Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » & р . 8 / Было время, когда у стенда со свежим номером стенгазеты «За сталь!» собиралось много людей. Рабочие обсуждали ма­ териалы, помещенные в «стен- новке», говорили о проблемах своего участка, бригады, по­ смеивались над карикатурами и эпиграммами в адрес нера­ дивых работников или руково­ дителей. Иными словами, га­ зета пользовалась в среде ра­ бочих вполне заслуженным авторитетом, так как отража­ ла все стороны жизни коллек­ тива, остро ставила наболев­ шие вопросы. К сожалению, об этом вре­ мени помнят только ветераны сталькорпуса. Теперь же боль­ шинство рабочих затрудняется ответить даже на вопрос, где помещается цеховая стенгазе­ та. Место для нее выбрали, прямо скажем, неподходящее— на третьем этаже главного здания корпуса, где размеща­ ются общественные организа- Н а ш а с т е н н а я п е ч а т ь ции, планово-экономические службы. Мало кто из рабочих заглядывает сюда, а если и заглядывает, то по делам, на одну—две минуты, как прави­ ло, не останавливаясь у стен­ да ,с газетой. Для кого же, в таком случае, она выпускается вился номер газеты, посвящен­ ный претворению в жизнь ре­ шений XXVII съезда партии. В его материалах рассказыва­ лось о том, какие перемены происходят в цехе после съез­ да, как трудятся над выполне­ нием ответственных задач ста- бочего времени от прогулов и вместе с тем были названы коллективы, в которых вообще не произошло перемен, и те, где уровень дисциплины сни­ зился. Содержательный, интересный выпуск «стенновки» стал п0!д- ВЕРНУТЬ БЫЛУЮ СЛАВУ и как может выполнять свои воспитательные, пропагандист­ ские, организаторские функ­ ции? В последние годы стенд стен­ газеты «За сталь!», с потускнев­ шими от времени красками, ча­ ще всего пустовал. Ее выпуски появлялись только в предпразд­ ничные Дни, но и они были заполнены материалами по об­ щеполитической тематике. А совсем недавно1на стенде поя- лелитейщики. Михаил Дмитри­ евич Пестриков рассказал в своей заметке о трудовых дос­ тижениях коллектива участка среднего углеродистого литья, руководимого М. А. Дедовым. Большая статья председателя цехового комитета профсоюза Е. А. Гончарова была посвя­ щена вопросам состояния тру­ довой дисциплины в корпусе, где отмечались определенные успехи в снижении потерь ра- тверждением тому, что при желании редколлегии и при активной помощи обществен­ ников, мастеров, бригадиров, стенгазета может вернуть бы­ лую славу. Когда-то в сталелитейном корпусе оперативно выпуска­ лись «молнии», «тревоги», «ко­ лючки», которые как нельзя лучше воспитывали людей. До­ стигла бригада рекордной вы­ работки — к концу смены об этом знал весь коллектив. По­ явился в корпусе бракодел или прогульщик — об этом тоже узнавали все рабочие. А что может подействовать на чело­ века больше, чем одобрение или осуждение товарищей? К сожалению, сейчас о «молни­ ях» и «тревогах» в корпусе как-то забыли. Хотя никаких трудностей в их выпуске нет. Мастеру или бригадиру доста­ точно снять трубку и сооб­ щить художнику по телефону о высоких трудовых достиже­ ниях рабочих своего участка, смены, бригады. Надеемся, из всего сказан­ ного выше руководители обще­ ственных организаций корпуса сделают соответствующие вы­ воды. В таком крупном и важ­ ном заводском подразделении, как сталелитейный корпус, средства информации — боль­ шая сила. Л. ШУЛЬЖЕНКО. О Т Л И Ч Н И Н ИН А Ч ЕС ТВ А ЗА СТРОКОЙ х а р а к т ер и с т и к и Внедрено 43 рационализа­ торских предложений с эконо- 5мическим эффектом почти 40 -тысяч рублей, сбережено 85 ?тонн металлопроката, снижена | трудоемкость на 4832 нормо-ча- $са... Такова короткая характе­ ристика на активного рациона­ лизатора объединения, началь- ^ ника техбюро кузнечного цеха Анатолия Валентиновича Диа- нова. Опытный инженер-меха­ ник, руководитель творческой бригады новаторов, наставник ^ молодежи начал работать на | заводе 33 года назад. • В своей деятельности он стремится, как можно шире использовать прогрессивную технику, в частности, перево- ; дить штамповку с паровоз­ душных молотов на ковочные пресса и горизонтально-ковоч­ ные машины. Вот несколько примеров из творческой биог­ рафии А. В. Дианова. Обладание правом на личное клеймо — подлинная гордость 1 каждого рабочего человека. И она, эта гордость, вполне обосно-! ванна: личное клеймо — это при­ знание мастерства, проявление' доверия. Более десяти лет свою продук-! цию сдает без технического конт­ роля фрезеровщик второго меха­ нического цеха корпуса МС-4' Анатолий Алексеевич Панфилов. Причем, при отличном качестве он ] дает количество — выработка ' А. А. Панфилова составляет не ' менее 110 процентов нормы. Его путь к мастерству, к получению личного клейма — путь к обрете­ нию самостоятельности, рабочего достоинства. Фото А. Козина. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Уже явно устаревшим яв­ лялся процесс изготовления такой массовой поковки, как ось переднего ведущего коле­ са трактора Т40М. Чтобы от­ штамповать эту поковку на молоте требовался набор за ­ готовки на горизонтально-ко­ вочной Машине. Рационализа­ тор ликвидировал эту опера­ цию и предложил штамповать деталь с предварительной про­ тяжкой непосредственно на молоте. Отпала необходимость в двухкратном нагреве заго­ товки (сейчас она нагревается один раз), уменьшилось коли­ чество окалины, что улучшило качество изделия. За счет этих операций и снижения расхода металла получена экономия в сумме более двух тысяч руб­ лей. Высвобождено два чело­ века. В ходовой части трактора имеется деталь — полуось, о массой 24 кг. Существовавшая ранее технология ее изготов­ ления имела ряд существенных недостатков. Поскольку стер­ жень располагался в нижней части штампа, кузнецу прихо­ дилось с большой затратой ручного труда выбивать по­ ковку из нижнего штампа с помощью кувалды. Начался поиск более рацио­ нальной технологии, чтобы ос­ вободить рабочего от излиш­ него ручного труда. Для этой цели А. В. Дианов в корне из­ менил технологию изготовле­ ния поковок. Экономия от внедрения этого новшества составила 3,5 тысячи рублей за счет сокра­ щения затрат на изготовление штампов и ликвидации нелег­ кого физического труда кузне­ ца. Соответственно уменьши­ лась трудоемкость. Ю. ЛАГИН. КАК с н е й б о р о т ь с я ч ГИДРОЦИЛИНДР Д Л Я Т - 1 4 2 ЕЛ ЕЦ . Пр о и з в о д с тве и н о е о бъединение «Липец к ий тр ак ­ тор ный завод имени XXII I съезда КПСС» вып устило о б ­ р азцы ун ивер сальн о - п р о п аш ­ но го тр ак то р а новой м о дели «Т- 142» м ощ н о стью 150 лоша­ диных сил. Ведется п о дго то в ­ ка машин к по левым и спыта­ ниям . Их серийное п р о и зво д ­ ство п р едусм о тр ен о Осно вны ­ ми нап равлен иями эк о н ом и ч е ­ ск о го и со ц иально го развития СССР в наступ ившей п ятилет­ к е. Гидр о ц или н др для п р и веде ­ ния в дей стви е навесных аг ­ р егато в тр ак то р а «Т-142» р аз ­ рабо тали сп ец иали сты гр уп пы п ер сп ек тивно го п р о ек ти р о ва­ ния о тр аслево го к о н стр ук то р - ск о - техн о ло ги ч еск его бю ро Елец к о го завода тр ак то р ных ги др о агр егато в . Со здан ги др о ­ узел, имею щий высо к ие тех ­ ни ч еск ие хар ак тер и сти к и , на­ деж ный в р або те. Ср о к служ ­ бы ц илиндр а — 10.000 часов, он выдер ж и вает р або ч ее дав ­ ление свыше 200 атм о сфер . В новой редакции Программы КПСС от­ мечается, что одна из важнейших задач партии — воспитывать у каждого совет­ ского человека коммунистическую мораль, бороться со всеми негативными явлениями в нашем обществе, и в том числе с част­ нособственнической психологией, разновид­ ностью которой является потребительство. Для того чтобы эффективно бороться с тем или иным негативным явлением, надо хорошо знать его корни. Именно поэтому мы попробуем вначале разобраться, в чем причины проявления при социализме по­ требительской психологии. Н АЧНЕМ с т о г о , ч т о о д и н и з главенствую­ щих принципов нашего общества состоит в том, что каждый получает по труду. К примеру, тот, кто выполняет полторы нор­ мы, зарабатывает больше того, кто выпол­ няет полнормы, и соответственно может приобрести на свою зарплату больше жиз­ ненных благ. Принцип этот как нельзя более справедливый, и он будет действо­ вать до тех пор, пока общество не перей­ дет к принципу «каждому — по потреб­ ностям». Но, как показывает практика, пока су­ ществует неравенство в распределении ма­ териальных благ, всегда найдутся люди, которые захотят присвоить себе, урвать как можно больше этих благ, будь то модные брюки-«бананы», редкие книги или музыкальные записи. Этих людей называют потребителями. Потребители — те, кто считает вещи глав­ ной жизненной ценностью; ' кто самоут­ верждается с их помощью. Но здесь можно возразить, что, собст­ венно, вещи для того и предназначены, чтобы ими пользоваться. Это действительно так. Но одно дело, если джинсы или дубленку покупают пото­ му, что они удобны, практичны, и совсем другое, если эти вещи становятся для ко­ го-то символом престижа и благополучия, если цх, собственно, и покупают из сооб­ ражений престижа — вот где потребитель­ ство! Еще одна его причина, как это ни па­ радоксально, связана с ростом нашего благосостояния. Как известно, благосостоя­ ние советских людей с каждым годом рас­ тет, и соответственно растет их возмож­ ность потреблять; если, к примеру, в 1970 году лишь 18 процентов населения имело доход свыше 100 рублей в месяц на члена семьи, то в 1984 году более 60 процентов. Но у этого несомненного достижения, как оказалось, есть и свои издержки. В том случае, если рост материального уров­ ня наших граждан, и в том числе молодых людей, не подкрепляется ростом их созна­ тельности и культуры, включая культуру быта, поведения, это может привести к формированию у них потребительской пси­ хологии. Выходит, главная опасность за ­ ключается не в самих вещах, а скорее в неумении человека должным образом, ра­ ционально, разумно относиться к ним. Б ОРЬБА с потребительством ведется комп­ лексно, по двум основным направлениям. Первое из них складывается из мер. пред­ принимаемых с целью значительно уско­ рить темпы экономического роста страны. В том случае, если хороших, высокока­ чественных товаров будет производиться в изобилии, общество сможет удовлетворить потребности каждого своего члена, что яв­ ляется необходимым условием успешного решения проблемы потребительства. Как известно, одна из серьезных наших проблем состоит' в том, что некоторые мо­ лодые люди едва ли не главной своей жиз­ ненной ценностью считают импортные, «фирменные» вещи; что они не считают зазорным носить джинсы или майки с за ­ падной символикой, значения которой не понимают: что кое-кто из них «охотится» за записями престижных западных ан­ самблей, хотя ансамбли эти далеко не всегда отличаются высоким качеством, а многие из них ведут антисоветскую про­ паганду. Выход из положения один: противопо­ ставить западной «фирме» нашу отечест­ венную легкую промышленность; западной символике — свою собственную, советскую; западной, современной музыке — отечест­ венную эстраду. Д РУГОЕ направление борьбы с потреби­ тельством — линия на формирование и развитие разумных потребностей,- духовной культуры каждого человека. Понятие духовности, как и все нравст­ венные категории, с трудом поддается оп­ ределению. Думается, духовность — это все, что связано с внутренним миром че­ ловека и его развитием; все, что делает его личностью (мещане, потребители — безличны). Духовная культура от рождения не да­ ется — она воспитывается, и в первую очередь — в семье, в школе. Процессу этому в последнее время придается огром­ ное значение. Думается, этому поможет курс «Этики и психологии семейной жизни», который в соответствии со школьной реформой вклю­ чен в учебные программы всех общеобра­ зовательных школ. Очень важным с этой точки зрения нам представляется и ориентация школы на усиление трудового воспитания учащихся. Именно творческий труд должен стать для каждого молодого человека главной жиз­ ненной ценностью. Ведь и простые житей­ ские наблюдения, и специальные социоло­ гические исследования говорят о том, что в школах, где налажено трудовое воспи­ тание и действуют различные секции — музыкальные, спортивные, хореографиче­ ские, гораздо меньше ажиотаж вокруг фирменных пластинок или джинсов. Процессу накопления духовности, «ду­ ховной интенсификации», по выражению известного советского кинорежиссера С. А. Герасимова, помогают и все виды искус­ ства, включая литературу, живопись, те­ атр, кино. Вспомним, к примеру, пьесы «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина, «Гнездо глухаря» В. Розова, наконец, фильм Р. Быкова «Чучело»; в них так или иначе идет речь о духовности и бездухов­ ности, мещанстве. О том, насколько они действенны, говорит хотя бы такой факт: режиссер фильма «Чучело» Р. Быков полу­ чил после премьеры своего фильма около тысячи писем-откликов, причем некоторые из них были от тех, кто узнал среди от­ рицательных героев самих себя. Это, конечно, не стоит понимать упро­ щенно — вряд ли один фильм может в корне переделать человека; но подтолкнуть его, заставить задуматься — может. Нашему обществу, по сути, дух потреби­ тельства чужд; противостоят ему и все наше миропонимание, жизненные и духов­ ные ориентиры. Потребительству проти­ востоит вся атмосфера советского общест­ ва, и ц этом мы видим залог успешного решения этой проблемы. Т. ДЖАЦАРИЯ, кандидат философских наук.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz