Кировец. 1986 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр . 3 Еще совеем недавно перво сентябрьский звонок возвестил о начале учебного года. С вол нением перешагнули порог школы первоклассники и де сятиклассник». Для первых — школьная жизнь с ее забота ми, радостями, тревогами толь ко начинается. Вторые — че рез считанные месяцы простят ся с учителями « шагнут в са мостоятельную, взрослую жизнь (снимок вверху). ...Тихо в школьных коридо рах. Идут уроки. Кто-то из ребят сосредоточенно решает математические задачи, кто-то, затаив дыхание, слушает сти хи Пушкина, а кто-то учится мастерить (снимок внизу). Без сомнения, навыки, лученные на уроках труда, очень пригодятся ребятам в будущем. Фото А. Козина. ПЕРВЫЕ ШАГИ НА ПРОИЗВОДСТВЕ СДЕЛАЛИ ВО ВРЕМЯ КАНИКУЛ Ш К О Л Ь Н И К И Н А Ш Е Г О « Ж И Л О Г О Р А Й О Н А Еж е годно в п е риод летних к аник ул к оллек тив т р а к то р о строителей пополняется ш к оль ник ами. Причем , ребят , ж ела ющих в свобод ное от учебы врем я пом очь п ред п рия тию , становится все больше . Если в п рош лом году на з аводе во врем я к аник ул работало 80 ш к ольник ов , то нынеш ним ле том более двухсот . О ни у с пешно освоили проф ессии к он тролеров , к оп ировщ и к ов , сборщ и к ов тары , уп а к овщ ик ов , нянь. М но гие из них с п о м ощ ью опытных рабочих на учились управлять станк ами. По м нению р у к оводи телей ц е хов, ш к ольник и во м н о гом не уступали своим наставник ам , работали с м олодым з адором , о гон ьк ом . Воз м ож но , потом у, что в цехах и о тд ела х ' п ред приятия их встретили о с о б е н но тепло, в к оротк ий сро к обучили профессии . Беседуя с ребятами нак ану не уч еб н о г о года , я услышала от них слова благодарности в ад ре с к оллек тивов и отд ель ных рабочих , с п ом ощ ью к о торых они делали первые ша ги на произ водстве . З авод не оставил без внимания д о б р о совестный тр уд своих юных п ом ощ ник ов . П е рво го сен тяб ря , на шк ольных то рж е с тве н ных линейк ах им были в руч е ны Почетные грам оты . Среди тех, к то в летние ка ник улы получил р а б о ч ую з а к алк у на з аводе — А нд ре й Л еськ о, Сер гей К орчагин , И горь Третьяк ов , С ер гей Бла годатск их, Евгений Г ри горьев , А нд ре й Л ук ашенк о , О ле г Г ра чев, Алек сей Сам ойлов , Л и дия Барбашина, Инна Д обры нина, Татьяна Гамеева, На талья Ник ешина, М но гие ре бята работали плечом к плечу со своим и родителям и . Ольга Бельск их с п ом ощ ью мамы осваивала то к арное дело в тра к то рн ом цехе № 4, Роман С к ворцов — проф ессию сле саря м е ханосборочны х работ, пом огал своем у отцу, рабоч е м у цеха сбор к и трансм иссий . Х орош им и ор ганиз аторам и летней работы ребят были пе да го ги средней шк олы № 62. Большинство наших юных п о м ощ ни к ов — воспитании к и этой шк олы . Ребята, расстава ясь с з аводом , выраз или ж е лание следующ им летом вновь прийти сюда, в цехи и о тд е лы, где им всегда рады , где их ж дут. Л . Д ЫМОВА , инспектор отдела кадров по работе с подростками. О Щ У т и т ь СВОЮ П Р И Ч А С Т Н О С Т Ь Два года советская средняя школа жи* вет в условиях реформы, продиктованной требованиями времени. Одна из ее принци пиально новых идей, предложенных школь ной педагогике — идея введения всеобще го профессионального образования, сбли жение школы с производством, приобще ние ребят со школьной скамьи к произво дительному, общественно-полезному труду; Во многих средних учебных заведениях страны этот вопрос успешно решен. Школь ники работают в цехах шефствующих пред приятий, на стройках, в колхозах н совхо зах. Созданы и действуют даже целые школьные предприятия, (например, по про изводству детских механических игрушек), которые себя полностью оправдывают. Во прос о привлечении школьников к произ водительному, общественно-полезному тру ду решается в пяти подшефных нашему предприятию школах. В одной из них, средней школе № 10, побывал наш кор респондент. Состоялась беседа с директо ром школы Л. В. Брежневой. Кор.р.: — Лидия Васильевна, родители многих ваших учеников работают на трак торном заводе. И как родителям, и как шефам, им интересно узнать, как будет ор ганизован производительный труд Школьни ков в этом поду. Л. В. Брежнева: — В основном, обуче ние ребят рабочим профессиям будет гран диционно проводиться в учебно-производ ственном комбинате на базе училища № 23. Старшеклассники, я имею ввиду — 9—10 класс, будут осваивать здесь профессии станочников. Девочки-девятиклассницы мо гут по желанию получить специальности контролеров и копировщиц. В УПК ребята под руководством мастеров производят на станках несложную продукцию для трак торного завода!. В прошлом году они зара ботали и перечислили на текущий счет школы около тысячи рублей. В наступившем учебном году мы при влекаем к общественно-полезному труду и восьмиклассников. Девочки будут осваи вать профессии поваров и кондитеров на базе столовой № 21 заводского ком бината питания, окажут помощь воспи тателям и няням подшефных детских садов. Мальчики найдут применение своим силам в школьных мастерских. Корр.: — Производительным трудом бу дут замяты пока только старшеклассники? Л. В. Брежнева: — Не только. В бли жайшее время должен решиться вопрос об организации такого труда и для ребят пя- тьщ шестых, седьмых классов. Мы обра тились на Грязинскую швейную фабрику с предложением заключить договор на пошив наволочек, простыней. Думаем, что за* эту работу охотно возьмутся девочки седьмых классов на уроках труда. Тесные связи установились у нас с лес хозом «Ленинский». В период летних ка никул ребята заработали на прополке ле сонасаждений ПО рублей. Эти деньги бу дут потрачены на оборудование пионер ской комнаты. Нам хотелось бы заключить договор с лесхозом на весь учебный год, тем более, что ребятам очень понравилось работать в лесу. В зимние месяцы они могли бы помогать рабочим на складе, со бирать сосновые лапки со опиленных де ревьев на корм скоту, шишки, а весной очищать и пропалывать лес, сажать де ревья и. кустарники, ухаживать за ними. Руководство лесхоза охотно идет на такое сотрудничество со школой и, возможно, в ближайшее время оно будет официально оформлено. Корр.: — Будут ли организованы рабо чие места для школьников непосредственно на заводе? Л. В. Брежнева: — Этот вопрос до сих пор не может решить ни школа, ни завод. Если выделить, предположим, по два-три рабочих места в каждом цехе, то это соз даст трудности и производственным кол лективам, и учителям, которые не смогут проконтролировать работу всех ребят, от метить лучших. Потом, производство есть производство. Не всегда можно найти сво бодное оборудование для обучения ребят, а новое поставить в старых, тесных цехах практически невозможно. Идеальный вари ант — создать на предприятии специаль ный цех для школьников. Сейчас идет ре конструкция и, наверное, у завода есть возможность построить такой цех или пе реоборудовать для этой цели старый. Вспоминаю свои школьные годы. Я вы пускница десятой школы. В поселке заво да прошло мое детс.тво и юность. Сравни ваю шестидесятые годы с настоящим вре менем и думается],' что тогда связь завода со школами была теснее, прочнее. На пред приятии был создан специальный учебный цех в том месте, где сейчас размещается ДОЦ. Здесь мы, старшеклассники, изучали станочные профессии и потом делали для предприятия несложные детали. Каждая школе работала' на заводе один день в не делю. Мы приходили на смену вместе со взрослыми, предъявляя у проходной свои пропуска. В общем потоке людей, с ка кой-то особой гордостью, мы, школьники, шли по заводу. У каждого была: своя смен ная норма1, наши детали принимал контро лер. Все было, как в настоящих цехах. Мы понимали,, что работа, которую выполняем, нужна заводу и старались не ударить и грязь лицом. Мне могут возразить: сейчас эти функ- ’ции выполняет учебно-производственный комбинат. Да, но он находится на расстоя нии от завода1. А наша цель сводится ведь не только к тому, чтобы научить ребят работать на станках, а и сблизить их с производством, чтобы школьники ощутили свою причастность к общему делу. Поэто му хотелось бы возродить былые традиции. ОТ РЕД АК ЦИИ: Думаем, что предложе ние дирек тора средней шк олы N° 10 най дет поддержну у рук оводства завода. Тем более, что опыт организации производи тельного труда учащихся на заводе есть. Ждем ответа специалистов. Беседу вела Л. ШУЛЬЖЕНКО. СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМ И Ежегодно часть выпускников нашей восьмилетней школы № 39 вливается в коллектив профессионально - техническо го училища № 23. Нынешним летом заявления о приеме по дали сюда пять ребят. Для нашего небольшого выпуска эта цифра не малая, как ка жется на первый взгляд. Ведь многие школьники после вось милетии, как правило, идут в девятый класс, большинство же из тех, кто стремится по лучить профессиональное обра зование, выбирают заводское ПТУ. Во многом это объясни мо: почти у всех наших уче ников родители работают на тракторном заводе, и сын или дочь идут по их стопам. Не менее важна в выборе профес сии и тесная связь училища со школой, о которой хотелось бы рассказать подробнее. С первых дней сентября сов местно с училищем мы начи наем вести профориентацион ную работу в школе. В первой половине учебного года она сводится в основном к озна комлению ребят с профессия ми, которым обучают в учили ще, с условиями работы вы пускников на производстве. Хорошие результаты дают дни открытых дверей в училище. Школьники вместе с родителя ми, учителями становятся уча стниками небольшой экскурсии по мастерским, кабинетам, спортивным залам, общежи тию училища. Они не пона слышке узнают о том, как жи вут, учатся, работают буду щие тракторостроители. Преподаватели учи л и щ а охотно посещают нашу школу, рассказывают на собраниях и классных часах о старейшем училище города, своеобразной кузнице кадров для трактор ного завода. Мы обмениваемся концертами, ходим друг к другу на вечера, дискотеки, от крытые комсомольские собра ния. И все же, я считаю, связь школы и училища может быть еще теснее. Я работаю в вось милетней школе № 39 восьмой год. Тогда, лет шесть—семь назад, существовала хорошая традиция: училище готовило для каждой школы тракторо- заводского района интересные, содержательные стенды. Все об училище. Помню, с какой гордостью школьники отыски вали на снимках знакомые ли ца наших выпускников. Стен ды обновлялись каждый год и были хорошим «наглядным по собием» в проведении проф ориентационной работы. Ду маю, эту добрую традицию стоит возродить. В школе есть интересная задумка: с помощью фотосним ков разных лет проследить путь наших выпускников от школьной скамьи до станка или чертежного кульмана. В этом нам, конечно же, потребу ется помощь наших шефов — профессионально - техническо го училища № 23 и трактор ного завода. Поскольку речь идет о свя зи школы с училищем, хоте лось бы обратить внимание пе дагогов училища вот на что. Беседы о профессиях, которые проводятся ими в школе, не редко бывают неинтересны для ребят, сводятся к простому перечислению специальностей, которые можно получить в училище. Наверное поэтому профориентационная работа не всегда бывает эффективной. Прежде чем выступить перед ребячьей аудиторией, необхо димо тщательно продумать ен отупление, проиллюстрировать его интересными примерами. Надеюсь, в наступившем учеб ном году педагогический кол лектив училища учтет замеча ния, и наша совместная проф ориентационная работа будет плодотворнее. Р. ФИЛАТОВА, директор восьммлетией школы № 39.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz