Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » лАЛЛАА/'.ЛАЛАЛААЛААЛАААЛАА/\ЛААЛАЛА/\/\Л.'\А/'УАААЛ/\/'/\/\/\ААЛЛ/'АЛЛАААЛАЛАЛ На Параде Победы 24 июня 1945 года. Эти знамена разгромленных фашистских войск будут брошены к подножию Мавзолея В. И. Ленина. Фотохроника ТАСС. Д О Р О Ж А П АМЯ Т ЬЮ Так получилось, что пора его молодости и время войны совпа. ли в судьбе этого человека. Вот отчего самые неизгладимые впе ­ чатления, яркие воспоминания связаны у него с теми грозными годами. По окончании семилетки Нико ­ лай Дианов стал учеником мо ­ дельщика. В свободное время бегал в аэроклуб — занимался парашютным спортом. Прозрач ­ ный воздух, синее небо, внизу под ним далекая земля, расчер­ ченная на квадраты и прямо ­ угольники полей. Мирная, счаст­ ливая жизнь... Война же налетела, как чер ­ ный вихрь. Николай со дня на день ожидал повестки, и в де­ кабре сорок первого он уже учился в танковой полковой шко ­ ле. Сейчас, спустя сорок с лиш­ ним лет, без напряжения памяти Николай Николаевич называет марки всех машин, с которыми знакомился на учебном полигоне и в ангарах. Тогда же, как й дру ­ гие молодые танкисты, с жад ­ ным интересом вглядывался в черный силуэт макета «тигра», с которым предстояло встретиться на полях сражений. Вскоре все они получили но ­ венькие «тридцатьчетверки», и их часть отправилась на помощь сражавшимся под Сталинградом. Одно дело — учеба, другое — боевая обстановка: здесь нови чок теряется поневоле. Но меха_ нику-водителю помогли старшие товарищи — таков закон фронто ­ вой взаимовыручки. В первом бою он не растерялся — все время чувствовал поддержку эки. пажа. И удача, можно сказать, окрылила. В дальнейшем Николай в любых сложных ситуациях дей ­ ствовал спокойно и уверенно. Встреча с «тигром», ранее зна ­ комым лишь по макету, прои ­ зошла на Курской дуге, в знаме­ нитом танковом сражении под Прохоровкой. Николай Николае вич помнит его во всех подроб ­ ностях. — Утром в четыре часа,—рас­ сказывает он, — заняли Прохо- ровку. Солнце чуть поднялось, а жара уже стояла невыносимая. Вот и они, немецкие танки... Впе­ реди «королевские тигры», по ­ том просто «тигры», дальше «пан­ теры», самоходные установки «Фердинанды». С воем пикируют фашистские самолеты. Навстречу им, врезаясь в строй, летят на. ши истребители. В воздухе, — там особое сражение. Тут и мы открыли огонь. Подбили одну машину, «тигры» — напролом. Перед боем нам говорили, что немцы усилили броню. Ничего, поддается. Подкалиберным сож г ­ ли еще один «тигр». А тут по радио поступил приказ — в контрнаступление. Осторожно двигаемся между грудами об ­ ломков от подбитых машин. Пря ­ мо по ходу моей «тридцатьчет­ верки» схватились в рукопашную старший лейтенант и фашист в комбинезоне. Командир крикнул: помоги. Я застопорил машину, выпрыгнул через передний люк и — на подмогу. По радио нашему экипажу со ­ общили: недалеко от вас в заса­ де «фердинанд», уже подбил шесть наших «тридцатьчетверок». Развернулись, зашли с фланга. Самоходка как раз подставила свой борт. С первого выстрела подожгли. Смотрим, из люка вы­ валился немецкий полковник. Оказывается, огнем командовал сам командир дивизии. Под Богодуховым удача изме ­ нила экипажу Дианова. Попали в засаду, чудом остался жив толь ­ ко контуженный механик-води ­ тель. Семь месяцев пролежал в госпитале. И опять — в строй. Николай Николаевич Дианов вспоминает: — В сорок четвертом году пе ­ ребросили нас под Оршу, где началась широкомашстабная опе ­ рация советских войск. После ос ­ вобождения Белоруссии, вышли к границам Литвы и Восточной Пруссии. Немцы сопротивлялись, но мы продвигались к Кенигс ­ бергу. Там закончилась для меня война. Участвовал в параде По­ беды на Красной площади. В со ­ рок седьмом демобилизовался. На «гражданке» вернулся к сво ­ ей мирной профессии модельщи ­ ка. Вышел на пенсию, но продол ­ жаю работать: скучно без дела. Нелегко освободиться от своих воспоминаний. Что ж, война стала для Николая Николаевича частью его биографии. Может, не будь ее, его судьба сложилась бы по-другому. Но участие в войне помогло ему ощутить себя частицей народа, вместе с ним испытать огромное счастье По­ беды. Вот почему Николай Ни­ колаевич так свято дорожит сво ­ ей памятью, боевыми наградами Родины — орденами Отечествен­ ной войны первой и второй сте­ пени, Красной Звезды, медалью «За отвагу». В. СУМИН ПО С Т Р А Н И Ц А М „ К И Р О В Ц А “ В О Е Н Н Ы Х Л Е Т ТАК РАБОТАЮТ СОВЕТСКИЕ ПАТРИОТЫ! С первых дней Отечественной войны Василий Алексеевич Бух- тияров с оружием в руках отста­ ивал честь, свободу и независи­ мость Родины После ранений, по­ лученных в боях с врагом, Бух- тияров вернулся на завод. От ­ дел кадров направил его в ре­ монтно-механический цех. За ко ­ роткий срок Бухтияров, не имев­ ший производственной квалифи­ кации, освоил работу сперва на одном, а потом па трех токарно­ карусельных станках. За хорошее знание профессии Бухтнярова выдвинули бригади­ ром. Как и на фронте, он и в тылу показывает образцы само­ отверженного труда, выполняет сменные задания на 180—200 про­ центов, а в отдельные дни и до четырех норм. «Кировец» № 65, 1944 г. СЕМЬЯ ФРОНТОВИКОВ Окружим еще большей заботой и вниманием семьи фронтовиков! Под этим лозунгом в цехах заво­ да проведены собрания трудящих­ ся, на которых приняты решения о сборе подарков к 27-й годов­ щине Октября для семей фронто­ виков. На собраниях в тракторном корпусе решено начать сбор про­ довольственных и денежных по­ дарков, которые будут вручены семьям фронтовиков в октябрь­ ские дни. Для сбора подарков ор­ ганизованы специальные комис­ сии из представителей обществен­ ных организаций и отличников предоктябрьского социалистичес­ кого соревнования. Для подарков рабочие отчисляют мясные про­ дукты, жиры, крупу, сахар, день­ ги, «Кировец» № 71, 1944 г. ТА К Р ОЖ Д А Л СЯ ТРАК ТОРНЫЙ ... ( О г е р о и з м е в т ы л у ) Окончание. Начало в №ЛЬ 43, 45, 49, 53, 60. В конце 1945— начале 1946 го ­ дов завод получил партию обо­ рудования Это позволило укре­ пить станочным оборудованием инструментальный и ремонтно-ме­ ханический цехи. По мере подго­ товки технологического процесса по всему циклу шла доработка чертежей трактора с дизельным двигателем Д-35. Необходимость готовить квали­ фицированные кадры рабочих, а также отработки чертежей и тех­ нологической оснастки, вынужда­ ла создавать на заводе времен­ ные производственные участки, запускать цехи по временным технологическим схемам. Это, ко ­ нечно, стоило большого труда н затрат времени, уводило от клас­ сических правил организации и пуска такого сложного предприя­ тия, как тракторный завод. Но в тех конкретных условиях было вполне оправданно, поскольку другого выхода просто не было. Нынче, вспоминая все это, не могу не восхищаться теми трудо­ любием, пониманием общей на­ шей задачи и талантливостью, которые проявили тогда наши ра­ бочие. И не могу не сказать хо­ тя бы несколько добрых слов о таких людях Например, о литей­ щике Василии Ивановиче Ивано­ ве. Это первый человек, который в зимних условиях, когда в ли­ тейном корпусе температура бы­ ла такой же, как и на улице, от­ лил блок дизель-мотора. А ведь в нем 54 стержня! В зиму 1945— 1946 годов мы не имели ни од­ ной калории тепла. Котельную на заводе удалось запустить только к отопительному сезону 1946 — 1947 годов, да и то только пер­ вую очередь — один котел. А В. И. Иванов, работал, несмотря ни на что, и долгое время воз­ главлял бригаду литейщиков, ко ­ торая занималась отливкой самых сложных деталей трактора. А как не вспомнить инстру­ ментальщика Андрея Прокофье­ вич» Робенко? Инвалид Великой Отечественной войны, лишивший­ ся на фронте одной руки, он первый освоил и стал выдавать такой сложный режущий инстру­ мент, как ножи Глиссона, набор­ ные и червячные фрезы для обра­ ботки шестерен. Шел трудный процесс созрева­ ния коллектива завода в квали­ фикационном и организационном плане. Для проведения монтажных ра­ бот, связанных с установкой и подключением технологического оборудования, мы организовали в системе главного механика заво­ да монтажный цех. С первых дней и в последующие годы воз­ главлял его Рафаил Моисеевич Дехтярь, который пользовался за­ служенным уважением в коллек­ тиве завода. Монтажные работы проводи­ лись без особой механизации. Главными механизмами были электрические лебедки, установ­ ленные последовательно от места выгрузки прибывающего оборуд'о- дования. Разгрузку вагонов про­ водили с помощью имевшегося на заводе паровозного железнодо­ рожного крана. В конце 1945 года тракторная промышленность из наркомата автомобильной и тракторной про­ мышленности была передана дру­ гому наркомату. Это осложнило наше положение, поскольку при­ шлось знакомиться и устанавли­ вать деловые контакты с новыми для нас руководящими кадрами наркомата, которые к тому же слабо знали нашу отрасль. А за­ вод нуждался в неотложной по­ мощи, В феврале 1946 года я был ко ­ мандирован в, новый для нас наркомат. В аппарате его холод­ но встретили наши просьбы, И только то, что мне удалось встре­ титься с Наркомом земледелия Андреем Андреевичем Андреевым, повернуло дело в нужную сторо­ ну. По рекомендации А. А. Анд­ реева была созвана коллегия нар­ комата с одним вопросом: об ока­ зании помощи Липецкому трак ­ торному заводу. Нарком П. Н. Горемыкин под­ держал наши просьбы и было принято решение — часть остро необходимого оборудования снять с действующих заводов. В резуль­ тате мы получили во второй поло­ вине 1946 года 600-кубовый комп­ рессор, трансформаторы и другое самое дефицитное оборудование. Таким образом были созданы условия к запуску в этом году литейного цеха, 'а также для обеспечения сжатым воздухом других цехов Однако отсутствие электрических мощностей лихора­ дило работу завода в течение 1947—1948 годов. Не содейство­ вало успеху дела и то, что в эти годы часто менялись директора предприятия, хотя основа этого успеха заключалась в производи­ тельных силах завода, которые в условиях послевоенной разрухи формировались с огромными труд ­ ностями. В заключение этих своих дале­ ко неполных воспоминаний счи­ таю необходимым коротко ска­ зать о последующих событиях. Как говорилось выше, выпуск тракторов с бензиновым автомо­ бильным двигателем было вре­ менным и вынужденным решени­ ем. И вопрос разработки конст­ рукции современного дизельного двигателя мощностью 35 лоша­ диных сил с каждым днем приоб­ ретал все большую остроту. Ко ­ нечно, в то время отработка конструкции нового, не имеющего аналогов в нашей промышленно­ сти дизеля, представляла трудно разрешимую проблему. В стране был опыт создания конструкции и организации дизельного произ­ водства на Челябинском трактор­ ном заводе. Но по мощности и принципу работы это была ма­ шина иного клаеса. Конструкторскую часть созда­ ния дизеля для нашего трактора взял на себя НАТИ. И группа разработчиков под руководством тов. Озерского в сравнительно короткий срок дала первый вари­ ант конструкции дизеля. Но вся доработка чертежей и технологи­ ческая часть легли на плечи на­ ших заводских специалистов. И нужно отметить, что они с честью справились с этой труднейшей за­ дачей, а наши производственники обеспечили выпуск тракторов с дизельным двигателем с июня 1947 года. И эта работа, проделанная ин­ женерно-техническим коллективом Липецкого тракторного завода, послужила также надежным фун­ даментом для организации произ­ водства колесных тракторов МТЗ-1 и МТЗ-2 на Минском тракторном заводе: на них уста навливался наш дизельный двига­ тель Д-35. Этот мотор был ис­ пользован при выпуске колесных пропашных тракторов и на дру­ гих заводах, а в пятидесятых- шестидесятых годах нашел при­ менение во многих отраслях на­ родного хозяйства страны. На базе Д-35 в последующие годы Липецким тракторным заво­ дом была разработана конструк­ ция дизеля с воздушным охлаж­ дением. То была первая попытка создания в нашей стране дизель­ ного двигателя с воздушным ох­ лаждением. Инициатором и руко ­ водителем как в разработке кон­ струкции, так и в последующей экспериментальной доводке, был Александр Степанович Балаев. За создание дизель-мотора Д-35 группа работников НАТИ, а также главный конструктор на­ шего завода Б. Е. Архангель­ ский, были удостоены Государст­ венной премии СССР. А. НИКАНОРОВ, директор Липецкого тракторного завода военных лет, персональный пенсионер.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz