Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр , 3 МАСТЕРА „ЗОЛОТЫЕ РУКИ" €€Диагноз» ставит М альцев Параллельно конвейерной ленте ровно выстроились здесь обкаточные стенды. Круглые сутки шумят на них поступив­ шие со сборки трансмиссии. Шумы разные, по их характе­ ру опытные слесари-испытате­ ли и определяют качество сборки одного из ведущих уз­ лов трактора. Скажем, возник необычный звук работающих шестерен, скрежет шлицевых валов — насторожись: это сигнал неблагополучия. И сле­ сарь останавливает стенд, ищет причины ненормальных шумов ответственных деталей. Эту важную и тонкую рабо ту слесаря-дефектчика вот уже много лет в цехе сборки тран­ смиссий выполняет кадровый рабочий Александр Сергеевич Мальцев. Вез приборов, как хороший музыкант, улавливает он «фальшивую ноту» при ра ­ боте той или иной шестерни, вала, мастерски устраняет их неполадки. Сказываются и бо­ льшой опыт, и интуиция, и ог­ ромное трудолюбие, и- если хотите—умение целиком под­ чинить себя этой нелегкой, по­ рой изнурительной работе. Вот и в этот раз Мальцев с утра был приглашен на учас­ ток тракторосборочного цеха, где в собранной, почти гото­ вой к отправке машине обна­ ружился, как говорится, «неес­ тественный» шум трансмиссии. Пришел, внимательно осмот­ рел трактор, завел двигатель, плавно проехал по цеху. Ма­ нипулируя оборотами двигате­ ля, увеличивая нагрузку на уз­ лы, Мальцев заставил транс­ миссию «проявить себя» силь­ ным шумом и треском. Диаг­ ноз не составил затруднений: «шалит» ведущая шестерня. Когда Александр Сергеевич подобрался к узлу, снял крыш­ ку, то убедился: прогноз вер­ ный. Большой опыт подсказал ему способ регулировки и трактор был избавлен от из­ лишнего шума трансмиссии. Теперь его можно отправлять потребителю... А бывает и так. На завод из хозяйства той или иной облас­ ти поступает рекламация. И если в ней речь идет о дефек ­ тах в трансмиссии, то руко­ водство завода вместе со спе­ циалистами бюро рекламации посылает на место А. С. Маль­ цева, других опытных слесарей- испытателей. Так было' в нача­ ле нынешнего лета, когда Ма­ льцеву пришлось выезжать по вызову в одно из хозяйств Ки­ евской области. Здесь \ дело оказалось настолько серьез ­ ным, что пришлось заменить трансмиссию на новую. Зная о том, что неполадки в этом узле приносят немало за­ бот и хлопот не только их из­ готовителям, но и эксплуата­ ционникам, спрашиваю Алек­ сандра Сергеевича о том, кто во всем этом виноват, кто не­ доработал — конструкторы, технологи или рабочие, изго­ товляющие детали трактора, сборщики. — Шум трансмиссий, как я убедился, возникает от полно­ ты зубьев шестерни или шли­ цев вала, от неправильно от­ регулированных зазоров, от плохой механической обработ­ ки этих ответственных дета­ лей, от неточного сопряжения их углов. Значит, виноваты все, кто причастен к изготовлению деталей. Хотя я’ прекрасно по­ нимаю, полностью избавиться от дефектов нелегко: ведь оборудование, оснастка в це­ хах сильно устарели, подноси­ лись, мерителя не хватает. Ло­ гика здесь простая: от того, насколько точно, по технологии изготовлены детали, полностью зависит качество любого узла и в целом трактора. В этом А. С. Мальцев ли­ шний раз убедился, когда вы­ езжал в Подмосковье на го­ сударственную машинно-испы­ тательную станцию, где дер ­ жал экзамен наш серийный трактор. Вместе с инженера- ми-испытателями, опытными водителями он изучал причи­ ны возникновения в новых ма ­ шинах тех или иных дефектов, устранял их. И здесь он проя­ вил высокое мастерство, от­ личное знание техники. Но одних знаний, видимо, мало, надо еще любить техни­ ку, машину. Эта любовь, при­ вязанность к технике у него появились еще в школьные го­ ды. А после окончания школы поступил в профессионально- техническое училище, где ов­ ладел специальностью помощ­ ника машиниста паровоза. На службе в армии судьба снова свела его с железнодо­ рожными войсками. Вернулся домой с желанием работать на паровозе, но не получилось. Пришел на тракторный завод, в цех сборки моторов. Было это в 1952 году. Сперва рабо­ тал на конвейере, собирал тракторные двигатели, а потом стал их испытателем. С тех пор, как говорится, воды много утекло. Менялись названия цеха, на его конвейер ставилась новая продукция. Когда вместо дизелей стали производить трансмиссии ко­ лесного трактора, Мальцев первое время работал слеса- рем-сборщиком, а потом стал испытателем, дефектчиком. Его мастерство, большой опыт ма ­ шиностроителя помогают по­ вышать качество тракторов. Своими знаниями он щедро делится с товарищами по ра ­ боте. А несколько лет назад ему довелось быть участником отраслевого совещания пере ­ довиков производства. В сто­ лицу Белоруссии Минск съеха­ лись тогда лучшие представи­ тели тракторных заводов стра­ ны. Его участники обменива­ лись опытом работы, расска­ зывали о своих достижениях, высказывали предложения о том, как увеличить выпуск тракторов, повысить их ка­ чество. В числе выступающих на этом большом совещании был и наш Мальцев. Рассказав о своих трудовых достижениях, о том, за счет чего их доби­ вается, он остановился на труд­ ностях, которые мешают в работе и ему лично, и коллек­ тиву в целом. А после сове­ щания его участники пришли на главный конвейер Минско­ го тракторного завода, где не только знакомились с произ­ водством, с его организацией, но и демонстрировали свое мастерство. О том, что Мальцев лучший «лекарь» трансмиссии, я слы­ шал давно, когда ему вручали алую ленту «Почетного трак­ торостроителя», но кто придет ему на смену? Ведь возраст берет свое — в будущем го­ ду ему пора уходить на отдых. Задаю Александру Сергееви­ чу деликатный вопрос, кому же он думает оставить .свой участок работы, когда пойдет на пенсию. Мой собеседник, сдвинув черные брови, сказал: — Пусть руководство цеха не волнуется насчет смены. Она есть. Хорошо, со знанием дела устраняют у нас дефек ­ ты кадровые рабочие Алек­ сандр Иванович Скворцов и Василий Тихонович Плотников. Это достойные труженики, им любой сложности работа по плечу. С чувством исполненного долга, как и подобает настоя­ щему рабочему, готовится Александр Сергеевич к полу­ вековому юбилею родного за­ вода, с которым навсегда свя­ зал свою судьбу, более того, судьбу своих близких, создав хорошую рабочую династию. Жена Варвара Михайловна Мальцева на заводе работала с 1949 года, сейчас на заслу­ женном отдыхе. Дочь Надеж­ да трудится в отделе главного конструктора, зять Анатолий Курдюков — слесарем на стан­ коинструментальном заводе. Они гордятся тем, что завод­ ская проходная, как поется в песне, вывела их в люди. М. НАЛИВКИН. „ Л И П Е Ц К Я Я П Н И О Р Я И Н " ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ В цехе товаров народного потребления Новолииецкого ме­ таллургического комбината имени Ю. В. Андропова от­ крыт специальный профилакти­ ческий кабинет психофизиоло­ гической разгрузки. Уютный интерьер, мягкая мебель соз­ дают рабочим отличные усло­ вия для отдыха. Но главное— это ежедневные физиотерапев­ тические сеансы эмоциональной реабилитации, которые прохо­ дит каждый рабочий цеха. Двадцатиминутные занятия аутотренингом ведет в кабине­ те специалист-психиатр медсан­ части. Снимается усталость, улучшается настроение,- а в ко ­ нечном счете повышается рабо­ тоспособность людей.: ИНТЕРЕС К ИСТОРИИ КРАЯ Около двух тысяч посетите­ лей побывало этим летом в Задонском краеведческом му­ зее. И это не только задонцы и гости города. Групповые эк­ скурсии совершали отдыхаю­ щие пансионата «Клен», пио­ нерских лагерей «Дубрава» и «Ласточка». Интересовало экскурсантов в^е, что касается истории и современного периода задон­ ского края. Многие с восхище­ нием рассматривали диораму заповедника Галичья Гора. А других больше интересовал старый Задонск, история его развития, героические земляки, прославившие город и район в годы первых пятилеток и в пе­ риод Великой Отечественной войны. Обо всем этом подроб­ но можно узнать из рассказов экскурсоводов и экспозиций музея. ВО ЗВРАЩ АЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ НА СНИМКЕ: старший ин­ женер-плановик прессового це­ ха Галина Порфирьевна Кола- бина. Год юбилея завода для нее особо памятная дата — исполняется сорок лет ее ра ­ боты на предприятии. Фото А. Козина. ВСТРЕЧИ С ВОИНАМИ Доброй традицией стали встречи представителей трак­ торозаводского комсомола с воинами местного гарнизона. На днях состоялась очеред­ ная такая встреча: гостями поинов на этот раз стали уча­ стники ансамбля политической и самодеятельной песни «Това­ рищ», которым руководит за ­ меститель секретаря комитета комсомола завода Андрей Квон. Вслед за ансамблем подшеф­ ных посетила Группа комсо­ мольских секретарей завода. Они с интересом знакомились с жизнью воинов-комсомольцев. С. ЕГОРОВ. А Ч ТО ЗА В «Кировце» от 18 июля бы­ ла опубликована заметка сек­ ретаря бюро ВЛКСМ, трактор­ ного цеха № 3 Т. Тимошкиной «Как «вал» порождает ав­ рал». В ней речь шла о то^, что неритмичные поставки де­ талей, в частности, вала тор­ мозного барабана и других сводят на нет все усилия кол­ лектива работать стабильно, наоборот, создает авральные ситуации. И вот редакция получает от­ вет на выступление. Цитируем его дословно: «Высказанный упрек в адрес термического цеха по срыву по­ ставок термообработанных ва­ лов абсолютно необоснован. Отсутствие элементарного уче­ та поставляемых на термиче­ скую обработку деталей (нак­ ладные никогда не оформля­ лись) и до сих пор не офор­ мляются, что порождает дру­ гое: «Отдайте, что есть». А с начала любого месяца и в выходные дни оборудова­ ние простаивает (имеется вви­ ду оборудование термического цеха) из-за отсутствия деталей на термообработку. Стоит ли в такой ситуации говорить о не­ обходимости создания хотя бы суточного задела для ста­ бильной работы термического цеха! Очень жаль, что Т. Тимош­ кина, проявив некомпетентность в вопросах обеспечения произ­ водства заготовками и деталя­ ми, смело вышла на страницы газеты. Можем заверить, что при условии поставки деталей валов в требуемом суточном количестве (300 штук каждого наименования) термический О ТВЕТО М ? цех с честью выполнит задание по обеспечению стабильной ра­ боты цеха сборки тракторов, а также запчастей и коопериро­ ванных поставок». Под ответом стоит подпись секретаря бюро ВЛКСМ тер­ мического цеха И. Горенковой. Прямо скажем, порадова­ лись, что серьезную проблему обсуждают комсомольские во­ жаки. Ведь оба эти выступле­ ния красноречиво подтверж­ дают тот факт, что возрастает боевитость и активность завод­ ского комсомола в решении ответственных задач. Насторо­ жил лишь стиль официального ответа — напоминает он пере­ палку. О такой принято гово­ рить, что лучшая защита — нападение. За довольно резкой отповедью за смелость высту­ пить в газете в ответе И. Го­ ренковой нет самого главного —объективной оценки ситуации. Все обвинения напрочь отме­ таются, а за сим следуют пыш­ ные заверения в том, что кол­ лектив термического цеха «с честью выполнит...» и т. д. И вот эта «стилистика» вче­ рашнего дня подводит суть обоих выступлений как бы к разбитому корыту. Ведь что получается? Что термичка ра- ботаеГ хорошо, что третий тракторный все проблемы «при­ думал» для того, чтобы найти крайнего. И что газета, есте­ ственно, пошла на поводу у некомпетентной Т. Тимошкиной. Расчет прост: газета напеча­ тала критический материал, на него же Получила ответ, стало быть, каким он ни будь, дело сделано, а все остальное оста­ нется, как и прежде. Мы решили иначе: вернуться к этой теме, и наш корреспон­ дент отправился в третий трак­ торный. Заместитель начальника це­ ха по производству С. П. Шме­ лев внимательно изучил офи­ циальный ответ в редакцию комсомольского вожака терми­ ческого цеха и развел руками: — Ведь это же называется свалить с больной головы на здоровую. Далее картина вырисовыва­ лась неприглядная. В июле термичка в прямом смысле сло­ ва посадила третий трактор­ ный на голодный паек, о чем убедительно свидетельствуют документы. Скажем, первого июля в цех поступило лишь 140 валов муфты сцепления, второго — 150. А ведь с уче­ том того, что ежедневно на сборочный конвейер должно пе­ редаваться 187 этих валов и еще 120 — в запчасти, это значит, что в указанные дни выполнение цехом плана соста­ вило чуть больше 50 процен­ тов. И все это прй наличии в термичке деталей! О чем тоже говорят документы. Весь июль­ ский график выглядит пример­ но так же, за исключением не­ скольких дней, когда термисты вдруг поставляли почти по 500 деталей. Выяснилось, что и это — не признак их ударной ра ­ боты, а всего лишь отдача за выходные дни, когда термичка работает (непрерывный цикл), а третий тракторный — нет. Ко всему этому следует до ­ бавить, что между цехами сло­ жились ненормальные производ­ ственные отношения, о кото­ рых С. П. Шмелев выразился конкретно: «Благодаря терми­ стам и я, н наши мастера прев­ ратились в толкачей и выши­ бал». Кваче, как заметил С. П. Шмелев, даже готовые они пролежат там и день, и два. Фантазия? — А пойдемте убедимся, — предлагает он. Вместе идем в термический цех. Побывали на многих участ­ ках н убедились, что в термич­ ке уже заготовлено немало де ­ талей для третьего тракторно­ го, но они лежат мертвым гру­ зом. Более того, когда С. П. Шмелев спросил у начальника смены В. Козлова: «Почему не привозите их в цех?», тот сде­ лал удивленное лицо: — А разве они уже готовы? — Вот так и работаем! — развел руками С. П. Шмелев. Часы уже показывали без малого 12 часов дня. И до этого времени в третий трак­ торный из термички не посту­ пило ни одной (!) детали. В. моем присутствии старший ма­ стер седьмого участка Н. Н. Котов ругался по телефону с термистами: — Сколько же можно стан­ кам простаивать? — кричал он в трубку. На возглавляемый им уча­ сток не доставили -валы тор­ мозного барабана. А ведь мы вместе с С. П. Шмелевым ви­ дели эти валы, уже готовые, в термичке. — Все тот же фокус, — сказал он. — Ждут, пока мы не выдержим и не заберем их сами. А зарплату за это полу­ чат грузчики из термического за якобы выполненную работу. Словом, никаких изменений, как и следовало ожидать, во взаимоотношениях двух цехов не произошло. Вот почему ре­ дакция считает, что по-настоя­ щему делового и конструктив­ ного ответа на публикацию Т. Тимошкиной она из терми­ ческого цеха не получила. Вре­ мя отписок прошло. Пора, на­ конец-то, работать по-чговому и пойннть, что на календаре 1987 год. М. КОНОПЛЕВ.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz