Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

/ стр. 4 « К И Р О В Е Ц » Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь И М Я Е Г О Б Е С СМЕ Р Т НО 5 февраля исполняется 60 лет со дня рождения гвардии ря­ дового, Героя Советского Союза А. М. Матросова ( 1 0 2 4 - 1 9 4 3 ) . В годы Великой Отечествен ­ ной войны советские воины пока­ зывали невиданный героизм. Бессмертный подвиг совершил гвардии рядовой 254- го гвардей ­ ского полка комсомолец Алек ­ сандр Матросов. Во время боя за деревню Чернушки (Пск овск ая область) он своим телом закрыл амбразуру вражеского дота, за­ ставив умолкнуть пулемет, кото ­ рый задерживал . продвижение наших солдат. Пожертвовав со­ бой, герой-комсомолец .обеспечил усп ех наступления. Президиум Верховного Совета СССР посмерт­ но присвоил А. М. Матросову звание Героя Советского Союза. 254- му стрелковому гвардейско ­ му полку было присвоено имя Александра Матросова, и герой навечно зачислен в списк и 1-й роты этого полка. • На снимке: памятник Герою Советского Союза рядовому Алек ­ сандру Матросову в Велик их Д ук ах. Ск ульптор — Е. Вучетич ,, архитек тор В. Артамонов. Фото А. Овчинникова. Фотохроника ТАСС. О Б Ы Ч А И О БЫ Ч АЮ Р О З Н Ь Над округой повис призывный колокольный звон. Сзывала при хож ан церковь, спрятанная в су меречной густой дымке. И потя нулнсь к ней богомольцы с узел ками и корзиночками в рук ах. А в них — пасхальные символы: крашеные яйца, к уличи. И вот столпились люди у церкви, ж дут, когда выйдет пои со «святой во­ дой» и окропит принесенную ими снедь. Порой прихожане простаи ­ вают за «таинством освещения» многие часы, наивно веря, что ок ­ ропленные церковной водой яй ­ ца, особенно крашеные, дадут че­ ловеку неизбывное здоровье и благополучие. Ритуал «освещения» идет из старины глубокой. Яйца древние считали символом волшебной та ­ инственной силы. И чтобы они- были более угодны духам , обма­ зывали кровью. Так на Руси по­ явился религиозный' обычай к ра­ сить на пасху яйца. И теперь набожные люди придерживаются его, предлагают своим близким, знакомым крашеное яичко от «напастей и хвороб». Многие обычаи,- , имеющие ре­ лигиозный харак тер, соблюдают­ ся порой даж е неверующими. Живучесть их объяснима. В быт человека веками внедрялись об­ ряды крещения, причащения, вен­ чания, отпевания покойников, различные формы калыма, «умы­ кания» невест и т. д. Опытные духовные пастыри умеют спек у­ лировать на привычках людей. Они «вдохновенно» театрализую т каж дое религиозное действо. Взять обряд крещения. Он про­ ходит в приподнятой обстановке. Сияет позолотой купель. Пахнет ароматным маслом. Тихо пере­ шептываются женщины, успок аи ­ вая малышей. 14 вру..со словами «крещается раб божий» поп ок у­ нает ребенка в купель — совер­ шился ритуал заклинания, омове­ ния. А на другой день, глядишь, родительница вызывает «неот­ лож к у», так к ак у ребенка под­ нялась температура. Очевидно, он простудился во время риту­ ального обряда. Как правило, родители устраи ­ вают еще и «крестины». Пригла­ шается уйма гостей, начинается хмельная гулянк а. Обычай соби ­ рать пьяную застолицу цепко держ ится в жизни, нанося нема­ лый вред обществу. Ведь в де­ ревнях и селах «крестины» не­ редко справляют в самый разгар полевых работ. Шумит- гудмт многолюдная компания, а в эго время в поле простаивают маши ­ ны, взаперти ревет некормленный скот. Издавна у многих народов сложились ритуалы поминания ушедших из жизни. Это добрые, ные, нравственно - возвышенные цели: донести до потомков все ценное и важное, что накоплено предшествующими поколениями. Добрые обычаи п традиции — это один из показателей духов ­ ной к ультуры народа, и- об этом не следует забывать. Думается, нельзя нигилистиче­ ски отрицать все старые обычаи и обряды, если в них есть доб ­ рое зерно, если они содействуют сплочению людей, развивают высокие нравственные качества. Вспомним, сколько нападок пре­ терпела новогодняя елка, особен­ но в первые годы Советской власти. Наряж ать елк у, водить вокруг нее хороводы — некото- Б Е С Е Д А А Т Е И С Т А гуманные обычаи, призванные об­ легчить близким покойного их не­ восполнимое горе. Но в некото ­ рых местах похороны и поминки кончаются попойкой, а кое- где дело доходит до к ощунства: пе­ чальное событие Превращается в гульбище, сборы «податей» для покрытия расходов на поминки. Нередко у нас превратно пони­ мается н свадебный обычай. Не­ пременно с многодневной пьян ­ кой, с чрезвычайно дорогими по­ дарками. Ср.еди иных молодоже­ нов даж е бытует негласный «та­ риф» на подношения. Мол, чем выше стоимость подарка, тем вы­ ше и «цена» невесте и ж ениху. И самое печальное, что старшие иногда пытаю тся «обосновать» торгашеские замашки молодоже­ нов... ссылками на народные тр а­ диции, на обычаи предков. Свадьба — праздник особый, ра­ достный, а не коммерческое ме­ роприятие. Пож алуй , не стоит перечислять все уродливые формы искажения обычаев. Купеческий мерканти ­ лизм, пьяная стихия ничего об­ щего не имеют с народными тра­ дициями. Настоящий народный обычай заключает в себе гуман ­ ные усматривали в этом религи ­ озный пережиток , прямое потак а­ ние церкви. Но новогодние празднества с традиционной ел­ кой, Дедом Морозом II Снегуроч ­ кой, подарками и добрыми поже­ ланиями достойно встретить и прожить наступающий год у нас сохранились. В нашей стране Но ­ вый год стал всенародным празд­ ником, в котором развились мно­ гие традиционные черты и появи ­ лось высокое идейное содерж а­ ние: А взять предшественницу ны­ нешнего праздника — проводов зимы — масленицу? И сейчас еще это слово произносится с ос­ торожностью , потому что раньше в масленице проглядывались чер­ ты религиозного обряда. Но со временем они изменились. На первый план вышли массовые на­ родные гулянья и увеселения, по­ священные проводам неповтори­ мой по своей красоте русской зимы, с традиционными блинами, шествием и карнавалом ряж еных, с катанием на санях с гор и т. д. Масленица сохранила старый русский обычай'— хлебосольство, гостеприимство. Важ но , чтобы тон на этих Пищевая индустрия нашей страны — это слож ный комп­ лекс производств, включающих десятк и разнообразных отраслей. За годы нынешней пятилетк и в гтрой вошли новые мощности. Освоен промышленный выпуск новых видов продукции. На снимке: на Калининград­ ском рыбоконсервном комбинате. Он вырабатывает за год 31 мил­ лион условных банок консервов. Фотохроника ТАСС. С о б л ю д а й т е п р а г а з о в ы м и При пользовании газовыми колонками, отопительными пе­ чами и водонагревателями АГВ обращайте особое внимание на постоянное наличие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах. Перед розж игом и особенно после розж ига газовой ко ­ лонки, отопительной печи или водонагревателя АГВ проверь­ те наличие тяги в дымоходах. При отсутствии или недостаточной тяге пользоваться ко ­ лонкой, печью и водонагревателем АГВ нельзя, так как от­ сутствие тяги влечет за собой неизбеж ное отравление угарным газом, присутствие которого в помещении обна­ ружить невозможно ввиду того, что он не имеет ни запаха, ни цвета. НАПОМИНАЕМ ! Проверку наличия тяги до начала розж ига и во время ра­ боты газовых приборов необходимо производить следую ­ щим путем: 1. В ГАЗОВЫХ КОЛОНКАХ И ВОДОНАГРЕВАТЕЛЯХ АГВ Поднесите горящую спичку к ниж нему краю колпака тягопрерывателя. При нормальной тяге пламя от зажженной спички втягивается внутрь под колпак ; если пламя от спич ­ ки отклоняется от колпака или гаснет, то это значит, что тя­ га недостаточная или полностью отсутствует. В таких случа­ ях пользоваться колонкой или водонагревателем АГВ в и л а п о л ь з о в а н и я п р и б о р а м и КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Это опасно для жизни лю ­ дей. При отсутствии тяги необходимо срочно обратиться в ЖЭК, ЖКО, домоуправление и добровольно-пож арное об­ щество с просьбой произвести проверку дымохода. 2. В ОТОПИТЕЛЬНЫХ И ОТОПИТЕЛЬНОВАРОЧНЫХ ПЕЧАХ Перед розж игом печи обязательно откройте шибер или вьюшку в дымоходе. Затем в течение 5—7 минут провенти­ лируйте топливник и дымоход, для чего откройте смотровое окно, дверцу поддувала, после чего возьмите полоску бу­ маги, поднесите ее к смотровому окну.' Если бумага втяги ­ вается в смотровое окно, значит тяга нормальная, если втя­ гивания полоски бумаги нет — тяга недостаточная или пол­ ностью отсутствует. И в этом случае пользоваться печью ка­ тегорически запрещается! ТОВАРИЩИ! Не оставляйте без присмотра оаботающие газовые приборы; в ваше отсутствие могут погаснуть газо ­ вые горелки и газ заполнит помещение, что мож ет привес­ ти к взрыву, пожару и отравлению . В случае недостаточных знаний по правилам безопасного пользования газовыми приборами вы смож ете получить лю ­ бую консультацию или инструктаж в техническом кабинете треста «Липецкмеж райгаз» по адресу: г. Липецк, улица Пле­ ханова 35 а, который работает без выходных дней. праздниках не .задавали церков­ ники, не использовали их для то ­ го, чтобы заманивать отдельных неустойчивых граж дан в религи ­ озные сети. Сегодня у нас сложилось нема­ ло хороших советских обычаев, ритуалов, обрядов, которые соот­ ветствую т духовной природе со ­ циалистического общества, слу ­ ж ат эффективным средством ком­ мунистического воспитания лю ­ дей. Разве плохой обычай, когда советски]"! человек в высокий час своей жизни идет к Вечному ог ­ ню у Кремлевской стены в М о ск ­ ве или подобному месту в своем городе или селе, чтобы душой прикоснуться к святыням Совет­ ской Отчизны. Разве не похвален обычай, когда в День Победы люди минутой молчания ч тят па­ мять погибших в битве с фашиз­ мом, склоняют головы у памят­ ников павшим в боях, приводят в порядок дорогие могилы, .садят цветы н деревья? К сожалению, иные современ­ ные ритуалы и обряды страдаю т отсутствием яркой праздничности, духовной наполненности, эмоцио­ нальности. Чего греха таить, по­ рой уныло н однообразно прохо ­ дит в загсах регистрация ново­ рожденных, скучны и будничны посвящения юношей и девушек в рабочие, казенны н сухи вечера- встречи с передовиками произ­ водства. Обрядность, обычаи способст­ вуют укреплению связи отдель­ ной личности с обществом. Уч а­ стие в праздниках и обрядах вы­ зывает у человека сознание свое­ го единства с народом, с к оллек ­ тивом .. Все это — элементы со ­ циалистической к ультуры, совет­ ского образа жизни. Становясь массовыми, отливаясь в форму народных обычаев, традиции спо ­ собствуют нравственному совер­ шенствованию людей, являю тся серьезными соперниками религи ­ озной морали, делаю т человека нравственно нище и благороднее. А. СТЕПАНОВА . Редак тор А. ЯСЬКОВ. ВО Д ВО РЦ Е К УЛ ЬТУРЫ 2 Ф ЕВРА Л Я. Малый зал. За ­ нятие клуба ветеранов труда. Лекция «Забота КПСС об укреп ­ лении сотрудничества и сплочен­ ности стран социализма» — в 11.00. Театральный зал. Худож е­ ственный фильм «Тайна золотого Будды» — в 18.00, 20.00. 3 Ф ЕВРА Л Я. Театральный зал. Худож ественный фильм «Тайна золотого Будды» — в 18.00, 20 . 00 . В К И Н О ТЕА ТРЕ «М АЯК» 2 Ф ЕВРА Л Я. «Орел или реш­ ка» (только для взрослых!) — в 8.30, 16.30. «Цена прбеды» (толь ­ ко для взрослых!) — в 10.30, 12.30, 14.30, 18.30, 20.30. Детский зал. «Мальчик и океан» — в 11.00, 14.00. 3 Ф ЕВРА Л Я. «Орел или реш­ ка» — в 8.30. 12.30, 16.30. «Це­ на победы» — в 10.30, 12.30, 14.30, 18.30. 20.30. Детск ому саду № 10 на посто­ янную работу требуются НЯНИ , СТОРОЖ- Д ВОРНИ К . С предложениями обращаться к администрации детского сада по адресу: Л ТЗ, улица Трак торо ­ заводская, 4. АДМ И НИ СТРАЦ И Я. Партийная и профсою зная организации, коллективы ре­ дакции газеты «Кировец» и заводской типографии выра­ жают . глубокое соболезнова­ ние ответственному сек рета­ рю редакции Владимиру Ва­ сильевичу Бычкову по поводу смерти матери МАРИИ ФЕДОРОВНЫ Этот номер набирали Н. Ражина и И. Александрова, Верстала 3. Шатохина. Печатала В. Папина. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398006, Краснозаводская, 2. Телефоны: редактора — 74-46, ответ, секретаря — 77-56, корреспондентов — 72-03, секретаря-машинистки - - 67-08, АЭ 44063, Типография ЛТЗ, Тираж 2300 ж э. Зак , № 270.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz