Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 Григорию Николаевичу Дырдину не пришлось участвовать в боях на фронтах Великой Отечественной войны. Но фронт проходил не только на передовой. Ведь успехи на фронтах закладывались и ковались и в тылу. Одним из бойцов трудо­ вого фронта и был Гриша Дырдин — молодой парень, при­ шедший на наш завод в 1943 году, то есть в то время, когда он строился для производства мирной продукции — тракто« ров для сельского хозяйства. С тех пор Григорий Николаевич и работает в модельном цехе. Здесь он овладел специальностью модельщика, стал вы­ сококлассным специалистом своего дела, здесь двадцать лет назад стал членом КПСС. Ныне Григорий Николаевич — один из передовиков мо­ дельного производства, хороший наставник молодежи. О вы­ сокой оценке его трудовых заслуг свидетельствует звание «Почетный тракторостроитель», которого удостоен Григорий Николаевич. НА СНИМКЕ: Г. Н. Дырдин. П ам ять Сюда, в дом № 6 по улице Ленинградской жилого района тракторостроителей, на имя Павлы Федоровны Стофато часто приходят письма. А пи­ шут ей участники пионерских отрядов «Поиск» из далекой Сибири. Но почему они заинте­ ресовались человеком, живу­ щим в Липецке? ... Шел второй год войны. Тяжелые испытании легли на плечи нс только участников военных действий, но п на тех, кто находился за тысячи километров от фронта. Ог ромиая страна напряглась и от людей требовалась полная самоотдача. Но несмотря на большие трудности, народ ве­ рил в победу п, конечно, не мог це думать о будущем. Именно тогда, осенью 1942 года, было принято решение организовать экспедицию для разведки места для будущей железнодорожной магистрали Абакан —• Тайшет, получившей з . гем название Южсиб. Заказ па проведение п 1 иска­ тельских работ получил инсти­ тут «Сибтрамспроект». Это бы­ ло задание особой государст­ венной важности — район не­ освоенной сибирской тайги та ­ ил в себе несметные сокрови­ ща в виде огромных запасов полезных ископаемых. Кому поручить его выпол­ нение.' Нужны были опытные, хорошо знающие дело люди; надвигалась страшная своей лютостью сибирская зима. Путь изыскателей должен был пройти по совершенно без­ людной местности и в случае каких-либо осложнений они могли расчитывать исключи­ тельно на свои силы. В дорогу отправились три инженера — руководитель экспедиции опытный геолог Александр Кошурников, Алек­ сей Журавлев и Константин Стофато... Конечно же, не имеет смыс­ ла пересказывать на газетной странице содержание докумен­ тальной повести «Серебряные рельсы», написанной извест- сердц а ным советским писателем лау ­ реатом Государственной пре­ мии СССР Владимиром Чиви­ лихиным. Думаю, что многие читали ее с большим интересом. Борьба с суровой сибирской природой, мужество, взаимо­ помощь — есть что-то в этом Повествовании от произведе­ ний Джека Лондона. Только советскими геологами руково­ дила не жажда наживы и обогащения, а чувство долга перед -Родиной. В основу книги положен дневник А. М. Кошурникова, который он вел во время это­ го месячного подвига. Они шли сначала на оленях, затем на плотах, пешком. Вот по­ следняя запись Кошурникова. Она стоит того, чтобы при­ вести ее полностью. «3 нояб­ ря. Вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вче­ ра, 2.11. произошла катастро­ фа. Погибли Костя п Алеша. Плот задернуло иод лед и Костя сразу ушел вместе с ПЛОТОМ. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу добраться помог я ему, но на берег вы­ тащить не мог, так он и за-, коченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну». Давайте вдумаемся и оценим по достоинству это слово «иду...» Ценой жизни они выполни­ ли задание и за проявленное мужество были награждены орденами Советского Союза. И вот спустя почти 45 лет после тех далеких событий я беседую с тихой, спокойной пожилой женщиной, женой од­ ного из участников экспедиции Константина Стофато. — Скажите Павла Федоров­ на, каким он был, Ваш муж? — Каким? — она надолго задумалась. — Любил позна­ вать новое, обожал море, был физкультурником, комсомоль­ цем, а вот в партию вступить не успел. Был человеком... Да, прошло больше четырех десятков лет, а воспоминания, оказывается, по прежнему до­ ставляют боль... И все же ис­ тория этой семьи заслуживает того, чтобы о ней рассказать. Тогда, в 1942 году, сыну Владимиру было четыре года, и она ждала второго ребенка. Нелегко ей было одной под­ нять детей, но она сумела дать им хорошее воспитание и образование. Они знали о своем отце все и может быть именно поэтому сын, рабочий модельного цеха нашего заво­ да, пошел его дорогой. После службы в Советской Армии поехал в Сибирь на строитель­ ство Южсиба. Принимал учас­ тие в сооружении объектов на разъезде имени К. А. Стофато. За свой шестилетний груд на магистрали Владимир Кон­ стантинович был награжден орденом «Знак Почета». Окон чив институт, стал дипломиро­ ванным архитектором и сей­ час проживает в Белгородской области. Дочь Римма Константинов­ на долгое время \ работала пионервожатой в средней шко­ ле №10 г. Липецка, а теперь она — инструктор туристского бюро города Алма-Аты. Вот уже сорок два года ра ­ ботает П. Ф. Стофато в от­ деле главного металлурга ин­ женером-технологом по терми­ ческой обработке металдов. Но не забываются те далекие тре: вожные дни. Два раза была она в Сибири. Хотелось по­ смотреть на железную дорогу. Большое впечатление на Пав­ лу Федоровну произвела эта могучая сибирская магистраль, но еще большее — забота, с которой хранят здесь память о А. л1 Кешурннкове. А. Д. Журавлеве и К. А. Стофато. Их имена, их подвиг увековечены в истории освоения Сибири. Самая большая станция на железной дороге — Кошурни- ково, два разъезда рядом — Журавлево и Стофато. Музеи созданы не только . в Новосибирском институте ин­ женеров транспорта, но и на станциях Кошурниково, Пока- иаевка и в ряде других мест. Поэтому и идут в адрес Пав­ лы Федоровны письма с прось­ бами выслать фотографии, вещи Константина Стофато, поделиться воспоминаниями. Пишут пионеры, комсомольцы, все 1 е, кому дорога история подвига трех советских геоло­ гов. Преемственность поколе­ ний — это бессмертие. С. ПОРЯДИН. В С Р А Ж Е Н И Я Х З А Б Е Л О Р У С С И Ю Из в о с п о м и н а н и й ф р о н т о в о г о с в я з и с т а С О Л Д А Т С К И Й Т Р У Д В период зимне-весенней кампании 1944 года войска нашего Западного франта крупных наступательных опе­ раций не вели. Они занимали прочную оборону в восточной части Белоруссии и своими активными действиями местно­ го значения отвлекали основ­ ное внимание противника на себя, сковывали и удерживали его главные силы, не давали перебрасывать их против дру­ гих наших фронтов, которые в это время вели успешные на­ ступательные операции. На других фронтах к тому времени произошло много по­ ложительных событий. Войска Ленинградского и Волховского фронтов разгромили основные противостоящие силы фаши­ стов, отбросили их к границам Прибалтики и полностью осво­ бодили Ленинград от враже­ ской блокады. Войска Украин­ ских фронтов, перейдя, в на­ ступление, окружили и унич­ тожили две крупные вражес­ кие группировки в районе Кор- сунь-Шевченковский и Звени- городка — Умань. Были осво­ бождены Криворожский же ­ лезорудный бассейн, значи- т е л ь н а я ч а с т ь Молдавии, Крым, Севастополь, Одесса, Киев, Новгород и ряд других городов и крупных населен­ ных пунктов. К началу весны 1944 года войска Западного фронта на­ копили большой опыт насту­ пательных действий и стояли на подступах к Витебску, Ор- ше и на Могилевском направ­ лении. Линия фронта заметно растянулась и это создавало дополнительные трудности в снабжении и маневренности войск. Могилев, Орша, Витебск, Минск были превращены гит­ леровцами в мощные узлы обо­ роны, и здесь были сосредото­ чены лучшие части группы ар­ мий «Центр». Для того, чтобы сломить сопротивление такого сильного врага и сокрушить его в открытом бою, нам надо было наращивать свои силы в два-три раза. Это и делали наши войска. К началу наступления наш фронт пополнился инженерны­ ми и другими бригадами, в войска стали поступать новые противотанковые орудия ка ­ либра 85 и 100 миллиметров, самоходные артиллерийские ус­ тановки с орудиями 100, 122 и 152 миллиметров. Появился тяжелый танк ИС-2, прозван­ ный немцами «русским тиг­ ром». Шла тщательная, глубоко продуманная подготовка на­ ших войск на Могилевском на­ правлении. Все понимали, что скоро настанет черед и наше­ му фронту нанести сокруши­ тельный удар по врагу. Мы, связисты, изыскивали пути наи­ более целесообразного подклю­ чения и надежного обеспече­ ния проводной связью все не­ обходимые направления к шта­ бам подразделений и наблюда­ тельным пунктам. И для нас важно было знать глубину предполагаемой наступатель­ ной операции, многие исход­ ные данные, порядок переме­ щения пунктов и штабов, со­ стояние дорог и участков, ха ­ рактер местности. К этому времени мы нако­ пили огромный опыт работы и получали достаточное снабже­ ние проводами и аппаратурой. А вот гитлеровцы заметно ис­ тощили свои силы в ходе упорных боев и потеряли мно­ го средств связи при отступ­ лении. Мы обнаружили, что вдоль большака Орша—Чаусы на столбах немцы подвесили колючую проволоку и исполь­ зовали ее как средство связи. Знать истощились у них запа ­ сы, несладко достается им в начавшемся 1944 году. На переднем крае сохраня­ лось спокойствие. Лишь изред­ ка щелкнет винтовочный выст­ рел, просвистит шальная пуля, даст очередь фашистский пуле­ мет, а иногда гитлеровцы де­ лали короткие артналеты для изучения нашей обороны. Сто­ яла июньская жара, нещадно палило солнце, земля на при­ пеке становилась серой. Река Проня вроде бы спокойно, мирно и тихо несла свои воды в берегах, поросших осокой. По фронтовым понятиям это была тишина. Но как только наступали сумерки, все вокруг оживало. По всем дорогам в сторону переднего края шли тяжело груженные обозы, колоннами двигалась пехота. Наша 49-я армия, которой надлежало действовать на на­ правлении главного удара, бы­ ла усилена такими прославлен­ ными дивизиями, как 209-я, 153-я Смоленская, 70-й стрел­ ковый корпус и многими дру­ гими механизированными, тан­ ковыми и артиллерийскими соединениями, в том числе не­ сколькими дивизионами знаме­ нитых «Катюш». На фронте едва ли не реша­ ющую роль в достижении ус­ пеха играл и подвиг труда. После утомительно трудных походов, когда уже, казалось, совсем не оставалось сил, мы сразу же без отдыха присту­ пали к физически тяжелому и изнурительному труду — рабо­ тали лопатой, ломом. Рыли в полный профиль траншеи, блиндажи, укрытия, а потом пилили, рубили и таскали на горбу толстые бревна для пе­ рекрытий. Но и этим дело не кончалось. Вместо отдыха и сна мы стояли на посту, в до­ зоре, в секрете или просто ох­ раняли расположение своей части. Так было и в дождь, и в снег, в жару и мороз Слышал я, кто-то из воен­ ных инженеров по оборони­ тельным сооружениям подсчи­ тал, что мы, солдаты, за вой­ ну этих окопов, считай, до са ­ мой Луны прорыли. А часто бывало и так; не успеешь за ночь закончить ра ­ боты, как на следующий день — снова марш-бросок и все повторялось сначала. И так все 1418 дней и ночей войны. А если к этому добавить еще и то, что свою кухню не встречали по нескольку дней подряд, то можно представить, как было тяжело с пустым-то желудком Такая уж складыва­ лась обстановка, что бывало не до кухни, не до еды. Не все выдерживали такие трудности. Одни внушали се­ бе; «Надо!», боролись и прео­ долевали их, другие искали иной выход — как бы увиль­ нуть от трудностей, избежать опасностей. Таких было мало. И. КУЗНЕЦОВ, ветеран Великой Отечест­ венной войны и труда.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz