Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр, 3 На -время летних каникул многие коллективы цехов и отделов нашего объединения приняли в свою рабочую семью школьников и учащихся профессионально-технических училищ. Плечом к плечу со старшими работали ребята за станками, у чертежных кульма нов, на главном конвейере завода. Еще долго будут вспоминать о прошедшем лете Саша Попова, Лена Гончарова, Таня Дробышева, Оксана Мещерякова, Володя Подольский, старшеклассники тридцать первой школы, Катя Аколь- зина и Саша Назаров, учащиеся десятой и двадцать пятой школ и многие другие ребята. Пусть на короткое время, но все же ощутили они свою причастность к трудовым успехам тракторостроителей, научились дорожить доверием и уважением рабочих, почувствовали ответственность за порученное дело. Трудовая биография началась ^ н а нашем заводе у семидесяти пяти ребят. На снимке, сделанным нашим фотокорреспондентом А. Козиным, вы видите старшеклассника средней школы № 31 Радика Ляпина. В коллективе деревообделочного цеха он уже не «новичок». К аж дый год в период летних каникул Радик вместе со своим братом Вячеславом работает в цехе на сборке тары. Зная трудолюбие и прилежность ребят, коллектив деревообделочного цеха всегда с ра достью принимает их в свою рабочую семью. На снимке: профессиональный урок ведет мастер производствен ного обучения 23-го технического училища Владимир Никифорович Гриднев. Р Е & О Р М А - В Д Е Й С Т В И И П Я Т И Л Е Т К А Н А Ш Е Г О В Е Ч Е Р Н Е Г О Проводимая реформа общеобра зовательной и профессиональной школы вносит серьезные коррек тивы в подготовку молодежи к трудовой деятельности с целью приведения к большему соответст вию ее образовательного уровня, профессиональных навыков с за интересованностью общества в кадрах. Теперь каждый молодой чело век получает среднее образова ние. Именно на пороге школы юноши и девушки задают, может быть, самые главные вопросы: кем быть? Какую избрать специ альность? Так вот, основными направлени ями реформы достаточно четко определены задачи школы — дать подрастающему поколению глубо кие и прочные знания основ наук, помочь выработать навыки и уме нье применять их на практике, формировать убежденность в об щественной и личной необходимо сти включения в производитель ный труд. Эти и другие установки рефор мы . могут быть осуществлены только на качественно новой ос нове педагогического труда, всего учебно-воспитательного процесса. Наш техникум, осуществляющий подготовку специалистов по ве черней форме обучения, находит ся в несколько иных условиях, чем общеобразовательная школа. Из 1300 обучающихся в техни куме более 70 процентов рабочие, то есть те, кто уже определил свой жизненный путь и трудится на производстве. Есть возрастные особенности: среди учащихся име ются и 16— 18-летние, и сорока пятилетние. Кроме того, около 60 процентов учащихся — семейные, участвуют в общественной жизни своих трудовых коллективов. Задачи реформы школы и спе цифика коллектива учащихся, о которой шла речь, и определили соответствующие формы и методы работы наших педагогов, органи зации учебно-воспитательного про цесса. Первой и основной задачей бы ло создание учебно-лабораторной базы, улучшение условий труда преподавателей. В этом плане ны нешняя пятилетка была для кол лектива решающей: почти все ка бинеты и лаборатории созданы и оборудованы в соответствии с современными требованиями обу. чения. Показательно, что их обо рудование в стоимостном выраже нии увеличилось в 20 раз, библи отечный фонд пополнился в ше стикратном размере. 24 аудитории оснащены современными техниче скими средствами обучения, не которые из них имеют средства автоматизации — дистанционное управление. Так, в кабинете общественных дисциплин (преподаватель Т. В. Чумбарева) имеется девять еди ниц различных технических средств обучения. На уроках ав томатизации производства у пре подавателя И. С. Квона, напри мер, используется промышленная телевизионная установка. Улучшается и методическая ба за: почти каждый преподаватель систематически работает над оп ределенной темой, повышая свое мастерство, что ведет к эффек тивности уроков. Росту препода вательского мастерства способст вует введение единого дня мето дической работы преподавателей по плану, ежегодная аттестация групп преподавателей и обучение их на курсах повышения квали фикации при институтах. Специфика вечернего обучения предъявляет жесткие требования к профессиональному уровню пре подавателя и культуре его труда. Пожалуй, этим отличается препо даватель экономики и организа ции производства Т. П. Петрище ва. Она первой сумела организо вать обучение без домашних зада ний. В текущей пятилетке педколлек тив техникума «освоил» две но вые специальности. По заказу тракторного завода сейчас наряду с тракторостроением и обработ кой металлов резанием ведется подготовка специалистов по тех нологии литейного производства черных металлов и эксплуатации металлообрабатывающих станков и автоматических линий. Итоги пятилетки техникума ра дуют: подготовлены почти 1300 специалистов, в том числе 77 ли тейщиков, 106 — по наладке стан ков и автоматических линий. Предприятия Ельца получили от нас 200 технологов по обработке металлов резанием, грязинские за воды — культиваторный и гидро- оборудования — 136 выпускников. Хочу остановиться на сущности вечерней формы обучения. Какие преимущества она имеет перед другими? Прежде всего, она поз воляет готовить специалистов без отрыва от производства, быстрее вовлекать молодежь в сферу ма териального производства, то- есть сократить путь молодых лю дей от школы до активной трудо вой деятельности. Практическая направленность обучения в вечер нем механическом техникуме обес печивает высокую степень готов ности выпускников к выполнению своих профессиональных обязан ностей. Недаром, в составе руко водящих кадров Липецкого трак торного завода почти 85 процен тов — выпускники вечерних учеб ных заведений. С другой стороны, вчерашний школьник, быстро ос воив нужную профессию, стано вится вполне самостоятельной лич. ностью, помощником в семье. И неслучайно, поэтому, в основных направлениях школьной реформы указано: развивать и улучшать вечернее и заочное обучение. Наши связи с заводом четко определены несколькими приказа, ми по объединению, отдельные цехи и отделы закреплены шефа ми за кабинетами и лаборатория ми. Дело за тем, чтобы активи зировать взаимные связи. Для коллектива техникума было при ятно известие о том, что в плане реконструкции завода записано строительство новых зданий для вечернего техникума. Учитывая, что проект их был своевременно разработан, можно рассчитывать на то, что работники ОКСа заво да и производственного объедине. ния «Липецкремстроймонтаж» о т несутся к нашим заботам не толь ко с большим вниманием, но и проявят настоящий государствен ный подход. А пока документация только переходит от одних к другим. В нынешних условиях научно- технического прогресса, а также реконструкции завода вскоре по требуются высококвалифицирован, ные специалисты. Поэтому расши рение вечернего механического техникума безусловно важно и для самого производственного объединения. Г. КОЛ ЕСНИКОВ , директор вечернего механического техникума. И С Т О Р И Я , К А К О Н А Е С Т Ь ПРЕЕМ СТВЕННОСТЬ ТРАДИЦИЙ фальсификаци й социальной природы стахановского движения § Несостоятельности буржуазных Это произошло в ночь с 30 на 31 августа 1935 г. Шахтер А. Ста ханов выполнил за смену 14 норм. Такой высокой производи тельности ни в нашей стране, ни вообще в мире еще никто не до стигал. ОНИ БЫЛ И ПЕРВЫМИ За сравнительно короткое сремя у донецкого шахтера Стаханова нашлись десятки последователей и в других отраслях промышленно сти. Самой высокой производи тельности груда на фрезерных станках добился рабочий Москов ского станкостроительного завода И. Гудов, а кузнец Горьковского автозавода А. Бусыгнн превзо шел лучшие мировые показатели производительности труда па опе рациях при изготовлении коленча тых валов. Ивановские ткачихи М. и Е. Виноградовы первыми в ми ре перешли на обслуживание 100 станков. Словом, рекорд Стаха нова стал достоянием уже не од ного человека, а многих. Новаторское дерзание, высочай шая производительность труда у советских рабочих появились не вдруг, не сами собой. Ка к указы вал В. И. Ленин, более совершен ная по сравнению с капитализмом организация общественного труда не с неба сваливается и не из добреньких пожеланий рождается; она складывается в ходе истори ческого развития, вырастает из материальных условий крупного производства. ^ Буржуазная пропаганда внача ле обошла молчанием выдающие ся рекорды советских рабочих. Но правда об этом «огненном порыве массовой энергии», ка к образно назвал стахановское движение М. Горький, облетела весь мир. Ве ликую силу соревнования с вос торгом приветствовали рабочие, прогрессивная общественность капиталистических стран. «Колос сальное пробуждение человечес кого сознания в области труда», возможное «только в настоящем социалистическом обществе, где рабочий чувствует себя хозяи ном», — так отозвался о рекор дах стахановцев Р. Роллан. Поняв, что умалчивать о про должении «великого почина» боль ше нельзя, буржуазная пропаган да принялась порочить достиже ния стахановцев, саму суть этого движения. Чего только не выду мывали западные мифотворцы! Они, например, внушали, что но вое движение «навязано» рабочим «сверху» — даже... органами Н КВ Д . Так, профессор Калифорнийско го университета Р. Вессон, напри мер, утверждал, что стахановское движение было «одним из средств давления на рядовых рабочих». Утверждалось, что, «изнурив при роду» рабочих, превратив их в «выжатые лимоны», стахановское движение-де быстро заглохнет. Однако эти вымыслы постоянно опровергались самой жизнью. К концу второй, пятилетки, напри мер, только в промышленности 43,8% рабочих являлись стаханов цами и ударниками. Причем от рекордов одиночек переходили к коллективным формам новаторст ва. Росло число стахановских бри гад, смен, участков. Это стало воз можным лишь при новом, про грессивном строе, когда отсутст вует конкуренция, когда труд стал по-настоящему свободным, творческим. Если производительность труда в 1935 г, по сравнению с 1934 г. возросла на 13%, то в 1936 г. она уже увеличилась на 21%. Но вые формы выработки в промыш ленности (на 25% выше преж них), несмотря на предсказания западных экономистов, в течение года были полностью освоены. Вторая пятилетка была выпол нена за 4 года 3 месяца. СТАРЫЕ ПЕСНИ НА НОВЫЙ Л А Д Традиции стахановцев живы и сегодня в делах передовиков и новаторов производства, смело и настойчиво осваивающих дости жения современной науки и тех ники. Но буржуазные средства массо вой информации, экономисты, «советологи» продолжают перепе вать старые песни. Они сводят сущность социалистического со ревнования к какому-то психоло гическому «давлению сверху» на трудящихся. Западногерманский историк Р. Лоренз, например, пытается дока зать, что соревнование «препятст вует единению рабочего класса». Еще на заре стахановского дви жения А. Бусыгин говорил: «Ино странные капиталистические газе ты пишут, будто это нас застав ляют так .работать, жилы из нас тянут. Вздор это! Сами мы взя лись за дело по-новому». Наверное, каждому человеку свойственно стремление к первен ству, и трудовое соперничество не исключение в этом плане. Но у нас есть одно существенное отли чие от капитализма, где тоже есть соперничество. Опыт Стаханова и его последователей потому и це нен, что в их энергии заинтересо вано .общество. Вот что говорит забойщик шахты им Ф. Дзержин ского Н. Холостых, выполнивший за пятилетку 3 пятилетних зада ния: «Не просто было выйти на такой рубеж. Но не в традициях стахановцев пасовать перед труд ностями. Мой почин поддержали несколько тысяч забойщиков Центрального района Донбасса. А я беру новый: к дню открытия X X V I I съезда обязуюсь выполнить еще полторы годовых нормы». ПРОИГРАВШИХ НЕТ Добровольность участия трудя щихся в соревновании подтверж дается и таким аргументом: кро ме передовиков, лидеров, у нас есть и так называемые середняки и отстающие. И никто их насиль но не заставляет идти на побитие рекордов. Единственно, с чем тут не хотят мириться честные тру женики, это с тем, что не все от стающие являются таковыми в силу своих физических, что ли, возможностей. Виной здесь не редко бывает и неорганизован ность трудового процесса, и низ- кая заинтересованность в конеч ных результатах, и, наконец, са мая элементарная лень. А как же быть еще с одним те зисом буржуазных идеологов, ут верждающих, что соревнование вносит-де раскол в ряды рабо чих? Давайте посмотрим, чувствуют ли себя ущемленными те, кто не вышел победителем соревнования. Конечно, передовики, ка к правило, зарабатывают больше, но никто никому не мешает стать лидером. Более того, передовики охотно де лятся своими секретами, помога ют отстающим. У нас нет кон ку рентов, за спиной наших рабочих не стоит огромная армия безра ботных. «Уважение товарищей, — счи тает, например, рабочий из Са ранска Н. Карпунин, — для нас дороже денег». Итак, 50 лет отделяют нас от рекорда А. Стаханова. Сегодня, по данным профсоюзов, в социа листическом соревновании участ вует 114 млн. человек, охватывая практически все сферы производ ственной деятельности. Конечно, не нужно упрощать. Было бы неверным представлять, будто сегодня все работают по- коммунистически. К сожалению, еще немало случаев бесхозяйст венности, недобросовестного отно шения к делу, нарушений трудо вой дисциплины, что, естественно, не может не беспокоить нашу об щественность. Об этом советских людей широко информирует прес са. И соревнование еще далеко не везде хорошо организовано. Встре чаются случаи формализма, на четничества, обязательства порой принимаются по шаблону. Но тем не менее, это не мешает нам со всей ответственностью сде лать вывод о том, что мифы бур жуазной пропаганды о «неестест венности и недолговечности» ста хановского движения не имеют под собой никакой почвы. Л . ДУБРОВИНА .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz