Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

стр, 2 « К И Р О В Е Ц » ХОЗРАСЧЕТ - В Е Л Е Н И Е В Р Е М Е Н И .В П ОМ ОЩ Ь П Р О П А Г А Н Д И С Т У К теме , , Сов е рш е нетво в а н н е м ет одо в хо ­ з яй с т вован и я в у с л о в и я х п е р е х о д а отра ­ с л и н а п о л н ы й х о з р а с ч ет , с а м о ф и н а н с и ­ р о в а н и е и н о в ы е у с л о в и и оп л ат ы т р уд а в свете р е ш е н и й и ю н ь с к о г о (1937 г .) П л е н у м а Ц К К П С С “ ' На уровне требований, вы­ двинутых XXV II съездом КПСС и июньским (1987 г.) Плену­ мом Ц К КПСС, перед отраслью тракторного и с/х машино­ строения поставлена задача: осуществить в широких мас­ штабах техническую перест­ ройку производства . с целью значительного повышения про­ изводительности с/х машин, снижения удельного расхода топлива и удельной металло­ емкости изделий. Отрасли предстоит организовать изго­ товление новых моделей всех видов тракторов, утроить вы­ пуск набора орудий к энерго­ насыщенным тракторам, обес­ ценить создание и выпуск но­ вых высокопроизводительных зерноуборочных комбайнов, расширить производство на­ дежных в эксплуатации, эко ­ номичных и малогабаритных тракторов, мотоблоков с комп­ лектом приспособлений к ним, освоить.выпуск комплектов вы­ сокопроизводительных машин и оборудования для применения почвозащитных систем земле­ делия и интенсивных техноло­ гий возделывания сельскохо­ зяйственных культур. В X I I пятилетке предусмат- 'ривается достичь прироста то ­ варной продукции в отрасли на 46%, производительности тру ­ да на 42°/о., обновить 70% вы­ пускаемой номенклатуры ма­ шин, в том числе разработать и освоить производство 24 но­ вых видов тракторов, ресурс тракторов до капитального ре­ монта увеличить с 6 до 10 тыс. часов. Эти и ряд других мероприя­ тий позволят сократить в . XI I пятилетке сроки проведения ра­ бот на 25%, снизить трудозат­ раты в сельском хозяйстве на 20—30%, создать условия для высвобождения в X I I пятилет­ ке. 4,1 млн. человек, занятых в настоящее время на сельскохо­ зяйственных работах. Июньским Пленумом Ц К КПСС поставлена задача на основе полного хозрасчета,са­ моокупаемости и самофинанси­ рования создать современный хозяйственный механизм дея­ тельности предприятий, обеспе­ чивающих работу на потреби­ теля, направленнный на все­ мерную экономию, ресурсов широкое применение достиже­ ний науки и техники. ^ . Полный хозяйственный рас­ чет — это метод экономическо­ го управления предприятием, когда за счет полученных до­ ходов (выручки) предприятие покрывает расходы ы'а произ­ водство и реализацию продук­ ции: за счет высокорентабель­ ной работы зарабатывает сред­ ства для создания фондов эко ­ номического стимулирования, идущих на решение социаль­ ных вопросов, технического пе­ ревооружения, реконструкции и расширения предприятий; по установленным нормативам производит отчисление средств государству для формирования бюджета и в резерв Министер­ ства. Самоокупаемость означает, что предприятия должны ра­ ботать так, чтобы из выручки от реализации продукции (вы­ полненных работ, оказанных услуг) возмещать свои издерж­ ки па*производство и реализа­ цию продукции Самоокупае­ мость означает безубыточность. Однако, простого возмещения затрат на производство и реа­ лизацию продукции для уско ­ рения социально-экономическо­ го развития недостаточно. За­ дача состоит в том, чтобы обеспечить превышение дохо­ дов над расходами, т. е. пред­ приятие должно работать рен­ табельно, высокодоходно. В этом случае оно цожет перей­ ти от первой фазы хозрасчета —- самоокупаемости ко второй, более высокой стадии — к самофинансированию. Самофинансирование — это более высокий уровень „хозрас­ четной деятельности, при ко ­ тором финансирование всех ви­ дов деятельности предприятий, в том числе и капитальных вложении на техническое пе­ ревооружение, реконструкцию и расширение предприятий, ре­ шение социальных вопросов осуществляется за счет собст­ венных, заработанных самим предприятием средств. За счет прибыли формируются и все фонды экономического стиму­ лирования по утвержденным нормативам. Из этого, однако, не следует, что в условиях са­ мофинансирования исключает­ ся привлечение внешних фи­ нансовых ресурсов. За пред­ приятием сохраняется право пользоваться банковским кре­ дитом, если собственных средств временно не хватает. В отдельных случаях, при крупномасштабном расшире­ нии действующего производст­ ва могут быть выделены сред­ ства из бюджета. Так, напри­ мер, на создание мощностей для выпуска нового трактора на нашем заводе из бюджета выделено 475 млн. рублей. Наконец ^ 1же самофинанси­ рование нс означает полного хозяйственного расчета, Необ­ ходимо, чтобы зарабатывае­ мые предприятием денежные ресурсы были достаточны нс только для самофинансирова­ ния по и, как ^указывал В. И. Ленин, для содержания госу­ дарства. У государства по­ стоянно существует необходи­ мость затрат на финансирова­ ние общественных фондов пот­ ребления, развитие науки, здравоохранения, укрепление обороноспособности. Вес эти затраты покрывают­ ся из бюджета, а бюджет в большой степени формируется из отчислений промышленных предприятий, работающих с вы­ сокой рентабельностью. Основным звеном народного хозяйства является государст­ венное предприятие. Здесь соз­ дается и приумножается народ­ ное богатство; обеспечивается решение экономических и . со­ циальных задач. Здесь члены нашего общества реализуют представленное социализмом право на труд, свои творче­ ские возможности. Закон СССР о государствен­ ном 'предприятии (объедине­ нии) разработан в нашей стра­ не впервые. Этот документ имеет огромное социально-эко­ номическое значение, заклады­ вая фундамент преобразований всего хозяйственного управле­ ния. Основная идея Закона в том, чтобы новый хозяйственный механизм создавал также про­ изводственные и социальные условия жизнедеятельности тру­ довых коллективов, такие сти­ мулы их развития, которые по­ буждали бы предприятия вы­ полнять их главную задачу— всемерно удовлетворить пот­ ребность народного хозяйства и населения в необходимой продукции, выпускать ее с на­ именьшими затратами. В этом смысл Закона. Все новое, что вносит Закон в жизнь коллек­ тива, вся система стимулов, обеспечивающая его заинтере­ сованность в результатах тру ­ да, неразрывно связана с по ­ следовательным утверждением ленинских принципов хозяйст­ венного расчета и самоуправ­ ления. Производственное и социаль­ ное развитие предприятия бу­ дет теперь в прямой зависимо­ сти от результатов деятельно­ сти, от заработанных трудо­ вым коллективом средств, даст мощный импульс развитию творческой инициативы каждо ­ го труженика. В практику вводится новая экономическая категория — хозрасчетный доход. Он ста­ нет основным источником оп­ латы труда и материального поощрения, фонда развития производства," науки и техники и фонда социального разви­ тия. Это значит, что стремле­ ние увеличить прибыль или до­ ход по-настоящему, на деле должно побудить трудовые коллективы к экономному ве­ дению хозяйства, повышению производительности труда и качества продукции, к береж­ ному использованию всех ре , сурсов. Принципиально новым стало то, что теперь они будут не только самостоятельно разра­ батывать, но и сами утверж­ дать пятплетпие планы' своего экономического и социального ^ развития, а на их базе — го­ довые планы. Государ.ствепиое воздействие на эти процессы должно обес­ печиваться экономическими ме­ тодами, через контрольные цифры, государственные зака ­ зы, долговременные стабиль­ ные нормативы и лимиты. Они углубляют хозяйственную са­ мостоятельность и вместе с тем ориентируют предприятия на достижение народнохозяй­ ственных целей. В новых условиях предприя­ тиям придется всерьез взяться за изучение рынка, завоевать потребителя, постоянно под­ держивать высокий, техиичс екни уровень и„качество своей продукции,' иначе теперь не за­ работаешь средства, необходи­ мые для своего производствен­ ного и социального развития, оплаты труда. Это делает хо­ зяйственные договора важней­ шим инструментом формирова­ ния плана, так как в них реа­ лизуются все требования по­ требителя к составу, качеству и срокам поставки продукции. В новых условиях предприя­ тие не сможет успешно функ­ ционировать, не опираясь на научно-технический прогресс — его продукцию не примет пот­ ребитель. Важнейшее, и принципиаль­ ное значение закона заклю­ чается в том, чтоб все преоб­ разования в деятельности пред­ приятий неразрывно связаны с широким' развитием демокра­ тизации, опираются на после- * довательпос развертывание принципа социалистического самоуправления. Предприятие должно само­ стоятельно составлять и утвер­ ждать свои пятилетние и годо­ вые планы на основе заказов государства, прямых заказов предприятий и организаций, спроса потребителей. В связи с этим резко повы­ шается роль договоров в пла­ нировании, что предполагает усиление взаимной ответствен­ ности заказчика и производи­ теля. Исходными данными и основой для составления иятн- летнего плана предприятия слу­ жат контрольные цифры, дол­ говременные экономические нормативы, государственные заказы. В пятилетппх и годовых планах, в новых условиях ра­ боты, предприятию утверж­ даются следующие показатели: 1. Производство основной но­ менклатуры в натуральном и стоимостном выражении, для заключения договоров е изго­ товителями и потребителями продукции. 2. Задание по еже­ годному обновлению продук­ ции. 3. Рост производительно­ сти труда. 4. Прибыль. 5. Л и ­ миты государственных капвло­ жений и строительно-монтаж­ ных работ, ввод в действие ос­ новных фондов и объектов соц­ культбыта за счет этйх кап ­ вложений по перечню пред­ приятия. 6. Лимиты материаль­ но-технических ресурсов по у к ­ рупненной номенклатуре в пя­ тилетием плане, фонды на ос­ новные виды материально-тех­ нических ресурсов в годовом плане. 7. Задание по среднему снижению удельных расходов основных видов материалов на 1 млн. рублей выпуска про­ дукции. В годовых планах оценка выполнения обяза­ тельств по поставкам осуще­ ствляется по реализованной продукции. Сочетание общественных ин­ тересов с интересами коллек­ тива предприятия достигается через долговременные стабиль­ ные экономические нормативы: платежей в государственный бюджет; .формирование фонда оплаты труда и фондов эконо­ мического стимулирования. Нормативы призваны создать такие экономические условия деятельности предприятия, при которых ему выгодно искать пути наиболее эффективного удовлетворения спроса, роста производства и повышения ка ­ чества продукции, выполнять государственные заказы, выхо-. дить па контрольные цифры, активно внедрять научно-тех­ нический прогресс. Важнейшим требованием к нормативам — длительность действия. Только в этом слу­ чае предприятие имеет воз­ можность оценить, что оно за­ рабатывает от вие’дрения в производство научно-техниче­ ских достижений, техпере­ вооружения, реконструкции. Нормативы на всем протя­ жении установленного периода их действия должны быть ста­ бильными. Их изменение неиз­ бежно приводит к неустойчи­ вости условий хозяйствования, и ослабляет заинтересован­ ность в повышении эффектив­ ности производства. Внутрипроизводственный хоз­ расчет является органической частью хозрасчета производст­ венного объединения (пред­ приятия) И'охватывает систе­ му экономических отношений структурных подразделений — производственных единиц, це­ хов, отделов, служб, участков,* бригад — с объединением (предприятием) и между со­ бой. ; , Внутрипроизводственный хоз­ расчет направлен на решение следующих основных задач: обеспечение заинтересован­ ности трудовых коллективов и отдельных работников в вы­ полнении плановых заданий и договорных обязательств, ши­ роком использовании достиже­ ний научно-технического прог ­ ресса в производстве, обновле­ нии продукции и повышении ее качества, снижении себестои­ мости, росте прибыли п произ­ водительности "труда; развитие инициативы трудо­ вых коллективов и отдельных работников в выявлении и ис­ пользовании внутрипроизвод­ ственных резервов, повышении эффективности производства. Внутрипроизводственный хоз­ расчет основывается на прин­ ципах: сочетания централизо­ ванного' планового руководства со стороны объединения в це­ лом с определенной, оператив­ но-хозяйственной самостоятель­ ностью каждого структурного подразделения; рационального использования трудовых, мате­ риальных и денежных ресур­ сов на основе соизмерения фак­ тического их расхода с уста­ новленными нормами, норма­ тивами и плановыми задания­ ми; материального и мораль­ ного поощрения за достижение высоких конечных результатов, повышения эффективности про­ изводства. В системе внутрипроизвод­ ственного хозрасчета выде­ ляются следующие основные подсистемы: — хозрасчет цехов основно­ го производства; — хозрасчет цехов вспомо-’ гательного производства; — хозрасчет бригад и уча­ стков; — . хозрасчет функциональ­ ных, технических и коммерче­ ских отделов аппарата управ­ ления и- служб. Количество показателей, ис­ пользуемых во внутрипроиз­ водственном хозрасчете в ка ­ честве утверждаемых и оце­ ночных, должно быть мини­ мальным, но достаточным для обеспечения согласованной дея­ тельности -производственных подразделений. Система планово-оценочных показателей и экономических нормативов, различных подраз­ делений устанавливается е уче­ том их организационно-технй- ческнх особенностей и отли­ чается составом показателей, единицами измерения и мето­ дами исчисления. Для произаодственных^цехов основного производства в ка ­ честве утверждаемых исполь­ зуются следующие показатели: — выпуск продукции в нату­ ральном выражении' (номен­ клатуре) в том числе: — задания по новой техни­ ке; — продукция для экспорта; — объем реализованной про­ дукции в оптовых ценах (для оценки выполнения обяза­ тельств по поставкам); — предельный уровень зат­ рат на 1 рубль товарной про­ дукции; . ■— производительность труда или снижение трудоемкости; — норматив . образования фонда заработной платы; — норматив образова н и я ФМП. Цехам вспомогательного про­ изводства устанавливаются сле­ дующие утверждаемые показа­ тели: — выпуск продукции в нор- мо-часах; — предельный уровень зат­ рат на 1 рубль .товарной про­ дукции; — производительность труда или снижение трудоемкости; — норматив образования фонда зарплаты и ФМП. Для энергетических цехов, транспортных и других утвер­ ждаемым является показатель — «фонд ■зарплаты ППП». Применение принципов внут­ рипроизводственного хозрасче­ та в деятельности отделов 1- служб дает возможность за­ крепить за каждым отделом статьи затрат по конкретным видам материальных ресурсов, потребляемых производствен­ ными подразделениями и воз­ ложить на них обязанности нормировать и анализировать расход этих ресурсов и прини­ мать необходимые меры по ус­ транению выявленных отклоне­ ний фактических затрат от нор­ мативных. • Всем отделам заводоуправ .пения в качестве планово-оце­ ночных показателен исполь­ зуются следующие: — лимит расходов на' содер­ жание отдела, в том числе фонд заработной платы; — задание по снижению тех статен непроизводительных рас­ ходов, за которые непосредст­ венно отвечает соответствую­ щий отдел. Окончание на 4 стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz