Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » ■ стр. 3 |'\У\ЛЛЛЛЛ/\ЛЛЛЛЛЛЛ/'ЛЛ/у\ЛЛ*'ЛУЛА/\АЛАЛ/'/У/\А/\ЛАЛАЛЛЛ/\ЛЛАЛЛЛАЛЛАЛ/\АЛААЛАЛЛАА/‘ . На снимке А. Козина — участник Великой Отечественной войны токарь чугунолитейного цеха Федор Андреевич Курьянов. Верность традициям поколения фронтовых лет коммунист Ф. А. Курьянов доказывает самоотверженным тру дом и общественной активностью в течение тридцати пяти лет. * МИНУВШ ЕЕ В заводской профсоюзной биб лиотеке состоялся литературно музыкальный вечер «Минувшее мы вновь переживаем», посвящен ный 40-летию ВелИкой Победы. На вечер были приглашены вете раны Великой Отечественной вой ны, которые являются читателями библиотеки более сорока лет — почти с момента ее открытия. Среди них К. Т. Огрызков, А. А. Барышникова, А. Д. Кургузов, У. Н. Ермоленко, И. Т. Ерошенко, О. Е. Ионкина, А. Д. Конова, М. А. Гречина, Б. Л. Гуревич, П. А. Таскаева, А. А. Невежин. Вечер открыла заведующая от делом обслуживания Л. Г. Каре лина. — Сорок лет отделяет нас от счастливых залпов Победы, — сказала она, — Но не можем мы забыть и сегодня грозные тучи войны, гарь пожарищ. Мы при ветствуем всех, кто своим герои ческим и самоотверженным тру дом ковал победу над фашистски ми агрессорами и кто в грозном сорок третьем строил Липецкий тракторный завод. Подвиги геро ев бессмертны. Они навечно оста лись в нашей памяти, продолжа ют жить в литературе. Библиотекарь Л. В. Кургузова познакомила собравшихся с но вым изданием: «Антология Вели кой Отечественной войны». Сей час вышло в свет пять томов из дания, всего их будет двенад цать. Каждый том — это продол жение художественной эпопеи о Великой Отечественной. В книгах собраны все художественные про изведения советских писателей и поэтов — К. Симонова, М. Шоло хова, С. Васильева, В. Быкова, А. Маковского и других, расска зывающие о великих сражениях, героических битвах. /НШ Ж М Ж МЫ ВНОВЬ П Е РЕЖ И ВА ЕМ Тома антологии — это своеоб разная хронология событий воен ных лет. «Вставай, страна огром ная» — так называется первый том. Последующие носят назва ния: «Битва за Москву», «Подвиг Ленинграда», «Сталинградская битва», «Курская дуга». Антоло гия Великой Отечественной — ли тературный памятник истории. — В годы Великой Отечествен ной войны выросло много компо зиторов, писателей и поэтов, — говорит старший библиотекарь Н.' П. Согомонова. Звучит песня «Священная вой на». Судьба этой песни почетна, это песенная эмблема войны. Впервые она прозвучала в зале Белорусского вокзала в самом начале войны, когда бойцы от правлялись на фронт. Суровые и справедливые строки песни муже ственно вели народ в атаку, объ единяли веру всех людей в свя тую победу. Например, все песни на стихи М. Матусовского прони заны памятью, захлестывают сердце болью, наводят на воспо минания о военном лихолетье. Великая Отечественная, продол жала Согомонова, незаживающая рана. Поэтому все песни военных лет советские люди любят и по ют, они близки не только ветера нам, но и послевоенному поколе нию. Присутствующие с интересом прослушали рассказ о рождении песен «На безымянной высоте», «Шел солдат», «День Победы», «Эх, дороги». Некоторые песни родились спустя годы после вой ны, но они так же дороги и близки нам, как и военные песни. О липчанах-земляках, Героях Советского Союза, рассказывает ветеран войны К. Т. Огрызков. 160 уроженцев города Липецка и Липецкой области за подвиги в годы Великой Отечественной вой ны удостоены звания Героев Со ветского Союза. Третья часть из них — посмертно. Среди героев- земляков есть лично знакомые и друзья К. Т. Огрызкова: П. А. Горчаков, Н. Д. Валяев, И. Т. Фролов, Л. А. Шипулин, о встре чах с которыми он поделился своими воспоминаниями. Это был волнующий рассказ. А. Д. Кургузов много лет под ряд является участником художе ственной самодеятельности Двор ца культуры. Он прочитал главу «Гармонь» из поэмы А. Твардов ского «Василий Теркин» и гла ву из поэмы «За далью — даль», которая называется «Москва в пути». В заключение директор профсо юзной библиотеки И. А. Долгова сказала: — Молодое поколение должно осознавать свою сопричастность к истории. Внимание писателей се годня обращено именно на это. Сейчас перед всем человечеством стоит насущная проблема — со хранение мира. Это честь и долг напцй молодежи, всех прогрес сивных людей... От имени первых читателей вы ступили полковник в отставке У. Н. Ермоленко и майор в от ставке И. Т. Ерошенко. Ветераны вспомнили пережитые события военных лет, поблагодарили орга низаторов вечера за теплоту встречи, за внимание к ним. Звучит песня «День Победы». На память ветеранам и гостям вечера вручаются сувениры — книги о минувшей войне. Вечер-воспоминание прошел в теплой обстановке и надолго за помнится его участникам. В. КОЧЕТЫ ГОВ, нештатный корреспондент «Кировца». ПО С Т Р А Н И Ц А М „ К И Р О В Ц А “ В О Е Н Н Ы Х Л Е Т СРЕДНЯЯ ШКОЛА МОЛОДЕЖИ До начала Великой Отечествен- ^ ^ н о й войны на заводе функциони ровала средняя школа рабочей молодежи с контингентом уча щихся 150 человек. Обучалась в ней молодежь, которая по каким- либо причинам не могла окончить обычную среднюю школу. Теперь средняя школа молоде жи организуется и на тракторном заводе—при школе № 10. Прием заявлений производится с 1 по 15 сентября. В школу принимаются лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше в 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 10 классы, работающие на про изводстве,! в учреждениях, в сель ском хозяйстве и домашние хо зяйки. Начало занятий в школе — 1 октября. «Кировец» №59, 1944 г. ПОСТРОИМ ЗВЕНО БОЕВЫХ САМОЛЕТОВ Комсомольцы и молодые рабо чие воронежского завода имени Дзержинского выступили инициа торами патриотического движения — начали сбор денежных средств на постройку боевого звена само летов «Воронежский комсомолец». Поддерживая прекрасное начи нание молодых дзержинцев, ком сомольцы и несоюзная молодежь ремонтно-кузнечного цеха решили внести свою долю средств на по- ~ стройку звена боевых самолетов. Для этой благородной цели к аж дый. молодой рабочий цеха отчис лил свой трехдневный заработок. Одновременно кузнецы комсо мольско-молодежной бригады тов. Леонова призвали всех комсо мольцев и несоюзную молодежь завода начать сбор средств на строительство звена самолетов «Воронежский комсомолец». «Кировец» № 63—64, 1944 г. ТАК РОЖДАЛСЯ ТРАКТОРНЫЙ... Продолжение. Начало в №№43, 45, 49. Для создания трактора с дизе лем пришлось усилить работу, свя занную с привлечением на завод специалистов-конструкторов. Ре шающую роль тут сыграл Борис Евграфович Архангельский Он сумел в довольно короткий срок пригласить людей с Челябинско го, Алтайского тракторных заво дов и других мест. В числе дру гих специалистов приехал Геор гий Фадеевич Матюхов, а нес колько позже по ходатайству Наркомата был отозван из ар мии и направлен на завод Алек сандр Степанович Балаев и дру гие товарищи. _ Конструкторское бюро размес тилось в бытовках литейного це ха. Но пришли конструкторы бук вально на голое место: пришлось оснащать их всем необходимым заново — от стола дб чертежной доски —< с помощью только на чавшего действовать ремонтно- строительного цеха. Параллельно с отделом главно го конструктора шло формирова ние отделов главного технолога и главного металлурга В отдел главного технолога поступили Игорь Сергеевич Арцибушев, Сер гей Федорович Егоров и другие товарищи, вокруг которых стала формироваться технологическая служба завода. Удар, нанесенный врагу под Курском и дальнейшие сокруши тельные удары Красной Армии по немецко-фашистским захватчикам, вызывали в нашем коллективе ат мосферу всеобщего подъема и полной уверенности в скором ос вобождении оккупированных рай онов страны и в окончательной победе. К концу 1943 года, по мере проработки чертежей и выяснения ( О г е р о и з приемлемой технологии производ ства деталей трактора, проясни лись и объемы технологической подготовки производства. Рассчи тывать мы могли" при этом толь ко на собственные силы, посколь ку такие родственные нам произ водства, как тракторное и авто мобильное, были полностью пере ключены на удовлетворение воен ных нужд. Мы располагали тогда произ водственной площадью лишь под крышей корпуса механической обработки, которая составляла до 15 тысяч квадратных метров Не существовало кузнечного, тер мического и инструментального корпусов, а литейный надо было полностью реконструировать — технология производства в нем ничего не имела общего с изго товлением отливок деталей трак торов. Дело осложнялось еще и тем, что для трактора требова лись многие детали из стальных отливок. Такие, как катки, траки гусениц и другие. Обстановка требовала создания группы цехов вспомогательного производства с использованием имеющихся площадей. Пришлось принимать срочные меры к вводу в действие ремонтно-литейного, ремонтно-строительного, ремонт но-механического и модельного цехов, а также экспериментально го цеха—для нужд отдела глав ного конструктора. Но не было оборудования. Первый станок на заводе поя вился в сентябре 1943 года. Это был токарный ДИП-200. Его, как сейчас помню, установили в ре монтном цехе, и с этого станка сошла первая на заводе деталь. А в начале 1944 года мы получи ли первый молот свободной ков ки. Добыли паровоз ФД, устано вили его возле ремонтной кузни цы, и молот, наконец, застучал. м е в т ы л у Первым начальником кузнечного цеха был назначен Иван Алексе евич Панченко. Пуск цехов даже в первона чальной, зачаточной, стадии поз волил изготовлять различные из делия, в первую очередь —- для строителей. В начале 1944 года коллегия наркомата рассмотрела состояние дел на нашем заводе. Со мной по указанию обкома партии в Моск ву поехал Михаил Ильич Тенен- баум. На коллегию мы прибыли с уймой вопросов Здесь выступил М. И. Тененбаум. После этого де ло с поставкой оборудования не сколько оживилось. В первой по ловине 1944 года мы получили несколько десятков станков. Они поступили по ленд-лизу в счет за явки, сделанной нами в мае 1943 года. И все это оборудование бы ло установлено в ремонтно-меха ническом цехе* которому стали давать задания по первоначаль ному освоению и изготовлению деталей для первого макета трак тора. Но вскоре обстановка с укомп лектованием завода оборудовани ем вновь осложнилась: было при нято решение о восстановлении тракторного производства на Ста линградском, Харьковском и Ал тайском тракторных заводах. Кроме того, началась организация производства тракторов «Универ сал» на Владимирском трактор ном заводе, который имел уже годами отработанную конструк цию трактора, выпускавшегося Кировским заводом в Ленингра де. Все это не содействовало пер воочередному удовлетворению на ших нужд в оборудовании. К то му же в Воронежской области ос талось бедственным положение с электроэнергией. И все же, несмотря на, каза лось бы, полную неготовность за вода к выпуску тракторов, с ве личайшим трудом, буквально, что называется, на коленках были из готовлены детали и собран макет первого липецкого трактора. Де тали эти изготавливались из под ручных материалов, так что, к примеру, вместо стали катки и траки были изготовлены в ре монтно-литейном цехе из чугуна. Но это было необходимо для то го, чтобы провести первую про верку и корректировку чертежей машины. Имело большое значе ние и то, что рабочие завода впервые своими руками изготови ли детали трактора и в целом коллектив почувствовал, что мо жет справиться с задачей органи зации выпуска тракторов, что са моотверженный труд его в тяже лейших условиях военного време ни не пропадет даром и придет время, когда из ворот завода двинется лавнна новых машин с маркой «ЛТЗ». Выезд трактора приурочили к 1 июня 1944 года. На заводе по этому поводу состоялся митинг, на нем присутствовали первый секретарь Воронежского обкома ВКП (б) т. Тищенко и руководи тели горкома партии. Однако, как говорится, первая ласточка еще не делает весны. Впереди предстояла еще упорная и настойчивая работа на строи тельстве завода, по созданию со тен моделей, штампов, тысяч различных приспособлений и ин струментов. Иными словами, дальнейшая работа, направленная на формирование производитель ных сил завода, основной, опре деляющей частью которых были, конечно, люди, отряд рабочего класса, владеющий техникой. А. НИКАНОРОВ, директор Липецкого трактор ного завода военных лет.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz