Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц * стр. 3 П А М Я Т И Г О Л О С / н и в о й ПЯ ТЬ НЕ ЗА БЫ ВАЕМЫХ БОРОЗД ... Ш л а Вёликая Отечественная война. В 1943 голу бон гре­ мели совсем недалеко от Л и ­ пецка. Мон призывной возраст еще нс подошел, и я поступил на тракторный завод. Учился и шоферить, и слесарить, и даже на станках работать. Время было такое, что нас не спрашивали, хочешь ты выпол­ нять эту работу или нет, — и мы делали все, что нужно в данный момент для производ­ ства. Но вес чаще и чаше при­ ходилось мне сидеть за баран1 кой, возить людей на за вод - трамваи тогда не ходили, а об автобусах н троллейбусах мы. и. не слыхали. Возил и грузы для предприятия. И вот однажды (было это в июне 1944 года) вызывают меня в контору и говорят: — Коростелев, присмотре­ лись мы к тебе и твоей рабо­ те. Ездишь умело и осторож­ но, к тому же сам любую не­ исправность в машине можешь устранить. Поручаем тебе от­ ветственное задание: на своей пятитонке доставить в Москву ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Ровно полвека назад пере­ ступила я порг проходных Ли­ пецкого завода «Станкострой». Как давно и, казалось бы, не­ давно это было! Меня, не- смышленную деревенскую де­ вушку (незадолго до этого на­ ша семья переехала из Кур ­ ской области) направили уче­ ницей токаря-универсала в ре­ монтно-механический цех. Уче­ ничество длилось недолго — через полгода сдала квалифи­ кационный экзамен и присту­ пила к самостоятельной рабо­ те. А уже через год не толь­ ко выполнила норму, но и ста­ ла самостоятельно ремонтироч вать станок. В то время в стране развои рачивалось широкое движение за достижение наивысшей про­ изводительности труда. На ус­ тах были имена передовых ра- бочих-ударников — Стаханова, Кривоноса, Ангелиной. Они бы­ ли живым примером того, как надо трудиться, и разве мог-, ли мы, ровесники Октября, мо­ лодежь стоять в стороне? Работала я на станке «Крас­ на испытания наш липецкий трактор. Простые, проде бы, услышал слова. Но от них у меня даже мурашки по коже пробежали. Робости не было, хоть и знал я, что небезопасны кру ­ гом дороги, в каком они ужас ­ ном состоянии. Сборы в дорогу были осно­ вательными. К тому времени в Бруслановке был создан пер­ вый заводской испытательный отряд. И пот здесь, в Брусла- новке, в кузов моей машины поставили трактор, тщательно его укрепили, погрузили пятн- лемешный плуг, а прицеп ав­ томобиля загрузили запасом дизельного топлива. И рано- рано утром мы тронулись в путь, на Москву. Мы—это парторг ЦК КПСС на заводе М. И. Таненбаум, первый главный конструктор завода Б. Е. Архангельский, заместитель директора завода и я, водитель. Перед отправле­ нием я получил последние на­ путствия: «Ехать как можно осторожнее, чтобы в полной целости и сохранности доста- ный пролетарий» и, конечно, вдохновленная общим наст­ роем, старалась внести до ­ стойный вклад в общее дело. В скором времени нацелен­ ность и трудолюбие принесли результаты — стала выполнять норму на 200—280 процентов. Зарабатывала хорошо. Был и почет — фотография не схо­ дила с цеховой Доски почета. Знала, что моя старатель­ ность не останется незамечен­ ной, но все-таки удивила и обрадовала неожиданная весть — меня, как одну из лучших работниц, направляют в Мос­ кву на Всесоюзное совещание стахановцев. Незабываемое время! Перед нами выступали ставшие живой легендой лю­ ди, которые явили миру образ человека нового мира. Кстати, частенько перебираю документы прошлых лет, а вот от той поезкки ничего не оста­ лось — не было еще в ту по­ ру ни Почетных грамот, ни других видов поощрения. Помню лишь, что вручили нам крупные премии (3000 рублей). Прибавка к зарплате хорошая, если принять во внимание, что приходилось содержать семью в пять человек. Была я стар­ шая и единственной кормили­ цей. Когда приехала из Москвы, пить в столицу наш трактор. Но п время распределить пра­ вильно, несмотря на прифрон­ товую обстановку, в Москву прибыть строго в срок: там наш трактор будет принимать правительственная комиссия». Дороги оказались хуже не­ куда' — все в рытвинах, во­ ронках от взрывов бомб, мин, снарядов. Больше 40—45 ки ­ лометров в час нельзя было делать. А времени-то в обрез. Приходилось ехать не только днем, но и ночью, тогда ско ­ рость падала еще больше светомаскировка (козырьки на фарах) создавала дополнитель­ ные трудности. Спали не бо­ лее 4 часов н вновь — в путь. При подъезде к Туле чуть было не попали под немецкую бомбежку — несколько фаши­ стских стервятников прорва­ лись к городу и пытались его бомбить. Почти все они были сбиты нашими зенитчиками, однако некоторые уже успели сбросить бомбы, и в Туле за­ полыхали пожары. От Тулы по Можайскому шоссе продолжали путь к По­ решили и мы создать стаха­ новскую школу, чтобы учиться передовым приемам и мето­ дам работы на примере на­ ших лучших рабочих. Здорово она нам помогла. Сразу же после этого мне предложили работать налад­ чиком. Сначала испугалась — как же я, девчонка, смогу справиться с 18 станками? По­ пробовала, помогли старые кадровые рабочие — получи­ лось. А в 1939 году послали нас несколько человек на трехго­ дичные курсы мастеров. К со­ жалению, пришлось закончить только два — началась война. Что еще хочу сказать. Жи­ ли мы, конечно, бедновато — с сегодняшним временем не сравнишь. Но было в наших стремлениях и помыслах что- дольску. Вот н подмосковные леса. До столицы оставалось совсем немного. Позади были двое суток пути. В те дни для въезда в Мо ­ скву еще нужны были пропус­ ка. В одном из городков Под­ московья тов. Архангельский позвонил в Москву, доложило нашем прибытии, получил дальнейшие указания. Вскоре прибыла машина с провожа­ тым для меня — в столицу я ехал впервые, и чтобы не тра­ тил зря времени на поиски ис­ пытательного полигона, мне и дали провожатого. Никогда не забуду того вол­ нения, которое мы пытались скрыть друг от друга, когда члены правительственной ко ­ миссии прибыли для того, что­ бы проверить работу липецко­ го трактора. По виденным ра­ нее портретам я узнал Алек­ сея Николаевича" Когыгина, Андрея' Андреевича Андреева. Выли с ними и другие товари­ щи. Все они тепло поздорова­ лись с нами и приступили к делу: внимательно ознакоми­ лись с внешним видом тракто­ ра, его устройством. Поясне­ ния давал тов. Архангельский. Ему задали много вопросов. Потом тракторист пропахал на нашем тракторе пять борозд. Члены правительственной ко ­ миссии проверили глубину вспашки, определили скорость работы, поинтересовались рас­ ходом горючего. то высокое, была вера... По­ этому и работалось легко. Бывало, идем на смену с пес­ нями. Перед войной приняли ме­ ня в комсомол. И сейчас с благодарностью вспоминаю то время — какие были замеча­ тельные люди! А молодежные субботники? Предложили од­ нажды построить собственный клуб. Идея понравилась и сра­ зу приступили к ее реализа­ ции. И что же вы думаете? Прошло немного времени — и клуб был готов. До сих пор вспоминаются выступления ху­ дожественной самодеятельно­ сти в красном уголке цеха. Прекрасное время... А потом война... П. Д Е Н И С О В А , ветеран завода «Станкострой». Я был тут, недалеко, все ви ­ дел и слышал, и всей душой, как и мои старшие товарищи, переживал за судьбу нашего трактора. Задав еще несколько вопро­ сов тов. Архангельскому, за ­ тем тракторнсту-непытателю, А. Н. Косыгин от имени всех сказал: — Что ж, липчане, стройте н дальше ваши тракторы. Правительственная комиссия дала «добро» нашему первен­ цу- Наш первый трактор мы ос­ тавили в Москве — для музея. А сами вернулись в Липецк. Завод как бы замер в ожида­ нии вестей от нас. Мы привез­ ли радостное известие: липец­ кий трактор получил путевку в жизнь. На фронте Советская Армия все более приближала день По­ беды. А в тылу налаживался массовый выпуск техники для народиого хозяйства. За воро та нашего завода уже пошли серийные липецкие тракторы. ...С тех славных и незабы­ ваемых времен прошло более сорока лет. Я навсегда срод­ нился душой с Липецким трак ­ торным заводом. Сейчас я уже на пенсии, но дела, успехи и проблемы тракторостроителей мне по-прежнему близки и до ­ роги. Ф. КО РОС ТЕЛ ЕВ , ветеран труда. ЭТО И НАШ П Р А З Д Н И К Наше профессионально-тех­ ническое училище № 23 воз­ никло на базе ремесленного училища. И также, как оно, продолжает быть кузницей кадров для нашего базового предприятия—Липецкого трак ­ торного завода. Тысячи вче­ рашних и сегодняшних тракто ­ ростроителей — это выпускни­ ки училищ. Так что юбилей ЛТЗ — это и наш праздник. Пятидесятилетию родного завода училище подго­ товило достойную встречу. Еще во втором семестре прош­ лого учебного года наши ребя­ та и девушки встали на вахту в честь 50-летия ЛТЗ. В усло­ вия социалистического соревно­ вания между группами были внесены изменения: итоги его стали подводить поэтапно. Группа-победитель очередного этапа награждалась туристи­ ческой путевкой в Ленинград, Киев, Ригу. Группы-победите­ ли нескольких этапов получи­ ли право подписать рапорт училища коллективу завода- юбиляра. В прошлом учебном году все группы получили задание офор мить стенды «Страницы из ис­ тории Липецкого тракторного». Сложно было собирать мате­ риалы. Учащиеся не раз побы­ вали в заводском и областном краеведческом музеях, библио­ теках технической и научной, встречались с ветеранами и записывали их воспоминания. Сегодня всю левую стену вес­ тибюля нашего училища зани­ мают — один выразительнее и содержательнее другого — стенды об истории ЛТЗ. Мы теперь знакомим с ними но­ вичков, школьников тракторо- заводского района, родителей наших ребят и вообще всех гостей училища. Свой вклад в подготовку к 50-летию завода внесли наши юные мастера из кружка тех­ нического творчества. Они под руководством преподавателя спецтехнологип В. А. Цветкова изготовили ряд интересных эк ­ спонатов. Лучшим из них по праву можно считать макет трактора — уменьшенную ко ­ пию машины, установленной на въезде в тракторозаводской район. Мы думаем, что это изделие рабочих рук может украсить заводской музей. Словом, 50-летие ЛТЗ мы восприняли как свой праздник и постарались встретить его достойно. Н. КИ Б И Р Е В , директор С ПТУ-23. Пелагея Тихоновна Денисова и сейчас, несмотря на весьма преклонный возраст, продолжает трудиться в вечерней школе рабочей молодежи № 2. Заметим, в течение уже 10 лет. А до этого все время была контролером отдела тех­ нического контроля при отделе главного механика. Поэтому ее жизнь неразрывно связана с 50-летней историей Липец­ кого такторного завода. Более того — она из отряда пер­ вопроходцев. тех, кто закладывал фундамент нынешнего предприятия. Это без преувеличения «старая гвардия». Пелагея Тихоновна и сейчас верна своему времени, той заиалке и воспитанию, которые получила в юности. Она из тех немногих оставшихся, кто создавал иеторию нашего за­ вода, кто писал ее золотыми буквами. ЭТИМ МЫ ГОРДИМСЯ В 1960 году на нашем предприятии на­ чалась подготовка к выпуску новой маши­ ны, которую мы все знаем как трактор Т-40. Конструкторы в узлы трактора зало­ жили новинку: вместо подшипников — втулки из капрона, Это было сделано с целью снижения трудоемкости обслужива­ ния машин в хозяйствах, так как за счет высоких антифрикционных свойств капрон в узлах трения может работать без смаз­ ки. Как и всеми новыми материалами, кап ­ роном было поручено заниматься централь­ ной заводской лаборатории. Сейчас, когда химия прочно вошла в нашу жизнь, труд ­ но представить, как можно обходиться без пластмасс. А в то время мы видели сде­ ланные из них только тяжелые телефонные аппараты из так называемого «карбали- та.» да рукоятки трактора... Вот е них-то все и началось. По крупицам были собра­ ны сведения о технологии обработки кап ­ рона. Женщины лаборатории принесли ис­ пользованные чулки из капрона, из кото­ рых и отлили первые образцы втулок. А | | | | | | | | | уже через год первые партии тракторов были укомплектованы деталями, изготов­ ленными из капрона. В центральной завод­ ской лаборатории создали группу пласт­ масс, а в тракторном цехе №4 — участок, который возглавил А. И. Пятницких. НА СНИМКЕ: страница из проспекта С тех пор прошло более 25 лет. За это Берлинского музея немецкой истории, сви- время пластмассы нашли самое широкое детельствукнцая об установке на вечную применение во всех областях народного хо- стоянку одного из первых липецких трак- зяйства, в том числе и в тракторостроении, торов — КД-35. Особо хочется отметить две разработки нашего завода. Впервые в отрасли у нас освоено производство пластмассовых крыш­ ки и фильтра топливного бака, благодаря чему в ГОСТы на эти изделия нведепы ва­ рианты из пластических масс. 'Министерство нередко привлекает специа­ листов нашего предприятия для оказания помощи другим заводам в разработке тех­ нологии, оснастки и отладки производства пластмассовых деталей. При содействии липецких тракторостроителей было освоено одиннадцать наименований изделий, иду­ щих на комплектацию мотоблока для К у ­ таисского завода малогабаритных тракто­ ров. Не без нашей помощи налажены вы­ пуск деталей для комбайна «Дон» и изго­ товление ^распылителя для сеялки, произ­ водимой на заводе «Красная звезда» в Кировограде. Технологическая служба научно-исследо­ вательского отдела по переработке пласт­ масс, которую возглавляет Ф. В. Тинько- ва, в настоящее время решает большие за­ дачи по организации производства нового универсально-пропашного трактора Т-142 и трактора с новой каркасной кабиной. В подготовке находится около 150 наимено­ ваний деталей. Этим делом, имеющим для завода важное значение, занимаются ин­ женеры-технологи Р. П. Серкина, В. А. Фе- еенко, Н. П. Ламонова, другие специали­ сты. М. КРАНЦОВА, заместитель начальника научно-исследовательского отдела.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz