Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » етр . 3 з п воа ШКОЛА С Т Р А Н И Ц А № 139 Первая продук ция». Трудо вое обучение в средней школе № 25. Фото А. Козина. К т о п р и д е т н а с м е н у ? Как организовать производи тельный труд школьников на ба зовом предприятии? Какую про дукцию будут выпускать ребята? Что нового можно внести в проф ориентационную работу? Эти и другие вопросы обсуждались на совещании директоров средних школ подшефных заводу и ру ководящих работников предприя тия. В ближайшие годы завод пере живет второе рождение. Уже сей час возводятся новые цехи и кор пуса, большая строительная про грамма намечена на будущий год. Коллектив готовится к освоению и серийному выпуску энергонасы щенного 150-сильного универсаль но-пропашного трактора. Немалые надежды в связи с этим возлага ют тракторостроители на молодое пополнение. Юношам и девушкам предстоит работать в новых со временных цехах, управлять элек тронно-вычислительными машина ми, робототехникой. Но все это в будущем. А пока главная задача для коллектива тракторостроителей — подготовка квалифицированных кадров рабо чих и специалистов. Как решает ся она на заводе? Известно, что рабочих готовит для своего базового предприятия профессионально-техническое учи лище № 23. В свою очередь, оно ежегодно пополняется, в основ ном, за счет выпускников близле жащих школ, над которыми шеф ствует завод. То есть, существует прямая связь: школа — училище — завод. И при правильной ор ганизации профориентационной работы эту связь можно умело использовать в целях подготовки молодых производственников. К сожалению, этому вопросу до недавнего времени серьезного внимания на заводе не уделяли. Профориентационная работа сво дилась к простому знакомству школьников со станочными про фессиями, к экскурсиям на завод и в училище, к совместному про ведению с шефами тематических классных часов. Естественно, профориентацией это не назовешь. Школьная реформа поставила перед средними учебными заведе ниями и базовыми предприятия ми более серьезную задачу: ор ганизовать производительный, об щественно-полезный труд школь ников, чтобы они смогли ощутить свою причастность к общему де лу, правильно выбрать будущую профессию. У предприятия, таким образом, появилась возможность еще тес нее сблизиться со школами, целе направленнее повести профориен тационную работу. Но вместо то- го, чтобы использовать эту воз можность, многие производствен ники уклонились от решения за дач, поставленных реформой. С сентября прошлого года директо ра подшефных заводу школ без результатно ходят из кабинета в кабинет: вместо делового, серьез ного рассмотрения вопроса им приходится выслушивать от на чальников цехов и специалистов завода одни обещания. А между тем учебный год подходит к кон цу. Значит, надежда на летние школьные каникулы? Но... — Молодые рабочие кадры нужны заводу уже сейчас, — го ворит заместитель генерального директора по кадрам Н. Т. Во ротников. — Специалистам завода необходимо побывать в школах, рассказать выпускникам о пер спективах развития завода, о том, как будут выглядеть в недалеком будущем заводские цехи и корпу са, об автоматизации и роботиза ции производства.. Резонный вопрос: не слишком ли поздно взялись шефы за проф ориентационную работу? До вы пускных экзаменов осталось чуть меньше месяца... Кстати, об авто матизации и роботизации произ водства... Об этом рассказывали школьникам в течение учебного года преподаватели училища, ко торые заранее заботились о комп лектовании Г ПТУ. Ориентировали ребят и на такие «престижные» профессии, как оператор элект ронно-вычислительных машин, на ладчик станков и манипуляторов с программным управлением, сле сарь КИП и автоматики, элект ромеханик по ремонту и обслужи ванию ЭВМ, которые появились в училище совсем недавно, но уже завоевали популярность у выпуск ников. Многие школьники и в этом году подали заявления в училище, желая получить совре менную профессию. Но когда группы были почти укомплектова ны, областное управление проф техобразования отменило обуче ние по названным выше 'специ альностям. Это решение вызвало немало критических замечаний у директоров школ. — Мотивировалось оно тем, что наше училище не имеет до статочно подготовленной базы для подготовки специалистов по ремонту и обслуживанию элект ронно-вычислительной техники, — говорит директор ГПТУ-23 Васи лий Степанович Беляев. — Но ведь два года ребята учились и успешно проходили практику на базовом предприятии в отделе ав томатизированных систем управ ления производством. И, надо сказать, результаты обучения хо рошие. Приведу аналогичный при мер: в училище № 10, где готовят операторов прокатного стана, практические занятия проходят тоже на производстве. При учи лище конверторного цеха, разу меется, нет. Считаю, что так же можно готовить специалистов и у нас: теоретические занятия прово дить в училище, практические — на производстве. Этот вопрос, думается, требует серьезного рассмотрения. Нельзя допускать ошибок в профориента ционной работе. Иначе все усилия учителей, преподавателей ГПТУ, заводчан будут напрасными. Какие профессии предлагает ГПТУ-23 нынешним выпускникам? Назову лишь некоторые из них: станочники широкого профиля — операторы станков с числовым программным управлением, элект рогазосварщики — к о н т р о ле ры сварочных работ, электромонтеры по обслуживанию и ремонту элек трического и электронного обору дования и другие. Названия профессий многообе щающие... Но, оказывается, все эти совре менные специальности учащиеся ГПТУ практически изучают на обычных станках — токарных, слесарных, фрезерных. На заводе современной техники пока нет и в училище тоже. Со всеми этими станками будущего ребята знако мятся заочно. И об этом хорошо знают школьники — ведь здесь, в мастерских училища, они прохо дят производственное обучение. Видимо, для решения кадрово го вопроса необходимо в корне пересмотреть и изменить профори ентационную работу, улучшить учебно-материальную базу учили ща, установить между ним и школами более тесные связи. Почти напротив каждой про фессии, которую можно получить в ГПТУ-23, есть неизменная строчка: «требуются юноши...» Для девушек круг специально стей резко ограничен. А в нашем районе количество девушек-вы- пускниц в этом году гораздо больше, чем юношей. Неужели для них на предприятии не най дется нужных специальностей? Этот вопрос тоже требует не медленного решения. Училище го товит чеканщиков для предприя тий города, а тракторный завод испытывает острую нужду в кад рах. Необходимо еще раз пере смотреть список профессий и вы брать то, что нужно, прежде все го, базовому предприятию. К началу нового учебного года должны решиться вопросы, свя занные с организацией производи тельного труда школьников. Зна чит, ребятам девятых—десятых классов надо предоставить рабо чие места в цехах завода, чтобы освободить мастерские для рабо ты семи-восьми классников. Воз можно ли это? — Возможно, — утверждает заместитель председателя профсо юзного комитета завода Влади мир Николаевич Моисеев. — По опыту четвертого тракторного це ха знаю, что на участках можно специально организовать по не сколько рабочих мест для учени ков без ущерба производству. Пример тому — участок старше го мастера Орлова. Каждый год в период школьных каникул здесь работают старшеклассники. Они не только не мешают, наоборот, их помощь весома. Кроме того, в окружении опытных рабочих уче ники быстрее осваивают дело. По пять-семь рабочих мест можно организовать в службах РИМ. Итак, все эти вопросы, затрону тые на совещании, пока не сняты с повестки дня. Они требуют об стоятельного, детального рассмот рения. От правильного их реше ния во многом зависит завтраш ний день предприятия. Л . ШУЛ ЬЖЕНКО. НИКТО НЕ ЗАБЫТ... В канун празднования 40-ле- тия Великой Победы над фа шистской Германией на здании средней школы № 10, где в годы войны размещался гос питаль, была торжественно ус тановлена мемориальная до ска. Сейчас даже трудно пред ставить, что сорок лет назад в этих просторных и светлых школьных классах и коридо рах были слышны не звонкие ребячьи голоса, а стоны ра неных бойцов. Их привозили сюда с далекого фронта. Дни и ночи врачи и медицинские сестры боролись за жизнь каждого бойца. Многих возв ращали в строй. Прямо из гос питаля солдаты уезжали на передовую защищать свою Родину, громить ненавистного врага. В память о суровых собы тиях Великой Отечественной войны по инициативе юных следопытов школы на здании была установлена мемориаль ная доска. На митинг, посвя щенный этому знаменательно му событию, собрались учащи еся и преподаватели школы, выпускники военных лет, вете раны войны и труда, партий ные, комсомольские и проф союзные работники трактор ного завода. Открывая митинг, замести тель председателя Левобереж ного исполкома народных де путатов Валентина Николаевна Меркулова сказала: — В военном госпитале, на ходившемся в этом здании, ра ботали высококвалифицирован ные врачи и медсестры, люди с горячим, добрым сердцем. Они вернули к ж^зни многих советских солдат. Их вклад в победу над фашизмом неоце ним. Сердечное им спасибо. Самыми почетными и доро гими участниками митинга бы ли ветераны войны и труда. Всю свою жизнь связали с средней школой № 10 меди цинский работник Милиция Павловна Антонова, Военный руководитель Георгий Ивано вич Чеховских. С этой школой связано немало событий в их жизни, тревожных и радост ных. Бережно хранят ветера ны школы память о тех, кому не довелось услышать побед ные залпы салюта сорок пя того года, кто не дожил до мирной сороковой весны. Каждому новому поколению учеников рассказывают они о первых выпускниках школы, которые в 1941 году добро вольцами ушли на фронт. — С честью выполнили свой воинский долг перед Родиной Юрий Пашутов, Сергей Ма- кейкин, Иван Прилепский, Ни колай Сергеев, Дмитрий По лянский, Петр Полозов, Нико лай Колыхалов,., — вспомина ет Г. И. Чеховских. — Многих нет сейчас среди нас. Иван Прилепский повторил подвиг Николая Гастелло, направив свой горящий самолет в ко лонну вражеских машин, за что посмертно был награжден орденом Отечественной войны первой степени. Сергей Ма- кейкин посмертно награжден орденом Красной Звезды. От дали свою жизнь за Родину Николай Сергеев, Дмитрий Полянский, Юрий Пашутов... Как самых дорогих гостей встретили ребята учителей, ве теранов труда, связавших всю свою жизнь с десятой школой, и выпускника сорок первого года, фронтовика Евгения Ва сильевича Смирнова. Ему, Г. И. Чеховских и М. П. Антоновой было предоставлено почетное право открыть мемориальную доску на здании школы. Пио неры и комсомольцы возло жили у мемориальной доски гирлянду славы. Звучат стихи и песни о мире. На плакате, что высоко под няли над собой юные следо пыты, слова «Никто не забыт, ничто не забыто», ставшие де визом их поисковой работы. Впереди у ребят — много ин тересных дел. Предстоит про должить поиск фронтовиков, находившихся на излечении в госпитале, установить связь с медицинскими работниками. Цветы памяти и благодарно сти. ...НИЧТО НЕ ЗАБЫТО Мария Владимировна с тру дом сдерживала слезы. Позд равления, слова благодарно сти, цветы, улыбки... Все в этот день было адресовано ей, ветерану Великой Отечест венной войны. В торжествен ной обстановке чествовали ее в канун праздника Победы учителя и учащиеся школы ра бочей молодежи № 2. От села Волово Липецкой области до Прибалтики про легла фронтовая дорога Ма рии Владимировны Вострико вой. В сорок втором году после окончания школы млад ших авиаспециалистов она, совсем еще юная, попала на фронт. Мария не участвовала в воздушных сражениях. Она самоотверженно выполняла «земную» работу, готовя ист ребители и штурмовики к по летам. И ее вклад в победу над врагом Родина оценила по заслугам. Мария Владимиров на была награждена двумя медалями «За боевые заслу ги», и медалью «За победу над Германией». К боевым наградам прибавились и пос левоенные, юбилейные. На праздничном вечере очень трогательно звучали стихи и песни военных лет, строки из фронтовых писем и дневников. Минутой молчания почтили участники вечера 'память тех, кто не вернулся с войны. Л. АЛЕКСАНДРОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz