Кировец. 1986 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » & р . 8 / Было время, когда у стенда со свежим номером стенгазеты «За сталь!» собиралось много людей. Рабочие обсуждали ма териалы, помещенные в «стен- новке», говорили о проблемах своего участка, бригады, по смеивались над карикатурами и эпиграммами в адрес нера дивых работников или руково дителей. Иными словами, га зета пользовалась в среде ра бочих вполне заслуженным авторитетом, так как отража ла все стороны жизни коллек тива, остро ставила наболев шие вопросы. К сожалению, об этом вре мени помнят только ветераны сталькорпуса. Теперь же боль шинство рабочих затрудняется ответить даже на вопрос, где помещается цеховая стенгазе та. Место для нее выбрали, прямо скажем, неподходящее— на третьем этаже главного здания корпуса, где размеща ются общественные организа- Н а ш а с т е н н а я п е ч а т ь ции, планово-экономические службы. Мало кто из рабочих заглядывает сюда, а если и заглядывает, то по делам, на одну—две минуты, как прави ло, не останавливаясь у стен да ,с газетой. Для кого же, в таком случае, она выпускается вился номер газеты, посвящен ный претворению в жизнь ре шений XXVII съезда партии. В его материалах рассказыва лось о том, какие перемены происходят в цехе после съез да, как трудятся над выполне нием ответственных задач ста- бочего времени от прогулов и вместе с тем были названы коллективы, в которых вообще не произошло перемен, и те, где уровень дисциплины сни зился. Содержательный, интересный выпуск «стенновки» стал п0!д- ВЕРНУТЬ БЫЛУЮ СЛАВУ и как может выполнять свои воспитательные, пропагандист ские, организаторские функ ции? В последние годы стенд стен газеты «За сталь!», с потускнев шими от времени красками, ча ще всего пустовал. Ее выпуски появлялись только в предпразд ничные Дни, но и они были заполнены материалами по об щеполитической тематике. А совсем недавно1на стенде поя- лелитейщики. Михаил Дмитри евич Пестриков рассказал в своей заметке о трудовых дос тижениях коллектива участка среднего углеродистого литья, руководимого М. А. Дедовым. Большая статья председателя цехового комитета профсоюза Е. А. Гончарова была посвя щена вопросам состояния тру довой дисциплины в корпусе, где отмечались определенные успехи в снижении потерь ра- тверждением тому, что при желании редколлегии и при активной помощи обществен ников, мастеров, бригадиров, стенгазета может вернуть бы лую славу. Когда-то в сталелитейном корпусе оперативно выпуска лись «молнии», «тревоги», «ко лючки», которые как нельзя лучше воспитывали людей. До стигла бригада рекордной вы работки — к концу смены об этом знал весь коллектив. По явился в корпусе бракодел или прогульщик — об этом тоже узнавали все рабочие. А что может подействовать на чело века больше, чем одобрение или осуждение товарищей? К сожалению, сейчас о «молни ях» и «тревогах» в корпусе как-то забыли. Хотя никаких трудностей в их выпуске нет. Мастеру или бригадиру доста точно снять трубку и сооб щить художнику по телефону о высоких трудовых достиже ниях рабочих своего участка, смены, бригады. Надеемся, из всего сказан ного выше руководители обще ственных организаций корпуса сделают соответствующие вы воды. В таком крупном и важ ном заводском подразделении, как сталелитейный корпус, средства информации — боль шая сила. Л. ШУЛЬЖЕНКО. О Т Л И Ч Н И Н ИН А Ч ЕС ТВ А ЗА СТРОКОЙ х а р а к т ер и с т и к и Внедрено 43 рационализа торских предложений с эконо- 5мическим эффектом почти 40 -тысяч рублей, сбережено 85 ?тонн металлопроката, снижена | трудоемкость на 4832 нормо-ча- $са... Такова короткая характе ристика на активного рациона лизатора объединения, началь- ^ ника техбюро кузнечного цеха Анатолия Валентиновича Диа- нова. Опытный инженер-меха ник, руководитель творческой бригады новаторов, наставник ^ молодежи начал работать на | заводе 33 года назад. • В своей деятельности он стремится, как можно шире использовать прогрессивную технику, в частности, перево- ; дить штамповку с паровоз душных молотов на ковочные пресса и горизонтально-ковоч ные машины. Вот несколько примеров из творческой биог рафии А. В. Дианова. Обладание правом на личное клеймо — подлинная гордость 1 каждого рабочего человека. И она, эта гордость, вполне обосно-! ванна: личное клеймо — это при знание мастерства, проявление' доверия. Более десяти лет свою продук-! цию сдает без технического конт роля фрезеровщик второго меха нического цеха корпуса МС-4' Анатолий Алексеевич Панфилов. Причем, при отличном качестве он ] дает количество — выработка ' А. А. Панфилова составляет не ' менее 110 процентов нормы. Его путь к мастерству, к получению личного клейма — путь к обрете нию самостоятельности, рабочего достоинства. Фото А. Козина. ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Уже явно устаревшим яв лялся процесс изготовления такой массовой поковки, как ось переднего ведущего коле са трактора Т40М. Чтобы от штамповать эту поковку на молоте требовался набор за готовки на горизонтально-ко вочной Машине. Рационализа тор ликвидировал эту опера цию и предложил штамповать деталь с предварительной про тяжкой непосредственно на молоте. Отпала необходимость в двухкратном нагреве заго товки (сейчас она нагревается один раз), уменьшилось коли чество окалины, что улучшило качество изделия. За счет этих операций и снижения расхода металла получена экономия в сумме более двух тысяч руб лей. Высвобождено два чело века. В ходовой части трактора имеется деталь — полуось, о массой 24 кг. Существовавшая ранее технология ее изготов ления имела ряд существенных недостатков. Поскольку стер жень располагался в нижней части штампа, кузнецу прихо дилось с большой затратой ручного труда выбивать по ковку из нижнего штампа с помощью кувалды. Начался поиск более рацио нальной технологии, чтобы ос вободить рабочего от излиш него ручного труда. Для этой цели А. В. Дианов в корне из менил технологию изготовле ния поковок. Экономия от внедрения этого новшества составила 3,5 тысячи рублей за счет сокра щения затрат на изготовление штампов и ликвидации нелег кого физического труда кузне ца. Соответственно уменьши лась трудоемкость. Ю. ЛАГИН. КАК с н е й б о р о т ь с я ч ГИДРОЦИЛИНДР Д Л Я Т - 1 4 2 ЕЛ ЕЦ . Пр о и з в о д с тве и н о е о бъединение «Липец к ий тр ак тор ный завод имени XXII I съезда КПСС» вып устило о б р азцы ун ивер сальн о - п р о п аш но го тр ак то р а новой м о дели «Т- 142» м ощ н о стью 150 лоша диных сил. Ведется п о дго то в ка машин к по левым и спыта ниям . Их серийное п р о и зво д ство п р едусм о тр ен о Осно вны ми нап равлен иями эк о н ом и ч е ск о го и со ц иально го развития СССР в наступ ившей п ятилет к е. Гидр о ц или н др для п р и веде ния в дей стви е навесных аг р егато в тр ак то р а «Т-142» р аз рабо тали сп ец иали сты гр уп пы п ер сп ек тивно го п р о ек ти р о ва ния о тр аслево го к о н стр ук то р - ск о - техн о ло ги ч еск его бю ро Елец к о го завода тр ак то р ных ги др о агр егато в . Со здан ги др о узел, имею щий высо к ие тех ни ч еск ие хар ак тер и сти к и , на деж ный в р або те. Ср о к служ бы ц илиндр а — 10.000 часов, он выдер ж и вает р або ч ее дав ление свыше 200 атм о сфер . В новой редакции Программы КПСС от мечается, что одна из важнейших задач партии — воспитывать у каждого совет ского человека коммунистическую мораль, бороться со всеми негативными явлениями в нашем обществе, и в том числе с част нособственнической психологией, разновид ностью которой является потребительство. Для того чтобы эффективно бороться с тем или иным негативным явлением, надо хорошо знать его корни. Именно поэтому мы попробуем вначале разобраться, в чем причины проявления при социализме по требительской психологии. Н АЧНЕМ с т о г о , ч т о о д и н и з главенствую щих принципов нашего общества состоит в том, что каждый получает по труду. К примеру, тот, кто выполняет полторы нор мы, зарабатывает больше того, кто выпол няет полнормы, и соответственно может приобрести на свою зарплату больше жиз ненных благ. Принцип этот как нельзя более справедливый, и он будет действо вать до тех пор, пока общество не перей дет к принципу «каждому — по потреб ностям». Но, как показывает практика, пока су ществует неравенство в распределении ма териальных благ, всегда найдутся люди, которые захотят присвоить себе, урвать как можно больше этих благ, будь то модные брюки-«бананы», редкие книги или музыкальные записи. Этих людей называют потребителями. Потребители — те, кто считает вещи глав ной жизненной ценностью; ' кто самоут верждается с их помощью. Но здесь можно возразить, что, собст венно, вещи для того и предназначены, чтобы ими пользоваться. Это действительно так. Но одно дело, если джинсы или дубленку покупают пото му, что они удобны, практичны, и совсем другое, если эти вещи становятся для ко го-то символом престижа и благополучия, если цх, собственно, и покупают из сооб ражений престижа — вот где потребитель ство! Еще одна его причина, как это ни па радоксально, связана с ростом нашего благосостояния. Как известно, благосостоя ние советских людей с каждым годом рас тет, и соответственно растет их возмож ность потреблять; если, к примеру, в 1970 году лишь 18 процентов населения имело доход свыше 100 рублей в месяц на члена семьи, то в 1984 году более 60 процентов. Но у этого несомненного достижения, как оказалось, есть и свои издержки. В том случае, если рост материального уров ня наших граждан, и в том числе молодых людей, не подкрепляется ростом их созна тельности и культуры, включая культуру быта, поведения, это может привести к формированию у них потребительской пси хологии. Выходит, главная опасность за ключается не в самих вещах, а скорее в неумении человека должным образом, ра ционально, разумно относиться к ним. Б ОРЬБА с потребительством ведется комп лексно, по двум основным направлениям. Первое из них складывается из мер. пред принимаемых с целью значительно уско рить темпы экономического роста страны. В том случае, если хороших, высокока чественных товаров будет производиться в изобилии, общество сможет удовлетворить потребности каждого своего члена, что яв ляется необходимым условием успешного решения проблемы потребительства. Как известно, одна из серьезных наших проблем состоит' в том, что некоторые мо лодые люди едва ли не главной своей жиз ненной ценностью считают импортные, «фирменные» вещи; что они не считают зазорным носить джинсы или майки с за падной символикой, значения которой не понимают: что кое-кто из них «охотится» за записями престижных западных ан самблей, хотя ансамбли эти далеко не всегда отличаются высоким качеством, а многие из них ведут антисоветскую про паганду. Выход из положения один: противопо ставить западной «фирме» нашу отечест венную легкую промышленность; западной символике — свою собственную, советскую; западной, современной музыке — отечест венную эстраду. Д РУГОЕ направление борьбы с потреби тельством — линия на формирование и развитие разумных потребностей,- духовной культуры каждого человека. Понятие духовности, как и все нравст венные категории, с трудом поддается оп ределению. Думается, духовность — это все, что связано с внутренним миром че ловека и его развитием; все, что делает его личностью (мещане, потребители — безличны). Духовная культура от рождения не да ется — она воспитывается, и в первую очередь — в семье, в школе. Процессу этому в последнее время придается огром ное значение. Думается, этому поможет курс «Этики и психологии семейной жизни», который в соответствии со школьной реформой вклю чен в учебные программы всех общеобра зовательных школ. Очень важным с этой точки зрения нам представляется и ориентация школы на усиление трудового воспитания учащихся. Именно творческий труд должен стать для каждого молодого человека главной жиз ненной ценностью. Ведь и простые житей ские наблюдения, и специальные социоло гические исследования говорят о том, что в школах, где налажено трудовое воспи тание и действуют различные секции — музыкальные, спортивные, хореографиче ские, гораздо меньше ажиотаж вокруг фирменных пластинок или джинсов. Процессу накопления духовности, «ду ховной интенсификации», по выражению известного советского кинорежиссера С. А. Герасимова, помогают и все виды искус ства, включая литературу, живопись, те атр, кино. Вспомним, к примеру, пьесы «Взрослая дочь молодого человека» В. Славкина, «Гнездо глухаря» В. Розова, наконец, фильм Р. Быкова «Чучело»; в них так или иначе идет речь о духовности и бездухов ности, мещанстве. О том, насколько они действенны, говорит хотя бы такой факт: режиссер фильма «Чучело» Р. Быков полу чил после премьеры своего фильма около тысячи писем-откликов, причем некоторые из них были от тех, кто узнал среди от рицательных героев самих себя. Это, конечно, не стоит понимать упро щенно — вряд ли один фильм может в корне переделать человека; но подтолкнуть его, заставить задуматься — может. Нашему обществу, по сути, дух потреби тельства чужд; противостоят ему и все наше миропонимание, жизненные и духов ные ориентиры. Потребительству проти востоит вся атмосфера советского общест ва, и ц этом мы видим залог успешного решения этой проблемы. Т. ДЖАЦАРИЯ, кандидат философских наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz