Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр, 3 На -время летних каникул многие коллективы цехов и отделов нашего объединения приняли в свою рабочую семью школьников и учащихся профессионально-технических училищ. Плечом к плечу со старшими работали ребята за станками, у чертежных кульма ­ нов, на главном конвейере завода. Еще долго будут вспоминать о прошедшем лете Саша Попова, Лена Гончарова, Таня Дробышева, Оксана Мещерякова, Володя Подольский, старшеклассники тридцать первой школы, Катя Аколь- зина и Саша Назаров, учащиеся десятой и двадцать пятой школ и многие другие ребята. Пусть на короткое время, но все же ощутили они свою причастность к трудовым успехам тракторостроителей, научились дорожить доверием и уважением рабочих, почувствовали ответственность за порученное дело. Трудовая биография началась ^ н а нашем заводе у семидесяти пяти ребят. На снимке, сделанным нашим фотокорреспондентом А. Козиным, вы видите старшеклассника средней школы № 31 Радика Ляпина. В коллективе деревообделочного цеха он уже не «новичок». К аж ­ дый год в период летних каникул Радик вместе со своим братом Вячеславом работает в цехе на сборке тары. Зная трудолюбие и прилежность ребят, коллектив деревообделочного цеха всегда с ра­ достью принимает их в свою рабочую семью. На снимке: профессиональный урок ведет мастер производствен­ ного обучения 23-го технического училища Владимир Никифорович Гриднев. Р Е & О Р М А - В Д Е Й С Т В И И П Я Т И Л Е Т К А Н А Ш Е Г О В Е Ч Е Р Н Е Г О Проводимая реформа общеобра­ зовательной и профессиональной школы вносит серьезные коррек ­ тивы в подготовку молодежи к трудовой деятельности с целью приведения к большему соответст­ вию ее образовательного уровня, профессиональных навыков с за ­ интересованностью общества в кадрах. Теперь каждый молодой чело­ век получает среднее образова­ ние. Именно на пороге школы юноши и девушки задают, может быть, самые главные вопросы: кем быть? Какую избрать специ­ альность? Так вот, основными направлени­ ями реформы достаточно четко определены задачи школы — дать подрастающему поколению глубо­ кие и прочные знания основ наук, помочь выработать навыки и уме­ нье применять их на практике, формировать убежденность в об­ щественной и личной необходимо­ сти включения в производитель­ ный труд. Эти и другие установки рефор­ мы . могут быть осуществлены только на качественно новой ос­ нове педагогического труда, всего учебно-воспитательного процесса. Наш техникум, осуществляющий подготовку специалистов по ве­ черней форме обучения, находит­ ся в несколько иных условиях, чем общеобразовательная школа. Из 1300 обучающихся в техни ­ куме более 70 процентов рабочие, то есть те, кто уже определил свой жизненный путь и трудится на производстве. Есть возрастные особенности: среди учащихся име­ ются и 16— 18-летние, и сорока ­ пятилетние. Кроме того, около 60 процентов учащихся — семейные, участвуют в общественной жизни своих трудовых коллективов. Задачи реформы школы и спе­ цифика коллектива учащихся, о которой шла речь, и определили соответствующие формы и методы работы наших педагогов, органи ­ зации учебно-воспитательного про­ цесса. Первой и основной задачей бы­ ло создание учебно-лабораторной базы, улучшение условий труда преподавателей. В этом плане ны­ нешняя пятилетка была для кол ­ лектива решающей: почти все ка ­ бинеты и лаборатории созданы и оборудованы в соответствии с современными требованиями обу. чения. Показательно, что их обо­ рудование в стоимостном выраже ­ нии увеличилось в 20 раз, библи­ отечный фонд пополнился в ше­ стикратном размере. 24 аудитории оснащены современными техниче­ скими средствами обучения, не­ которые из них имеют средства автоматизации — дистанционное управление. Так, в кабинете общественных дисциплин (преподаватель Т. В. Чумбарева) имеется девять еди­ ниц различных технических средств обучения. На уроках ав ­ томатизации производства у пре­ подавателя И. С. Квона, напри­ мер, используется промышленная телевизионная установка. Улучшается и методическая ба­ за: почти каждый преподаватель систематически работает над оп ­ ределенной темой, повышая свое мастерство, что ведет к эффек­ тивности уроков. Росту препода­ вательского мастерства способст­ вует введение единого дня мето­ дической работы преподавателей по плану, ежегодная аттестация групп преподавателей и обучение их на курсах повышения квали ­ фикации при институтах. Специфика вечернего обучения предъявляет жесткие требования к профессиональному уровню пре­ подавателя и культуре его труда. Пожалуй, этим отличается препо­ даватель экономики и организа ­ ции производства Т. П. Петрище­ ва. Она первой сумела организо ­ вать обучение без домашних зада­ ний. В текущей пятилетке педколлек­ тив техникума «освоил» две но ­ вые специальности. По заказу тракторного завода сейчас наряду с тракторостроением и обработ­ кой металлов резанием ведется подготовка специалистов по тех ­ нологии литейного производства черных металлов и эксплуатации металлообрабатывающих станков и автоматических линий. Итоги пятилетки техникума ра ­ дуют: подготовлены почти 1300 специалистов, в том числе 77 ли ­ тейщиков, 106 — по наладке стан­ ков и автоматических линий. Предприятия Ельца получили от нас 200 технологов по обработке металлов резанием, грязинские за ­ воды — культиваторный и гидро- оборудования — 136 выпускников. Хочу остановиться на сущности вечерней формы обучения. Какие преимущества она имеет перед другими? Прежде всего, она поз­ воляет готовить специалистов без отрыва от производства, быстрее вовлекать молодежь в сферу ма­ териального производства, то- есть сократить путь молодых лю ­ дей от школы до активной трудо ­ вой деятельности. Практическая направленность обучения в вечер­ нем механическом техникуме обес­ печивает высокую степень готов ­ ности выпускников к выполнению своих профессиональных обязан­ ностей. Недаром, в составе руко ­ водящих кадров Липецкого трак ­ торного завода почти 85 процен­ тов — выпускники вечерних учеб­ ных заведений. С другой стороны, вчерашний школьник, быстро ос­ воив нужную профессию, стано ­ вится вполне самостоятельной лич. ностью, помощником в семье. И неслучайно, поэтому, в основных направлениях школьной реформы указано: развивать и улучшать вечернее и заочное обучение. Наши связи с заводом четко определены несколькими приказа, ми по объединению, отдельные цехи и отделы закреплены шефа­ ми за кабинетами и лаборатория­ ми. Дело за тем, чтобы активи ­ зировать взаимные связи. Для коллектива техникума было при ­ ятно известие о том, что в плане реконструкции завода записано строительство новых зданий для вечернего техникума. Учитывая, что проект их был своевременно разработан, можно рассчитывать на то, что работники ОКСа заво­ да и производственного объедине. ния «Липецкремстроймонтаж» о т ­ несутся к нашим заботам не толь­ ко с большим вниманием, но и проявят настоящий государствен­ ный подход. А пока документация только переходит от одних к другим. В нынешних условиях научно- технического прогресса, а также реконструкции завода вскоре по ­ требуются высококвалифицирован, ные специалисты. Поэтому расши­ рение вечернего механического техникума безусловно важно и для самого производственного объединения. Г. КОЛ ЕСНИКОВ , директор вечернего механического техникума. И С Т О Р И Я , К А К О Н А Е С Т Ь ПРЕЕМ СТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ фальсификаци й социальной природы стахановского движения § Несостоятельности буржуазных Это произошло в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. Шахтер А. Ста­ ханов выполнил за смену 14 норм. Такой высокой производи­ тельности ни в нашей стране, ни вообще в мире еще никто не до­ стигал. ОНИ БЫЛ И ПЕРВЫМИ За сравнительно короткое сремя у донецкого шахтера Стаханова нашлись десятки последователей и в других отраслях промышленно­ сти. Самой высокой производи­ тельности груда на фрезерных станках добился рабочий Москов ­ ского станкостроительного завода И. Гудов, а кузнец Горьковского автозавода А. Бусыгнн превзо­ шел лучшие мировые показатели производительности труда па опе­ рациях при изготовлении коленча­ тых валов. Ивановские ткачихи М. и Е. Виноградовы первыми в ми­ ре перешли на обслуживание 100 станков. Словом, рекорд Стаха­ нова стал достоянием уже не од­ ного человека, а многих. Новаторское дерзание, высочай­ шая производительность труда у советских рабочих появились не вдруг, не сами собой. Ка к указы ­ вал В. И. Ленин, более совершен­ ная по сравнению с капитализмом организация общественного труда не с неба сваливается и не из добреньких пожеланий рождается; она складывается в ходе истори­ ческого развития, вырастает из материальных условий крупного производства. ^ Буржуазная пропаганда внача­ ле обошла молчанием выдающие­ ся рекорды советских рабочих. Но правда об этом «огненном порыве массовой энергии», ка к образно назвал стахановское движение М. Горький, облетела весь мир. Ве ­ ликую силу соревнования с вос­ торгом приветствовали рабочие, прогрессивная общественность капиталистических стран. «Колос­ сальное пробуждение человечес­ кого сознания в области труда», возможное «только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяи­ ном», — так отозвался о рекор­ дах стахановцев Р. Роллан. Поняв, что умалчивать о про ­ должении «великого почина» боль­ ше нельзя, буржуазная пропаган­ да принялась порочить достиже ­ ния стахановцев, саму суть этого движения. Чего только не выду­ мывали западные мифотворцы! Они, например, внушали, что но­ вое движение «навязано» рабочим «сверху» — даже... органами Н КВ Д . Так, профессор Калифорнийско­ го университета Р. Вессон, напри­ мер, утверждал, что стахановское движение было «одним из средств давления на рядовых рабочих». Утверждалось, что, «изнурив при­ роду» рабочих, превратив их в «выжатые лимоны», стахановское движение-де быстро заглохнет. Однако эти вымыслы постоянно опровергались самой жизнью. К концу второй, пятилетки, напри­ мер, только в промышленности 43,8% рабочих являлись стаханов­ цами и ударниками. Причем от рекордов одиночек переходили к коллективным формам новаторст­ ва. Росло число стахановских бри­ гад, смен, участков. Это стало воз­ можным лишь при новом, про­ грессивном строе, когда отсутст ­ вует конкуренция, когда труд стал по-настоящему свободным, творческим. Если производительность труда в 1935 г, по сравнению с 1934 г. возросла на 13%, то в 1936 г. она уже увеличилась на 21%. Но­ вые формы выработки в промыш­ ленности (на 25% выше преж ­ них), несмотря на предсказания западных экономистов, в течение года были полностью освоены. Вторая пятилетка была выпол­ нена за 4 года 3 месяца. СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ Л А Д Традиции стахановцев живы и сегодня в делах передовиков и новаторов производства, смело и настойчиво осваивающих дости­ жения современной науки и тех­ ники. Но буржуазные средства массо­ вой информации, экономисты, «советологи» продолжают перепе­ вать старые песни. Они сводят сущность социалистического со­ ревнования к какому-то психоло­ гическому «давлению сверху» на трудящихся. Западногерманский историк Р. Лоренз, например, пытается дока ­ зать, что соревнование «препятст­ вует единению рабочего класса». Еще на заре стахановского дви ­ жения А. Бусыгин говорил: «Ино­ странные капиталистические газе­ ты пишут, будто это нас застав­ ляют так .работать, жилы из нас тянут. Вздор это! Сами мы взя­ лись за дело по-новому». Наверное, каждому человеку свойственно стремление к первен­ ству, и трудовое соперничество не исключение в этом плане. Но у нас есть одно существенное отли ­ чие от капитализма, где тоже есть соперничество. Опыт Стаханова и его последователей потому и це­ нен, что в их энергии заинтересо­ вано .общество. Вот что говорит забойщик шахты им Ф. Дзержин ­ ского Н. Холостых, выполнивший за пятилетку 3 пятилетних зада­ ния: «Не просто было выйти на такой рубеж. Но не в традициях стахановцев пасовать перед труд ­ ностями. Мой почин поддержали несколько тысяч забойщиков Центрального района Донбасса. А я беру новый: к дню открытия X X V I I съезда обязуюсь выполнить еще полторы годовых нормы». ПРОИГРАВШИХ НЕТ Добровольность участия трудя ­ щихся в соревновании подтверж ­ дается и таким аргументом: кро ­ ме передовиков, лидеров, у нас есть и так называемые середняки и отстающие. И никто их насиль­ но не заставляет идти на побитие рекордов. Единственно, с чем тут не хотят мириться честные тру ­ женики, это с тем, что не все от­ стающие являются таковыми в силу своих физических, что ли, возможностей. Виной здесь не­ редко бывает и неорганизован­ ность трудового процесса, и низ- кая заинтересованность в конеч­ ных результатах, и, наконец, са ­ мая элементарная лень. А как же быть еще с одним те­ зисом буржуазных идеологов, ут ­ верждающих, что соревнование вносит-де раскол в ряды рабо­ чих? Давайте посмотрим, чувствуют ли себя ущемленными те, кто не вышел победителем соревнования. Конечно, передовики, ка к правило, зарабатывают больше, но никто никому не мешает стать лидером. Более того, передовики охотно де­ лятся своими секретами, помога­ ют отстающим. У нас нет кон ку ­ рентов, за спиной наших рабочих не стоит огромная армия безра­ ботных. «Уважение товарищей, — счи­ тает, например, рабочий из Са­ ранска Н. Карпунин, — для нас дороже денег». Итак, 50 лет отделяют нас от рекорда А. Стаханова. Сегодня, по данным профсоюзов, в социа­ листическом соревновании участ­ вует 114 млн. человек, охватывая практически все сферы производ­ ственной деятельности. Конечно, не нужно упрощать. Было бы неверным представлять, будто сегодня все работают по- коммунистически. К сожалению, еще немало случаев бесхозяйст­ венности, недобросовестного отно­ шения к делу, нарушений трудо ­ вой дисциплины, что, естественно, не может не беспокоить нашу об­ щественность. Об этом советских людей широко информирует прес­ са. И соревнование еще далеко не везде хорошо организовано. Встре­ чаются случаи формализма, на ­ четничества, обязательства порой принимаются по шаблону. Но тем не менее, это не мешает нам со всей ответственностью сде­ лать вывод о том, что мифы бур­ жуазной пропаганды о «неестест­ венности и недолговечности» ста­ хановского движения не имеют под собой никакой почвы. Л . ДУБРОВИНА .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz