Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 КАЖ ДОМ У - ПО Т Р У Д У ГЭ настоящее время сущ ес т в ую щ а я система заработном платы не соответствует гребо- панням ускорения социально- экономического развития стра ны, интенсификации экономи ки па основе научно-техничес кого прогресса. В 70-х начале 80-х годов отчетливо проявил ся уравнительным подход в оп лате труда, недостаточно поо щрялись высококвалифициро ванный труд, профессиональ ное мастерство, неоправданно сблизились уровни заработной платы рабочих разной квали фикации, а также рабочих с одной стороны, инженеров и специалистов с другой. Снизи лась регулирующая роль та рифной системы. Установлен ные более 15 лет назад ставки и оклады устарели, не заинте ресовывают в повышении ква лификации. Тарифная часть составляет всего от 50 до 60 процентов средней заработной платы. Премии, надбавки и доплаты во многих случаях превратились в механическую прибавку к зарплате, не свя занную с трудовым вкладом. XXV II съездом КПСС была поставлена задача обеспечить строгую зависимость зарпла ты от количества и качества труда. Решение ее в X II пяти летке осуществляется прежде всего путем введения новых тарифных ставок и должност ных окладов работников про изводственных отраслей, кото рые повысятся в среднем на 25—30 процентов. При этом повышение ставок и окладов труженикам объедн п е н и й (предприятии) должно осу ществляться на принципиаль но новой основе — за счет улучшения хозяйственной дея тельности коллективов и зара батываемых ими средств. Рань ше большая часть расходов на эти цели (80—85%) покрыва лась из государственного бюд жета и лишь 15—20% — за счет средств предприятий. По вышение ставок и окладов пло хо увязывалось с результатами работы коллектива и отдельно го работника. В условиях пе рестройки хозяйственного ме ханизма источником средств для введения новых ставок и окладов является фонд зара ботной платы предприятия, (его экономия) и в случае не обходимости — часть фонда материального поощрения. Новые ставки и оклады бу дут вводиться не одновремен но по отрасли или району, как это было раньше, а по мере готовности предприятий, изыс кания ими необходимых ресур сов. Ресурсы эти можно полу чить прежде всего мобилизуя внутренние резервы, а именно, улучшая организацию и норми рование труда, высвобождая часть персонала, ликвидируя излишние звенья управления, экономно расходуя средства на оплату труда, не допуская не производительных выплат из фонда заработной платы, ка кими, в частности, являются двойная оплата за работу в выходные дни, оплата просто ев по вине администрации. Введение новых ставок и ок ладов будет способствовать ус тановлению обоснованных со отношений в заработной плате различных категорий работни ков. Чтобы установить необходи мые соотношения в оплате тру да различных категорий, в X I I пятилетке обеспечивается опе режающий рост заработной платы квалифицированных ра бочих, инженеров и специа листов. Тарифные ставки рабочих на мечено повысить на 20—25%, а должностные оклады руко водящих специалистов и слу жащих на 30—35% с перехо дом на новые условия оплаты труда тарифная ставка у рабо чего высшего разряда в 1,8 ра за превысит тарифную ставку рабочего 1 разряда. Намечается дифференциация в заработной плате инженеров низшей и высшей квалифика ции. Получат преимущества в оплате труда квалифицирован ные рабочие и специалисты, занятые созданием, внедрением и использованием новой высо копроизводительной техники и технологии. Изменяются критерии уста новления категорий предприя тий, они определяются не в за висимости от количества рабо тающих, как было раньше, а ориентированы прежде всего на технический уровень произ водства и качества продукции. Предусмотрено усовершенст вовать всю организацию зара ботной платы, включая тариф ную систему, премирование, поощрительные доплаты и над бавки, планирование фонда зарплаты. Тарифная система Представ ляет собой основу общегосу дарственной организации зара ботной платы, от ее совершен ствования в решающей степе ни зависит последовательное осуществление принципа расп ределения по труЛу, стимули рующая роль его оплаты. Тариф должен занимать ос новное место в структуре за работной платы, а его размеры увеличиваться с ростом произ водительности труда и общего * уровня оплаты. Переодический пересмотр в сторону повыше ния тарифных ставок и долж ностных окладов — неотъем лемый элемент политики опла ты труда, совершенствования управления зарплатой. В результате введения новых условий в производственных отраслях доля тарифа в сред немесячной зарплате рабочих и служащих поднимется к 1990 году до 70—75%. Тарифы и оклады подкреп ляются системой надбавок к ним за профессиональное мас терство, качественные показа тели, а также в зависимости от условий труда. О дним из важных резервов повышения эффективности производства и экономии фон да зарплаты является аттеста ция и рационализация рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест основное внима ние уделяется состоянию усло вий труда на рабочих местах с учетом отраслевого перечня работ. В результате аттестации на заводе высвобождено 45 рабо чих мест, рационализированно 121 рабочее место, высвобож дено 50 человек, получен эко номический эффект в сумме 77,5 тыс. рублей. Проведена внеочередная ат тестация руководителей, спе циалистов и служащих объе динения. По ее результатам повышены в должности 68 че ловек, зачислены в резерв на выдвижение 132 человека, на правлены на учебу 14 человек. В соответствии с новой схе мой должностных окладов раз работаны новые штатные рас писания с новыми наименова ниями должностей и долж ностными окладами. Перерабо таны должностные инструк ции специалистов и служащих. В результате совершенство вания структуры управления реорганизовано 31 структурное подразделение, пересмотрены группы по оплате труда, выс вобождено 210 специалистов и Служащих, из которых 111 че ловек подлежат высвобожде нию из объединения. Общее высвобождение чис ленности работников составит 747 человек, из которых будут трудоустроены на предприя тии 389 человек, подлежат вы свобождению 358 человек, в т. ч. 227 человек в связи с ухо дом на пенсию. В П ОМ ОЩ Ь П Р О П А Г А Н Д И С Т У к теме , , С о в е рш ен ст во ван и е заработ н ой п л ат ы , в в е д е н и е н о в ы х т а ри ф ны х ст а вок и д о лж н о ст ны х о к л а д о в “ Дифференциация заработ ной платы рабочих основных и вспомогательных цехов в за висимости от сложности вы полняемых работ квалифика ции и условий труда обуслов лена новыми тарифными став ками и должностными оклада ми, отраслевым положением об оценке условий труда на рабочих местах и отраслевым перечнем работ, на которых могут устанавливаться допла ты рабочим за условия "труда. При установлении доплат за неблагоприятные условия тру да обследовано 3148 рабочих мест, тарифицированных в действующих условиях по та рифным ставкам работ с тя желыми, вредными и особо тя желыми и особо вредными ус ловиями труда, а также рабо чих мест с интенсивным ха рактером труда. Установлен порядок доплат .за работу на этих рабочих местах. В новых условиях хозяйст вования все фонды экономи ческого стимулирования обра зуются по стабильным норма тивам от прибыли, остающей ся в распоряжении предприя тия. Предприятия, которые пе рейдут на самофинансирование, будут работать по четкому принципу: получил прибыль — прежде всего рассчитайся с государством по установленно му стабильному нормативу, а также перечисли определенные суммы в резерв Министерства. Всем же остальным может по лностью распоряжаться пред приятие. Д ля реализации социальной программы на предприятии создается фонд социального развития. До перехода на но вые условия размер его был поставлен в зависимость от размера ФМП и составлял от 30 до 50 процентов ФМП. В условиях самофинансиро вания, размер фонда опреде ляется исходя из утвержден ного норматива, от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При разработке нормативов образования ФСКМ учитыва ются затраты на строительст во жилья и других объектов непроизводственного назначе ния предусмотренные в плане, а также дополнительные рас ходы, финансируемые в насто ящее время за счет бюджета и в порядке распределения прибыли. К ним относятся: — расходы на покрытие убытков жилищно-коммуналь ного хозяйства; — расходы на содержание детских дошкольных учрежде ний, па другие мероприятия по просвещению и здавоохране- иию; — расходы на выплату раз ницы в ценах н.а топливо для населения; — расходы на выплату раз ницы между закупочными и розничными ценами на сель скохозяйственную продукцию, отпускаемую для общественно го питания; — часть расходов по хо зяйственному содержа н и ю объектов бытового, оздорови тельного назначения и пионер ских лагерей. На 1988—1999 г. г. нашему объединению установлен, ус редненный по годам пятилетки, норматив отчислений в ФСКМ в размере 39,75 процентов от остающейся в распоряжении предприятия прибыли, что в среднем составит около 9 млн. рублей- в год. На эти же цели в 1985 году было израсходова но порядка 6 млн. рублей. Утвержденные в установлен ном порядке нормативы изме нению и переутверждению не подлежат. Средства ФСКМ ис пользуются по смете. При составлении сметы не менее 50 процентов средств фонда, включая остаток фон да истекающего года, рекомен дуется направлять на строи тельство жилья и других объ ектов соцкультбыта. Для обеспечения комплекто вания объединения кадрами специалистов администрация, с согласия трудового коллекти ва, может оставлять в своем распоряжении до 15 процен тов жилой площади, введенной в эксплуатацию за счет средств ФСКМ и ЖС, и представлять за счет этого жилую площадь высококвалифицирован н ы м специалистам вне очереди. Средства ФСКМ, накоплен ные предприятием, изъятию не подлежат. О новых условиях хозяйст- " вованйя не только повышает ся ответственность трудовых коллективов, но и заметно уве личиваются их возможности по техническому совершенствова нию производства. При этом значительно возрастет роль фонда развития производства. Источники образования ФРП остаются прежними. Это — прибыль, амортизационные от числения, предназначенные для полного восстановления основ ных фондов, а также выручка от продажи выбывшего и из/ 1 лишнего имущества. Сколько средств конкретно можно взять в фонд развития производства, науки и техники в условиях самофинансирова ния? Для этого предприятию устанавливают стабильные но рмативы. Усредненный, по го дам пятилетки, норматив от числений от прибыли остав шийся в распоряжении пред приятия на 1988— 1990 г. г. по объединению составляет 32,82 процента, что в среднем соста вит 7,5 млн. рублей. По дру гому нормативу (100 процен тов) идут амортизационные от числения от средств на рено вацию, в среднем по нормати ву 19,2 млн. рублей в год. В прежних условиях, амортиза ционные отчисления в ФРП составляли не более 25 про центов от средств на ренова цию. Средства фонда развития производства, науки и техники используются предприятием самостоятельно по смете ут вержденной после обсуждения в трудовом коллективе, адми нистрацией и профкомом. Средства ФРПНиТ направ ляются: — на финансирование затрат по техническому перевооруже нию, "реконструкции производ ства, погашение долгосрочных кредитов банка, полученных на проведение указанных меро приятий, уплату процентов за кредиты банка; — на проведение НИР и ОКР (включая приобретение лицензий, финансирование че рез Госбанк СССР затрат на приобретение оборудования); — на компенсацию повышен ных затрат на производство новой продукции в период ее освоения; — на организацию и разви тие подсобного хозяйства. Средства ФРПНиТ могут на капливаться для осуществления мероприятий в последующие плановые периоды и изъятию не подлежат. При невыполнении плана прибыли ФРПиТ образуется в установленном порядке в по ниженном размере, при этом сумма ФРПНиТ не может быть ниже 40 процентов плановой суммы. Ф онд материального поощре ния на очередной год обра зуется по стабильному норма тиву (27,43 процента) от пла новой суммы прибыли, остаю щейся в распоряжении пред приятия и составляет по наше му предприятию в среднем 6 млн. рублей. Абсолютный размер отчис лений в ФМП в ходе выполне ния годовых планов увеличи вается (уменьшается) в зави симости от выполнения плана реализации продукции с уче том обязательств по постав кам. При выполнении догово ров полностью, фонд матери ального поощрения увеличива ется на 15 процентов. При не выполнении, уменьшается на 3 процента за каждый процент невыполнения. По результатам работы за 1986 год за выпол нение договорных обяза тельств, в ФМП дополнитель но было начислено более 600 тысяч рублей. Средства ФМП объединения передаются в установленном порядке в распоряжение про изводственных единиц, а также могут передаваться в распоря жение цехов и отделов. При этом размер передаваемых средств должен быть постав лен в зависимость от результа тов работы этих цехов и от делов, как правило, на норма тивной основе. Из ФМП выплачиваются штрафы за недопоставку про дукции, за несвоевременную оплату счетов поставщикам и за поставку некачественной продукции. По этой причине за 9 месяцев 1987 года объе динению снижен плановый размер ФМП на 690 тысяч ру блей, в т.. ч, за несвоевремен ную оплату счетов на сумму 560 тысяч рублей, за поставку некачественной продукции - на 77 тысяч рублей, за недопос тавку продукции на 53 тысячи рублей. 1_1 аряду с введением новых * * ставок и окладов проводится перестройка системы премиро вания. Она направлена на уси ление заинтересованности тру дящихся в выполнении напря женных планов, договорных обязательств по поставкам про дукции, улучшении качества, повыше н и и производитель ности труда, экономии всех видов ресурсов. Устанавлива ется4более тесная связь пре мий с трудовым вкладом ра ботника и коллектива, усили вается дифференциация их раз меров в зависимости от резу льтатов. На нашем объединении пер вым этапом работы по перево ду на новые условия оплаты труда стала разработка новых положений о премировании всех рабочих, специалистов и служащих за основные ре зультаты хозяйственной дея тельности, введенных в дейст вие с 1.01—1987 года. Основные рабочие-сделыци ки премируются за выполне ние личного (бригадного) за дания с учетом качества , изго товляемой продукции. Вспомогательные рабоч и е премируются за выполнение показателей, наиболее полно характеризующих оценку их индивидуального труда и улуч шения качества работы при у с ловии выполнения обслуживае мыми или бригадами, участка ми плановых показателей по объему производства. Предель ный размер премии за основ ные показатели работы из ФЗП ограничен 40 процентами сдельного заработка (тарифа). Доля премий в общем зара ботке при переводе на новые условия оплаты труда снижа ется у рабочих с 26,3 процен та до 19 процентов, у специа листов с 28,6 процентов до 23.8 процента, служащих с 28.8 процента до 16,8 процен тов. Снижение процента пре мии не влечет за собой сниже ния общего заработка. В настоящее время ООТиЗ работает над дальнейшим со вершенствованием существу ющих премиальных положений с учетом коллективного преми рования, предусматривающих начисление работнику премии в размере, соответствующем его трудовому вкладу за вы полнение своих непосредствен: ных и производственных пока зателей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz