Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » етр . 3 з п воа ШКОЛА С Т Р А Н И Ц А № 139 Первая продук ция». Трудо­ вое обучение в средней школе № 25. Фото А. Козина. К т о п р и д е т н а с м е н у ? Как организовать производи­ тельный труд школьников на ба­ зовом предприятии? Какую про­ дукцию будут выпускать ребята? Что нового можно внести в проф­ ориентационную работу? Эти и другие вопросы обсуждались на совещании директоров средних школ подшефных заводу и ру­ ководящих работников предприя­ тия. В ближайшие годы завод пере­ живет второе рождение. Уже сей­ час возводятся новые цехи и кор­ пуса, большая строительная про­ грамма намечена на будущий год. Коллектив готовится к освоению и серийному выпуску энергонасы­ щенного 150-сильного универсаль­ но-пропашного трактора. Немалые надежды в связи с этим возлага­ ют тракторостроители на молодое пополнение. Юношам и девушкам предстоит работать в новых со­ временных цехах, управлять элек­ тронно-вычислительными машина­ ми, робототехникой. Но все это в будущем. А пока главная задача для коллектива тракторостроителей — подготовка квалифицированных кадров рабо­ чих и специалистов. Как решает­ ся она на заводе? Известно, что рабочих готовит для своего базового предприятия профессионально-техническое учи­ лище № 23. В свою очередь, оно ежегодно пополняется, в основ­ ном, за счет выпускников близле­ жащих школ, над которыми шеф­ ствует завод. То есть, существует прямая связь: школа — училище — завод. И при правильной ор­ ганизации профориентационной работы эту связь можно умело использовать в целях подготовки молодых производственников. К сожалению, этому вопросу до недавнего времени серьезного внимания на заводе не уделяли. Профориентационная работа сво­ дилась к простому знакомству школьников со станочными про­ фессиями, к экскурсиям на завод и в училище, к совместному про­ ведению с шефами тематических классных часов. Естественно, профориентацией это не назовешь. Школьная реформа поставила перед средними учебными заведе­ ниями и базовыми предприятия­ ми более серьезную задачу: ор­ ганизовать производительный, об­ щественно-полезный труд школь­ ников, чтобы они смогли ощутить свою причастность к общему де­ лу, правильно выбрать будущую профессию. У предприятия, таким образом, появилась возможность еще тес­ нее сблизиться со школами, целе­ направленнее повести профориен­ тационную работу. Но вместо то- го, чтобы использовать эту воз­ можность, многие производствен­ ники уклонились от решения за­ дач, поставленных реформой. С сентября прошлого года директо­ ра подшефных заводу школ без­ результатно ходят из кабинета в кабинет: вместо делового, серьез­ ного рассмотрения вопроса им приходится выслушивать от на­ чальников цехов и специалистов завода одни обещания. А между тем учебный год подходит к кон­ цу. Значит, надежда на летние школьные каникулы? Но... — Молодые рабочие кадры нужны заводу уже сейчас, — го­ ворит заместитель генерального директора по кадрам Н. Т. Во­ ротников. — Специалистам завода необходимо побывать в школах, рассказать выпускникам о пер­ спективах развития завода, о том, как будут выглядеть в недалеком будущем заводские цехи и корпу­ са, об автоматизации и роботиза­ ции производства.. Резонный вопрос: не слишком ли поздно взялись шефы за проф­ ориентационную работу? До вы­ пускных экзаменов осталось чуть меньше месяца... Кстати, об авто­ матизации и роботизации произ­ водства... Об этом рассказывали школьникам в течение учебного года преподаватели училища, ко ­ торые заранее заботились о комп­ лектовании Г ПТУ. Ориентировали ребят и на такие «престижные» профессии, как оператор элект­ ронно-вычислительных машин, на­ ладчик станков и манипуляторов с программным управлением, сле­ сарь КИП и автоматики, элект­ ромеханик по ремонту и обслужи­ ванию ЭВМ, которые появились в училище совсем недавно, но уже завоевали популярность у выпуск­ ников. Многие школьники и в этом году подали заявления в училище, желая получить совре­ менную профессию. Но когда группы были почти укомплектова­ ны, областное управление проф­ техобразования отменило обуче­ ние по названным выше 'специ­ альностям. Это решение вызвало немало критических замечаний у директоров школ. — Мотивировалось оно тем, что наше училище не имеет до­ статочно подготовленной базы для подготовки специалистов по ремонту и обслуживанию элект­ ронно-вычислительной техники, — говорит директор ГПТУ-23 Васи­ лий Степанович Беляев. — Но ведь два года ребята учились и успешно проходили практику на базовом предприятии в отделе ав­ томатизированных систем управ­ ления производством. И, надо сказать, результаты обучения хо­ рошие. Приведу аналогичный при­ мер: в училище № 10, где готовят операторов прокатного стана, практические занятия проходят тоже на производстве. При учи­ лище конверторного цеха, разу­ меется, нет. Считаю, что так же можно готовить специалистов и у нас: теоретические занятия прово­ дить в училище, практические — на производстве. Этот вопрос, думается, требует серьезного рассмотрения. Нельзя допускать ошибок в профориента­ ционной работе. Иначе все усилия учителей, преподавателей ГПТУ, заводчан будут напрасными. Какие профессии предлагает ГПТУ-23 нынешним выпускникам? Назову лишь некоторые из них: станочники широкого профиля — операторы станков с числовым программным управлением, элект­ рогазосварщики — к о н т р о ле ры сварочных работ, электромонтеры по обслуживанию и ремонту элек­ трического и электронного обору­ дования и другие. Названия профессий многообе­ щающие... Но, оказывается, все эти совре­ менные специальности учащиеся ГПТУ практически изучают на обычных станках — токарных, слесарных, фрезерных. На заводе современной техники пока нет и в училище тоже. Со всеми этими станками будущего ребята знако­ мятся заочно. И об этом хорошо знают школьники — ведь здесь, в мастерских училища, они прохо­ дят производственное обучение. Видимо, для решения кадрово­ го вопроса необходимо в корне пересмотреть и изменить профори­ ентационную работу, улучшить учебно-материальную базу учили­ ща, установить между ним и школами более тесные связи. Почти напротив каждой про­ фессии, которую можно получить в ГПТУ-23, есть неизменная строчка: «требуются юноши...» Для девушек круг специально­ стей резко ограничен. А в нашем районе количество девушек-вы- пускниц в этом году гораздо больше, чем юношей. Неужели для них на предприятии не най­ дется нужных специальностей? Этот вопрос тоже требует не­ медленного решения. Училище го­ товит чеканщиков для предприя­ тий города, а тракторный завод испытывает острую нужду в кад­ рах. Необходимо еще раз пере­ смотреть список профессий и вы­ брать то, что нужно, прежде все­ го, базовому предприятию. К началу нового учебного года должны решиться вопросы, свя­ занные с организацией производи­ тельного труда школьников. Зна­ чит, ребятам девятых—десятых классов надо предоставить рабо­ чие места в цехах завода, чтобы освободить мастерские для рабо­ ты семи-восьми классников. Воз­ можно ли это? — Возможно, — утверждает заместитель председателя профсо­ юзного комитета завода Влади­ мир Николаевич Моисеев. — По опыту четвертого тракторного це­ ха знаю, что на участках можно специально организовать по не­ сколько рабочих мест для учени­ ков без ущерба производству. Пример тому — участок старше­ го мастера Орлова. Каждый год в период школьных каникул здесь работают старшеклассники. Они не только не мешают, наоборот, их помощь весома. Кроме того, в окружении опытных рабочих уче­ ники быстрее осваивают дело. По пять-семь рабочих мест можно организовать в службах РИМ. Итак, все эти вопросы, затрону­ тые на совещании, пока не сняты с повестки дня. Они требуют об­ стоятельного, детального рассмот­ рения. От правильного их реше­ ния во многом зависит завтраш­ ний день предприятия. Л . ШУЛ ЬЖЕНКО. НИКТО НЕ ЗАБЫТ... В канун празднования 40-ле- тия Великой Победы над фа­ шистской Германией на здании средней школы № 10, где в годы войны размещался гос­ питаль, была торжественно ус­ тановлена мемориальная до ­ ска. Сейчас даже трудно пред­ ставить, что сорок лет назад в этих просторных и светлых школьных классах и коридо­ рах были слышны не звонкие ребячьи голоса, а стоны ра­ неных бойцов. Их привозили сюда с далекого фронта. Дни и ночи врачи и медицинские сестры боролись за жизнь каждого бойца. Многих возв­ ращали в строй. Прямо из гос­ питаля солдаты уезжали на передовую защищать свою Родину, громить ненавистного врага. В память о суровых собы­ тиях Великой Отечественной войны по инициативе юных следопытов школы на здании была установлена мемориаль­ ная доска. На митинг, посвя­ щенный этому знаменательно­ му событию, собрались учащи­ еся и преподаватели школы, выпускники военных лет, вете­ раны войны и труда, партий­ ные, комсомольские и проф союзные работники трактор­ ного завода. Открывая митинг, замести­ тель председателя Левобереж­ ного исполкома народных де­ путатов Валентина Николаевна Меркулова сказала: — В военном госпитале, на­ ходившемся в этом здании, ра­ ботали высококвалифицирован­ ные врачи и медсестры, люди с горячим, добрым сердцем. Они вернули к ж^зни многих советских солдат. Их вклад в победу над фашизмом неоце­ ним. Сердечное им спасибо. Самыми почетными и доро­ гими участниками митинга бы­ ли ветераны войны и труда. Всю свою жизнь связали с средней школой № 10 меди­ цинский работник Милиция Павловна Антонова, Военный руководитель Георгий Ивано­ вич Чеховских. С этой школой связано немало событий в их жизни, тревожных и радост­ ных. Бережно хранят ветера­ ны школы память о тех, кому не довелось услышать побед­ ные залпы салюта сорок пя­ того года, кто не дожил до мирной сороковой весны. Каждому новому поколению учеников рассказывают они о первых выпускниках школы, которые в 1941 году добро­ вольцами ушли на фронт. — С честью выполнили свой воинский долг перед Родиной Юрий Пашутов, Сергей Ма- кейкин, Иван Прилепский, Ни­ колай Сергеев, Дмитрий По­ лянский, Петр Полозов, Нико­ лай Колыхалов,., — вспомина­ ет Г. И. Чеховских. — Многих нет сейчас среди нас. Иван Прилепский повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой горящий самолет в ко ­ лонну вражеских машин, за что посмертно был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Сергей Ма- кейкин посмертно награжден орденом Красной Звезды. От­ дали свою жизнь за Родину Николай Сергеев, Дмитрий Полянский, Юрий Пашутов... Как самых дорогих гостей встретили ребята учителей, ве­ теранов труда, связавших всю свою жизнь с десятой школой, и выпускника сорок первого года, фронтовика Евгения Ва­ сильевича Смирнова. Ему, Г. И. Чеховских и М. П. Антоновой было предоставлено почетное право открыть мемориальную доску на здании школы. Пио­ неры и комсомольцы возло­ жили у мемориальной доски гирлянду славы. Звучат стихи и песни о мире. На плакате, что высоко под­ няли над собой юные следо­ пыты, слова «Никто не забыт, ничто не забыто», ставшие де­ визом их поисковой работы. Впереди у ребят — много ин­ тересных дел. Предстоит про­ должить поиск фронтовиков, находившихся на излечении в госпитале, установить связь с медицинскими работниками. Цветы памяти и благодарно­ сти. ...НИЧТО НЕ ЗАБЫТО Мария Владимировна с тру ­ дом сдерживала слезы. Позд­ равления, слова благодарно­ сти, цветы, улыбки... Все в этот день было адресовано ей, ветерану Великой Отечест­ венной войны. В торжествен­ ной обстановке чествовали ее в канун праздника Победы учителя и учащиеся школы ра­ бочей молодежи № 2. От села Волово Липецкой области до Прибалтики про­ легла фронтовая дорога Ма­ рии Владимировны Вострико­ вой. В сорок втором году после окончания школы млад­ ших авиаспециалистов она, совсем еще юная, попала на фронт. Мария не участвовала в воздушных сражениях. Она самоотверженно выполняла «земную» работу, готовя ист­ ребители и штурмовики к по­ летам. И ее вклад в победу над врагом Родина оценила по заслугам. Мария Владимиров­ на была награждена двумя медалями «За боевые заслу­ ги», и медалью «За победу над Германией». К боевым наградам прибавились и пос­ левоенные, юбилейные. На праздничном вечере очень трогательно звучали стихи и песни военных лет, строки из фронтовых писем и дневников. Минутой молчания почтили участники вечера 'память тех, кто не вернулся с войны. Л. АЛЕКСАНДРОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz