Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр . 3 С ТАНДАРТИЗАЦИЯ И Н А У Ч Н О - Т Е Х Н И Ч Е С К И Й П Р О Г Р Е С С Н а в с т р е ч у 6 0 - л е т и ю стандартизации в С С С Р В постановлении Совета Ми ­ нистров СССР «Об организа ­ ции работ по стандартизации в СССР» от 7 января 1985 го ­ да определено, что в стан­ дарты из группы однородной продукции должны включать ­ ся, наряду с основными техни­ ко-экономическими показате ­ лями, требования по унифика ­ ции, с целью обеспечения разработки и выпуска продук ­ ции, соответствующей по сво ­ им показателям высшему ми ­ ровому уровню или превосхо ­ дящей его. Персональная от ­ ветственность за обеспечение оптимального уровня стандар­ тизации и унификации разра ­ батываемой продукции этим постановлением возлагается на руководителей предприя ­ тий, органинзаций и учрежде ­ ний, генеральных и главных конструкторов. Сегодня мы рассказываем о работах в области унифика­ ции. , У Н И Ф И К А Ц И Я : Н О В Ы Й Э Т А П Р А Б О Т «Главная задача — быстро перейти на производство новых поколений машин и оборудова­ ния, которые способны обес­ печить внедрение прогрессив­ ной технологии, многократно повысить производительность труда, снизить материалоем­ кость, поднять фондоотдачу», — подчеркивалось на апрель­ ском (1985 г.) Пленуме Ц К КПСС. В решении этой задачи чрезвычайно существе и н у ю роль предстоит сыграть унифи­ кации — одному из важней ­ ших разделов стандартизации. Самое серьезное внимание придавалось унификации на XXV I съезде КПСС , в реше­ ниях которого указывалось на необходимость обеспечить глу ­ бокую внутриотраслевую и межотраслевую унификацию деталей, узлов и технологиче­ ских процессов. Прямым про ­ должением курса X XV I съезда КПСС явилось постановление Ц К КПСС и Совета Минист ­ ров СССР «О мерах по уско ­ рению научно-технического прогресса в народном хозяйст ­ ве». В качестве одной из ос­ новных мер повышения эффек­ тивности общественного произ­ водства здесь предусмотрено дальнейшее расширение и уг ­ лубление специализации и ко- В Н И М А Н И Е : О П Ы Т На машиностроительных предприятиях с большой но­ менклатурой изделий, много ­ образием технологических процессов и применяемых ма­ териалов накапливается значи­ тельное число типов и типо ­ размеров инструмента, что затрудняет технологическую подготовку производства. Централизованное обеспече­ ние покупным инструментом ограничено фондами и лими­ тами. Разовые заказы на не ­ большие партии инструмента специализированные предпри ­ ятия не принимают. Изготов­ ление всего необходимого в собственном инструменталь- НА ВСЕСОЮЗНОМ СО В Е Щ А НИИ До 45 моделей и модифика­ ций автомобилей выпускается на базе шасси, изготавливае­ мых объединением «Белавто- МАЗ». Это — автокраны, пе­ редвижные буровые агрегаты, ремонтные мастерские, авто­ фургоны самого разного назна­ чения и другие. И все они со­ оружены с применением лишь двух типов силовых агрегатов, у всех карданные -передачи с едиными шарнирами, еди­ ные передние рессоры, ру ­ левые механизмы, гидроусили­ тели руля, у всех — лишь два типа кабин. Вот пример при ­ менения составных частей от- оперирования в машинострое­ нии на 1986— 1990 годы и на период до 2000 года на базе максимальной унификации уз ­ лов й деталей, с использова­ нием новой техники и техноло­ гии. Во исполнение этого поста­ новления Госстандарт совмест­ но с 26 заинтересованными ми­ нистерствами и ведомствами разработал, утвердил и с 01.07.84 года ввел в действие четыре основополагающих ГОСТа, которые определяют стратегию работ по унифика­ ции и специализации в народ­ ном хозяйстве страны и поря­ док их проведения на всех уровнях. Надо сказать, промышлен­ ностью накоплен определенный опыт работы по унификации. Так, в системе Минсельхозма- ша унификация семейств неко ­ торых видов машин позволила сократить номенклатуру агре­ гатов, узлов и деталей в 2— 2,5 раза, причем уровень спе­ циализации их производства достиг 27 процентов. С вво­ дом в 1981 году нового ГОСТа число типоразмеров башенных кранов для жилищного и про­ изводственного строительства было сокращено с почти 100 до 10; в ГОСТе «Краны ба- ном цехе связано, как прави­ ло, с неоправданными потеря ­ ми. Инструментальная подготов­ ка в этих условиях отстает от растущих потребностей произ ­ водства и по срокам, и по объему. Как решить пробле­ му? На наш взгляд — начав с упорядочения номенклатуры инструмента. А средством та­ кого упорядочения являются унификация, стандартизация и контроль за применением ин ­ струмента в производстве. В течение ряда лет мы ве­ дем работы по -унификации всех видов инструмента. Лишь один пример. Существовавшие раслевого и межотраслевого назначения в разнообразных конструкциях... Быстро растет оснащенность сельского хозяйства мобильной техникой. Но в каждый ли колхоз и совхоз поступает вся гамма, все представители уни ­ фицированных семейств трак ­ торов, тягачей,- автомобилей? Ведь если поузловая, поагре- гатная унификация внутри каждого семейства машин од­ ного назначения, ка к правило, довольно высока, то между се­ мействами определенного мощ- ностного диапазона она еще недостаточна. Какие критерии шенные. Технические условия», который разрабатывается в на ­ стоящее время, предусмотре­ но при создании башенных кранов использовать модуль ­ ный принцип, что позволит со­ кратить их номенклатуру до восьми базовых моделей. Встречается, однако, и иная тенденция — деунификация, когда однотипные изделия вы­ пускают малыми сериями, по различной, подчас отсталой технологии. Так, 12 мини­ стерств до последнего времени,, без должной научно-техничес­ кой координации, выпускали подшипники скольжения и втулки к ним. Подобные при ­ меры не единичны, и в насто­ ящее время с этим ведется ре­ шительная борьба. Министерствам (ведомст­ вам), являющимся головными по выпуску машиностроитель­ ной продукции, имеющей важ ­ ное народнохозяйственное зна ­ чение, предстоит в короткий срок разработать программы унификации и специализации, предусмотрев в частности: оптимизацию типоразмеров машин, оборудования и прибо­ ров, создание на этой основе унифицированных блочно-мо­ дульных и базовых конструк ­ ций; до унификации нормали и чер­ тежи предусматривали приме­ нение 975 типоразмеров рез ­ цов общего назначения. После унификации число это сокра ­ тилось до 247. Появилась воз ­ можность до 40 процентов по­ требности удовлетворять по­ купными резцами. Серийное производство остальных рез ­ цов было организовано в ин­ струментальном цехе. Количе ­ ство документов сократилось втрое. Унификация инструмента наиболее эффективна, когда она проводится на базе уни ­ фикации деталей и конструк ­ тивных элементов основного позволят поднять уровень уни ­ фикации сельскохозяйственной техники?.. Детали общемашннострои- тельного применения (ОПМ ) в изделиях машино- и приборо­ строения составляют 60—70 процентов от номенклатуры типоразмеров деталей. Унифи­ кация и создание специализи­ рованных производств этих де­ талей — вот один из резервов современного производства... Об этих и многих других проблемах шла речь на Всесо­ юзном совещании, где обсуж ­ дались пути развития межот. раслевой специализации и коо- существенное увеличение уни ­ фицированных изделий в об ­ щем объеме продукции маши­ ностроения. Таким образом, речь идет о переходе к новому этапу ра ­ бот по унификации. Вся дея­ тельность в этой области по­ лучает четкий регламент, пла­ новое обоснование, перспекти­ ву развития до 2000 года. К участию в ней привлекаются по существу все отрасли про­ мышленности. Это необходимо учесть спе­ циалистам и работникам про­ мышленности, и прежде всего работникам головных и базо­ вых организаций по стандарти­ зации, конструкторам и инже ­ нерам, занятым в области спе­ циализации производства, уче­ ным высшей школы. Работы по унификации берут под неос­ лабный контроль территориаль­ ные органы Госстандарта. 12-я пятилетка должна стать пятилеткой реализации программ унификации и спе­ циализации производства, пя­ тилеткой комплексной перспек­ тивной стандартизации на ба­ зе унификации. А. СКРИПНИКОВ , зам. председателя Госстандарта. производства, в едином ком ­ плексе мероприятий. Накопленный опыт по уни­ фикации инструмента позво ­ лил нам создать свою методи­ ку, предусмотрев состав, со­ держание и последователь­ ность работ. Подробней об унификации инструмента в ЛПЭО «Элект­ росила» имени С. М. Кирова смотрите в журнале «Стандар­ ты и качество» № 3, 1985 год. И. ФЕДОРЕНКОВ , начальник инструментального Л ПЭО «Электросила». В. МУСИЕНКО , начальник инструментального отдела. перирования производства в машиностроении на базе уни ­ фикации узлов и деталей. В работе совещания, проводивше­ гося под эгидой Госстандарта и Всесоюзного научно-техниче­ ского общества в Ереване (но ­ ябрь 1984 г .), приняли участие свыше 300 специалистов. В ра ­ боте совещания приняли уча ­ стие представители Госкомите­ та СССР по науке и технике. В. ФОМИН , ответственный секретарь совещания. В Г ОДЫ В е л и к о й Отечественной Детищем унификации по пра­ ву называют знаменитую 76- миллиметровку, дивизионную пушку ЗИС-З. Конструкторы, создавая ее, использовали, ла­ фет 57-миллиметровой проти­ вотанковой пушки ЗИС-2, а ствол взяли у орудия Ф-22 УСВ. Сочетание оказалось на ред ­ кость удачным: масса ЗИС-З была на 400 килограммов, ко ­ личество деталей на 40 процен ­ тов меньше, а стоимость — в три раза ниже, чем у Ф-22 УСВ. Так грозной осенью 1941-го была одержана одна из пер­ вых побед наших конструкто ­ ров, стратегией которых стали скоростное проектирование и широкая межпроектная уни­ фикация. Десятки а порой и ' сотни унифицированных деталей, «роднили» между собой наши танки ИС, КВ, Т-34. Это сокра ­ щало время- их производства, обеспечивало взаимозаменяе­ мость деталей при ремонте. За время войны советскими конструкторами было разра ­ ботано 25 типов боевых само­ летов. В большинстве своем это были машины серийного и поточного производства, их смена происходила бе3 нару­ шения ритма, с постоянным снижением себестоимости и повышением боевых качеств. На боевых машинах тех лет—■_ истребителях Яковлева и Ла­ вочкина, фронтовом бомбарди ­ ровщике Петлякова, бомбарди ­ ровщике дальнего действия Ильюшина и его же знамени­ том штурмовике — ставились четыре постоянно совершенст­ вуемых мотора — Климова, Швецова, Микулина и Урмина. Преемственность конструк ­ ций и унификация позволили непрерывно обеспечивать со ­ ветские войска все ёолее со­ вершенной техникой и закре ­ пить ее качественное превос­ ходство над техникой против­ ника. По материалам журнала «Стандарты и качество», № 5, 1985 г. Н а ш е справочное бюро Материалы Всесоюзного со­ вещания по вопросам межот ­ раслевой специализации и коо ­ перирования производства в машиностроении на базе уни­ фикации узлов и деталей опубликованы в журнале «Стандарты и качество» №№ 2—4, 1985 г. Более подробную информа­ цию о совещании, а также по вопросам унификации можно получить во ВНИИНМАШе по адресу: 123007, Москва, ул. Шеногина, 4. Проблемы унификации осве­ щаются в книгах, выпущенных издательством стандартов: Шубников К. В., Красный А. Л. — «Комплексный план унифи­ кации на машиностроительном производстве», 1982 г.; п/ред. Работнова Ю. Н. — «Унифика­ ция и стандартизация методов расчетов и испытаний на проч ­ ность», сборник статей, вып 1, 1982 г. Материалы этой страницы подготовил для нашей газеты пресс-центр Госстандарта. П Р О Б Л Е М Ы - НА О Б С У Ж Д Е Н И И Р Е З Е Р В Ы Э К О Н О М И И

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz