Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр, 3 ■*< Н А С Т А В Н И К И У Ч Е Н И К - Д Р У Г О Д Р У Г Е Они очень похожи друг на друга — Алексей Уколов и Виктор Иванович Догаев, ученик и наставник из службы механика тракторного цеха № 4. Нет, не внешне, а своим отношением к профессии, к делу. Вернее младший из них старается походить на другого. II по этому, многие, видя, ка к работают эти двое, говорят, об их сходстве. Так ли эго? Что они думают друг о друге, о работе? На эти вопросы от вечают ученик Алексей Уколов и наставник Виктор Ивано вич Догаев.' На р о д ст в ен н ых п р ед п р и яти я х В Н О В О М К О Р П У С Е АЛ ЕКСЕЙ УКО Л О В : — О с ебе я могу сказать н ем ного е... После око нчания школы посту пил в вечер ний механический техник ум, на от дел ение «Тр ак торостро ение», хоч ется полу чить настоящ ую м уж скую спе циал ьность — и на всю жизнь. Одновременно пошел работать на заво д. Выбор н е был слу чайным — в школе на заня тиях по трудовому обучению по знакомился со станочным оборудов ани ем, получил перво начальн ые навыки работы. По этому, когда в отделе кадров, предложили пойти учеником к токарю- у нив ерсалу, раздумы вал недолго. Вст ретили ме ня в колл екти ве с по ниманием, помогли ос воиться. Особо я хотел бы вы делить Виктора Ив ановича Догаева, своего наставника. Нелегко ему было выпо лнять свою рабо ту и уделять время, внима ние мне. И советом, и делом учил, ка к н уж но вы пол нять разны е по слож ности опе рации. Хорошо, когда рядом професси онал , з нающи й, д у шев ный человек. Тогда чувст вуешь себя н еизмеримо уве ре нн ей. Сейчас м н е присвоили вто рой квалификацио нный разря д и порученное дело вы полняю уже сам остоятельно, но если сл учается затру днение иду к Вик тор у Ива нович у, потому, что твердо знаю — он помо жет. Много е конечно, зависит от м е ня самого , но на вер но е н е ме ньш е от того, кто учит. О ка жись на м есте моего наставни ка ч еловек другого склада — я бы н е столь быстро освоил ся. Возмож но , угас бы и и н т ерес к профессии. О н ж е ув- ■т лек ме ня своим любимым де лом. Сейчас, — спустя полго да, уве рен, ч то я смог у тру диться и сознани е этого н е мо жет н е радовать. Пр изнать ся, когда шел на завод, испыты вал и робость, и боя знь , а те перь сло вно вырос , повзрослел. С работы возвращаюсь уста лый, но довол ьный — занима- юсь-то делом н уж ным. Ко нечно, тр уд но сочетать работу и учебу, но утешаю себя тем, что это поможет лучше по знать производство. ВИ КТОР ИВАНОВИЧ Д О ГАЕВ : — Разн ые у ме ня бы ли уче ники: л е нивы е и трудо любивые, «н еумехи», и способ ны е. Но таких, как Алексей — ни од ного. От вс ех преды дущих его отличает жажда знания. Уви дит например, я начинаю точить резец, по дой дет, посмотрит. Ему сейчас вроде бы это ни к ч ему, а вот ин тересуется, значит , в буду щее смотрит. Чем еще он м е ня « подкупил», так это отве том — «Да, буду работать по сто янно» — на вопрос, сколь ко време ни нам ере н он тр у диться в цехе. Вспомнил я тог да свою юность , ведь было м н е ровно столько , сколько ему — сем надцать, когда пос ле окончания школы ФЗО при шел работать в службу меха ника тракторного цеха № 4. Д а так вот, почти тридцать лет и проработал на заводе, из них пятнадцать — в четвер том тракторном цехе. Много за это время «переточил» дета лей, стал специалистом шесто го разряда. Работаю «на глаз», без штангенциркуля... И в людях научился разби раться. Были у меня под нача лом и такие, которым сразу говорил: не выйдет из тебя толку, без души относишься к делу... Алексей не из той породы, есть у него природная хватка, заинтересованность. И учить его поэтому легко. Сей час он может работать само стоятельно на уровне второго разряда, хотя отдельные вы полненные им операции мож но оценить по четвертому. Д о настоящего мастерства Алек сею далеко, но он им обяза тельно овладеет. Ведь удалось же за короткий срок освоить два сложных токарных станка. Работа у нас действительно увлекательная, «штучная», а потому требует особого под хода, умения. Хорошая школа для молодого парнишки. Не легко ему, но Алексей не ж а луется, бывает, что и после смены задержится доделать недоделанное. Больше бы та ких учеников — одна радость от них. Знаешь, что есть кому передать знания. Пока шел разговор с Вик тором Ивановичем, а занял он не более получаса, обратились к нему, наверное, не менее пяти человек по самым раз личным вопросам: по поводу инструмента, обработки дета ли, настройки станка. И все, кто-бы ни подошел, получил исчерпывающий ответ... Алексей в это время с у в лечением вытачивал шесте ренку, а часы показывали, что рабочий день уже давно онончен... Записал С. ПОРЯДИН . Первая продукция получена в новом заводском корпусе Киш и невского тракторного завода. На установленных здесь высокоэф фективных штамповочных комп лексах начали выпускать более 50 деталей к трактору Т-70С. Оборудование, на котором нагрев металлических заготовок осуще ствляется индукционным методом, высвободило людей от трудоем ких операций, повысило качество штамповок. При этом вдвое со кращены отходы черного проката. К Л Ю Ч И О Т Т - 1 5 0 У главного конвейера ХТЗ вру- здесь навыками эксплуатации и чены ключи от гусеничных трак- обслуживания энергонасыщенных торов Т-150 большой группе ме- машин Вернувшись в свои хо- ханизаторов страны. Посланцы . ' ' б помогать в агропромышленных ооъединенин Российской Федерации, Украины подготовке кадров для работы и Казахстана первыми овладели на новой технике. ИМЯ ИЗ КНИГИ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ Ка к многие, Валентина Поли- карповна Бизяева начинала с уче ничества, в отделении ручной формовки в чугунолитейном цехе. С благодарностью вспоминает она «уроки» руководителя то г дашнего коллектива Константина Васильевича Титова. Несмотря на то, что до этого Валентина Поли- карповна закончила горный техни кум, пять лет проработала в шахте, имела квалифика ц и ю (правда, ни зкую ) формовщицы — эти наставления были для нее настоящей школой. Начальник от деления помогал в конспектиро вании, снабжал необходимой ли тературой. Недаром квалифика ционная комиссия присвоила фор мовщице В. П. Бизяевой пятый разряд. Ка к рассказывает Валентина Поликарповна, на десятый день она начала выполнять норму. Уроки пошли впрок. А со време нем пришел собственный опыт, и формовщице стали доверять все более сложные задания. Ко времени новоселья — уча сток формовки перевели в новый фасоннолитейный цех — Валенти на Поликарповна уже сама да вала «уроки» молодежи. Многие из бывших учеников продолжают работать в фасоннолитейном це хе. Это — Тамара Григорьевна Орлянкина, бригадир формовщи ков, Наталья Михайловна Пан- ченкова, Александр Иванович Ба- хаев и другие. Так что эстафету наставниче ства К . В. Титов передал в на дежные руки. Когда ушел прежний мастер, на его место назначили Валентину Поликарповну. Отвечать за уча сток непросто. Коллектив цеха, руководство предприятия по достоинству оце нили вклад Валентины Поликар- повны в общее дело. Она отмече на знаками «Победитель социали стического соревнования», «За служенный машиностро и т е л ь РСФСР». Ее имя занесено в кн и гу Трудовой Славы нашей обла сти. В. СУМИН .Ч Ч С Ч Х \\\\Х Ч \Х \Х \\Х \\\\\\\Х \Х Х \\\Х Х Х \\Х Х 'Л Х \Х \Х \\У у Х \Х \Х Ч \\\\\\Ч \\\Х Х \\'Х Х Х \Х Х \Х \Ч З \Х 1 ^ .> К М П Р А В И Л Ь Н О П Р И М Е Н Я ТЬ М А Т Е Р И А Л Ь Н Ы Е СТИ М УЛ Ы На очередном заседании к о миссии по широкомасштабному экономическому эксперименту был рассмотрен вопрос о приме, нении Типового положения о пре мировании за основные резуль таты хозяйственной деятельности в условиях экономического эк. сперимента, а также положений о премировании контролеров ОТК и ИГР отделов технического контроля. С докладом по этому вопросу выступил начальник Уп равления организации труда и за работной платы Минсельхозмаша С. С. Дро зд . По обсуждаемому вопросу принято постановление. Ниже печатается изложение д о клада. Экономический эксперимент, ка к известно, потребовал введения нового порядка материального стимулирования за основные ре зультаты хозяйственной деятель ности. В связи с этим в отрасли разработано Типовое положение о премировании. В соответствии с ним производственные объедине ния и предприятия разработали свои, заводские положения и ре комендации, учитывающие особен ности установления показателей и размеров премирования. В результате проверки боль шинства заводских положений, проведенной специа л и с т а м и УОТиЗ Минсельхозмаша, выявлен ряд типичных нарушений Типово го положения, допущенных в не которых случаях из-за недопони мания проблемы, а иногда и на меренно, из-за нежелания услож нять работу соответствующих служб. Так, по Типовому положению премия за снижение предельного уровня затрат на один рубль то варной продукции в пределах до 0,25 процента должностного о к лада в месяц и сверх планового размера, установленного за ос новные результаты хозяйственной деятельности, выплачивается толь ко руководящим работникам, ру ководителям подразделений и служащим. Инженерно-техниче ские работники и рабочие могут поощряться в указанном порядке лишь за экономию конкретных видов материальных ресурсов, со гласно перечню, утвержденному министерством. Однако многие предприятия, нарушив Типовое положение, пре дусмотрели такой порядок преми рования не только для руководя щих работников, но и для всех ИТР заводоуправлений. Здесь, кстати, следует отметить, что предприятиям необходимо четко обеспечить планирование лимитов материальных и топливно-энерге тических затрат и достоверный учет их расходования с помощью контрольно-измерительных прибо ров и других технически обосно ванных методов, иначе стимули рование инженерно-технических работников и рабочих за эконо мию материалов, топлива и энер гии будет малоэффективным. Проверка показала, что на от дельных предприятиях сознатель но нарушено обязательное требо вание Типового положения — премирование работников служб технического контроля. Все служ бы технического контроля долж ны поощряться только за показа тели своей деятельности: соблю дение стандартов, технических ус ловий на выпускаемую продук цию, осуществление мер по повы шению качества изделий, предуп реждение брака и нарушений тех нологии производства, а не за выполнение показателей основной хозяйственной деятельности уча стка, цеха, завода. Мало эффективно, хотя и не является нарушением, решение тех предприятий, которые уста новили работникам служб техни ческого контроля общий размер премии за выполнение всех пока зателей в целом, а не раздельно 'за каждый. Типовым положением преду смотрено снижение размера пре мии, установленного за основной показатель в том случае, если не выполнен дополнительный показа тель, и наоборот, увеличение — при его выполнении. Некоторые предприятия предусмотрели в своих положениях лишь уменьше ние размера поощрения, не пол ностью использовав, таким обра зом предоставленные им права. Нельзя не сказать и о том, что практически все предприятия со хранили прежний подход к уста новлению показателей премиро вания, определив для всех работ ников заводоуправления тот же порядок поощрения, что и для руководящих работников. То есть поставили стимулирование ИТР и служащих заводоуправления в прямую зависимость от выполне ния поставок в соответствии с заключенными договорными обя зательствами. И хотя подобное решение не является нарушением, его можно расценивать, ка к соз нательный отказ предприятий от предоставленных им прав. Такой порядок значительно сни жает заинтересованность подраз делений заводоуправления в бе зусловном выполнении основных функциональных задач. Типовое же положение предусматривает определение размера премии в зависимости от величины конкрет ного трудового вклада работника и коллектива, качества их рабо ты, проявленной инициативы и творческого отношения к делу, ответственности за реализацию планов и заданий. Исходя из опыта предприятий Минтяжмаша и Минэлектротех- прома, участвующих в широко масштабном экономическом э к сперименте с 1984 года, представ ляется целесообразным утвердить конкретный перечень подразделе ний и работников, оказывающих непосредственное влияние на вы полнение заданий и обязательств по поставкам продукции, пользу ясь примерным перечнем подраз делений и должностей, преду смотренных в приложении 2 к Типовому положению. При этом в положении должны быть четко оговорены порядок и размер уве личения премии этим работникам при выполнении данного показа теля на 100 процентов. В целях более полного исполь зования возможностей Типового положения в организации преми рования принято решение проана лизировать по итогам первого квартала с. г. эффективность за водских положений. Предусмотре но та кже создать из специали стов производственных объедине ний, предприятий, ВПО и УОТиЗ рабочую группу для подготовки образца заводского положения. Прессцентр Минсельхозмаша,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz