Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

стр, 2 « К И Р О В Е Ц » С Т Р О К А ИЗ БИОГРАФИИ Если обратиться к факту двух- ладчик, а спустя несколько лет летне й давности, то можно бу­ дет прочесть интересную строку в трудовой биографии Почетного тракторостроителя, кавалера ор­ дена Трудовой Славы III степени переналадчика автоматов Бориса Петровича Глотова. Тогда на его имя из далекого города Чебокса­ ры пришло письмо, в котором выражалась благодарность за от­ менную подготовку и выучку ра­ бочих тамошнего тракторного за­ вода. То, что труд наставника был высоко оценен, не могло не порадовать, но Борис Петрович вдвойне был рад за своих учени­ ков. Значит, не напрасно столько времени и сил затратил он на своих подопечных. Раз впрок пошло учение, если благодарят за «уроки», значит, освоили не только специальность, но и при­ няли его отношение к труду. — Поскольку молодым продол­ жать наше дело, — не раз вы­ сказывался Борис Петрович, — нужно готовить из них достой­ ную замену, передавать им зна­ ния, опыт, все, чем владеешь'... За тридцать шесть лет работы в автоматном цехе, сам Б. П. Глотов стал специалистом выс­ шей квалификации, причем все его знания имели один источник — опыт как свой, так и старших товарищей. Станочник, затем на­ стал пробовать и переналадку ав ­ томатов. Получилось. И вскоре освоил дело в совершенстве. И потянулись к Борису Петровичу люди — кто за советом, кто за практической помощью, а кто и в ученики пошел. Его бывшие питомцы и сами теперь «настав­ ничают», бригадирами работают, и не только здесь, в цехе, но и на других предприятиях города, там, где осваивается новая тех­ ника, где нужны опытные кадро­ вые рабочие. Набраться опыта, научиться грамотному, умелому обслуживанию автоматов у ма­ стера своего дела, отмеченного званием «Лучший по профессии», приезжают с родственных заво­ дов страны. Взять, к примеру, чебоксарских рабочих. Приехали в полной уве­ ренности, что именно здесь, на липецком тракторном, им откро­ ют секреты ремесла, посвятят в тайны профессии, помогут, под­ скажут, объяснят. Щедро делил­ ся ма стерством Борис Петрович Глотов с подопечными, учил по­ стигать тонкости переналадки, суть профессии. Знаток своего дела, он открывал все известные ему тайны — как, с чего начать переналадку автомата, чтобы он не давал сбоев, работал четко, ритмично. Не обходит вниманием Борис Петрович и учащихся профессио­ нально-технического училища, ко­ торые проходят производственную практику в цехе, старается при­ вить им «вкус» к своей профес­ сии. Будучи сложившимся наставни­ ком, обучая начинающих, он не перестает учиться сам, не счита­ ет себя избавленным от необхо­ димости самосовершенствования. «Век живи — век учись» — его житейский и профессиональный принцип. И не случайно, когда в производственное объединение по­ ступили новые станки из ЧССР, одним из первых, кто освоил их конструкцию, был Борис Петро­ вич Глотов. Наверное, он бы не столь преуспел в наставничестве, если бы не привлекало в нем творческое отношение к делу. Опираясь на опыт, отличное зна­ ние смежных специальностей, Бо­ рис Петрович подает ценные пред­ ложения, направленные на сниже­ ние трудоемкости, в част­ ности, на сокращение числа опе­ раций при обработке деталей, экономию металла и другие. Лишь одно, последнее внедренное в производство предложение да­ ет экономию свыше 200 кило­ граммов металла в год. Активная производствен н а я жизнь Бориса Петровича тесно переплетена с общественной де­ ятельностью. В цехе, кроме того его знают, как бессменного члена профсоюзного комитета, как ста­ рейшего члена добровольной на­ родной дружины. Сейчас ветеран труда готовится достойно встре­ тить профессиональный праздник — День машиностроителя. С. ПОРЯДИН. Многие из тех, кто вспоминает свои первые шаги на трудовом пути в прессовом цехе с благодарностью упоминают имя своего наставника Виктора Петровича Чеснокова. Имен­ но он дал «уроки» профессиональ­ ных навыков и ответственного от­ ношения к делу многим слесарям этого коллектива, именно он препо­ дал и первые «уроки» житейского, человеческого опыта. Нетрудно представить: чтобы «наставлять» других — надо иметь на это право. Это право Виктор Петрович оправдал всей своей жизнью. В нелегкие годы становле­ ния тракторного завода шестнадца­ тилетним парнем переступил его проходные, вместе со всеми делил- трудности и лишения. Упорно по­ стигал тонкости сначала инструмен­ тального, а затем слесарного дела, накапливал собственный профессио­ нальный опыт. Во взаимоотношени­ ях с людьми каждый свой шаг' по­ верял совестью. Потом пришло время учить дру­ гих. Он, Виктор Петрович Чесноков, вряд ли помнит, кто был первым учеником, но с него, с первого, на ­ чалась его наставническая биогра­ фия. Н а снимке: В. П. Чесноков. Фото А. Козина. ЭФФЕКТ Требования современного про­ изводства, его интенсификация определяют задачи по снижению трудоемкости защиты металлов от коррозии, унификации приме­ няемых материалов. Над их ре­ шением постоянно работает хи­ мико-технологическая лаборато­ рия научно-исследовательско г о отдела Владимирского тракторно­ го завода. Совместно с НАТИ проведена работа по применению в качестве консервацнонного материала обка- точно-консервационного мае л а (ОКМ), разработанного ВНИИНП ■и выпускаемого Ленинградским опытным заводом им. С. Шаумя­ на. Оно изготавливается на ос­ нове дизельных масел и включа­ ет в себя комплекс присадок, обеспечивающих прира б о т к у поршнезой группы и одновремен­ ную консервацию внутренней по- П О И С К А верхности двигателя. В состав масла входит присадка зарубеж­ ного производства «X а й т е к М6060». Моторные испытания показали, что масло ОКМ обладает хоро­ шими приработочными свойства­ ми и может использоваться как обкаточное и рабоче-консерваци- онное в первый период эксплуа­ тации двигателя до замены мас­ ла. Применение его позволит уни­ фицировать обкатку, смазку дви­ гателя и его консервацию, исклю­ чить масла моторные и консерва- ционные, снизить трудоемкость, получить экономический эффект не менее 150 тысяч рублей. Проводятся работы по приме­ нению масла ОКМ для консерва­ ции топливной системы. Масло добавляется в топливо в качест­ ве присадки. Подобраны составы, которые по своему коэффициенту фильтруемости соответствуют чи­ стому топливу, что позволяет производить консервацию систе­ мы без ее разборки. ОКМ можно применять и для консервации трансмиссии, что также позволит снизить трудоем­ кость и себестоимость консерва­ ции. С целью эффективной защиты деталей выхлопной системы трак­ тора проводятся испытания хими­ ческого покрытия сплавом ни- кельфосфор. Оно обладает высо­ кой адгезией благодаря диффузи­ онному проникновению никеля >в металл при термообработке, вы­ держивает температуру до плюс 700 градусов. Л. КУЛАШНИКОВА, старший научный сотрудник Кировоградского НИО ЦНИ- ИТЭИтракторосельхозмаша, Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О - ВОСПИТАНИЕ Наставничество имеет давние и прочные традиции. Шефство пе­ редовых кадровых рабочих, воз­ никшее в годы индустриализации, стахановское движение, бригады коммунистического труда — все это рождено социалистическими общественными отношениями, той атмосферой взаимопомощи и под­ держки, что утвердилась в тру­ довых коллективах. Качественно новый этап движения начался в начале 60-х годов и связан он с именами рабочих-ленинградцев. За период после XXVI съезда КПСС наставничество приобрело черты одного из важнейших об­ щественно-социальных, патриоти­ ческих движений в стране,, полу­ чило широкое развитие во всех отраслях народного хозяйства, республиках, краях и областях. Расширились его функции, углу­ бились задачи, ответственнее ста­ ли конечные цели. С каждым годом все больше развивается и совершенствуется наставничество на предприятиях Минсельхозмаша. Вопросы раз­ вития наставничества находят от­ ражение в коллективных догово­ рах, планах социально-экономиче­ ского развития предприятий. На многих заводах практикуется про­ ведение научно-практических кон­ ференций, слетов наставников, организация тематических и мето­ дических выставок. Заслуживает внимания большая работа по совершенствованию си­ стемы наставничества, проводимая на Минском, Челябинском и Харь­ ковском тракторных заводах, Вильнюсском заводе топливной аппаратуры, Чебоксарском агре­ гатном заводе, «Ростсельмаше», Таганрогском комбайновом заво­ де, «Омскгидроприводе» и мно­ гих других. На этих заводах ад-' мнниетрация совместно с проф­ союзными комитетами и другими общественными организациями ве­ дет эту важную работу в рамках единой системы, включающей в себя умелый подбор наставников, яродуманность прикрепления к ним молодых рабочих, пропаган­ ду лучших, наиболее эффектив­ ных форм и методов воспитания; четкую структуру рабочих орга­ нов, занимающихся вопросами на­ ставничества и строгий контроль за всей проводимой работой; ор­ ганизацию учебы рабочих педа­ гогов, стимулирование деятельно­ сти участников и организаторов движения наставничества. Особо следует остановиться на деятельности администрации и профкома Челябинского трактор­ ного завода. Ежегодно коллектив принимает в свои- рабочие ряды более тысячи юношей и девушек. На заводе наставники закрепля­ ются: — за всеми подростками, выпу­ скниками и учащимися профтех­ училищ, проходящими производ­ ственную практику; — за всеми молодыми рабо­ чими в возрасте до 24 лет, впер­ вые пришедшими на производство или ранее не работавшими по из­ бранной профессии; — за невыполняющими нормы выработки; - за рабочими, нарушающими трудовую дисциплину или склон­ ными к нарушениям. Наставничество в отрасли раз­ вивается, ориентируясь на конк­ ретные задачи каждого коллекти­ ва и все крепче опирается на ини­ циативу активистов. На предприятиях Ростовской области усилия наставников тесно связаны с соревнованием под де­ визом «Работать без отстающих». Передовиков производства за ­ крепляют за каждым, кто не справляется с заданием и доби­ ваются общего подъема. Повсеместно получила распро­ странение инициатива наставни­ ков Москвы и Белоруссии по при­ нятию совместно с молодыми ра ­ бочими социалистических обяза­ тельств, направленных на овладе­ ние молодежью передовых мето­ дов и приемов, достижение прои- изводительности труда кадровых рабочих, дальнейшее ее коммуни­ стическое воспитание, профессио­ нальное и нравственное воспита­ ние. На предприятиях отрасли Лит­ вы, Ворошиловградской, Курган­ ской, Челябинской и ряда других областей повышению эффективно­ сти наставничества способствует разработка и осуществление до­ говоров содружества наставников и подшефных, совместных счетов экономии и бережливости, конк­ ретные планы ускорения социаль­ ной и профессиональной адапта­ ции молодежи в трудовых кол­ лективах. В наши дни наставнику мало быть хорошим знатоком своего дела, технически грамотным спе­ циалистом. Он должен владеть и основами педагогики, психологии, разнообразными формами и мето­ дами работы с молодежью. На Харьковском тракторном заводе наставники занимаются в народном университете по двух­ годичной программе. К препода­ ванию основ педагогики и психо­ логии здесь привлечены руково­ дители и ведущие специалисты предприятия, ученые харьковских вузов. Большую помощь настав­ никам призваны оказывать завод­ ские многотиражки, клубные уч­ реждения, библиотеки. Советам наставников необходимо поддер­ живать с ними тесную связь, со­ ставить совместные планы, чтобы придать пропаганде опыта луч­ ших систематический характер. В условиях постоянного роста благосостояния советских людей, увеличения свободного времени с особой остротой встает проблема наиболее разумного использова­ ния молодежью своего досуга. По данным социологических ис­ следований, недельный фонд сво­ бодного'времени у молодежи, ра­ ботающей на промышленных предприятиях, составляет в сред­ нем 37 часов, т. е. приближается к величине рабочего времени. И от того, какова структура сво­ бодного времени, во многом за ­ висит уровень образования моло­ дых рабочих, их идейно-полити­ ческая закалка, гражданская зре­ лость и нравственный облик. Од­ нако исследования показывают, что свое свободное время мо­ лодежь не всегда использует эф­ фективно. Почти 80 процентов молодых рабочих тратят его на просмотры телепередач и про­ слушивание радиопрограмм. Зна­ чительная часть молодежи еще не научилась правильно распоря­ жаться своим свободным време­ нем. Поэтому проблема правиль­ ного использования свободного времени, формирования разумных и здоровых потребностей моло­ дых людей должна волновать нас не в меньшей мере, чем забота о росте их производственной квали­ фикации, трудовой деятельности. Большую роль в вЬспитании культуры свободного времени, ис­ пользовании егб для гармонично­ го развития личности могут и должны сыграть наставники. Основополагающим принципом работы наставника должно быть органическое сочетание воспита­ ния с привлечением подшефного в активную общественную полез­ ную деятельность. Воспитание и практическое участие в труде, в общественных делах — это две стороны единого процесса форми­ рования нового человека. Одно из условий эффективно­ сти работы с молодежью — ее комплексность. Стройная систе­ ма подготовки кадров на заводе, которая начинается еще за сте­ нами предприятия, в подшефных школах, затем продолжается в ПТУ и на заводе. Гласность, от­ крытое обсуждение успехов и промахов, участие руководителей в политико-воспитательной работе в низовых коллективах, забота о благоприятных условиях труда, быта и отдыха создают обстанов­ ку, в которой новички быстро на­ ходят свое место в общем рабо­ чем строю. Л. ТИЩЕНКО, мл. н. с. Кировоградского НИО ЦНИИТЭИтракторо- сельхозмаша.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz