Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
стр, 2 « К И Р О В Е Ц » ХОЗРАСЧЕТ - В Е Л Е Н И Е В Р Е М Е Н И .В П ОМ ОЩ Ь П Р О П А Г А Н Д И С Т У К теме , , Сов е рш е нетво в а н н е м ет одо в хо з яй с т вован и я в у с л о в и я х п е р е х о д а отра с л и н а п о л н ы й х о з р а с ч ет , с а м о ф и н а н с и р о в а н и е и н о в ы е у с л о в и и оп л ат ы т р уд а в свете р е ш е н и й и ю н ь с к о г о (1937 г .) П л е н у м а Ц К К П С С “ ' На уровне требований, вы двинутых XXV II съездом КПСС и июньским (1987 г.) Плену мом Ц К КПСС, перед отраслью тракторного и с/х машино строения поставлена задача: осуществить в широких мас штабах техническую перест ройку производства . с целью значительного повышения про изводительности с/х машин, снижения удельного расхода топлива и удельной металло емкости изделий. Отрасли предстоит организовать изго товление новых моделей всех видов тракторов, утроить вы пуск набора орудий к энерго насыщенным тракторам, обес ценить создание и выпуск но вых высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов, расширить производство на дежных в эксплуатации, эко номичных и малогабаритных тракторов, мотоблоков с комп лектом приспособлений к ним, освоить.выпуск комплектов вы сокопроизводительных машин и оборудования для применения почвозащитных систем земле делия и интенсивных техноло гий возделывания сельскохо зяйственных культур. В X I I пятилетке предусмат- 'ривается достичь прироста то варной продукции в отрасли на 46%, производительности тру да на 42°/о., обновить 70% вы пускаемой номенклатуры ма шин, в том числе разработать и освоить производство 24 но вых видов тракторов, ресурс тракторов до капитального ре монта увеличить с 6 до 10 тыс. часов. Эти и ряд других мероприя тий позволят сократить в . XI I пятилетке сроки проведения ра бот на 25%, снизить трудозат раты в сельском хозяйстве на 20—30%, создать условия для высвобождения в X I I пятилет ке. 4,1 млн. человек, занятых в настоящее время на сельскохо зяйственных работах. Июньским Пленумом Ц К КПСС поставлена задача на основе полного хозрасчета,са моокупаемости и самофинанси рования создать современный хозяйственный механизм дея тельности предприятий, обеспе чивающих работу на потреби теля, направленнный на все мерную экономию, ресурсов широкое применение достиже ний науки и техники. ^ . Полный хозяйственный рас чет — это метод экономическо го управления предприятием, когда за счет полученных до ходов (выручки) предприятие покрывает расходы ы'а произ водство и реализацию продук ции: за счет высокорентабель ной работы зарабатывает сред ства для создания фондов эко номического стимулирования, идущих на решение социаль ных вопросов, технического пе ревооружения, реконструкции и расширения предприятий; по установленным нормативам производит отчисление средств государству для формирования бюджета и в резерв Министер ства. Самоокупаемость означает, что предприятия должны ра ботать так, чтобы из выручки от реализации продукции (вы полненных работ, оказанных услуг) возмещать свои издерж ки па*производство и реализа цию продукции Самоокупае мость означает безубыточность. Однако, простого возмещения затрат на производство и реа лизацию продукции для уско рения социально-экономическо го развития недостаточно. За дача состоит в том, чтобы обеспечить превышение дохо дов над расходами, т. е. пред приятие должно работать рен табельно, высокодоходно. В этом случае оно цожет перей ти от первой фазы хозрасчета —- самоокупаемости ко второй, более высокой стадии — к самофинансированию. Самофинансирование — это более высокий уровень „хозрас четной деятельности, при ко тором финансирование всех ви дов деятельности предприятий, в том числе и капитальных вложении на техническое пе ревооружение, реконструкцию и расширение предприятий, ре шение социальных вопросов осуществляется за счет собст венных, заработанных самим предприятием средств. За счет прибыли формируются и все фонды экономического стиму лирования по утвержденным нормативам. Из этого, однако, не следует, что в условиях са мофинансирования исключает ся привлечение внешних фи нансовых ресурсов. За пред приятием сохраняется право пользоваться банковским кре дитом, если собственных средств временно не хватает. В отдельных случаях, при крупномасштабном расшире нии действующего производст ва могут быть выделены сред ства из бюджета. Так, напри мер, на создание мощностей для выпуска нового трактора на нашем заводе из бюджета выделено 475 млн. рублей. Наконец ^ 1же самофинанси рование нс означает полного хозяйственного расчета, Необ ходимо, чтобы зарабатывае мые предприятием денежные ресурсы были достаточны нс только для самофинансирова ния по и, как ^указывал В. И. Ленин, для содержания госу дарства. У государства по стоянно существует необходи мость затрат на финансирова ние общественных фондов пот ребления, развитие науки, здравоохранения, укрепление обороноспособности. Вес эти затраты покрывают ся из бюджета, а бюджет в большой степени формируется из отчислений промышленных предприятий, работающих с вы сокой рентабельностью. Основным звеном народного хозяйства является государст венное предприятие. Здесь соз дается и приумножается народ ное богатство; обеспечивается решение экономических и . со циальных задач. Здесь члены нашего общества реализуют представленное социализмом право на труд, свои творче ские возможности. Закон СССР о государствен ном 'предприятии (объедине нии) разработан в нашей стра не впервые. Этот документ имеет огромное социально-эко номическое значение, заклады вая фундамент преобразований всего хозяйственного управле ния. Основная идея Закона в том, чтобы новый хозяйственный механизм создавал также про изводственные и социальные условия жизнедеятельности тру довых коллективов, такие сти мулы их развития, которые по буждали бы предприятия вы полнять их главную задачу— всемерно удовлетворить пот ребность народного хозяйства и населения в необходимой продукции, выпускать ее с на именьшими затратами. В этом смысл Закона. Все новое, что вносит Закон в жизнь коллек тива, вся система стимулов, обеспечивающая его заинтере сованность в результатах тру да, неразрывно связана с по следовательным утверждением ленинских принципов хозяйст венного расчета и самоуправ ления. Производственное и социаль ное развитие предприятия бу дет теперь в прямой зависимо сти от результатов деятельно сти, от заработанных трудо вым коллективом средств, даст мощный импульс развитию творческой инициативы каждо го труженика. В практику вводится новая экономическая категория — хозрасчетный доход. Он ста нет основным источником оп латы труда и материального поощрения, фонда развития производства," науки и техники и фонда социального разви тия. Это значит, что стремле ние увеличить прибыль или до ход по-настоящему, на деле должно побудить трудовые коллективы к экономному ве дению хозяйства, повышению производительности труда и качества продукции, к береж ному использованию всех ре , сурсов. Принципиально новым стало то, что теперь они будут не только самостоятельно разра батывать, но и сами утверж дать пятплетпие планы' своего экономического и социального ^ развития, а на их базе — го довые планы. Государ.ствепиое воздействие на эти процессы должно обес печиваться экономическими ме тодами, через контрольные цифры, государственные зака зы, долговременные стабиль ные нормативы и лимиты. Они углубляют хозяйственную са мостоятельность и вместе с тем ориентируют предприятия на достижение народнохозяй ственных целей. В новых условиях предприя тиям придется всерьез взяться за изучение рынка, завоевать потребителя, постоянно под держивать высокий, техиичс екни уровень и„качество своей продукции,' иначе теперь не за работаешь средства, необходи мые для своего производствен ного и социального развития, оплаты труда. Это делает хо зяйственные договора важней шим инструментом формирова ния плана, так как в них реа лизуются все требования по требителя к составу, качеству и срокам поставки продукции. В новых условиях предприя тие не сможет успешно функ ционировать, не опираясь на научно-технический прогресс — его продукцию не примет пот ребитель. Важнейшее, и принципиаль ное значение закона заклю чается в том, чтоб все преоб разования в деятельности пред приятий неразрывно связаны с широким' развитием демокра тизации, опираются на после- * довательпос развертывание принципа социалистического самоуправления. Предприятие должно само стоятельно составлять и утвер ждать свои пятилетние и годо вые планы на основе заказов государства, прямых заказов предприятий и организаций, спроса потребителей. В связи с этим резко повы шается роль договоров в пла нировании, что предполагает усиление взаимной ответствен ности заказчика и производи теля. Исходными данными и основой для составления иятн- летнего плана предприятия слу жат контрольные цифры, дол говременные экономические нормативы, государственные заказы. В пятилетппх и годовых планах, в новых условиях ра боты, предприятию утверж даются следующие показатели: 1. Производство основной но менклатуры в натуральном и стоимостном выражении, для заключения договоров е изго товителями и потребителями продукции. 2. Задание по еже годному обновлению продук ции. 3. Рост производительно сти труда. 4. Прибыль. 5. Л и миты государственных капвло жений и строительно-монтаж ных работ, ввод в действие ос новных фондов и объектов соц культбыта за счет этйх кап вложений по перечню пред приятия. 6. Лимиты материаль но-технических ресурсов по у к рупненной номенклатуре в пя тилетием плане, фонды на ос новные виды материально-тех нических ресурсов в годовом плане. 7. Задание по среднему снижению удельных расходов основных видов материалов на 1 млн. рублей выпуска про дукции. В годовых планах оценка выполнения обяза тельств по поставкам осуще ствляется по реализованной продукции. Сочетание общественных ин тересов с интересами коллек тива предприятия достигается через долговременные стабиль ные экономические нормативы: платежей в государственный бюджет; .формирование фонда оплаты труда и фондов эконо мического стимулирования. Нормативы призваны создать такие экономические условия деятельности предприятия, при которых ему выгодно искать пути наиболее эффективного удовлетворения спроса, роста производства и повышения ка чества продукции, выполнять государственные заказы, выхо-. дить па контрольные цифры, активно внедрять научно-тех нический прогресс. Важнейшим требованием к нормативам — длительность действия. Только в этом слу чае предприятие имеет воз можность оценить, что оно за рабатывает от вие’дрения в производство научно-техниче ских достижений, техпере вооружения, реконструкции. Нормативы на всем протя жении установленного периода их действия должны быть ста бильными. Их изменение неиз бежно приводит к неустойчи вости условий хозяйствования, и ослабляет заинтересован ность в повышении эффектив ности производства. Внутрипроизводственный хоз расчет является органической частью хозрасчета производст венного объединения (пред приятия) И'охватывает систе му экономических отношений структурных подразделений — производственных единиц, це хов, отделов, служб, участков,* бригад — с объединением (предприятием) и между со бой. ; , Внутрипроизводственный хоз расчет направлен на решение следующих основных задач: обеспечение заинтересован ности трудовых коллективов и отдельных работников в вы полнении плановых заданий и договорных обязательств, ши роком использовании достиже ний научно-технического прог ресса в производстве, обновле нии продукции и повышении ее качества, снижении себестои мости, росте прибыли п произ водительности "труда; развитие инициативы трудо вых коллективов и отдельных работников в выявлении и ис пользовании внутрипроизвод ственных резервов, повышении эффективности производства. Внутрипроизводственный хоз расчет основывается на прин ципах: сочетания централизо ванного' планового руководства со стороны объединения в це лом с определенной, оператив но-хозяйственной самостоятель ностью каждого структурного подразделения; рационального использования трудовых, мате риальных и денежных ресур сов на основе соизмерения фак тического их расхода с уста новленными нормами, норма тивами и плановыми задания ми; материального и мораль ного поощрения за достижение высоких конечных результатов, повышения эффективности про изводства. В системе внутрипроизвод ственного хозрасчета выде ляются следующие основные подсистемы: — хозрасчет цехов основно го производства; — хозрасчет цехов вспомо-’ гательного производства; — хозрасчет бригад и уча стков; — . хозрасчет функциональ ных, технических и коммерче ских отделов аппарата управ ления и- служб. Количество показателей, ис пользуемых во внутрипроиз водственном хозрасчете в ка честве утверждаемых и оце ночных, должно быть мини мальным, но достаточным для обеспечения согласованной дея тельности -производственных подразделений. Система планово-оценочных показателей и экономических нормативов, различных подраз делений устанавливается е уче том их организационно-технй- ческнх особенностей и отли чается составом показателей, единицами измерения и мето дами исчисления. Для произаодственных^цехов основного производства в ка честве утверждаемых исполь зуются следующие показатели: — выпуск продукции в нату ральном выражении' (номен клатуре) в том числе: — задания по новой техни ке; — продукция для экспорта; — объем реализованной про дукции в оптовых ценах (для оценки выполнения обяза тельств по поставкам); — предельный уровень зат рат на 1 рубль товарной про дукции; . ■— производительность труда или снижение трудоемкости; — норматив . образования фонда заработной платы; — норматив образова н и я ФМП. Цехам вспомогательного про изводства устанавливаются сле дующие утверждаемые показа тели: — выпуск продукции в нор- мо-часах; — предельный уровень зат рат на 1 рубль .товарной про дукции; — производительность труда или снижение трудоемкости; — норматив образования фонда зарплаты и ФМП. Для энергетических цехов, транспортных и других утвер ждаемым является показатель — «фонд ■зарплаты ППП». Применение принципов внут рипроизводственного хозрасче та в деятельности отделов 1- служб дает возможность за крепить за каждым отделом статьи затрат по конкретным видам материальных ресурсов, потребляемых производствен ными подразделениями и воз ложить на них обязанности нормировать и анализировать расход этих ресурсов и прини мать необходимые меры по ус транению выявленных отклоне ний фактических затрат от нор мативных. • Всем отделам заводоуправ .пения в качестве планово-оце ночных показателен исполь зуются следующие: — лимит расходов на' содер жание отдела, в том числе фонд заработной платы; — задание по снижению тех статен непроизводительных рас ходов, за которые непосредст венно отвечает соответствую щий отдел. Окончание на 4 стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz