Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

Кировец. 1987 г. (г. Липецк)

«КИРОВ ЕЦ» стр. I п е т Н А В С Т Р Е Ч У Ю Б М Л Я Ю З А В О Д А Ест ь в фотолетописи нашего завода особо дорогие, памятные снимки. К ним относятся и эти (вверху). Слева — Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин и директор завода «Станко- строй» 1937—1938 годов Николай Дмитриевич Иванов. На снимке справа — фото 1937 года, на котором запечатлены стахановки завода «Станкострой» Пелагея Тихоновна Денисова (слева)и Александра Петровна Немкина. Обе они также и ветераны-тракторостроители. А нижний снимок сделан нашим нештатным корреспондентом В. Финогиным в заводском музее трудовой и боевой Славы, который .ведет сбор материалов и воспоминаний ветеранов по истории «Станкостроя» и ЛТЗ. На этот раз сюда пришли поделиться своими воспоминаниями на встречей!}) цикла « И в памяти встают былые дни» ветераны-станкостроевцы и тракторозаводцы (слева напра­ во) Михаил Андреевич Юров, Иван Никитович Леликов, Петр Никитович Кузнецов и Алексей Дмитриевич Дробышев. Эти встречи проводятся здесь регулярно и посвящаются 50-летню нашего завода. Ч ЕСТ ВОВАЛ И ВЕ ТЕРАНОВ Накануне Дня Победы в третьем тракторном цехе в обеденный перерыв состоялось чествование ветеранов Вели­ кой Отечественной войны. Самые теплые слова благо­ дарности были высказаны в адрес тех, кто в грозовые го ­ ды испытаний встал в ряды защитников Родины, отстоял ее свободу, разгромил гитле­ ровских захватчиков. А такие люди в цехе есть. Среди них — слесарь служ ­ бы механика Т. И. Думитриу. Первое боевое крещение при­ нял он в Польше, дошел до Берлина. Наладчик седьмого участка Ф. Д. Неретин в составе зе­ нитно-артиллерийского полка держал оборону переправы через Днепр, а потом прошел длинные и суровые дороги войны. В 13 лет стал сыном артил­ лерийского полка старший ма­ стер В. П. Попов. А вскоре он наравне со своими старши­ ми братьями по оружию уча­ ствовал в сражении на Кур ­ ской дуге, освобождал Прагу, брал Берлин. Японских самураев громил мастер И. М. Лунев... Всем фронтовикам были вручены живые цветы, ценные подарки. А затем силами ху ­ дожественной самодеятельно­ сти Дворца культуры объеди­ нения для них был дан кон ­ церт. Особенно сильное впечатле­ ние произвела на фронтовиков песня «Фронтовой вальс», ис­ полненная солисткой Дворца Аллой Бережной, — на гла­ зах у многих из них выступи­ ли слезы. К. МИШИН. „П О Л В Е К А В П У Т И " — к нига о липецк их трак торостроителях 11с многие из тракторостро- ителей, наверное, знают, что последнее время известный ли­ пецкий писатель В. Чернов работал над книгой «Полвека в пути», посвященной истории Липецкого тракторного заво­ да, Она является своеобразным продолжением ранее изданно­ го произведения «Люди - твер­ дой закалки». И вот теперь этот труд завершен, книга сда­ на в печать... Возникает впол­ не закономерный вопрос: что она из себя представляет? На ее страницах читатель встретился как с уже извест­ ными, так и новыми героями трудовых будней предприятия. По-прежнему главная тема по­ вествования — ‘ человек, его судьба, работа. Большое вни­ мание уделено современному этапу жизни завода — рекон­ струкции, внедрению новой технологии, выпуску тракторов нового поколения. Особая гла­ ва посвящена улучшению со­ циальных, культурных и быто­ вых условий жизни тракторо­ строителей. Книга хорошо про­ иллюстрирована. Снимки пре­ доставили кинофотрлаборант ОРИНТИ Д. Дробышев, фото­ корреспондент газеты «Киро­ вец» А. Козин, начальник за­ водской фотолаборатории В. Финогин. Большую помощь автору в сборе и обобщении материа­ лов оказали и а ч а л ь н и к ОРИНТИ П. А. Анцупов, зам. главного конструкторе К. Н. Виноградов, ветераны труда С. А. Драгунов и Ю. П. Коч- кин. Немало конкретных замеча­ ний и дополнений при обсуж­ дении и рецензировании книги было внесено редакционной коллегией в составе секретаря парткома А. А. Бельского, ге­ нерального директора Н. Г. Загорского, главного конструк­ тора В. В. Раевского, председа­ теля профкома В. Ф. Хлусова. Тираж книги «Полвека в пути» объемом 15 печатных листов составит 10 тысяч эк ­ земпляров. Она выйдет в ию­ ле—августе 1987 года в Цент­ рально-Черноземном издатель­ стве, П. СЕРГЕЕВ. Н А К О Н К У Р С ЗДРАВСТВУЙ, ПЕРВЫЙ ТРАКТОР Помню, наш батальон тогда находился в Брянске. Вот ту ­ да в начале 44-го года и при­ ехал представитель только что созданного Липецкого трактор­ ного завода. Нам, вчерашним воинам, огласили постановле­ ние Государственного Комите- тета Обороны о направлении личного состава батальона в Липецк, где предстояло выпус­ кать тракторы, так необходи­ мые сельскому хозяйству стра­ ны. Представитель предприя­ тия коротко рассказал о новом заводе, отметил его роль в обеспечении села техникой, проинформировал, какие- зада­ чи поставлены перед ним пар­ тией и правительством. А 27 марта эшелон с солда­ тами, в числе которых был и я, прибыл в Липецк. Среди нас были люди разного возра­ ста, разного состояния здо­ ровья. Большинство из них бы­ ли участниками боев, получи­ ли тяжелые ранения и после излечения не были признаны годными к строевой ' службе. Дирекция завода ждала попол­ нение, заблаговременно поза­ ботилась о жилье; питании. По­ началу разместили нас в сво­ бодных классах средней шко­ лы №10, где установили ме­ таллические печки. Топливо мы добывали в лесу. Через не­ сколько дней нас перевели в одноэтажные общежития, рас­ положенные в районе завод­ ского рынка. С постельными принадлежностями было туго ­ вато, вместо матрацев стели­ ли сено, солому — прямо на полу. Нас — около Двадцати сол­ дат — определили в цех шас­ си, которым руководил ' Г. I I. Пещапскин. В числе пополнения завода были и такие, которые до вой­ ны работали на производстве, имели специальность: размет­ чика — В. И. Жолтиков, то­ каря-универсала — М. С. Кар­ пов (стал наладчиком), шахте­ ра — Ф. С. Головин (стал ра­ ботать расточником и долбеж - пиком). Меня . старший мастер цеха В. Я. Фсдорцоп поставил за токарный станок, чтобы я освоил изготовление оси, крон­ штейнов катка трактора. Крон­ штейны делали на токарно-ре­ вольверном станке по сменам Маша Кузнецова и Лида Дро: ботухина. Вот к ним я и по­ шел в ученики. Признаться, Машей я не был доволен, ;- - она не разрешала мне бр'аться; за рукоятки станка, Чтобы са­ мому обработать деталь, чего очень хотелось. От нее только и слышал: «Бери метлу и тряпки, убирай рабочее место, вытирай хорошо станок». Поз­ днее, когда самостоятельно на­ чал работать, я понял, что Ма­ ша была права. Закрепили за мной несколь­ ко деталей, в том числе ось тележки трактора, для обра­ ботки которой смонтировали токарный станок длиною око­ ло пяти метров. В соседнем пролете на токарно-револьвер­ ном станке трудились Маша Мешкова и Клава Глушкова. Фотографии этих девушек по- стояно украшали заводскую Доску почета. Вдоль стены, прилегающей к термйческому цеху, размещал­ ся сборочный участок. Руково­ дил им опытный производст­ венник И. И. Сырцов. Сборка первых катков трактора про­ водилась под руководством и при непосредственном участии главного конструктора завода Б. Е. Архангельского и пред­ ставителя НАТИ И. И. Дрон- га. Желая лучше узнать назна­ чение деталей, мы часто ходи­ ли на сборочный участок, но старший мастер Сырцов нелю- бил этого и, провожая нас от­ туда, говорил: «Посторонним здесь делать нечего». Но Б. Е. Архангельский и И. И. Дронг защищали нас. «Это хорошо, что ребята интересуются свои­ ми деталями. Пусть изучают и качественно делают их», — го ­ ворили они. Б. Е. Архангель­ ский и И. И. Дронг хорошо понимали, что детали изготав­ ливаются универсально, без специальных приспособлений и инструмента, и качество их за­ висит от мастерства и добро­ совестности каждого рабочего. Настройку станков на более сложные операци производил знающий наладчик М. С. Кар ­ пов, который до войны рабо­ тал токарем в городе Мценске, А тем временем в цех прихо­ дило новое пополнение. За­ помнились Маша Пигалева и Василий Тамбовцев, впослед­ ствии ставшие супругами. Ра­ ботали они рядом: Маша —_на фрезерном станке, а Василий— на сверлильном. И хотя все операции выполнялись только по разметке, качество их рабо­ ты было безупречным. Позже они стали высококвалифициро­ ванными наладчиками. В воспитании трудящихся, как известно, особое место за­ нимает наглядная агитация. Хотя мы и начали выпускать мирную продукцию,, все равно основными лозунгами того вре­ мени были: «Все — для фрон­ та, Все — для победы!» и «Каждый процент перевыпол­ нения норм выработки — до­ полнительный удар по врагу!». В цехе выпускалась стенная Газета «Каток». За ее выпус­ ком и состоянием наглядной агитации пристально следил парторг цеха Ф. Ф. Щукин. Это был справедливый, ду ­ шевный человек. Федор Федо­ рович хорошо знал людей. Без его участия начальник цеха ни­ когда не распределял, талоны на дополнительное питание и получение промтоваров. Было заведено, что одни передовики производства поощряются ма­ териально, другие — мораль-1 но. Такая система поощрений оказывала большое влияние на воспитание членов коллектива. Частым гостем бывал у нас первый секретарь горкома" пар- тин А: И. Портнихин. Высту­ пая на рабочих собраниях, он рассказывал о положении На фронте, о трудностях с обес­ печением завода матерйалами и продовольствием, призывал серого соблюдать график изго­ товления деталей и сборки уз­ лов машин с тем, чтобы быст­ рее начать выпуск липецких тракторов. Большим праздником для коллектива завода было пер­ вое июня 1944 года — день выпуска первого липецкого трактора. На песчаном дворе предприятия, вблизи первых проходных, на постамент из де­ ревянных брусьев был установ­ лен трактор К-35. Здесь Же около него разместился прези­ диум митинга. Вступительным словом торжественный митинг открыл парторг Ц К Тененба- ум. С докладом выступил ди­ ректор завода А. П. Никаноров. Затем один за другим брали слово передовики производст­ ва, руководители партийных и советских организаций города, поздравившие тракторосторите- лей с большой трудовой побе­ дой. День 1 июня 1944 года явил­ ся как бы переломным в на­ шей жизни. Мы почувствовали в себе дополнительный прилйв сил и энергии, увидев трак ­ тор; собранный из деталей, из- готовленых нашими руками. Каждому — и тому, кто кон ­ струировал детали за доской кульмана, и тому, кто ковал или отливал заготовку, и осо­ бенно тому, кто обрабатывал детали, доводил их до оконча­ тельных размеров — было ин­ тересно смотреть на машину, рожденную трудом молодого коллектива. П. ЕВСЮКОВ, ин ж енер-технолог тракторного цеха № 1.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz