Кировец. 1986 г. (г. Липецк)
отр . 2 « К И Р О В Е Ц » У Р О К И Э К О Н О М И И : К А К О В Э Ф Ф Е К Т ? ( К и т о г а м у ч е б н о г о г о д а ) В на ш ем объединении дейст вует ш ирокая сет ь экономиче ского образования трудящих ся, вк л ю ча ющ а я в себя 185 школ коммунистического труда и 43 — конкретной экономики. В каждой из них обучаются в среднем по двадцать" — двад цать пять слушателей. При чем, количество школ, а соот ветственно и слушателей, в последние годы заметно воз росло. Почти половина работ ников предприятия обучаются в сети экономического образо вания. От этой огромной ар мии людей, вооруженных эко номическими знаниями, во мно гом зависит выполнение задач, стоящих перед "коллективом. В прошлом учебном году за нятия в школах строились в основном на изучении материа лов и документов XXV II съез да КПСС, важнейших Плену мов ЦК. Основные их положе ния рассматривались примени тельно к нашему объединению, конкретно к каждому цеху, участку, бригаде. И вот поче му. Современный рабочий об ладает сегодня неисчерпаемы ми творческими возможностя ми. Определенный уровень зна ний, профессиональных навы ков позволяют ему критически оценивать свой труд, труд сво их товарищей, стремиться к повышению отдачи. Опыт показывает, что на тех участках и в тех цехах, где к экономическому образованию относятся серьезно, умело со четают теоретическую подго товку с применением получен ных знаний на практике, рабо та идет особенно эффективно. Чтобы вызвать у слушате лей интерес к теме, организо вать творческую дискуссию, пропагандисты широко приме няли активные формы обуче ния. Одна из них — защита рефератов. Она заключается в том, что референт готовит краткое сообщение, в котором ставит проблему, обосновывает ее актуальность, делает основ ные выводы. В обсуждение выдвинутой проблемы включа ются все слушатели. Работа над рефератом спо собствует развитию агитаци онно-пропагандистских навы ков. Не случайно среди слуша телей экономических школ есть активные лекторы общества «Знание», руководители обще ственных конструкторских бю ро, технические информаторы. Формированию у слушателей активного экономического мыш ления способствует индивиду альная работа пропагандиста с каждым слушателем по со ставлению личных творческих планов, принятию социалисти ческих обязательств. Эффективность учебы во мно гом зависит от личных ка честв пропагандиста, от его компетентности в экономиче ских вопросах. Поэтому основ ное внимание уделяется под бору и подготовке руководите лей школ. Пропагандисты об мениваются опытом за «круг лым столом», повышают свой уровень знаний на научно- практических конференциях. В минувшем учебном году совме стно с парткомом завода была проведена беседа за «круглым столом» на тему «Пропаган дист — активный участник борьбы за интенсификацию производства» и научно-прак тическая конференция «Задачи марксистско-ленинского образо вания в активизации человече ского фактора». Все пропаган дисты завода работали по лич ным творческим планам. Интересен личный творче ский план, составленный про пагандистом школы коммуни стического труда цветнолитей ного цеха Ниной Васильевной Телегановой. Он направлен на совершенствование социалисти ческого соревнования, на во спитание у слушателей хозяй ского отношения к материаль но-энергетическим ресурсам, на повышение производительности труда. Вот некоторые его пунк ты: «обсуждать на занятиях ход выполнения соцобяза тельств коллективами цеха, участков, бригад», «добивать ся практической реализации предложений слушателей», «по сещать со слушателями вече ра трудовой славы», «проана лизировать со слушателями причины «узких мест» на про изводстве, высказать предло жения по их устранению». Этот далеко не полный пере чень меропринтий, разработан ных пропагандистом, показы вает, что Н. В. Телеганова уделяет в своей работе особое внимание практическому ис пользованию знаний, получен ных слушателями в школе. В прошлом учебном году был широко обобщен опыт пропагандистов В. П. Воро нежского и Е. М. Мещеряко ва, которые тоже считают ос новой своей работы умелое совмещение теоретических зна ний с практической деятель ностью слушателей. Этот опыт взят на воору жение многими пропагандиста ми завода, Об успехах коллек тива участка № 7, которым руководит старший мастер А. И. Пятницких, пропагандист школы коммунистического тру да, хорошо известно не только в тракторном цехе № 4, но и во всем объединении. Трудо вой коллектив всегда работа ет ритмично, слаженно, с пол ной отдачей. Слушатели этой школы постоянно поднимают на занятиях вопросы повыше ния производительности труда. Итог этой заботы таков: к 10 мая коллектив участка выпал- нил план пяти месяцев, при этом повысив производитель ность труда на 4,2 процента. Каждая из десяти школ ком мунистического труда прессо вого цеха составила в начале учебного года свой план повы шения производительности тру да. Их реализация позволила поднять этот показатель на 4 процента. Одна из первоочередных за дач пропагандиста, как счита ет руководитель школы конк ретной экономики тракторного цеха № 5 Раиса Михайловна Минченкова, — побуждать слушателей к активизации творческой инициативы. Это не просто слова. И многие слушатели школы активно уча ствуют в рационализации. На пример, В. А. Рябых предло жил недавно изменить техно логию обработки деталей, что позволило сократить процесс на одну операцию. Экономи ческий эффект от внедрения — 690 рублей. И пусть эта цифра невелика, главное в том, что слушатели научились считать каждый рубль, по-хо зяйски относиться к делу. Пропагандист школы конк ретной экономики тракторного цеха № 4 Инна Николаевна Никульшина, у которой про пагандистский стаж более 15 лет, накопила большой и ин тересный опыт приобщения слушателей к активному уча стию в проведении занятий, в решении производственных за дач. Занятия здесь строятся по принципу «дойти до каж дого», а результаты сказыва ются на качестве, труда слу шателей. Кстати, качеству — внима ние особое. Это и понятно: продукция предприятия — тракторы — требует тщатель ности аккуратности в изготов лении. Немногого добьешся, если рабочие будут относиться к делу без должной ответст венности. Именно об этом бе седуют пропагандисты со слу шателями, когда заходит речь о качестве. Хорошим примером в этом отношении может слу жить работа пропагандиста Н. Е. Качанова из тракторно го цеха № 5. В начале учеб ного года он предложил слу шателям завести тетради для записи предложений по улуч шению качества обрабатывае мых деталей. Каждое предложение, поя вившееся в тетради рабочего, коллективно обсуждалось на занятии. Если оно, по общему мнению, заслуживало внима ния, пропагандист сообщал о нем на цеховом Дне качества. В заключение хочется оста новиться на некоторых пробле мах. В подготовке пропаган дистов к занятиям часто ис пользуются материалы, разра ботанные отраслевым инсти тутом пойышения квалифика ции. Но нередко бывает так, что они опаздывают, теряют актуальность. Нам хотелось бы иметь побольше фильмов, диапозитивов, плакатов по раз ным разделам экономического образования, чтобы сделать за нятия более интересными, со держательными. Необходимо отметить и не достатки в системе экономиче ского образования на заводе. К сожалению, не все цехи и отделы сумели перестроить ра боту экономических школ в свете сегодняших требований, а именно: творческие планы у многих пропагандистов носят общий характер, низка под готовка пропагандистов, чтп сказывается на уровне занятий и активности слушателей. Не все пропагандисты овладели активными формами обучения. Поэтому в новом учебном го ду партийной и профсоюзной организациям завода предсто ит большая работа по совер шенствованию экономического обучения тракторостроителей. Р. КРЫЛОВА, методист по экономическому образованию профсоюзного комитета. Р Е К О Н С Т Р У К Ц И Я РАСТЕТ СТАНОЧНЫЙ ПАРК Значительную работу по за. мене устаревшего оборудова ния на современное провели в тракторном цехе № 3. В первом году двенадцатой пя тилетки здесь внедрены в производство пятнадцать но вых станков. Это позволило снизить трудоемкость механи ческой обработки деталей, улучшить качество выпускае мой продукции. Внедрены и действуют три новые технологические линии для обработки деталей на сосов, а также две технологи ческие-линии для изготовле ния деталей по кооперирован- м Станочный парк четвертого тракторного цеха пополнился новым оборудованием. С на чала года на смену устарев, шим пришли горизонтально фрезерный и алмазно-расточ ной станки для обработки вил ки переднего ведущего моста. Они позволили заметно под нять производительность тру да и улучшить качество изде лий. Кроме того, в строй дейст- ным поставкам «Башсельма- шу». На заключительной ста дии перед пуском находятся два уникальных резьбошлифо вальных станка. Введена в строй и прекрасно действует эстакада для механизирован ной подачи и хранения тары. Пополняется станочный парк цеха и продукцией собст венного станкостроения. Так, на операциях по изготовлению валов тормозного барабана и стакана подшипника ходо- уменьшителя работают два токарных полуавтомата с мар кой «ЛТЗ. Ремонтно-механи ческий цех». вующих введены шесть токар ных станков — четыре типа 1А425 и два гидрокопироваль- ных. Существенно снизить потери от брака позволила машина для выжигания из отверстий поломанных метчиков. Благодаря проведенным ме роприятиям улучшилась и куль, тура производства. П. СЕРГЕЕВ. Высоких трудовых показателей добивается на строительстве ав тотранспортного -цеха комплексная бригада из треста «Промстрой», которую возглавляет Прасковья Васильевна Прохорова (на снимке на переднем плане). Фото А. Козина. На ВДНХ СССР „ А л ю миний- 86“ По распространенности в при роде, утверждает энциклопе дия, алюминий занимает третье место после кислорода и крем ния и первое среди металлов. Однако в силу своей химиче ской активности в свободном виде он не встречается. Пер вый промышленный способ по лучения алюминия был разра ботан в 1854 году, а с 1855 по 1890 год было получено всего 200 тонн чистого алюми ния. Впрочем, это далекая исто рия. А с современным состоя нием алюминиевой промышлен ности, последними достижения ми в области получения и ис пользования алюминия и его сплавов познакомила 2-я меж дународная выставка, прохо дившая со 2 по 10 июля в московском парке «Сокольни ки». В работе смотра, организо ванного В/О «Экспоцентр» ТПП СССР, приняли участие 109 фирм, организаций и пред приятии из Австралии, Авст рии, Великобритании, ВНР, Испании, Италии, Нидерлан дов, США, Турции, ФРГ, Финляндии, Франции, ЧССР, Швейцарии, Швеции, Юго славии и СССР. Советскую экспозицию на выставке представляли внешне торговые объединения «Лицеи, зинторг» и «Цветметпромэк- спорт». И это не случайно. Отечественные научно-техниче ские и технологические разра ботки, позволяющие значи тельно увеличить выпуск ме талла и повысить его качест во, стали предметом лицен зионных соглашений с фирма ми США, Канады, ФРГ, Юго славии и других стран. Своеобразной визитной кар точкой советского раздела стал крупный слиток алюминиевого сплава, отлитый в электромаг нитном кристаллизаторе. Эта новая технология получила признание не только в нашей стране, лицензии на нее приоб ретены фирмами 9 стран. При описании многих совет ских экспонатов не обойтись без слова «уникальный». Вот скажем, разработанный учены ми АН УССР магнитодинами ческий дозатор для алюминие вых и цинковых сплавов, поз воляющий получать отливки от 80—100 граммов до 10—100 килограммов. А ведь еще не давно самой совершенной счи талась разработанная на За паде технология получения от ливок с минимальным весом 500 граммов. Магнитогидродинамиче с к и е насосы («Махид-литье») — еще одна приоритетная отече ственная разработка. Они обес печивают перемешивание рас плава, что позволяет сокра тить процесс плавки примерно в 1,5 раза, добиться значи тельной экономии энергоресур сов. В советском разделе показан широкий сортамент плоского проката, прессованных изделий и разнообразных штамповок. Уникальные крупногабаритные — шириной более двух метров — ребристые панели тоже не имеют аналогов за' рубежом. Разнообразны экспозиции социалистических стран. ЧССР представила специальные сорта глинозема и строительные кон. струкции из сплавов алюми ния. Алюминиевые отливки и полуфабрикаты, изделия быто вого назначения можно было увидеть на стендах предприя тий Югославии и Венгрии. В наиболее крупных экспо зициях западных стран—ФРГ, Австрии, Италии, Финляндии, Швейцарии — были показаны различные технологии и обору дование для производства алю миния и его сплавов, получае мые на их основе изделия, ав- тематические системы контро ля и управления технологиче скими процессами. Программу выставки допол нил научно-технический симпо зиум. '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz