Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 А У >г Н А В С Т Р ЕЧ У Ю БИ Л ЕЮ З А В О Д А М О Й З А В О Д — М О Я С У Д Ь Б А ПОВ ЕРЬ В СЕБЯ И СИЛУ КО ЛЛ ЕК ТИ ВА Н А К О Н К У Р С Всп о мни, товари щ! Июнь сорок первого года... Как чудовищная волна. Неся и смерть, и невзгоды. На нас накатилась война. Голо в цехах «Станкостроя». Как будто пронесся шквал: Нужное, дорогое — Все увезли за Урал. И заложили под зданье Всеразрушающий тол. Но отменили заданье — Враг сюда не прошел. Под грохот недальнего боя —Во всю бушевала война!— В суровое время лихое Завод возрождала страна. Задача — куда смелее: Строить стальную рать, Чтобы пахать и сеять Да урожай убирать. И началось в сорок третьем! В мирном труде, как в бою. Люди тогда показали Всю мощь и смекалку свою. Сметались любые преграды И с комсомольским огнем Несли фронтовые бригады Вахты и ночью, и днем. Первостроители наши! Вы потрудились сполна. Вписали в историю ваши Достойные имена. Время прессует минуты. Нижет, как бусы, года. Но героический труд ваш Пример молодым—навсегда. А с фронта шли добрые вести, Он яро фашистов бил. И с ним неразрывно вместе, Крепко работал тыл. Стал особою вехой Сорок четвертый год — Первым своим успехом Порадовал новый завод. Был всего дороже Тот праздник суровых дней: Первенец-трактор ожил — Будущий пахарь полей. Рос, набирая силу, Креп молодой завод И выпускал машины Все больше из года в год. А вместе, в рабочих буднях. Детали точа и плавя металл, Росли, поднимались люди — Главный его капитал. Завод — это труд и школа, Завод — нашей жизни оплот. Каждый из нас недаром Его родным зовет. Скольким помог он подняться. Крылья для взлета дал! Люди заводом гордяться — Для них путеводным он стал. Трудом упорным и жарким У кульманов и станков Рождались все новые марки Липецких тракторов. Был он не гладким трактом. Путь в полусотне лет... Каждый новый трактор — Плод неудач и побед. Достигнуто много и славно! Недаром родная страна Лучшим из лучших вручала Медали и ордена. Было: на лаврах почили. Стали «жирком» обрастать... Но разве мы этим жили, Разве об этом мечтать!! Силы, товарищ, утрой-ка. Душу в работу вложи! Всюду идет перестройка — Бой равнодушью и лжи. Бой за честь завода, Рвачам, бракоделам бой, Это — наша забота. Дело наше с тобой. Ныне третье рожденье Переживает завод — Время для вдохновенья И штурма новых высот. Для нас — это главный фактор: — За дело берись, а не трусь! — На смену идет новый трактор С гордым названием «Русь». А это значит, товарищ, Снова завод в пути. И, к новым успехам шагая, С честью должны мы его пройти! Николай ДОРОФЕЕВ, ветеран завода. Шел 1941 год. Напряженной жизнью, как и вся страна, жил коллектив завода. Провока ционные выпады японских ми литаристов на востоке и поощ ряемая на западе агрессия гит леровской Германии в Европе, ни у кого не вызывали сомне ний в необходимости быть во всеоружии, готовыми к отпору врага. С января все цехи и службы завода перешли на работу по режиму особого периода. Оба чугунолитейных цеха и цех цветного литья практически удвоили выпуск заготовок. Это сразу же выявило и узкие ме ста в механообрабатывающих цехах. На линиях и участках черновой обработки изделий и особенно на участках гидрав лики образовались заторы. Партийный комитет завода на расширенном заседании за слушал главного инженера А. П. Надеждина о практиче ских мерах дирекции, обеспе чивающих устойчивое ежесу точное выполнение установлен ного заводу на 1941 год повы шенного плана. По докладу главного инженера для рас шивки указанных узких мест требовалось: в механосбороч ном корпусе, на участках чер новой обработки установить не менее 70 токарных и обдироч ных станков, а на линиях гид равлики дополнительно к трем Первый квартал сурового военного 1944 года принес мо лодому коллективу липецких тракторостроителей и первые радости. По итогам работы за квартал, решением Коллегии и ЦК отраслевого профсоюза заводу было присуждено пер вое место и переходящее Крас ное знамя. Вручение переходя щ е г о Красного знамени было реше но произвести на очередном пленуме ЦК союза, находив шемся в Челябинске. Для прие ма знамени общественность за вода на пленум делигировала меня. Доклад на пленуме предсе дателя ЦК Союза т. Блинова о ходе выполнения заказов фрон та предприятиями отрасли и выступления на нем участни ков пленума были по-военно му краткими. Мое выступление об ускоренном строительстве завода, о работе коллектива в прифронтовых условиях и не малых трудностях с бытоуст- ройством людей, похоже, заин тересовало присутствующих. Мне было задано много вопро сов. Здесь уместно сказать, что в наскоро изготовленных для приема людей общежитиях то гда у нас стояли еще двух- ярусные койки. Центральное отопление в жилом районе не работало. Общежития, как и цеха, отапливались отходами литейного кокса и дровами, сжигаемыми в чугунных окоп ных печах. Кипяток для про живающих в общежитии гото вился в групповых кубовых, расположенных внутри кварта ла. Немало было и других бы товых неурядиц. При вручении заводу пере ходящего Красного знамени кто-то из президиума спросил: «А духовой оркестр у вас есть?». Я ответил, что пока нет, но разбогатеем и обяза тельно купим музыкальные ин струменты. Тогда председательствую щий, обращаясь к участникам пленума, сказал: — Товарищи! В ЦК имеют ся два комплекта инструмен тов для духового оркестра. Давайте один из них переда дим липецким тракторострои телям. действующим смонтировать еще девять гидравлических ус тановок высокого давления. При наличии оборудования указанные дополнительные ра боты силами заводских служб можно было выполнить в тече ние 7—8 дней. Но в январе этого оборудования завод не имел. Сложность состояла еще и в том, что своевременно на правленные в Наркомат заявки на это оборудование были приняты к исполнению только на второе полугодие, причем без указания срока поставки. Обстановка сложилась кри тическая. Тогда партийный комитет ре шил обратиться к инженерно му составу и новаторам заво да с призывом найти пути ре шения в создавшейся ситуа ции и силами завода решить проблему недостающего обору дования. Станочное оборудование для усиления участков черновой об работки по предложению ра ботников службы главного ме ханика в ближайшие три дня было демонтировано в ремонт ных службах цехов и установ лено на потоке в механосбо рочном корпусе. Сложнее было с гидравликой. На каждой но вой линии испытания изделий по проекту требовалось уста новить гидравлический пресс высокого давления, с оснаст- Присутствующие дружно поддержали это предложение. Так неожиданно коллектив за вода стал обладателем еще од ного памятного приза. На другой день пленум за кончил свою работу, к вечеру его участники стали разъез жаться. Полученные мною му зыкальные инструменты были поштучно упакованы в плот ную кабельную бумагу, погру жены на телегу и извозчику была дана команда доставить их на вокзал, помочь при по садке в вагон. На телеге вместе с моими дорожными вещами, кроме нас с возчиком, оказалось 19 мест. Количество и вес их меня не смущали. Трудность заключа лась в другом: как все это про везти по одному билету? По нимая это, работники ЦК да ли мне выписку из решения пленума о награждении заво да и пообещали перед отходом поезда позвонить на вокзал и попросить дорожников в виде исключения отправить меня с таким необычным грузом. Сложность своего положения по-настоящему я почувствовал только на вокзале. Поезд на Москву уходил в 18-30. Мы прибыли на вокзал примерно за полчаса до его отхода. Ткнув кнутом на по нуро стоявшую лошадку воз чик сказал: — Она с утра не кормлена и не поена. После чего слез с телеги, молча разгрузил у вокзальных ворот мою поклажу и, не ска зав ни слова, уехал. Московский поезд стоял на первом пути, но до моего ва гона было далековато. Я при кинул: если брать одновремен но по 4 места, то за пять «обо ротов» (это примерно 10—12 минут) можно все погрузить. С переходящим Красным знаме нем, наиболее крупными инст рументами — басом и контра басом и личными вещами, по тратив на уговоры проводника не менее пяти минут, я все- таки вошел в вагон. Остальные же инструменты проводник наотрез отказался пропустить. Сказав, что багаж ное отделение в конце поезда, кой для установки испытывае мых изделий и многоступенча тый центробежный насос, ра ботающий в паре с этим прес- сом. Прессов и центробежных насосов к ним завод не имел. И тут тоже помогла смекал ка новаторов. По их предло жению коллективы ремонтно литейного и ремонтно-механи ческого цехов, узнав, что на заводе в техотделе имеются рабочие чертежи гидравличе. ского пресса требуемой харак теристики, решили в короткий срок изготовить недостающие девять прессов своими силами. К сожалению, изготовление многоступенчатых центробеж ных насосов высокого давле ния службам завода было не по силам. Проблему насосов было поручено решать главно му энергетику завода. Новато ры цеха № 10 этой службы— старший мастер т. Ноздряков и молодой слесарь-сантехник Иван Косых предложили к каждому из трех действующих на линиях гидравлики центро бежных насосов подключить не один пресс, а два. Разработка схемы включения и подготовка рабочей документации были поручены инженеру ц.еха № 10 А. Ситниковой. Готовя схему, она провела хронометраж ра боты действующей гидравличе ской установки и пришла к выводу, что вспомогательное он тут же закрыл дверь ваго на. До отхода поезда остава лось еще около 20 минут. Я быстро перенес оставшиеся ин струменты в багажное отделе ние. Осмотрев с пристрастием каждое место, весовщик зая вил: — В бумажной упаковке не принимаем. По инструкции тре буется мешковина. Потратив на уговоры теперь уже весовщика еще около 10 минут, при этом использовав практически все дозволенные и недозволенные приемы и мето ды убеждения, я понял что за оставшееся до отхода поез да время преодолеть казенщи ну и формализм весовщика я уже не смогу. Вдруг кто-то сзади легко тронул меня за плечо. Я обер нулся: передо мной стоял из можденный, сильно обросший, сгорбившийся человек. За его плечами висела портовая «ко за», в руках он держал связ ку свободных ремней. Раздо садованный, я резко спросил: — Что надо? Незнакомый виновато улыб нулся и тихо произнес: — Не получается, паря, у те бя с посадкой, давай помогу. Если дашь хоть половину то го, что ты сулил этой шкуре. Мы вышли на перрон. Его предложение занести музы кальные инструменты через заднее окно вагона было, по жалуй, единственно правиль ным. Мы быстро связали их, я помог уложить эту громозд кую ношу на «козу». Сгибаясь под ее тяжестью, он обогнул последний вагон нашего поез да, сошел на пути и крикнул мне: — Иди, успокой своего про водника. Окно в нашем купе не от крылось. Но тут, поняв мою затею, мне сразу же стали по могать пассажиры соседнего купе. Среди активных помощ ников оказался и майор-фрон- говик, возвращавшийся с Ура ла в часть. Он быстро открыл окно в своем купе, на глаз прикинул высоту подъема, снял с гимнастерки пояс. Я пристегнул к его поясу свой и на двух поясах мы быстро подняли все инструменты в ва гон. Перед отъездом домой мне выдали на пять суток паек: две буханки хлеба и два круга по- машинное время, затрачивае мое на установку и съем каж дого испытываемого на прес се изделия, вполне позволяет одновременно вести испытания не на двух, а на четырех прес сах, подключенных к одному из действующих центробежных насосов. Таким образом вопрос че тырехкратного увеличения мощ ности участка гидравлики но ваторами цеха №10 также был успешно решен в короткие сро ки. К концу февраля завод вы шел на устойчивое ежесуточ ное выполнение повышенного плана. Докладывая позже пар тийному комитету о выполне нии поставленной задачи по устранению узких мест, глав ный инженер завода А. П. На деждин сказал: — С нашими людьми мож но смело решать и более сложные технические задачи. И немного помолчав, доба вил: — Уходя с январского парт кома, я не очень верил в си лу обращения парткома к но ваторам завода, а жаль. Вера в людей окрыляет их и от крывает поистине неисчерпае мые возможности в развитии творческих сил человека и коллектива. лукопченой колбасы. Половину этого богатства я тут же че рез окно передал своему не ожиданному помощнику. Взяв бережно продукты в руки, он прижал их к груди и стараясь скрыть нахлынувшие чувства, стал быстро смахивать свобод ной рукой набежавшие на гла за слезы. Потом вслед уже тронувшемуся поезду крикнул: — Слушай, друг, не знаю, как тебя зовут, но ты спас двух моих детей и жену. Они уже третий день не встают. Что он говорил дальше, за стуком колес я уже не слы шал, но мы долго взмахами рук благодарили друг друга за оказанную в критическую ми нуту помощь. В пути до Москвы от угроз проводника, узнавшего при об ходе, что я все-таки весь ор кестровый инструмент везу с собой, помог избавиться все тот же майор-фронтовик. В Москве меня встретили предупрежденные телеграммой работники Гипропрома, проек тирующие Липецкий трактор ный завод. Они же на другой день помогли спокойно погру зиться в поезд, идущий на Гря зи. К слову сказать, москов ские железнодорожники к вы писке из решения ЦК Союза отнеслись с большим уваже нием и препятствий при посад ке в поезд не чинили. Через пять суток после па мятной для меня погрузки в Челябинске инструменты для первого духового- оркестра на шего завода с восторгом были приняты энтузиастами завод ского клуба. Доставка их на завод в дни военного лихолетья — собы тие, казалось бы, и небольшое, но в нем, как в зеркале, на шли отражение не только страстное желание советских людей быстрее изгнать ненави стных захватчиков-поработи- телей и вернуться к мирному созидательному труду, но и особая душевная теплота и чуткость к беде другого. На самом деле — сколько чело век в Челябинске, в поезде на пути в Москву и в самой Мо скве за эти пять дней стара лись помочь неизвестному им коллективу завода быстрее по лучить музыкальные инстру менты. С. ДРАГУНОВ, ветеран завода. ПЕРВЫЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz