Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 А У >г Н А В С Т Р ЕЧ У Ю БИ Л ЕЮ З А В О Д А М О Й З А В О Д — М О Я С У Д Ь Б А ПОВ ЕРЬ В СЕБЯ И СИЛУ КО ЛЛ ЕК ТИ ВА Н А К О Н К У Р С Всп о мни, товари щ! Июнь сорок первого года... Как чудовищная волна. Неся и смерть, и невзгоды. На нас накатилась война. Голо в цехах «Станкостроя». Как будто пронесся шквал: Нужное, дорогое — Все увезли за Урал. И заложили под зданье Всеразрушающий тол. Но отменили заданье — Враг сюда не прошел. Под грохот недальнего боя —Во всю бушевала война!— В суровое время лихое Завод возрождала страна. Задача — куда смелее: Строить стальную рать, Чтобы пахать и сеять Да урожай убирать. И началось в сорок третьем! В мирном труде, как в бою. Люди тогда показали Всю мощь и смекалку свою. Сметались любые преграды И с комсомольским огнем Несли фронтовые бригады Вахты и ночью, и днем. Первостроители наши! Вы потрудились сполна. Вписали в историю ваши Достойные имена. Время прессует минуты. Нижет, как бусы, года. Но героический труд ваш Пример молодым—навсегда. А с фронта шли добрые вести, Он яро фашистов бил. И с ним неразрывно вместе, Крепко работал тыл. Стал особою вехой Сорок четвертый год — Первым своим успехом Порадовал новый завод. Был всего дороже Тот праздник суровых дней: Первенец-трактор ожил — Будущий пахарь полей. Рос, набирая силу, Креп молодой завод И выпускал машины Все больше из года в год. А вместе, в рабочих буднях. Детали точа и плавя металл, Росли, поднимались люди — Главный его капитал. Завод — это труд и школа, Завод — нашей жизни оплот. Каждый из нас недаром Его родным зовет. Скольким помог он подняться. Крылья для взлета дал! Люди заводом гордяться — Для них путеводным он стал. Трудом упорным и жарким У кульманов и станков Рождались все новые марки Липецких тракторов. Был он не гладким трактом. Путь в полусотне лет... Каждый новый трактор — Плод неудач и побед. Достигнуто много и славно! Недаром родная страна Лучшим из лучших вручала Медали и ордена. Было: на лаврах почили. Стали «жирком» обрастать... Но разве мы этим жили, Разве об этом мечтать!! Силы, товарищ, утрой-ка. Душу в работу вложи! Всюду идет перестройка — Бой равнодушью и лжи. Бой за честь завода, Рвачам, бракоделам бой, Это — наша забота. Дело наше с тобой. Ныне третье рожденье Переживает завод — Время для вдохновенья И штурма новых высот. Для нас — это главный фактор: — За дело берись, а не трусь! — На смену идет новый трактор С гордым названием «Русь». А это значит, товарищ, Снова завод в пути. И, к новым успехам шагая, С честью должны мы его пройти! Николай ДОРОФЕЕВ, ветеран завода. Шел 1941 год. Напряженной жизнью, как и вся страна, жил коллектив завода. Провока­ ционные выпады японских ми­ литаристов на востоке и поощ­ ряемая на западе агрессия гит­ леровской Германии в Европе, ни у кого не вызывали сомне­ ний в необходимости быть во всеоружии, готовыми к отпору врага. С января все цехи и службы завода перешли на работу по режиму особого периода. Оба чугунолитейных цеха и цех цветного литья практически удвоили выпуск заготовок. Это сразу же выявило и узкие ме­ ста в механообрабатывающих цехах. На линиях и участках черновой обработки изделий и особенно на участках гидрав­ лики образовались заторы. Партийный комитет завода на расширенном заседании за ­ слушал главного инженера А. П. Надеждина о практиче­ ских мерах дирекции, обеспе­ чивающих устойчивое ежесу­ точное выполнение установлен­ ного заводу на 1941 год повы­ шенного плана. По докладу главного инженера для рас­ шивки указанных узких мест требовалось: в механосбороч­ ном корпусе, на участках чер­ новой обработки установить не менее 70 токарных и обдироч­ ных станков, а на линиях гид­ равлики дополнительно к трем Первый квартал сурового военного 1944 года принес мо­ лодому коллективу липецких тракторостроителей и первые радости. По итогам работы за квартал, решением Коллегии и ЦК отраслевого профсоюза заводу было присуждено пер­ вое место и переходящее Крас­ ное знамя. Вручение переходя щ е г о Красного знамени было реше­ но произвести на очередном пленуме ЦК союза, находив­ шемся в Челябинске. Для прие­ ма знамени общественность за ­ вода на пленум делигировала меня. Доклад на пленуме предсе­ дателя ЦК Союза т. Блинова о ходе выполнения заказов фрон­ та предприятиями отрасли и выступления на нем участни­ ков пленума были по-военно­ му краткими. Мое выступление об ускоренном строительстве завода, о работе коллектива в прифронтовых условиях и не­ малых трудностях с бытоуст- ройством людей, похоже, заин­ тересовало присутствующих. Мне было задано много вопро­ сов. Здесь уместно сказать, что в наскоро изготовленных для приема людей общежитиях то­ гда у нас стояли еще двух- ярусные койки. Центральное отопление в жилом районе не работало. Общежития, как и цеха, отапливались отходами литейного кокса и дровами, сжигаемыми в чугунных окоп­ ных печах. Кипяток для про­ живающих в общежитии гото­ вился в групповых кубовых, расположенных внутри кварта­ ла. Немало было и других бы­ товых неурядиц. При вручении заводу пере­ ходящего Красного знамени кто-то из президиума спросил: «А духовой оркестр у вас есть?». Я ответил, что пока нет, но разбогатеем и обяза­ тельно купим музыкальные ин­ струменты. Тогда председательствую­ щий, обращаясь к участникам пленума, сказал: — Товарищи! В ЦК имеют­ ся два комплекта инструмен­ тов для духового оркестра. Давайте один из них переда­ дим липецким тракторострои­ телям. действующим смонтировать еще девять гидравлических ус­ тановок высокого давления. При наличии оборудования указанные дополнительные ра­ боты силами заводских служб можно было выполнить в тече­ ние 7—8 дней. Но в январе этого оборудования завод не имел. Сложность состояла еще и в том, что своевременно на ­ правленные в Наркомат заявки на это оборудование были приняты к исполнению только на второе полугодие, причем без указания срока поставки. Обстановка сложилась кри­ тическая. Тогда партийный комитет ре­ шил обратиться к инженерно­ му составу и новаторам заво­ да с призывом найти пути ре­ шения в создавшейся ситуа­ ции и силами завода решить проблему недостающего обору­ дования. Станочное оборудование для усиления участков черновой об­ работки по предложению ра­ ботников службы главного ме­ ханика в ближайшие три дня было демонтировано в ремонт­ ных службах цехов и установ­ лено на потоке в механосбо­ рочном корпусе. Сложнее было с гидравликой. На каждой но­ вой линии испытания изделий по проекту требовалось уста­ новить гидравлический пресс высокого давления, с оснаст- Присутствующие дружно поддержали это предложение. Так неожиданно коллектив за­ вода стал обладателем еще од­ ного памятного приза. На другой день пленум за ­ кончил свою работу, к вечеру его участники стали разъез­ жаться. Полученные мною му­ зыкальные инструменты были поштучно упакованы в плот­ ную кабельную бумагу, погру­ жены на телегу и извозчику была дана команда доставить их на вокзал, помочь при по­ садке в вагон. На телеге вместе с моими дорожными вещами, кроме нас с возчиком, оказалось 19 мест. Количество и вес их меня не смущали. Трудность заключа­ лась в другом: как все это про­ везти по одному билету? По­ нимая это, работники ЦК да ­ ли мне выписку из решения пленума о награждении заво­ да и пообещали перед отходом поезда позвонить на вокзал и попросить дорожников в виде исключения отправить меня с таким необычным грузом. Сложность своего положения по-настоящему я почувствовал только на вокзале. Поезд на Москву уходил в 18-30. Мы прибыли на вокзал примерно за полчаса до его отхода. Ткнув кнутом на по­ нуро стоявшую лошадку воз­ чик сказал: — Она с утра не кормлена и не поена. После чего слез с телеги, молча разгрузил у вокзальных ворот мою поклажу и, не ска­ зав ни слова, уехал. Московский поезд стоял на первом пути, но до моего ва­ гона было далековато. Я при­ кинул: если брать одновремен­ но по 4 места, то за пять «обо­ ротов» (это примерно 10—12 минут) можно все погрузить. С переходящим Красным знаме­ нем, наиболее крупными инст­ рументами — басом и контра­ басом и личными вещами, по­ тратив на уговоры проводника не менее пяти минут, я все- таки вошел в вагон. Остальные же инструменты проводник наотрез отказался пропустить. Сказав, что багаж­ ное отделение в конце поезда, кой для установки испытывае­ мых изделий и многоступенча­ тый центробежный насос, ра­ ботающий в паре с этим прес- сом. Прессов и центробежных насосов к ним завод не имел. И тут тоже помогла смекал­ ка новаторов. По их предло­ жению коллективы ремонтно­ литейного и ремонтно-механи­ ческого цехов, узнав, что на заводе в техотделе имеются рабочие чертежи гидравличе. ского пресса требуемой харак­ теристики, решили в короткий срок изготовить недостающие девять прессов своими силами. К сожалению, изготовление многоступенчатых центробеж­ ных насосов высокого давле­ ния службам завода было не по силам. Проблему насосов было поручено решать главно­ му энергетику завода. Новато­ ры цеха № 10 этой службы— старший мастер т. Ноздряков и молодой слесарь-сантехник Иван Косых предложили к каждому из трех действующих на линиях гидравлики центро­ бежных насосов подключить не один пресс, а два. Разработка схемы включения и подготовка рабочей документации были поручены инженеру ц.еха № 10 А. Ситниковой. Готовя схему, она провела хронометраж ра­ боты действующей гидравличе­ ской установки и пришла к выводу, что вспомогательное он тут же закрыл дверь ваго­ на. До отхода поезда остава­ лось еще около 20 минут. Я быстро перенес оставшиеся ин­ струменты в багажное отделе­ ние. Осмотрев с пристрастием каждое место, весовщик зая­ вил: — В бумажной упаковке не принимаем. По инструкции тре­ буется мешковина. Потратив на уговоры теперь уже весовщика еще около 10 минут, при этом использовав практически все дозволенные и недозволенные приемы и мето­ ды убеждения, я понял что за оставшееся до отхода поез­ да время преодолеть казенщи­ ну и формализм весовщика я уже не смогу. Вдруг кто-то сзади легко тронул меня за плечо. Я обер­ нулся: передо мной стоял из­ можденный, сильно обросший, сгорбившийся человек. За его плечами висела портовая «ко­ за», в руках он держал связ­ ку свободных ремней. Раздо­ садованный, я резко спросил: — Что надо? Незнакомый виновато улыб­ нулся и тихо произнес: — Не получается, паря, у те­ бя с посадкой, давай помогу. Если дашь хоть половину то­ го, что ты сулил этой шкуре. Мы вышли на перрон. Его предложение занести музы­ кальные инструменты через заднее окно вагона было, по­ жалуй, единственно правиль­ ным. Мы быстро связали их, я помог уложить эту громозд­ кую ношу на «козу». Сгибаясь под ее тяжестью, он обогнул последний вагон нашего поез­ да, сошел на пути и крикнул мне: — Иди, успокой своего про­ водника. Окно в нашем купе не от­ крылось. Но тут, поняв мою затею, мне сразу же стали по­ могать пассажиры соседнего купе. Среди активных помощ­ ников оказался и майор-фрон- говик, возвращавшийся с Ура­ ла в часть. Он быстро открыл окно в своем купе, на глаз прикинул высоту подъема, снял с гимнастерки пояс. Я пристегнул к его поясу свой и на двух поясах мы быстро подняли все инструменты в ва­ гон. Перед отъездом домой мне выдали на пять суток паек: две буханки хлеба и два круга по- машинное время, затрачивае­ мое на установку и съем каж ­ дого испытываемого на прес­ се изделия, вполне позволяет одновременно вести испытания не на двух, а на четырех прес­ сах, подключенных к одному из действующих центробежных насосов. Таким образом вопрос че­ тырехкратного увеличения мощ­ ности участка гидравлики но­ ваторами цеха №10 также был успешно решен в короткие сро­ ки. К концу февраля завод вы­ шел на устойчивое ежесуточ­ ное выполнение повышенного плана. Докладывая позже пар­ тийному комитету о выполне­ нии поставленной задачи по устранению узких мест, глав­ ный инженер завода А. П. На­ деждин сказал: — С нашими людьми мож­ но смело решать и более сложные технические задачи. И немного помолчав, доба­ вил: — Уходя с январского парт­ кома, я не очень верил в си­ лу обращения парткома к но­ ваторам завода, а жаль. Вера в людей окрыляет их и от­ крывает поистине неисчерпае­ мые возможности в развитии творческих сил человека и коллектива. лукопченой колбасы. Половину этого богатства я тут же че­ рез окно передал своему не­ ожиданному помощнику. Взяв бережно продукты в руки, он прижал их к груди и стараясь скрыть нахлынувшие чувства, стал быстро смахивать свобод­ ной рукой набежавшие на гла­ за слезы. Потом вслед уже тронувшемуся поезду крикнул: — Слушай, друг, не знаю, как тебя зовут, но ты спас двух моих детей и жену. Они уже третий день не встают. Что он говорил дальше, за стуком колес я уже не слы­ шал, но мы долго взмахами рук благодарили друг друга за оказанную в критическую ми­ нуту помощь. В пути до Москвы от угроз проводника, узнавшего при об­ ходе, что я все-таки весь ор­ кестровый инструмент везу с собой, помог избавиться все тот же майор-фронтовик. В Москве меня встретили предупрежденные телеграммой работники Гипропрома, проек­ тирующие Липецкий трактор­ ный завод. Они же на другой день помогли спокойно погру­ зиться в поезд, идущий на Гря­ зи. К слову сказать, москов­ ские железнодорожники к вы­ писке из решения ЦК Союза отнеслись с большим уваже­ нием и препятствий при посад­ ке в поезд не чинили. Через пять суток после па­ мятной для меня погрузки в Челябинске инструменты для первого духового- оркестра на­ шего завода с восторгом были приняты энтузиастами завод­ ского клуба. Доставка их на завод в дни военного лихолетья — собы­ тие, казалось бы, и небольшое, но в нем, как в зеркале, на­ шли отражение не только страстное желание советских людей быстрее изгнать ненави­ стных захватчиков-поработи- телей и вернуться к мирному созидательному труду, но и особая душевная теплота и чуткость к беде другого. На самом деле — сколько чело­ век в Челябинске, в поезде на пути в Москву и в самой Мо­ скве за эти пять дней стара­ лись помочь неизвестному им коллективу завода быстрее по­ лучить музыкальные инстру­ менты. С. ДРАГУНОВ, ветеран завода. ПЕРВЫЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz