Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 Григорию Николаевичу Дырдину не пришлось участвовать в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Но фронт проходил не только на передовой. Ведь успехи на фронтах закладывались и ковались и в тылу. Одним из бойцов трудо вого фронта и был Гриша Дырдин — молодой парень, при шедший на наш завод в 1943 году, то есть в то время, когда он строился для производства мирной продукции — тракто« ров для сельского хозяйства. С тех пор Григорий Николаевич и работает в модельном цехе. Здесь он овладел специальностью модельщика, стал вы сококлассным специалистом своего дела, здесь двадцать лет назад стал членом КПСС. Ныне Григорий Николаевич — один из передовиков мо дельного производства, хороший наставник молодежи. О вы сокой оценке его трудовых заслуг свидетельствует звание «Почетный тракторостроитель», которого удостоен Григорий Николаевич. НА СНИМКЕ: Г. Н. Дырдин. П ам ять Сюда, в дом № 6 по улице Ленинградской жилого района тракторостроителей, на имя Павлы Федоровны Стофато часто приходят письма. А пи шут ей участники пионерских отрядов «Поиск» из далекой Сибири. Но почему они заинте ресовались человеком, живу щим в Липецке? ... Шел второй год войны. Тяжелые испытании легли на плечи нс только участников военных действий, но п на тех, кто находился за тысячи километров от фронта. Ог ромиая страна напряглась и от людей требовалась полная самоотдача. Но несмотря на большие трудности, народ ве рил в победу п, конечно, не мог це думать о будущем. Именно тогда, осенью 1942 года, было принято решение организовать экспедицию для разведки места для будущей железнодорожной магистрали Абакан —• Тайшет, получившей з . гем название Южсиб. Заказ па проведение п 1 иска тельских работ получил инсти тут «Сибтрамспроект». Это бы ло задание особой государст венной важности — район не освоенной сибирской тайги та ил в себе несметные сокрови ща в виде огромных запасов полезных ископаемых. Кому поручить его выпол нение.' Нужны были опытные, хорошо знающие дело люди; надвигалась страшная своей лютостью сибирская зима. Путь изыскателей должен был пройти по совершенно без людной местности и в случае каких-либо осложнений они могли расчитывать исключи тельно на свои силы. В дорогу отправились три инженера — руководитель экспедиции опытный геолог Александр Кошурников, Алек сей Журавлев и Константин Стофато... Конечно же, не имеет смыс ла пересказывать на газетной странице содержание докумен тальной повести «Серебряные рельсы», написанной извест- сердц а ным советским писателем лау реатом Государственной пре мии СССР Владимиром Чиви лихиным. Думаю, что многие читали ее с большим интересом. Борьба с суровой сибирской природой, мужество, взаимо помощь — есть что-то в этом Повествовании от произведе ний Джека Лондона. Только советскими геологами руково дила не жажда наживы и обогащения, а чувство долга перед -Родиной. В основу книги положен дневник А. М. Кошурникова, который он вел во время это го месячного подвига. Они шли сначала на оленях, затем на плотах, пешком. Вот по следняя запись Кошурникова. Она стоит того, чтобы при вести ее полностью. «3 нояб ря. Вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вче ра, 2.11. произошла катастро фа. Погибли Костя п Алеша. Плот задернуло иод лед и Костя сразу ушел вместе с ПЛОТОМ. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог я ему, но на берег вы тащить не мог, так он и за-, коченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну». Давайте вдумаемся и оценим по достоинству это слово «иду...» Ценой жизни они выполни ли задание и за проявленное мужество были награждены орденами Советского Союза. И вот спустя почти 45 лет после тех далеких событий я беседую с тихой, спокойной пожилой женщиной, женой од ного из участников экспедиции Константина Стофато. — Скажите Павла Федоров на, каким он был, Ваш муж? — Каким? — она надолго задумалась. — Любил позна вать новое, обожал море, был физкультурником, комсомоль цем, а вот в партию вступить не успел. Был человеком... Да, прошло больше четырех десятков лет, а воспоминания, оказывается, по прежнему до ставляют боль... И все же ис тория этой семьи заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Тогда, в 1942 году, сыну Владимиру было четыре года, и она ждала второго ребенка. Нелегко ей было одной под нять детей, но она сумела дать им хорошее воспитание и образование. Они знали о своем отце все и может быть именно поэтому сын, рабочий модельного цеха нашего заво да, пошел его дорогой. После службы в Советской Армии поехал в Сибирь на строитель ство Южсиба. Принимал учас тие в сооружении объектов на разъезде имени К. А. Стофато. За свой шестилетний груд на магистрали Владимир Кон стантинович был награжден орденом «Знак Почета». Окон чив институт, стал дипломиро ванным архитектором и сей час проживает в Белгородской области. Дочь Римма Константинов на долгое время \ работала пионервожатой в средней шко ле №10 г. Липецка, а теперь она — инструктор туристского бюро города Алма-Аты. Вот уже сорок два года ра ботает П. Ф. Стофато в от деле главного металлурга ин женером-технологом по терми ческой обработке металдов. Но не забываются те далекие тре: вожные дни. Два раза была она в Сибири. Хотелось по смотреть на железную дорогу. Большое впечатление на Пав лу Федоровну произвела эта могучая сибирская магистраль, но еще большее — забота, с которой хранят здесь память о А. л1 Кешурннкове. А. Д. Журавлеве и К. А. Стофато. Их имена, их подвиг увековечены в истории освоения Сибири. Самая большая станция на железной дороге — Кошурни- ково, два разъезда рядом — Журавлево и Стофато. Музеи созданы не только . в Новосибирском институте ин женеров транспорта, но и на станциях Кошурниково, Пока- иаевка и в ряде других мест. Поэтому и идут в адрес Пав лы Федоровны письма с прось бами выслать фотографии, вещи Константина Стофато, поделиться воспоминаниями. Пишут пионеры, комсомольцы, все 1 е, кому дорога история подвига трех советских геоло гов. Преемственность поколе ний — это бессмертие. С. ПОРЯДИН. В С Р А Ж Е Н И Я Х З А Б Е Л О Р У С С И Ю Из в о с п о м и н а н и й ф р о н т о в о г о с в я з и с т а С О Л Д А Т С К И Й Т Р У Д В период зимне-весенней кампании 1944 года войска нашего Западного франта крупных наступательных опе раций не вели. Они занимали прочную оборону в восточной части Белоруссии и своими активными действиями местно го значения отвлекали основ ное внимание противника на себя, сковывали и удерживали его главные силы, не давали перебрасывать их против дру гих наших фронтов, которые в это время вели успешные на ступательные операции. На других фронтах к тому времени произошло много по ложительных событий. Войска Ленинградского и Волховского фронтов разгромили основные противостоящие силы фаши стов, отбросили их к границам Прибалтики и полностью осво бодили Ленинград от враже ской блокады. Войска Украин ских фронтов, перейдя, в на ступление, окружили и унич тожили две крупные вражес кие группировки в районе Кор- сунь-Шевченковский и Звени- городка — Умань. Были осво бождены Криворожский же лезорудный бассейн, значи- т е л ь н а я ч а с т ь Молдавии, Крым, Севастополь, Одесса, Киев, Новгород и ряд других городов и крупных населен ных пунктов. К началу весны 1944 года войска Западного фронта на копили большой опыт насту пательных действий и стояли на подступах к Витебску, Ор- ше и на Могилевском направ лении. Линия фронта заметно растянулась и это создавало дополнительные трудности в снабжении и маневренности войск. Могилев, Орша, Витебск, Минск были превращены гит леровцами в мощные узлы обо роны, и здесь были сосредото чены лучшие части группы ар мий «Центр». Для того, чтобы сломить сопротивление такого сильного врага и сокрушить его в открытом бою, нам надо было наращивать свои силы в два-три раза. Это и делали наши войска. К началу наступления наш фронт пополнился инженерны ми и другими бригадами, в войска стали поступать новые противотанковые орудия ка либра 85 и 100 миллиметров, самоходные артиллерийские ус тановки с орудиями 100, 122 и 152 миллиметров. Появился тяжелый танк ИС-2, прозван ный немцами «русским тиг ром». Шла тщательная, глубоко продуманная подготовка на ших войск на Могилевском на правлении. Все понимали, что скоро настанет черед и наше му фронту нанести сокруши тельный удар по врагу. Мы, связисты, изыскивали пути наи более целесообразного подклю чения и надежного обеспече ния проводной связью все не обходимые направления к шта бам подразделений и наблюда тельным пунктам. И для нас важно было знать глубину предполагаемой наступатель ной операции, многие исход ные данные, порядок переме щения пунктов и штабов, со стояние дорог и участков, ха рактер местности. К этому времени мы нако пили огромный опыт работы и получали достаточное снабже ние проводами и аппаратурой. А вот гитлеровцы заметно ис тощили свои силы в ходе упорных боев и потеряли мно го средств связи при отступ лении. Мы обнаружили, что вдоль большака Орша—Чаусы на столбах немцы подвесили колючую проволоку и исполь зовали ее как средство связи. Знать истощились у них запа сы, несладко достается им в начавшемся 1944 году. На переднем крае сохраня лось спокойствие. Лишь изред ка щелкнет винтовочный выст рел, просвистит шальная пуля, даст очередь фашистский пуле мет, а иногда гитлеровцы де лали короткие артналеты для изучения нашей обороны. Сто яла июньская жара, нещадно палило солнце, земля на при пеке становилась серой. Река Проня вроде бы спокойно, мирно и тихо несла свои воды в берегах, поросших осокой. По фронтовым понятиям это была тишина. Но как только наступали сумерки, все вокруг оживало. По всем дорогам в сторону переднего края шли тяжело груженные обозы, колоннами двигалась пехота. Наша 49-я армия, которой надлежало действовать на на правлении главного удара, бы ла усилена такими прославлен ными дивизиями, как 209-я, 153-я Смоленская, 70-й стрел ковый корпус и многими дру гими механизированными, тан ковыми и артиллерийскими соединениями, в том числе не сколькими дивизионами знаме нитых «Катюш». На фронте едва ли не реша ющую роль в достижении ус пеха играл и подвиг труда. После утомительно трудных походов, когда уже, казалось, совсем не оставалось сил, мы сразу же без отдыха присту пали к физически тяжелому и изнурительному труду — рабо тали лопатой, ломом. Рыли в полный профиль траншеи, блиндажи, укрытия, а потом пилили, рубили и таскали на горбу толстые бревна для пе рекрытий. Но и этим дело не кончалось. Вместо отдыха и сна мы стояли на посту, в до зоре, в секрете или просто ох раняли расположение своей части. Так было и в дождь, и в снег, в жару и мороз Слышал я, кто-то из воен ных инженеров по оборони тельным сооружениям подсчи тал, что мы, солдаты, за вой ну этих окопов, считай, до са мой Луны прорыли. А часто бывало и так; не успеешь за ночь закончить ра боты, как на следующий день — снова марш-бросок и все повторялось сначала. И так все 1418 дней и ночей войны. А если к этому добавить еще и то, что свою кухню не встречали по нескольку дней подряд, то можно представить, как было тяжело с пустым-то желудком Такая уж складыва лась обстановка, что бывало не до кухни, не до еды. Не все выдерживали такие трудности. Одни внушали се бе; «Надо!», боролись и прео долевали их, другие искали иной выход — как бы увиль нуть от трудностей, избежать опасностей. Таких было мало. И. КУЗНЕЦОВ, ветеран Великой Отечест венной войны и труда.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz