Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
стр. 2 « К И Р О В Е Ц » -Л /'У\ЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛААЛЛЛЛ /\ЛЛЛ /\/\/\ЛЛ ^^АЛЛЛААЛЛ /\ЛЛ /\ЛАЛ ААЛАЛ ЛЛ /\ЛЛАЛ Л ^ С Т А Х А Н О В Ц Ы Н А Ш И Х Д Н Е Й На снимк е: токарь первого меха ни ческого цеха корпуса 5 > МС-4 А натолий Тимоф еевич Покачалов. Коммуни ст А. Т. По- | < Качалов показывает высокий образец тр уда: он успе шно за- 5 ;> вершил зада ние одинн а дцатой и работает в счёт будущей | 5 пятилетки. Фото А. Ко зина. | Р а б от ат ь б е з от ст аю щ и х ЕСЛИ ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ... На втором участке пятого тра к тор ного цеха изготовляются дета ли, используемые при сборке про паш ных тракторов с перед ним в е дущим мостом. Потреб ность в них большая. О д нако по ряду причи н план по ним про должи тель но е время н е вы полнялся. Это отрицательно сказывалось ка к на цеховых, так и на заво д ских тех нико-экономич еских пока зателях. Тщат ельно про анализи ровав положе ни е дел на участке, адм инистрация цеха пришла к выводу, что, только об новив р у ководство, мож но добиться изме нений н а участке. Но кому пору чить возглавить отстающий кол лектив? Выбор пал на старш его мастера участка Я» 3 В. Р. Л уне в а. На заво де В. Р. Л унев — более три дцати лет. Трудовую деятель ность начинал в прессовом цехе. Работал слесарем, нала дчиком, потом после око нчания в ечер н его отдел ен ия Л ипецкого м ашиност роите льного т ех ник ума руководил участком. Старшим мастером о н стал работать и тог да, когда пе решел в пятый трактор ный ц ех. Возглавляемый им коллектив, н е смотря на и меющиеся труд ности , уверенно реш ал поставл енные пе ред ним задачи, добивался непло хих ре зультатов в социалистиче ском соре вновании. Потом у была п олная увере нность в том , что и на втором участке В. Р. Л унев н ав едет порядок. Забегая вперед, скажем, что адм инистрация ц еха н е ошиблась. А поработать новом у старшему мастеру второго участка по прео доле нию отставания пришлось н е мало. В первую очередь н уж но было укрепить дисципли н у, так ка к по этой пр ичине т ерялось много рабочего време ни. Уговора ми з десь, ко нечно, реши тельного перелома не добьешься. Вот почему од них пришлось строго наказать , а с неи справимыми ре ш ено было р а спрощаться. Но и этого оказалось недостаточно. Вот почему встал вопрос об из менении распорядка работы уча стка. Старший мастер предложил работать не в три, а в две смены. Его предложение, вынесенное на рассмотрение участкового собра ния, нашло одобрение у станоч ников и наладчиков. При двухсменной работе повы силась ответственность каждо го члена коллектива, ведь теперь все на виду. Если какой-нибудь станочник выполнит задание не так, ка к нужно , то его товарищ не смолчит, а сделает обязатель но ему замечание. И тому ничего не остается делать, ка к улучшать работу. Повышение коллективной ответственности за состояние дис циплины, стремление уплотнить время, до максимума сократить его потери теперь стали нор мой жизни коллектива. Наряду с этим двухсменный ре жим работы помог положительно решить кадровый вопрос. Те перь участок укомплектован та кими станочниками, которые не только хорошо знают профессию, но н старательно относятся к де лу. Повысился и качественный по казатель. При трехсменной работе виновник брака нередко оставал ся неизвестен. Сейчас же брак скрыть невозможно. Примечатель но, что за соблюдением требова ний технологии следят не только контролеры ОТК , но и сами ста ночники, которые твердо знают, что только крепкая технологиче ская дисциплина может привести к успеху. Значительно улучшилась на уча стке культура производства. Рань ше он постоянно был захламлен. Теперь каждый станочник под держивает на своем рабочем ме сте чистоту и порядок. Больше требовательности стало предъявляться со стороны кол лектива участка к работникам служб механика и энергетика. И это дало хорошие результаты. За счет повышения надежности обо рудования удалось в несколько раз сократить простои, повысить ритмичность производства, улуч шить количественные и качествен ные показатели. Нельзя не сказать и об обнов лении оборудования на участке. Вот, к примеру, шестишпиндель ный станок-полуавтомат. С его внедрением возросла производи тельность труда, повысилось ка чество деталей. Планируется внед рить еще несколько высокопроиз водительных станков. Следует отметить и внедрение новой оплаты труда. За счет ее повысилась стабильность коллек тива, стало возможным решить вопрос закрепления кадров. Коллектив, возглавляемый стар шим мастером В. Р. Л уневым, бо гат замечательными людьми. От лично трудятся наладчики А. В. Трубицын, И. П. Бурдукин и Н. И. Хомутинников. Постоянно идут в авангарде соревнования станочники И. С. Чушкин, В. М. Бирюкова, распред, депутат Л е вобережного района Совета на родных депутатов В. И. Суслова. Они, а та кж е другие члены ко л лектива участка благодаря удар ному, самоотверженному труду обеспечили перевыполнение квар тального плана более чем на б процентов. А запасные части ими выдаются в счет второго полуго дия. — На производстве нет неосу ществимых вопросов, — говорит А. Р. Л унев, — все их можно ре шить, стоит л^шь по-настоящему взяться за дело. С этим нельзя не согласиться. В, Ю Д И Н . К П Д и н ж е н е р н о г о т р у д а УРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА За восемь лет освоить произ водство шестисот наименований новых и модернизированных ма шин — такая задача стоит ныне перед тракторным и сельскохозяй ственным машиностроением стра ны. Иначе говоря, отрасли до 1990 года предстоит сделать столько же, сколько было сделано за 55 лет предшествующего раз вития. Для этого необходимо в два—три раза ускорить темпы конструирования и промышленно го изготовления моделей, до трех четырех лет сократить сроки соз дания и выпуска новой техники. Вполне понятно, что в этих ус ловиях резко возрастает роль ин женеров, прежде всего исследова телей. Но полностью укомплектовать конструкторские и технологиче ские службы предприятий Мин- сельхозмаша опытными специали стами до сих пор не удавалось. И х заработная плата оставалась значительно ниже заработков ма стера или квалифицированного рабочего. На заводах почти не пользовались правом устанавли вать инженерам надбавки за высокое профессиональное мастер ство или применять для них сдельную и аккордную систему оплаты труда. Причина ясна: для этого нужно располагать эконо мией фонда зарплаты, а она да леко не всегда создается усилия ми самих конструкторских и тех нологических служб. Поэтому в Минсельхозмаше взя ли на вооружение ленинградский эксперимент по совершенствова нию оплаты труда конструкторов и технологов. С 1984 года на его условия перешли производствен ные объединения «Минский тра к торный завод», «Целиноградсель- маш», «Ростсельмаш», «Волго градский тракторный завод», харьковское моторостроительное «Серп и Молот», кировоградское «Красная звезда» и ленинград ское научно-производственное объ единение «ЦНИТА» . Теперь, спустя год, уже можно подвести некоторые итоги, назвать общие трудности, с которыми столкну лись участники опыта, а также подумать, в каком направлении ему развиваться. Это тем более необходимо, что вслед за семер кой пионеров в эксперимент г о товятся вступить еще 25 предпри ятий и организаций отрасли. К а к и ожидалось, плановые за дания по разработке, освоению и внедрению новой техники выпол нили не только объединения в целом, но и все их подразделе ния, имеющие меньшую, чем прежде, численность конструкто ров и технологов, то есть вырос ла производительность труда. Сни жена металлоемкость изделий, энергоемкость производственных процессов, трудоемкость инженер ных работ. Увеличена зарплата более чем половине участников ., ■ Есть и приятные неожиданно сти. Так, сокращение сроков раз работок программой эксперимента на первом этапе не предусматри валось. Однако коллектив НПО «ЦНИТА» , уменьшенный на 8,6 процента, справился с годовым планом за одиннадцать месяцев и обратился в министерство с прось бой увеличить объем работ на 400 тысяч рублей. Еще несколько цифр — без них не обойтись. И н тересно, что в Ленинградском На р о д ст в ен н ых п р ед п р и яти я х С Т ЕНД ОВЫЙ „ Э КЗАМ ЕНАТОР , , НПО самый высокий размер над бавок и доплат инженерам на кр у г — 57 рублей. По семи объ единениям этот показатель равен 25 рублям — в два с лишним раза меньше. Абсолютный мини мум (18 рублей) приходится на объединение «Минский трактор ный завод». Прирост производи тельности за счет работы мень шей численностью здесь тоже ми нимальный — 2,8 процента. И другое примечательно: штат ко н структорских и технологических служб в минском объединении всего в 1,1 раза больше, чем в «ЦНИТА» , а инженеров, получив ших повышение зарплаты, больше в 1,5 раза. Эти цифры наводят на размыш ления. К наибольшему эффекту эксперимент приводит там, где число инженеров, получивших надбавки, ограничено, но суммы выплат весомы. Напротив, там, где в незначительных размерах поощряют широкий кр у г специа листов, эффект не впечатляет. К а к говорится, лучше меньше, да лучше. Надбавки нельзя превра щать в какие-то привычные дове ски к должностным окладам. Идея опыта — поощрять профес сиональное мастерство, творче ский рост, ответственность специ алистов, благодаря чему и дости гается максимальный личный вклад в работу подразделения. Значит, надбавка должна быть ощутимой, устанавливать ее н у ж но смелее, преодолевая инерцию уравниловки. Это первый урок эксперимента, относящийся к распределению за работной платы. Второй связан не с ломкой психологического барьера, а с реальными трудно стями распределения. Для его объективности необходима оцен ка труда каждо го специалиста, основанная не на эмоциях, а на четких критериях. Полагаю, что тут не обойтись без нормирова ния, поскольку другого , более со вершенного, инструмента в нашем распоряжении пока нет. Вот по чему с первых же дней подготов ки к опыту мы занялись создани ем нормативной базы и уже в начале эксперимента сумели ох ватить нормированием 80—90 процентов объема конструктор ских и технологических работ. Конечно, в нормативах на ум ственный труд есть нечто дву смысленное. К а к выразить в циф рах затраты мозговой энергии? К тому же сотрудники отделов или отделов труда и заработной пла ты предприятий, занимающиеся нормированием, обычно слабо представляют себе специфику ин женерной работы. Известны слу чаи, когда трудовики препятство вали начальникам конструктор ских и технологических служб в установлении высоких надбавок. Рискуя нарушить цеховую соли дарность, с каж у , что отдавать эксперимент на откуп экономи стам все же нельзя. Л учше всего, если они будут обслуживать его в тесном союзе с техническими руководителями под общим р у ко водством главного инженера пред приятия. В этом и заключается третий урок эксперимента. В свою очередь, главные специалисты должны примириться с тратами времени на нормирование и учет труда подчиненных. Подменить руководителя нормировщиком на стадии отработки опыта невоз можно. Тем не менее главную тяжесть дополнительных обязанностей по его обсчету взяли на себя со трудники аппарата управления, численность и расходы на содер жание которого из года в год уменьшаются. В постановлении Госкомтруда ^ССР о порядке проведения опыта сказано, что задание на сокращение аппарата управления определяется незави симо от количества участников эксперимента. Выступать против такого сокращения — значит про слыть ретроградом. Но ка к по ступить, если счетный работник, нормировщик, стал сейчас неза менимым звеном механизма, уско ряющего технический прогресс? Л енинградский опыт еще раз под черкнул, казалось бы, общеизвест ное: у наступающей армии д олж ны быть крепкие тылы. Тылы э к сперимента его организационное управленческое обеспечение. И этот — четвертый — урок стоит усвоить. Пока мы затрагивали вопросы, касающиеся распределения фонда экономии заработной платы. П о нятно, однако, что сначала его нужно создать, причем не фор мально, а по существу, в доста точном объеме. А для этого тре буется сэкономить не менее де сяти процентов от фонда зарпла ты подразделения. Тут нет друго го пути, кроме сокращения конст рукторов и технологов на основа нии результатов аттестации. Сложностей при ее проведении, естественно, хватает, и они заслу живают отдельного разговора. Но дело не только в аттестации. Н а до совершенствовать структуру инженерных служб, управления. Вот в чем видится пятый урок эксперимента. В знакомом нам НПО «ЦНИТА» , готовясь к опы ту, упразднили семь структурных и тринадцать внутриструктурных подразделений. А во время опыта здесь создана единая централизо ванная служба главного метроло га института взамен двух само стоятельных лабораторий. К а к это отразилось на экономике, мы уже видели. И, наконец, последний урок. Производительность труда специ алистов растет на первых порах за счет двух факторов: сокраще ния численности и уплотнения ра бочего дня. Но и тому, и другому есть разумные пределы. Завтра или послезавтра резервы будут выбраны, производительность пе рестанет расти, эксперимент себя исчерпает. Чтобы этого не случи лось, одновременно с совершен ствованием оплаты нужно улуч шать и организацию труда инж е неров. Речь идет о повсеместном внедрении автоматизированных рабочих мест и систем автома тизированного проектирования. Вот почему уже в этом году объ единения Минсельхозмаша начнут приобретать средства современ ной оргтехники и электронно-вы числительные машины. Созданы постоянно действующая выставка и учебный центр, где будут про ходить подготовку и переподго товку инженеры и программисты. Л . ПОЛ ОВЕЦ КАЯ , заместитель начальника управления организации труда, заработной платы и рабочих кадров Мин- сельхоэмаша, заслуженный экономист РСФСР. 175-сильный дизель для нового волгоградского трактора «Вол гарь», подготовленный к промыш ленному выпуску на Харьковском заводе тракторных двигателей, успешно выдержал проверку на вибрационную надежность. В ро ли «экзаменатора» выступил комплекс оборудования для уско ренных стендовых испытаний, разработанный с участием ученых Института проблем машинострое ния АН УССР, Всесторонняя проверка элемен тов мощного двигателя в процес се опытной эксплуатации потребо вала бы несколько месяцев. А стендовый комплекс, автоматиче ски создающий такие же на груз ки, каким тракторное «сердце» подвержено в полевых условиях, позволил сжать сроки испытаний до четырех недель. С помощью специалистов акаде мического института высокоэф фективное оборудование создает ся та кже для Алтайского и М и н ского моторных заводов и других. Ускоренные стендовые испыта ния моторной техники, дающие возможность быстрее проводить прочностную отработку новых конструкций, становятся неотъем лемой частью отраслевой ком п лексной научно-технической про граммы «Надежность»,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz