Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
К И Р О В Е Ц » с тр. 3 „МЫ ПОЖ АРОВ НЕ Такими слов а ми руково д ство ст ал ели тейного корпу са вст рет ил о ин спектор а из ВПЧ-13 в ок тябре 1983 го да. Мнения т.т. Л . П. Фе до ров а , В. В. Гр игорьева и В. В. Ермолова в этом вопросе совпа дали полностью и подкреплялись такими аргументами: у нас, мол, не деревообделочный цех и не ма ляро-сдаточный цех, у нас кругом одно железо, а посему — гореть нечему. Единственным пожаро опасным местом признавалось ок расочное отделение термообруб ного цеха, да и то следовала ссылка на го, что оно оборудова но системой пожаротушения. Однако, при детальном рас смотрении оказалось, что уста новка не столько защищает ок расочное отделение в случае по жаров, сколько является видимо стью такой защиты, так как кабель идущий от кнопок включения к насосу, был оборван. Больше ме сяца потребовалось электрикам корпуса во главе с энергетиком гов. В. М. Козявкиным для того, чтобы устранить обрыв кабеля, хотя в корпусе работает около 60 электриков. Вместо пенных генераторов в сушильных и окра сочных камерах установлены дренчеры. Отсутствовал пенооб. разователь в емкости, следова тельно, тысячи государственных денег, затраченные на сооруж е ние установки пожаротушения, были похоронены «хозяевами» корпуса. Ну, а миф о пожарной безопас ности развеялся очень скоро. Уже 13 ноября того же года при про ведении бензорезных работ рез чиком Н. Н. Лесных произошла вспышка промасленных отходов формовочной смеси в тоннеле под гидроточилами на участке круп ного литья термообрубного цеха в результате попадания туда ка пель расплавленного металла. Ог невые работы проводились масте ром А. А. Кузнецовым без согла сования с пожарной охраной. Итак, 1983 год закончился для сталелитейного корпуса в пожар ном отношении относительно бла гополучно. Однако, в новом 1984 году вспышки технологических отложений и загорания мусора происходили почти ежемесячно. Более того, в местах, давно из вестных своей пожароопасностью, ничего не было сделано для ее снижения. Яркий пример тому — стержневое отделение. Всему корпусу известно, что в результате нагрева формовочных стержней Цн сушильных печах летучая часть крепителя УСК-1, присутствующего в качестве свя зующего элемента в составе стержней, испаряется. Так как сушильные печи не герметичны, а вентиляция малоэффективна, то продукты, возгонки крепителя, ох лаждаясь, оседают на строитель ных конструкциях и конструкциях сушильных печей, причем боль шая часть отложений приходится на внутреннюю поверхность плит покрытия аэрационного фонаря стержневого отделения. Бахрома из продуктов возгонки УСК-1 весной покрывается налипшим то полиным пухом и тогда возника ют все условия для загорания. Все это давно известно, но ника ких мер не предпринималось, хо тя элементарно напрашиваются три пути борьбы с возникновени ем пожароопасных отложений: — систематическая очистка кон струкции сушильных печей и строительных конструкций; — гер метизация кожуха сушильных пе чей; — устройство эффективной вентиляции, обеспечивающей пол ное удаление продуктов возгонки крепителя УСК-1. К сегодняшнему дню делаются только слабые попытки сбивать отложения при помощи водяных струй от насоса-повысителя через сухотрубную разводку. Да и это мероприятие проводится под по стоянным нажимом со стороны пожарной охраны. К тому же при помощи водяных струй невоз можно обеспечить качественную очистку плит покрытия. Аналогичная ситуация сложи лась на участке крупного литья термообрубного цеха. Из гидро систем точил постоянно подтека ет масло, которое через щели в перекрытии вместе с отходами формовочной смеси попадает в БОИМСЯ" тоннель. Уборка промасленных отходов из тоннеля производится несвоевременно. Течи масла из гидросистем не устраняются. Пе рекрытия над тоннелем находятся в аварийном состоянии и не ре монтируются. Л 4 июля этого го. да произошла повторная вспыш ка промасленных отходов фор мовочной смеси в тоннеле. Вот какая плачевная ситуация складывается в корпусе, где «од ни железки». Казалось бы, такое положение дел должно встрево жить руководство корпуса и его цехов, но увы. Пожарно-техниче. ская комиссия корпуса под пред седательством т. В. В. Григорье ва мероприятий, снижающих по жарную опасность технологиче- ческих процессов, не разрабаты. вает. То, что предлагается по жарной охраной выполняется не своевременно, а порой вообще не выполняется. Добровольная по жарная дружина в корпусе не боеспособна. Первичные средства пожаротушения в цехах отсутст вуют. Краны внутреннего проти вопожарного водоснабжения не укомплектованы даж е простейши ми резиновыми шлангами. При получении очередного по становления о наложении штра фа за нарушение правил пожар ной безопасности гов. Федоров Л. П. был совершенно спокоен. Видимо он считает, что проще вносить часть своей зарплаты в бюджет государства, чем устра нять нарушения правил пожарной безопасности в корпусе. Возвращаясь к началу статьи, стоит сказать, что можно будет не бояться пожаров лишь в том случае, когда все будет сделано для того, чтобы их не было, когда добровольная пожарная дружина корпуса будет являться реальной силой, способной бо роться с огнем. К сожалению, до этого еще очень далеко. А. РУМЯНЦЕВ, инспектор ВПЧ-13. Важнейшей задачей отрасли в текущей пятилетке является сни жение материало-, энерго- и тру доемкости производства тракто ров и сельскохозяйственных ма шин. Одним из эффективных путей ее решения является внедрение в производство деталей из по рошковых материалов. Установле но, что перевод I тысячи тонн из делий на изготовление методом порошковой металлургии позволя ет высвободить в среднем 190 ра ботающих, 80 металлорежущих станков и сэкономить 1,5—2,5 ты сячи тонн металла. В настоящее время в тракто рах и сельхозмашинах применя ются детали из порошковых ма териалов на основе железа более 250 наименований, а примерно 200 наименований находятся в стадии освоения. Порошковые материалы нашли широкое применение в узлах тре- ния, где их использование в большинстве случаев не требует применения смазки, т. к. основ ным преимуществом таких мате риалов является самосмазывае- мость, которая достигается введе нием в их состав различных ан тифрикционных добавок. . Антифрикционные изделия, по лученные методом порошковой ме. таллургии, обладают также хоро шей прирабатываемостыо, износо стойкостью, прочностью и позво ляют получить значительную эко номию цветных металлов. Например, на один комплект вкладышей подшипников шпинде лей хлопкоуборочных машин рас ходовалось ранее 28 кг бронзы, 70 процентов которой превраща лось в стружку. В результате перевода подшип ников на спеченные материалы расход бронзы сократился до 5,5 кг, а отходы составляют менее 1 кг. В отрасли выявлена номенкла тура деталей около 700 наимено ваний, котовые,экономически це- ПЕРСПЕК ТИВНЫЕ М А Т Е Р И А Л Ы лесообразно перевести на изготов ление методом порошковой метал лургии с перспективой на 10— 15 лет. В первую очередь намечено ос воить производство уплотнитель ных колец ходовой системы гу сеничных тракторов, шестерен маслонасосов, поршневых колец, фрикционных дисков трансмиссий, муфт сцепления и т. д. Производство деталей из спе ченных материалов распределено в отрасли на десяти предприяти ях. Самым крупным цехом по рошковой металлургии является цех завода «Ростсельмаш». Объем выпуска изделий здесь составляет более 1500 тонн в год, изготовля ются 48 наименований деталей. На Минском заводе шестерен создан участок порошковой ме таллургии мощностью 300 тонн изделий в год. В целях дальнейшего разшире- ния производства и использования изделий из порошков и спеченных материалов в отрасли издан при каз министра, предусматриваю щий значительное развитие по рошковой металлургии на заво дах отрасли. В приказе предусмотрен в тече ние одиннадцатой и двенадцатой пятилеток ввод мощностей на 43 тысячи тонн. Большую работу по разработке прогрессивных технологических процессов получения порошковых материалов и изготовления дета лей из них ведут НПО «НИИ- тракторосельхозмаш» и «АНИ- ТИМ». Так, НИИтракторосельхозмашем отработана технология переработ ки в порошок стружки ШХ-15, ведутся исследования по созда нию технологических процессов получения порошков из стружки сталей различных марок и др. В АНИТИМе проведены опыты по применению прессования взрывом для получения крупногабаритных деталей. Результаты их показывают пер спективность этого метода. Л. В. КУЛАШНИКОВА, старший научный сотрудник Кировоградского НИО ЦНИ- ИТЭИтракторосельхозмаша. ПЕРВЫМИ ИДУТ ИЗЫСКАТЕЛИ Буровые установки доставлены Это предприятие предназначено на правый берег Камы. Здесь для выпуска универсальных про- близ города Елабуги разверну лись изыскательские работы на будущей площадке Камского тракторного завода. пашных тракторов мощностью 150 'лошадиных сил. Строительст во ведется в соответствии с реше нием Политбюро ЦК КПСС. На ударной вахте памяти при мер в труде показывает слесарь- электрик кузнечного цеха Влади мир Харитонович Столяров. Фото А Козина. Т Е Х Н О Л О Г И И П ом ощн и к з ем ле де ль ц а м клиновых блоков получили по ложительный результат. Штам пы и клиновые пакеты в ме талле изготовлены на Липец ком заводе специнструмента и технологической оснастки. Кон струкция клинового пакета с горизонтальным разъемом об е спечивает технологический про цесс получения высококачест венной штамповки изделий. Безоблойная штамповка име ет большие преимущества по сравнению с обычной техноло гией, применяемой в кузнеч но-прессовом производстве. Благодаря ей улучшилось ка чество поковок, отпали такие трудоемкие операции, как хо лодная обрезка, прошивка, че канка, заточка облоя и др у гие. Высвобождено 4 человека. Внедрение безоблойной штам повки девяти наименований де- талей помогло получить эко номический эффект в сумме почти 50 тысяч рублей. В на стоящее время объем поковок, получаемых безоблойной штам повкой, составляет свыше 1 тысячи тонн в год. Безоблой ная штамповка имеет большое будущее. По опыту Минского трактор ного завода в кузнечном цехе внедрена электровысадка тор- сионов сидения трактора вза мен штамповки на горизон тально-ковочных машинах. Это мероприятие позволило сэко номить более 70 тонн метал лопроката, аннулировать меха ническую обработку поковок, улучшить качество штамповок. Продолжается работа по внедрению штампово-свароч- ных конструкций деталей вза мен цельноштампованных и переводу изготовления штам повок с молотов на горизон тально-ковочные м а ш и н ы . Внедрение в кузнечном цехе безотходной технологии позво лит ежегодно выпускать точ ных горячих штамповок в объ еме 5,7 тысячи тонн. В цветнолитейном цехе дей ствует участок для получения литья под давлением, на кото ром за 1983 год выпущено 353 тонны отливок. Четыре наименования из них не под вергаются механической обра ботке, а двенадцать наимено ваний имеют минимальные припуски на механическую об работку. Это дает возмож ность ежегодно экономить 153 тонны металлопроката и 133 тонны чугуна. Ежегодно увеличивается объ ем производства стальных от ливок по выплавляемым моде лям. Этот метод также дает солидную экономию металла. Нашла применение безот- ходная технология и в авто матном цехе. Здесь методом полугорячей высадки изготов ляется ПО наименований дета лей, что обеспечивает годовой экономический эффект который равен 25 тысячам рублей. Следует также отметить, что в объединении изготавливает ся 140 наименований деталей из пластмасс. Большинство из них без последующей механи ческой обработки устанавлива ются на трактор. При перера ботке пластмасс получаются отходы в виде литников и брака. Эти отходы измельча ются и добавляются в первич ное сырье. От использования отходов пластмасс получен го довой экономический эффект в сумме 3,5 тысячи рублей. Перед коллективом нашего объединения поставлена ответ ственная задача — освоить в 1985—1990 годах производство энергонасыщенного, универ сально-пропашного 150-сильно го трактора. В основу технологических процессов выпуска нового трактора положено максималь ное снижение трудоемкости д е талей и узлов, экономное рас ходование материальных и топ ливно-энергетических ресурсов. Учитывая это, инженерно-тех нические работники завода вместе со специалистами науч но-исследовательских институ- тутов будут еще шире внед рять в производство безотход ную технологию. В ЦЫГАНКОВА, ученый секретарь совета НТО объединения. Хорошим помощником земле дельцев ' и садоводов станет но вый универсальный трактор, к серийному выпуску которого при ступили труженики венгерского машиностроительного предприятия «Раба» в Дьере. Эта машина может с успехом использоваться как в крупных хозяйствах, так и на небольших приусадебных участках. Она раз работана совместно специалиста ми ВНР и ЧССР. За последние годы сельскохозяйственное маши ностроение превратилось в одну из наиболее динамично развиваю щихся отраслей экономики рес публики. Основой его успешного совершенствования стало широкое участие венгерских предприятий в специализации и кооперирова нии производства в этой области стран — членов СЭВ. В настоя щее время ВНР ежегодно экспор тирует в братские государства более половины всего объема продукции сельскохозяйственного машиностроения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz