Кировец. 1987 г. (г. Липецк)
«КИРОВ ЕЦ» стр. I п е т Н А В С Т Р Е Ч У Ю Б М Л Я Ю З А В О Д А Ест ь в фотолетописи нашего завода особо дорогие, памятные снимки. К ним относятся и эти (вверху). Слева — Всесоюзный староста Михаил Иванович Калинин и директор завода «Станко- строй» 1937—1938 годов Николай Дмитриевич Иванов. На снимке справа — фото 1937 года, на котором запечатлены стахановки завода «Станкострой» Пелагея Тихоновна Денисова (слева)и Александра Петровна Немкина. Обе они также и ветераны-тракторостроители. А нижний снимок сделан нашим нештатным корреспондентом В. Финогиным в заводском музее трудовой и боевой Славы, который .ведет сбор материалов и воспоминаний ветеранов по истории «Станкостроя» и ЛТЗ. На этот раз сюда пришли поделиться своими воспоминаниями на встречей!}) цикла « И в памяти встают былые дни» ветераны-станкостроевцы и тракторозаводцы (слева напра во) Михаил Андреевич Юров, Иван Никитович Леликов, Петр Никитович Кузнецов и Алексей Дмитриевич Дробышев. Эти встречи проводятся здесь регулярно и посвящаются 50-летню нашего завода. Ч ЕСТ ВОВАЛ И ВЕ ТЕРАНОВ Накануне Дня Победы в третьем тракторном цехе в обеденный перерыв состоялось чествование ветеранов Вели кой Отечественной войны. Самые теплые слова благо дарности были высказаны в адрес тех, кто в грозовые го ды испытаний встал в ряды защитников Родины, отстоял ее свободу, разгромил гитле ровских захватчиков. А такие люди в цехе есть. Среди них — слесарь служ бы механика Т. И. Думитриу. Первое боевое крещение при нял он в Польше, дошел до Берлина. Наладчик седьмого участка Ф. Д. Неретин в составе зе нитно-артиллерийского полка держал оборону переправы через Днепр, а потом прошел длинные и суровые дороги войны. В 13 лет стал сыном артил лерийского полка старший ма стер В. П. Попов. А вскоре он наравне со своими старши ми братьями по оружию уча ствовал в сражении на Кур ской дуге, освобождал Прагу, брал Берлин. Японских самураев громил мастер И. М. Лунев... Всем фронтовикам были вручены живые цветы, ценные подарки. А затем силами ху дожественной самодеятельно сти Дворца культуры объеди нения для них был дан кон церт. Особенно сильное впечатле ние произвела на фронтовиков песня «Фронтовой вальс», ис полненная солисткой Дворца Аллой Бережной, — на гла зах у многих из них выступи ли слезы. К. МИШИН. „П О Л В Е К А В П У Т И " — к нига о липецк их трак торостроителях 11с многие из тракторостро- ителей, наверное, знают, что последнее время известный ли пецкий писатель В. Чернов работал над книгой «Полвека в пути», посвященной истории Липецкого тракторного заво да, Она является своеобразным продолжением ранее изданно го произведения «Люди - твер дой закалки». И вот теперь этот труд завершен, книга сда на в печать... Возникает впол не закономерный вопрос: что она из себя представляет? На ее страницах читатель встретился как с уже извест ными, так и новыми героями трудовых будней предприятия. По-прежнему главная тема по вествования — ‘ человек, его судьба, работа. Большое вни мание уделено современному этапу жизни завода — рекон струкции, внедрению новой технологии, выпуску тракторов нового поколения. Особая гла ва посвящена улучшению со циальных, культурных и быто вых условий жизни тракторо строителей. Книга хорошо про иллюстрирована. Снимки пре доставили кинофотрлаборант ОРИНТИ Д. Дробышев, фото корреспондент газеты «Киро вец» А. Козин, начальник за водской фотолаборатории В. Финогин. Большую помощь автору в сборе и обобщении материа лов оказали и а ч а л ь н и к ОРИНТИ П. А. Анцупов, зам. главного конструкторе К. Н. Виноградов, ветераны труда С. А. Драгунов и Ю. П. Коч- кин. Немало конкретных замеча ний и дополнений при обсуж дении и рецензировании книги было внесено редакционной коллегией в составе секретаря парткома А. А. Бельского, ге нерального директора Н. Г. Загорского, главного конструк тора В. В. Раевского, председа теля профкома В. Ф. Хлусова. Тираж книги «Полвека в пути» объемом 15 печатных листов составит 10 тысяч эк земпляров. Она выйдет в ию ле—августе 1987 года в Цент рально-Черноземном издатель стве, П. СЕРГЕЕВ. Н А К О Н К У Р С ЗДРАВСТВУЙ, ПЕРВЫЙ ТРАКТОР Помню, наш батальон тогда находился в Брянске. Вот ту да в начале 44-го года и при ехал представитель только что созданного Липецкого трактор ного завода. Нам, вчерашним воинам, огласили постановле ние Государственного Комите- тета Обороны о направлении личного состава батальона в Липецк, где предстояло выпус кать тракторы, так необходи мые сельскому хозяйству стра ны. Представитель предприя тия коротко рассказал о новом заводе, отметил его роль в обеспечении села техникой, проинформировал, какие- зада чи поставлены перед ним пар тией и правительством. А 27 марта эшелон с солда тами, в числе которых был и я, прибыл в Липецк. Среди нас были люди разного возра ста, разного состояния здо ровья. Большинство из них бы ли участниками боев, получи ли тяжелые ранения и после излечения не были признаны годными к строевой ' службе. Дирекция завода ждала попол нение, заблаговременно поза ботилась о жилье; питании. По началу разместили нас в сво бодных классах средней шко лы №10, где установили ме таллические печки. Топливо мы добывали в лесу. Через не сколько дней нас перевели в одноэтажные общежития, рас положенные в районе завод ского рынка. С постельными принадлежностями было туго вато, вместо матрацев стели ли сено, солому — прямо на полу. Нас — около Двадцати сол дат — определили в цех шас си, которым руководил ' Г. I I. Пещапскин. В числе пополнения завода были и такие, которые до вой ны работали на производстве, имели специальность: размет чика — В. И. Жолтиков, то каря-универсала — М. С. Кар пов (стал наладчиком), шахте ра — Ф. С. Головин (стал ра ботать расточником и долбеж - пиком). Меня . старший мастер цеха В. Я. Фсдорцоп поставил за токарный станок, чтобы я освоил изготовление оси, крон штейнов катка трактора. Крон штейны делали на токарно-ре вольверном станке по сменам Маша Кузнецова и Лида Дро: ботухина. Вот к ним я и по шел в ученики. Признаться, Машей я не был доволен, ;- - она не разрешала мне бр'аться; за рукоятки станка, Чтобы са мому обработать деталь, чего очень хотелось. От нее только и слышал: «Бери метлу и тряпки, убирай рабочее место, вытирай хорошо станок». Поз днее, когда самостоятельно на чал работать, я понял, что Ма ша была права. Закрепили за мной несколь ко деталей, в том числе ось тележки трактора, для обра ботки которой смонтировали токарный станок длиною око ло пяти метров. В соседнем пролете на токарно-револьвер ном станке трудились Маша Мешкова и Клава Глушкова. Фотографии этих девушек по- стояно украшали заводскую Доску почета. Вдоль стены, прилегающей к термйческому цеху, размещал ся сборочный участок. Руково дил им опытный производст венник И. И. Сырцов. Сборка первых катков трактора про водилась под руководством и при непосредственном участии главного конструктора завода Б. Е. Архангельского и пред ставителя НАТИ И. И. Дрон- га. Желая лучше узнать назна чение деталей, мы часто ходи ли на сборочный участок, но старший мастер Сырцов нелю- бил этого и, провожая нас от туда, говорил: «Посторонним здесь делать нечего». Но Б. Е. Архангельский и И. И. Дронг защищали нас. «Это хорошо, что ребята интересуются свои ми деталями. Пусть изучают и качественно делают их», — го ворили они. Б. Е. Архангель ский и И. И. Дронг хорошо понимали, что детали изготав ливаются универсально, без специальных приспособлений и инструмента, и качество их за висит от мастерства и добро совестности каждого рабочего. Настройку станков на более сложные операци производил знающий наладчик М. С. Кар пов, который до войны рабо тал токарем в городе Мценске, А тем временем в цех прихо дило новое пополнение. За помнились Маша Пигалева и Василий Тамбовцев, впослед ствии ставшие супругами. Ра ботали они рядом: Маша —_на фрезерном станке, а Василий— на сверлильном. И хотя все операции выполнялись только по разметке, качество их рабо ты было безупречным. Позже они стали высококвалифициро ванными наладчиками. В воспитании трудящихся, как известно, особое место за нимает наглядная агитация. Хотя мы и начали выпускать мирную продукцию,, все равно основными лозунгами того вре мени были: «Все — для фрон та, Все — для победы!» и «Каждый процент перевыпол нения норм выработки — до полнительный удар по врагу!». В цехе выпускалась стенная Газета «Каток». За ее выпус ком и состоянием наглядной агитации пристально следил парторг цеха Ф. Ф. Щукин. Это был справедливый, ду шевный человек. Федор Федо рович хорошо знал людей. Без его участия начальник цеха ни когда не распределял, талоны на дополнительное питание и получение промтоваров. Было заведено, что одни передовики производства поощряются ма териально, другие — мораль-1 но. Такая система поощрений оказывала большое влияние на воспитание членов коллектива. Частым гостем бывал у нас первый секретарь горкома" пар- тин А: И. Портнихин. Высту пая на рабочих собраниях, он рассказывал о положении На фронте, о трудностях с обес печением завода матерйалами и продовольствием, призывал серого соблюдать график изго товления деталей и сборки уз лов машин с тем, чтобы быст рее начать выпуск липецких тракторов. Большим праздником для коллектива завода было пер вое июня 1944 года — день выпуска первого липецкого трактора. На песчаном дворе предприятия, вблизи первых проходных, на постамент из де ревянных брусьев был установ лен трактор К-35. Здесь Же около него разместился прези диум митинга. Вступительным словом торжественный митинг открыл парторг Ц К Тененба- ум. С докладом выступил ди ректор завода А. П. Никаноров. Затем один за другим брали слово передовики производст ва, руководители партийных и советских организаций города, поздравившие тракторосторите- лей с большой трудовой побе дой. День 1 июня 1944 года явил ся как бы переломным в на шей жизни. Мы почувствовали в себе дополнительный прилйв сил и энергии, увидев трак тор; собранный из деталей, из- готовленых нашими руками. Каждому — и тому, кто кон струировал детали за доской кульмана, и тому, кто ковал или отливал заготовку, и осо бенно тому, кто обрабатывал детали, доводил их до оконча тельных размеров — было ин тересно смотреть на машину, рожденную трудом молодого коллектива. П. ЕВСЮКОВ, ин ж енер-технолог тракторного цеха № 1.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz