Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 КАЖ ДОМ У - ПО Т Р У Д У ГЭ настоящее время сущ ес ­ т в ую щ а я система заработном платы не соответствует гребо- панням ускорения социально- экономического развития стра­ ны, интенсификации экономи­ ки па основе научно-техничес­ кого прогресса. В 70-х начале 80-х годов отчетливо проявил­ ся уравнительным подход в оп­ лате труда, недостаточно поо­ щрялись высококвалифициро­ ванный труд, профессиональ­ ное мастерство, неоправданно сблизились уровни заработной платы рабочих разной квали­ фикации, а также рабочих с одной стороны, инженеров и специалистов с другой. Снизи­ лась регулирующая роль та ­ рифной системы. Установлен­ ные более 15 лет назад ставки и оклады устарели, не заинте­ ресовывают в повышении ква ­ лификации. Тарифная часть составляет всего от 50 до 60 процентов средней заработной платы. Премии, надбавки и доплаты во многих случаях превратились в механическую прибавку к зарплате, не свя­ занную с трудовым вкладом. XXV II съездом КПСС была поставлена задача обеспечить строгую зависимость зарпла­ ты от количества и качества труда. Решение ее в X II пяти­ летке осуществляется прежде всего путем введения новых тарифных ставок и должност­ ных окладов работников про­ изводственных отраслей, кото­ рые повысятся в среднем на 25—30 процентов. При этом повышение ставок и окладов труженикам объедн п е н и й (предприятии) должно осу­ ществляться на принципиаль­ но новой основе — за счет улучшения хозяйственной дея­ тельности коллективов и зара­ батываемых ими средств. Рань­ ше большая часть расходов на эти цели (80—85%) покрыва­ лась из государственного бюд­ жета и лишь 15—20% — за счет средств предприятий. По ­ вышение ставок и окладов пло­ хо увязывалось с результатами работы коллектива и отдельно­ го работника. В условиях пе­ рестройки хозяйственного ме­ ханизма источником средств для введения новых ставок и окладов является фонд зара­ ботной платы предприятия, (его экономия) и в случае не­ обходимости — часть фонда материального поощрения. Новые ставки и оклады бу­ дут вводиться не одновремен­ но по отрасли или району, как это было раньше, а по мере готовности предприятий, изыс­ кания ими необходимых ресур­ сов. Ресурсы эти можно полу­ чить прежде всего мобилизуя внутренние резервы, а именно, улучшая организацию и норми­ рование труда, высвобождая часть персонала, ликвидируя излишние звенья управления, экономно расходуя средства на оплату труда, не допуская не­ производительных выплат из фонда заработной платы, ка ­ кими, в частности, являются двойная оплата за работу в выходные дни, оплата просто­ ев по вине администрации. Введение новых ставок и ок ­ ладов будет способствовать ус­ тановлению обоснованных со­ отношений в заработной плате различных категорий работни­ ков. Чтобы установить необходи­ мые соотношения в оплате тру ­ да различных категорий, в X I I пятилетке обеспечивается опе­ режающий рост заработной платы квалифицированных ра­ бочих, инженеров и специа­ листов. Тарифные ставки рабочих на­ мечено повысить на 20—25%, а должностные оклады руко ­ водящих специалистов и слу­ жащих на 30—35% с перехо­ дом на новые условия оплаты труда тарифная ставка у рабо­ чего высшего разряда в 1,8 ра­ за превысит тарифную ставку рабочего 1 разряда. Намечается дифференциация в заработной плате инженеров низшей и высшей квалифика­ ции. Получат преимущества в оплате труда квалифицирован­ ные рабочие и специалисты, занятые созданием, внедрением и использованием новой высо­ копроизводительной техники и технологии. Изменяются критерии уста­ новления категорий предприя­ тий, они определяются не в за­ висимости от количества рабо тающих, как было раньше, а ориентированы прежде всего на технический уровень произ­ водства и качества продукции. Предусмотрено усовершенст­ вовать всю организацию зара­ ботной платы, включая тариф­ ную систему, премирование, поощрительные доплаты и над­ бавки, планирование фонда зарплаты. Тарифная система Представ­ ляет собой основу общегосу­ дарственной организации зара­ ботной платы, от ее совершен­ ствования в решающей степе­ ни зависит последовательное осуществление принципа расп­ ределения по труЛу, стимули­ рующая роль его оплаты. Тариф должен занимать ос­ новное место в структуре за ­ работной платы, а его размеры увеличиваться с ростом произ­ водительности труда и общего * уровня оплаты. Переодический пересмотр в сторону повыше­ ния тарифных ставок и долж ­ ностных окладов — неотъем­ лемый элемент политики опла­ ты труда, совершенствования управления зарплатой. В результате введения новых условий в производственных отраслях доля тарифа в сред­ немесячной зарплате рабочих и служащих поднимется к 1990 году до 70—75%. Тарифы и оклады подкреп­ ляются системой надбавок к ним за профессиональное мас­ терство, качественные показа­ тели, а также в зависимости от условий труда. О дним из важных резервов повышения эффективности производства и экономии фон­ да зарплаты является аттеста­ ция и рационализация рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест основное внима­ ние уделяется состоянию усло­ вий труда на рабочих местах с учетом отраслевого перечня работ. В результате аттестации на заводе высвобождено 45 рабо­ чих мест, рационализированно 121 рабочее место, высвобож­ дено 50 человек, получен эко­ номический эффект в сумме 77,5 тыс. рублей. Проведена внеочередная ат­ тестация руководителей, спе­ циалистов и служащих объе­ динения. По ее результатам повышены в должности 68 че­ ловек, зачислены в резерв на выдвижение 132 человека, на­ правлены на учебу 14 человек. В соответствии с новой схе­ мой должностных окладов раз­ работаны новые штатные рас­ писания с новыми наименова­ ниями должностей и долж ­ ностными окладами. Перерабо­ таны должностные инструк­ ции специалистов и служащих. В результате совершенство­ вания структуры управления реорганизовано 31 структурное подразделение, пересмотрены группы по оплате труда, выс­ вобождено 210 специалистов и Служащих, из которых 111 че­ ловек подлежат высвобожде­ нию из объединения. Общее высвобождение чис­ ленности работников составит 747 человек, из которых будут трудоустроены на предприя­ тии 389 человек, подлежат вы­ свобождению 358 человек, в т. ч. 227 человек в связи с ухо ­ дом на пенсию. В П ОМ ОЩ Ь П Р О П А Г А Н Д И С Т У к теме , , С о в е рш ен ст во ван и е заработ н ой п л ат ы , в в е д е н и е н о в ы х т а ри ф ны х ст а вок и д о лж н о ст ны х о к л а д о в “ Дифференциация заработ­ ной платы рабочих основных и вспомогательных цехов в за­ висимости от сложности вы­ полняемых работ квалифика­ ции и условий труда обуслов­ лена новыми тарифными став­ ками и должностными оклада­ ми, отраслевым положением об оценке условий труда на рабочих местах и отраслевым перечнем работ, на которых могут устанавливаться допла­ ты рабочим за условия "труда. При установлении доплат за неблагоприятные условия тру ­ да обследовано 3148 рабочих мест, тарифицированных в действующих условиях по та ­ рифным ставкам работ с тя ­ желыми, вредными и особо тя ­ желыми и особо вредными ус­ ловиями труда, а также рабо­ чих мест с интенсивным ха ­ рактером труда. Установлен порядок доплат .за работу на этих рабочих местах. В новых условиях хозяйст­ вования все фонды экономи­ ческого стимулирования обра­ зуются по стабильным норма­ тивам от прибыли, остающей­ ся в распоряжении предприя­ тия. Предприятия, которые пе­ рейдут на самофинансирование, будут работать по четкому принципу: получил прибыль — прежде всего рассчитайся с государством по установленно­ му стабильному нормативу, а также перечисли определенные суммы в резерв Министерства. Всем же остальным может по­ лностью распоряжаться пред­ приятие. Д ля реализации социальной программы на предприятии создается фонд социального развития. До перехода на но­ вые условия размер его был поставлен в зависимость от размера ФМП и составлял от 30 до 50 процентов ФМП. В условиях самофинансиро­ вания, размер фонда опреде­ ляется исходя из утвержден­ ного норматива, от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. При разработке нормативов образования ФСКМ учитыва­ ются затраты на строительст­ во жилья и других объектов непроизводственного назначе­ ния предусмотренные в плане, а также дополнительные рас­ ходы, финансируемые в насто­ ящее время за счет бюджета и в порядке распределения прибыли. К ним относятся: — расходы на покрытие убытков жилищно-коммуналь­ ного хозяйства; — расходы на содержание детских дошкольных учрежде­ ний, па другие мероприятия по просвещению и здавоохране- иию; — расходы на выплату раз­ ницы в ценах н.а топливо для населения; — расходы на выплату раз­ ницы между закупочными и розничными ценами на сель­ скохозяйственную продукцию, отпускаемую для общественно­ го питания; — часть расходов по хо­ зяйственному содержа н и ю объектов бытового, оздорови­ тельного назначения и пионер­ ских лагерей. На 1988—1999 г. г. нашему объединению установлен, ус­ редненный по годам пятилетки, норматив отчислений в ФСКМ в размере 39,75 процентов от остающейся в распоряжении предприятия прибыли, что в среднем составит около 9 млн. рублей- в год. На эти же цели в 1985 году было израсходова­ но порядка 6 млн. рублей. Утвержденные в установлен­ ном порядке нормативы изме­ нению и переутверждению не подлежат. Средства ФСКМ ис­ пользуются по смете. При составлении сметы не менее 50 процентов средств фонда, включая остаток фон­ да истекающего года, рекомен­ дуется направлять на строи­ тельство жилья и других объ­ ектов соцкультбыта. Для обеспечения комплекто­ вания объединения кадрами специалистов администрация, с согласия трудового коллекти­ ва, может оставлять в своем распоряжении до 15 процен­ тов жилой площади, введенной в эксплуатацию за счет средств ФСКМ и ЖС, и представлять за счет этого жилую площадь высококвалифицирован н ы м специалистам вне очереди. Средства ФСКМ, накоплен­ ные предприятием, изъятию не подлежат. О новых условиях хозяйст- " вованйя не только повышает­ ся ответственность трудовых коллективов, но и заметно уве­ личиваются их возможности по техническому совершенствова­ нию производства. При этом значительно возрастет роль фонда развития производства. Источники образования ФРП остаются прежними. Это — прибыль, амортизационные от­ числения, предназначенные для полного восстановления основ­ ных фондов, а также выручка от продажи выбывшего и из/ 1 лишнего имущества. Сколько средств конкретно можно взять в фонд развития производства, науки и техники в условиях самофинансирова­ ния? Для этого предприятию устанавливают стабильные но­ рмативы. Усредненный, по го­ дам пятилетки, норматив от­ числений от прибыли остав­ шийся в распоряжении пред­ приятия на 1988— 1990 г. г. по объединению составляет 32,82 процента, что в среднем соста­ вит 7,5 млн. рублей. По дру ­ гому нормативу (100 процен­ тов) идут амортизационные от­ числения от средств на рено­ вацию, в среднем по нормати­ ву 19,2 млн. рублей в год. В прежних условиях, амортиза­ ционные отчисления в ФРП составляли не более 25 про­ центов от средств на ренова­ цию. Средства фонда развития производства, науки и техники используются предприятием самостоятельно по смете ут ­ вержденной после обсуждения в трудовом коллективе, адми нистрацией и профкомом. Средства ФРПНиТ направ­ ляются: — на финансирование затрат по техническому перевооруже­ нию, "реконструкции производ­ ства, погашение долгосрочных кредитов банка, полученных на проведение указанных меро­ приятий, уплату процентов за кредиты банка; — на проведение НИР и ОКР (включая приобретение лицензий, финансирование че­ рез Госбанк СССР затрат на приобретение оборудования); — на компенсацию повышен­ ных затрат на производство новой продукции в период ее освоения; — на организацию и разви­ тие подсобного хозяйства. Средства ФРПНиТ могут на­ капливаться для осуществления мероприятий в последующие плановые периоды и изъятию не подлежат. При невыполнении плана прибыли ФРПиТ образуется в установленном порядке в по­ ниженном размере, при этом сумма ФРПНиТ не может быть ниже 40 процентов плановой суммы. Ф онд материального поощре­ ния на очередной год обра­ зуется по стабильному норма­ тиву (27,43 процента) от пла­ новой суммы прибыли, остаю­ щейся в распоряжении пред­ приятия и составляет по наше­ му предприятию в среднем 6 млн. рублей. Абсолютный размер отчис­ лений в ФМП в ходе выполне­ ния годовых планов увеличи­ вается (уменьшается) в зави­ симости от выполнения плана реализации продукции с уче­ том обязательств по постав­ кам. При выполнении догово­ ров полностью, фонд матери­ ального поощрения увеличива­ ется на 15 процентов. При не­ выполнении, уменьшается на 3 процента за каждый процент невыполнения. По результатам работы за 1986 год за выпол­ нение договорных обяза­ тельств, в ФМП дополнитель­ но было начислено более 600 тысяч рублей. Средства ФМП объединения передаются в установленном порядке в распоряжение про­ изводственных единиц, а также могут передаваться в распоря­ жение цехов и отделов. При этом размер передаваемых средств должен быть постав­ лен в зависимость от результа­ тов работы этих цехов и от­ делов, как правило, на норма­ тивной основе. Из ФМП выплачиваются штрафы за недопоставку про­ дукции, за несвоевременную оплату счетов поставщикам и за поставку некачественной продукции. По этой причине за 9 месяцев 1987 года объе­ динению снижен плановый размер ФМП на 690 тысяч ру ­ блей, в т.. ч, за несвоевремен­ ную оплату счетов на сумму 560 тысяч рублей, за поставку некачественной продукции - на 77 тысяч рублей, за недопос­ тавку продукции на 53 тысячи рублей. 1_1 аряду с введением новых * * ставок и окладов проводится перестройка системы премиро­ вания. Она направлена на уси­ ление заинтересованности тру ­ дящихся в выполнении напря­ женных планов, договорных обязательств по поставкам про­ дукции, улучшении качества, повыше н и и производитель­ ности труда, экономии всех видов ресурсов. Устанавлива­ ется4более тесная связь пре­ мий с трудовым вкладом ра­ ботника и коллектива, усили­ вается дифференциация их раз­ меров в зависимости от резу­ льтатов. На нашем объединении пер­ вым этапом работы по перево ду на новые условия оплаты труда стала разработка новых положений о премировании всех рабочих, специалистов и служащих за основные ре­ зультаты хозяйственной дея­ тельности, введенных в дейст­ вие с 1.01—1987 года. Основные рабочие-сделыци ки премируются за выполне­ ние личного (бригадного) за­ дания с учетом качества , изго­ товляемой продукции. Вспомогательные рабоч и е премируются за выполнение показателей, наиболее полно характеризующих оценку их индивидуального труда и улуч­ шения качества работы при у с ­ ловии выполнения обслуживае­ мыми или бригадами, участка­ ми плановых показателей по объему производства. Предель­ ный размер премии за основ­ ные показатели работы из ФЗП ограничен 40 процентами сдельного заработка (тарифа). Доля премий в общем зара­ ботке при переводе на новые условия оплаты труда снижа­ ется у рабочих с 26,3 процен­ та до 19 процентов, у специа­ листов с 28,6 процентов до 23.8 процента, служащих с 28.8 процента до 16,8 процен­ тов. Снижение процента пре­ мии не влечет за собой сниже­ ния общего заработка. В настоящее время ООТиЗ работает над дальнейшим со­ вершенствованием существу­ ющих премиальных положений с учетом коллективного преми­ рования, предусматривающих начисление работнику премии в размере, соответствующем его трудовому вкладу за вы­ полнение своих непосредствен: ных и производственных пока­ зателей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz