Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
стр, 2 а « К И Р О В Е Ц» ВЕРЕН СЕБЕ В Е Т Е Р А Н В грозовом 4 1942 году восем надцатилетний сельский паренек Василий Юров был призван в Красную Армию. И вскоре стал наводчиком орудия в 659 истре бительно-противотанковом полку. Проверку на стойкость он про шел на Курской дуге. Вспо миная после войны эти дни, он относит их к самым трудным в своей жизни. Отличившегося в сражении сержанта вскоре направили в военное училище. Срок обучения —год, программа обучения на сыщена до отказа, но выручил боевой опыт. По окончании учи лища Юрову было присвоено первое офицерское звание. И снова — на фронт. В июле 1944 года, в качестве командира огневого взвода 3 гвардейской Краснознаменной, орденов Суворова и Нахимова зенитно-артиллерийской дивизии, он принимает участие в операции по освобождению Белоруссии. Нередко зенитчики располагались у переднего края, на удалении не более километра, и действова ли в непосредственной близости от противника. Задачи были мно гогранны: борьбу приходилось вести не только с самолетами, делающими по 15—20 заходов в день, но и с вражескими танка ми и пехотой. Умело воевал Ва силий Федорович Юров. Он вло жил свою солдатскую долю в освобождение Польши, ее столи цы — Варшавы; прошел с боя ми Германию. Не забыл Василий Федорович бон под немецким го родом Кюстрин, сражение за Зе- еловские высоты... Еще в боях за Варшаву Васи лий Федорович принял роту крупнокалиберных пулеметов, и к окончанию войны на ее счету было уже тринадцать сбитых вражеских самолетов. Это боль шой воинский успех, если учесть, что рота находилась на переднем крае, прикрывая огневые пози ции зенитного полка и стрелко вые подразделения, ведя огонь по пехоте противника. Рассказывая о войне, ее участ ники вспоминают обычно о за помнившихся боевых эпизодах, основной же солдатский труд, атаки, недосыпания, недоедание, холод, как правило, остаются в тени. А разве не подвиг —'Стой ко преодолевать все это, день за днем, год за годом?.. Может, сознавая это, Василий .Федоро вич избегает говорить о своих личных заслугах. Настоящий труженик войны, он, тем не ме нее, не раз отличался в боях, проявляя храбрость и отвагу, во инское умение и находчивость. По заслугам гвардии лейтенант Василий Федорович Юров был награжден орденами «Красная Звезда», «Отечественной войны II степени», медалями «За взятие Варшавы» и другими. Воин-по бедитель по-праву оставил свою подпись на стене рейхстага. В июле 51 года зрелым, сфор мировавшимся человеком он при шел в экспериментальный цех тракторного завода, где плодот ворно трудится по сей день. Воз раст позволяет Василию Федоро вичу выйти на пенсию, но вете ран войны остается в строю. То карь высшей квалификации сда ет свою продукцию с первого предъявления, добивается выра ботки до 120—125 процентов нормы. Его самоотверженный труд отмечен знаком ударника десятой пятилетки. Сейчас он работает в счет 1985 года. Быв ший воин верен своей цели — — быть на переднем крае... С. ПОРЯДИН. Нечасто, даже на нашем предприятии, в роли наладчика слож ного оборудования можно увидеть женщину... Но когда для нее наладка — основная профессия, тем более, на протяжении трид цати с лишним лет — это, согласитесь, редкость. Именно такой длительности трудовой стаж у наладчицы станков четвертого трак торного цеха Клавдии Ивановны Кретининой. Богатый производст венный опыт, отличное знание станочного оборудования, ответст венное отношение к делу ставят ее наравне с лучшими мастерами наладки. 0 ее мастерстве говорит и высший квалификационный разряд. Сокращение сроков и повышение качества наладочных ра бот — вклад К. И. Кретининой в повышение производительности труда станочников. Он высоко оценен правительством: Клавдия Ивановна награждена орденом «Знак Почета». Н а снимке: К. И. Кретинина. Фото А. Козина. Когда сварщик Иван Иванович Черных (на снимке) уходит в от пуск — в прессовом цехе возни кает проблема: кем его заменить. Для того, чтобы справиться с выполняемым им объемом сва рочных работ, требуется, как ми нимум, трое рабочих... Вот так трудится ветеран цеха Иван Ива нович Черных, участник Великой Отечественной войны. Сейчас, в дни вахты памяти, он добивает ся очень высокой производитель ности труда при хорошем качест ве сварки. Фото А. Козина. С Г А З Е Т О Й . . . З А Р У Л Е М Впервые в нашей стране будут проводиться государственные ис пытания тракторов, оснащенных системой автоматического вожде ния. Такая система — плод творче ского содружества конструкторов Харьковского тракторного завода и специалистов Одесского филиа ла Государственного научного тракторного института (НАТИ). Она даст возможность трактори сту работать, не держась за руль. Лишь в конце поля нужно под нять и после поворота опять опустить (с помощью автомати ки) специальный щуп в борозду. С помощью этого щупа и систе мы электроники машина идет ров но по кромке борозды, а механи затору остается только иногда проверять работу плуга. Установка такой системы на тракторе обойдется недорого. За то производительность машины с агрегатом повышается на пять- семь процентов, существенно улучшаются и условия труда ме ханизаторов. ЧТО ДАСТ РЕФОРМА ШКОЛЫ Начался новый учебный год, и средства массо вой информации на Западе снова подняли анти советскую шумиху вокруг принятой в СССР ре формы общеобразовательной и профессиональной школы. Комментируют положения реформы, про тив которых делаются наиболее злобные выпа ды, заведующий отделом научно-педагогической информации НИИ общей педагогики Академии педагогических наук СССР В. С. АРАНСКИЙ, член-корреспондент Академии наук СССР М. Н. РУТКЕВИЧ и доктор философских наук Л. Я. РУБИНА. АРАНСКИЙ. Много криво- толков возникло на Западе вокруг включения школьников в производственный процесс. В буржуазной пропаганде за мелькало такое клише, как «легализация» детского тру да в СССР. Отношение к детскому труду Советская власть определила уже на четвертый день своего суще ствования: 29 октября (11 ноября) 1917 г. был подписан декрет Совета Народных Ко миссаров о восьмичасовом ра бочем дне, где подчеркива лось, что «малолетние, не достигшие 14 лет, к работе по найму не допускаются», что «рабочее время не достигших 14 лет не может быть про должительнее 6 часов в сут ки», что «в ночное время вос прещается пользоваться тру дом рабочих женского и муж ского пола в возрасте до 16 лет», и что к сверхурочным работам не допускаются лица, не достигшие восемнадцати летнего возраста. Советской властью молодежи была пре доставлена возможность бес платно получать образование н профессию. Советской властью была введена охрана детского труда. С тех пор прошло 65 лет. Принципы, на которых стро ится система охраны труда подростков в СССР, — ленин ские принципы, — остаются неизменными. РУБИНА. Во многих же капиталистических странах и сейчас открыто существует не нормированный т я ж е л ы й низкооплачиваемый детский труд. Негативное отношение прогрессивной мировой обще ственности к этому социаль ному злу хорошо известно. В реформе речь идет о тру де в учебных целях, посиль ном для здоровья, возраста и пола' школьников. И если часть этой работы будет вы полняться по заказам пред приятий, с соответствующей оплатой конкретных результа тов труда, это лишь усилит его воспитательное Бездейст вие. АРАНСКИЙ. Только в ны нешнем году государство за счет своего бюджета построит новые общеобразовательные школы на 818 тыс. мест. На народное образование, науку и культуру будет затрачена гигантская сумма — 46,3 млрд, рублей. Образование — часть науч но-технического потенциа л а общества, оно оказывает ре шающее воздействие на ин тенсификацию производства. Поэтому и затраты на разви тие народного образования — не просто вычет из нацио нального дохода; это вложе ния, которые приносили и приносят все более ощути мый народнохозяйственн ы й эффект. Расчеты показывают, что, например, за последние двад цать лет ассигнования на все виды обучения увеличились у нас в 3,7 раза, а прибавка к национальному доходу, кото рой обернулись эти вложения, выросла более чем в четыре раза. РУТКЕВИЧ. Во все времена главной задачей школы была подготовка молодежи к само стоятельной жизни. И чем лучше школа ее решает, тем завиднее складывается судь ба ее выпускников. Шаг, ко торый делает наша страна, а именно соединение всеобщего образования с такой же все общей профессиональной под готовкой, — диктуется требо ваниями современного этапа научно-технического и соци ального прогресса. Переход ко всеобщему сред нему образованию был завер шен у нас в стране несколько лет назад. Сегодня молодой человек может выбирать, что заканчивать — общеобразова тельную дневную или вечер нюю школу, среднее профес сионально-техническое учили ще или техникум. Все они да ют среднее образование, а тем самым — право и воз можность продолжать учебу в вузе. Техникумы и ПТУ дают плюс к этому профес сию, школы же—лишь пред- профессиональную подготов ку, которой явно недостаточ но. Требования сегодняшнего дня вызывают к жизни орга низацию такого обучения в школе, которое позволило бы выпускникам быть квалифици рованными работниками и включаться в сферу произво дительного труда без допол нительного доучивания. РУБИНА. Для этого, в частности, надо освободить школьную программу (особен но в старших классах) от за громождающего ее второсте пенного усложненного мате риала. За счет этого увеличи вается время на трудовое обучение, причем это будет уже не игра в работу, как к сожалению, порой бывало до сих пор, а настоящий, обще ственно полезный производи тельный труд. Труд серьез ный, квалифицированный и потому интересный для под ростка. При этом — обратите вни мание — даже в старших классах на трудовое обучение отведено реформой лишь 4 часа в неделю, в то время как на общеобразовательные дис циплины — 31 час. Таким об разом, школа была и остается прежде всего школой общеоб разовательной. Если же говорить о дефи ците трудовых ресурсов в стране, то эти 4 часа, как вы сами понимаете, не снимут проблему. РУТКЕВИЧ. Судите сами: в результате обсуждения в окончательный проект рефор мы внесено свыше 100 допол нений и корректив. Так, в проекте' говорилось: сколько именно выпускников неполной средней школы дан ного района пойдет в ПТУ, а сколько останется, будет оп ределяться, во-первых, в соот ветствии с требованиями на родного хозяйства и, во-вто рых, с учетом наклонностей и способностей самих учеников. В окончательной же редак ции сделано добавление: с учетом пожеланий родителей и рекомендаций педагогиче ских 'советов... Вопрос чрезвычайно важ ный! Ведь может возникать противоречие между потреб ностями региона в работни ках определенного профиля и квалификации, с одной сторо ны, и жизненными планами молодых людей, их способ ностями — с другой. Для то го, чтобы разрешить это про тиворечие с минимальным ущербом для обеих сторон (по справедливости!), нужно учитывать «за» и «против», высказанные всеми заинтере сованными сторонами. И обойти тут родителей и педа гогов никак нельзя. АРАНСКИЙ. В обсуждении проекта школьной реформы приняли участие 120 миллио нов советских людей, и все, что мы предпринимаем отно сительно преобразований со ветской школы, — результат напряженной коллектив ной воли, а вовсе не чье-то еди ничное и волевое решение, как пытаются представить де ло на Западе. К реформе подвела нас сама жизнь. Что же до опасений наших запад ных наблюдателей, что нет-де никаких гарантий в оконча тельной правильности наме ченного советской школой пу ти, то тут мне бы хотелось вспомнить слова К. У. Чер ненко, которые в полной мере объясняют наше отношение к преобразованиям, связанным со школьной реформой, «Ког да речь идет о живых людях, а тем более о детях, — ска зал он в одном из своих вы ступлений, —• нельзя все расписать вперед. Практика безусловно будет вносить поправки в какие-то наши на метки и планы, и бояться этого не следует».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz