Кировец. 1985 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 НЕ С Т А Р Е Ю Т Д У Ш О Й В Е Т Е Р А Н Ы Он работает моделыцико вот уже более тридцати ле Подошел срок идти на пе н сию, но Василий Иванович Б у гаев остался на производств и продолжает трудиться в мо дель ном ц ехе. Работает само отверже нно , по-фро нтово му. ...В октябре 1941 года мо лодой ле йтенант В. Бугаев новенькой фор(ме с расч ето артиллеристов ехал в теплуш ке на фронт. По д Воро неже эшелон попал под бомбежку многи е солдаты еще вдали о передовой получили ра н е ния Василия Ивановича конт узило В судьбе Васили н Иванов! ча конт узия была н е послед ним ра нением. Под Старо Руссой в составе третьей воз душ но -деса нтной дивизии в од ной из атак молодого лейте нанта сразил осколок разор вавшегося снаря да. И опят госпиталь. А потом Василию Ив анови ч у пришлось вмен ить и часть и род войск. На Кур ск ую дуг о н попал уже ко мандире!! взвода противотанковых ру жей. Ж арким был июль 194 года. Фашисты шли напролом Бронебойщики, находившиес во втором эшелоне обороны вели прицельный огонь по прорвавшимся танкам против ника. Лотом Василий Иванови участвовал в освобождении Украины. Вместе со своим! бойцами освобождал Жито мир, Шепетовку. За мужество и героизм при освобождении города Станислава Васили Иванович был представлен награде — ордену Кра с н о и Звезды. Но раны дали о себ знать. За год до победных залпов в Берлине Василия Ивановича уволили в запас Фронтовик вернулся в родной дом, в родную деревню. Веко ре Василий Иванович стал пре подавать в школе военное де ло будущим защитникам Ро дины. А затем семья Бугаевых пе ребралась в Л ипецк, и в 1952 году Василий Иванович при шел на завод. Стал модельщи ком. В работе бывший фронтовик показал себя добросовестным исполнительным. Неоднократно Василий Иванович назывался победителем социалистического соревнования, был награжден юбилейной медалью к столе тию со дня рождения Влади мира Ильича Ленина. В модельном цехе Васили! Иванович Бугаев считается од ним из лучших мастеров свое го дела. Ка к правило, выпол нение самых сложных, ответ ственных заказов доверяется Василию Ивановичу. И вете ран никогда не подведет. В СУМИН . Т А К РОЖ Д АЛ СЯ ТРАК ТОРНЫ Й ... (Р а с с к а з о г е р о и з м е в т ы л у ) [_) ЯНВАРЕ 1943 года было при- нято решение об организации в центре России, на базе завода «Станкострой» в Л ипецке, произ водства пропашных тракторов средней мощности, В то время я работал главным инженером Глав ка тракторных запасных частей Наркомата среднего машиност роения. А в марте 1943 года ме ня пригласили в Ц К партии и предложили поехать в качестве директора на строительство и ор ганизацию производства этих тракторов. Надо сказать, что к тому вре мени у меня уже был накоплен практический опыт работы на крупнейшем в стране Челябин ском тракторном заводе. Там до велось мне поработать в конст рукторском отделе, а также за местителем главного инженера и главным инженером. Что касает ся моего отношения к сделанно му в Ц К предложению, то оно исходило из простого нашего пар тийного и гражданского принци па, определенного одним словом: надо! К а к сейчас помню напутствие наркома С. А. Акопова: — Дело, которое мы тебе по ручаем, — сказал он, — трудное Особенно тем, что начинать его надо в условиях войны и военной разрухи. Придется тебе много ис пытать: и «синяков» нахватаешь ся и «бить» будем, но не до смер ти. Конечно, я понимал, за что брался. Но все же не утратил оп тимистического настроения, пола гая, что любое дело, если за не го взяться по-настоящему, мож но вытянуть. После такого «воодушевляюще го» напутствия наркома я дви нулся в дорогу с попутным неф тяным маршрутом и 1 апреля прибыл на станцию Казинка. Свя зался с заводом. Исполнявший обязанности директора «Станко- строя» Митрофан Петрович Ма- ковкнн прислал за мной единст венный имевшийся в его распоря жении вид транспорта — манев ровый паровоз. На нем и добрал ся до площадки завода. Я счел это за “хорошую примету, по скольку в молодости, до поступ ления в институт, работал в депо станции Красноярск и водил поезда по Великому Сибирскому пути. Поселился в коттедже, в кото ром жил раньше директор «Стан- Грозный 1943 год. На полях Центрального Черноземья еще идут смертельные схватки с немецко-фашистскими полчищами, а из М оск вы в Л ипецк партия направила Александра Парфентьевича Никано рова с очень ответственным, но не совсем обычным по тому времени поручением — строить тракторный завод, готовить выпуск мирных машин для подъема разрушенного войной сельского хозяйства... Ныне бывший директор — первостроитель нашего завода персо нальный пенсионер союзного значения А. П. Никаноров живет и здравствует в Москве. Он прислал свои воспоминания о рождении завода, которые поступили в Музей трудовой славы тракторострои телей. «Конечно, — пишет, предваряя их, А. П. Никаноров, — это не столь подробные и стройные воспоминания. Но ведь действительно, никто, кроме меня, не может описать ту обстановку, в которой дела лись первые шаги по организации завода...». Немного остается времени до славного юбилея — 40-летия все мирно-исторической Победы советского народа над немецко-фашистг скимн захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 го дов. Мы свято чтим этот бессмертный подвиг наших отцов и дедов и воздаем должное не только ветеранам ее, отстоявшим в жестоких боях родную землю, но и самоотверженным труженикам тыла, обес печивавшим фронт всем необходимым для Победы. В ряду их — и первостроители нашего родного завода, которые в дни военного лихолетья внесли свой вклад в общее дело. Об этом — рассказ А. П. Никанорова, который сегодня начинает публиковать «Кировец». кострой». Так что с этой стороны все шло удачно. На следующий день пошел на завод. Митрофан Петрович рас сказал мне его предысторию. Имевшиеся цехи и сама площад ка завода произвели гнетущее впечатление. Прежние хозяева добросовестно поработали при эвакуации завода и увезли все, что только можно было увезти. Всюду были хлам и запустение. Ведь цехи подготавливались как узлы сопротивления, а в после дующем—и к взрыву. К счастью, враг до Л ипецка не дошел, и они уцелели. Хорошо было и то, что сохранилась жилая часть, которая послужила первым пристанищем для строителей и работников за вода. В поселке имелись баня, боль ница, хорошее здание школы и клуб. Проживали здесь несколь ко десятков семей, в основном красноармейских, состоявших из женщин и детей. В поселке вре менно, отдыхая после боев, нахо дилась кавалерийская часть. Ш ко ла была занята под госпиталь. А производственная часть заво да находилась в тяжелом состоя нии. Коммуникации были разры ты, кругом , возвышались горы песка. Механический корпус имел деревянные перекрытия. Полы и каналы здесь были разрушены, остекления не осталось, не было никакого и энергетического осна щения. Внешне удовлетворитель но выглядело здание литейного корпуса. Но внутренняя плани ровка его совершенно не отвеча ла требованиям производства фа сонного литья для тракторов. Имелось и здание компрессор ной, а рядом — подстанция с пустыми ячейками для фидеров. Были та кже котельная без ко т лов и углеподачи, старая ремонт но-литейная с одной вагранкой и плацевой формовкой, небольшие здания прессового и ремонтно-ме ханического цехов, а также неза конченные строительством лабо раторный и инструментальный корпуса, деревянная проходная и незаконченное ограждение терри тории завода. На территории его, кроме того, имелись небольшая столовая и складское помещение. После ознакомления с ситуа цией пришлось крепко задумать ся: С чего начинать? Да практи чески все сначала, опираясь лишь на то, что сохранилось после эва куации. Но самое первое, что нужно было сделать, это — предста виться ка к положено местному партийному органу — Л ипецкому городскому комитету В К П (б ) .О т правился туда пешком, поскольку транспорта не было. Пришел в город, нашел горком, секретарем его был Михаил Ильич Тененбаум. Встретились, познакомились, поговорили. М. И. Тененбаум познакомил меня со Старцевым —- секретарем по про мышленности и некоторыми дру гими работниками аппарата гор кома. Люди, с которыми встретился здесь, произвели на меня в об щем положительное впечатление. Я поверил в их искренность и заинтересованность в организации завода, а для меня это было очень много: почувствовал, что за завод мы будем бороться вместе. На другой день вновь отпра вился в Л ипецк Побывал и по знакомился с аппаратом горис полкома, с людьми, от которых зависело решение многих жизнен ных вопросов. Н уж но было во зобновить работу больницы, школы, решить вопросы продо вольственного снабжения и т. д. Через несколько дней приехали т.т. Тененбаум и Старцев. Мы вновь обошли завод, а к этому времени у меня сложился некий организационный план. Здесь же договорились, что ряд работников, таких, ка к начальник отдела ра,- бочего снабжения, главный инже нер управления капитальным строительством, з а в е д у ю щ и й больницей и некоторых других горком порекомендует нам из со става городского актива. В начале мая 1943 года выехал в Москву, чтобы решить ряд первоочередных, неотложных воп росов. В их числе: завязать от ношения с проектной организа цией, финансирование строитель ства, кадры для строительства и будущего завода, структура уп равления предприятием, утверж дение штата дирекции строящего ся завода, определение объекта производства, поскольку было со вершенно не ясно, какой трактор намечается выпускать, выяснение источников получения оборудова ния, получение какого-либо тран спорта, выяснение того, кто будет выполнять строительные работы и когда начнется формирование строительной организации... Можно себе представить, какой навал вопросов возник и подле жал немедленному разрешению! Вот когда я понял и оценил тот практический опыт, который дала мне работа на Челябинском тра к торном заводе. Наркомат, его отделы на пер вых порах к этим моим вопро сам отнеслись довольно-таки прохладно. Потребовалось немало усилий, чтобы обратить их вни мание на рассмотрение неотлож- . ных задач, связанных с организа цией завода. ж ;ттш ■Ж *^ *Ж * г ******** &&&. Ш к А А ■»' Ч'&ь. ' Многие годы при Дворце культуры тракторостроителей ра ботает клуб ветеранов войны и труда. На клубные «четвер ги» приходят до 160 его членов, чтобы отдохнуть в кру гу друзей и знакомых, принять участие в организуемых здесь «Огоньках», послушать лекции и беседы специалистов различ ных областей знаний, просто пообщаться, в чем так нуж да ются пенсионеры. Н у и, конечно же, поговорить о работе сре ди населения жилого района, которую активно проводит большинство ветеранов — членов клуба. Сейчас, в преддверии славной даты—сорокалетия Победы над фашистской Германией, — особенно много забот у на ших участников войны: они организуют встречи с молодыми рабочими, проводят беседы со школьниками, комсомольцами. В своих воспоминаниях о фронтовых годах, боевых эпизодах ветераны войны с достоверностью свидетелей рассказывают о массовом героизме советских людей, рожденном высоким патриотизмом, преданностью родной Отчизне. На снимке В. Финогина — члены клуба ветеранов войны и труда (слева направо): рядовой А. И. Суворов, лейтенант М. И. Будюкин, командир взвода разведки П. Ф. Мязин. старшина-танкист, участник Сталинградской битвы В. Н. Ф и липпов, гвардии старшина авиаполка В. В. Барбашин, радист стрелкового полка Г. Н. Перелыгин, ветеран труда Д . Д . Бе лоусов, механик-водитель танка И. С. Зверев, командир п у леметного взвода В Д . Чивилев. Текст Н. ШИРМ АНОВОЙ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz