Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

стр. 2 « К И Р О В Е Ц » -Л /'У\ЛЛЛЛЛЛАЛЛЛЛАЛЛЛЛЛЛЛААЛЛЛЛ /\ЛЛЛ /\/\/\ЛЛ ^^АЛЛЛААЛЛ /\ЛЛ /\ЛАЛ ААЛАЛ ЛЛ /\ЛЛАЛ Л ^ С Т А Х А Н О В Ц Ы Н А Ш И Х Д Н Е Й На снимк е: токарь первого меха ни ческого цеха корпуса 5 > МС-4 А натолий Тимоф еевич Покачалов. Коммуни ст А. Т. По- | < Качалов показывает высокий образец тр уда: он успе шно за- 5 ;> вершил зада ние одинн а дцатой и работает в счёт будущей | 5 пятилетки. Фото А. Ко зина. | Р а б от ат ь б е з от ст аю щ и х ЕСЛИ ПОСТАВИТЬ ЦЕЛЬ... На втором участке пятого тра к ­ тор ного цеха изготовляются дета ­ ли, используемые при сборке про ­ паш ных тракторов с перед ним в е­ дущим мостом. Потреб ность в них большая. О д нако по ряду причи н план по ним про должи ­ тель но е время н е вы полнялся. Это отрицательно сказывалось ка к на цеховых, так и на заво д ­ ских тех нико-экономич еских пока ­ зателях. Тщат ельно про анализи ­ ровав положе ни е дел на участке, адм инистрация цеха пришла к выводу, что, только об новив р у ­ ководство, мож но добиться изме­ нений н а участке. Но кому пору ­ чить возглавить отстающий кол ­ лектив? Выбор пал на старш его мастера участка Я» 3 В. Р. Л уне ­ в а. На заво де В. Р. Л унев — более три дцати лет. Трудовую деятель­ ность начинал в прессовом цехе. Работал слесарем, нала дчиком, потом после око нчания в ечер н его отдел ен ия Л ипецкого м ашиност ­ роите льного т ех ник ума руководил участком. Старшим мастером о н стал работать и тог да, когда пе­ решел в пятый трактор ный ц ех. Возглавляемый им коллектив, н е­ смотря на и меющиеся труд ности , уверенно реш ал поставл енные пе­ ред ним задачи, добивался непло­ хих ре зультатов в социалистиче­ ском соре вновании. Потом у была п олная увере нность в том , что и на втором участке В. Р. Л унев н ав едет порядок. Забегая вперед, скажем, что адм инистрация ц еха н е ошиблась. А поработать новом у старшему мастеру второго участка по прео ­ доле нию отставания пришлось н е­ мало. В первую очередь н уж но было укрепить дисципли н у, так ка к по этой пр ичине т ерялось много рабочего време ни. Уговора ­ ми з десь, ко нечно, реши тельного перелома не добьешься. Вот почему од них пришлось строго наказать , а с неи справимыми ре­ ш ено было р а спрощаться. Но и этого оказалось недостаточно. Вот почему встал вопрос об из ­ менении распорядка работы уча ­ стка. Старший мастер предложил работать не в три, а в две смены. Его предложение, вынесенное на рассмотрение участкового собра­ ния, нашло одобрение у станоч ­ ников и наладчиков. При двухсменной работе повы ­ силась ответственность каждо го члена коллектива, ведь теперь все на виду. Если какой-нибудь станочник выполнит задание не так, ка к нужно , то его товарищ не смолчит, а сделает обязатель ­ но ему замечание. И тому ничего не остается делать, ка к улучшать работу. Повышение коллективной ответственности за состояние дис­ циплины, стремление уплотнить время, до максимума сократить его потери теперь стали нор ­ мой жизни коллектива. Наряду с этим двухсменный ре­ жим работы помог положительно решить кадровый вопрос. Те­ перь участок укомплектован та ­ кими станочниками, которые не только хорошо знают профессию, но н старательно относятся к де ­ лу. Повысился и качественный по ­ казатель. При трехсменной работе виновник брака нередко оставал­ ся неизвестен. Сейчас же брак скрыть невозможно. Примечатель­ но, что за соблюдением требова ­ ний технологии следят не только контролеры ОТК , но и сами ста ­ ночники, которые твердо знают, что только крепкая технологиче ­ ская дисциплина может привести к успеху. Значительно улучшилась на уча ­ стке культура производства. Рань ­ ше он постоянно был захламлен. Теперь каждый станочник под ­ держивает на своем рабочем ме­ сте чистоту и порядок. Больше требовательности стало предъявляться со стороны кол ­ лектива участка к работникам служб механика и энергетика. И это дало хорошие результаты. За счет повышения надежности обо ­ рудования удалось в несколько раз сократить простои, повысить ритмичность производства, улуч ­ шить количественные и качествен­ ные показатели. Нельзя не сказать и об обнов ­ лении оборудования на участке. Вот, к примеру, шестишпиндель­ ный станок-полуавтомат. С его внедрением возросла производи ­ тельность труда, повысилось ка ­ чество деталей. Планируется внед­ рить еще несколько высокопроиз ­ водительных станков. Следует отметить и внедрение новой оплаты труда. За счет ее повысилась стабильность коллек ­ тива, стало возможным решить вопрос закрепления кадров. Коллектив, возглавляемый стар ­ шим мастером В. Р. Л уневым, бо­ гат замечательными людьми. От ­ лично трудятся наладчики А. В. Трубицын, И. П. Бурдукин и Н. И. Хомутинников. Постоянно идут в авангарде соревнования станочники И. С. Чушкин, В. М. Бирюкова, распред, депутат Л е ­ вобережного района Совета на ­ родных депутатов В. И. Суслова. Они, а та кж е другие члены ко л ­ лектива участка благодаря удар ­ ному, самоотверженному труду обеспечили перевыполнение квар ­ тального плана более чем на б процентов. А запасные части ими выдаются в счет второго полуго ­ дия. — На производстве нет неосу­ ществимых вопросов, — говорит А. Р. Л унев, — все их можно ре­ шить, стоит л^шь по-настоящему взяться за дело. С этим нельзя не согласиться. В, Ю Д И Н . К П Д и н ж е н е р н о г о т р у д а УРОКИ ЭКСПЕРИМЕНТА За восемь лет освоить произ ­ водство шестисот наименований новых и модернизированных ма ­ шин — такая задача стоит ныне перед тракторным и сельскохозяй ­ ственным машиностроением стра ­ ны. Иначе говоря, отрасли до 1990 года предстоит сделать столько же, сколько было сделано за 55 лет предшествующего раз ­ вития. Для этого необходимо в два—три раза ускорить темпы конструирования и промышленно ­ го изготовления моделей, до трех ­ четырех лет сократить сроки соз­ дания и выпуска новой техники. Вполне понятно, что в этих ус ­ ловиях резко возрастает роль ин ­ женеров, прежде всего исследова­ телей. Но полностью укомплектовать конструкторские и технологиче ­ ские службы предприятий Мин- сельхозмаша опытными специали ­ стами до сих пор не удавалось. И х заработная плата оставалась значительно ниже заработков ма ­ стера или квалифицированного рабочего. На заводах почти не пользовались правом устанавли ­ вать инженерам надбавки за высокое профессиональное мастер­ ство или применять для них сдельную и аккордную систему оплаты труда. Причина ясна: для этого нужно располагать эконо ­ мией фонда зарплаты, а она да ­ леко не всегда создается усилия ­ ми самих конструкторских и тех ­ нологических служб. Поэтому в Минсельхозмаше взя ­ ли на вооружение ленинградский эксперимент по совершенствова­ нию оплаты труда конструкторов и технологов. С 1984 года на его условия перешли производствен­ ные объединения «Минский тра к ­ торный завод», «Целиноградсель- маш», «Ростсельмаш», «Волго ­ градский тракторный завод», харьковское моторостроительное «Серп и Молот», кировоградское «Красная звезда» и ленинград ­ ское научно-производственное объ ­ единение «ЦНИТА» . Теперь, спустя год, уже можно подвести некоторые итоги, назвать общие трудности, с которыми столкну ­ лись участники опыта, а также подумать, в каком направлении ему развиваться. Это тем более необходимо, что вслед за семер­ кой пионеров в эксперимент г о ­ товятся вступить еще 25 предпри­ ятий и организаций отрасли. К а к и ожидалось, плановые за ­ дания по разработке, освоению и внедрению новой техники выпол­ нили не только объединения в целом, но и все их подразделе­ ния, имеющие меньшую, чем прежде, численность конструкто ­ ров и технологов, то есть вырос­ ла производительность труда. Сни ­ жена металлоемкость изделий, энергоемкость производственных процессов, трудоемкость инженер ­ ных работ. Увеличена зарплата более чем половине участников ., ■ Есть и приятные неожиданно ­ сти. Так, сокращение сроков раз ­ работок программой эксперимента на первом этапе не предусматри ­ валось. Однако коллектив НПО «ЦНИТА» , уменьшенный на 8,6 процента, справился с годовым планом за одиннадцать месяцев и обратился в министерство с прось ­ бой увеличить объем работ на 400 тысяч рублей. Еще несколько цифр — без них не обойтись. И н ­ тересно, что в Ленинградском На р о д ст в ен н ых п р ед п р и яти я х С Т ЕНД ОВЫЙ „ Э КЗАМ ЕНАТОР , , НПО самый высокий размер над ­ бавок и доплат инженерам на кр у г — 57 рублей. По семи объ ­ единениям этот показатель равен 25 рублям — в два с лишним раза меньше. Абсолютный мини ­ мум (18 рублей) приходится на объединение «Минский трактор ­ ный завод». Прирост производи ­ тельности за счет работы мень­ шей численностью здесь тоже ми ­ нимальный — 2,8 процента. И другое примечательно: штат ко н ­ структорских и технологических служб в минском объединении всего в 1,1 раза больше, чем в «ЦНИТА» , а инженеров, получив ­ ших повышение зарплаты, больше в 1,5 раза. Эти цифры наводят на размыш ­ ления. К наибольшему эффекту эксперимент приводит там, где число инженеров, получивших надбавки, ограничено, но суммы выплат весомы. Напротив, там, где в незначительных размерах поощряют широкий кр у г специа ­ листов, эффект не впечатляет. К а к говорится, лучше меньше, да лучше. Надбавки нельзя превра ­ щать в какие-то привычные дове ­ ски к должностным окладам. Идея опыта — поощрять профес­ сиональное мастерство, творче­ ский рост, ответственность специ­ алистов, благодаря чему и дости ­ гается максимальный личный вклад в работу подразделения. Значит, надбавка должна быть ощутимой, устанавливать ее н у ж ­ но смелее, преодолевая инерцию уравниловки. Это первый урок эксперимента, относящийся к распределению за ­ работной платы. Второй связан не с ломкой психологического барьера, а с реальными трудно ­ стями распределения. Для его объективности необходима оцен­ ка труда каждо го специалиста, основанная не на эмоциях, а на четких критериях. Полагаю, что тут не обойтись без нормирова ­ ния, поскольку другого , более со ­ вершенного, инструмента в нашем распоряжении пока нет. Вот по ­ чему с первых же дней подготов ­ ки к опыту мы занялись создани ­ ем нормативной базы и уже в начале эксперимента сумели ох ­ ватить нормированием 80—90 процентов объема конструктор ­ ских и технологических работ. Конечно, в нормативах на ум ­ ственный труд есть нечто дву ­ смысленное. К а к выразить в циф ­ рах затраты мозговой энергии? К тому же сотрудники отделов или отделов труда и заработной пла ­ ты предприятий, занимающиеся нормированием, обычно слабо представляют себе специфику ин ­ женерной работы. Известны слу ­ чаи, когда трудовики препятство ­ вали начальникам конструктор ­ ских и технологических служб в установлении высоких надбавок. Рискуя нарушить цеховую соли ­ дарность, с каж у , что отдавать эксперимент на откуп экономи ­ стам все же нельзя. Л учше всего, если они будут обслуживать его в тесном союзе с техническими руководителями под общим р у ко ­ водством главного инженера пред ­ приятия. В этом и заключается третий урок эксперимента. В свою очередь, главные специалисты должны примириться с тратами времени на нормирование и учет труда подчиненных. Подменить руководителя нормировщиком на стадии отработки опыта невоз­ можно. Тем не менее главную тяжесть дополнительных обязанностей по его обсчету взяли на себя со ­ трудники аппарата управления, численность и расходы на содер ­ жание которого из года в год уменьшаются. В постановлении Госкомтруда ^ССР о порядке проведения опыта сказано, что задание на сокращение аппарата управления определяется незави ­ симо от количества участников эксперимента. Выступать против такого сокращения — значит про ­ слыть ретроградом. Но ка к по ­ ступить, если счетный работник, нормировщик, стал сейчас неза ­ менимым звеном механизма, уско ­ ряющего технический прогресс? Л енинградский опыт еще раз под ­ черкнул, казалось бы, общеизвест­ ное: у наступающей армии д олж ­ ны быть крепкие тылы. Тылы э к ­ сперимента его организационное управленческое обеспечение. И этот — четвертый — урок стоит усвоить. Пока мы затрагивали вопросы, касающиеся распределения фонда экономии заработной платы. П о ­ нятно, однако, что сначала его нужно создать, причем не фор ­ мально, а по существу, в доста ­ точном объеме. А для этого тре ­ буется сэкономить не менее де ­ сяти процентов от фонда зарпла ­ ты подразделения. Тут нет друго ­ го пути, кроме сокращения конст ­ рукторов и технологов на основа ­ нии результатов аттестации. Сложностей при ее проведении, естественно, хватает, и они заслу ­ живают отдельного разговора. Но дело не только в аттестации. Н а ­ до совершенствовать структуру инженерных служб, управления. Вот в чем видится пятый урок эксперимента. В знакомом нам НПО «ЦНИТА» , готовясь к опы ­ ту, упразднили семь структурных и тринадцать внутриструктурных подразделений. А во время опыта здесь создана единая централизо ­ ванная служба главного метроло ­ га института взамен двух само ­ стоятельных лабораторий. К а к это отразилось на экономике, мы уже видели. И, наконец, последний урок. Производительность труда специ­ алистов растет на первых порах за счет двух факторов: сокраще ­ ния численности и уплотнения ра ­ бочего дня. Но и тому, и другому есть разумные пределы. Завтра или послезавтра резервы будут выбраны, производительность пе ­ рестанет расти, эксперимент себя исчерпает. Чтобы этого не случи ­ лось, одновременно с совершен­ ствованием оплаты нужно улуч ­ шать и организацию труда инж е ­ неров. Речь идет о повсеместном внедрении автоматизированных рабочих мест и систем автома ­ тизированного проектирования. Вот почему уже в этом году объ ­ единения Минсельхозмаша начнут приобретать средства современ­ ной оргтехники и электронно-вы ­ числительные машины. Созданы постоянно действующая выставка и учебный центр, где будут про ­ ходить подготовку и переподго ­ товку инженеры и программисты. Л . ПОЛ ОВЕЦ КАЯ , заместитель начальника управления организации труда, заработной платы и рабочих кадров Мин- сельхоэмаша, заслуженный экономист РСФСР. 175-сильный дизель для нового волгоградского трактора «Вол­ гарь», подготовленный к промыш ­ ленному выпуску на Харьковском заводе тракторных двигателей, успешно выдержал проверку на вибрационную надежность. В ро ­ ли «экзаменатора» выступил комплекс оборудования для уско ­ ренных стендовых испытаний, разработанный с участием ученых Института проблем машинострое ­ ния АН УССР, Всесторонняя проверка элемен­ тов мощного двигателя в процес ­ се опытной эксплуатации потребо ­ вала бы несколько месяцев. А стендовый комплекс, автоматиче ­ ски создающий такие же на груз ­ ки, каким тракторное «сердце» подвержено в полевых условиях, позволил сжать сроки испытаний до четырех недель. С помощью специалистов акаде ­ мического института высокоэф­ фективное оборудование создает­ ся та кже для Алтайского и М и н ­ ского моторных заводов и других. Ускоренные стендовые испыта ­ ния моторной техники, дающие возможность быстрее проводить прочностную отработку новых конструкций, становятся неотъем лемой частью отраслевой ком п ­ лексной научно-технической про граммы «Надежность»,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz