Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр, 3 ■*< Н А С Т А В Н И К И У Ч Е Н И К - Д Р У Г О Д Р У Г Е Они очень похожи друг на друга — Алексей Уколов и Виктор Иванович Догаев, ученик и наставник из службы механика тракторного цеха № 4. Нет, не внешне, а своим отношением к профессии, к делу. Вернее младший из них старается походить на другого. II по этому, многие, видя, ка к работают эти двое, говорят, об их сходстве. Так ли эго? Что они думают друг о друге, о работе? На эти вопросы от­ вечают ученик Алексей Уколов и наставник Виктор Ивано­ вич Догаев.' На р о д ст в ен н ых п р ед п р и яти я х В Н О В О М К О Р П У С Е АЛ ЕКСЕЙ УКО Л О В : — О с ебе я могу сказать н ем ного е... После око нчания школы посту ­ пил в вечер ний механический техник ум, на от дел ение «Тр ак ­ торостро ение», хоч ется полу ­ чить настоящ ую м уж скую спе­ циал ьность — и на всю жизнь. Одновременно пошел работать на заво д. Выбор н е был слу ­ чайным — в школе на заня ­ тиях по трудовому обучению по знакомился со станочным оборудов ани ем, получил перво­ начальн ые навыки работы. По­ этому, когда в отделе кадров, предложили пойти учеником к токарю- у нив ерсалу, раздумы ­ вал недолго. Вст ретили ме ня в колл екти ­ ве с по ниманием, помогли ос­ воиться. Особо я хотел бы вы­ делить Виктора Ив ановича Догаева, своего наставника. Нелегко ему было выпо лнять свою рабо ту и уделять время, внима ние мне. И советом, и делом учил, ка к н уж но вы пол­ нять разны е по слож ности опе­ рации. Хорошо, когда рядом професси онал , з нающи й, д у ­ шев ный человек. Тогда чувст ­ вуешь себя н еизмеримо уве­ ре нн ей. Сейчас м н е присвоили вто­ рой квалификацио нный разря д и порученное дело вы полняю уже сам остоятельно, но если сл учается затру днение иду к Вик тор у Ива нович у, потому, что твердо знаю — он помо ­ жет. Много е конечно, зависит от м е ня самого , но на вер но е н е ме ньш е от того, кто учит. О ка ­ жись на м есте моего наставни ­ ка ч еловек другого склада — я бы н е столь быстро освоил­ ся. Возмож но , угас бы и и н ­ т ерес к профессии. О н ж е ув- ■т лек ме ня своим любимым де­ лом. Сейчас, — спустя полго ­ да, уве рен, ч то я смог у тру ­ диться и сознани е этого н е мо ­ жет н е радовать. Пр изнать ся, когда шел на завод, испыты ­ вал и робость, и боя знь , а те­ перь сло вно вырос , повзрослел. С работы возвращаюсь уста ­ лый, но довол ьный — занима- юсь-то делом н уж ным. Ко ­ нечно, тр уд но сочетать работу и учебу, но утешаю себя тем, что это поможет лучше по ­ знать производство. ВИ КТОР ИВАНОВИЧ Д О ­ ГАЕВ : — Разн ые у ме ня бы­ ли уче ники: л е нивы е и трудо ­ любивые, «н еумехи», и способ ­ ны е. Но таких, как Алексей — ни од ного. От вс ех преды ­ дущих его отличает жажда знания. Уви дит например, я начинаю точить резец, по дой ­ дет, посмотрит. Ему сейчас вроде бы это ни к ч ему, а вот ин тересуется, значит , в буду ­ щее смотрит. Чем еще он м е­ ня « подкупил», так это отве ­ том — «Да, буду работать по ­ сто янно» — на вопрос, сколь ­ ко време ни нам ере н он тр у ­ диться в цехе. Вспомнил я тог да свою юность , ведь было м н е ровно столько , сколько ему — сем надцать, когда пос­ ле окончания школы ФЗО при ­ шел работать в службу меха ­ ника тракторного цеха № 4. Д а так вот, почти тридцать лет и проработал на заводе, из них пятнадцать — в четвер­ том тракторном цехе. Много за это время «переточил» дета ­ лей, стал специалистом шесто­ го разряда. Работаю «на глаз», без штангенциркуля... И в людях научился разби­ раться. Были у меня под нача ­ лом и такие, которым сразу говорил: не выйдет из тебя толку, без души относишься к делу... Алексей не из той породы, есть у него природная хватка, заинтересованность. И учить его поэтому легко. Сей­ час он может работать само ­ стоятельно на уровне второго разряда, хотя отдельные вы ­ полненные им операции мож ­ но оценить по четвертому. Д о настоящего мастерства Алек ­ сею далеко, но он им обяза ­ тельно овладеет. Ведь удалось же за короткий срок освоить два сложных токарных станка. Работа у нас действительно увлекательная, «штучная», а потому требует особого под ­ хода, умения. Хорошая школа для молодого парнишки. Не­ легко ему, но Алексей не ж а ­ луется, бывает, что и после смены задержится доделать недоделанное. Больше бы та ­ ких учеников — одна радость от них. Знаешь, что есть кому передать знания. Пока шел разговор с Вик тором Ивановичем, а занял он не более получаса, обратились к нему, наверное, не менее пяти человек по самым раз личным вопросам: по поводу инструмента, обработки дета­ ли, настройки станка. И все, кто-бы ни подошел, получил исчерпывающий ответ... Алексей в это время с у в ­ лечением вытачивал шесте ­ ренку, а часы показывали, что рабочий день уже давно онончен... Записал С. ПОРЯДИН . Первая продукция получена в новом заводском корпусе Киш и ­ невского тракторного завода. На установленных здесь высокоэф­ фективных штамповочных комп ­ лексах начали выпускать более 50 деталей к трактору Т-70С. Оборудование, на котором нагрев металлических заготовок осуще­ ствляется индукционным методом, высвободило людей от трудоем ­ ких операций, повысило качество штамповок. При этом вдвое со­ кращены отходы черного проката. К Л Ю Ч И О Т Т - 1 5 0 У главного конвейера ХТЗ вру- здесь навыками эксплуатации и чены ключи от гусеничных трак- обслуживания энергонасыщенных торов Т-150 большой группе ме- машин Вернувшись в свои хо- ханизаторов страны. Посланцы . ' ' б помогать в агропромышленных ооъединенин Российской Федерации, Украины подготовке кадров для работы и Казахстана первыми овладели на новой технике. ИМЯ ИЗ КНИГИ ТРУДОВОЙ СЛАВЫ Ка к многие, Валентина Поли- карповна Бизяева начинала с уче­ ничества, в отделении ручной формовки в чугунолитейном цехе. С благодарностью вспоминает она «уроки» руководителя то г ­ дашнего коллектива Константина Васильевича Титова. Несмотря на то, что до этого Валентина Поли- карповна закончила горный техни ­ кум, пять лет проработала в шахте, имела квалифика ц и ю (правда, ни зкую ) формовщицы — эти наставления были для нее настоящей школой. Начальник от ­ деления помогал в конспектиро ­ вании, снабжал необходимой ли ­ тературой. Недаром квалифика ­ ционная комиссия присвоила фор­ мовщице В. П. Бизяевой пятый разряд. Ка к рассказывает Валентина Поликарповна, на десятый день она начала выполнять норму. Уроки пошли впрок. А со време­ нем пришел собственный опыт, и формовщице стали доверять все более сложные задания. Ко времени новоселья — уча ­ сток формовки перевели в новый фасоннолитейный цех — Валенти­ на Поликарповна уже сама да ­ вала «уроки» молодежи. Многие из бывших учеников продолжают работать в фасоннолитейном це­ хе. Это — Тамара Григорьевна Орлянкина, бригадир формовщи­ ков, Наталья Михайловна Пан- ченкова, Александр Иванович Ба- хаев и другие. Так что эстафету наставниче­ ства К . В. Титов передал в на ­ дежные руки. Когда ушел прежний мастер, на его место назначили Валентину Поликарповну. Отвечать за уча ­ сток непросто. Коллектив цеха, руководство предприятия по достоинству оце­ нили вклад Валентины Поликар- повны в общее дело. Она отмече­ на знаками «Победитель социали­ стического соревнования», «За ­ служенный машиностро и т е л ь РСФСР». Ее имя занесено в кн и ­ гу Трудовой Славы нашей обла ­ сти. В. СУМИН .Ч Ч С Ч Х \\\\Х Ч \Х \Х \\Х \\\\\\\Х \Х Х \\\Х Х Х \\Х Х 'Л Х \Х \Х \\У у Х \Х \Х Ч \\\\\\Ч \\\Х Х \\'Х Х Х \Х Х \Х \Ч З \Х 1 ^ .> К М П Р А В И Л Ь Н О П Р И М Е Н Я ТЬ М А Т Е Р И А Л Ь Н Ы Е СТИ М УЛ Ы На очередном заседании к о ­ миссии по широкомасштабному экономическому эксперименту был рассмотрен вопрос о приме, нении Типового положения о пре ­ мировании за основные резуль ­ таты хозяйственной деятельности в условиях экономического эк. сперимента, а также положений о премировании контролеров ОТК и ИГР отделов технического контроля. С докладом по этому вопросу выступил начальник Уп ­ равления организации труда и за ­ работной платы Минсельхозмаша С. С. Дро зд . По обсуждаемому вопросу принято постановление. Ниже печатается изложение д о ­ клада. Экономический эксперимент, ка к известно, потребовал введения нового порядка материального стимулирования за основные ре­ зультаты хозяйственной деятель­ ности. В связи с этим в отрасли разработано Типовое положение о премировании. В соответствии с ним производственные объедине­ ния и предприятия разработали свои, заводские положения и ре­ комендации, учитывающие особен­ ности установления показателей и размеров премирования. В результате проверки боль­ шинства заводских положений, проведенной специа л и с т а м и УОТиЗ Минсельхозмаша, выявлен ряд типичных нарушений Типово ­ го положения, допущенных в не­ которых случаях из-за недопони­ мания проблемы, а иногда и на­ меренно, из-за нежелания услож ­ нять работу соответствующих служб. Так, по Типовому положению премия за снижение предельного уровня затрат на один рубль то ­ варной продукции в пределах до 0,25 процента должностного о к ­ лада в месяц и сверх планового размера, установленного за ос­ новные результаты хозяйственной деятельности, выплачивается толь ­ ко руководящим работникам, ру ­ ководителям подразделений и служащим. Инженерно-техниче ­ ские работники и рабочие могут поощряться в указанном порядке лишь за экономию конкретных видов материальных ресурсов, со ­ гласно перечню, утвержденному министерством. Однако многие предприятия, нарушив Типовое положение, пре­ дусмотрели такой порядок преми­ рования не только для руководя ­ щих работников, но и для всех ИТР заводоуправлений. Здесь, кстати, следует отметить, что предприятиям необходимо четко обеспечить планирование лимитов материальных и топливно-энерге ­ тических затрат и достоверный учет их расходования с помощью контрольно-измерительных прибо ­ ров и других технически обосно­ ванных методов, иначе стимули ­ рование инженерно-технических работников и рабочих за эконо ­ мию материалов, топлива и энер­ гии будет малоэффективным. Проверка показала, что на от ­ дельных предприятиях сознатель­ но нарушено обязательное требо ­ вание Типового положения — премирование работников служб технического контроля. Все служ ­ бы технического контроля долж ­ ны поощряться только за показа ­ тели своей деятельности: соблю ­ дение стандартов, технических ус ­ ловий на выпускаемую продук ­ цию, осуществление мер по повы ­ шению качества изделий, предуп ­ реждение брака и нарушений тех ­ нологии производства, а не за выполнение показателей основной хозяйственной деятельности уча ­ стка, цеха, завода. Мало эффективно, хотя и не является нарушением, решение тех предприятий, которые уста ­ новили работникам служб техни ­ ческого контроля общий размер премии за выполнение всех пока ­ зателей в целом, а не раздельно 'за каждый. Типовым положением преду ­ смотрено снижение размера пре­ мии, установленного за основной показатель в том случае, если не выполнен дополнительный показа ­ тель, и наоборот, увеличение — при его выполнении. Некоторые предприятия предусмотрели в своих положениях лишь уменьше ­ ние размера поощрения, не пол­ ностью использовав, таким обра ­ зом предоставленные им права. Нельзя не сказать и о том, что практически все предприятия со­ хранили прежний подход к уста ­ новлению показателей премиро ­ вания, определив для всех работ­ ников заводоуправления тот же порядок поощрения, что и для руководящих работников. То есть поставили стимулирование ИТР и служащих заводоуправления в прямую зависимость от выполне­ ния поставок в соответствии с заключенными договорными обя ­ зательствами. И хотя подобное решение не является нарушением, его можно расценивать, ка к соз­ нательный отказ предприятий от предоставленных им прав. Такой порядок значительно сни­ жает заинтересованность подраз­ делений заводоуправления в бе­ зусловном выполнении основных функциональных задач. Типовое же положение предусматривает определение размера премии в зависимости от величины конкрет ­ ного трудового вклада работника и коллектива, качества их рабо ­ ты, проявленной инициативы и творческого отношения к делу, ответственности за реализацию планов и заданий. Исходя из опыта предприятий Минтяжмаша и Минэлектротех- прома, участвующих в широко ­ масштабном экономическом э к ­ сперименте с 1984 года, представ ­ ляется целесообразным утвердить конкретный перечень подразделе­ ний и работников, оказывающих непосредственное влияние на вы ­ полнение заданий и обязательств по поставкам продукции, пользу ­ ясь примерным перечнем подраз­ делений и должностей, преду ­ смотренных в приложении 2 к Типовому положению. При этом в положении должны быть четко оговорены порядок и размер уве ­ личения премии этим работникам при выполнении данного показа ­ теля на 100 процентов. В целях более полного исполь­ зования возможностей Типового положения в организации преми ­ рования принято решение проана ­ лизировать по итогам первого квартала с. г. эффективность за ­ водских положений. Предусмотре ­ но та кже создать из специали­ стов производственных объедине­ ний, предприятий, ВПО и УОТиЗ рабочую группу для подготовки образца заводского положения. Прессцентр Минсельхозмаша,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz