Кировец. 1986 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр, 3 Л П Р ОГ РА ЖЖА. ЗДОРОВЬЕ" — в д е й с т в и й ДИАГНОЗ: БЕЗЗАБОТНОСТЬ. . . «Охрана и укрепление здоровья людей — дело первосте пенной «ва жности. Проблемы здоровья мы должны рассмат ривать с широких социальных позиций. Оно определяется пре жде всего условиями труда и быта, уровнем благосостоя ния. И, конечно же, огромное значение имеет народное здравоохранение. Необходимо как можно' быстрее удовлет ворить потребности населения в высококачественной лечеб но-профилактической и лекарственной помощи, причем по всеместно». (Из до к лада М . С. Горба чева на XXVII съезде КПСС ). Р оль завод ских здравпунк тов в деле сохранения здо ровья людей, пожалуй, трудно переоценить. Эти небольшие медицинские службы призваны своевременно оказывать лю дям доврачебную помощь, ор ганизовывать профилактиче ские осмотры, проводить лече ние диспансерных больных, прививать людям санитарно- гигиенические навыки. Кроме того, в обязанности заведую щих здравпунктами и фельд шеров входят и такие, как проверка санитарных условий в столовых и бытовых поме щениях цехов и условий тру да людей непосредственно на производстве, участие в разра ботке мероприятий по сниже нию и предотвращению травм и многое-многое другое. Кроме того, они непосредст венно участвуют в работе вра чебно-инженерных бригад. Та кие бригады созданы на заво де недавно. Само их название говорит о том, что в состав бригад входят медицинские работники, представители про веряемых цехов и завода. То есть люди, которые в первую очередь заинтересованы в сни жении уровня заболеваемости рабочих. Врачебно-инженерные бри гады проверяют условия тру да людей в цехах. Все начи нается с анализа листков вре менной нетрудоспособности ра бочих за определенный период с целью выявить наиболее ча сто повторяющиеся заболева ния и затем, в ходе проверки, установить их причины. В феврале врачебно-инже нерная бригада работала гв тракторном цехе №1. Был от мечен ряд недостатков в орга низации условий труда, влияю щих на здоровье и работоспо собность людей. В частности, установлено, что в цехе не используются защитные сред ства для кожи рук, респирато ры, очки. На рабочих местах, у станков — большое скопле- » ние металлических отходов, лужицы смазочно-охлаждаю щей жидкости, что может при вести к травмам. Слоями пыли покрыты воздуходувы, через грязные Оконные и фонарные проемы слабо проникает днев ной свет. Отмеченные недостатки ста ли предметом серьезного об суждения в цехе. Врачебно инженерная бригада разрабо тала мероприятия по их уст ранению. Здоровье не купишь в аптеке — этими словами, прозвучав шими с высокой трибуны XXVII съезда КПСС, еще раз подчеркнута необходимое т ь целенаправленной профилакти ческой работы. Ведь болезнь легче предупредить, чем выле чить. Медики все более активно вмешиваются в производст венную жизнь, ведут большую профилактическую работу не посредственно в цехах, обу чают рабочих способам защи ты от воздействия вредных производственных факторов, выпускают «Санбюллетени» по интересующим их вопросам. Одними из первых медра ботники включились в борьбу за трезвость. Кроме лекций, бесед и специальных выпусков «Санбюллетеней» о вреде ал коголизма, работники здраво охранения ведут и индиви дуальную работу с людьми, что дает положительные ре зультаты. Кстати, в большой степени все сказанное относит ся и к заводским здравпун ктам. Совсем недавно к медикам нового термического цеха об ратился молодой рабочий с просьбой помочь ему изба виться от алкоголизма, что, согласитесь, случается не ча сто. Это еще раз подтверж дает, что та профилактическая и санитарно-просветительная работа, которую ведут меди цинские работники, бесследно не проходит. Говоря о роли здравпунктов в сохранении здоровья людей, нельзя не сказать об условиях, в которых они находятся. Вме сте с заместителем главного врача медсанчасти по поли клиникам Н. И. Деревсковой мы побывали в двух из восьми заводских здравпунктах — в сталелитейном корпусе и в новом термическом цехе. В сталькорпусе нас привет ливо встретила заведующая здравпунктом Анастасия За харовна Комаричева, ветеран заводской медсанчасти, участ ница войны. Всего несколько минут удалось побеседовать с ней — за дверью ждали больные. В здравпункт люди обращаются в любое время суток. Первую помощь им все гда оказывают здесь. Тех, кто нуждается в более полном ле чении или срочном вмеша тельстве врачей,' направля ют в поликлинику или боль ницу. В здравпункте выпол няются назначения врачей, в частности, инъекции. Но поме щение, где располагается эта цеховая медицинская служба, далеко не соответствует тем функциям и назначению, кото рые она выполняет. В единст венной маленькой комнатке ведется и прием больных, и выполнение процедур. Здесь же теснятся шкафы с меди каментами, стеллажи с кар точками и журналами учета больных. В таком неприспо собленном помещении очень трудно соблюдать санитарные нормы, чистоту. Не может быть и речи об использовании современного медицинско г о оборудования для лечения больных. Его попросту неку да ставить. В этом году здравпункту СЛК исполнилось двадцать шесть (!) лет. В- первые годы своего существования он от вечал требованиям. Но сейчас, когда в медицине произошли разительные перемены, когда самое серьезное внимание уде ляется профилактике заболе ваний, когда функции здрав пунктов становятся шире — надо многое менять. Значительная роль в предуп реждении заболеваний при надлежит повышению защит ных сил организма. Медики имеют в своем распоряжении целый арсенал профилактиче ских средств. Но на нашем предприятии они найдут при менение только с вводом в строй новых производственных мощностей, таких, как тракто росборочный корпус, где проек том предусмотрен оздорови тельный центр, в который вой дут ингаляторий, фотарий, комната отпуска кислородного коктейля, зал лечебной физ- ' культуры, кабинет психологи ческой разгрузки, комната .от дыха с раздевалкой и сауна. Такова перспектива. А как же быть сегодня? В таких крупных цехах, как чугуноли тейный, сталелитейный необхо димы здравпункты, которые бы максимально отвечали се годняшним требованиям. В чугунолитейном цехе проект нового здравпункта уже в основном разработан специалистами завода и меди цинскими работниками. Он бу дет осуществлен в период ре конструкции цеха. А вот судь ба других заводских здрав пунктов пока, к сожалению, не ясна. Все мы знаем, какое это благородное и ответственное дело — охрана здоровья лю дей. Но порой упускаем из ви ду то, что учреждения здра воохранения, заботясь о глав ном нашем богатстве, сами по рой нуждаются в заботе и внимании. А нередко бывает так, что к просьбам медиков некоторые руководящие работ ники относятся, мягко говоря, равнодушно. Два года заве дующая здравпунктом ЧЛЦ обивала порог бывшего на чальника цеха благоустройст ва Н. Р. Голякова с прось бой проложить три метра ас фальта перед входом в здрав пункт. В осеннюю распутицу, в период таяния снега или дождей подойти к нему, не окунувшись по щиколотку в воду, было практически не возможно. П У Т Ь К Н УЖ Н О Й И Н Ф О Р М А Ц И И О работе информационных служб, о функциях специалистов, занятых поиском, аналитической переработкой и распространением научно-технической информации написано много. Для регламента ции и систематизации их деятель ности создан целый ряд норма тивных и методических докумен тов. Но стоит задать вопрос: у кого возникает необходимость в науч но-технической информации? Ясно, кто не создает, не творит — тому информация не нужна. Но любое предприятие немысли мо без творчества, направленного на совершенствование производст ва, на его техническое развитие. И от того, насколько серьезно по ставлен вопрос о научно-техниче ском процессе предприятия, зави сит активность творчества, а зйа- чит, и уровень информационной деятельности. Как и от качества плана оргтехмероприятнй, т. е. плана научно-технического про гресса предприятия. Это значит, что каждая предложенная в план тема должна быть информацион но обоснованна, т. е. должно быть доказано, что внедрение или раз работка предлагаемого новшества будет превосходить лучшие образ цы отечественных или зарубеж ных научно-технических достиже ний. Исходя из потребности служба информации находит, «процежи вает» и поставляет информацию, а специалисты, формирующие план научно-технического прогр е с с а предприятия, оценивают передан ную им информацию, анализируют содержащиеся в ней показатели и, вносят соответствующие корректи вы в проект плана, т. е. исполь зуют информацию, являются пот ребителями информации. Очевид но, что потребителем информации может быть каждый инженер, слу жащий, рабочий, не говоря уже о главных специалистах и руководи телях. Для того, чтобы эффективнее использовать информацию каж дый ее потребитель должен про ходить как минимум недельную стажировку в информационной службе. Не менее важно органи зовать информационную подготов ку резерва кадров в школах ор ганизаторов производства, практи ковать ежегодную подготовку спе циалистов по вопросам информа ционного и патентного поиска. Повышение квалификации тех нических руководителей цехов и служб целесообразно проводить в форме предметной, практической однодневной стажировки в служ бе информации по программе, ут верждаемой главным инженером и предусматривающей выполнение конкретных заданий. Например: оформление запроса на информа ционное обслуживание в режиме ПРИ (ДОР. запрос-ответ и т. д.), поиск информации в главной спра вочной картотеке, составление ре ферата к информационной карте, овладение навыками работы с ука зателем литературы и т. п. Одна из перспективных форм ак тивизации информационной дея тельности — это комплексные и тематические обследования цехов, отделов с целью оказания практи ческой помощи в организации и планировании информационной ра боты. Акты обследования, утвер ждаемые руководителем органа НТИ, должны содержать в обяза-1 тельном порядке рекомендации по совершенствованию взаимодейст вия «абонент (потребитель) •— система НТИ» и включаться в рас порядительный документ пред приятия. Если служба информации пред приятия не уделяет должного вни мания подготовке потребителей информации, она не может вы полнять свои функции в условиях современных требований к ускоре нию научно-технического прогрес са. 1‘олько в таком случае инфор мационный работник не будет в позиции стороннего наблюдателя, который лишь направляет потре бителю все, что «попалось», не ин тересуясь судьбой выданной ин формации. Там, где активен потребитель информации (новатор, рационали затор, изобретатель, инженер), становится активной и служба ин формации, а информационный ра ботник — инициативным, творче ским и ответственным помощни ком в решении задач научно-тех нического прогресса. В. ШЕВЧЕНКО, зав. сектором Кировоград ского отделения ЦНИИТЭИ- тракторосельхозмаша. Есть и еще одна, общеза водская проблема. О ней по ведала заведующая здрав пунктом СЛК Анастасия За харовна Комаричева. Чтобы доставить больного в дежур ную больницу, например, на Сокол, потребуется не менее 1 часа 20 минут. За это вре мя на таком крупном пред приятии, как тракторный за вод, может возникнуть необ ходимость срочной госпитали зации другого человека и да же не одного. Бывает, что ми нутные промедления в оказа нии экстренной помощи закан чиваются серьезными ослож нениями. В распоряжении же заводской поликлиники и здравпунктов в том числе все го одна (!) машина «скорой помощи». Более того, эта един ственная специализированная машина «скорой помощи» вы полняет еще и хозяйственные функции, например, достав ляет в здравпункты и поли клинику медикаменты и сте рильную воду. Попытки медиков «досту чаться» до начальника авто транспортного цеха В. П. Фро лова безуспешны. На все их просьбы ответ один: машин нет. Безраличие названных выше руководителей к нуждам ме дицинских работников никак не согласуется с задачами по улучшению народного здраво охранения, выдв и н у т ы м и XXVII съездом партии. С Ниной Ивановной Дерев сковой мы заглянули в этот день в здравпункт нового тер мического цеха, лучший на предприятии. Просторный ка бинет для приема больных, рядом — процедурная комна та, прекрасно оборудованный зубной кабинет, физиотерапев тический, где в ближайшее время будут работать пять ап паратов. В стадии организации находится кабинет кислород ного коктейля и ингаляции. ' Конечно, все это стало воз можным в результате возведе ния нового корпуса цеха. Но ведь при желании можно соз дать максимум удобств для рабочих и медиков в других заводских здравпунктах. И это будет одним из проявле ний заботы о людях. Л. ШУЛЬЖЕНКО. На снимке: ветеран отдела комплексной механизации и автоматизации производства инженер-конструктор Виктор Генрихович Хазанов. Он хорошо известен как плодотворно работающий рационализатор. Фото А. Козина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz