Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » лАЛЛАА/'.ЛАЛАЛААЛААЛАААЛАА/\ЛААЛАЛА/\/\Л.'\А/'УАААЛ/\/'/\/\/\ААЛЛ/'АЛЛАААЛАЛАЛ На Параде Победы 24 июня 1945 года. Эти знамена разгромленных фашистских войск будут брошены к подножию Мавзолея В. И. Ленина. Фотохроника ТАСС. Д О Р О Ж А П АМЯ Т ЬЮ Так получилось, что пора его молодости и время войны совпа. ли в судьбе этого человека. Вот отчего самые неизгладимые впе чатления, яркие воспоминания связаны у него с теми грозными годами. По окончании семилетки Нико лай Дианов стал учеником мо дельщика. В свободное время бегал в аэроклуб — занимался парашютным спортом. Прозрач ный воздух, синее небо, внизу под ним далекая земля, расчер ченная на квадраты и прямо угольники полей. Мирная, счаст ливая жизнь... Война же налетела, как чер ный вихрь. Николай со дня на день ожидал повестки, и в де кабре сорок первого он уже учился в танковой полковой шко ле. Сейчас, спустя сорок с лиш ним лет, без напряжения памяти Николай Николаевич называет марки всех машин, с которыми знакомился на учебном полигоне и в ангарах. Тогда же, как й дру гие молодые танкисты, с жад ным интересом вглядывался в черный силуэт макета «тигра», с которым предстояло встретиться на полях сражений. Вскоре все они получили но венькие «тридцатьчетверки», и их часть отправилась на помощь сражавшимся под Сталинградом. Одно дело — учеба, другое — боевая обстановка: здесь нови чок теряется поневоле. Но меха_ нику-водителю помогли старшие товарищи — таков закон фронто вой взаимовыручки. В первом бою он не растерялся — все время чувствовал поддержку эки. пажа. И удача, можно сказать, окрылила. В дальнейшем Николай в любых сложных ситуациях дей ствовал спокойно и уверенно. Встреча с «тигром», ранее зна комым лишь по макету, прои зошла на Курской дуге, в знаме нитом танковом сражении под Прохоровкой. Николай Николае вич помнит его во всех подроб ностях. — Утром в четыре часа,—рас сказывает он, — заняли Прохо- ровку. Солнце чуть поднялось, а жара уже стояла невыносимая. Вот и они, немецкие танки... Впе реди «королевские тигры», по том просто «тигры», дальше «пан теры», самоходные установки «Фердинанды». С воем пикируют фашистские самолеты. Навстречу им, врезаясь в строй, летят на. ши истребители. В воздухе, — там особое сражение. Тут и мы открыли огонь. Подбили одну машину, «тигры» — напролом. Перед боем нам говорили, что немцы усилили броню. Ничего, поддается. Подкалиберным сож г ли еще один «тигр». А тут по радио поступил приказ — в контрнаступление. Осторожно двигаемся между грудами об ломков от подбитых машин. Пря мо по ходу моей «тридцатьчет верки» схватились в рукопашную старший лейтенант и фашист в комбинезоне. Командир крикнул: помоги. Я застопорил машину, выпрыгнул через передний люк и — на подмогу. По радио нашему экипажу со общили: недалеко от вас в заса де «фердинанд», уже подбил шесть наших «тридцатьчетверок». Развернулись, зашли с фланга. Самоходка как раз подставила свой борт. С первого выстрела подожгли. Смотрим, из люка вы валился немецкий полковник. Оказывается, огнем командовал сам командир дивизии. Под Богодуховым удача изме нила экипажу Дианова. Попали в засаду, чудом остался жив толь ко контуженный механик-води тель. Семь месяцев пролежал в госпитале. И опять — в строй. Николай Николаевич Дианов вспоминает: — В сорок четвертом году пе ребросили нас под Оршу, где началась широкомашстабная опе рация советских войск. После ос вобождения Белоруссии, вышли к границам Литвы и Восточной Пруссии. Немцы сопротивлялись, но мы продвигались к Кенигс бергу. Там закончилась для меня война. Участвовал в параде По беды на Красной площади. В со рок седьмом демобилизовался. На «гражданке» вернулся к сво ей мирной профессии модельщи ка. Вышел на пенсию, но продол жаю работать: скучно без дела. Нелегко освободиться от своих воспоминаний. Что ж, война стала для Николая Николаевича частью его биографии. Может, не будь ее, его судьба сложилась бы по-другому. Но участие в войне помогло ему ощутить себя частицей народа, вместе с ним испытать огромное счастье По беды. Вот почему Николай Ни колаевич так свято дорожит сво ей памятью, боевыми наградами Родины — орденами Отечествен ной войны первой и второй сте пени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». В. СУМИН ПО С Т Р А Н И Ц А М „ К И Р О В Ц А “ В О Е Н Н Ы Х Л Е Т ТАК РАБОТАЮТ СОВЕТСКИЕ ПАТРИОТЫ! С первых дней Отечественной войны Василий Алексеевич Бух- тияров с оружием в руках отста ивал честь, свободу и независи мость Родины После ранений, по лученных в боях с врагом, Бух- тияров вернулся на завод. От дел кадров направил его в ре монтно-механический цех. За ко роткий срок Бухтияров, не имев ший производственной квалифи кации, освоил работу сперва на одном, а потом па трех токарно карусельных станках. За хорошее знание профессии Бухтнярова выдвинули бригади ром. Как и на фронте, он и в тылу показывает образцы само отверженного труда, выполняет сменные задания на 180—200 про центов, а в отдельные дни и до четырех норм. «Кировец» № 65, 1944 г. СЕМЬЯ ФРОНТОВИКОВ Окружим еще большей заботой и вниманием семьи фронтовиков! Под этим лозунгом в цехах заво да проведены собрания трудящих ся, на которых приняты решения о сборе подарков к 27-й годов щине Октября для семей фронто виков. На собраниях в тракторном корпусе решено начать сбор про довольственных и денежных по дарков, которые будут вручены семьям фронтовиков в октябрь ские дни. Для сбора подарков ор ганизованы специальные комис сии из представителей обществен ных организаций и отличников предоктябрьского социалистичес кого соревнования. Для подарков рабочие отчисляют мясные про дукты, жиры, крупу, сахар, день ги, «Кировец» № 71, 1944 г. ТА К Р ОЖ Д А Л СЯ ТРАК ТОРНЫЙ ... ( О г е р о и з м е в т ы л у ) Окончание. Начало в №ЛЬ 43, 45, 49, 53, 60. В конце 1945— начале 1946 го дов завод получил партию обо рудования Это позволило укре пить станочным оборудованием инструментальный и ремонтно-ме ханический цехи. По мере подго товки технологического процесса по всему циклу шла доработка чертежей трактора с дизельным двигателем Д-35. Необходимость готовить квали фицированные кадры рабочих, а также отработки чертежей и тех нологической оснастки, вынужда ла создавать на заводе времен ные производственные участки, запускать цехи по временным технологическим схемам. Это, ко нечно, стоило большого труда н затрат времени, уводило от клас сических правил организации и пуска такого сложного предприя тия, как тракторный завод. Но в тех конкретных условиях было вполне оправданно, поскольку другого выхода просто не было. Нынче, вспоминая все это, не могу не восхищаться теми трудо любием, пониманием общей на шей задачи и талантливостью, которые проявили тогда наши ра бочие. И не могу не сказать хо тя бы несколько добрых слов о таких людях Например, о литей щике Василии Ивановиче Ивано ве. Это первый человек, который в зимних условиях, когда в ли тейном корпусе температура бы ла такой же, как и на улице, от лил блок дизель-мотора. А ведь в нем 54 стержня! В зиму 1945— 1946 годов мы не имели ни од ной калории тепла. Котельную на заводе удалось запустить только к отопительному сезону 1946 — 1947 годов, да и то только пер вую очередь — один котел. А В. И. Иванов, работал, несмотря ни на что, и долгое время воз главлял бригаду литейщиков, ко торая занималась отливкой самых сложных деталей трактора. А как не вспомнить инстру ментальщика Андрея Прокофье вич» Робенко? Инвалид Великой Отечественной войны, лишивший ся на фронте одной руки, он первый освоил и стал выдавать такой сложный режущий инстру мент, как ножи Глиссона, набор ные и червячные фрезы для обра ботки шестерен. Шел трудный процесс созрева ния коллектива завода в квали фикационном и организационном плане. Для проведения монтажных ра бот, связанных с установкой и подключением технологического оборудования, мы организовали в системе главного механика заво да монтажный цех. С первых дней и в последующие годы воз главлял его Рафаил Моисеевич Дехтярь, который пользовался за служенным уважением в коллек тиве завода. Монтажные работы проводи лись без особой механизации. Главными механизмами были электрические лебедки, установ ленные последовательно от места выгрузки прибывающего оборуд'о- дования. Разгрузку вагонов про водили с помощью имевшегося на заводе паровозного железнодо рожного крана. В конце 1945 года тракторная промышленность из наркомата автомобильной и тракторной про мышленности была передана дру гому наркомату. Это осложнило наше положение, поскольку при шлось знакомиться и устанавли вать деловые контакты с новыми для нас руководящими кадрами наркомата, которые к тому же слабо знали нашу отрасль. А за вод нуждался в неотложной по мощи, В феврале 1946 года я был ко мандирован в, новый для нас наркомат. В аппарате его холод но встретили наши просьбы, И только то, что мне удалось встре титься с Наркомом земледелия Андреем Андреевичем Андреевым, повернуло дело в нужную сторо ну. По рекомендации А. А. Анд реева была созвана коллегия нар комата с одним вопросом: об ока зании помощи Липецкому трак торному заводу. Нарком П. Н. Горемыкин под держал наши просьбы и было принято решение — часть остро необходимого оборудования снять с действующих заводов. В резуль тате мы получили во второй поло вине 1946 года 600-кубовый комп рессор, трансформаторы и другое самое дефицитное оборудование. Таким образом были созданы условия к запуску в этом году литейного цеха, 'а также для обеспечения сжатым воздухом других цехов Однако отсутствие электрических мощностей лихора дило работу завода в течение 1947—1948 годов. Не содейство вало успеху дела и то, что в эти годы часто менялись директора предприятия, хотя основа этого успеха заключалась в производи тельных силах завода, которые в условиях послевоенной разрухи формировались с огромными труд ностями. В заключение этих своих дале ко неполных воспоминаний счи таю необходимым коротко ска зать о последующих событиях. Как говорилось выше, выпуск тракторов с бензиновым автомо бильным двигателем было вре менным и вынужденным решени ем. И вопрос разработки конст рукции современного дизельного двигателя мощностью 35 лоша диных сил с каждым днем приоб ретал все большую остроту. Ко нечно, в то время отработка конструкции нового, не имеющего аналогов в нашей промышленно сти дизеля, представляла трудно разрешимую проблему. В стране был опыт создания конструкции и организации дизельного произ водства на Челябинском трактор ном заводе. Но по мощности и принципу работы это была ма шина иного клаеса. Конструкторскую часть созда ния дизеля для нашего трактора взял на себя НАТИ. И группа разработчиков под руководством тов. Озерского в сравнительно короткий срок дала первый вари ант конструкции дизеля. Но вся доработка чертежей и технологи ческая часть легли на плечи на ших заводских специалистов. И нужно отметить, что они с честью справились с этой труднейшей за дачей, а наши производственники обеспечили выпуск тракторов с дизельным двигателем с июня 1947 года. И эта работа, проделанная ин женерно-техническим коллективом Липецкого тракторного завода, послужила также надежным фун даментом для организации произ водства колесных тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2 на Минском тракторном заводе: на них уста навливался наш дизельный двига тель Д-35. Этот мотор был ис пользован при выпуске колесных пропашных тракторов и на дру гих заводах, а в пятидесятых- шестидесятых годах нашел при менение во многих отраслях на родного хозяйства страны. На базе Д-35 в последующие годы Липецким тракторным заво дом была разработана конструк ция дизеля с воздушным охлаж дением. То была первая попытка создания в нашей стране дизель ного двигателя с воздушным ох лаждением. Инициатором и руко водителем как в разработке кон струкции, так и в последующей экспериментальной доводке, был Александр Степанович Балаев. За создание дизель-мотора Д-35 группа работников НАТИ, а также главный конструктор на шего завода Б. Е. Архангель ский, были удостоены Государст венной премии СССР. А. НИКАНОРОВ, директор Липецкого тракторного завода военных лет, персональный пенсионер.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz