Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

стр, 2 « К И Р О В Е Ц » „ ...Д о л г стар ш и х по к олений — делать все, чтобы смен а была еще ум н ее, спо собнее, о б р азо в ан н ее ..." М, С. ГОРБАЧЕВ. П олитический доклад ЦК КПСС XXVII съезду партии. Будущее предприятия заклады­ вается сегодня. И это видно не только по многочисленным строи­ тельным' площадкам, не только по напряженной работе инженеров технических отделов, где рожда ­ ется новый пропашной ' трактор, но и по тому, как заботится кол­ лектив тракторостроителей о под­ готовке молодой смены. Одно из проявлений этой заботы — чет­ ко организованное производствен­ ное обучение школьников под­ шефных учебных заведений. Уроки труда преподают стар­ шеклассникам лучшие рабочие за ­ вода. С профессией станочника юноши и девушки знакомятся не­ посредственно в цехе, на рабочих местах. Здесь же, под руководст­ вом наставников получают первые навыки. Это дает им возможность почувствовать себя полноправны­ ми членами коллектива. На снимке запечатлен один из трудовых уроков в тракторном цехе № 1. Опытный токарь Васи­ лий Иванович Рысляев внима­ тельно следит за работой десяти­ классницы школы № 62 Надежды Вишняковой. Фото А. Козина. Н Е умаляя значения вузов и техникумов, я (вот уже более 20 лет связанный с производством) все более убеждаюсь: нет более ценной и универсальной школы для молодого человека, чем рабочий коллектив. К нам в экспериментальный ежегодно приходят и хорошие парни, и не вполне благополучные. Конечно, первым мы рады, вторых берем без особого восторга, но с твердым намерением каждого новичка вы­ вести на правильную дорогу. Совет настав­ ников сразу определяет, к кому пойдет в ученики тот или иной молодой человек. Затем происходит знакомство ученика и его наставника, потом — первая беседа с новичком в совете наставников. В наставники ребятам мы даем самых лучших рабочих, людей требовательных к себе и другим, дорожащим честью коллек­ тива. Это, например, токарь И. И. Каменев. Он щедро передает им профессиональные навыки, но строго спрашивает и по рабо­ те, и за соблюдение дисциплины, и за уче­ бу. Ильей Ивановичем подготовлено уже более 20 молодых рабочих. Сейчас в числе учеников Каменева 17-летний Олег Алек­ сандрин. Недавно он уже сдал на III ра­ бочий разряд. Успешно осваивать профес­ сию Олегу помогает учеба на втором кур­ се вечернего механического техникума. Ежегодно наставники нашего цеха при­ нимают социалистические обязательства. В 1986 году педагоги в рабочих спецовках решили так готовить молодую смену, что­ бы среди начинающих рабочих не было не­ выполняющих сменные и месячные зада ­ ния и нарушителей трудовой дисциплины и общественного порядка; чтобы каждый молодой рабочий получил среднее образо­ вание, все подростки и рабочие до 30 лет активно участвовали в художественной са ­ модеятельности, занимались спортом, все сдали нормы ГТО. В течение 8 лет в нашем цехе не было ни одного случая нарушения дисциплины и правопорядка молодыми рабочими. Но в По з а к о н у э с т а ф е т ы 1985 году Александр Барышев совершил правонарушение. Это было воспринято как общая большая беда. По ходатайству кол­ лектива Александра оставили в цехе. За ним установили жесткий контроль со сто­ роны наставников Владимира Петровича Кикина, со стороны других рабочих и ИТР. Совет наставников поддерживает тесный контакт с родителями Александра, с вечерней школой, куда мы заставили пойти его учиться в 10-й класс. Вот удсе второй год Барышев работает неплохо, ве­ дет себя тоже нормально. В числе лучших наставников молодежи и лауреат Государственной премии токарь Б. Д. Овсянников. Ему присвоено звание «Лучший наставник министерства». Сейчас он руководит подготовкой В. Шуленина, о котором еще до прихода в цех знали, что будет с ним нелегко. Борис Дмитриевич проявляет высокую требовательность своему подопечному, много с ним занима­ ется. И тому понравилась профессия, учит­ ся он в школе рабочей молодежи, дисцип­ лина тоже стала иной. В цехе сейчас 62 молодых рабочих, из них шесть — несовершеннолетние. Свою главную задачу совет наставников видит в том, чтобы до призыва в армию ребята ■ уже получили квалификацию, среднее об ­ разование, были дисциплинированными, умели разумно строить досуг. И наставни­ ки именно в этом направлении ведут с мо­ лодежью работу. А мы постоянно их конт­ ролируем. Все члены совета посещают уни­ верситет по наставничеству, где перед на­ ми выступают юристы, педагоги, врачи, ру­ ководители производства. Но есть в нашей наставнической работе и свои проблемы, характерные для многих коллективов. Молодым рабочим, согласно трудовому законодательству, мы предоставляем отпу­ ска летом. Профком дает им путевку на ба ­ зу отдыха. Едут туда благополучные и не вполне дружные с дисциплиной и поряд­ ком юноши и тем самым выходят из-под цехового и родительского контроля. По возвращении в цех их трудно бывает уз­ нать — так сказывается бесконтрольность. Мне кажется, что целесообразно с каждой группой из 10—12 подростков посылать хотя бы одного цехового наставника, что­ бы он помогал ребятам организовать до­ суг интереснее, не допускал никаких нару­ шений со стороны молодежи. В. СЕЛЮТИН, председатель совета наставников к экспериментального цеха. О СЕБЕ И Д Р У Г О Д РУ Г Е Еж егодно в корпус МС-4 приходят десятки молодых рабо­ чих — выпускники базового СГПТУ № 23, средних школ ж и­ лого района, молодые воины, отслуж ившие в рядах Советской Армии. И первые уроки профессионального ма­ стерства они получают у своих наставников, стремящихся раскрыть ученикам содерж ание, значимость избранной про­ фессии, передать им накопленные знания и опыт. О важ но­ сти этой работы рассказывают: молодые рабочие, наставни­ ки. Н. Быстров, эубофрезеров- щик механического цеха № 1: — Мне было 16 лет, когда я впервые пришел на завод. Приняли учеником фрезеров­ щика в корпус МС-4. Нелег­ ко было первое время привы­ кать к .рабочему заводскому ритму. И если бы не помощь старших товарищей, не уверен, работал бы я сейчас здесь. Сергей Львович Федотов, Иван Егорович Постников, имеющие немалый трудовой стаж, высо­ кое мастерство, помогли не только освоиться в коллекти­ ве, но научили главному — умению работать по-настояще­ му, чтобы не приходилось краснеть за выполненное то­ бой дело. И когда я уходил служить в армию, уже точно знал, что вернусь именно в этот цех, буду работать на ставшем уже своим участке. И меня ждали. А это, согласи­ тесь, очень многое значит — крепнет вера и в себя, и в своих товарищей. Полтора года назад демоби­ лизовавшись из армии, я вновь перешагнул знакомую ‘ завод ­ скую проходную. И в том, что я сегодня работаю с ме­ сячным опережением графика и что я стал ударником ком­ мунистического труда — в этом большая заслуга моих старших товарищей. В. А. Усов, токарь механи­ ческого цеха № 1:—Более двад ­ цати лет я работаю на заво ­ де. Из них семнадцать лет — в корпусе МС-4. Пришел, как и Николай Быстров, учеником. Стал осваивать токарное дело. Мне очень повезло с моим первым наставником. Им был Михаил Семенович Назаров, первоклассный мастер-токарь. Работал я, как и он, тогда в ремонтно-механическом цехе. И не было такого случая, чтобы он отказал мне в помо­ щи. Видит, что я делаю что- то не так, подойдет, объяснит, покажет и, только удостове­ рившись, что я делаю пра­ вильно, примется за свою ра ­ боту. Этому я постоянно теперь учу своих учеников. Многие из них стали отличными ма ­ стерами. Это Сергей Зверев, недавно ставший коммунистом, Сергей Цветков, ушедший слу­ жить в Советскую Армию, но обещавший вернуться в родной коллектив, Алексей Курдюков, работающий ныне по самому высокому разряду — шестому, и многие другие. Трудно вспомнить всех за десятилетия моего наставничества. Да, я думаю, этого не надо. Глав­ ное, в чем я уверен, они ос­ танутся верны избранному де ­ лу. А. В. Плугин, бригадир комплексной бригады механи­ ческого цеха № 2: — В моей наставнической работе, а ей я занимаюсь более 10 лет; были ребята, для которых токарное дело оказалось временным. Но таких, к счастью, были едини­ цы. Большинство же с боль­ шим интересом, увлечением ов­ ладевали ■навыками работы. И как радостно становилось у меня на душе, когда я видел, что на моих глазах, из людей, когда-то боявшихся даже по­ дойти к работающему станку, вырастали отличные специали­ сты. Хотя Юрий Кашлев работа­ ет всего второй год, но я уве­ рен, что из него выйдет хоро­ ший токарь. Так же, как из Олега Мелихова. Ребята инте­ ресуются буквально всем, на ­ чиная с инструмента и кон­ чая конечной операцией изго­ товления деталей, спрашивают — стараюсь ничего не упус­ тить, все толково объяснить. Важно, что они не боятся браться за любое дело. А это, наверное, главное, а мастер- ство_ — оно придет в ходе ра ­ боты. Записала Т. ЮРОВА. У ИСТОК ОВ С У Д Ь Б Ы Было это несколько лет то­ му назад. В кабинет робко вошла девчонка и положила на мой стол направление отде­ ла кадров об устройстве ее на работу. Тут же представилась: Татьяна Орехова. В беседе выяснилось, что у нее есть большое желание работать на тракторном, получить специ- аьность. Но* вот беда: ни о заводе, ни о профессиях она никакого понятия не имела. Я посоветовал Тане стать оператором, а необходимую помощь ей окажет опытная работница нашего подразделе­ ния, умелая наставница моло­ дежи Надежда Федоровна Горбунова. Почему я поручил воспита­ ние и обучение профессии мо­ лодой работницы именно Н. Ф. Горбуновой? Да потому, что давно знаю ее как настоящего мастера своего дела, чуткого и отзывчивого человека, умею­ щего терпеливо, тактично пе­ редавать людям не только производственный, но и житей­ ский опыт. За свою многолет­ нюю работу в нашем коллек­ тиве Надежда Федоровна обу­ чила профессии оператора бо­ лее 15 человек, помогла им стать настоящими людьми, пе­ редовиками производства. Поныне Татьяна Орехова (теперь уже сменный инже­ нер) с благодарностью вспо­ минает свою бывшую настав­ ницу Н. Ф. Горбунову, кото­ рая буквально с первых шагов помогала ей твердо стать на трудовую дорогу жизни. Осво­ ив профессию, Таня поступила в вечерний механический тех­ никум и успешно окончила его. А теперь она — руково­ дитель коллектива. Судя по ее отношению к делу, ,к лю­ дям, я уверен, что Татьяна Орехова будет и отличной на­ ставницей. Последнее время к нам при­ ходят выпускники из техниче­ ского училища. Естественно, у них пока нет ни производст­ венного, ни житейского опыта. И здесь мы снова прибегаем к испытанному, хорошо заре ­ комендовавшему себя методу — закреплению за молодыми работницами наших кадрови­ ков, наставников. В прошлом году они подготовили моло­ дых операторов, способных са ­ мостоятельно работать на сложной электронно-вычисли­ тельной технике и перевыпол-' нять сменные задания. Хорошо зарекомендовали се­ бя операторы второй катего­ рии Е. И. Пузикова, А. В. По­ лякова, Е. М. Горбатых, Т. Н. Кондратьева, Г. А. Ретунская, Г. И. Розенкова и некоторые другие. Коллектив машиносчетной станции, удостоенный звания имени 50-летия Великого Ок­ тября, успешно справляется с производственными заданиями, идет в числе правофланговых внутризаводского социалисти­ ческого соревнования. Как и в основном производ­ стве, наш коллектив переходит на бригадный метод организа­ ции и оплаты труда. Уже соз­ дано пять бригад, которые возглавили опытные производ­ ственники, умеющие повести за собой людей. Например, бри­ гаду операторов, работающую на электронно-клавишных ма ­ шинах, возглавила сменный ин­ женер Ольга Сергеевна Кли- мачева. Другой бригадой ру­ ководит оператор, секретарь комсомольской организации Марина Насмеянова. В группе механиков по ремонту и об­ служиванию машин бригаду возглавляет электромеханик Василий Гугнин. Коллективный труд поможет еще больше сблизить людей, шире развить наставничество, воспитать в каждом человеке чувство то­ варищества. А. ПРОНИН, начальник машиносчетной станции.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz