы взаимовыгодного партнерства с пот ­ ребителями. Но с чего начать? Разо­ слать в РАНО анкеты с вопросами, какую технику они хотят приобрести сейчас, а какой отдадут предпочте­ ние в будущем?. И, сложа руки, до ­ жидаться ответа? А получив его, че­ рез месяц-другон ^снова заготовить бумаги и направить их уже на своп предприятия, чтоб и те знали, чего от них хотят? Может быть, дет пять пли десять назад так бы и было: маховик бюрократической бумажной машины неспешно набирал бы обо­ роты, выхолащивая попутно суть проблемы при видимости ее решения. И машиностроители нашли, пожа ­ луй, единственно правильный выход — выйти навстречу потребителю. 11 не просто выйти — столкнуть мне­ ния производственников и аграрни­ ков возле самих машин, особенно тех, которые только готовятся к се­ рийному выпуску. Совместно с ос­ новным заказчиком, Госагропромом СССР, нынешним летом Мннсельхоз- маш и Минлегпищемаш организовали региональные выставки-ярмарки сель­ скохозяйственных машин и механиз­ мов в семц городах страны. На «Первую межотраслевую вы ставку-ярмарку сельскохозяйствен­ ных машин и механизмов для агро ­ промышленного комплекса страны», так она официально называлась, в Москву съехались специалисты, пред­ седатели колхозов и директора сов­ хозов, представители РАНО практи ­ чески со всей Российской Федерации. Интерес у практиков вызвало то об стоятельство, что на выставке можно было не только приобрести, за ­ казать технику, по и сбыть залежав­ шийся в хозяйствах товар, .машины, механизмы, запчасти, оборудование, не только получить интересную и нужную информацию о новых видах продукции, но и договориться о про­ изводстве запасных частей в объ­ емах действительной их потреб­ ности. То-есть, налицо укрепление от ­ ношений между машиностроительны­ ми предприятиями и потребителями. ...Мы приглашаем наших читателей вместе с участниками выставки яр­ марки пройтись по открытой пло­ щадке ВДНХ СССР, где выставлены образцы преимущественно перспек­ тивной техники для растениеводства и кормопроизводства, а также побы­ вать в павильоне межотраслевых вы­ ставок, познакомиться с оценкой по­ сетителей машин и механизмов для пищевой и перерабатывающей про­ мышленности. Представители 19 отраслей России явились участниками и гостями вы­ ставки-ярмарки в Москве. И у к а ж ­ дого выявился, как говорится, свой интерес. Сразу же заметим, что очень многие машины и агрегаты помечены индексом «Новинка». Значит, есть возможность установить, насколько они необходимы труженикам села, столкнуть мнения о новой технике ученых, -конструкторов, производст­ венников и земледельцев. Подходим к одной из групп, соб­ равшейся возле овощной сеялки. — Неплохая машина, говорит пред­ ставитель РАНО Липецкой области Виталий Федотович Плотников, — но вместо гидроприводов на ней сле­ довало бы ставить электронное уст ­ ройство. — И добавляет, — не лю ­ бим мы гидравлику, ненадежная она. Куда ни глянь, везде оживленные дискуссии. — Роторная косилка не отвечает требованиям. Мы не можем ее ре­ монтировать. Это сложно, так как нет специального оборудования, — гово ­ рит заместитель РАПО из Брянской области Ббсловяк Владимир Гри ­ горьевич. — Нет, — возражает ему замести­ тель председателя РАПО, кировча­ нин Корнеев Валентин Иванович. — Косилка неплохая. Надо только уси ­ лить несущий брус. Представители завода обещали это учесть. А вот грабли ГВР -6 черезлнесколько дней выходят из строя, Нет машин для уборки корнеплодов. Убирать их в наших условиях практически нечем. Дел® в том, что поля у нас неболь­ шие — от 20 до 60:1гектаров. При ­ менять и, следовательно, покупать дорогие мощные днепропетровские и - таганрогские машины экономически нецелесообразно дХя таких малых участков. Нет машины для измельче­ ния соломы. Нет приспособлений для рулонной технологии приготовления кормов. Доярки вынуждены вручную разматывать и резать ножом руло­ ны... II пожелания, вопросы, требова­ ния... «...нужны машины с активны ­ ми рабочими органами», «...нужно больше агрегатов, работающих от не­ зависимого вала отбора мощности», «...почему промышленность идет по линии повышения мощности тракто ­ ров и комбайнов, ведь нам нужна и средняя, и малая мощность»... Посе­ тители с крестьянской основатель­ ностью рассматривают экспонаты, просят испытателей включить двига ­ тель. Специалисты предприятий, в свою очередь, берут «на. карандаш» все замечания, мнения, пожелания. Оми будут учтены не только в про­ изводственной практике, но и при создании новой Системы машин, ко ­ торую ученые и конструкторы сов­ местно со специалистами Госагро- прома СССР разрабатывают на каж ­ дую пятилетку. 11а одной из встреч представите­ лей промышленности н 1'осагропро- ма РСФСР, состоявшейся в рамках Московской выставки-ярмарки, заме­ ститель начальника Главного техни­ ческого управления Минсельхозмаща СССР Д. Курцев сказал: Выставка-ярмарка показала, что создание Системы машин во многом оказалось кабинетным, без учета мне­ ния потребителя. Ее. результаты, без­ условно, помогут нам выработать бо­ лее точно номенклатуру сельскохо­ зяйственной техники, мы постараем­ ся максимально приблизить ее к ин ­ тересам колхозов и совхозов. Новая Система, к разработке которой мы уже приступаем,< будет широко об­ суждаться с представителями сель­ ского хозяйства. По ярмарка есть ярмарка. И вот уже кажется повеяло ветром конку ­ ренции. Конструктор Тернопольского комбайнового завода В. Осуховский, рассказывая о принципах действия корнеуборочной машины КС-6Б-05, смело заявляет: Гарантия нашего изделия - в о ­ семь лет. В прошлом сезоне машина отработала в 11вано -Франковской и Белгородской области, в Прибалтике, на Кубани. Без ремонта. Мы ее только почистили и «своим ходом» пригнали из Тернополя на ВДНХ. Здесь и впрямь нечему ломаться. Пет ни приводов, ни ремней — де­ талей столь уязвимых в машинах по­ добного рода. Агрегат работает по роторному принципу: вращающиеся рабочие оргайы не только выкапы ­ вают корнеплоды; но и одновремен­ но просеивают, освобождают от комь­ ев земли и подают на транспортер. А рядом стоит уже знакомый свек­ ловодам и завоевавший хорошую ре­ путацию комбайн РКМ-6-03, выпус­ каемый ПО «Днепропетровский ком ­ байновый завод». По габаритам он меньше, зато ценою — подороже. Время покажет, какую машину захо ­ тят иметь свекловоды в ближайшем будущем. Но, думается, конкуренция двух заводов — само по себе явле­ ние положительное, стимулирующее поиск оптимальных вариантов, прог ­ рессивных конструкторских решений, направленных на повышение качест­ ва и надежности. Ведь именно по этим двум параметрам в адрес орта низаторов выставки и звучало осо­ бенно много . претензий со стороны аграрников. Итак, проблема качества. Она ро ­ дилась не вчера. Уже многие годы ведутся нескончаемые дебаты, как повысить, улучшить, поднять...» Но... Конечно, нельзя сказать, что все трактора и машины, выпускаемые, скажем, предприятиями Минеельхоз- маша плохи. Пег, конечно. Среди них немало таких, которые заслу­ женно пользуются авторитетом у сельских механизаторов. Это и се­ мейство тракторов «Беларусь», и вла­ димирские Т-25А и Г-30, широкозах ­ ватная самоходная жатка ЖВР-10-03, глубокорыхлитель-удобритель ГУН-4, сеялки СЗС-6, н СЗС-12, которые од ­ новременно выполняют предпосевную обработку почвы, посев, внесение мй неральных. удобрений и прикатку за- 'сеяных рядков и многие другие. На ­ стораживает другое.. Техника, кото- - рая приходит на смену устаревшим моделям, как правило более сложна, зачастую оборудована электроникой и. хотя ее производительность'в"пол ­ тора—два раза выше, надежность и качество изготовления оставляют же ­ лать лучшего. Ведь не секрет, что именно из-за этого многие механиза­ торы питают некоторое, мягко ска ­ зать, недоверие, к такой, казалось бы во всех отношениях современной ма­ шине, как комбайн «Дон 1500». К о ­ нечно, чтобы пересесть на машину нового поколения, земледельцу надо перешагнуть через определенный пси­ хологический барьер. Это естествен­ но. Но, согласитесь, что его преодо­ лению отнюдь не способствуют все еще довольно частые поломки ком ­ байнов, в поле и возникающие при этом сложности с ремонтом. Почему же так происходит? Почему, когда речь идет о сельхозтехнике, понятие «новая» далеко не всегда означает «надежная»? Причин здесь много. Мы коснемся одной из них, на наш взгляд, наи­ более важной. Надежность и качест­ во, как известно, закладываются прежде всего на этапе научных ис­ следований и конструирования. Но отраслевая наука долгое время была вне внимания руководителей отрас­ ли, роль ее - явно недооценивалась. 11о, надо отдать должное, в послед­ ние годы Минсельхозмаш резко пере­ строился. Вложения в науку- увели­ чились в несколько раз. А в ближай ­ шие годы их намечено довести до 12 процентов от общего объема ассиг­ нований на развитие отрасли. I I как результат — быстрыми тем­ пами развивается стендовое хозяйст­ во, призванное во много раз уско ­ рить испытания новых моделей, обес­ печить качественную проверку • как всей конструкции, так и отдельных ее элементов. Так, впервые в отрасли в ВПСХОМе создан стенд для уско ­ ренных. полнокомплектных испытаний комбайна «Дон-1500» Он позволяет проверить надежность всех основ­ ных узлов машины, включая комп ­ лектующие, и оперативно ' сообщать производителям о выявленных непо­ ладках с; целью их устранения А ведь еще совсем недавно терялось драгоценное время, так как после каждой доработки комбайну прихо­ дилось ждать очередной жатвы. Ус ­ коренные методы испытаний позво­ лили уже сейчас добиться от маши мы почти ста часов безотказной ра­ боты. то• сеть в* течение 10— 12 дней страды, (а это, как известно, и есть оптимальные сроки уборки) и теперь стоит задача довести этот показа ' тель надежности до трехсот часов Минчанам, например, испытатель­ ные стенды позволили в короткие сроки поднять ресурс тракторов «Бе­ ларусь» с восьми до десяти тысяч .часов. А с вводом на предприятии ВИС — ведомственной испытатель­ ной станции с новейшим электрон­ ным и автоматическим оборудова­ нием, строительство которой в самом разгаре, значительно расширятся воз­ можности для повышения надежно­ сти всех узлов н агрегатов новой машины МТЗ-100. Намечено, в част­ ности, довести ее моторесурс до 12 тысяч часов. По эго в ближайшем будущем. А пока... «Стоимость есть, надежности нет», — говорят сельчане, с недове­ рнем поглядывая на ярко окрашен­ ные новинки. Такой горький, к со­ жалению, у НИХ ОПЫТ. Потому II предпочитают они хорошо нм знако ­ мые обкатанные модели. Тут есть над чем подумать производственни­ кам: они зачастую обвиняют земле­ дельцев в неумелом обслуживании новой техники, из-за чего она, дес­ кать, и выходит из строя. Но руко ­ водители РАПО справедливо воскли­ цают: — Гак помогите же нам готовить I квалифицированные кадры! В самом деле технический прогресс остановить невозможно. С каждым годом сельскохозяйственные машины будут усложняться. К концу нынеш­ ней пятилетки, например, электрон­ ными средствами управления и конт ­ роля, включая микропроцессоры, ма­ шиностроители обещают оснастить более половины выпускаемых трак ­ торов н комбайнор,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz