Кировец. 1984 г. (г. Липецк)
« К И Р О В Е Ц » стр, 3 БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД: УРОК И ВНЕДРЕНИЯ НА ВЗГЛЯД ЭКОНОМИСТА Предлагаем еще одну публикацию, подготовленную по материа лам социологических исследований проблем внедрения бригадной организации труда в кузнечном цехе. В ней рассматриваются воп росы экономическою обоснования внедрении бригадного метода, возможности его совершенствования. У коллектива цеха есть все возможности для внедрения бри гадной организации и стимулиро вания труда. Этот вывод следует из анализа работы цеха за про шлый год и первый квартал ны нешнего. Здесь возросла произ водительность труда, причем, объем выпускаемой продукции был достигнут с экономней чис ленности. Постоянное сокращение затрат труда на производство продукции обусловлено совершенствованием техники и технологии и неуклон ным ростом квалификации кад ров. Совершенствование техники и технологии, в основном, не за висит от производственной бри гады, но рост квалификации — это фактор, который использует ся наиболее эффективно в бри гадной организации труда. В кузнечном цехе ведется пос тоянная работа по повышению квалификационного уровня рабо чих. Так, здесь в прошлом году повысили свою квалификацию 17 человек, половина из которых — -рабочие молотового участка. Ес ли конечные результаты работы бригады определяют фонд ее за работной платы, то в повышении квалификации всех ее членов за интересованы, как молодые ра бочие, так и опытные, квалифи цированные работники. В данном случае, работа по бригадному ме тоду дает материальные стимулы для обмена производственным опытом, повышения мастерства. Чтобы убедиться в этом — не требуется специального экономи ческого анализа. Часовая выра ботка будет повышена в первые же месяцы работы бригады лишь потому, что опытные работники будут заинтересованы в передаче I своих навыков молодым рабо чим. При проведении социологичес ких исследований на трех участ ках цеха, в том числе и на мо лотовом, были получены данные о возрастном составе рабочих. Оказалось, что 33,3 процента ра бочих этих участков не пересту пили порога 30 лет. Это еще раз подтверждает необходимость уси ления работы по повышению про фессионального мастерства. О необходимости сокращения потерь рабочего времени и о той роли, какую играют эти потери в кузнечном цехе — говорилось много. Они связаны как с рабо той оборудования, так и с несоб людением трудовой дисциплины. Особенное внимание уделяется снижению этих потерь в создава емых бригадах. Новые отноше ния, которые складываются меж ду рабочими, способствуют сок ращению потерь, связанных с на рушениями трудовой дисципли ны. При переходе на бригадный метод на молотовом участке сок ратились потерн рабочегб време ни н по другим причинам. Одна ко, там, где нет бригад, эти по тери еще велики. Сейчас потерн рабочего време ни на молотовом участке возни кают из-за поломок молотов, прессов, несвоевременного ремон та штампов, печей, крана, венти ляции, из-за неподачи заготовок (особенно для тяжелых молотов), отсутствия вспомогательного ма териала и даже из-за отказа ра бочих от работы. Главный путь устранения тако го комплекса причин — бригад ная форма организации и стиму лирования труда. Многолетний опыт предприятий машинострои тельной промышленности показы вает, что при бригадной системе улучшается управление производ ством, создаются более широкие возможности для внедрения науч ной организации труда, лучшего использования техники и матери алов, сокращения потерь рабоче го времени, усиливается матери альная заинтересованность каж дого рабочего в общих резуль татах труда. Решая вопрос об организации бригад на молотовом участке кузнечного цеха, следует исхо дить из того, что их участников должно объединять пе только место работы, но и общность процесса труда, единство произ водственного плана, чтобы они непосредственно ощущали конеч ные результаты своего труда. Исходя из профессиональной специализации раоочих молотово го пролета, необходимо, на наш взгляд, создать 2 вида бригад — специализированные и комплекс ные. Не станем в этой статье да вать конкретные рекомендации, скажем лйшь, что для преодоле ния психологического барьера при организации единой специа лизированной, сквозной бригады ее следует создавать поэтапно, начиная со звеньев, которые ох ватят рабочих отдельных смен. Более детально вопрос о созда нии той или иной бригады (комп лексной, специализированной, смежной или сквозной) должна решать заводская комиссия, в состав которой входят представи тели ведущих служб цеха, проф союзной организации, передовые рабочие. Комиссия определит участки, где целесообразнее соз дать бригады, разработает пред ложения о составе бригад, усло вия оплаты, конкретные органи зационные и технические меро приятия. Несколько слов о характере плановых заданий для будущих бригад. Нам представляется це лесообразным устанавливать на молотовом участке план по объе му производства в форме изго товленной товарной продукции и нечисленной в тоннах и рублях. Этот показатель достаточно чет ко ставит задание перед брига дой. С целью материальной заин тересованности, извлечения преи муществ специализации, внедре ния хозрасчета следует закре пить за бригадой производствен ную площадь, технологическое оборудование и увеличить в годо вом плане определенную номен клатуру деталей или операций. За показатель, характеризующий производительность труда брига ды, надо принять выработку на одного работающего. Следующий плановый показа тель — лимит численности рабо чих бригады, исходя из заданий по объему продукции и выработ ки бригады. Он необходим для того, чтобы исключить заинтере сованность отдельных рабочих в низкой производительности труда своих товарищей (иначе говоря, в высокой заработной плате за счет низкого КТУ других членов бригады). Лимит численности при выполнении задания по объему производства, тем более при его перевыполнении, усилит матери альную заинтересованность брига ды. Социологическая группа разра ботала рекомендации и по опре делению других плановых пока зателей: по фонду заработной платы, качеству продукции, по использованию оборудования и другим. Поскольку за бригадой закреп ляется определенная номенклату ра изделий, узлов, операций, то ей может быть установлен и по казатель уровня себестоимости продукции, с учетом основной за работной платы рабочих (в т. ч. вспомогательных), стоимость ма териалов, энергии и т. д. Н. ЛУКИНА, доцент, кандидат экономических наук, зав. кафедрой полит экономии, Т. ГОЛОВАНЬ, младший научный сотрудник. Лицо этого тракторостроителя хорошо знакомо многим в Лево- бережном районе — фотография бригадира вагранщиков чугуноли тейного цеха Виктора Федоро вича Нарыкова долгое время не сходила с районной Доски поче та. Не сдает позиций его бригада и в нынешнем году — производи тельность труда коллектива на 10 и более процентов превышает плановую. В этом успехе немалая заслуга бригадира вагранщиков— В. Ф. Нарыков умелый организа тор эффективного труда и гра мотный воспитатель рабочих. При мером для всех служит его тру долюбие, организованность и са модисциплина. За семь лет рабо ты у вагранки за ним закрепи лась репутация настоящего зна тока «огненной» профессии. Фото А. Козина. ПЕРВЫЕ ИТОГИ ЭКСПЕРИМЕНТА На заседании коллегии ми нистерства рассмотрен ход эк сперимента по совершенствова нию оплаты труда в конструк торских и технологических под разделениях, цель которого — по высить материальную заинтересо ванность их работников в сокра щении сроков создания и освое ния производства новых машин, снижения их металло-, энерго- и трудоемкости, выполнения боль шего объема работ меньшей чис ленностью. Эксперимент прово дится с 1984 года в производст венных объединениях «Минский тракторный завод имени В. И. Ленина», «Волгоградский трак торный завод имени Ф. Э. Дзер жинского», «Ростсельмаш», «Це- линоградсельмаш», «Харьковском моторостроительном «Серп и мо лот», Кировоградском «Красная звезда» и научно-производствен ном объединении по топливной аппаратуре двигателей «ЦНИТА». Всего в эксперименте участвуют 21 подразделение и 10 организа ций с общей численностью 4,6 тысячи человек. В процессе подготовки к новым условиям работы были расшире ны права руководителей объеди нений, конструкторских и техно логических организаций- и под разделений в применении надба вок и доплат к должностным ок ладам и систем примирования в пределах зафиксированного на 1 октября 1983 года фонда зара ботной платы, в оценках деятель ности подразделений и отдельных исполнителей. Разработаны нор мативы на конструкторские и тех нологические работы. Сейчас нор мированием охвачено от 80 до 90 процентов выполняемых работ в производственных объединениях и 60 процентов в НПО «ЦНИТА». Была проведена внеочередная ат тестация 2445 участников экспе римента. Из них повышены в должности 137, повышены окла ды 219 работникам, установлены надбавки за высокую квалифика цию — 248. 150 человек призна ны несоответствующими занимае мой должности. Итоги .шести месяцев свиде тельствуют о положительных в целом результатах эксперимента. Всеми его участниками выполне ны планы первого полугодия по созданию и освоению новой тех ники. В четырех объединениях внедрена бригадная форма орга низации и стимулирования труда конструкторов и технологов. Ею охвачено около 1200 человек. По высилось качество и сократились сроки разработки конструктор ской и технологической докумен тации. Достигнута экономия тру дозатрат по ряду разработок. Сэкономлено за полугодие 470 тысяч рублей фонда заработной платы. Половина этой суммы ис пользована на повышение долж ностных окладов (365 работни кам), установление надбавок (794 работникам), на доплаты за сов мещение должностей и досрочное выполнение работ. Максимальный размер надбавок (доплат) — 180 рублей в месяц. Вместе с тем работа в услови ях эксперимента выявила и ряд недостатков. Его участники не обеспечены в необходимых коли чествах организационной и вы числительной техникой, средства ми механизации и автоматизации инженерного труда. Слабо внед ряются системы автоматизации проектных работ и средства ав томатизации рабочих мест. Нор мативная база не охватывает все виды выполняемых работ. Конст рукторы и технологи часто отвле каются от своих прямых должно стных обязанностей. Не исполь зуются в полной мере возможно сти для повышения коллективной ответственности за конечные ре зультаты труда. Излишняя в ря де случаев осторожность в уста новлении надбавок и доплат к должностным окладам не стиму лирует повышения производи тельности труда конструкторов и технологов. Все эти недостатки приводят в конечном счете к то му, что недостаточно выполняет ся одно из главных условий экс перимента — «больший объем ра бот меньшей численностью рабо тающих» — вследствие чего не значительна экономия фонда за работной платы; препятствующая, в свою очередь, установлению ощутимых надбавок за высокую квалификацию. Коллегия предложила генераль ным директорам участвующих в эксперименте объединений устра нить отмеченные недостатки, оп ределила уровень минимальных надбавок к должностным окла дам на время выполнения отдель ных заданий не ниже 25 рублей, обратила особое внимание на от работку хозрасчетных отношений конструкторских и технологиче ских подразделений с другими службами. Техническому управ лению и Управлению организа ции труда и заработной платы предложено подготовить предло жения по расширению состава участников эксперимента. Чтобы решить задачу по под готовке для села до 1990 года 600 новых и модернизированных образцов новой техники, надо резко ускорить темпы их созда ния. Решение этой задачи во многом зависит сегодня от участ ников эксперимента, от тех ре зультатов, которых они добьют ся, от их опыта, который можно будет распространить на конст рукторско-технологические под разделения всей отрасли. В третьем квартале с. г. кол легия вновь рассмотрит вопрос о ходе эксперимента. Мо т о ры — универсалы Унифицированные двигатели- силачи для тракторов созданы учеными и производственниками Украины. Они намного повыша ют выработку этих сельскохозяй ственных машин. Первый отряд стальных пахарей е новыми ди зелями успешно завершил эксплу атационные испытания на поле вых работах. Моторы, изготов ленные харьковчанами, установле ны на выпущенных в Волгограде экспериментальных гусеничных богатырях перспективной марки «ДТ-75С». Новые 170-сильные двигатели вдвое мощнее предше ственников и по сравнению с ни ми обладают важными преиму ществами. Их массовый выпуск предусматривается наладить в будущей пятилетке. Выпуск мощных тракторов Т-330 налажен на Чебоксарском за воде промышленных тракторов — самом молодом и крупном пред приятии Чувашской АССР. На снимке: трактор Т-330 с навесным оборудованием. Фотохроника ТАСС,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz