Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

отр . 2 « К И Р О В Е Ц » У Р О К И Э К О Н О М И И : К А К О В Э Ф Ф Е К Т ? ( К и т о г а м у ч е б н о г о г о д а ) В на ш ем объединении дейст­ вует ш ирокая сет ь экономиче­ ского образования трудящих­ ся, вк л ю ча ющ а я в себя 185 школ коммунистического труда и 43 — конкретной экономики. В каждой из них обучаются в среднем по двадцать" — двад­ цать пять слушателей. При­ чем, количество школ, а соот­ ветственно и слушателей, в последние годы заметно воз­ росло. Почти половина работ­ ников предприятия обучаются в сети экономического образо­ вания. От этой огромной ар­ мии людей, вооруженных эко ­ номическими знаниями, во мно­ гом зависит выполнение задач, стоящих перед "коллективом. В прошлом учебном году за­ нятия в школах строились в основном на изучении материа­ лов и документов XXV II съез­ да КПСС, важнейших Плену­ мов ЦК. Основные их положе­ ния рассматривались примени­ тельно к нашему объединению, конкретно к каждому цеху, участку, бригаде. И вот поче­ му. Современный рабочий об­ ладает сегодня неисчерпаемы­ ми творческими возможностя­ ми. Определенный уровень зна­ ний, профессиональных навы­ ков позволяют ему критически оценивать свой труд, труд сво­ их товарищей, стремиться к повышению отдачи. Опыт показывает, что на тех участках и в тех цехах, где к экономическому образованию относятся серьезно, умело со­ четают теоретическую подго­ товку с применением получен­ ных знаний на практике, рабо­ та идет особенно эффективно. Чтобы вызвать у слушате­ лей интерес к теме, организо­ вать творческую дискуссию, пропагандисты широко приме­ няли активные формы обуче­ ния. Одна из них — защита рефератов. Она заключается в том, что референт готовит краткое сообщение, в котором ставит проблему, обосновывает ее актуальность, делает основ­ ные выводы. В обсуждение выдвинутой проблемы включа­ ются все слушатели. Работа над рефератом спо­ собствует развитию агитаци­ онно-пропагандистских навы­ ков. Не случайно среди слуша­ телей экономических школ есть активные лекторы общества «Знание», руководители обще­ ственных конструкторских бю­ ро, технические информаторы. Формированию у слушателей активного экономического мыш­ ления способствует индивиду­ альная работа пропагандиста с каждым слушателем по со­ ставлению личных творческих планов, принятию социалисти­ ческих обязательств. Эффективность учебы во мно­ гом зависит от личных ка­ честв пропагандиста, от его компетентности в экономиче­ ских вопросах. Поэтому основ­ ное внимание уделяется под­ бору и подготовке руководите­ лей школ. Пропагандисты об­ мениваются опытом за «круг ­ лым столом», повышают свой уровень знаний на научно- практических конференциях. В минувшем учебном году совме­ стно с парткомом завода была проведена беседа за «круглым столом» на тему «Пропаган­ дист — активный участник борьбы за интенсификацию производства» и научно-прак­ тическая конференция «Задачи марксистско-ленинского образо­ вания в активизации человече­ ского фактора». Все пропаган­ дисты завода работали по лич­ ным творческим планам. Интересен личный творче­ ский план, составленный про­ пагандистом школы коммуни­ стического труда цветнолитей­ ного цеха Ниной Васильевной Телегановой. Он направлен на совершенствование социалисти­ ческого соревнования, на во­ спитание у слушателей хозяй­ ского отношения к материаль­ но-энергетическим ресурсам, на повышение производительности труда. Вот некоторые его пунк ­ ты: «обсуждать на занятиях ход выполнения соцобяза­ тельств коллективами цеха, участков, бригад», «добивать­ ся практической реализации предложений слушателей», «по­ сещать со слушателями вече­ ра трудовой славы», «проана­ лизировать со слушателями причины «узких мест» на про­ изводстве, высказать предло­ жения по их устранению». Этот далеко не полный пере­ чень меропринтий, разработан­ ных пропагандистом, показы­ вает, что Н. В. Телеганова уделяет в своей работе особое внимание практическому ис­ пользованию знаний, получен­ ных слушателями в школе. В прошлом учебном году был широко обобщен опыт пропагандистов В. П. Воро­ нежского и Е. М. Мещеряко­ ва, которые тоже считают ос­ новой своей работы умелое совмещение теоретических зна­ ний с практической деятель­ ностью слушателей. Этот опыт взят на воору­ жение многими пропагандиста­ ми завода, Об успехах коллек­ тива участка № 7, которым руководит старший мастер А. И. Пятницких, пропагандист школы коммунистического тру­ да, хорошо известно не только в тракторном цехе № 4, но и во всем объединении. Трудо­ вой коллектив всегда работа­ ет ритмично, слаженно, с пол­ ной отдачей. Слушатели этой школы постоянно поднимают на занятиях вопросы повыше­ ния производительности труда. Итог этой заботы таков: к 10 мая коллектив участка выпал- нил план пяти месяцев, при этом повысив производитель­ ность труда на 4,2 процента. Каждая из десяти школ ком­ мунистического труда прессо­ вого цеха составила в начале учебного года свой план повы­ шения производительности тру­ да. Их реализация позволила поднять этот показатель на 4 процента. Одна из первоочередных за­ дач пропагандиста, как счита­ ет руководитель школы конк­ ретной экономики тракторного цеха № 5 Раиса Михайловна Минченкова, — побуждать слушателей к активизации творческой инициативы. Это не просто слова. И многие слушатели школы активно уча­ ствуют в рационализации. На ­ пример, В. А. Рябых предло­ жил недавно изменить техно­ логию обработки деталей, что позволило сократить процесс на одну операцию. Экономи­ ческий эффект от внедрения — 690 рублей. И пусть эта цифра невелика, главное в том, что слушатели научились считать каждый рубль, по-хо­ зяйски относиться к делу. Пропагандист школы конк­ ретной экономики тракторного цеха № 4 Инна Николаевна Никульшина, у которой про­ пагандистский стаж более 15 лет, накопила большой и ин­ тересный опыт приобщения слушателей к активному уча­ стию в проведении занятий, в решении производственных за­ дач. Занятия здесь строятся по принципу «дойти до каж ­ дого», а результаты сказыва­ ются на качестве, труда слу­ шателей. Кстати, качеству — внима­ ние особое. Это и понятно: продукция предприятия — тракторы — требует тщатель­ ности аккуратности в изготов­ лении. Немногого добьешся, если рабочие будут относиться к делу без должной ответст­ венности. Именно об этом бе­ седуют пропагандисты со слу­ шателями, когда заходит речь о качестве. Хорошим примером в этом отношении может слу­ жить работа пропагандиста Н. Е. Качанова из тракторно­ го цеха № 5. В начале учеб­ ного года он предложил слу­ шателям завести тетради для записи предложений по улуч­ шению качества обрабатывае­ мых деталей. Каждое предложение, поя­ вившееся в тетради рабочего, коллективно обсуждалось на занятии. Если оно, по общему мнению, заслуживало внима­ ния, пропагандист сообщал о нем на цеховом Дне качества. В заключение хочется оста­ новиться на некоторых пробле­ мах. В подготовке пропаган­ дистов к занятиям часто ис­ пользуются материалы, разра­ ботанные отраслевым инсти­ тутом пойышения квалифика­ ции. Но нередко бывает так, что они опаздывают, теряют актуальность. Нам хотелось бы иметь побольше фильмов, диапозитивов, плакатов по раз­ ным разделам экономического образования, чтобы сделать за­ нятия более интересными, со­ держательными. Необходимо отметить и не­ достатки в системе экономиче­ ского образования на заводе. К сожалению, не все цехи и отделы сумели перестроить ра­ боту экономических школ в свете сегодняших требований, а именно: творческие планы у многих пропагандистов носят общий характер, низка под­ готовка пропагандистов, чтп сказывается на уровне занятий и активности слушателей. Не все пропагандисты овладели активными формами обучения. Поэтому в новом учебном го ­ ду партийной и профсоюзной организациям завода предсто­ ит большая работа по совер­ шенствованию экономического обучения тракторостроителей. Р. КРЫЛОВА, методист по экономическому образованию профсоюзного комитета. Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я РАСТЕТ СТАНОЧНЫЙ ПАРК Значительную работу по за. мене устаревшего оборудова­ ния на современное провели в тракторном цехе № 3. В первом году двенадцатой пя­ тилетки здесь внедрены в производство пятнадцать но­ вых станков. Это позволило снизить трудоемкость механи­ ческой обработки деталей, улучшить качество выпускае­ мой продукции. Внедрены и действуют три новые технологические линии для обработки деталей на­ сосов, а также две технологи­ ческие-линии для изготовле­ ния деталей по кооперирован- м Станочный парк четвертого тракторного цеха пополнился новым оборудованием. С на­ чала года на смену устарев, шим пришли горизонтально­ фрезерный и алмазно-расточ­ ной станки для обработки вил­ ки переднего ведущего моста. Они позволили заметно под­ нять производительность тру­ да и улучшить качество изде­ лий. Кроме того, в строй дейст- ным поставкам «Башсельма- шу». На заключительной ста­ дии перед пуском находятся два уникальных резьбошлифо­ вальных станка. Введена в строй и прекрасно действует эстакада для механизирован­ ной подачи и хранения тары. Пополняется станочный парк цеха и продукцией собст­ венного станкостроения. Так, на операциях по изготовлению валов тормозного барабана и стакана подшипника ходо- уменьшителя работают два токарных полуавтомата с мар­ кой «ЛТЗ. Ремонтно-механи­ ческий цех». вующих введены шесть токар­ ных станков — четыре типа 1А425 и два гидрокопироваль- ных. Существенно снизить потери от брака позволила машина для выжигания из отверстий поломанных метчиков. Благодаря проведенным ме­ роприятиям улучшилась и куль, тура производства. П. СЕРГЕЕВ. Высоких трудовых показателей добивается на строительстве ав­ тотранспортного -цеха комплексная бригада из треста «Промстрой», которую возглавляет Прасковья Васильевна Прохорова (на снимке на переднем плане). Фото А. Козина. На ВДНХ СССР „ А л ю миний- 86“ По распространенности в при­ роде, утверждает энциклопе­ дия, алюминий занимает третье место после кислорода и крем­ ния и первое среди металлов. Однако в силу своей химиче­ ской активности в свободном виде он не встречается. Пер­ вый промышленный способ по­ лучения алюминия был разра­ ботан в 1854 году, а с 1855 по 1890 год было получено всего 200 тонн чистого алюми­ ния. Впрочем, это далекая исто­ рия. А с современным состоя­ нием алюминиевой промышлен­ ности, последними достижения­ ми в области получения и ис­ пользования алюминия и его сплавов познакомила 2-я меж­ дународная выставка, прохо­ дившая со 2 по 10 июля в московском парке «Сокольни­ ки». В работе смотра, организо­ ванного В/О «Экспоцентр» ТПП СССР, приняли участие 109 фирм, организаций и пред­ приятии из Австралии, Авст­ рии, Великобритании, ВНР, Испании, Италии, Нидерлан­ дов, США, Турции, ФРГ, Финляндии, Франции, ЧССР, Швейцарии, Швеции, Юго­ славии и СССР. Советскую экспозицию на выставке представляли внешне­ торговые объединения «Лицеи, зинторг» и «Цветметпромэк- спорт». И это не случайно. Отечественные научно-техниче­ ские и технологические разра­ ботки, позволяющие значи­ тельно увеличить выпуск ме­ талла и повысить его качест­ во, стали предметом лицен­ зионных соглашений с фирма­ ми США, Канады, ФРГ, Юго­ славии и других стран. Своеобразной визитной кар ­ точкой советского раздела стал крупный слиток алюминиевого сплава, отлитый в электромаг­ нитном кристаллизаторе. Эта новая технология получила признание не только в нашей стране, лицензии на нее приоб­ ретены фирмами 9 стран. При описании многих совет­ ских экспонатов не обойтись без слова «уникальный». Вот скажем, разработанный учены­ ми АН УССР магнитодинами­ ческий дозатор для алюминие­ вых и цинковых сплавов, поз­ воляющий получать отливки от 80—100 граммов до 10—100 килограммов. А ведь еще не­ давно самой совершенной счи­ талась разработанная на За­ паде технология получения от­ ливок с минимальным весом 500 граммов. Магнитогидродинамиче с к и е насосы («Махид-литье») — еще одна приоритетная отече­ ственная разработка. Они обес­ печивают перемешивание рас­ плава, что позволяет сокра­ тить процесс плавки примерно в 1,5 раза, добиться значи­ тельной экономии энергоресур­ сов. В советском разделе показан широкий сортамент плоского проката, прессованных изделий и разнообразных штамповок. Уникальные крупногабаритные — шириной более двух метров — ребристые панели тоже не имеют аналогов за' рубежом. Разнообразны экспозиции социалистических стран. ЧССР представила специальные сорта глинозема и строительные кон. струкции из сплавов алюми­ ния. Алюминиевые отливки и полуфабрикаты, изделия быто­ вого назначения можно было увидеть на стендах предприя­ тий Югославии и Венгрии. В наиболее крупных экспо­ зициях западных стран—ФРГ, Австрии, Италии, Финляндии, Швейцарии — были показаны различные технологии и обору­ дование для производства алю­ миния и его сплавов, получае­ мые на их основе изделия, ав- тематические системы контро­ ля и управления технологиче­ скими процессами. Программу выставки допол­ нил научно-технический симпо­ зиум. '

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz