Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр. 3 - У С^> Б Р И Г А Д Н Ы Й П О Д Р Я Д : Т а к о й у н и х Трет ий трак тор ный цех. На видном месте — экран социалис тического соревнования, около которого часто можно видеть людей. Ведь к аж дому хочется узнать, какой коллектив идет впереди, а какой отстает. Вот и сейчас у экрана соревнования собрались станочники. — Нелегко работать на пер вом участке, — говорит один из них, — но, несмотря на этг , бри гада Филонова постоянно значит ся в числе лучших. — Д а, — вторит ему другой ,— этот коллектив может отлично работать. Ему любые дела по плечу. Бригада, возглавляемая А. И. Филоновым, работает на один наряд. Создана она два года на зад. На первых порах не все шло гладк о . Да оно и понятно, ведь новое не сразу пробивает себе дорогу. Зато уж если получит признание, то польза от него большая. До создания бригады выпуск деталей на участке не отвечал требованиям производства. По этой причине нередко срывались задания, что отрицательно ск азы валось на работе сборщиков. Бригадный метод помог улуч шить организацию труда, сокра тил потерн рабочего времени. Бригада укомплек тована стара тельными, хорошо знающими свое дело людьми. Как правило, во всем подает пример бригадир. Алексей1 Иванович трудится в третьем тракторном более десяти лет. Одно время он занимался расточкой деталей, а сейчас на страивает оборудование. Нелегко одновременно работать наладчи ком и возглавлять бригаду. При ходиться тщательно следить не только За тем, чтобы хорошо бы ли налаж ены станк и, но и за тем, чтобы каж дый станочник работал в полную силу, выполнял смен ные задания. Если тот или дру гой рабочий испытывает в чем-то трудности, то А. И. Филонов обязательно поможет их устра нить. На участке, где трудится бри гада, обрабатываю тся корпусные детали. Их своевременный вы пуск оказывает влияние к ак на результаты работы цеха, так и на выполнение заданий и социа листических обязательств коллек тивом завода. Чтобы производ ство изделий шло ритмично, без задерж ки, бригадир внимательно следит за поступлением загото вок, их качеством, надежностью оснастки и оборудования. О к аж дой помехе он тут же сообщает руководству цеха с тем, чтобы быстрей устранить недостаток . За успехи в соревновании A. И. Филонов много раз отме чался различными поощрениями. Кроме того, Алексей Иванович удостоен за большой вклад в обеспечение техникой труж еников сельского хозяйства ордена «Знак Почета». Высокое мастерство отличает токаря-расточника Л. А. Попова. Он ведет выпуск деталей быст ро, систематически перевыполняя задания. У него есть чему поу читься другим станочникам. Не сторонится Александр Алексеевич общественной жизни. Попов на протяжении ряда лет избирается профгрупоргом. Профсоюзная группа, возглавляя им, оказыва ет большую помощь коллективу бригады в выполнении производ ственных заданий, реализации мероприятий, направленных на повышение эффективности и к а чества труда. Профгрупорг, другие профсоюз ные ак тивисты постоянно держ ат в центре внимания вопросы к ультуры производства, техники безопасности, являю тся инициато рами ценных начинаний. " Большой требовательностью к себе и окружающим отличается B. И. Терешин. Выполняя расточ к у деталей, он старается, чтобы все, что ему поручено, делалось в срок и с хорошим качеством. А это очень важ но, так к ак , добив шись нуж ных количественных и качественных показателей, можно быть уверенным в том, что наме ченные планы будут претворены в жизнь. Н. В. Догаев и В. П. Наход- кин — наладчики. Первый явля ется ветераном цеха, а второй трудится в третьем тракторном всего несколько лет. Но, несмот ря на это, их объединяет одно — творческий подход к работе, не угомонность, страстное желание д е в и з принести как можно больше пользы цех^ , заводу. В бригаде Л. И. Филонова за ведено хорошее правило: каждый член коллектива должен знать в совершенстве не только основ ную специальность, но и смежные профессии. И, надо ск азать, в этом много достигнуто , что по могает станочникам при о тсутст вии наладчиков и слесарей служ бы механика самим настраивать техник у и производить ее мелкий ремонт. А когда техника не име ет простоев, то и дела идут ус пешно, и настроение у людей хо рошее. А. И. Филонов постоянно сле дит за тем, чтобы в бригаде под держ ивалась деловая, товарище ская атмосфера. Здесь все дела ется сообща. Если у кого- то что- то не ладится, то более опытные станочники приходят на помощь новичкам. Не забывают в бригаде о по полнении своих знаний. Так , мо лодые станочники В. Пйщулин и Н. Шуваев учатся в школе рабо чей молодежи. Что же касается других станочников, / о они так же не стоят на месте: изучают передовой опыт, совершенствуют масхерство, расширяют техничес кий кругозор. В социалистических обязатель ств ах , принятых на 1984 год, кол лек тив бригады записал: план по производству товарной продукции выполнить к 20 декабря, изгото вить к сорокалетию выпуска пер вого липецкого пропашного трак тора сверхплановых деталей на 900 рублей, за счет укрепления трудовой дисциплины, освоения смеж ных профессий и взаимопо мощи повысить производитель ность труда против плана на 2 процента. И слово у передового коллектива, девиз работы которо го — быть впереди, не расходит ся с делом. Январск ую програм му он перекрыл на 1 процент. Хорошо идут у него дела и в феврале. Задания станочниками ежесменно перевыполняются. Г. Д АВЫД О ВА , старший инженер по организации труда и заработной платы трак торного цеха № 3, нештатный корр. «Кировца». уроки в н е д р е н и я На этом снимке вы видите членов передовой бригады сварщиков прессового цеха, руководимой Борисом Устино'вичем Наливкиным (третий слева). Фото В. Лизунова. А П О К А В О Т С Т А Ю Щ И Х В цехах завода ведется плано мерная работа по укреплению и укрупнению производственных бригад, работающих на единый наряд. Но редким исключением продолжает оставаться коллектив пятрго тракторного цеха, в кото ром еще не создано ни одной сквозной хозрасчетной бригады. Невольно напрашивается во прос: почему так ая медлитель ность? Пятый тракторный цех созда вался на базе бывшего цеха шас си, который долгое время изго тавливал детали и узлы, в том числе и в запасные части для пропашного гусеничного трак тора Т-38М . После снятия этой маши ны с производства технической служ бе цеха пришлось перестраи ваться на ходу, временно приспо сабливаясь к совершенно новым условиям выпуска деталей для пропашного колесного трак тора Т-40. ■ Специальная группа научных работников Липецкого политехни ческого института, занимающаяся социологическими исследованиями производственных участков объе динения, не дала положительной оценки состоянию четкой техно логической цепочки на основных производственных уч астк ах цеха, что представляет пока определен ную трудность в создании пол ноценных сквозных бригад. - Однако время дик тует свое — не отставать от соседних рабо чих коллективов, где бригадная форма уж е получила права граж данства. Здесь, к ак и в др угих цехах завода, создана рабочая комиссия. На еженедельных ее заседаниях с присутствием начальника цеха и руководителей технических и эко номических служ б обсуж даю тся неотложные меры по внедрению новых форм труда. Оказывается и в «трудном» коллективе, каким является трак торный цех № 5, имеются все воз можности преодолеть отставание. Из доклада на очередном засе дании заместителя начальника цеха по технической части А. А. Бахаева было видно, что если укрупнить участки и из восьми имеющихся сделать четыре, изме нив маршруты некоторых техно логических процессов, то можно будет хотя бы частично ликвиди ровать создавшиеся трудности. В частности, на заседании об суж далась предложенная техни ческой служ бой схема создания первой хозрасчетной бригады, из числа трех, предусмотренных пла ном на самое ближайшее время. Так , при объединении первого и восьмого участков может быть создана сквозная бригада с замк нутым технологическим циклом по обработке к рупных корпусных и некоторых других деталей. Для окончательного завершения под готовки к внедрению здесь бри гадной формы труда остается лишь произвести перестановку двух металлореж ущих станков, что будет выполнено цеховой службой механика, и согласовать численность и состав бригады. Ю. Л А ГИ Н . Д А ВА Й ТЕ спросим себя: может ли тот или иной рабочий тр у диться наравне с любым другим, может ли быть так , чтобы его индивидуальный вклад в общий успех был равновелик трудовой отдаче товарища по бригаде? По зрелому размышлению сле дует один ответ: вряд ли. Прак тик а вовсе отвергает саму по становк у так ого вопроса. Каж дый — говорит она — трудится в меру своих физических сил, уменья, опыта, профессиональной подготовки, в меру своих психо физиологических данных. Ясно, чем большее количество этих «данностей» брать в расчет, тем очевиднее, что рабочий вклад одного никак нельзя приравнять к результатам труда другого. Вот почему испытывает затр уд нение руководитель одного из лучших коллективов четвертого тракторного цеха Владимир Анд реевич Захаренков, когда вместе с советом бригады берется за оп ределение трудовой отдачи своих станочников. — В прошлом месяце, — гово рит он, — все члены бригады трудились так , что было бы не справедливым кого- то выделить. Все достойны высшей оценки... И одновременно В. А. Захарен ков сознает, что нельзя допус к ать обезличивающей уравнилов ки при оплате тр уда. Он понима ет, к каким последствиям может привести подобная прак тика. Си туация не из легк их. Но, к аж ется, само ее появление говорит о но вом этапе в развитии бригадного метода: значит, надо совершенст вовать «измерители» труда, обо гащать применяемый коэффици- Бр игадир в затруднении... ент трудового участия новыми критериями, совершенствовать методику его использования. Сло вом, надо искать. Владимир Андреевич из тех людей, к то принял бригадный подряд не по-начетнически, не формально, а аналитично, по- настоящему творчески. Он знает цену опыта, а потому и просил: расскаж ите о том, как применя ется коэффициент трудового уча стия в подрядных бригадах др у гих цехов, какие «измерители» груда при этом используются. Видимо, это интересует многие бригады, которые работают с оп латой но конечному результату и с применением коэффициента трудового участия. Наверное, лучший повод для размышлений, для анализа дает, так ск азать, типовое применение К ТУ. Как , на пример, в бригаде Петра Алек сандровича Ушкова из третьего трак торного цеха. Начальник бюро организации труда и заработной платы П. Т. Чернов, который немало внима ния уделяет совершенствованию бригадного метода, так объяснил «механику» действия коэффици ента трудового уч астия. За базо вый показатель в бригаде взяли выполнение определенного зада ния (с учетом качественных ха рак теристик продук ции). На его основе бригада определяет фак тический коэффициент трудового участия, то-есть, иначе говоря, выработку на одного работающе го. Это помогает определить средний размер оплаты труда. И только после этого вступает в силу, так называемый, поправоч ный коэффициент трудового уча стия. Именно он выполняет роль «индивидуализации» оценки тру- довогб вклада каж дого рабочего в отдельности. Какие критерии он в себя включает? Их немного. Повышения коэффициента можно добиться за перевыполнение смен ного и месячного плана, за сов мещение профессий и труд на другом рабочем месте, за обуче ние молодежи и оказание прак тической помощи товарищам по бригаде. Все это достойно поощ рения. Снижение показателя по дого воренности в бригаде влечет за собой невыполнение плановых за даний, снижение качества труда, а так же отк аз от какой- то конк ретной работы и неподчинение распоряжениям бригадира. Вот этот поправочный коэффи циент трудового участия и высту пает в коллективе в роли регу лятора взаимоотношений. На сколько успешно — об этом позже. Перед нами протоколы заседа ний совета бригады, отраж ающих момент определения трудового вклада к аж дого рабочего. По ре шению совета увеличен коэффи циент трудового участия В. А. Соломыкиной, В. И. Калуж иной. За что? Оказывается, бригадир справедливо оценил труд В. А. Соломыкиной, которая много потратила сил для того, чтобы изготовить высококачественные детали из заготовок с допущен ными отклонениями. Вторая ра бочая длительно? время, совме щая профессии, трудилась на соседнем рабочем месте. А вот последний протокол, датирован ный январем нынешнего года. Здесь совет бригады поощрил ра бочих М. С. Алипову и В. А. Бо гословского за перевыполнение заданий. Словом, коэффициент действу ет: отличившийся в труде полу чает и большее вознаграждение; более того, его применение имеет при этом прямое воспитательное воздействие. Действует поправочный к оэф фициент трудового участия и в том случае, когда имеются нега тивные явления. В бригаде пом нят неоднократные нарушения «устава» со стороны станочника В. И. Кретинина: то он не подчи нится распоряжениям мастера, то отк аж ется выполнять «невыгод ную» работу. Естественно, совет бригады не раз сниж ал ему раз мер К ТУ. Рабочий, видя общее осуждение его поступков, счел за благо уйти из коллек тива. Сло вом, коэффициент трудового уча стия выполняет свое назначение: быть фактором укрепления тр у довой дисциплины, воспитания людей в духе коллективизма, от ветственности за судьбу планов и обязательств. И с этим он справ ляется успешно. Но так ли ус пешно стимулирует он повыше ние производительности труда на каждом рабочем месте? Или твор ческую - инициативу? Или, на пример, экономное, бережливое отношение к оборудованию, инст рументу и т. д. Ведь можно вы полнить задание и получить бла гополучный коэффициент, но при этом «надорвать» станок , во время не заточить инструмент. То-есть «сделать план» ценой из носа оборудования, режущего инструмента. Нет, коэффициент трудового участия не включает так их критериев оценки труда, а значит, многие стороны производ ственного процесса остаю тся в тени, они не учитываю тся. Как , например, личное мастерство ра бочего, индивидуальное творче ство и т. д. Видимо, это не толь ко долж но быть учтено, но и чет ко стимулироваться. И В. А. Захаренков, и П. А. Ушков сознают, что коэффициент трудового участия в теперешнем его виде не способствует точнос ти определения вклада каж дого отдельного рабочего в общий ус пех. А значит, поневоле, прихо дится прибегать к нежелательной приблизительной оценке. Значит, заинтересованным служ бам, сове там бригадиров, комиссиям по внедрению бригадных форм рабо ты стоит подумать над совершен ствованием действующего К ТУ с тем, чтобы у руководителей под рядных коллективов появились широкие возможности для более всестороннего и объективного оп ределения трудового вклада ра бочих. К. Д АНИ Л ОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz