Кировец. 1986 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » с т р . 3 _ ч : * ( СП РОСИ с в о ю СОБЕСТЬ Когда я впервые услышала, что с нового года продукцию нашего завода будут при нимать органы Госстандарта, признаюсь, сердце заныло. Подумала, как много при дется менять в сознании людей, в их отно шении к делу, прежде чем с конвейера нач нут сходить тракторы высокого качества. В последние годы рабочих приучили к та кому ритму: в начале месяца простои в ожидании заготовок, в конце — работа с двойной нагрузкой: приходится делать, к примеру, триста деталей в смену вместо двухсот, чтобы как-то выручить «сборку» и спасти план. Одним, более сноровистым, это под силу. У них от такого количества качество не страдает. Другие, стараясь лю бой ценой наверстать упущенное, не поте рять в зарплате, нарушают технологию, до пускают погрешности в обработке деталей. Причем, без всякогр беспокойства, они знают, что на небольшие отклонения от нормы сборщики попросту закроют глаза: им ведь тоже надо как-то выходить из трудного положения. Вот так и попадают в трактора детали и узлы, не соответствую щие требованиям стандарта. Технология в обработке деталей нару шается с самого первого этапа. Нас, ста ночников, подводят заготовительные цехи. Мы, в свою очередь, создаем трудности термистам, которые вынуждены подстраи ваться под наш ритм. И так далее, вплоть до сборочного конвейера. В новых услови ях так работать не годится. Надо настой чиво перестраивать отношение к делу во всех звеньях этой цепи. Затрудняет работу станочников и старое оборудование. Я много лет работала на старых станках — сверлильном и токарном. Трудновато было, но думала, что так и должно быть, ведь работа станочника ни когда не считалась легкой. А два года на зад сверлильный станок заменили на гори зонтально-сверлильный полуавтомат. Приз наться, в первое время я жалела о старом станке — там все просто, понятно, а к это му еще приноровиться нужно. Далеко не сразу стал послушным он мне. Вместе с технологами терпеливо училась управлять новым станком, по моей просьбе в нем бы ла несколько изменена система охлажде ния и еще кое-что по мелочам. Сейчас ра ботаю на нем с охотой, оценила все преи мущества полуавтомата. Берегу его, сама налаживаю. Станки ведь, как люди, тре буют внимательного к себе отношения. Многие в цехе удивляются, почему я при хожу на смену на полчаса раньше. Ду мают, за длинным рублем гонюсь. Нет, зарплата у меня и без того хорошая. А прихожу пораньше, чтоб проверить станки, наладить их, чтоб работать потом без до садных простоев. Считаю, что качество де талей во многом зависит от того, как ра бочий содержит свои станки. Поэтому, ес ли у меня за смену выпадает несколько свободных минут, я трачу их на уборку своего рабочего места, своего оборудования. Первые пробные приемки машин Гос стандартом показали, что завод наш не достаточно подготовлен к работе в новых условиях. Нашлись такие рабочие, кото рые свалили всю вину за это на устарев шее оборудование. Дескать, мы здесь не причем, подавайте новые станки, тогда и требуйте качества. Я не могу с этим сог ласиться. Конечно, на старом оборудова нии высококачественно работать трудно,но можно. На девяносто процентов качество зависит от самих рабочих, от их отноше ния к делу. Почему порой детали не соответствуют требованиям стандарта? Да потому, что многие рабочие плохо знают техпроцесс, ра ботают что называется вслепую. И что са мое удивительное, не стремятся вникнуть в него, изучить. А это же основа основ. Все размеры, допуски надо знать, как таблицу умножения. Иной рабочий не использует как положено мерительный инструмент. Настроил станок, измерил деталь один раз — и гонит всю смену. Потом оказывается, что вся партия деталей бракованная. Брак в этом случае можно было бы предотвра тить, чаще используя мерительный инстру мент. Ведь в станке могла случиться ка кая-нибудь мелкая поломка, которую рабо чий и не заметил, а она повлияла на ка чество. Я за многие годы работы научилась определять «на глаз» все размеры деталей и все же мерительный инструмент постоянно держу под руками. Кто чаще всего допускает брак? Моло дые рабочие, бывшие ученики. Считаю, что • НЕТ РИТМА - НЕТ КАЧЕСТВА. ЧТО ЗАВИСИТ ОТ РАБОЧЕГО? ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАСТАВНИКА. СКОЛЬКО СТОИТ , ДЛИННЫЙ • Р У Б Л Ь ? • ВМЕСТО СТЕННОВКИ - В Ы Р Е З К И ИЗ ГАЗЕТ . НАЗНАЧЕНИЕ СТЕННОЙ ПЕЧАТИ - ТРИБУНА Д Л Я КАЖДОГО . ЭНТУЗИАСТОВ НАДО ИСКАТЬ. ПРИГЛАШАЮТ „ ЗЕРНЫШКИ " «Рассказывая об отдыхе в выходные дни, «Липецкая не деля» и «Кировец» регулярно сообщают о работе новой дет ской студии «Зернышки» Двор ца культуры тракторного заво да. Хотелось бы подробнее уз нать, что это за студия, кто может в ней заниматься и ка ковы условия приема». Л. Са мойлова, учитель начальных классов. Мы попросили ответить на это письмо заведующую, дет ским сектором Дворца культу ры ЛТЗ, непосредственного ор ганизатора новой студии Ва лентину Михайловну Бабичеву. — Сначала о том, что такое «Зернышки». Это эксперимен тальная студия для детей до школьного возраста, где они получают самое разностороннее воспитание, обучаются хореог рафии, изобразительному ис кусству, музыке, иностранному языку. Учитывая возраст ре бят, мы организуем занятия в живой, .игровой форме, разви вая таким образом у детей познавательный интерес, твор ческие способности. Преподавание каждого из названных предметов не огра ничивается узкими рамками. Цель занятий по хореографии, например, заключается в том, чтобы научить ребят хорошо танцевать, плюс развить их фи зические способности, познако мить с историей та.нца, с кос тюмами. На музыкальных за нятиях они учатся петь, слу шают музыку, знакомятся с / творчеством известных компо зиторов. Интересно построены «уро ки» английского языка. Они отличаются от школьных преж де всего тем, что ребята изу чают иностранные слова в об щении, в игре. К концу обуче ния они должны приобрести разговорные навыки. вина да это лежит на их наставниках, ко торые после двух—трех уроков махнули ру кой на своего ученика — пусть, дескать, копается потихоньку в станке, постигает рабочую науку. Но ведь наставник для то го и существует, чтобы передать новичку свои знания, опыт, научить передовым прие мам труда. В нашем цехе работает стар шим мастером Александр Иванович Колос ков. Этот человек душой болеет за каж дого начинающего рабочего, не отходит от него, пока не убедится, что толк от нович ка будет. Ненавязчиво, доброжелательно обучает ученика станочному делу. Поэто му рабочим, прошедшим «школу» Колос кова, совесть не позволит работать плохо. Такие наставники, как Колосков, есть и на нашем втором участке, и в цехе их боль шинство. Но речь сейчас о других, тех, кто с первых шагов закладывает в новичков равнодушие, подает «пример» погони за рублем, с откровенным безразличием отно сится к судьбе начинающего рабочего. Вот такие горе-наставники приносят только вред коллективу. Поэтому надо со всей серьезностью и ответственностью подбирать наставников, учитывать не только их про фессиональные, но и человеческие качества. Как рабочая с тридцатилетним стажем, скажу: госприемка не пугает людей доб росовестных, честных, привыкших нести от ветственность за свое дело. Для них высо кое качество продукции было, есть и бу дет нормой работы. А вот те, кто привык работать с «прохладцей», неуютно почувст вуют себя в новых условиях. Поблажек и снисхождений не будет, поэтому каждому надо принципиально оценить свою работу и строже спросить за качество, прежде все го, со своей совести. Т. КАРАСЕВА, токарь тракторного цеха № 2. ОТ РЕДАКЦИИ: Тридцать два года ра ботает на нашем предприятии Татьяна Матвеевна Карасева. Из них двадцать пять — во втором тракторном цехе. За все эти годы станочница не получила ни одно- ю замечания по качеству выпускаемых де талей. Три года назад ей, одной из первых в цехе, доверено работать с личным клей1 мом качества. Совсем недавно Татьяна Матвеевна на чала сдавать свои детали, минуя контро леров ОТК, представителям Госстандарта. И, как всегда, качество ее работы получи ло высокую оценку. Н УЖ Н А ЛИ В ЦЕХЕ СТЕН ГАЗ ЕТА? И маленькие, и .взрослые зрители всегда с радостью встречают выступление детско го танцевального коллектива Дворца культуры. Без веселых ложкарей и румяных матрешек не проходит ни один концерт, ни один праздник. Сейчас дет ский танцевальный коллектив, руководимый балетмейстером Александром Орловым, гото вится к предстоящим новогод ним утренникам. В празднич ную программу войдет и та нец «Матрешки», фрагмент ко торого вы видите на снимке. Фото А. Козина. С таким вопросом наш кор респондент обратился к рабо чим цеха сборки трансмиссий. Это заводское подразделение было выбрано нами не случай но. Последний номер стенгазе ты появился в цехе, по словам «старожилов», почти два деся тилетия назад. С тех пор мно го воды утекло, много проб лем и задач решено коллекти вом без участия стенновки. Не нашлось места для стенгазеты и среди больших, ярких стен дов, обновленных в цехе в по следнее время. А ведь в былые времена газета, небольшая по формату и неброская по оформлению, привлекала к се бе внимание рабочих, пожалуй, больше, чем все стенды вместе взятые. Потому что «говори ла» с людьми не языком цифр, потому что по-рабочему прин ципиально поднимала самые наболевшие вопросы, просто и доходчиво рассказывала о луч ших людях цеха. Нужна ли сейчас рабочим такая газета?? А. Ф. Ненахова, транспорти- ровщица, депутат районного Совета народных депутатов: — Нужна. Обязательно нуж на. Разве нам, рабочим, не ин тересно узнать о тех, кто тру дится рядом? Иногда на доску объявлений прикалывают вы резки из областной газеты «Ленинское знамя» или из за водской многотиражки, где речь идет о нашем цехе, о на ших людях. Так ведь никто не пройдет равнодушно мимо. Обязательно остановится, про читает. Цех наш небольшой и, к сожалению, в газетах о нас пишут нечасто. А людей, заслу живающих внимания, в кол лективе много. Почему бы в стенновке не рассказать о них. И. А. Усачев, контролер от дела технического контроля: —Думаю, что газета в любом цехе, и в этом тоже, необходи ма. С ее помощью можно под нимать и решать многие во просы. Например, о качестве работы. Со следующего года мы будем сдавать продукцию представителям Госстандарта. А качество, что греха таить, кое-где «хромает», что стало особенно очевидным при проб ной сдаче тракторов органам вневедомственного контроля. Тут есть о чем рассказать в стенгазете. До нового года не возможно снять все проблемы, касающиеся качества. Они, возможно, будут возникать и в первые месяцы работы в но вых условиях. К решению этих проблем могла бы подключить ся стенгазета. Нам, контроле рам, лучше других видны все «огрехи» в работе коллектива. Мы бы тоже не отказались выступить в газете, назвать бракоделов. Но ведь такой га зеты пока нет. В. И. Скворцов, слесарь- сборщик, кавалер орденов Тру довой Славы II и III степени: — Я работаю в цехе без малого двадцать восемь лет. Давно, лет двадцать назад, была у нас своя газета. Пом ню, писали в ней обо всем, и о хорошем, и о плохом, позд равляли лучших рабочих с ус пехами, даже в стихотворной форме, выставляли на всеоб щее осмеяние выпивох и про гульщиков. Неплохо бы возро дить традиции. Н. Н. Голышкин, начальник цеха/ сборки трансмиссий: — Нужна ли стенгазета? Конеч но, нужна. Она, безусловно, помогла бы руководству цеха вести воспи тательную работу с людьми. Наш цех работает в три сме ны и порой, чтобы заострить внимание рабочих на решении какой-то задачи, приходится трижды проводить собрание с одной и той же повесткой. А можно было бы использовать стенную печать. Мы осознали необходимость газеты. Думаем с нового года выпускать ее регулярно. Энту зиасты газетного дела, я уве рен, найдутся и в нашем кол лективе. А сейчас мы делаем стенд для стенгазеты, думаем над тем, как ее назвать. Пожалуй, нет необходимости комментировать эти короткие интервью. Остается лишь вы разить надежду на то, что после двадцатилетнего переры ва стенгазета в этом цехе нач нет жить и действовать. На верное, так же думают рабо чие и других подразделений предприятия, где еще нет сво их стенновок или они выходят в «свет» по большим праздни кам. Что мешает должной ор ганизации редколлегий; их ра боте, что мешает стенгазетам стать трибуной для каждого? Приглашаем читателей выска заться по этому поводу. На занятия студии дошколя та приходят, как правило, с родителями. Чтобы мамы и папы, ожидая ребят, не трати-, ли время впустую, для них проводятся занятия на фа культете педагогических зна ний народного университета. Педагоги, врачи, психологи, бе седуют с родителями о взаи моотношениях в семье, о проб лемах воспитания детей, об ор ганизации их свободного вре мени. Кроме того, мамы и па пы получают задания к сле дующим занятиям и в течение недели постепенно готовят ' к ним ребят. Студия начала работать сов сем недавно, но уже приобре ла большую популярность и у жителей тракторозаводского района, и у горожан. При знаться, мы не ожидали, что «зернышек» окажется так мно го. В воскресный день в сту дии занимаются 160 мальчишек и девчонок, они разделены на возрастные группы. Пока у шестилеток идет урок хореог рафии, малыши четырех. лет рисуют, а пятилетние дети учат иностранный язык. Уро ки проходят по расписанию и длятся не более 20 минут. Про водят их опытные педагоги, преподаватели школы искусств. Занятия в студии платные — пять рублей в месяц. По многочисленным прось бам родителей мы решили ор ганизовать еще одну студию ^Зернышки», которая будет ра ботать во Дворцу по субботам. Сейчас идет комплектование групп и пока еще есть воз можность записать всех желаю щих. Студия «Зернышки» ждет ребят.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz