Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц * стр. 3 П А М Я Т И Г О Л О С / н и в о й ПЯ ТЬ НЕ ЗА БЫ ВАЕМЫХ БОРОЗД ... Ш л а Вёликая Отечественная война. В 1943 голу бон гре мели совсем недалеко от Л и пецка. Мон призывной возраст еще нс подошел, и я поступил на тракторный завод. Учился и шоферить, и слесарить, и даже на станках работать. Время было такое, что нас не спрашивали, хочешь ты выпол нять эту работу или нет, — и мы делали все, что нужно в данный момент для производ ства. Но вес чаще и чаше при ходилось мне сидеть за баран1 кой, возить людей на за вод - трамваи тогда не ходили, а об автобусах н троллейбусах мы. и. не слыхали. Возил и грузы для предприятия. И вот однажды (было это в июне 1944 года) вызывают меня в контору и говорят: — Коростелев, присмотре лись мы к тебе и твоей рабо те. Ездишь умело и осторож но, к тому же сам любую не исправность в машине можешь устранить. Поручаем тебе от ветственное задание: на своей пятитонке доставить в Москву ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ Ровно полвека назад пере ступила я порг проходных Ли пецкого завода «Станкострой». Как давно и, казалось бы, не давно это было! Меня, не- смышленную деревенскую де вушку (незадолго до этого на ша семья переехала из Кур ской области) направили уче ницей токаря-универсала в ре монтно-механический цех. Уче ничество длилось недолго — через полгода сдала квалифи кационный экзамен и присту пила к самостоятельной рабо те. А уже через год не толь ко выполнила норму, но и ста ла самостоятельно ремонтироч вать станок. В то время в стране развои рачивалось широкое движение за достижение наивысшей про изводительности труда. На ус тах были имена передовых ра- бочих-ударников — Стаханова, Кривоноса, Ангелиной. Они бы ли живым примером того, как надо трудиться, и разве мог-, ли мы, ровесники Октября, мо лодежь стоять в стороне? Работала я на станке «Крас на испытания наш липецкий трактор. Простые, проде бы, услышал слова. Но от них у меня даже мурашки по коже пробежали. Робости не было, хоть и знал я, что небезопасны кру гом дороги, в каком они ужас ном состоянии. Сборы в дорогу были осно вательными. К тому времени в Бруслановке был создан пер вый заводской испытательный отряд. И пот здесь, в Брусла- новке, в кузов моей машины поставили трактор, тщательно его укрепили, погрузили пятн- лемешный плуг, а прицеп ав томобиля загрузили запасом дизельного топлива. И рано- рано утром мы тронулись в путь, на Москву. Мы—это парторг ЦК КПСС на заводе М. И. Таненбаум, первый главный конструктор завода Б. Е. Архангельский, заместитель директора завода и я, водитель. Перед отправле нием я получил последние на путствия: «Ехать как можно осторожнее, чтобы в полной целости и сохранности доста- ный пролетарий» и, конечно, вдохновленная общим наст роем, старалась внести до стойный вклад в общее дело. В скором времени нацелен ность и трудолюбие принесли результаты — стала выполнять норму на 200—280 процентов. Зарабатывала хорошо. Был и почет — фотография не схо дила с цеховой Доски почета. Знала, что моя старатель ность не останется незамечен ной, но все-таки удивила и обрадовала неожиданная весть — меня, как одну из лучших работниц, направляют в Мос кву на Всесоюзное совещание стахановцев. Незабываемое время! Перед нами выступали ставшие живой легендой лю ди, которые явили миру образ человека нового мира. Кстати, частенько перебираю документы прошлых лет, а вот от той поезкки ничего не оста лось — не было еще в ту по ру ни Почетных грамот, ни других видов поощрения. Помню лишь, что вручили нам крупные премии (3000 рублей). Прибавка к зарплате хорошая, если принять во внимание, что приходилось содержать семью в пять человек. Была я стар шая и единственной кормили цей. Когда приехала из Москвы, пить в столицу наш трактор. Но п время распределить пра вильно, несмотря на прифрон товую обстановку, в Москву прибыть строго в срок: там наш трактор будет принимать правительственная комиссия». Дороги оказались хуже не куда' — все в рытвинах, во ронках от взрывов бомб, мин, снарядов. Больше 40—45 ки лометров в час нельзя было делать. А времени-то в обрез. Приходилось ехать не только днем, но и ночью, тогда ско рость падала еще больше светомаскировка (козырьки на фарах) создавала дополнитель ные трудности. Спали не бо лее 4 часов н вновь — в путь. При подъезде к Туле чуть было не попали под немецкую бомбежку — несколько фаши стских стервятников прорва лись к городу и пытались его бомбить. Почти все они были сбиты нашими зенитчиками, однако некоторые уже успели сбросить бомбы, и в Туле за полыхали пожары. От Тулы по Можайскому шоссе продолжали путь к По решили и мы создать стаха новскую школу, чтобы учиться передовым приемам и мето дам работы на примере на ших лучших рабочих. Здорово она нам помогла. Сразу же после этого мне предложили работать налад чиком. Сначала испугалась — как же я, девчонка, смогу справиться с 18 станками? По пробовала, помогли старые кадровые рабочие — получи лось. А в 1939 году послали нас несколько человек на трехго дичные курсы мастеров. К со жалению, пришлось закончить только два — началась война. Что еще хочу сказать. Жи ли мы, конечно, бедновато — с сегодняшним временем не сравнишь. Но было в наших стремлениях и помыслах что- дольску. Вот н подмосковные леса. До столицы оставалось совсем немного. Позади были двое суток пути. В те дни для въезда в Мо скву еще нужны были пропус ка. В одном из городков Под московья тов. Архангельский позвонил в Москву, доложило нашем прибытии, получил дальнейшие указания. Вскоре прибыла машина с провожа тым для меня — в столицу я ехал впервые, и чтобы не тра тил зря времени на поиски ис пытательного полигона, мне и дали провожатого. Никогда не забуду того вол нения, которое мы пытались скрыть друг от друга, когда члены правительственной ко миссии прибыли для того, что бы проверить работу липецко го трактора. По виденным ра нее портретам я узнал Алек сея Николаевича" Когыгина, Андрея' Андреевича Андреева. Выли с ними и другие товари щи. Все они тепло поздорова лись с нами и приступили к делу: внимательно ознакоми лись с внешним видом тракто ра, его устройством. Поясне ния давал тов. Архангельский. Ему задали много вопросов. Потом тракторист пропахал на нашем тракторе пять борозд. Члены правительственной ко миссии проверили глубину вспашки, определили скорость работы, поинтересовались рас ходом горючего. то высокое, была вера... По этому и работалось легко. Бывало, идем на смену с пес нями. Перед войной приняли ме ня в комсомол. И сейчас с благодарностью вспоминаю то время — какие были замеча тельные люди! А молодежные субботники? Предложили од нажды построить собственный клуб. Идея понравилась и сра зу приступили к ее реализа ции. И что же вы думаете? Прошло немного времени — и клуб был готов. До сих пор вспоминаются выступления ху дожественной самодеятельно сти в красном уголке цеха. Прекрасное время... А потом война... П. Д Е Н И С О В А , ветеран завода «Станкострой». Я был тут, недалеко, все ви дел и слышал, и всей душой, как и мои старшие товарищи, переживал за судьбу нашего трактора. Задав еще несколько вопро сов тов. Архангельскому, за тем тракторнсту-непытателю, А. Н. Косыгин от имени всех сказал: — Что ж, липчане, стройте н дальше ваши тракторы. Правительственная комиссия дала «добро» нашему первен цу- Наш первый трактор мы ос тавили в Москве — для музея. А сами вернулись в Липецк. Завод как бы замер в ожида нии вестей от нас. Мы привез ли радостное известие: липец кий трактор получил путевку в жизнь. На фронте Советская Армия все более приближала день По беды. А в тылу налаживался массовый выпуск техники для народиого хозяйства. За воро та нашего завода уже пошли серийные липецкие тракторы. ...С тех славных и незабы ваемых времен прошло более сорока лет. Я навсегда срод нился душой с Липецким трак торным заводом. Сейчас я уже на пенсии, но дела, успехи и проблемы тракторостроителей мне по-прежнему близки и до роги. Ф. КО РОС ТЕЛ ЕВ , ветеран труда. ЭТО И НАШ П Р А З Д Н И К Наше профессионально-тех ническое училище № 23 воз никло на базе ремесленного училища. И также, как оно, продолжает быть кузницей кадров для нашего базового предприятия—Липецкого трак торного завода. Тысячи вче рашних и сегодняшних тракто ростроителей — это выпускни ки училищ. Так что юбилей ЛТЗ — это и наш праздник. Пятидесятилетию родного завода училище подго товило достойную встречу. Еще во втором семестре прош лого учебного года наши ребя та и девушки встали на вахту в честь 50-летия ЛТЗ. В усло вия социалистического соревно вания между группами были внесены изменения: итоги его стали подводить поэтапно. Группа-победитель очередного этапа награждалась туристи ческой путевкой в Ленинград, Киев, Ригу. Группы-победите ли нескольких этапов получи ли право подписать рапорт училища коллективу завода- юбиляра. В прошлом учебном году все группы получили задание офор мить стенды «Страницы из ис тории Липецкого тракторного». Сложно было собирать мате риалы. Учащиеся не раз побы вали в заводском и областном краеведческом музеях, библио теках технической и научной, встречались с ветеранами и записывали их воспоминания. Сегодня всю левую стену вес тибюля нашего училища зани мают — один выразительнее и содержательнее другого — стенды об истории ЛТЗ. Мы теперь знакомим с ними но вичков, школьников тракторо- заводского района, родителей наших ребят и вообще всех гостей училища. Свой вклад в подготовку к 50-летию завода внесли наши юные мастера из кружка тех нического творчества. Они под руководством преподавателя спецтехнологип В. А. Цветкова изготовили ряд интересных эк спонатов. Лучшим из них по праву можно считать макет трактора — уменьшенную ко пию машины, установленной на въезде в тракторозаводской район. Мы думаем, что это изделие рабочих рук может украсить заводской музей. Словом, 50-летие ЛТЗ мы восприняли как свой праздник и постарались встретить его достойно. Н. КИ Б И Р Е В , директор С ПТУ-23. Пелагея Тихоновна Денисова и сейчас, несмотря на весьма преклонный возраст, продолжает трудиться в вечерней школе рабочей молодежи № 2. Заметим, в течение уже 10 лет. А до этого все время была контролером отдела тех нического контроля при отделе главного механика. Поэтому ее жизнь неразрывно связана с 50-летней историей Липец кого такторного завода. Более того — она из отряда пер вопроходцев. тех, кто закладывал фундамент нынешнего предприятия. Это без преувеличения «старая гвардия». Пелагея Тихоновна и сейчас верна своему времени, той заиалке и воспитанию, которые получила в юности. Она из тех немногих оставшихся, кто создавал иеторию нашего за вода, кто писал ее золотыми буквами. ЭТИМ МЫ ГОРДИМСЯ В 1960 году на нашем предприятии на чалась подготовка к выпуску новой маши ны, которую мы все знаем как трактор Т-40. Конструкторы в узлы трактора зало жили новинку: вместо подшипников — втулки из капрона, Это было сделано с целью снижения трудоемкости обслужива ния машин в хозяйствах, так как за счет высоких антифрикционных свойств капрон в узлах трения может работать без смаз ки. Как и всеми новыми материалами, кап роном было поручено заниматься централь ной заводской лаборатории. Сейчас, когда химия прочно вошла в нашу жизнь, труд но представить, как можно обходиться без пластмасс. А в то время мы видели сде ланные из них только тяжелые телефонные аппараты из так называемого «карбали- та.» да рукоятки трактора... Вот е них-то все и началось. По крупицам были собра ны сведения о технологии обработки кап рона. Женщины лаборатории принесли ис пользованные чулки из капрона, из кото рых и отлили первые образцы втулок. А | | | | | | | | | уже через год первые партии тракторов были укомплектованы деталями, изготов ленными из капрона. В центральной завод ской лаборатории создали группу пласт масс, а в тракторном цехе №4 — участок, который возглавил А. И. Пятницких. НА СНИМКЕ: страница из проспекта С тех пор прошло более 25 лет. За это Берлинского музея немецкой истории, сви- время пластмассы нашли самое широкое детельствукнцая об установке на вечную применение во всех областях народного хо- стоянку одного из первых липецких трак- зяйства, в том числе и в тракторостроении, торов — КД-35. Особо хочется отметить две разработки нашего завода. Впервые в отрасли у нас освоено производство пластмассовых крыш ки и фильтра топливного бака, благодаря чему в ГОСТы на эти изделия нведепы ва рианты из пластических масс. 'Министерство нередко привлекает специа листов нашего предприятия для оказания помощи другим заводам в разработке тех нологии, оснастки и отладки производства пластмассовых деталей. При содействии липецких тракторостроителей было освоено одиннадцать наименований изделий, иду щих на комплектацию мотоблока для К у таисского завода малогабаритных тракто ров. Не без нашей помощи налажены вы пуск деталей для комбайна «Дон» и изго товление ^распылителя для сеялки, произ водимой на заводе «Красная звезда» в Кировограде. Технологическая служба научно-исследо вательского отдела по переработке пласт масс, которую возглавляет Ф. В. Тинько- ва, в настоящее время решает большие за дачи по организации производства нового универсально-пропашного трактора Т-142 и трактора с новой каркасной кабиной. В подготовке находится около 150 наимено ваний деталей. Этим делом, имеющим для завода важное значение, занимаются ин женеры-технологи Р. П. Серкина, В. А. Фе- еенко, Н. П. Ламонова, другие специали сты. М. КРАНЦОВА, заместитель начальника научно-исследовательского отдела.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz