Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр . 3 С ТАНДАРТИЗАЦИЯ И Н А У Ч Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К И Й П Р О Г Р Е С С Н а в с т р е ч у 6 0 - л е т и ю стандартизации в С С С Р В постановлении Совета Ми нистров СССР «Об организа ции работ по стандартизации в СССР» от 7 января 1985 го да определено, что в стан дарты из группы однородной продукции должны включать ся, наряду с основными техни ко-экономическими показате лями, требования по унифика ции, с целью обеспечения разработки и выпуска продук ции, соответствующей по сво им показателям высшему ми ровому уровню или превосхо дящей его. Персональная от ветственность за обеспечение оптимального уровня стандар тизации и унификации разра батываемой продукции этим постановлением возлагается на руководителей предприя тий, органинзаций и учрежде ний, генеральных и главных конструкторов. Сегодня мы рассказываем о работах в области унифика ции. , У Н И Ф И К А Ц И Я : Н О В Ы Й Э Т А П Р А Б О Т «Главная задача — быстро перейти на производство новых поколений машин и оборудова ния, которые способны обес печить внедрение прогрессив ной технологии, многократно повысить производительность труда, снизить материалоем кость, поднять фондоотдачу», — подчеркивалось на апрель ском (1985 г.) Пленуме Ц К КПСС. В решении этой задачи чрезвычайно существе и н у ю роль предстоит сыграть унифи кации — одному из важней ших разделов стандартизации. Самое серьезное внимание придавалось унификации на XXV I съезде КПСС , в реше ниях которого указывалось на необходимость обеспечить глу бокую внутриотраслевую и межотраслевую унификацию деталей, узлов и технологиче ских процессов. Прямым про должением курса X XV I съезда КПСС явилось постановление Ц К КПСС и Совета Минист ров СССР «О мерах по уско рению научно-технического прогресса в народном хозяйст ве». В качестве одной из ос новных мер повышения эффек тивности общественного произ водства здесь предусмотрено дальнейшее расширение и уг лубление специализации и ко- В Н И М А Н И Е : О П Ы Т На машиностроительных предприятиях с большой но менклатурой изделий, много образием технологических процессов и применяемых ма териалов накапливается значи тельное число типов и типо размеров инструмента, что затрудняет технологическую подготовку производства. Централизованное обеспече ние покупным инструментом ограничено фондами и лими тами. Разовые заказы на не большие партии инструмента специализированные предпри ятия не принимают. Изготов ление всего необходимого в собственном инструменталь- НА ВСЕСОЮЗНОМ СО В Е Щ А НИИ До 45 моделей и модифика ций автомобилей выпускается на базе шасси, изготавливае мых объединением «Белавто- МАЗ». Это — автокраны, пе редвижные буровые агрегаты, ремонтные мастерские, авто фургоны самого разного назна чения и другие. И все они со оружены с применением лишь двух типов силовых агрегатов, у всех карданные -передачи с едиными шарнирами, еди ные передние рессоры, ру левые механизмы, гидроусили тели руля, у всех — лишь два типа кабин. Вот пример при менения составных частей от- оперирования в машинострое нии на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года на базе максимальной унификации уз лов й деталей, с использова нием новой техники и техноло гии. Во исполнение этого поста новления Госстандарт совмест но с 26 заинтересованными ми нистерствами и ведомствами разработал, утвердил и с 01.07.84 года ввел в действие четыре основополагающих ГОСТа, которые определяют стратегию работ по унифика ции и специализации в народ ном хозяйстве страны и поря док их проведения на всех уровнях. Надо сказать, промышлен ностью накоплен определенный опыт работы по унификации. Так, в системе Минсельхозма- ша унификация семейств неко торых видов машин позволила сократить номенклатуру агре гатов, узлов и деталей в 2— 2,5 раза, причем уровень спе циализации их производства достиг 27 процентов. С вво дом в 1981 году нового ГОСТа число типоразмеров башенных кранов для жилищного и про изводственного строительства было сокращено с почти 100 до 10; в ГОСТе «Краны ба- ном цехе связано, как прави ло, с неоправданными потеря ми. Инструментальная подготов ка в этих условиях отстает от растущих потребностей произ водства и по срокам, и по объему. Как решить пробле му? На наш взгляд — начав с упорядочения номенклатуры инструмента. А средством та кого упорядочения являются унификация, стандартизация и контроль за применением ин струмента в производстве. В течение ряда лет мы ве дем работы по -унификации всех видов инструмента. Лишь один пример. Существовавшие раслевого и межотраслевого назначения в разнообразных конструкциях... Быстро растет оснащенность сельского хозяйства мобильной техникой. Но в каждый ли колхоз и совхоз поступает вся гамма, все представители уни фицированных семейств трак торов, тягачей,- автомобилей? Ведь если поузловая, поагре- гатная унификация внутри каждого семейства машин од ного назначения, ка к правило, довольно высока, то между се мействами определенного мощ- ностного диапазона она еще недостаточна. Какие критерии шенные. Технические условия», который разрабатывается в на стоящее время, предусмотре но при создании башенных кранов использовать модуль ный принцип, что позволит со кратить их номенклатуру до восьми базовых моделей. Встречается, однако, и иная тенденция — деунификация, когда однотипные изделия вы пускают малыми сериями, по различной, подчас отсталой технологии. Так, 12 мини стерств до последнего времени,, без должной научно-техничес кой координации, выпускали подшипники скольжения и втулки к ним. Подобные при меры не единичны, и в насто ящее время с этим ведется ре шительная борьба. Министерствам (ведомст вам), являющимся головными по выпуску машиностроитель ной продукции, имеющей важ ное народнохозяйственное зна чение, предстоит в короткий срок разработать программы унификации и специализации, предусмотрев в частности: оптимизацию типоразмеров машин, оборудования и прибо ров, создание на этой основе унифицированных блочно-мо дульных и базовых конструк ций; до унификации нормали и чер тежи предусматривали приме нение 975 типоразмеров рез цов общего назначения. После унификации число это сокра тилось до 247. Появилась воз можность до 40 процентов по требности удовлетворять по купными резцами. Серийное производство остальных рез цов было организовано в ин струментальном цехе. Количе ство документов сократилось втрое. Унификация инструмента наиболее эффективна, когда она проводится на базе уни фикации деталей и конструк тивных элементов основного позволят поднять уровень уни фикации сельскохозяйственной техники?.. Детали общемашннострои- тельного применения (ОПМ ) в изделиях машино- и приборо строения составляют 60—70 процентов от номенклатуры типоразмеров деталей. Унифи кация и создание специализи рованных производств этих де талей — вот один из резервов современного производства... Об этих и многих других проблемах шла речь на Всесо юзном совещании, где обсуж дались пути развития межот. раслевой специализации и коо- существенное увеличение уни фицированных изделий в об щем объеме продукции маши ностроения. Таким образом, речь идет о переходе к новому этапу ра бот по унификации. Вся дея тельность в этой области по лучает четкий регламент, пла новое обоснование, перспекти ву развития до 2000 года. К участию в ней привлекаются по существу все отрасли про мышленности. Это необходимо учесть спе циалистам и работникам про мышленности, и прежде всего работникам головных и базо вых организаций по стандарти зации, конструкторам и инже нерам, занятым в области спе циализации производства, уче ным высшей школы. Работы по унификации берут под неос лабный контроль территориаль ные органы Госстандарта. 12-я пятилетка должна стать пятилеткой реализации программ унификации и спе циализации производства, пя тилеткой комплексной перспек тивной стандартизации на ба зе унификации. А. СКРИПНИКОВ , зам. председателя Госстандарта. производства, в едином ком плексе мероприятий. Накопленный опыт по уни фикации инструмента позво лил нам создать свою методи ку, предусмотрев состав, со держание и последователь ность работ. Подробней об унификации инструмента в ЛПЭО «Элект росила» имени С. М. Кирова смотрите в журнале «Стандар ты и качество» № 3, 1985 год. И. ФЕДОРЕНКОВ , начальник инструментального Л ПЭО «Электросила». В. МУСИЕНКО , начальник инструментального отдела. перирования производства в машиностроении на базе уни фикации узлов и деталей. В работе совещания, проводивше гося под эгидой Госстандарта и Всесоюзного научно-техниче ского общества в Ереване (но ябрь 1984 г .), приняли участие свыше 300 специалистов. В ра боте совещания приняли уча стие представители Госкомите та СССР по науке и технике. В. ФОМИН , ответственный секретарь совещания. В Г ОДЫ В е л и к о й Отечественной Детищем унификации по пра ву называют знаменитую 76- миллиметровку, дивизионную пушку ЗИС-З. Конструкторы, создавая ее, использовали, ла фет 57-миллиметровой проти вотанковой пушки ЗИС-2, а ствол взяли у орудия Ф-22 УСВ. Сочетание оказалось на ред кость удачным: масса ЗИС-З была на 400 килограммов, ко личество деталей на 40 процен тов меньше, а стоимость — в три раза ниже, чем у Ф-22 УСВ. Так грозной осенью 1941-го была одержана одна из пер вых побед наших конструкто ров, стратегией которых стали скоростное проектирование и широкая межпроектная уни фикация. Десятки а порой и ' сотни унифицированных деталей, «роднили» между собой наши танки ИС, КВ, Т-34. Это сокра щало время- их производства, обеспечивало взаимозаменяе мость деталей при ремонте. За время войны советскими конструкторами было разра ботано 25 типов боевых само летов. В большинстве своем это были машины серийного и поточного производства, их смена происходила бе3 нару шения ритма, с постоянным снижением себестоимости и повышением боевых качеств. На боевых машинах тех лет—■_ истребителях Яковлева и Ла вочкина, фронтовом бомбарди ровщике Петлякова, бомбарди ровщике дальнего действия Ильюшина и его же знамени том штурмовике — ставились четыре постоянно совершенст вуемых мотора — Климова, Швецова, Микулина и Урмина. Преемственность конструк ций и унификация позволили непрерывно обеспечивать со ветские войска все ёолее со вершенной техникой и закре пить ее качественное превос ходство над техникой против ника. По материалам журнала «Стандарты и качество», № 5, 1985 г. Н а ш е справочное бюро Материалы Всесоюзного со вещания по вопросам межот раслевой специализации и коо перирования производства в машиностроении на базе уни фикации узлов и деталей опубликованы в журнале «Стандарты и качество» №№ 2—4, 1985 г. Более подробную информа цию о совещании, а также по вопросам унификации можно получить во ВНИИНМАШе по адресу: 123007, Москва, ул. Шеногина, 4. Проблемы унификации осве щаются в книгах, выпущенных издательством стандартов: Шубников К. В., Красный А. Л. — «Комплексный план унифи кации на машиностроительном производстве», 1982 г.; п/ред. Работнова Ю. Н. — «Унифика ция и стандартизация методов расчетов и испытаний на проч ность», сборник статей, вып 1, 1982 г. Материалы этой страницы подготовил для нашей газеты пресс-центр Госстандарта. П Р О Б Л Е М Ы - НА О Б С У Ж Д Е Н И И Р Е З Е Р В Ы Э К О Н О М И И
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz