Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
стр . 2 « К И Р О В Е Ц » С Т Р А Т Е Г И Я Э К О Н О М И И На со временном этапе развития народного хозяйства прирост по- требности в топливе, сырье и ма териалах на 75—80 пр оцентов должен удовлетворяться за счет их экономии. Такая задача по ставлена на июньском совещании в Ц К КПСС по вопросам ускоре ния научно-технического прогрес са. Для нашей отрасли это ис ключительно актуально. Уже сегодня Минсельхозмаш стал одним из крупнейших потре бителей металла в стране как по объемам, так и по сортаментам. Каждый процент его экономии в отрасли — это более ста тысяч сбереженных тонн. Должен приз нать, наши объединения, пред приятия не раз подвергались справедливой критике за недоста точное внимание к бережному использованию металла. Говори лось об этом и в выступлениях «Социалистической индустрии». Выводы из критики мы сделали. Разработана целевая комплекс ная программа, которая сейчас осуществляется. Что в ней глав ное? Наибольшее снижение расход ных норм по черным металлам — до 35 процентов — планируем получить от обновления техноло гий. Поэтому внимание заводских служб и общественных организа ций сейчас концентрируется, в пер вую очередь, на создании безот ходных и малоотходных произ водств. На двенадцатую пятилет ку , например, намечено сэконо мить около трети миллиона тонн металла только за счет расшире ния штамповки. Другое важное направление связано с экономией от рацио нальных научных и конструкторс ких решений. О чем идет речь? Отраслевым НИИ и КБ, завод ским инженерам предстоит удво ить усилия по совершенствованию конструкции машин, повышению их надежности, внедрению прока та улучшенного качества, эконо мичных профилей, изделий из металлических порошков, пласт масс. Удвоить — сказано не для красного словца. В текущей пяти летке за счет этих факторов ме таллоемкость машин снижается в среднем на восемь — десять про центов. А чтобы в следующей сберечь более миллиона тонн ме талла и изделий из него, исполь зование этого материала, к приме ру, в универсальных пропашных тракторах нужно уменьшить на шестнадцать процентов. Реально ли это? Возьмем объединение «Львовхимсельхоз- маш». Пятнадцать лет назад на одну машину здесь ставили пла стмассовые детали общим весом три килограмма, сейчас — 35. А к концу двенадцатой пятилетки этот вес возрастет до 120 кило граммов. Такому процессу дея тельно помогает наука. Например, ВНИИ сельскохозяйственного ма шиностроения совместно с неко торыми академическими институ тами работает над применением пластмасс для изготовления все более объемных изделий — баков опрыскивателей, емкостей для внесения жидких удобрений, ящиков и бункеров посевных аг регатов. Надо сказать, что резервов здесь еще много. Разработки ря да НИИ и КБ отрасли по повы шению технического уровня ма шин пока недостаточно эффектив ны. А почему? Дело не только в сложности проблемы. Но и в том еще, что не все по-настоящему осознали ее важность. На ряде заводов не выполняются установ ленные задания на снижение удельной металлоемкости некото рых модификаций тракторов и двигателей. Еще один важный раздел комп лексной программы по экономии охватывает вопросы хранения и целевого использования металла непосредственно на заводах, орга низации соревнования, стимули рования, повышения ответствен ности и чувства рачительности. Речь, словом, идет о том, чтобы режим рационального и бережли вого расходования ресурсов стал осознанной потребностью каждо го. Министерство поставило целью довести задания по экономии в натуральных и стоимостных изме рителях до цехов, участков, бри гад, завести лицевые счета на все заводские подразделения и рабочие места. Пересмотрена сис тема материальных и моральных поощрений. Особый упор делаем на распространение передового опыта. Активно участвуют в этой работе все 117 редакций много тиражных газет и заводского ра диовещания. Заочное рабочее соб рание, которое они начали, ока залось действенным рычагом по вышения инициативы и ужесто чения контроля за режимом эко номии. Все предприятия отрасли в честь предстоящего X XV I I съезда КПСС взялись отработать по два-три дня в году на сэкономленном ме талле и других ресурсах. Выпол нение этих обязательств контроли рует центральная комиссия мини стерства по экономии энергетиче ских, топливных, сырьевых ресур сов и металла. Как же обстоит дело с выпол нением заданий по экономии на сегодняшний день? Впервые за последнее время от расль в первом полугодии перевы полнила задание не только по снижению норм расхода проката черных металлов, но и по факти ческой экономии. В целом по ми нистерству из одинакового коли чества металла товарной продук ции предприятия выпускают почти на четыре процента больше, чем в 1980 году. На уровень выпол нения годового плана мы вышли, имеем даже экономию сверх за дания. Однако покрыть ею обра зовавшийся за пятилетку долг нам не удается. Выход есть. Но им нельзя вос пользоваться без помощи смежни ков. В первую очередь, металлур гов. Надо честно признать: часть экономичных профилей, выпущен ных ими по заказу Минсельхозма- ша, наши предприятия не исполь зовали. Это положение мы по правляем, усиливая контроль за внедрением новых материалов Как по административной, так и об щественной линиям. Вместе с тем требуется больше содействия и со стороны Мин- чермета СССР. Из 140 заданий по изготовлению экономичных профилей проката со сроком вы полнения до I января 1985 года реализовано 31. Только из-за не выгодных замен мы не сможем сберечь 190 тысяч тонн металла. Прибавьте сюда потери от поста вок так называемого немерного проката, то есть не соответствую щего заказанным размерам, — урон получается весьма ощути мый. Наши отраслевые штабы в по следнее время усилили взаимодей ствие с целью устранить перекосы в поставках. Но, думаю, этого ма ло. Нужно крепить контакты и на уровне среднего звена управле ния, а особенно — предприятий. Практика прямых связей, права, предоставленные экономическим экспериментом, открывают здесь немалые перспективы. Пока трудно складываются на ши отношения с другим партне ром — Госкомсельхозт е х н и к о й СССР: не удается решить вопро сы комплектации. В чем их суть? Сейчас каждый трактор снаб жается валом отбора мощности, гидрокрюком, разными сцепками. Все зерноочистительные машины — полным комплектом решеток. А используются многие из этих ме таллоемких комплектующих изде лий от случая к случаю, а то и вовсе в работе не бывают. Зачем же тратить на них металл, остро необходимый для других произ водств? Не лучше ли эти приспо собления через магазины сельхоз техники продавать тем, кто дейст вительно в них нуждается? Наши тракторы пока значитель но уступают зарубежным анало гам по применению пластмасс. Из различных пластиков, особенно пригодного для штамповки стек- лотермопласта, можно бы изго тавливать крыши и целые каби ны, капоты и крылья, другие крупногабаритные детали. К со жалению, Минхимпром и Миннеф- техимпром СССР регулярно не выполняют задания по поставкам полимерных материалов. К тому же стоимость их пока непомерно высока, а физикохимические свой ства некоторых из них оставляют желать многого. Можно назвать и некоторые другие резервы сбережения метал ла, которые пока приходится рас сматривать в качестве лишь по тенциальных возможностей. Спо соб их реализации один: нужно, чтобы задание министерству по экономии планирующие органы накрепко увязывали с фондами на прогрессивные виды металло продукции, ее заменители, совре менное оборудование. Такой увяз ки пока нет. Э. КАЛ И НИ Н , первый заместитель министра тракторного и сельскохозяйст венного машиностроения. (Социалистическая индустрия, № 189). НА РО ДС ТВЕННЫ Х П Р Е Д П Р И Я Т И Я Х ХРОНИНА , С О Б Ы Т И Я , Ф А Н Т Ы ☆ В железнодорожном цехе Харьковского тракторного завода при погрузке гусеничных тракто ров Т-150 на каждую платформу устанавливают теперь по три ма шины вместо двух. Таким обра зом на погрузке шести тракторов высвобождается одна платформа. Экономия транспортных средств дала возможность заводским же лезнодорожникам в летние меся цы обеспечить бесперебойную по ставку техники сельскому хозяй ству. ☆ На Павлодарском трактор ном заводе действует система за пуска материала в производство с обязательной регистрацией номера плавки. В конце года составляет ся отчет по результатам входного контроля с анализом полученных данных. При новой системе запус ка в производство экономно рас ходуется сталь, сокращается брак при термообработке и ковке, по: вышается производительность тру да термистов. ☆ На Минский моторный завод пришло уведомление патентного ведомства США о решении вы дать очередную патентную грамо ту на изобретение В. М. Жарно- ву, В. Д . Науменко и И. Я. Во робьеву за работу «Двигатель внутреннего сгорания» по автор скому свидетельству № 1158773. Оно широко используется на мно гих моторостроительных заводах страны, в автомобильной и других отраслях промышленности. Изоб ретение позволяет значительно уменьшить расход топлива в дви гателях, снизить токсичность его выхлопных газов и увеличить долговечность прокладки головки цилиндров. В цехе бытового обслужива ния Волгоградского тракторного завода внедрена технология про питки брезентовой спецодежды га- зо- и электросварщиков огнеупор ным составом. В ее создании принимали участие работники хи мико-технологической лаборатории научно-исследовательского отдела. Новым составом обрабатывается также одежда термистов.________ В Н И М А Н И Е : О П Ы Т Н ОВОЕ В ЛИТЕЙНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ В производственном объедине нии «Гомельсельмаш» при изго товлении формовочной смеси для производства чугунных отливок вместо мазута применяют отрабо танные масла любой марки, в частности, после термообработки. В них допускаются примеси меха нические и воды, поскольку в формовочную смесь масло добав ляют с водой. Оно лучше, чем мазут, перемешивается с водой, благодаря чему достигается луч ший антипригарный эффект. При заливке в форму углеродосодер жащие добавки, в том числе и масло, сгорают. Добавление отработанных ма сел, кроме противопригарного эф фекта, снижает коэффициент тре ния и облегчает выемку моделей из формы. Экономический эффект от применения отработанных ма сел вместо мазута при производ стве отливок из серого чугуна превышает три с половиной тыся чи рублей в год. Новое термостойкое самотвер- деющее противопригарное покры тие применяется при производст ве отливок из чугуна и углеро дистых сталей массой до 20 тонн. Оно создано на основе древесно смоляного мягчителя, вырабаты ваемого из смолы, полученной при термообработке проэкстраги- рованного осмола и древесины хвойных пород, а также смеси осмола с подрубом лиственных пород. Термостойкое противопригарное покрытие превосходит покрытие на основе поливинилбутирального лака по седиментационной устой чивости в 2,4 раза, по прочности сцепления — в 15 раз, по эрози онной стойкости — в 10 и тер мопрочности — в 25 раз. Для удаления газов и неметал лических включенйй из жидкого металла применили вакуумную обработку стали в струе. Для этого применяются установки вне- печного вакуумирования. Установ ка состоит из вакуум-ковша, ва куум-провода и вакуум-насосов. В крышке вакуум-ковша-футеро- вочная емкость с отверстием, пе рекрытым легкоплавкой крышкой. При выпуске металла из печи в промежуточную емкость крышка проплавляется и металл поступает через отверстие в ковш. Вследст вие интенсивного выделения газов резко увеличивается поверхность жидкого металла, с которой вы деляются растворенные в металле газы. Годовой экономический эффект от внедрения этого Метода — от 60 до 120 тысяч рублей. Для повышения устойчивости дробеметных лопаток создан спе циальный участок покрытия их полиуретаном. Участок состоит из установки синтеза с двумя реак торами, электролита для разогре ва материалов, вытяжного шка фа. Процесс осуществляется в три этапа в реакторе, снабженном мешалкой пропеллерного типа, во дяной рубашкой для охлаждения и электрообогревом. Л опатки с покрытием из полиу ретана в 14 раз устойчивее тра диционных. С. ДЗЮ БА , инженер Кировоградского НИО ЦН И ИТЭИтракторосельхозмаша. ПРАВОФЛАН ГОВЫЕ ПЯТИ ЛЕТК И В каждом цехе нашего предприятия есть лю ди, которых по праву считают ядром, «золотым фондом» коллектива. В термическом цехе одна из таких — Валентина Михайловна Лебедкова. Около трех десятилетий трудится она здесь термистом установки тока высокой частоты — срок, за который ею накоплен огромный про фессиональный опыт, заслужен большой автори тет. Сейчас, в дни предсъездовской вахты, Вален тина Михайловна работает с особой ответст венностью за результаты труда. Ее сменная вы работка — 115 процентов нормы — луцшертр- му подтверждение. фото А - Козина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz