Кировец. 1986 г. (г. Липецк)
стр, 2 « К И Р О В Е Ц » „ ...Д о л г стар ш и х по к олений — делать все, чтобы смен а была еще ум н ее, спо собнее, о б р азо в ан н ее ..." М, С. ГОРБАЧЕВ. П олитический доклад ЦК КПСС XXVII съезду партии. Будущее предприятия заклады вается сегодня. И это видно не только по многочисленным строи тельным' площадкам, не только по напряженной работе инженеров технических отделов, где рожда ется новый пропашной ' трактор, но и по тому, как заботится кол лектив тракторостроителей о под готовке молодой смены. Одно из проявлений этой заботы — чет ко организованное производствен ное обучение школьников под шефных учебных заведений. Уроки труда преподают стар шеклассникам лучшие рабочие за вода. С профессией станочника юноши и девушки знакомятся не посредственно в цехе, на рабочих местах. Здесь же, под руководст вом наставников получают первые навыки. Это дает им возможность почувствовать себя полноправны ми членами коллектива. На снимке запечатлен один из трудовых уроков в тракторном цехе № 1. Опытный токарь Васи лий Иванович Рысляев внима тельно следит за работой десяти классницы школы № 62 Надежды Вишняковой. Фото А. Козина. Н Е умаляя значения вузов и техникумов, я (вот уже более 20 лет связанный с производством) все более убеждаюсь: нет более ценной и универсальной школы для молодого человека, чем рабочий коллектив. К нам в экспериментальный ежегодно приходят и хорошие парни, и не вполне благополучные. Конечно, первым мы рады, вторых берем без особого восторга, но с твердым намерением каждого новичка вы вести на правильную дорогу. Совет настав ников сразу определяет, к кому пойдет в ученики тот или иной молодой человек. Затем происходит знакомство ученика и его наставника, потом — первая беседа с новичком в совете наставников. В наставники ребятам мы даем самых лучших рабочих, людей требовательных к себе и другим, дорожащим честью коллек тива. Это, например, токарь И. И. Каменев. Он щедро передает им профессиональные навыки, но строго спрашивает и по рабо те, и за соблюдение дисциплины, и за уче бу. Ильей Ивановичем подготовлено уже более 20 молодых рабочих. Сейчас в числе учеников Каменева 17-летний Олег Алек сандрин. Недавно он уже сдал на III ра бочий разряд. Успешно осваивать профес сию Олегу помогает учеба на втором кур се вечернего механического техникума. Ежегодно наставники нашего цеха при нимают социалистические обязательства. В 1986 году педагоги в рабочих спецовках решили так готовить молодую смену, что бы среди начинающих рабочих не было не выполняющих сменные и месячные зада ния и нарушителей трудовой дисциплины и общественного порядка; чтобы каждый молодой рабочий получил среднее образо вание, все подростки и рабочие до 30 лет активно участвовали в художественной са модеятельности, занимались спортом, все сдали нормы ГТО. В течение 8 лет в нашем цехе не было ни одного случая нарушения дисциплины и правопорядка молодыми рабочими. Но в По з а к о н у э с т а ф е т ы 1985 году Александр Барышев совершил правонарушение. Это было воспринято как общая большая беда. По ходатайству кол лектива Александра оставили в цехе. За ним установили жесткий контроль со сто роны наставников Владимира Петровича Кикина, со стороны других рабочих и ИТР. Совет наставников поддерживает тесный контакт с родителями Александра, с вечерней школой, куда мы заставили пойти его учиться в 10-й класс. Вот удсе второй год Барышев работает неплохо, ве дет себя тоже нормально. В числе лучших наставников молодежи и лауреат Государственной премии токарь Б. Д. Овсянников. Ему присвоено звание «Лучший наставник министерства». Сейчас он руководит подготовкой В. Шуленина, о котором еще до прихода в цех знали, что будет с ним нелегко. Борис Дмитриевич проявляет высокую требовательность своему подопечному, много с ним занима ется. И тому понравилась профессия, учит ся он в школе рабочей молодежи, дисцип лина тоже стала иной. В цехе сейчас 62 молодых рабочих, из них шесть — несовершеннолетние. Свою главную задачу совет наставников видит в том, чтобы до призыва в армию ребята ■ уже получили квалификацию, среднее об разование, были дисциплинированными, умели разумно строить досуг. И наставни ки именно в этом направлении ведут с мо лодежью работу. А мы постоянно их конт ролируем. Все члены совета посещают уни верситет по наставничеству, где перед на ми выступают юристы, педагоги, врачи, ру ководители производства. Но есть в нашей наставнической работе и свои проблемы, характерные для многих коллективов. Молодым рабочим, согласно трудовому законодательству, мы предоставляем отпу ска летом. Профком дает им путевку на ба зу отдыха. Едут туда благополучные и не вполне дружные с дисциплиной и поряд ком юноши и тем самым выходят из-под цехового и родительского контроля. По возвращении в цех их трудно бывает уз нать — так сказывается бесконтрольность. Мне кажется, что целесообразно с каждой группой из 10—12 подростков посылать хотя бы одного цехового наставника, что бы он помогал ребятам организовать до суг интереснее, не допускал никаких нару шений со стороны молодежи. В. СЕЛЮТИН, председатель совета наставников к экспериментального цеха. О СЕБЕ И Д Р У Г О Д РУ Г Е Еж егодно в корпус МС-4 приходят десятки молодых рабо чих — выпускники базового СГПТУ № 23, средних школ ж и лого района, молодые воины, отслуж ившие в рядах Советской Армии. И первые уроки профессионального ма стерства они получают у своих наставников, стремящихся раскрыть ученикам содерж ание, значимость избранной про фессии, передать им накопленные знания и опыт. О важ но сти этой работы рассказывают: молодые рабочие, наставни ки. Н. Быстров, эубофрезеров- щик механического цеха № 1: — Мне было 16 лет, когда я впервые пришел на завод. Приняли учеником фрезеров щика в корпус МС-4. Нелег ко было первое время привы кать к .рабочему заводскому ритму. И если бы не помощь старших товарищей, не уверен, работал бы я сейчас здесь. Сергей Львович Федотов, Иван Егорович Постников, имеющие немалый трудовой стаж, высо кое мастерство, помогли не только освоиться в коллекти ве, но научили главному — умению работать по-настояще му, чтобы не приходилось краснеть за выполненное то бой дело. И когда я уходил служить в армию, уже точно знал, что вернусь именно в этот цех, буду работать на ставшем уже своим участке. И меня ждали. А это, согласи тесь, очень многое значит — крепнет вера и в себя, и в своих товарищей. Полтора года назад демоби лизовавшись из армии, я вновь перешагнул знакомую ‘ завод скую проходную. И в том, что я сегодня работаю с ме сячным опережением графика и что я стал ударником ком мунистического труда — в этом большая заслуга моих старших товарищей. В. А. Усов, токарь механи ческого цеха № 1:—Более двад цати лет я работаю на заво де. Из них семнадцать лет — в корпусе МС-4. Пришел, как и Николай Быстров, учеником. Стал осваивать токарное дело. Мне очень повезло с моим первым наставником. Им был Михаил Семенович Назаров, первоклассный мастер-токарь. Работал я, как и он, тогда в ремонтно-механическом цехе. И не было такого случая, чтобы он отказал мне в помо щи. Видит, что я делаю что- то не так, подойдет, объяснит, покажет и, только удостове рившись, что я делаю пра вильно, примется за свою ра боту. Этому я постоянно теперь учу своих учеников. Многие из них стали отличными ма стерами. Это Сергей Зверев, недавно ставший коммунистом, Сергей Цветков, ушедший слу жить в Советскую Армию, но обещавший вернуться в родной коллектив, Алексей Курдюков, работающий ныне по самому высокому разряду — шестому, и многие другие. Трудно вспомнить всех за десятилетия моего наставничества. Да, я думаю, этого не надо. Глав ное, в чем я уверен, они ос танутся верны избранному де лу. А. В. Плугин, бригадир комплексной бригады механи ческого цеха № 2: — В моей наставнической работе, а ей я занимаюсь более 10 лет; были ребята, для которых токарное дело оказалось временным. Но таких, к счастью, были едини цы. Большинство же с боль шим интересом, увлечением ов ладевали ■навыками работы. И как радостно становилось у меня на душе, когда я видел, что на моих глазах, из людей, когда-то боявшихся даже по дойти к работающему станку, вырастали отличные специали сты. Хотя Юрий Кашлев работа ет всего второй год, но я уве рен, что из него выйдет хоро ший токарь. Так же, как из Олега Мелихова. Ребята инте ресуются буквально всем, на чиная с инструмента и кон чая конечной операцией изго товления деталей, спрашивают — стараюсь ничего не упус тить, все толково объяснить. Важно, что они не боятся браться за любое дело. А это, наверное, главное, а мастер- ство_ — оно придет в ходе ра боты. Записала Т. ЮРОВА. У ИСТОК ОВ С У Д Ь Б Ы Было это несколько лет то му назад. В кабинет робко вошла девчонка и положила на мой стол направление отде ла кадров об устройстве ее на работу. Тут же представилась: Татьяна Орехова. В беседе выяснилось, что у нее есть большое желание работать на тракторном, получить специ- аьность. Но* вот беда: ни о заводе, ни о профессиях она никакого понятия не имела. Я посоветовал Тане стать оператором, а необходимую помощь ей окажет опытная работница нашего подразделе ния, умелая наставница моло дежи Надежда Федоровна Горбунова. Почему я поручил воспита ние и обучение профессии мо лодой работницы именно Н. Ф. Горбуновой? Да потому, что давно знаю ее как настоящего мастера своего дела, чуткого и отзывчивого человека, умею щего терпеливо, тактично пе редавать людям не только производственный, но и житей ский опыт. За свою многолет нюю работу в нашем коллек тиве Надежда Федоровна обу чила профессии оператора бо лее 15 человек, помогла им стать настоящими людьми, пе редовиками производства. Поныне Татьяна Орехова (теперь уже сменный инже нер) с благодарностью вспо минает свою бывшую настав ницу Н. Ф. Горбунову, кото рая буквально с первых шагов помогала ей твердо стать на трудовую дорогу жизни. Осво ив профессию, Таня поступила в вечерний механический тех никум и успешно окончила его. А теперь она — руково дитель коллектива. Судя по ее отношению к делу, ,к лю дям, я уверен, что Татьяна Орехова будет и отличной на ставницей. Последнее время к нам при ходят выпускники из техниче ского училища. Естественно, у них пока нет ни производст венного, ни житейского опыта. И здесь мы снова прибегаем к испытанному, хорошо заре комендовавшему себя методу — закреплению за молодыми работницами наших кадрови ков, наставников. В прошлом году они подготовили моло дых операторов, способных са мостоятельно работать на сложной электронно-вычисли тельной технике и перевыпол-' нять сменные задания. Хорошо зарекомендовали се бя операторы второй катего рии Е. И. Пузикова, А. В. По лякова, Е. М. Горбатых, Т. Н. Кондратьева, Г. А. Ретунская, Г. И. Розенкова и некоторые другие. Коллектив машиносчетной станции, удостоенный звания имени 50-летия Великого Ок тября, успешно справляется с производственными заданиями, идет в числе правофланговых внутризаводского социалисти ческого соревнования. Как и в основном производ стве, наш коллектив переходит на бригадный метод организа ции и оплаты труда. Уже соз дано пять бригад, которые возглавили опытные производ ственники, умеющие повести за собой людей. Например, бри гаду операторов, работающую на электронно-клавишных ма шинах, возглавила сменный ин женер Ольга Сергеевна Кли- мачева. Другой бригадой ру ководит оператор, секретарь комсомольской организации Марина Насмеянова. В группе механиков по ремонту и об служиванию машин бригаду возглавляет электромеханик Василий Гугнин. Коллективный труд поможет еще больше сблизить людей, шире развить наставничество, воспитать в каждом человеке чувство то варищества. А. ПРОНИН, начальник машиносчетной станции.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz