Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

Кировец. 1985 г. (г. Липецк)

« К И Р О В Е Ц » стр. 3 НЕ С Т А Р Е Ю Т Д У Ш О Й В Е Т Е Р А Н Ы Он работает моделыцико вот уже более тридцати ле Подошел срок идти на пе н сию, но Василий Иванович Б у гаев остался на производств и продолжает трудиться в мо дель ном ц ехе. Работает само отверже нно , по-фро нтово му. ...В октябре 1941 года мо лодой ле йтенант В. Бугаев новенькой фор(ме с расч ето артиллеристов ехал в теплуш ке на фронт. По д Воро неже эшелон попал под бомбежку многи е солдаты еще вдали о передовой получили ра н е ния Василия Ивановича конт узило В судьбе Васили н Иванов! ча конт узия была н е послед ним ра нением. Под Старо Руссой в составе третьей воз душ но -деса нтной дивизии в од ной из атак молодого лейте нанта сразил осколок разор вавшегося снаря да. И опят госпиталь. А потом Василию Ив анови ч у пришлось вмен ить и часть и род войск. На Кур ск ую дуг о н попал уже ко мандире!! взвода противотанковых ру жей. Ж арким был июль 194 года. Фашисты шли напролом Бронебойщики, находившиес во втором эшелоне обороны вели прицельный огонь по прорвавшимся танкам против ника. Лотом Василий Иванови участвовал в освобождении Украины. Вместе со своим! бойцами освобождал Жито мир, Шепетовку. За мужество и героизм при освобождении города Станислава Васили Иванович был представлен награде — ордену Кра с н о и Звезды. Но раны дали о себ знать. За год до победных залпов в Берлине Василия Ивановича уволили в запас Фронтовик вернулся в родной дом, в родную деревню. Веко ре Василий Иванович стал пре подавать в школе военное де ло будущим защитникам Ро дины. А затем семья Бугаевых пе ребралась в Л ипецк, и в 1952 году Василий Иванович при шел на завод. Стал модельщи ком. В работе бывший фронтовик показал себя добросовестным исполнительным. Неоднократно Василий Иванович назывался победителем социалистического соревнования, был награжден юбилейной медалью к столе тию со дня рождения Влади мира Ильича Ленина. В модельном цехе Васили! Иванович Бугаев считается од ним из лучших мастеров свое го дела. Ка к правило, выпол нение самых сложных, ответ ственных заказов доверяется Василию Ивановичу. И вете­ ран никогда не подведет. В СУМИН . Т А К РОЖ Д АЛ СЯ ТРАК ТОРНЫ Й ... (Р а с с к а з о г е р о и з м е в т ы л у ) [_) ЯНВАРЕ 1943 года было при- нято решение об организации в центре России, на базе завода «Станкострой» в Л ипецке, произ ­ водства пропашных тракторов средней мощности, В то время я работал главным инженером Глав­ ка тракторных запасных частей Наркомата среднего машиност­ роения. А в марте 1943 года ме­ ня пригласили в Ц К партии и предложили поехать в качестве директора на строительство и ор ­ ганизацию производства этих тракторов. Надо сказать, что к тому вре­ мени у меня уже был накоплен практический опыт работы на крупнейшем в стране Челябин­ ском тракторном заводе. Там до ­ велось мне поработать в конст ­ рукторском отделе, а также за ­ местителем главного инженера и главным инженером. Что касает ­ ся моего отношения к сделанно­ му в Ц К предложению, то оно исходило из простого нашего пар ­ тийного и гражданского принци ­ па, определенного одним словом: надо! К а к сейчас помню напутствие наркома С. А. Акопова: — Дело, которое мы тебе по ­ ручаем, — сказал он, — трудное Особенно тем, что начинать его надо в условиях войны и военной разрухи. Придется тебе много ис­ пытать: и «синяков» нахватаешь ­ ся и «бить» будем, но не до смер­ ти. Конечно, я понимал, за что брался. Но все же не утратил оп ­ тимистического настроения, пола­ гая, что любое дело, если за не­ го взяться по-настоящему, мож ­ но вытянуть. После такого «воодушевляюще ­ го» напутствия наркома я дви ­ нулся в дорогу с попутным неф­ тяным маршрутом и 1 апреля прибыл на станцию Казинка. Свя ­ зался с заводом. Исполнявший обязанности директора «Станко- строя» Митрофан Петрович Ма- ковкнн прислал за мной единст­ венный имевшийся в его распоря ­ жении вид транспорта — манев ­ ровый паровоз. На нем и добрал­ ся до площадки завода. Я счел это за “хорошую примету, по ­ скольку в молодости, до поступ ­ ления в институт, работал в депо станции Красноярск и водил поезда по Великому Сибирскому пути. Поселился в коттедже, в кото ­ ром жил раньше директор «Стан- Грозный 1943 год. На полях Центрального Черноземья еще идут смертельные схватки с немецко-фашистскими полчищами, а из М оск ­ вы в Л ипецк партия направила Александра Парфентьевича Никано ­ рова с очень ответственным, но не совсем обычным по тому времени поручением — строить тракторный завод, готовить выпуск мирных машин для подъема разрушенного войной сельского хозяйства... Ныне бывший директор — первостроитель нашего завода персо­ нальный пенсионер союзного значения А. П. Никаноров живет и здравствует в Москве. Он прислал свои воспоминания о рождении завода, которые поступили в Музей трудовой славы тракторострои ­ телей. «Конечно, — пишет, предваряя их, А. П. Никаноров, — это не столь подробные и стройные воспоминания. Но ведь действительно, никто, кроме меня, не может описать ту обстановку, в которой дела­ лись первые шаги по организации завода...». Немного остается времени до славного юбилея — 40-летия все­ мирно-исторической Победы советского народа над немецко-фашистг скимн захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 го ­ дов. Мы свято чтим этот бессмертный подвиг наших отцов и дедов и воздаем должное не только ветеранам ее, отстоявшим в жестоких боях родную землю, но и самоотверженным труженикам тыла, обес­ печивавшим фронт всем необходимым для Победы. В ряду их — и первостроители нашего родного завода, которые в дни военного лихолетья внесли свой вклад в общее дело. Об этом — рассказ А. П. Никанорова, который сегодня начинает публиковать «Кировец». кострой». Так что с этой стороны все шло удачно. На следующий день пошел на завод. Митрофан Петрович рас­ сказал мне его предысторию. Имевшиеся цехи и сама площад ­ ка завода произвели гнетущее впечатление. Прежние хозяева добросовестно поработали при эвакуации завода и увезли все, что только можно было увезти. Всюду были хлам и запустение. Ведь цехи подготавливались как узлы сопротивления, а в после­ дующем—и к взрыву. К счастью, враг до Л ипецка не дошел, и они уцелели. Хорошо было и то, что сохранилась жилая часть, которая послужила первым пристанищем для строителей и работников за ­ вода. В поселке имелись баня, боль­ ница, хорошее здание школы и клуб. Проживали здесь несколь­ ко десятков семей, в основном красноармейских, состоявших из женщин и детей. В поселке вре­ менно, отдыхая после боев, нахо ­ дилась кавалерийская часть. Ш ко ­ ла была занята под госпиталь. А производственная часть заво ­ да находилась в тяжелом состоя­ нии. Коммуникации были разры ­ ты, кругом , возвышались горы песка. Механический корпус имел деревянные перекрытия. Полы и каналы здесь были разрушены, остекления не осталось, не было никакого и энергетического осна ­ щения. Внешне удовлетворитель ­ но выглядело здание литейного корпуса. Но внутренняя плани ­ ровка его совершенно не отвеча ­ ла требованиям производства фа­ сонного литья для тракторов. Имелось и здание компрессор ­ ной, а рядом — подстанция с пустыми ячейками для фидеров. Были та кже котельная без ко т ­ лов и углеподачи, старая ремонт­ но-литейная с одной вагранкой и плацевой формовкой, небольшие здания прессового и ремонтно-ме ­ ханического цехов, а также неза­ конченные строительством лабо ­ раторный и инструментальный корпуса, деревянная проходная и незаконченное ограждение терри ­ тории завода. На территории его, кроме того, имелись небольшая столовая и складское помещение. После ознакомления с ситуа ­ цией пришлось крепко задумать ­ ся: С чего начинать? Да практи ­ чески все сначала, опираясь лишь на то, что сохранилось после эва­ куации. Но самое первое, что нужно было сделать, это — предста­ виться ка к положено местному партийному органу — Л ипецкому городскому комитету В К П (б ) .О т правился туда пешком, поскольку транспорта не было. Пришел в город, нашел горком, секретарем его был Михаил Ильич Тененбаум. Встретились, познакомились, поговорили. М. И. Тененбаум познакомил меня со Старцевым —- секретарем по про ­ мышленности и некоторыми дру ­ гими работниками аппарата гор ­ кома. Люди, с которыми встретился здесь, произвели на меня в об ­ щем положительное впечатление. Я поверил в их искренность и заинтересованность в организации завода, а для меня это было очень много: почувствовал, что за завод мы будем бороться вместе. На другой день вновь отпра ­ вился в Л ипецк Побывал и по ­ знакомился с аппаратом горис ­ полкома, с людьми, от которых зависело решение многих жизнен ­ ных вопросов. Н уж но было во ­ зобновить работу больницы, школы, решить вопросы продо ­ вольственного снабжения и т. д. Через несколько дней приехали т.т. Тененбаум и Старцев. Мы вновь обошли завод, а к этому времени у меня сложился некий организационный план. Здесь же договорились, что ряд работников, таких, ка к начальник отдела ра,- бочего снабжения, главный инже ­ нер управления капитальным строительством, з а в е д у ю щ и й больницей и некоторых других горком порекомендует нам из со ­ става городского актива. В начале мая 1943 года выехал в Москву, чтобы решить ряд первоочередных, неотложных воп ­ росов. В их числе: завязать от ­ ношения с проектной организа ­ цией, финансирование строитель ­ ства, кадры для строительства и будущего завода, структура уп ­ равления предприятием, утверж ­ дение штата дирекции строящего ­ ся завода, определение объекта производства, поскольку было со­ вершенно не ясно, какой трактор намечается выпускать, выяснение источников получения оборудова ­ ния, получение какого-либо тран ­ спорта, выяснение того, кто будет выполнять строительные работы и когда начнется формирование строительной организации... Можно себе представить, какой навал вопросов возник и подле­ жал немедленному разрешению! Вот когда я понял и оценил тот практический опыт, который дала мне работа на Челябинском тра к ­ торном заводе. Наркомат, его отделы на пер­ вых порах к этим моим вопро ­ сам отнеслись довольно-таки прохладно. Потребовалось немало усилий, чтобы обратить их вни ­ мание на рассмотрение неотлож- . ных задач, связанных с организа ­ цией завода. ж ;ттш ■Ж *^ *Ж * г ******** &&&. Ш к А А ■»' Ч'&ь. ' Многие годы при Дворце культуры тракторостроителей ра ­ ботает клуб ветеранов войны и труда. На клубные «четвер­ ги» приходят до 160 его членов, чтобы отдохнуть в кру гу друзей и знакомых, принять участие в организуемых здесь «Огоньках», послушать лекции и беседы специалистов различ ­ ных областей знаний, просто пообщаться, в чем так нуж да ­ ются пенсионеры. Н у и, конечно же, поговорить о работе сре­ ди населения жилого района, которую активно проводит большинство ветеранов — членов клуба. Сейчас, в преддверии славной даты—сорокалетия Победы над фашистской Германией, — особенно много забот у на ­ ших участников войны: они организуют встречи с молодыми рабочими, проводят беседы со школьниками, комсомольцами. В своих воспоминаниях о фронтовых годах, боевых эпизодах ветераны войны с достоверностью свидетелей рассказывают о массовом героизме советских людей, рожденном высоким патриотизмом, преданностью родной Отчизне. На снимке В. Финогина — члены клуба ветеранов войны и труда (слева направо): рядовой А. И. Суворов, лейтенант М. И. Будюкин, командир взвода разведки П. Ф. Мязин. старшина-танкист, участник Сталинградской битвы В. Н. Ф и ­ липпов, гвардии старшина авиаполка В. В. Барбашин, радист стрелкового полка Г. Н. Перелыгин, ветеран труда Д . Д . Бе­ лоусов, механик-водитель танка И. С. Зверев, командир п у ­ леметного взвода В Д . Чивилев. Текст Н. ШИРМ АНОВОЙ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz