Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

Кировец. 1984 г. (г. Липецк)

стр, 2 а « К И Р О В Е Ц» ВЕРЕН СЕБЕ В Е Т Е Р А Н В грозовом 4 1942 году восем­ надцатилетний сельский паренек Василий Юров был призван в Красную Армию. И вскоре стал наводчиком орудия в 659 истре­ бительно-противотанковом полку. Проверку на стойкость он про­ шел на Курской дуге. Вспо­ миная после войны эти дни, он относит их к самым трудным в своей жизни. Отличившегося в сражении сержанта вскоре направили в военное училище. Срок обучения —год, программа обучения на­ сыщена до отказа, но выручил боевой опыт. По окончании учи­ лища Юрову было присвоено первое офицерское звание. И снова — на фронт. В июле 1944 года, в качестве командира огневого взвода 3 гвардейской Краснознаменной, орденов Суворова и Нахимова зенитно-артиллерийской дивизии, он принимает участие в операции по освобождению Белоруссии. Нередко зенитчики располагались у переднего края, на удалении не более километра, и действова­ ли в непосредственной близости от противника. Задачи были мно­ гогранны: борьбу приходилось вести не только с самолетами, делающими по 15—20 заходов в день, но и с вражескими танка­ ми и пехотой. Умело воевал Ва­ силий Федорович Юров. Он вло­ жил свою солдатскую долю в освобождение Польши, ее столи­ цы — Варшавы; прошел с боя­ ми Германию. Не забыл Василий Федорович бон под немецким го­ родом Кюстрин, сражение за Зе- еловские высоты... Еще в боях за Варшаву Васи­ лий Федорович принял роту крупнокалиберных пулеметов, и к окончанию войны на ее счету было уже тринадцать сбитых вражеских самолетов. Это боль­ шой воинский успех, если учесть, что рота находилась на переднем крае, прикрывая огневые пози­ ции зенитного полка и стрелко­ вые подразделения, ведя огонь по пехоте противника. Рассказывая о войне, ее участ­ ники вспоминают обычно о за ­ помнившихся боевых эпизодах, основной же солдатский труд, атаки, недосыпания, недоедание, холод, как правило, остаются в тени. А разве не подвиг —'Стой­ ко преодолевать все это, день за днем, год за годом?.. Может, сознавая это, Василий .Федоро­ вич избегает говорить о своих личных заслугах. Настоящий труженик войны, он, тем не ме­ нее, не раз отличался в боях, проявляя храбрость и отвагу, во­ инское умение и находчивость. По заслугам гвардии лейтенант Василий Федорович Юров был награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественной войны II степени», медалями «За взятие Варшавы» и другими. Воин-по­ бедитель по-праву оставил свою подпись на стене рейхстага. В июле 51 года зрелым, сфор­ мировавшимся человеком он при­ шел в экспериментальный цех тракторного завода, где плодот­ ворно трудится по сей день. Воз­ раст позволяет Василию Федоро­ вичу выйти на пенсию, но вете­ ран войны остается в строю. То­ карь высшей квалификации сда­ ет свою продукцию с первого предъявления, добивается выра­ ботки до 120—125 процентов нормы. Его самоотверженный труд отмечен знаком ударника десятой пятилетки. Сейчас он работает в счет 1985 года. Быв­ ший воин верен своей цели — — быть на переднем крае... С. ПОРЯДИН. Нечасто, даже на нашем предприятии, в роли наладчика слож­ ного оборудования можно увидеть женщину... Но когда для нее наладка — основная профессия, тем более, на протяжении трид­ цати с лишним лет — это, согласитесь, редкость. Именно такой длительности трудовой стаж у наладчицы станков четвертого трак ­ торного цеха Клавдии Ивановны Кретининой. Богатый производст­ венный опыт, отличное знание станочного оборудования, ответст­ венное отношение к делу ставят ее наравне с лучшими мастерами наладки. 0 ее мастерстве говорит и высший квалификационный разряд. Сокращение сроков и повышение качества наладочных ра­ бот — вклад К. И. Кретининой в повышение производительности труда станочников. Он высоко оценен правительством: Клавдия Ивановна награждена орденом «Знак Почета». Н а снимке: К. И. Кретинина. Фото А. Козина. Когда сварщик Иван Иванович Черных (на снимке) уходит в от­ пуск — в прессовом цехе возни­ кает проблема: кем его заменить. Для того, чтобы справиться с выполняемым им объемом сва­ рочных работ, требуется, как ми­ нимум, трое рабочих... Вот так трудится ветеран цеха Иван Ива­ нович Черных, участник Великой Отечественной войны. Сейчас, в дни вахты памяти, он добивает­ ся очень высокой производитель­ ности труда при хорошем качест­ ве сварки. Фото А. Козина. С Г А З Е Т О Й . . . З А Р У Л Е М Впервые в нашей стране будут проводиться государственные ис­ пытания тракторов, оснащенных системой автоматического вожде­ ния. Такая система — плод творче­ ского содружества конструкторов Харьковского тракторного завода и специалистов Одесского филиа­ ла Государственного научного тракторного института (НАТИ). Она даст возможность трактори­ сту работать, не держась за руль. Лишь в конце поля нужно под­ нять и после поворота опять опустить (с помощью автомати­ ки) специальный щуп в борозду. С помощью этого щупа и систе­ мы электроники машина идет ров­ но по кромке борозды, а механи­ затору остается только иногда проверять работу плуга. Установка такой системы на тракторе обойдется недорого. За ­ то производительность машины с агрегатом повышается на пять- семь процентов, существенно улучшаются и условия труда ме­ ханизаторов. ЧТО ДАСТ РЕФОРМА ШКОЛЫ Начался новый учебный год, и средства массо­ вой информации на Западе снова подняли анти­ советскую шумиху вокруг принятой в СССР ре­ формы общеобразовательной и профессиональной школы. Комментируют положения реформы, про­ тив которых делаются наиболее злобные выпа­ ды, заведующий отделом научно-педагогической информации НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР В. С. АРАНСКИЙ, член-корреспондент Академии наук СССР М. Н. РУТКЕВИЧ и доктор философских наук Л. Я. РУБИНА. АРАНСКИЙ. Много криво- толков возникло на Западе вокруг включения школьников в производственный процесс. В буржуазной пропаганде за ­ мелькало такое клише, как «легализация» детского тру­ да в СССР. Отношение к детскому труду Советская власть определила уже на четвертый день своего суще­ ствования: 29 октября (11 ноября) 1917 г. был подписан декрет Совета Народных Ко­ миссаров о восьмичасовом ра ­ бочем дне, где подчеркива­ лось, что «малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются», что «рабочее время не достигших 14 лет не может быть про­ должительнее 6 часов в сут­ ки», что «в ночное время вос­ прещается пользоваться тру­ дом рабочих женского и муж­ ского пола в возрасте до 16 лет», и что к сверхурочным работам не допускаются лица, не достигшие восемнадцати­ летнего возраста. Советской властью молодежи была пре­ доставлена возможность бес­ платно получать образование н профессию. Советской властью была введена охрана детского труда. С тех пор прошло 65 лет. Принципы, на которых стро­ ится система охраны труда подростков в СССР, — ленин­ ские принципы, — остаются неизменными. РУБИНА. Во многих же капиталистических странах и сейчас открыто существует не­ нормированный т я ж е л ы й низкооплачиваемый детский труд. Негативное отношение прогрессивной мировой обще­ ственности к этому социаль­ ному злу хорошо известно. В реформе речь идет о тру­ де в учебных целях, посиль­ ном для здоровья, возраста и пола' школьников. И если часть этой работы будет вы­ полняться по заказам пред­ приятий, с соответствующей оплатой конкретных результа­ тов труда, это лишь усилит его воспитательное Бездейст­ вие. АРАНСКИЙ. Только в ны­ нешнем году государство за счет своего бюджета построит новые общеобразовательные школы на 818 тыс. мест. На народное образование, науку и культуру будет затрачена гигантская сумма — 46,3 млрд, рублей. Образование — часть науч­ но-технического потенциа л а общества, оно оказывает ре­ шающее воздействие на ин­ тенсификацию производства. Поэтому и затраты на разви­ тие народного образования — не просто вычет из нацио­ нального дохода; это вложе­ ния, которые приносили и приносят все более ощути­ мый народнохозяйственн ы й эффект. Расчеты показывают, что, например, за последние двад­ цать лет ассигнования на все виды обучения увеличились у нас в 3,7 раза, а прибавка к национальному доходу, кото­ рой обернулись эти вложения, выросла более чем в четыре раза. РУТКЕВИЧ. Во все времена главной задачей школы была подготовка молодежи к само­ стоятельной жизни. И чем лучше школа ее решает, тем завиднее складывается судь­ ба ее выпускников. Шаг, ко­ торый делает наша страна, а именно соединение всеобщего образования с такой же все­ общей профессиональной под­ готовкой, — диктуется требо­ ваниями современного этапа научно-технического и соци­ ального прогресса. Переход ко всеобщему сред­ нему образованию был завер­ шен у нас в стране несколько лет назад. Сегодня молодой человек может выбирать, что заканчивать — общеобразова­ тельную дневную или вечер­ нюю школу, среднее профес­ сионально-техническое учили­ ще или техникум. Все они да­ ют среднее образование, а тем самым — право и воз­ можность продолжать учебу в вузе. Техникумы и ПТУ дают плюс к этому профес­ сию, школы же—лишь пред- профессиональную подготов­ ку, которой явно недостаточ­ но. Требования сегодняшнего дня вызывают к жизни орга­ низацию такого обучения в школе, которое позволило бы выпускникам быть квалифици­ рованными работниками и включаться в сферу произво­ дительного труда без допол­ нительного доучивания. РУБИНА. Для этого, в частности, надо освободить школьную программу (особен­ но в старших классах) от за ­ громождающего ее второсте­ пенного усложненного мате­ риала. За счет этого увеличи­ вается время на трудовое обучение, причем это будет уже не игра в работу, как к сожалению, порой бывало до сих пор, а настоящий, обще­ ственно полезный производи­ тельный труд. Труд серьез­ ный, квалифицированный и потому интересный для под­ ростка. При этом — обратите вни­ мание — даже в старших классах на трудовое обучение отведено реформой лишь 4 часа в неделю, в то время как на общеобразовательные дис­ циплины — 31 час. Таким об­ разом, школа была и остается прежде всего школой общеоб­ разовательной. Если же говорить о дефи­ ците трудовых ресурсов в стране, то эти 4 часа, как вы сами понимаете, не снимут проблему. РУТКЕВИЧ. Судите сами: в результате обсуждения в окончательный проект рефор­ мы внесено свыше 100 допол­ нений и корректив. Так, в проекте' говорилось: сколько именно выпускников неполной средней школы дан­ ного района пойдет в ПТУ, а сколько останется, будет оп­ ределяться, во-первых, в соот­ ветствии с требованиями на­ родного хозяйства и, во-вто­ рых, с учетом наклонностей и способностей самих учеников. В окончательной же редак­ ции сделано добавление: с учетом пожеланий родителей и рекомендаций педагогиче­ ских 'советов... Вопрос чрезвычайно важ­ ный! Ведь может возникать противоречие между потреб­ ностями региона в работни­ ках определенного профиля и квалификации, с одной сторо­ ны, и жизненными планами молодых людей, их способ­ ностями — с другой. Для то­ го, чтобы разрешить это про­ тиворечие с минимальным ущербом для обеих сторон (по справедливости!), нужно учитывать «за» и «против», высказанные всеми заинтере­ сованными сторонами. И обойти тут родителей и педа­ гогов никак нельзя. АРАНСКИЙ. В обсуждении проекта школьной реформы приняли участие 120 миллио­ нов советских людей, и все, что мы предпринимаем отно­ сительно преобразований со­ ветской школы, — результат напряженной коллектив ной воли, а вовсе не чье-то еди­ ничное и волевое решение, как пытаются представить де­ ло на Западе. К реформе подвела нас сама жизнь. Что же до опасений наших запад­ ных наблюдателей, что нет-де никаких гарантий в оконча­ тельной правильности наме­ ченного советской школой пу­ ти, то тут мне бы хотелось вспомнить слова К. У. Чер­ ненко, которые в полной мере объясняют наше отношение к преобразованиям, связанным со школьной реформой, «Ког­ да речь идет о живых людях, а тем более о детях, — ска­ зал он в одном из своих вы­ ступлений, —• нельзя все расписать вперед. Практика безусловно будет вносить поправки в какие-то наши на­ метки и планы, и бояться этого не следует».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz