Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » ПОЛ ИТИКУ ДИКТУЕТ ПОТРЕ БИТЕЛЬ Прошедшим летом в семи городах страны: Москве, Киеве, Минсне, Ро стове-на-Дону, Новосибирске, Таш кенте и Хабаровске прошли межот раслевые выставки-ярмарки технини для села. Они вскрыли множество проблем, существующих в отноше ниях между производителями сель скохозяйственных машин и их пот ребителями. Об уроках Московской выставки-ярмарки и пойдет речь в этом материале. На сессии Верховного Совета СССР в перерыве между заседания ми к министру сельскохозяйственного и тракторного машиностроения А. Ржевскому подошел человек сред них лет и начал взволнованно гово рить о том, что в его хозяйстве большое поголовье скота, что доярки от каждой коровы надаивают в сред нем по пять тысяч килограммов мо лока в год, могли бы и больше, да все упирается в проблему кормов: нет, их хватает — под кормовую свеклу выделены лучшие земли, но убирать урожай приходится вручную, а это тяжело и дорого... — . Когда же Минсельхозмаш нач нет делать сверклоуборочные ком байны? — таким вопросом закончил свой монолог председатель одного из колхозов Новосибирской области. — Да мы их уже давно выпус каем, — ответил министр, — и не одного, а нескольких типов: К.С-6Б, РКМ-6-03, М К К -6 — выбирайте лю бой... Этот случай можно было бы отне сти к разряду курьезных, если бы за ним не была большая проблема: ма шины не доходят до потребителя только потому, что тот не имеет Представления об их существовании. Значит реклама — этот двигатель торговли и прогресса — не срабаты вает, останавливаясь где-то на пол- п у т и . Но как бы ни велико было значе ние рекламы, суть все же не в ней. Главное — в самой системе взаимо отношений машиностроителей с кол хозами н совхозами. Сейчас ясно, что сложившаяся за долгие годы за стоя ситуация, когда аграрники бра ли не то, что им хочется, а то, что дают, и были, как говорится, и это му рады, и привела ко многим пере косам. Академик А. Аганбегян приводит такой пример: тракторов в нашей стране производится в четыре с по- ловнной раза больше, чем в США, хотя объем продукции растениевод ства у нас в полтора раза меньше, чем в Штатах. А в расчете на трак тор прицепных и навесных орудий выпускается вдвое меньше, чем в других развитых странах. Нелепость? Конечно. Ведь мощность многих трак торов не Используется и на полови* п у л С переходом агропромышленного комплекса па новые экономические методы хозяйствования казавшаяся незыблемой система отношений сель скохозяйственных предприятий с ма шиностроителями затрещала по швам. Колхозы и совхозы научились считать свои деньги и уже не хотят (и правильно делают) платить за технику, которая нм не нужна или которая может пригодиться лишь в отдаленном будущем. Затраченные деньги уже сегодня должны вклю читься в экономический оборот хо зяйства, способствуя увеличению при были. Чем же заменить — вернее — как укрепить на новой основе нарушен ную связь главных партнеров по реа лизации Продовольственной програм мы страны? Четкий и ясный ответ на этот вопрос дал июньский (1987 г.) Пленум Ц К КПСС, на котором о т мечалось, что «чем быстрее мы бу дем переходить на прямые связи, на оптовую торговлю, тем быстрее бу дем избавляться от дефицита и от излишних запасов материальных цен ностей». И далее Михаил Сергеевич Горбачев приводит в качестве при мера конкретный факт: «Сейчас, да же в самом начале перехода колхо зов и совхозов на новые принципы хозрасчета, заметно сокращаются их заказы на сельскохозяйственную тех нику и другие ресурсы. Например, на будущий год заказы на комбайны сокращаются примерно на 30 про центов. Уменьшаются заказы на от дельные виды тракторов и другой сельскохозяйственной техники, преж де всего устаревшей и малопроизво дительной». Да, времена, когда колхозы и сов- • хозы покупали все, что им предлага ли, проходят. Это ясно почувствова ли основные производители сельско хозяйственной техники: Минсельхоз- маш и Минлегпищемаш СССР. Пе рестройка настоятельно потребовала подчинить производство интересам сельчан, чутко и оперативно реаги ровать па их спрос и пожелания. Машиностроительные ведомства ста ли активно искать новые формы взаимовыгодного партнерства с пот ребителями. Но с чего начать? Разо слать в РАНО анкеты с вопросами, какую технику они хотят приобрести сейчас, а какой отдадут предпочте ние в будущем?. И, сложа руки, до жидаться ответа? А получив его, че рез месяц-другон ^снова заготовить бумаги и направить их уже на своп предприятия, чтоб и те знали, чего от них хотят? Может быть, дет пять пли десять назад так бы и было: маховик бюрократической бумажной машины неспешно набирал бы обо роты, выхолащивая попутно суть проблемы при видимости ее решения. И машиностроители нашли, пожа луй, единственно правильный выход — выйти навстречу потребителю. 11 не просто выйти — столкнуть мне ния производственников и аграрни ков возле самих машин, особенно тех, которые только готовятся к се рийному выпуску. Совместно с ос новным заказчиком, Госагропромом СССР, нынешним летом Мннсельхоз- маш и Минлегпищемаш организовали региональные выставки-ярмарки сель скохозяйственных машин и механиз мов в семц городах страны. На «Первую межотраслевую вы ставку-ярмарку сельскохозяйствен ных машин и механизмов для агро промышленного комплекса страны», так она официально называлась, в Москву съехались специалисты, пред седатели колхозов и директора сов хозов, представители РАНО практи чески со всей Российской Федерации. Интерес у практиков вызвало то об стоятельство, что на выставке можно было не только приобрести, за казать технику, по и сбыть залежав шийся в хозяйствах товар, .машины, механизмы, запчасти, оборудование, не только получить интересную и нужную информацию о новых видах продукции, но и договориться о про изводстве запасных частей в объ емах действительной их потреб ности. То-есть, налицо укрепление от ношений между машиностроительны ми предприятиями и потребителями. ...Мы приглашаем наших читателей вместе с участниками выставки яр марки пройтись по открытой пло щадке ВДНХ СССР, где выставлены образцы преимущественно перспек тивной техники для растениеводства и кормопроизводства, а также побы вать в павильоне межотраслевых вы ставок, познакомиться с оценкой по сетителей машин и механизмов для пищевой и перерабатывающей про мышленности. Представители 19 отраслей России явились участниками и гостями вы ставки-ярмарки в Москве. И у к а ж дого выявился, как говорится, свой интерес. Сразу же заметим, что очень многие машины и агрегаты помечены индексом «Новинка». Значит, есть возможность установить, насколько они необходимы труженикам села, столкнуть мнения о новой технике ученых, -конструкторов, производст венников и земледельцев. Подходим к одной из групп, соб равшейся возле овощной сеялки. — Неплохая машина, говорит пред ставитель РАНО Липецкой области Виталий Федотович Плотников, — но вместо гидроприводов на ней сле довало бы ставить электронное уст ройство. — И добавляет, — не лю бим мы гидравлику, ненадежная она. Куда ни глянь, везде оживленные дискуссии. — Роторная косилка не отвечает требованиям. Мы не можем ее ре монтировать. Это сложно, так как нет специального оборудования, — гово рит заместитель РАПО из Брянской области Ббсловяк Владимир Гри горьевич. — Нет, — возражает ему замести тель председателя РАПО, кировча нин Корнеев Валентин Иванович. — Косилка неплохая. Надо только уси лить несущий брус. Представители завода обещали это учесть. А вот грабли ГВР -6 черезлнесколько дней выходят из строя, Нет машин для уборки корнеплодов. Убирать их в наших условиях практически нечем. Дел® в том, что поля у нас неболь шие — от 20 до 60:1гектаров. При менять и, следовательно, покупать дорогие мощные днепропетровские и - таганрогские машины экономически нецелесообразно дХя таких малых участков. Нет машины для измельче ния соломы. Нет приспособлений для рулонной технологии приготовления кормов. Доярки вынуждены вручную разматывать и резать ножом руло ны... II пожелания, вопросы, требова ния... «...нужны машины с активны ми рабочими органами», «...нужно больше агрегатов, работающих от не зависимого вала отбора мощности», «...почему промышленность идет по линии повышения мощности тракто ров и комбайнов, ведь нам нужна и средняя, и малая мощность»... Посе тители с крестьянской основатель ностью рассматривают экспонаты, просят испытателей включить двига тель. Специалисты предприятий, в свою очередь, берут «на. карандаш» все замечания, мнения, пожелания. Оми будут учтены не только в про изводственной практике, но и при создании новой Системы машин, ко торую ученые и конструкторы сов местно со специалистами Госагро- прома СССР разрабатывают на каж дую пятилетку. 11а одной из встреч представите лей промышленности н 1'осагропро- ма РСФСР, состоявшейся в рамках Московской выставки-ярмарки, заме ститель начальника Главного техни ческого управления Минсельхозмаща СССР Д. Курцев сказал: Выставка-ярмарка показала, что создание Системы машин во многом оказалось кабинетным, без учета мне ния потребителя. Ее. результаты, без условно, помогут нам выработать бо лее точно номенклатуру сельскохо зяйственной техники, мы постараем ся максимально приблизить ее к ин тересам колхозов и совхозов. Новая Система, к разработке которой мы уже приступаем,< будет широко об суждаться с представителями сель ского хозяйства. По ярмарка есть ярмарка. И вот уже кажется повеяло ветром конку ренции. Конструктор Тернопольского комбайнового завода В. Осуховский, рассказывая о принципах действия корнеуборочной машины КС-6Б-05, смело заявляет: Гарантия нашего изделия - в о семь лет. В прошлом сезоне машина отработала в 11вано -Франковской и Белгородской области, в Прибалтике, на Кубани. Без ремонта. Мы ее только почистили и «своим ходом» пригнали из Тернополя на ВДНХ. Здесь и впрямь нечему ломаться. Пет ни приводов, ни ремней — де талей столь уязвимых в машинах по добного рода. Агрегат работает по роторному принципу: вращающиеся рабочие оргайы не только выкапы вают корнеплоды; но и одновремен но просеивают, освобождают от комь ев земли и подают на транспортер. А рядом стоит уже знакомый свек ловодам и завоевавший хорошую ре путацию комбайн РКМ-6-03, выпус каемый ПО «Днепропетровский ком байновый завод». По габаритам он меньше, зато ценою — подороже. Время покажет, какую машину захо тят иметь свекловоды в ближайшем будущем. Но, думается, конкуренция двух заводов — само по себе явле ние положительное, стимулирующее поиск оптимальных вариантов, прог рессивных конструкторских решений, направленных на повышение качест ва и надежности. Ведь именно по этим двум параметрам в адрес орта низаторов выставки и звучало осо бенно много . претензий со стороны аграрников. Итак, проблема качества. Она ро дилась не вчера. Уже многие годы ведутся нескончаемые дебаты, как повысить, улучшить, поднять...» Но... Конечно, нельзя сказать, что все трактора и машины, выпускаемые, скажем, предприятиями Минеельхоз- маша плохи. Пег, конечно. Среди них немало таких, которые заслу женно пользуются авторитетом у сельских механизаторов. Это и се мейство тракторов «Беларусь», и вла димирские Т-25А и Г-30, широкозах ватная самоходная жатка ЖВР-10-03, глубокорыхлитель-удобритель ГУН-4, сеялки СЗС-6, н СЗС-12, которые од новременно выполняют предпосевную обработку почвы, посев, внесение мй неральных. удобрений и прикатку за- 'сеяных рядков и многие другие. На стораживает другое.. Техника, кото- - рая приходит на смену устаревшим моделям, как правило более сложна, зачастую оборудована электроникой и. хотя ее производительность'в"пол тора—два раза выше, надежность и качество изготовления оставляют же лать лучшего. Ведь не секрет, что именно из-за этого многие механиза торы питают некоторое, мягко ска зать, недоверие, к такой, казалось бы во всех отношениях современной ма шине, как комбайн «Дон 1500». К о нечно, чтобы пересесть на машину нового поколения, земледельцу надо перешагнуть через определенный пси хологический барьер. Это естествен но. Но, согласитесь, что его преодо лению отнюдь не способствуют все еще довольно частые поломки ком байнов, в поле и возникающие при этом сложности с ремонтом. Почему же так происходит? Почему, когда речь идет о сельхозтехнике, понятие «новая» далеко не всегда означает «надежная»? Причин здесь много. Мы коснемся одной из них, на наш взгляд, наи более важной. Надежность и качест во, как известно, закладываются прежде всего на этапе научных ис следований и конструирования. Но отраслевая наука долгое время была вне внимания руководителей отрас ли, роль ее - явно недооценивалась. 11о, надо отдать должное, в послед ние годы Минсельхозмаш резко пере строился. Вложения в науку- увели чились в несколько раз. А в ближай шие годы их намечено довести до 12 процентов от общего объема ассиг нований на развитие отрасли. I I как результат — быстрыми тем пами развивается стендовое хозяйст во, призванное во много раз уско рить испытания новых моделей, обес печить качественную проверку • как всей конструкции, так и отдельных ее элементов. Так, впервые в отрасли в ВПСХОМе создан стенд для уско ренных. полнокомплектных испытаний комбайна «Дон-1500» Он позволяет проверить надежность всех основ ных узлов машины, включая комп лектующие, и оперативно ' сообщать производителям о выявленных непо ладках с; целью их устранения А ведь еще совсем недавно терялось драгоценное время, так как после каждой доработки комбайну прихо дилось ждать очередной жатвы. Ус коренные методы испытаний позво лили уже сейчас добиться от маши мы почти ста часов безотказной ра боты. то• сеть в* течение 10— 12 дней страды, (а это, как известно, и есть оптимальные сроки уборки) и теперь стоит задача довести этот показа ' тель надежности до трехсот часов Минчанам, например, испытатель ные стенды позволили в короткие сроки поднять ресурс тракторов «Бе ларусь» с восьми до десяти тысяч .часов. А с вводом на предприятии ВИС — ведомственной испытатель ной станции с новейшим электрон ным и автоматическим оборудова нием, строительство которой в самом разгаре, значительно расширятся воз можности для повышения надежно сти всех узлов н агрегатов новой машины МТЗ-100. Намечено, в част ности, довести ее моторесурс до 12 тысяч часов. По эго в ближайшем будущем. А пока... «Стоимость есть, надежности нет», — говорят сельчане, с недове рнем поглядывая на ярко окрашен ные новинки. Такой горький, к со жалению, у НИХ ОПЫТ. Потому II предпочитают они хорошо нм знако мые обкатанные модели. Тут есть над чем подумать производственни кам: они зачастую обвиняют земле дельцев в неумелом обслуживании новой техники, из-за чего она, дес кать, и выходит из строя. Но руко водители РАПО справедливо воскли цают: — Гак помогите же нам готовить I квалифицированные кадры! В самом деле технический прогресс остановить невозможно. С каждым годом сельскохозяйственные машины будут усложняться. К концу нынеш ней пятилетки, например, электрон ными средствами управления и конт роля, включая микропроцессоры, ма шиностроители обещают оснастить более половины выпускаемых трак торов н комбайнор,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz