Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
етр. 2 « К И Р О В Е Ц » К Р У Г Л Ы Й с т о л Г Д Е И С Т О К И А К Т И В Н О С Т И ? Данные социологического анализа, проведенного на нашем предприятии показали, что коллектив тракторостроителей с каждым годом становится «старше». Если в начале пятилет ки средний возраст работающих составлял 32 года, то сей час — 38 лет- В ходе анализа выяснилось, что молодежь идет на предприятие неохотно, а большинство юношей и де вушек из тех, кто трудится сейчас на заводе, проявляют мало творчесной активности в работе, без особого интереса относятся к делам и планам коллектива. Такое положение дел обеспокоило руководителей пред приятия и общественные организации. У тракторного завода огромные перспективы развития и, естественно, особые на дежды в связи с этим коллектив связывает с молодыми ра бочими и специалистами. Как развить у молодежи творче скую активность и инициативу, чем заинтересовать — эти и другие вопросы не случайно ставятся и решаются сейчас, нанануне коренной перестройки производства на выпуск но вого трактора. Недавно руководители общественных организаций завода, цехов и отделов, нультурных и спортивных учреждений, мо лодые рабочие и специалисты собрались за «круглым сто лом», чтобы обсудить эти проблемы с социологами. В беседе приняли участие кандидат философских наук, руководитель социологической группы Л ипецкого политехни ческого института В. М. Кравченко и старший научный сот рудник Е. И. Емельянова. Сегодня мы публикуем материалы «нруглого стола». Беседу за « круглым Е. И. Еме льянова на чала с того, что вс я страна а кт и вно о бсуж' столом» э и ц и я в отношен ии к труду. На ние знаний по специальности. В школе передового опыта, на про вопрос видите ли вы недостатки последние годы в нашем общест- изводственно - технических кур- в организации производства на ве сложилось негативное отноше- сах, чтобы потом с переоснаще- дает сейчас предсъездовские до- своем рабочем месте и пытае- ние к профессионально - техни- нием цеха они могли без труда кументы. Смысл этого обсужде ния сводится не только к тому, чтобы уяснить задачи, которые выдвигает партия, а еще и к то- комнату. Остальные живут у ро дителей или снимают квартиру. A. А. Бельский: — В будущей пятилетке широко развернется строительство жилья, что опре делено в документах партии и правительства. За четыре года пя тилетки мы должны сдать в экс плуатацию 80 тысяч квадратных метров жилой площади. Будут по строены дома для малосемейных в заводском районе, построены пионерский лагерь, база отдыха, профессионально - техническое училище, техникум, Дворец куль туры, стадион. Так что перспек тивы в этом плане большие. Е. И. Емельянова: — Что же все-таки нужно для того, чтобы уже сейчас повысить творческую активность молодых рабочих, во влечь их в активное соревнова ние? B. И. Аксенов, председатель тесь ли их решить, две трети оп- ческим училищам. Они стали для работать на новых станках, ли-" профсоюзного комитета автомат- рошенных ответили положитель- школьников своеобразным «пуга- ниях. А вот пополняется наш кол- Ного цеха: — Прежде всего надо но. Молодые рабочие, как пока- лом». Кто не слышал фразу: бу- лектив молодыми рабочими пло- изжить формализм в работе и зали исследования, проявляют дешь плохо учиться — пойдешь в хо. особенно в организации соревно- му, чтобы наметить свою линию в творческую активность в труде, ПТУ? Поэтому 60 процентов мо- е . И. Емельянова: — Видимо, вания и поощрении победителей, достижении этих задач. Стратеги- добросовестно относятся к пору- лодых рабочих предпочли полу- это связано с тем, что мы, взрос- В. Черкасов, токарь секретарь нацелен на ченному делу, участвуют в ра- чать профессию непосредственно лЫе( р0дители перестали' дове- комсомольской организации авто- ционализации и изобретательстве, у станка. А значит, они не имеют рять своим детям. У старшего по- матного цеха: — Премии по н е значительная часть рабочих вла- необходимого запаса профессио- коления было право выбора. Мы гам соревнования не выполняют деет смежными специальностями, нальных знаний и, следовательно, же ограждаем юношей и деву- воспитательную функцию, так как Однако среди этой массы в ос- не проявляют в работе творче- шек от самостоятельных шагов, они значатся только в талонах на новном добросовестных и актив- ской активности. от реальной жизни. Много гово- зарплату, а выдаются через сбер- ных молодых людей есть и не- — Мы сегодня собрались за рим молодежи о ее правах, а кассу. Все-таки надо сочетать мо- большая группа таких, кто равно- «круглым столом», — сказала вот сказать, что труд — ее свя- ральное и материальное стимули- душно относится ко всему, что Е. И. Емельянова—чтобы услышать тая обязанность, порой забы- рование труда. Это особенно важ- происходит вокруг. И хотя таких от руководителей цехов и самих ваем, но для молодежи. Подвести ито- людей немного, всего 13 процен- молодых рабочих о том, что не А. Ф. Недомолкин, начальник от- ги соревнования на собрании уча- тов, они не могут не тревожить, устраивает юношей и девушек в Большинство из этой группы не работе, каких перемен ждут они, справляются с плановыми зада- как собираются перестраивать ниями, не участвуют ,в социали- воспитательную работу с моло- ческии курс партии ускорение социально-экономи ческого развития общества, каче- чественное преобразование всех сторон его жизни, совершенство вание общественных отношений, изменение содержания и харак тера труда. Важнейшая роль в решении этих сложных задач отводится молодежи. Юноши и девушки от 18 до 30 лет составляют ядро рабочего класса. И оно" должно быть наиболее активным. Но вы полнение молодежью поставлен ных задач будет зависеть и от стическом соревновании, безраз- дежью трудовые коллективы кома завода: — В школах, под- с™а. Чеха и тут же вручить пере- шефных нашему предприятию, Довикам премии, именно на этом акцентируется внимание ребят. На классных ча- Дела тРУДа и заработной платы: Раньше было такое положение, А. Недомолкин, начальник от- подготовим ее к личо относятся к тому, как оце- того, как мы этому. Социологическая группа поли технического института занима лась изучением на предприятии вопросов трудовой и обществен ной активности молодых рабочих, их интересов, потребностей в сфере труда, общественной дея тельности, быта. В результате, в развитии молодежи были выявле ны не только положительные тен денции, но и негативные явления. Исследования позволили увидеть ряд социальных проблем, с кото рыми сталкивается наша моло дежь. Поэтому возникла необхо димость обсудить эти проблемы, и не только обсудить, а и найти конкретные пути их решения. " “ Ц ' ------ -------- сах, диспутах, вечерах школьники Г. М. Пищулин^ начальник:трак- встречаются с передовиками про- требующее выдавать премии от- изводства, ветеранами завода, кто Дельно всю свою жизнь, знания, мастер- Это, конечно, создавало опреде- ство отдал предприятию. Боль- ленные трудности бухгалтерам, шая работа по пропаганде про- но все же премии так и выдава- фессий ведется нами на заводе, лись. После принятия Указа по в городе. Кадровый вопрос рас- борьбе с пьянством и алкоголиз- сматривается в системе поли- мом это было запрещено. А в тического просвещения, в мно- том, что рабочие даже не знают готиражной печати. И всегда порой, кто и за что получает обязательно заходит речь о бу- вознаграждение, виноваты обще- дущем предприятия. Может быть, ственные организации. На об- Основной точкой приложения общественных сил становится сей час активизация человеческого фактора. Ведь в конечном итоге от человека-труженика, от его от ношения к делу зависит успех выполнения всех наших планов. Это в полной мере относится и к молодежи, Что же представляют собой мо лодые рабочие предприятия в возрасте до 30 лет? Е. И. Емелья нова назвала такие цифры: 60 процентов от общего числа име ют среднее образование, 20 про центов среднее специальное, 3 процента — неоконченное выс шее и высшее образование, то есть рабочая молодежь в боль шинстве своем грамотная. Почти третья часть имеет пятый—ше стой профессиональный разряды, половина — средние. У большинства юношей и деву шек сформировалась активная по- _ . ^ встреча тся с передовика и про нивают их труд в коллективе. Это торного цеха № 3: — Молодые з ^ т | т з , кт д от заработной платы, значит и то, что трудовой кол- рабочие в нашем коллективе со- лектив не до конца выполняет ставляют третью часть работаю- свою воспитательную функцию. щих. В большинстве своем это Где же истоки этой пассивно- грамотные, активные, трудолюби- сти, неудовлетворенности своим бивые люди. И работают, как делом? Начинается все с выбора правило, на ответственных участ- профессии. На каждом предприя- ках. Но у нас в цехе немало тии требуются квалифицироанные проблем, которые непосредст- грамотные специалисты, в чем мы венно касаются молодежи. На- постояно убеждаемся, читая га- пример, мы испытываем постоян- у предприятия Может быть, ственн е зеты, слушая объявления по ра- ный дефицит людей во вспомога- где.то мь| еще не дорабатываем? щем собрании коллектива необ- дио. По 1200 специальностям обу- тельных службах, где работа свя- хотелось бы услышать на этот хОдимоназвать награжденных, чают юношей и девушек в про- зана с наладкой и ремонтом обо- счет мнение молодеЖи Как пред- поздравить их с трудовой побе- фессионально - технических учи- рудования. Ребята, которые при- ставляется вамбудущее завода7 дой. Вот тогда материальное сти- лищах. Выбрать нужную для се- ходят к нам из технических учи- Какихперспектив вы ждете? бя не просто, а профессиональ- лищ или возвращаются из армии, ная ориентация поставлена на имеют третий разряд и получают " Квон> инженер-конструктор: тракторном заводе не на долж- по нему сравнительно небольшую Прежде всего, молодежь наде- ный уровень. Не оказывают дей- заработную плату. Получить 5—6 ®тся на улучшение условии труда. помощи в этом и шко- разряд они могут не раньше, чем С эт°го должна начинаться ре- через 10 лет. Многие из служб конструкция. В сознании многих становятся за станки — устоялось такое представление о му'лирование приобретет и воспи тательное значение. На встрече за «Круглым сто лом» шел заинтересованный раз говор по затронутым выше проб лемам. Было много высказыва ний, реплик из зала. Значит, те ма глубоко затронула участников и участники выразили лее двух часов, осталось много невысказанного. И организаторы встречи, и участники, выразили ственнои лы. Слабо работает в этом плане и уходят и учебно - производственный ком- заработная плата там намного заводе: шум, грязь, масло, «чер бинат. В выборе профессии выше. Поэтому среди рабочих ные» руки. Сейчас молодежь при школьники, как правило, не <-ча- этих профессий ствуют. Куда поставит учитель — большая текучесть, там и работают. А это происхо- Чтобы изменить положение дел, дит в основном без учета инте- надо расширить программу обу- ресов и способностей ребят. чения наладчиков и слесарей-ре- Так что если юноши и девуш- монтников, прибавить учебные ча- ки приходят после школы на за- сы, то есть сократить промежу вод, то только по совету друзей, точные сроки между получением тав сменУ. он ушел домой с не- проблем. Редакция, в свою оче- близких родственников. Но сог- разрядов. меньшим удовлетворением. редь, предлагает читателям вы- ласитесь: то, что нравилось ког- Е. И. Емельянова: — Ваш цех Реконструкция должна затро- сказать свое мнение по затрону та-то старшему поколению, не обязательно затронет реконструк- нуть не только производство, но тымвопросам настраницах за всегда нравится их детям. Моло- ция. Он будет оснащен новым и быт. У тракторозаводского по- водской газеты. Итак, ждем ва дые люди, разочаровавшись в вы- современным оборудованием, селка солидный возраст. Многое боре, уходят с предприятия и Знает ли о перспективах и как здесь устарело, необходимо по меняют рабочие места до тех готовится к этому молодежь це- ренное переустройство. Мы ожи- пор, пока не найдут подходящее ха? даем и решения жилищной проб- Г. М. Пищулин: — Молодые ра- лемы, что немаловажно, бочие повышают свой общеобра- Е. И. Емельянова: — Разумеет- зовательный и профессиональный ся, важно. Ведь всего 19 процен- уровень в техникумах, вузах, в тов молодых семей имеют свою Общеполитические вопросы историческое призвание социализма, всех миролюбивых сил пла- Забота о человеке — высшая цель деятельности КПСС. неты. Социальная политика КПСС — мощное средство ускорения эко номического развития страны. Двенадцатой пятилетке — энергичный ударный старт. Наша область от съезда к съезду. Экономическая жизнь Темпы, качество, бережливость — главные лозунги предсъездов ского соревнования. Развитие агропромышленного комплекса в двенадцатой пяти летке. , - г- - Государственный план и бюджет на 1986 год — конкретное воп лощение стратегического курса партии на ускорение развития страны. Резервы производства — в план и социалистические обязатель ства. Культура и мораль Все более полное осуществление принципа социальной справед ливости — важнейшая задача социальной политики КПСС. I П о С _ п п п Утверждение трезвости — социальный курс нашей партии. I О 0 0 Г I) Д й Международная жизнь " ' * . 1986 год — Международный год мира. ., Предотвратить войну, уберечь человечество от катастрофы — для себя дело. Это не выгодно ни предприятию, ни стране в це лом. Вторая проблема — приобрете- П Р И М Е Р Н Ы Е Т Е М Ы политинформаций и б е с е д н а я н в а р ь г о д а наблюдается Дает особое значение престижно- встречи. сти профессии. Работа в белом халате у компьютера намного привлекательнее. Что хочет мо- В, ТЬПГ1( „ лодежь? Чтобы труд рабочего пожелание продолжить обсужде был максимально приближен к нИе темы и найти эффективные ТРУДУ инженера, чтобы, порабо- способы решения затронутых ших писем, предложении, ваше го участия в решении актуальной задачи — повышения трудовой и общественной активности моло дых тракторостроителей. Беседу за «круглым столом» записала Л. ШУЛЬЖЕНКО. Совершенствование социализма — важнейшая интернациональ ная задача советского народа. Для агитаторов Трудовые рубежи нашего коллектива в первом году новой пя тилетки. Твой личный вклад в пятилетку. Четкий трудовой ритм — с первых дней нового года. Бережливость начинается с рабочего места. Новым безалкогольным обрядам — массовую поддержку. Л И Т Е Р А Т У Р А : Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 23 апреля 1985 г., М., Политиздат, 1985. Программа Коммунистической партии Советского Союза, проект новой редакции. Издательства «Правда», 1985. Устав Коммунистической партии Советского Союза (с предла гаемыми изменениями), проект. Издательства «Правда», 1985. Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года, проект. Из дательство «Правда», 1985. Горбачев М. С. Доклад на октябрьском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Политиздат, 1985'," "• " • '
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz