Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
/ стр. 4 « К И Р О В Е Ц » Н А Ш К А Л Е Н Д А Р Ь И М Я Е Г О Б Е С СМЕ Р Т НО 5 февраля исполняется 60 лет со дня рождения гвардии ря дового, Героя Советского Союза А. М. Матросова ( 1 0 2 4 - 1 9 4 3 ) . В годы Великой Отечествен ной войны советские воины пока зывали невиданный героизм. Бессмертный подвиг совершил гвардии рядовой 254- го гвардей ского полка комсомолец Алек сандр Матросов. Во время боя за деревню Чернушки (Пск овск ая область) он своим телом закрыл амбразуру вражеского дота, за ставив умолкнуть пулемет, кото рый задерживал . продвижение наших солдат. Пожертвовав со бой, герой-комсомолец .обеспечил усп ех наступления. Президиум Верховного Совета СССР посмерт но присвоил А. М. Матросову звание Героя Советского Союза. 254- му стрелковому гвардейско му полку было присвоено имя Александра Матросова, и герой навечно зачислен в списк и 1-й роты этого полка. • На снимке: памятник Герою Советского Союза рядовому Алек сандру Матросову в Велик их Д ук ах. Ск ульптор — Е. Вучетич ,, архитек тор В. Артамонов. Фото А. Овчинникова. Фотохроника ТАСС. О Б Ы Ч А И О БЫ Ч АЮ Р О З Н Ь Над округой повис призывный колокольный звон. Сзывала при хож ан церковь, спрятанная в су меречной густой дымке. И потя нулнсь к ней богомольцы с узел ками и корзиночками в рук ах. А в них — пасхальные символы: крашеные яйца, к уличи. И вот столпились люди у церкви, ж дут, когда выйдет пои со «святой во дой» и окропит принесенную ими снедь. Порой прихожане простаи вают за «таинством освещения» многие часы, наивно веря, что ок ропленные церковной водой яй ца, особенно крашеные, дадут че ловеку неизбывное здоровье и благополучие. Ритуал «освещения» идет из старины глубокой. Яйца древние считали символом волшебной та инственной силы. И чтобы они- были более угодны духам , обма зывали кровью. Так на Руси по явился религиозный' обычай к ра сить на пасху яйца. И теперь набожные люди придерживаются его, предлагают своим близким, знакомым крашеное яичко от «напастей и хвороб». Многие обычаи,- , имеющие ре лигиозный харак тер, соблюдают ся порой даж е неверующими. Живучесть их объяснима. В быт человека веками внедрялись об ряды крещения, причащения, вен чания, отпевания покойников, различные формы калыма, «умы кания» невест и т. д. Опытные духовные пастыри умеют спек у лировать на привычках людей. Они «вдохновенно» театрализую т каж дое религиозное действо. Взять обряд крещения. Он про ходит в приподнятой обстановке. Сияет позолотой купель. Пахнет ароматным маслом. Тихо пере шептываются женщины, успок аи вая малышей. 14 вру..со словами «крещается раб божий» поп ок у нает ребенка в купель — совер шился ритуал заклинания, омове ния. А на другой день, глядишь, родительница вызывает «неот лож к у», так к ак у ребенка под нялась температура. Очевидно, он простудился во время риту ального обряда. Как правило, родители устраи вают еще и «крестины». Пригла шается уйма гостей, начинается хмельная гулянк а. Обычай соби рать пьяную застолицу цепко держ ится в жизни, нанося нема лый вред обществу. Ведь в де ревнях и селах «крестины» не редко справляют в самый разгар полевых работ. Шумит- гудмт многолюдная компания, а в эго время в поле простаивают маши ны, взаперти ревет некормленный скот. Издавна у многих народов сложились ритуалы поминания ушедших из жизни. Это добрые, ные, нравственно - возвышенные цели: донести до потомков все ценное и важное, что накоплено предшествующими поколениями. Добрые обычаи п традиции — это один из показателей духов ной к ультуры народа, и- об этом не следует забывать. Думается, нельзя нигилистиче ски отрицать все старые обычаи и обряды, если в них есть доб рое зерно, если они содействуют сплочению людей, развивают высокие нравственные качества. Вспомним, сколько нападок пре терпела новогодняя елка, особен но в первые годы Советской власти. Наряж ать елк у, водить вокруг нее хороводы — некото- Б Е С Е Д А А Т Е И С Т А гуманные обычаи, призванные об легчить близким покойного их не восполнимое горе. Но в некото рых местах похороны и поминки кончаются попойкой, а кое- где дело доходит до к ощунства: пе чальное событие Превращается в гульбище, сборы «податей» для покрытия расходов на поминки. Нередко у нас превратно пони мается н свадебный обычай. Не пременно с многодневной пьян кой, с чрезвычайно дорогими по дарками. Ср.еди иных молодоже нов даж е бытует негласный «та риф» на подношения. Мол, чем выше стоимость подарка, тем вы ше и «цена» невесте и ж ениху. И самое печальное, что старшие иногда пытаю тся «обосновать» торгашеские замашки молодоже нов... ссылками на народные тр а диции, на обычаи предков. Свадьба — праздник особый, ра достный, а не коммерческое ме роприятие. Пож алуй , не стоит перечислять все уродливые формы искажения обычаев. Купеческий мерканти лизм, пьяная стихия ничего об щего не имеют с народными тра дициями. Настоящий народный обычай заключает в себе гуман ные усматривали в этом религи озный пережиток , прямое потак а ние церкви. Но новогодние празднества с традиционной ел кой, Дедом Морозом II Снегуроч кой, подарками и добрыми поже ланиями достойно встретить и прожить наступающий год у нас сохранились. В нашей стране Но вый год стал всенародным празд ником, в котором развились мно гие традиционные черты и появи лось высокое идейное содерж а ние: А взять предшественницу ны нешнего праздника — проводов зимы — масленицу? И сейчас еще это слово произносится с ос торожностью , потому что раньше в масленице проглядывались чер ты религиозного обряда. Но со временем они изменились. На первый план вышли массовые на родные гулянья и увеселения, по священные проводам неповтори мой по своей красоте русской зимы, с традиционными блинами, шествием и карнавалом ряж еных, с катанием на санях с гор и т. д. Масленица сохранила старый русский обычай'— хлебосольство, гостеприимство. Важ но , чтобы тон на этих Пищевая индустрия нашей страны — это слож ный комп лекс производств, включающих десятк и разнообразных отраслей. За годы нынешней пятилетк и в гтрой вошли новые мощности. Освоен промышленный выпуск новых видов продукции. На снимке: на Калининград ском рыбоконсервном комбинате. Он вырабатывает за год 31 мил лион условных банок консервов. Фотохроника ТАСС. С о б л ю д а й т е п р а г а з о в ы м и При пользовании газовыми колонками, отопительными пе чами и водонагревателями АГВ обращайте особое внимание на постоянное наличие тяги в дымоходах и вентиляционных каналах. Перед розж игом и особенно после розж ига газовой ко лонки, отопительной печи или водонагревателя АГВ проверь те наличие тяги в дымоходах. При отсутствии или недостаточной тяге пользоваться ко лонкой, печью и водонагревателем АГВ нельзя, так как от сутствие тяги влечет за собой неизбеж ное отравление угарным газом, присутствие которого в помещении обна ружить невозможно ввиду того, что он не имеет ни запаха, ни цвета. НАПОМИНАЕМ ! Проверку наличия тяги до начала розж ига и во время ра боты газовых приборов необходимо производить следую щим путем: 1. В ГАЗОВЫХ КОЛОНКАХ И ВОДОНАГРЕВАТЕЛЯХ АГВ Поднесите горящую спичку к ниж нему краю колпака тягопрерывателя. При нормальной тяге пламя от зажженной спички втягивается внутрь под колпак ; если пламя от спич ки отклоняется от колпака или гаснет, то это значит, что тя га недостаточная или полностью отсутствует. В таких случа ях пользоваться колонкой или водонагревателем АГВ в и л а п о л ь з о в а н и я п р и б о р а м и КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Это опасно для жизни лю дей. При отсутствии тяги необходимо срочно обратиться в ЖЭК, ЖКО, домоуправление и добровольно-пож арное об щество с просьбой произвести проверку дымохода. 2. В ОТОПИТЕЛЬНЫХ И ОТОПИТЕЛЬНОВАРОЧНЫХ ПЕЧАХ Перед розж игом печи обязательно откройте шибер или вьюшку в дымоходе. Затем в течение 5—7 минут провенти лируйте топливник и дымоход, для чего откройте смотровое окно, дверцу поддувала, после чего возьмите полоску бу маги, поднесите ее к смотровому окну.' Если бумага втяги вается в смотровое окно, значит тяга нормальная, если втя гивания полоски бумаги нет — тяга недостаточная или пол ностью отсутствует. И в этом случае пользоваться печью ка тегорически запрещается! ТОВАРИЩИ! Не оставляйте без присмотра оаботающие газовые приборы; в ваше отсутствие могут погаснуть газо вые горелки и газ заполнит помещение, что мож ет привес ти к взрыву, пожару и отравлению . В случае недостаточных знаний по правилам безопасного пользования газовыми приборами вы смож ете получить лю бую консультацию или инструктаж в техническом кабинете треста «Липецкмеж райгаз» по адресу: г. Липецк, улица Пле ханова 35 а, который работает без выходных дней. праздниках не .задавали церков ники, не использовали их для то го, чтобы заманивать отдельных неустойчивых граж дан в религи озные сети. Сегодня у нас сложилось нема ло хороших советских обычаев, ритуалов, обрядов, которые соот ветствую т духовной природе со циалистического общества, слу ж ат эффективным средством ком мунистического воспитания лю дей. Разве плохой обычай, когда советски]"! человек в высокий час своей жизни идет к Вечному ог ню у Кремлевской стены в М о ск ве или подобному месту в своем городе или селе, чтобы душой прикоснуться к святыням Совет ской Отчизны. Разве не похвален обычай, когда в День Победы люди минутой молчания ч тят па мять погибших в битве с фашиз мом, склоняют головы у памят ников павшим в боях, приводят в порядок дорогие могилы, .садят цветы н деревья? К сожалению, иные современ ные ритуалы и обряды страдаю т отсутствием яркой праздничности, духовной наполненности, эмоцио нальности. Чего греха таить, по рой уныло н однообразно прохо дит в загсах регистрация ново рожденных, скучны и будничны посвящения юношей и девушек в рабочие, казенны н сухи вечера- встречи с передовиками произ водства. Обрядность, обычаи способст вуют укреплению связи отдель ной личности с обществом. Уч а стие в праздниках и обрядах вы зывает у человека сознание свое го единства с народом, с к оллек тивом .. Все это — элементы со циалистической к ультуры, совет ского образа жизни. Становясь массовыми, отливаясь в форму народных обычаев, традиции спо собствуют нравственному совер шенствованию людей, являю тся серьезными соперниками религи озной морали, делаю т человека нравственно нище и благороднее. А. СТЕПАНОВА . Редак тор А. ЯСЬКОВ. ВО Д ВО РЦ Е К УЛ ЬТУРЫ 2 Ф ЕВРА Л Я. Малый зал. За нятие клуба ветеранов труда. Лекция «Забота КПСС об укреп лении сотрудничества и сплочен ности стран социализма» — в 11.00. Театральный зал. Худож е ственный фильм «Тайна золотого Будды» — в 18.00, 20.00. 3 Ф ЕВРА Л Я. Театральный зал. Худож ественный фильм «Тайна золотого Будды» — в 18.00, 20 . 00 . В К И Н О ТЕА ТРЕ «М АЯК» 2 Ф ЕВРА Л Я. «Орел или реш ка» (только для взрослых!) — в 8.30, 16.30. «Цена прбеды» (толь ко для взрослых!) — в 10.30, 12.30, 14.30, 18.30, 20.30. Детский зал. «Мальчик и океан» — в 11.00, 14.00. 3 Ф ЕВРА Л Я. «Орел или реш ка» — в 8.30. 12.30, 16.30. «Це на победы» — в 10.30, 12.30, 14.30, 18.30. 20.30. Детск ому саду № 10 на посто янную работу требуются НЯНИ , СТОРОЖ- Д ВОРНИ К . С предложениями обращаться к администрации детского сада по адресу: Л ТЗ, улица Трак торо заводская, 4. АДМ И НИ СТРАЦ И Я. Партийная и профсою зная организации, коллективы ре дакции газеты «Кировец» и заводской типографии выра жают . глубокое соболезнова ние ответственному сек рета рю редакции Владимиру Ва сильевичу Бычкову по поводу смерти матери МАРИИ ФЕДОРОВНЫ Этот номер набирали Н. Ражина и И. Александрова, Верстала 3. Шатохина. Печатала В. Папина. АДРЕС РЕДАКЦИИ: 398006, Краснозаводская, 2. Телефоны: редактора — 74-46, ответ, секретаря — 77-56, корреспондентов — 72-03, секретаря-машинистки - - 67-08, АЭ 44063, Типография ЛТЗ, Тираж 2300 ж э. Зак , № 270.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz