Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр, 3 П О С Т Р А Н И Ц А М „К И Р О В Ц Д “ В О Е Н Н Ы Х Л Е Т ИСПЫ ТАНИ Е ТРАКТОРОВ Н а полях подсо бного хозяйства в Ключик ах были провед ены по ­ левые ис пыта ния двух опыт ных тракторов Н АТИ «Кирове ц-35». 1 авг уста на поля отправ лены дв а трактора , выпущ енные кол ­ лек тивом наш его завода, для про- -< хожде ния ис пыта ний в полевых условиях. Испыта ния тракторов Н АТИ законч ены н а 12 д н ей ран ьше срока. Сейчас приступили к разработке и изуче нию мат ери­ алов испыта ний. « Кировец» № 5 1 , 1944 г. РАВНЯЙТЕСЬ п о б р и г а д е ЛЕ ОНОВА Пост ано вле ни ем Ц К В Л КС М и Н арком ередмаша по итогам Все­ сою зного социалисти ческого со ­ ревнования комсомольско-моло ­ деж ных брига д предприятий' Нар ­ комередмаша во втором квартале отмеч ен а хорошая работа комсо ­ мольско-моло деж ной брига ды тов. Леоно ва р емо нтно-к уз н еч ного ц е ­ ха наш его завода. « Кировец» № 52, 1944 г. ЦЕХ С Д А Д И М В СРО К Строит ель ный участок № 1 ОСМЧ ос новн ое вниман ие, сейчас уделяет заверше нию строи тельст ­ ва инстр уме нтального цеха и про ­ вед ению целого ряда работ в це нтральной ко тел ьной. Не уп у ­ скается из вида новок у зн е чный ц ех и цех горячих штампов В этом цехе почти все работы за ­ ко нч ены. Остается лишь пересте­ лить пол и отремо нтировать кры ­ ши. Одновременно с провед ением строи тель ных работ в ц ехе горя ­ чих штампов монтировалось и об орудование. «Кировец» № 53, 1944 г. ВЫ ДАЮЩ И ЙСЯ РЕ КО Р Д т.т. ЧЕБОТАРЕВА И М О Ч А Л И Н О й 19 августа бригадир фронтовой комсомольско-молодежной брига ­ ды инструментального цеха Чеботарев на расточке двухскаль ­ ных кондукторов, применив спе­ циальную борштангу, дал за сме­ ну 10 норм. Бригадир фронтовой комсомоль ­ ско-молодежной бригады, она же комсорг инструментального цеха, фрезеровщица Мочалина 24 авгу ­ ста при обработке реек вместо одной фрезы применила одновре ­ менно девять. За смену Мочалина обработала 43 рейки при норме 6 и выполнила норму на 710 процентов. «Кировец» Д6 55, 1944 г. Для Москвы воротами, ведущими на фронт, был Бе­ ло р у с с ки й вокзал. Отсюда отбывали в действующую >армию защитники Родины. А в 45-м вокзал встречал {победителей, пропахших порохом, в выцветших гимнас ­ т е р к а х , впитавших пыль дорог половины Европы, осво ­ бож де нн ой этими бесстрашными, прошедшими через >огонь и все испытания, очень уставшими, но бесконечно {счастливыми теперь людьми. На снимке: встреча воинов-победителей на Белорус ­ с к о м вокзале. В п о м о щ ь п р о п а г а н д и с т у Великая Отечественная война. Вопросы и ответы, М ., Политиздат, 1984 г. Великая Отечественная война. 1941— 1945: Энциклопедия (гл. ред. М . М . К о з ­ лов). М ., «Советская Энциклопедия», 1985 г. Великая Победа. Рекомендательный у к а ­ затель литературы. М., «Книга», 1984 г. Во главе защиты Советской Родины. Очерк деятельности КПСС в годы Вели­ кой Отечественной войны. Издание 2-е, до ­ полненное. М., Политиздат, 1984 г. Г И Н ЗБ У Р Г С. 3. О прошлом — для будущего. М ., Политиздат, 1984 г. Ж У К О В Г. К . Воспоминания и размыш ­ ления. В 3-х т. Издание 6-е. М., Издатель ­ ство АПН , 1984 г. КО Н Д А КО В А Н. И. Идеологическая п о ­ беда над фашизмо1м 1941 — 1945 гг . М,, П о ­ литиздат, 1982 г. КОНЕВ И. С. Записки командующего фронтом. 1943— 1945. Издание 4-е, М., «Наука», 1985 г. КСЕНОФОНТОВ И. Н. Уроки Великой Победы. М ., «Знание», 1985 г. К У Л Ь КО В Е. Н , РЖ ЕШ Е В С КИ Й О. А., Ч Е Л ЫШ ЕВ И. А. Правда и ложь о вто ­ рой мировой войне. М., Воениздат, 1983 г. Могучие источники Победы. 1941 — 1945 г. Социалистический патриотизм и интернационализм советских людей в годы Великой Отечественной войны. Киев, «Ви- ща школа» 1984 г. РОЗАНОВ Г. Л . Конец «третьего рейха». М., «Международные отношения», 1985 г. СИПОЛ С В. Я. На пу ти к Великой По­ беде. Советская дипломатия в 1941 — 1945 гг . М., Политиздат, 1985 г. СОЛ ОДАРЬ Ц. С. Капитуляция. Из за ­ писок военного корреспондента. М., «Прав ­ да», 1985 г Т А К РОЖ Д АЛ СЯ ТРАК ТОРНЫ Й • • • ( О г е р о и з м е в т ы л у ) Продолжение. Начало в № 43. ставил коротенький список на ра ­ ботников, находившихся в Самар- К а к раз в это время наркомат канде и выехавших к тому вре- получил лимиты по ленд-лизу, мени в Рубцовск — на Алтайский Техническое управление потребо- тракторный. Кроме того, оставил вало от меня заявки на оборудо- Управлению кадров список спе- вание. Но это было непросто — циалистов по профессиям, приме- ведь еще не известно, какой же нительяо к которому следовало трактор придется нам ставить на подбирать людей производство. Поехал в научный Отдел капитального строитель- автотракто р н ы й и н с т и т у т ства наркомата рекомендовал (Н А Т И ) , а там уже велись чер- мне на должность заместителя по теЖные работы по трактору для строительству Петра Андреевича нас. Разумеется, никакого реаль- Любченко, которого я и оформил, ного трактора еще не было. А К половине мая возле меня по- имелось в виду поставить на про- добралась группа: кроме Л юб - иэводство трактор средней мощ- ченко, — заместитель по общим ~ ~ н о с т и в 30—35 лошадиных сил— вопросам М . П. Маковкин , глав ­ применительно к конструкции ный инженер управления капи- двух опытных образцов, создан- тального строительства И. А. Кар- ных на Кировском заводе в Л е- манов, рекомендованный горко- нинграде. мом партии, начальник гаража Это было уже кое-что. 3. И. Митин, та кж е рекомендо- Трактор при весе около трех ваннь,й горкомом, тонн намечалось выпускать с ди- Попытки решить транспортный зельным двигателем. И упустить вопрос в наркомате оказались момент с заявками на оборудова- безуспешными — не было фондов ние было просто нельзя. К сча- даже хотя бы на одну машину, стью, в наркомате оказался Вла- Но ту т подсказали, что Москов- димир Федорович Овчаров — тех- ский ЗИС ремонтирует трофей- нолог, приехавший по каким -то выв машины Директором его делам. Ранее он работал в тех- был в то время И. А. Лихачев, нологическом отделе ЧТЗ. Чело- Я направился к нему. Встретил он век знающий. Он дал согласие меня хорошо — помнил по ЧТЗ, поехать на наш завод. Тут же поскольку был он тогда Нарко- через отдел кадров оформил его мом среднего машиностроения, в перевод, и мы вдвоем уже засели которое входил Челябинский за составление заявки по всему тракторный завод, циклу тракторного производства.’ Лихачев расспросил об обста- Через неделю эта заявка была новке на стройке Л ТЗ , посочув- принята техническим управлением ствовал, к просьбе отнесся вни- наркомата и двинулась в импорт- мательно и согласился оказать ные организации. Забегая вперед, помощь. Договорились о шести с каж у , что оборудование, полу- машинах — пяти грузовых и од- ченное нами по ленд-лизу, было ном пикапе. На первое время это полностью использовано на заво- нас вполне устраивало, но надо де. Конечно, не вся заявка была было ка к -то доставить их в Л и- удовлетворена. пецк. Решили, что пришлю за ни- Не буду рассказывать о тех ми своих шоферов и на том рас- больших и мелких вопросах, ко - стались. торые пришлось ставить, а затем По возвращении на завод по- находить их решение в этой ручил это дело М . П Маковки - поездке в Москву . Остановлюсь ну. Он сумел найти ' шоферов, лишь на некоторых. частью женщин, и блестяще спра- Первоочередным был вопрос о вился с .поручением. К концу мая кадрах. Управление кадров реши- мы уже располагали транспортом, ло его для себя очень просто: Но появилась другая каждоднев- — Давай предложения, будем ная забота — бензин. Доставать оформлять людей переводами. его в то время было трудно. Но ведь для того, чтобы пере- Получили мы и двух Лошадей- вести человека с одного пред- подранков, оставленных нам ка- приятия на другое, нужно, ка к валерийской частью, уходившей минимум, иметь его согласие. Со- после отдыха на фронт. Л ошади у нас подлечились и в течение 1943 года исправно служили за ­ воду. А потом начались напряженные будни — формирование строи ­ тельной организации и привлече­ ние в нее инженерно-технических работников, а также в отделы заводоуправления и технические службы. Война разбросала лю ­ дей по различным предприятиям, а кадры тракторостроителей были- вовлечены в основном в танковое производство. Пришлось выяснять адреса полезных для дела лю ­ дей, связываться с ними и приг ­ лашать на стройку. Не сразу, а мало по малу стали приезжать люди, которые и составили затем прочный костяк руководящих и технических работников завода на долгое время. Вскоре после возвращения из Москвы я поехал в Воронеж, в обком партии. Познакомился с первым секретарем его, тов. Ти ­ щенко и доложил ему о состоя ­ нии дел, связанных с первона­ чальной стадией организации за ­ вода. Познакомился с заведую ­ щими отделов обкома: промыш ­ ленного — С. Д . Хитровым и строительного — Ф. И . Потоло- вым. Они проявили большую за ­ интересованность к строительству и формированию завода, обещали посильную помощь. Но было яс ­ но, что многого на месте полу ­ чить нельзя — Воронеж лежал в руинах Однако меня обнадежи ­ ли тем, что принимаются меры по первоочерному восстановлению групп предприятий строительных материалов. Было решено, что часть при ­ годного металла в разрушенных зданиях и цехах промышленных предприятий можно использовать для удовлетворения первоначаль ­ ных нуж д строительства Л ТЗ . Позднее, приблизительно в сен­ тябре — октябре 1943 года, нами была организована специальная бригада для заготовки этого ме­ талла. Во время встречи тов. Ти ­ щенко обратил внимание на не­ обходимость создания партийной и комсомольской организаций из числа прибывших на завод ком ­ мунистов и комсомольцев. В начале июня на завод при ­ ехали А. А. Пучков! Б. Е. А р ­ хангельский, А. С. Мамзин, М . С. Бородин. Тогда же состоялось решение обкома и облисполкома о направлении на строительство завода рабочих из населения Во ­ ронежской области. Буквально в то же время по инициативе гор ­ кома было проведено первое пар ­ тийное собрание, на котором при ­ сутствовали 12 коммунистов и секретарь горкома М. И. Тенен- баум. Мне пришлось выступить с информацией о состоянии дел с началом строительства, рассказать о его перспективах. На этом собрании было избра ­ но партийное бюро, а его секре­ тарем — Александр Семенович Мамзин. Партбюро сразу дали поручение — учесть комебмоль- ский состаё ' прибывающих на стройку людей и принять меры к созданию комсомольской органи ­ зации. И вскоре оно было вы­ полнено. Сейчас уже не помню, кто стал тогда самым первым комсомольским организатором. Но хорошо помню вскоре у нас по ­ явилась Клава Рогулина, которая все последующие годы с честью несла трудные, но почетные обя ­ занности комсомольского вожака на заводе. А через некоторое время уда ­ лось создать и профсоюзную ор ­ ганизацию, избрать заводской к о ­ митет Первым его председателем стал Сергей Владимирович Подо ­ бедов, которого года через полто ­ ра-два на этом посту сменил Илья Степанович Добрынин и длительное время возглавлял профсоюзную организацию Л ТЗ . А. С. Мамзин не был освобож ­ денным секретарем парторгани ­ зации. Он совмещал это поруче ­ ние с обязанностями начальника отдела кадров, и на его плечи легла очень большая рабо­ та, связанная с формированием инженерно-технических и рабочих кадров завода, а в дальнейшем и организация технического обуче ­ ния рабочих. Это важнейшее де­ ло с большим энтузиазмом и та ­ лантом возглавил и повел Влади ­ мир Всеволодович Папа-Афанасо- пуло. Во многом благодаря его неутомимым усилиям было нала ­ жено обучение и повышение кв а ­ лификации рабочего состава по 64-м специальностям, применяв ­ шимся на тракторном производ ­ стве. Обстановка того времени тре ­ бовала от нас большой опера­ тивности — в области полным хо ­ дом шла работа по мобилизации людей на строительство. Имею ­ щимися силами нужно было ор ганизовать четкий прием и разме щение людей, создать необходи ­ мые условия для их жизни и ра боты Через наркомат М. П. М а ­ ковкин сумел получить несколько сотен комплектов постельных при ­ надлежностей. Одновременно уда лось получить несколько вагонов мелкосортового металла, из кото ­ рого мы изготовили двухъярус ­ ные койки . Имея такие «ресур­ сы», уже можно было оборудо ­ вать общежития для приема строителей. Опорным пунктом питания и ейабжения пайковым хлебом ста ­ ла столовая, имевшаяся на заво ­ де. Хлеб первое время доставлял­ ся с помощью женщин, выделен­ ных для обслуживания столовой. Каждое утро 15—20 человек бра ли мешки и отправлялись пешком на хлебозавод, находившийся в поселке Новолипецкого завода Надо сказать, что первые дни в нашей столовой не было почти никаких продуктов для приготов ­ ления пищи. Единственно, чем люди могли питаться, это 700 граммов хлеба. К а к удавалось горкому партии обеспечить хлебо ­ завод мукой, для меня до сих пор остается загадкой. Однако так или иначе хлеб мы получали каждый день. Водой пользовались из емкости, на к о ­ торую работали сохранившиеся на заводе артезианские скважины. За качеством воды был уста ­ новлен строгий контроль. К счастью, оставалось несколько по ­ жилых сантехников, работавших ранее на «Станкострое». Они-то и возглавили это дело. Электроэнергию мы получали с завода «Свободный сокол», где сохранились и работали т у р ­ бина и генератор на 5 тысяч ки ­ ловатт. А добросовестное отноше ­ ние сантехников к делу (фами ­ лии их, к сожалению, не могу вспомнить) гарантировало от к а ­ ких-либо эпидемических заболева­ ний не только в то время, но и в последующие годы. А. НИКАНОРОВ , директор Л ипецкого тракторного завода военных лет.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz