Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
стр, 2 « К И Р О В Е Ц » С Т Р О К А ИЗ БИОГРАФИИ Если обратиться к факту двух- ладчик, а спустя несколько лет летне й давности, то можно бу дет прочесть интересную строку в трудовой биографии Почетного тракторостроителя, кавалера ор дена Трудовой Славы III степени переналадчика автоматов Бориса Петровича Глотова. Тогда на его имя из далекого города Чебокса ры пришло письмо, в котором выражалась благодарность за от менную подготовку и выучку ра бочих тамошнего тракторного за вода. То, что труд наставника был высоко оценен, не могло не порадовать, но Борис Петрович вдвойне был рад за своих учени ков. Значит, не напрасно столько времени и сил затратил он на своих подопечных. Раз впрок пошло учение, если благодарят за «уроки», значит, освоили не только специальность, но и при няли его отношение к труду. — Поскольку молодым продол жать наше дело, — не раз вы сказывался Борис Петрович, — нужно готовить из них достой ную замену, передавать им зна ния, опыт, все, чем владеешь'... За тридцать шесть лет работы в автоматном цехе, сам Б. П. Глотов стал специалистом выс шей квалификации, причем все его знания имели один источник — опыт как свой, так и старших товарищей. Станочник, затем на стал пробовать и переналадку ав томатов. Получилось. И вскоре освоил дело в совершенстве. И потянулись к Борису Петровичу люди — кто за советом, кто за практической помощью, а кто и в ученики пошел. Его бывшие питомцы и сами теперь «настав ничают», бригадирами работают, и не только здесь, в цехе, но и на других предприятиях города, там, где осваивается новая тех ника, где нужны опытные кадро вые рабочие. Набраться опыта, научиться грамотному, умелому обслуживанию автоматов у ма стера своего дела, отмеченного званием «Лучший по профессии», приезжают с родственных заво дов страны. Взять, к примеру, чебоксарских рабочих. Приехали в полной уве ренности, что именно здесь, на липецком тракторном, им откро ют секреты ремесла, посвятят в тайны профессии, помогут, под скажут, объяснят. Щедро делил ся ма стерством Борис Петрович Глотов с подопечными, учил по стигать тонкости переналадки, суть профессии. Знаток своего дела, он открывал все известные ему тайны — как, с чего начать переналадку автомата, чтобы он не давал сбоев, работал четко, ритмично. Не обходит вниманием Борис Петрович и учащихся профессио нально-технического училища, ко торые проходят производственную практику в цехе, старается при вить им «вкус» к своей профес сии. Будучи сложившимся наставни ком, обучая начинающих, он не перестает учиться сам, не счита ет себя избавленным от необхо димости самосовершенствования. «Век живи — век учись» — его житейский и профессиональный принцип. И не случайно, когда в производственное объединение по ступили новые станки из ЧССР, одним из первых, кто освоил их конструкцию, был Борис Петро вич Глотов. Наверное, он бы не столь преуспел в наставничестве, если бы не привлекало в нем творческое отношение к делу. Опираясь на опыт, отличное зна ние смежных специальностей, Бо рис Петрович подает ценные пред ложения, направленные на сниже ние трудоемкости, в част ности, на сокращение числа опе раций при обработке деталей, экономию металла и другие. Лишь одно, последнее внедренное в производство предложение да ет экономию свыше 200 кило граммов металла в год. Активная производствен н а я жизнь Бориса Петровича тесно переплетена с общественной де ятельностью. В цехе, кроме того его знают, как бессменного члена профсоюзного комитета, как ста рейшего члена добровольной на родной дружины. Сейчас ветеран труда готовится достойно встре тить профессиональный праздник — День машиностроителя. С. ПОРЯДИН. Многие из тех, кто вспоминает свои первые шаги на трудовом пути в прессовом цехе с благодарностью упоминают имя своего наставника Виктора Петровича Чеснокова. Имен но он дал «уроки» профессиональ ных навыков и ответственного от ношения к делу многим слесарям этого коллектива, именно он препо дал и первые «уроки» житейского, человеческого опыта. Нетрудно представить: чтобы «наставлять» других — надо иметь на это право. Это право Виктор Петрович оправдал всей своей жизнью. В нелегкие годы становле ния тракторного завода шестнадца тилетним парнем переступил его проходные, вместе со всеми делил- трудности и лишения. Упорно по стигал тонкости сначала инструмен тального, а затем слесарного дела, накапливал собственный профессио нальный опыт. Во взаимоотношени ях с людьми каждый свой шаг' по верял совестью. Потом пришло время учить дру гих. Он, Виктор Петрович Чесноков, вряд ли помнит, кто был первым учеником, но с него, с первого, на чалась его наставническая биогра фия. Н а снимке: В. П. Чесноков. Фото А. Козина. ЭФФЕКТ Требования современного про изводства, его интенсификация определяют задачи по снижению трудоемкости защиты металлов от коррозии, унификации приме няемых материалов. Над их ре шением постоянно работает хи мико-технологическая лаборато рия научно-исследовательско г о отдела Владимирского тракторно го завода. Совместно с НАТИ проведена работа по применению в качестве консервацнонного материала обка- точно-консервационного мае л а (ОКМ), разработанного ВНИИНП ■и выпускаемого Ленинградским опытным заводом им. С. Шаумя на. Оно изготавливается на ос нове дизельных масел и включа ет в себя комплекс присадок, обеспечивающих прира б о т к у поршнезой группы и одновремен ную консервацию внутренней по- П О И С К А верхности двигателя. В состав масла входит присадка зарубеж ного производства «X а й т е к М6060». Моторные испытания показали, что масло ОКМ обладает хоро шими приработочными свойства ми и может использоваться как обкаточное и рабоче-консерваци- онное в первый период эксплуа тации двигателя до замены мас ла. Применение его позволит уни фицировать обкатку, смазку дви гателя и его консервацию, исклю чить масла моторные и консерва- ционные, снизить трудоемкость, получить экономический эффект не менее 150 тысяч рублей. Проводятся работы по приме нению масла ОКМ для консерва ции топливной системы. Масло добавляется в топливо в качест ве присадки. Подобраны составы, которые по своему коэффициенту фильтруемости соответствуют чи стому топливу, что позволяет производить консервацию систе мы без ее разборки. ОКМ можно применять и для консервации трансмиссии, что также позволит снизить трудоем кость и себестоимость консерва ции. С целью эффективной защиты деталей выхлопной системы трак тора проводятся испытания хими ческого покрытия сплавом ни- кельфосфор. Оно обладает высо кой адгезией благодаря диффузи онному проникновению никеля >в металл при термообработке, вы держивает температуру до плюс 700 градусов. Л. КУЛАШНИКОВА, старший научный сотрудник Кировоградского НИО ЦНИ- ИТЭИтракторосельхозмаша, Н А С Т А В Н И Ч Е С Т В О - ВОСПИТАНИЕ Наставничество имеет давние и прочные традиции. Шефство пе редовых кадровых рабочих, воз никшее в годы индустриализации, стахановское движение, бригады коммунистического труда — все это рождено социалистическими общественными отношениями, той атмосферой взаимопомощи и под держки, что утвердилась в тру довых коллективах. Качественно новый этап движения начался в начале 60-х годов и связан он с именами рабочих-ленинградцев. За период после XXVI съезда КПСС наставничество приобрело черты одного из важнейших об щественно-социальных, патриоти ческих движений в стране,, полу чило широкое развитие во всех отраслях народного хозяйства, республиках, краях и областях. Расширились его функции, углу бились задачи, ответственнее ста ли конечные цели. С каждым годом все больше развивается и совершенствуется наставничество на предприятиях Минсельхозмаша. Вопросы раз вития наставничества находят от ражение в коллективных догово рах, планах социально-экономиче ского развития предприятий. На многих заводах практикуется про ведение научно-практических кон ференций, слетов наставников, организация тематических и мето дических выставок. Заслуживает внимания большая работа по совершенствованию си стемы наставничества, проводимая на Минском, Челябинском и Харь ковском тракторных заводах, Вильнюсском заводе топливной аппаратуры, Чебоксарском агре гатном заводе, «Ростсельмаше», Таганрогском комбайновом заво де, «Омскгидроприводе» и мно гих других. На этих заводах ад-' мнниетрация совместно с проф союзными комитетами и другими общественными организациями ве дет эту важную работу в рамках единой системы, включающей в себя умелый подбор наставников, яродуманность прикрепления к ним молодых рабочих, пропаган ду лучших, наиболее эффектив ных форм и методов воспитания; четкую структуру рабочих орга нов, занимающихся вопросами на ставничества и строгий контроль за всей проводимой работой; ор ганизацию учебы рабочих педа гогов, стимулирование деятельно сти участников и организаторов движения наставничества. Особо следует остановиться на деятельности администрации и профкома Челябинского трактор ного завода. Ежегодно коллектив принимает в свои- рабочие ряды более тысячи юношей и девушек. На заводе наставники закрепля ются: — за всеми подростками, выпу скниками и учащимися профтех училищ, проходящими производ ственную практику; — за всеми молодыми рабо чими в возрасте до 24 лет, впер вые пришедшими на производство или ранее не работавшими по из бранной профессии; — за невыполняющими нормы выработки; - за рабочими, нарушающими трудовую дисциплину или склон ными к нарушениям. Наставничество в отрасли раз вивается, ориентируясь на конк ретные задачи каждого коллекти ва и все крепче опирается на ини циативу активистов. На предприятиях Ростовской области усилия наставников тесно связаны с соревнованием под де визом «Работать без отстающих». Передовиков производства за крепляют за каждым, кто не справляется с заданием и доби ваются общего подъема. Повсеместно получила распро странение инициатива наставни ков Москвы и Белоруссии по при нятию совместно с молодыми ра бочими социалистических обяза тельств, направленных на овладе ние молодежью передовых мето дов и приемов, достижение прои- изводительности труда кадровых рабочих, дальнейшее ее коммуни стическое воспитание, профессио нальное и нравственное воспита ние. На предприятиях отрасли Лит вы, Ворошиловградской, Курган ской, Челябинской и ряда других областей повышению эффективно сти наставничества способствует разработка и осуществление до говоров содружества наставников и подшефных, совместных счетов экономии и бережливости, конк ретные планы ускорения социаль ной и профессиональной адапта ции молодежи в трудовых кол лективах. В наши дни наставнику мало быть хорошим знатоком своего дела, технически грамотным спе циалистом. Он должен владеть и основами педагогики, психологии, разнообразными формами и мето дами работы с молодежью. На Харьковском тракторном заводе наставники занимаются в народном университете по двух годичной программе. К препода ванию основ педагогики и психо логии здесь привлечены руково дители и ведущие специалисты предприятия, ученые харьковских вузов. Большую помощь настав никам призваны оказывать завод ские многотиражки, клубные уч реждения, библиотеки. Советам наставников необходимо поддер живать с ними тесную связь, со ставить совместные планы, чтобы придать пропаганде опыта луч ших систематический характер. В условиях постоянного роста благосостояния советских людей, увеличения свободного времени с особой остротой встает проблема наиболее разумного использова ния молодежью своего досуга. По данным социологических ис следований, недельный фонд сво бодного'времени у молодежи, ра ботающей на промышленных предприятиях, составляет в сред нем 37 часов, т. е. приближается к величине рабочего времени. И от того, какова структура сво бодного времени, во многом за висит уровень образования моло дых рабочих, их идейно-полити ческая закалка, гражданская зре лость и нравственный облик. Од нако исследования показывают, что свое свободное время мо лодежь не всегда использует эф фективно. Почти 80 процентов молодых рабочих тратят его на просмотры телепередач и про слушивание радиопрограмм. Зна чительная часть молодежи еще не научилась правильно распоря жаться своим свободным време нем. Поэтому проблема правиль ного использования свободного времени, формирования разумных и здоровых потребностей моло дых людей должна волновать нас не в меньшей мере, чем забота о росте их производственной квали фикации, трудовой деятельности. Большую роль в вЬспитании культуры свободного времени, ис пользовании егб для гармонично го развития личности могут и должны сыграть наставники. Основополагающим принципом работы наставника должно быть органическое сочетание воспита ния с привлечением подшефного в активную общественную полез ную деятельность. Воспитание и практическое участие в труде, в общественных делах — это две стороны единого процесса форми рования нового человека. Одно из условий эффективно сти работы с молодежью — ее комплексность. Стройная систе ма подготовки кадров на заводе, которая начинается еще за сте нами предприятия, в подшефных школах, затем продолжается в ПТУ и на заводе. Гласность, от крытое обсуждение успехов и промахов, участие руководителей в политико-воспитательной работе в низовых коллективах, забота о благоприятных условиях труда, быта и отдыха создают обстанов ку, в которой новички быстро на ходят свое место в общем рабо чем строю. Л. ТИЩЕНКО, мл. н. с. Кировоградского НИО ЦНИИТЭИтракторо- сельхозмаша.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz