Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

Кировец. 1986 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр, 3 Л П Р ОГ РА ЖЖА. ЗДОРОВЬЕ" — в д е й с т в и й ДИАГНОЗ: БЕЗЗАБОТНОСТЬ. . . «Охрана и укрепление здоровья людей — дело первосте­ пенной «ва жности. Проблемы здоровья мы должны рассмат­ ривать с широких социальных позиций. Оно определяется пре жде всего условиями труда и быта, уровнем благосостоя­ ния. И, конечно же, огромное значение имеет народное здравоохранение. Необходимо как можно' быстрее удовлет­ ворить потребности населения в высококачественной лечеб­ но-профилактической и лекарственной помощи, причем по­ всеместно». (Из до к лада М . С. Горба чева на XXVII съезде КПСС ). Р оль завод ских здравпунк­ тов в деле сохранения здо­ ровья людей, пожалуй, трудно переоценить. Эти небольшие медицинские службы призваны своевременно оказывать лю­ дям доврачебную помощь, ор­ ганизовывать профилактиче­ ские осмотры, проводить лече­ ние диспансерных больных, прививать людям санитарно- гигиенические навыки. Кроме того, в обязанности заведую­ щих здравпунктами и фельд­ шеров входят и такие, как проверка санитарных условий в столовых и бытовых поме­ щениях цехов и условий тру­ да людей непосредственно на производстве, участие в разра­ ботке мероприятий по сниже­ нию и предотвращению травм и многое-многое другое. Кроме того, они непосредст­ венно участвуют в работе вра­ чебно-инженерных бригад. Та­ кие бригады созданы на заво­ де недавно. Само их название говорит о том, что в состав бригад входят медицинские работники, представители про­ веряемых цехов и завода. То есть люди, которые в первую очередь заинтересованы в сни­ жении уровня заболеваемости рабочих. Врачебно-инженерные бри­ гады проверяют условия тру­ да людей в цехах. Все начи­ нается с анализа листков вре­ менной нетрудоспособности ра­ бочих за определенный период с целью выявить наиболее ча­ сто повторяющиеся заболева­ ния и затем, в ходе проверки, установить их причины. В феврале врачебно-инже­ нерная бригада работала гв тракторном цехе №1. Был от­ мечен ряд недостатков в орга­ низации условий труда, влияю­ щих на здоровье и работоспо­ собность людей. В частности, установлено, что в цехе не используются защитные сред­ ства для кожи рук, респирато­ ры, очки. На рабочих местах, у станков — большое скопле- » ние металлических отходов, лужицы смазочно-охлаждаю­ щей жидкости, что может при­ вести к травмам. Слоями пыли покрыты воздуходувы, через грязные Оконные и фонарные проемы слабо проникает днев­ ной свет. Отмеченные недостатки ста­ ли предметом серьезного об­ суждения в цехе. Врачебно­ инженерная бригада разрабо­ тала мероприятия по их уст­ ранению. Здоровье не купишь в аптеке — этими словами, прозвучав­ шими с высокой трибуны XXVII съезда КПСС, еще раз подчеркнута необходимое т ь целенаправленной профилакти­ ческой работы. Ведь болезнь легче предупредить, чем выле­ чить. Медики все более активно вмешиваются в производст­ венную жизнь, ведут большую профилактическую работу не­ посредственно в цехах, обу­ чают рабочих способам защи­ ты от воздействия вредных производственных факторов, выпускают «Санбюллетени» по интересующим их вопросам. Одними из первых медра­ ботники включились в борьбу за трезвость. Кроме лекций, бесед и специальных выпусков «Санбюллетеней» о вреде ал­ коголизма, работники здраво­ охранения ведут и индиви­ дуальную работу с людьми, что дает положительные ре­ зультаты. Кстати, в большой степени все сказанное относит­ ся и к заводским здравпун­ ктам. Совсем недавно к медикам нового термического цеха об­ ратился молодой рабочий с просьбой помочь ему изба­ виться от алкоголизма, что, согласитесь, случается не ча­ сто. Это еще раз подтверж­ дает, что та профилактическая и санитарно-просветительная работа, которую ведут меди­ цинские работники, бесследно не проходит. Говоря о роли здравпунктов в сохранении здоровья людей, нельзя не сказать об условиях, в которых они находятся. Вме­ сте с заместителем главного врача медсанчасти по поли­ клиникам Н. И. Деревсковой мы побывали в двух из восьми заводских здравпунктах — в сталелитейном корпусе и в новом термическом цехе. В сталькорпусе нас привет­ ливо встретила заведующая здравпунктом Анастасия За ­ харовна Комаричева, ветеран заводской медсанчасти, участ­ ница войны. Всего несколько минут удалось побеседовать с ней — за дверью ждали больные. В здравпункт люди обращаются в любое время суток. Первую помощь им все­ гда оказывают здесь. Тех, кто нуждается в более полном ле­ чении или срочном вмеша тельстве врачей,' направля­ ют в поликлинику или боль­ ницу. В здравпункте выпол­ няются назначения врачей, в частности, инъекции. Но поме­ щение, где располагается эта цеховая медицинская служба, далеко не соответствует тем функциям и назначению, кото­ рые она выполняет. В единст­ венной маленькой комнатке ведется и прием больных, и выполнение процедур. Здесь же теснятся шкафы с меди­ каментами, стеллажи с кар­ точками и журналами учета больных. В таком неприспо­ собленном помещении очень трудно соблюдать санитарные нормы, чистоту. Не может быть и речи об использовании современного медицинско г о оборудования для лечения больных. Его попросту неку­ да ставить. В этом году здравпункту СЛК исполнилось двадцать шесть (!) лет. В- первые годы своего существования он от­ вечал требованиям. Но сейчас, когда в медицине произошли разительные перемены, когда самое серьезное внимание уде­ ляется профилактике заболе­ ваний, когда функции здрав­ пунктов становятся шире — надо многое менять. Значительная роль в предуп­ реждении заболеваний при­ надлежит повышению защит­ ных сил организма. Медики имеют в своем распоряжении целый арсенал профилактиче­ ских средств. Но на нашем предприятии они найдут при­ менение только с вводом в строй новых производственных мощностей, таких, как тракто­ росборочный корпус, где проек­ том предусмотрен оздорови­ тельный центр, в который вой­ дут ингаляторий, фотарий, комната отпуска кислородного коктейля, зал лечебной физ- ' культуры, кабинет психологи­ ческой разгрузки, комната .от­ дыха с раздевалкой и сауна. Такова перспектива. А как же быть сегодня? В таких крупных цехах, как чугуноли­ тейный, сталелитейный необхо­ димы здравпункты, которые бы максимально отвечали се­ годняшним требованиям. В чугунолитейном цехе проект нового здравпункта уже в основном разработан специалистами завода и меди­ цинскими работниками. Он бу­ дет осуществлен в период ре­ конструкции цеха. А вот судь­ ба других заводских здрав­ пунктов пока, к сожалению, не ясна. Все мы знаем, какое это благородное и ответственное дело — охрана здоровья лю­ дей. Но порой упускаем из ви­ ду то, что учреждения здра­ воохранения, заботясь о глав­ ном нашем богатстве, сами по­ рой нуждаются в заботе и внимании. А нередко бывает так, что к просьбам медиков некоторые руководящие работ­ ники относятся, мягко говоря, равнодушно. Два года заве­ дующая здравпунктом ЧЛЦ обивала порог бывшего на­ чальника цеха благоустройст­ ва Н. Р. Голякова с прось­ бой проложить три метра ас­ фальта перед входом в здрав­ пункт. В осеннюю распутицу, в период таяния снега или дождей подойти к нему, не окунувшись по щиколотку в воду, было практически не­ возможно. П У Т Ь К Н УЖ Н О Й И Н Ф О Р М А Ц И И О работе информационных служб, о функциях специалистов, занятых поиском, аналитической переработкой и распространением научно-технической информации написано много. Для регламента­ ции и систематизации их деятель­ ности создан целый ряд норма­ тивных и методических докумен­ тов. Но стоит задать вопрос: у кого возникает необходимость в науч­ но-технической информации? Ясно, кто не создает, не творит — тому информация не нужна. Но любое предприятие немысли­ мо без творчества, направленного на совершенствование производст­ ва, на его техническое развитие. И от того, насколько серьезно по­ ставлен вопрос о научно-техниче­ ском процессе предприятия, зави­ сит активность творчества, а зйа- чит, и уровень информационной деятельности. Как и от качества плана оргтехмероприятнй, т. е. плана научно-технического про­ гресса предприятия. Это значит, что каждая предложенная в план тема должна быть информацион­ но обоснованна, т. е. должно быть доказано, что внедрение или раз­ работка предлагаемого новшества будет превосходить лучшие образ­ цы отечественных или зарубеж­ ных научно-технических достиже­ ний. Исходя из потребности служба информации находит, «процежи­ вает» и поставляет информацию, а специалисты, формирующие план научно-технического прогр е с с а предприятия, оценивают передан­ ную им информацию, анализируют содержащиеся в ней показатели и, вносят соответствующие корректи­ вы в проект плана, т. е. исполь­ зуют информацию, являются пот­ ребителями информации. Очевид­ но, что потребителем информации может быть каждый инженер, слу­ жащий, рабочий, не говоря уже о главных специалистах и руководи­ телях. Для того, чтобы эффективнее использовать информацию каж ­ дый ее потребитель должен про­ ходить как минимум недельную стажировку в информационной службе. Не менее важно органи­ зовать информационную подготов­ ку резерва кадров в школах ор­ ганизаторов производства, практи­ ковать ежегодную подготовку спе­ циалистов по вопросам информа­ ционного и патентного поиска. Повышение квалификации тех­ нических руководителей цехов и служб целесообразно проводить в форме предметной, практической однодневной стажировки в служ­ бе информации по программе, ут­ верждаемой главным инженером и предусматривающей выполнение конкретных заданий. Например: оформление запроса на информа­ ционное обслуживание в режиме ПРИ (ДОР. запрос-ответ и т. д.), поиск информации в главной спра­ вочной картотеке, составление ре­ ферата к информационной карте, овладение навыками работы с ука ­ зателем литературы и т. п. Одна из перспективных форм ак ­ тивизации информационной дея­ тельности — это комплексные и тематические обследования цехов, отделов с целью оказания практи­ ческой помощи в организации и планировании информационной ра­ боты. Акты обследования, утвер­ ждаемые руководителем органа НТИ, должны содержать в обяза-1 тельном порядке рекомендации по совершенствованию взаимодейст­ вия «абонент (потребитель) •— система НТИ» и включаться в рас­ порядительный документ пред­ приятия. Если служба информации пред­ приятия не уделяет должного вни­ мания подготовке потребителей информации, она не может вы­ полнять свои функции в условиях современных требований к ускоре­ нию научно-технического прогрес­ са. 1‘олько в таком случае инфор­ мационный работник не будет в позиции стороннего наблюдателя, который лишь направляет потре­ бителю все, что «попалось», не ин­ тересуясь судьбой выданной ин­ формации. Там, где активен потребитель информации (новатор, рационали­ затор, изобретатель, инженер), становится активной и служба ин­ формации, а информационный ра­ ботник — инициативным, творче­ ским и ответственным помощни­ ком в решении задач научно-тех­ нического прогресса. В. ШЕВЧЕНКО, зав. сектором Кировоград­ ского отделения ЦНИИТЭИ- тракторосельхозмаша. Есть и еще одна, общеза­ водская проблема. О ней по­ ведала заведующая здрав­ пунктом СЛК Анастасия За ­ харовна Комаричева. Чтобы доставить больного в дежур­ ную больницу, например, на Сокол, потребуется не менее 1 часа 20 минут. За это вре­ мя на таком крупном пред­ приятии, как тракторный за­ вод, может возникнуть необ­ ходимость срочной госпитали­ зации другого человека и да ­ же не одного. Бывает, что ми­ нутные промедления в оказа­ нии экстренной помощи закан­ чиваются серьезными ослож­ нениями. В распоряжении же заводской поликлиники и здравпунктов в том числе все­ го одна (!) машина «скорой помощи». Более того, эта един­ ственная специализированная машина «скорой помощи» вы­ полняет еще и хозяйственные функции, например, достав­ ляет в здравпункты и поли­ клинику медикаменты и сте­ рильную воду. Попытки медиков «досту­ чаться» до начальника авто­ транспортного цеха В. П. Фро­ лова безуспешны. На все их просьбы ответ один: машин нет. Безраличие названных выше руководителей к нуждам ме­ дицинских работников никак не согласуется с задачами по улучшению народного здраво­ охранения, выдв и н у т ы м и XXVII съездом партии. С Ниной Ивановной Дерев­ сковой мы заглянули в этот день в здравпункт нового тер­ мического цеха, лучший на предприятии. Просторный ка­ бинет для приема больных, рядом — процедурная комна­ та, прекрасно оборудованный зубной кабинет, физиотерапев­ тический, где в ближайшее время будут работать пять ап­ паратов. В стадии организации находится кабинет кислород­ ного коктейля и ингаляции. ' Конечно, все это стало воз­ можным в результате возведе­ ния нового корпуса цеха. Но ведь при желании можно соз­ дать максимум удобств для рабочих и медиков в других заводских здравпунктах. И это будет одним из проявле­ ний заботы о людях. Л. ШУЛЬЖЕНКО. На снимке: ветеран отдела комплексной механизации и автоматизации производства инженер-конструктор Виктор Генрихович Хазанов. Он хорошо известен как плодотворно работающий рационализатор. Фото А. Козина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz