Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр . 3 Еще совеем недавно перво­ сентябрьский звонок возвестил о начале учебного года. С вол­ нением перешагнули порог школы первоклассники и де­ сятиклассник». Для первых — школьная жизнь с ее забота­ ми, радостями, тревогами толь­ ко начинается. Вторые — че­ рез считанные месяцы простят­ ся с учителями « шагнут в са­ мостоятельную, взрослую жизнь (снимок вверху). ...Тихо в школьных коридо­ рах. Идут уроки. Кто-то из ребят сосредоточенно решает математические задачи, кто-то, затаив дыхание, слушает сти­ хи Пушкина, а кто-то учится мастерить (снимок внизу). Без сомнения, навыки, лученные на уроках труда, очень пригодятся ребятам в будущем. Фото А. Козина. ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ СДЕЛАЛИ ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ Ш К О Л Ь Н И К И Н А Ш Е Г О « Ж И Л О Г О Р А Й О Н А Еж е годно в п е риод летних к аник ул к оллек тив т р а к то р о ­ строителей пополняется ш к оль ­ ник ами. Причем , ребят , ж ела ­ ющих в свобод ное от учебы врем я пом очь п ред п рия тию , становится все больше . Если в п рош лом году на з аводе во врем я к аник ул работало 80 ш к ольник ов , то нынеш ним ле­ том более двухсот . О ни у с ­ пешно освоили проф ессии к он тролеров , к оп ировщ и к ов , сборщ и к ов тары , уп а к овщ ик ов , нянь. М но гие из них с п о ­ м ощ ью опытных рабочих на ­ учились управлять станк ами. По м нению р у к оводи телей ц е ­ хов, ш к ольник и во м н о гом не уступали своим наставник ам , работали с м олодым з адором , о гон ьк ом . Воз м ож но , потом у, что в цехах и о тд ела х ' п ред ­ приятия их встретили о с о б е н ­ но тепло, в к оротк ий сро к обучили профессии . Беседуя с ребятами нак ану ­ не уч еб н о г о года , я услышала от них слова благодарности в ад ре с к оллек тивов и отд ель ­ ных рабочих , с п ом ощ ью к о ­ торых они делали первые ша ­ ги на произ водстве . З авод не оставил без внимания д о б р о ­ совестный тр уд своих юных п ом ощ ник ов . П е рво го сен тяб ­ ря , на шк ольных то рж е с тве н ­ ных линейк ах им были в руч е ­ ны Почетные грам оты . Среди тех, к то в летние ка­ ник улы получил р а б о ч ую з а ­ к алк у на з аводе — А нд ре й Л еськ о, Сер гей К орчагин , И горь Третьяк ов , С ер гей Бла­ годатск их, Евгений Г ри горьев , А нд ре й Л ук ашенк о , О ле г Г ра ­ чев, Алек сей Сам ойлов , Л и ­ дия Барбашина, Инна Д обры ­ нина, Татьяна Гамеева, На ­ талья Ник ешина, М но гие ре ­ бята работали плечом к плечу со своим и родителям и . Ольга Бельск их с п ом ощ ью мамы осваивала то к арное дело в тра к то рн ом цехе № 4, Роман С к ворцов — проф ессию сле ­ саря м е ханосборочны х работ, пом огал своем у отцу, рабоч е ­ м у цеха сбор к и трансм иссий . Х орош им и ор ганиз аторам и летней работы ребят были пе ­ да го ги средней шк олы № 62. Большинство наших юных п о ­ м ощ ни к ов — воспитании к и этой шк олы . Ребята, расстава ­ ясь с з аводом , выраз или ж е ­ лание следующ им летом вновь прийти сюда, в цехи и о тд е ­ лы, где им всегда рады , где их ж дут. Л . Д ЫМОВА , инспектор отдела кадров по работе с подростками. О Щ У т и т ь СВОЮ П Р И Ч А С Т Н О С Т Ь Два года советская средняя школа жи* вет в условиях реформы, продиктованной требованиями времени. Одна из ее принци­ пиально новых идей, предложенных школь­ ной педагогике — идея введения всеобще­ го профессионального образования, сбли­ жение школы с производством, приобще­ ние ребят со школьной скамьи к произво­ дительному, общественно-полезному труду; Во многих средних учебных заведениях страны этот вопрос успешно решен. Школь­ ники работают в цехах шефствующих пред­ приятий, на стройках, в колхозах н совхо­ зах. Созданы и действуют даже целые школьные предприятия, (например, по про­ изводству детских механических игрушек), которые себя полностью оправдывают. Во­ прос о привлечении школьников к произ­ водительному, общественно-полезному тру­ ду решается в пяти подшефных нашему предприятию школах. В одной из них, средней школе № 10, побывал наш кор­ респондент. Состоялась беседа с директо­ ром школы Л. В. Брежневой. Кор.р.: — Лидия Васильевна, родители многих ваших учеников работают на трак­ торном заводе. И как родителям, и как шефам, им интересно узнать, как будет ор­ ганизован производительный труд Школьни­ ков в этом поду. Л. В. Брежнева: — В основном, обуче­ ние ребят рабочим профессиям будет гран диционно проводиться в учебно-производ­ ственном комбинате на базе училища № 23. Старшеклассники, я имею ввиду — 9—10 класс, будут осваивать здесь профессии станочников. Девочки-девятиклассницы мо­ гут по желанию получить специальности контролеров и копировщиц. В УПК ребята под руководством мастеров производят на станках несложную продукцию для трак­ торного завода!. В прошлом году они зара­ ботали и перечислили на текущий счет школы около тысячи рублей. В наступившем учебном году мы при­ влекаем к общественно-полезному труду и восьмиклассников. Девочки будут осваи­ вать профессии поваров и кондитеров на базе столовой № 21 заводского ком­ бината питания, окажут помощь воспи­ тателям и няням подшефных детских садов. Мальчики найдут применение своим силам в школьных мастерских. Корр.: — Производительным трудом бу­ дут замяты пока только старшеклассники? Л. В. Брежнева: — Не только. В бли­ жайшее время должен решиться вопрос об организации такого труда и для ребят пя- тьщ шестых, седьмых классов. Мы обра­ тились на Грязинскую швейную фабрику с предложением заключить договор на пошив наволочек, простыней. Думаем, что за* эту работу охотно возьмутся девочки седьмых классов на уроках труда. Тесные связи установились у нас с лес­ хозом «Ленинский». В период летних ка­ никул ребята заработали на прополке ле­ сонасаждений ПО рублей. Эти деньги бу­ дут потрачены на оборудование пионер­ ской комнаты. Нам хотелось бы заключить договор с лесхозом на весь учебный год, тем более, что ребятам очень понравилось работать в лесу. В зимние месяцы они могли бы помогать рабочим на складе, со­ бирать сосновые лапки со опиленных де­ ревьев на корм скоту, шишки, а весной очищать и пропалывать лес, сажать де­ ревья и. кустарники, ухаживать за ними. Руководство лесхоза охотно идет на такое сотрудничество со школой и, возможно, в ближайшее время оно будет официально оформлено. Корр.: — Будут ли организованы рабо­ чие места для школьников непосредственно на заводе? Л. В. Брежнева: — Этот вопрос до сих пор не может решить ни школа, ни завод. Если выделить, предположим, по два-три рабочих места в каждом цехе, то это соз­ даст трудности и производственным кол­ лективам, и учителям, которые не смогут проконтролировать работу всех ребят, от­ метить лучших. Потом, производство есть производство. Не всегда можно найти сво­ бодное оборудование для обучения ребят, а новое поставить в старых, тесных цехах практически невозможно. Идеальный вари­ ант — создать на предприятии специаль­ ный цех для школьников. Сейчас идет ре­ конструкция и, наверное, у завода есть возможность построить такой цех или пе­ реоборудовать для этой цели старый. Вспоминаю свои школьные годы. Я вы­ пускница десятой школы. В поселке заво­ да прошло мое детс.тво и юность. Сравни­ ваю шестидесятые годы с настоящим вре­ менем и думается],' что тогда связь завода со школами была теснее, прочнее. На пред­ приятии был создан специальный учебный цех в том месте, где сейчас размещается ДОЦ. Здесь мы, старшеклассники, изучали станочные профессии и потом делали для предприятия несложные детали. Каждая школе работала' на заводе один день в не­ делю. Мы приходили на смену вместе со взрослыми, предъявляя у проходной свои пропуска. В общем потоке людей, с ка­ кой-то особой гордостью, мы, школьники, шли по заводу. У каждого была: своя смен­ ная норма1, наши детали принимал контро­ лер. Все было, как в настоящих цехах. Мы понимали,, что работа, которую выполняем, нужна заводу и старались не ударить и грязь лицом. Мне могут возразить: сейчас эти функ- ’ции выполняет учебно-производственный комбинат. Да, но он находится на расстоя­ нии от завода1. А наша цель сводится ведь не только к тому, чтобы научить ребят работать на станках, а и сблизить их с производством, чтобы школьники ощутили свою причастность к общему делу. Поэто­ му хотелось бы возродить былые традиции. ОТ РЕД АК ЦИИ: Думаем, что предложе ­ ние дирек тора средней шк олы N° 10 най ­ дет поддержну у рук оводства завода. Тем более, что опыт организации производи­ тельного труда учащихся на заводе есть. Ждем ответа специалистов. Беседу вела Л. ШУЛЬЖЕНКО. СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМ И Ежегодно часть выпускников нашей восьмилетней школы № 39 вливается в коллектив профессионально - техническо­ го училища № 23. Нынешним летом заявления о приеме по­ дали сюда пять ребят. Для нашего небольшого выпуска эта цифра не малая, как ка­ жется на первый взгляд. Ведь многие школьники после вось­ милетии, как правило, идут в девятый класс, большинство же из тех, кто стремится по­ лучить профессиональное обра­ зование, выбирают заводское ПТУ. Во многом это объясни­ мо: почти у всех наших уче­ ников родители работают на тракторном заводе, и сын или дочь идут по их стопам. Не менее важна в выборе профес­ сии и тесная связь училища со школой, о которой хотелось бы рассказать подробнее. С первых дней сентября сов­ местно с училищем мы начи­ наем вести профориентацион­ ную работу в школе. В первой половине учебного года она сводится в основном к озна­ комлению ребят с профессия­ ми, которым обучают в учили­ ще, с условиями работы вы­ пускников на производстве. Хорошие результаты дают дни открытых дверей в училище. Школьники вместе с родителя­ ми, учителями становятся уча­ стниками небольшой экскурсии по мастерским, кабинетам, спортивным залам, общежи­ тию училища. Они не пона­ слышке узнают о том, как жи­ вут, учатся, работают буду­ щие тракторостроители. Преподаватели учи л и щ а охотно посещают нашу школу, рассказывают на собраниях и классных часах о старейшем училище города, своеобразной кузнице кадров для трактор­ ного завода. Мы обмениваемся концертами, ходим друг к другу на вечера, дискотеки, от­ крытые комсомольские собра­ ния. И все же, я считаю, связь школы и училища может быть еще теснее. Я работаю в вось­ милетней школе № 39 восьмой год. Тогда, лет шесть—семь назад, существовала хорошая традиция: училище готовило для каждой школы тракторо- заводского района интересные, содержательные стенды. Все об училище. Помню, с какой гордостью школьники отыски­ вали на снимках знакомые ли­ ца наших выпускников. Стен­ ды обновлялись каждый год и были хорошим «наглядным по­ собием» в проведении проф­ ориентационной работы. Ду­ маю, эту добрую традицию стоит возродить. В школе есть интересная задумка: с помощью фотосним­ ков разных лет проследить путь наших выпускников от школьной скамьи до станка или чертежного кульмана. В этом нам, конечно же, потребу­ ется помощь наших шефов — профессионально - техническо­ го училища № 23 и трактор­ ного завода. Поскольку речь идет о свя­ зи школы с училищем, хоте­ лось бы обратить внимание пе­ дагогов училища вот на что. Беседы о профессиях, которые проводятся ими в школе, не­ редко бывают неинтересны для ребят, сводятся к простому перечислению специальностей, которые можно получить в училище. Наверное поэтому профориентационная работа не всегда бывает эффективной. Прежде чем выступить перед ребячьей аудиторией, необхо­ димо тщательно продумать ен ­ отупление, проиллюстрировать его интересными примерами. Надеюсь, в наступившем учеб­ ном году педагогический кол­ лектив училища учтет замеча­ ния, и наша совместная проф­ ориентационная работа будет плодотворнее. Р. ФИЛАТОВА, директор восьммлетией школы № 39.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz